Виды контроля. Объекты судебной экспертизы

Контроль подразделяется на внешний и внутренний, внутренний управленческий и ревизию.

Внутренний контроль предусмотрен Уставом организации, фирмы, когда предусмотрено создание ревизионной комиссии на фирме, штатного аудитора-бухгалтера, приглашенный аудитор по договору с оплатой за оказание фирме консалтинговых, юридических или аудиторских услуг.

Внутренний управленческий учет осуществляется руководителями и контролирует выполнение распоряжений, инструкций: должностных, технологических, общесанитарных, противопожарных, противоэпидемиологических и других. Внешний контроль могут осуществлять государственные, международные контролирующие организации и негосударственные контролирующие органы, такие как союз потребителей, профсоюзы, аудиторские фирмы и компании, экспертные бюро, сертификационные, лицензионные и другие общественные объединения.

Внешний контроль разнообразен, имеет элементы механизма контроля на стадии получения сведений и выявления нарушений.

Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в виде разрешения или согласия на совершение (много) разового доступа, Аккредитация - устанавливается для осуществления контроля образовательной деятельности, обязательной сертификации брокерской работы. Аккредитация является результатом изучения или проверки с точки зрения способности эффективно и качественно осуществлять установленную деятельность.

Экспертиза - проводится при контрольной деятельности для оценки продукции, оценки процедур после экспертных исследований по научно-обоснованным методикам в экспертных лабораториях и центрах. Выставление стационарных и временных постов на контролируемых объектах применяют в сферах особо важного контроля, например санитарного и эпидемиологического, на таможнях, налоговые посты на спиртоводочных предприятиях.

Сертификация продукции и услуг - это подтверждение того, что продукция соответствует требованиям ГОСТа, показателям качества для защиты потребителя от недобросовестных производителей, контроля безопасности, создания благоприятных условий для предпринимателей на рынке.

Контроль с сертификацией проводится за счет испытаний и проверки соответствия стандарта и заявленного качества.

Сертификат безопасности, выдаваемый заявителю, подтверждает соответствие условий труда и техники безопасности при изготовлении продукции.

Обязательная сертификация устанавливается специальными законами на особо опасных производствах, добровольная сертификация продукции проводится по инициативе производителя и за его счет с целью подтверждения, что данная продукция соответствует требованиям стандартов, ТУ и рецептур.

Формы реагирования контролирующих органов на нарушения многообразны, они включают полномочия в виде пресечения выявленных нарушений.

Реализация таких полномочий предусматривает представление предписаний, ограничений, и запретов на определенные виды деятельности, наложение штрафов, уничтожение вредной продукции, заявление исков в суд.

Маркирование осуществляется на товарах и продукции, поступающих в торговлю, строительство и защищает продукцию от подделок. Разновидностью маркировки являются акцизные марки, клеймо.

Идентификационные обозначения и регистрация позволяют контролировать субъекты в налоговой инспекции, регистрировать ценные бумаги и договора, интегральные и микросхемы, внешнеторговые сделки.

Существуют формы негосударственного контроля между субъектами и потребителями, работодателями и профсоюзами. Лизингодатели осуществляют контроль за соблюдением условий договора как общественного контроля.

Внутрикорпоративный контрольно-коллективный контроль участников или потребителей вида услуг (у риэлтеров), участников рынка ценных бумаг.

Саморегулирование - это контроль за исполнением своими членами коллектива или участие в защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Контроль несут как общественные объединения, так и инвесторы и физические лица.

Широкий смысл в понятие «контроль в управлении» вкладывается при определении его как проверки соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. Здесь подчеркивается функциональное назначение контроля, его возникновение на определенной стадии управленческого процесса.

Взгляд на контроль как на завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными, является прочно установившейся точкой зрения в научной литературе.

Весьма распространен также взгляд на контроль только как на способ, механизм, обеспечивающий сравнение результатов с поставленными задачами. Контроль сводится к сравнению фактических результатов с установленными показателями и к принятию в случае необходимости корректирующих мер. Столь узкое понимание контроля приводит подчас к тому, что он не выполняет предназначенной ему роли. Имеется ряд примеров, когда контроль сводится к простой проверке правильности арифметических подсчетов (например, обоснованности итогов в кассовых отчетах, платежных ