В национальную систему стандартизации входят. Правовые основы стандартизации в России были

Национальная система стандартизации Российской Федерации

Для усиления роли стандартизации в техническом прогрессе, повышения качества, конкурентности продукции и экономичности ее производства в России была разработана и введена в действие Государственная система стандартизации (ГСС), которая начала формироваться после распада СССР и постоянно совершенствовалась. Она представляла собой комплекс взаимосвязанных правил и положений, содержала структуру органов и служб стандартизации, права и обязанности этих служб, организацию и методику проведения работ по стандартизации, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также порядок контроля за их внедрением и соблюдением.

Национальная система стандартизации включает:

I. Участников работ по стандартизации:

национальный орган по стандартизации;

научно-исследовательские организации по стандартизации;

технические комитеты по стандартизации;

разработчиков стандартов.

II. Фонд документов по стандартизации:

межгосударственные национальные стандарты;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

своды правил;

стандарты организации.

Главная цель Национальной системы стандартизации - содействовать обеспечению высоких темпов устойчивого экономического роста, динамичному и пропорциональному развитию всех отраслей промышленности и услуг.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

Конституция Российской Федерации (п. «р» ст. 71), которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. В Конституции перечислено то, что необходимо и достаточно для обеспечения суверенитета РФ, обеспечения ее целостности и неприкосновенности ее территории; установление единых для всей страны стандартов и эталонов отвечает указанным целям;

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, определяющий правовые основы стандартизации в РФ, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

нормативно-правовые акты Правительства РФ по вопросам стандартизации;

основополагающие стандарты Национальной системы стандартизации.

Характеристика основополагающих стандартов Национальной системы стандартизации

Основополагающие вопросы организации и практической деятельности в области стандартизации в Российской Федерации регламентированы в комплексе национальных стандартов, которые были приняты в 2004-2005 гг. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» - стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ.

ГОСТ Р 1.1-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности».

ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» - стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов, проведение работ по их обновлению путем внесения изменений, поправок или пересмотра, а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций и предназначен для применения коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулирующими организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций.

ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» - стандарт устанавливает общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов РФ, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам.

ГОСТ Р 1.6-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы» - этот стандарт введен впервые и содержит принципы организации и проведения экспертизы проектов национальных стандартов, организацию и проведение экспертизы проектов национальных стандартов экспертами и техническим комитетом.

ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения».

ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» - стандарт устанавливает требования к изображении знака соответствия, а также порядок его применения.

ГОСТ Р 1.10-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены» - стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, и предназначен для применения научно-исследовательскими и другими организациями и структурными подразделениями Федерального агентства.

ГОСТ Р 1.11 -99 «Государственная система стандартов Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов» - стандарт устанавливает порядок и правила проведения метрологической экспертизы проектов национальных стандартов (ГОСТ действует, но не пересмотрен).

ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения». Этот стандарт дополняет общие термины в области стандартизации, которые установлены действующим в РФ в качестве национального стандарта межгосударственным стандартом ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» с целью реализации отдельных положений Федерального закона «О техническом регулировании».

ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования» - стандарт устанавливает общие требования к оформлению уведомлений о разработке: национальных стандартов РФ, межгосударственных стандартов, разрабатываемых в РФ для применения в качестве национальных стандартов, изменений к стандартам, предложений об отмене стандартов.

ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения»;

ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»;

ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»;

ГОСТ 1.3-2004 «Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов»;

ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

Государственная система стандартизации Российской Федерации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:

1 этап - начальный (2002 г.) - состояние ГСС к моменту принятия названного закона;

2 этап - переходный (2003 - 2010 гг.) - формирование фонда технических регламентов и трансформация государственных стандартов с обязательными требованиями в национальные стандарты добровольного использования;

3 этап - заключительный (2001 г.) - окончание формирования фонда запланированных технических регламентов и национальных стандартов, гармонизированных с техническими регламентами.

Важнейшим структурным элементом ГСС являются органы и службы стандартизации.

Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет

Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В дальнейшем рассматривается деятельность Госстандарта как национального органа по стандартизации.

Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

    утверждает национальные стандарты;

    принимает программу разработки национальных стандартов;

    организует экспертизу проектов национальных стандартов;

    обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;

    осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

    создает технические комитеты по стандартизации и координируя их деятельность;

    участвует в разработке международных стандартов, обеспечивает учет интересов РФ при их принятии;

    представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

    утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации - научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт - продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).

Задача Технического комитета (далее - ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Национальная система стандартизации представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Использование национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Порядок разработки национальных стандартов состоит из следующих этапов:

1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в уведомлении должна быть информация о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить

доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может быть выше затрат на ее изготовление. Если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Причем, порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер Платы за их опубликование устанавливаются Правительством РФ.

5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для использования при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок использования таких классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области статистического учета, прогнозирования, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.

К обязанностям национального органа по стандартизации относятся:

■ создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов;

■ обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам. Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности:

■ национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам;

■ официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: » международных стандартов;

■ правил стандартизации;

■ технических регламентов;

■ документов национальной системы стандартизации;

■ национальных стандартов других государств;

■ информации о подтверждении соответствия;

■ информации о международных договорах в области стандартизации;

■ информации о правилах использования. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Согласно Закону РФ «О техническом регулировании» статья 13 к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

Национальные стандарты;

Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Стандарты организаций;

Своды правил;

Предварительные национальные стандарты;

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

Надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции; характеристики иправила осуществления процессов ее жизненного цикла : проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации,выполнения работ или оказания услуг.

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации (Росстандартом).

Национальными стандартами являются:

● действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 года (начало действия Закона РФ «О техническом регулировании»).

● вновь разработанные и утвержденные Росстандартом национальные стандарты.

Межгосударственный стандарт. Пример: ГОСТ 6033 - 80

ГОСТ 6033 - 80

Год регистрации стандарта

Регистрационный номер

Индекс межгосударственного стандарта

Национальный стандарт. Пример ГОСТ Р 8.401-99

ГОСТ Р | 8.| 4| 01| - 99

Год регистрации стандарта

Порядковый номер стандарта

Группа стандартов

Номер системы

Индекс национального стандарта

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - нормативный документ, содержащий систематизированный перечень кодов и наименований объектов классификации, разработанный и утвержденный в установленном порядке, обязательный для применения на различных уровнях управления (табл. 20).

Таблица 20- Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) (примеры)

Наименование классификатора

Краткое обозначение

Общероссийский классификатор предприятий и организаций

Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Общероссийский классификатор продукции

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

Общероссийский классификатор услуг населению

Общероссийский классификатор стандартов

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

Общероссийский классификатор единиц измерения

Правила (ПР) – документ в области стандартизации, устанавливающийобязательные для применения организационно-технические и/или общетехнические положения, порядки (правила, процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и/или описание процессов жизненного цикла продукции: проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.

Стандарты организации СТО – стандарты коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, разрабатываемые и утверждаемые ими самостоятельно, исходя из необходимости их применения.

Предварительный национальный стандарт - документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом Российской Федерации по стандартизации и срок действия которого ограничен;

На территории РФ функционируют и другие нормативные документы:

Технические условия ТУ – разрабатывают предприятия в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно: выпуск продукции малыми партиями, разовые поставки, произведения художественных промыслов и т.д. ТУ – документ нормативный и технический. В них устанавливают требования к конкретной продукции. Эти требования не должны противоречить требованиям ГОСТ Р, но могут ужесточать их.

Пример: ТУ 2145 – 170 – 34267369 - 99

ТУ 2145 – 170 – 34267369 - 99

Год утверждения

Код предприятия по ОКПО

Регистрационный номер ТУ

Группа продукции по ОКП

Индекс документа

Комплекс стандартов – совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Комплексы стандартов – это системы стандартов межотраслевого значения.

Примеры систем стандартов приведены в таблице 21.

Таблица 21 - Системы стандартов межотраслевого назначения (примеры)

Международные, региональные, национальные стандарты других стран:

а) Принятие национального стандарта, представляющего аутентичный текст международного стандарта на русском языке без изменений и дополнений - «метод обложки».

Национальный стандарт принятый «методом обложки». Пример: ГОСТ Р ISО 945 – 97

ГОСТ Р ISО 945 - 97

Год утверждения ГОСТ Р

Обозначение международного стандарта без

года его утверждения

Индекс международного стандарта

Индекс национального стандарта

б) Принятие национального стандарта, представляющего переведенный на русский язык международный документ с дополнительными требованиями к объекту стандартизации, отражающими специфику потребностей России.

Пример: ГОСТ Р 45324 – 98 (ISО 6782-92)

ГОСТ Р 45324 -98 (ISО 6782-92)

Обозначение международного стандарта

Год утверждения национального стандарта

Регистрационный номер национального стандарта

Индекс национального стандарта

Стандарты нужны для того, чтобы было с чем сравнивать и к чему стремиться. А национальные стандарты - это такой эталон, который принят на уровне государства Национальным органом по стандартизации (Росстандарт). Образцы для соответствия классифицируют по видам.

По образу и подобию стандарта

Соблюдать или не соблюдать шаблоны - дело добровольное. Но есть в повседневной жизни такие моменты, которые требуют соблюдения установленных на законодательном уровне параметров, гарантирующих качество и безопасность. В законе отражены нормы и правила использования образцов для подражания.

Идеальные шаблоны в России

В современной жизни можно то и дело услышать или увидеть ссылки на Евростандарт или эталон общемировой.

Национальные стандарты Российской Федерации применимы только в пределах нашей родины и регламентируются в соответствии с Государственным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Основные положения.

Различают по таким видам:

  • общие или основополагающие;
  • по конкретной продукции и оказанию услуг;
  • шаблоны, относящиеся к определенной деятельности;
  • единые подходы к аналитической и надзорной функции.

Трудно было бы представить нашу жизнь без соблюдения этих эталонных требований. Национальные стандарты Российской Федерации обеспечивают дисциплину, повышают ответственность.

К чему стремиться?

Итак, шаблоны, образцы для подражания - все это призвано обезопасить нас и гарантировать качество, основываясь на определенных требованиях, будь то экологическая безопасность или безопасность труда, услуги, приносящие результат и не наносящие ущерба тем, кто их потребляет, санитарные и гигиенические распоряжения к тем или иным видам продуктов, условий содержания, транспортировки, интероперабельность и заменяемость разных типов товаров, технологий, также - информационных.

Таким образом, национальные стандарты - это, прежде всего, нормативные документы, определяющие заданные параметры и свойства для продукции или услуг одного типа. Обязательной стандартизации подлежит любая деятельность и производство, когда мы говорим о:

  • благополучии и безопасности людей, сохранности материальных ценностей любого уровня принадлежности (государственного, муниципального или личного);
  • воздействии на природу, на безопасное и здоровое существования живых организмов флоры и фауны;
  • исключении таких воздействий, которые наводят на неправильные выводы со стороны потенциальных потребителей;
  • необходимости надзора со стороны органов государственного органа по соблюдению стандартов.

Стандартизация охватывает практически все стороны нашей жизни. Ее значение только возрастает. Люди стали более требовательны к выбору товаров и услуг, к качеству обслуживания, к условиям труда, хотят гарантии.

ГОСТы - это звучит современно

ГОСТы никто не отменял, они по-прежнему в цене и актуальны, пожалуй, как никогда. А с 1 июля 2017 года введены в практику многие новейшие образцы для подражания в области пищевой промышленности. Уже в силе официальные бумаги, касающиеся технических условий и ГОСТа на методики измерения. Перечень ГОСТов и область их применения опубликована на специальных сайтах для всех заинтересованных лиц.

Для обычного потребителя важно увидеть, к примеру, на этикетке со сливочным маслом, указание на ГОСТ. То есть, потребитель видит, что масло произведено в соответствии со стандартом, определяющим натуральность и качество продукта. Если этот продукт не соответствует ГОСТу именно для сливочного масла, значит, называться он должен как-то иначе. То же касается творога, молока. Многие производители колбасных изделий также стали брать ориентир на ГОСТы, потому что видят, что покупатель отдает все чаще предпочтение продукции с гарантией.

Хотя это вовсе не означает, что производители ограничены в своих действиях. Цель их работы - быть лучше других, сохранять конкурентоспособность. А это значит, что ГОСТ и технические условия - это только часть обязательной программы действий. Остальное производитель может дополнить креативными решениями.

Образцы соответствия по отраслям

Существуют ГОСТы по отраслям, по инженерно-технологическим сообществам, по предприятиям, по разным другим организациям. Конечно, в разработке таких шаблонов участвуют профильные специалисты, обладающие опытом и большой подготовкой, имеющие немалый научно-технический потенциал, заслужившие авторитет. Принимаются такие образцы только в том случае, если они оптимально учитывают интересы всех предприятий. Они согласовываются с государственными органами управления. Иначе нельзя - отраслевые стандарты становятся законом, который придется соблюдать на практике.

Итак, при принятии отраслевого стандарта:

  • учитывают дату его введения;
  • регистрируют по всем правилам;
  • государственные органы, принявшие стандарты, информируют о них, издают или переиздают;

Соблюдать эти стандарты обязаны те предприятия, которые находятся в подчинении у государственного органа, принявшего стандарт. Все остальные могут соблюдать отраслевые стандарты на добровольной основе.

Разработчики стандартов

Главное действующее лицо в создании стандартов - это Росстандарт. У него очень важная миссия:

  • Представлять родину на мировых форумах и собраниях по созданию идеальных образцов для подражания, принимать активное участие в воплощении общемировых эталонов с учетом интересов нашей родины. Иногда международные стандарты идут вразрез с нашими стандартами и надо найти компромисс.
  • Вести работу с национальными стандартами. Это значит, разбираться в самой программе по разработке, организовывать экспертизу проверки, утверждать стандарты, опубликовывать их в средствах массовой информации и на сайтах, утверждать специальный знак - его изображение, означающее соответствие стандарту.
  • Организовывать и курировать их деятельность.
  • Следить за тем, чтобы отвечала интересам нашей экономики, соответствовала материальной базе и служила техническому прогрессу. Это важнейшая цель при разработке любых шаблонов и штампов.

Росстандарт свои функции и задачи реализует благодаря органам стандартизации в РФ. К ним относятся:

  • Технические комитеты, функция которых разработать стандарты по конкретным видам работ, услуг, стандартизировать технологии.
  • Различные институты, занимающиеся исследованиями, их два десятка.
  • Федеральные органы по стандартизации.
  • Службы стандартизации предприятий.

У всех обозначенных организаций есть свои конкретные задачи и границы компетенции.

Как разрабатывают шаблоны и образцы?

Национальные стандарты - это свод требований, необходимых в определенных случаях к обязательному исполнению. Но и сами эталоны требуют строгого подхода к их созданию. Существуют требования к их формулировке, построению, составлению. А также к обозначению специальными знаками. Все это тоже регламентировано ГОСТом. При разработке стандартов нужно обязательно указывать в содержании:

  • краткое содержание и «лицо» официальной бумаги;
  • содержание и введение;
  • наименование и сфера внедрения;
  • сноски на нормативы;
  • расшифровка обозначений и сокращений;
  • требования, нормы, правила и характеристики;
  • приложения и библиографические данные.

Национальные стандарты и своды правил носят заявительный характер. Подать такую заявку могут те организации, что занимаются разработкой шаблонов. К примеру, различные предприятия, общественные объединения, государственные органы и организации. Важный момент - обосновать необходимость разработки требуемого шаблона. Причем, заявивший даже может предоставить собственное видение этого эталона.

Где применяют?

Применение национальных стандартов имеет достаточно широкую географию. Применять его можно добровольно, а в некоторых случаях он становится обязательным. Обязательство наступает, когда:

  • изготовитель решил использовать знак, обозначающий соответствие с национальным стандартом;
  • в контракте отражена ссылка на стандарт предоставляемых услуг или качество товаров или на какой-то другой стандарт;
  • товар производится по заказу государственных служб и организаций;
  • изготовитель решил сертифицировать свою продукцию;
  • национальный стандарт используется как доказательство прямого отношения к техническому регламенту;
  • проектировщик пожелал отразить соответствие стандарту, чтобы подчеркнуть основанного на многолетнем опыте.

У потребителя услуг и товаров складывается определенное мнение, если есть ссылка на национальный стандарт. То есть, если продукция или услуга сертифицированы, соответствуют стандарту, то меньше риска потратить деньги впустую.

Ключевой момент экономической политики

Национальные стандарты - это еще и инструменты для экономического роста в стране. От грамотной системы стандартизации зависит эффективность работы всех предприятий, субъектов хозяйственной деятельности и федеральных органов исполнительной власти, что в целом отражается на развитии государства, поэтому трудно переоценить роль такой масштабной работы.

Конечно, задачи и стандарты можно поставить самые высокие. Но воплощению их в жизнь будут препятствовать недостаточный уровень материально-технической базы, кадровый дефицит, низкое финансирование тех или иных работ, несовершенство правовой и нормативной базы национальной системы стандартизации.

Подводя итоги

Однако при общей глобализации мировой экономики, интеграции во всех областях придется так или иначе повышать эталоны качества и давать стопроцентные гарантии. Иначе не угнаться за мировым прогрессом. Сама жизнь заставляет идти в ногу со временем.



Поделиться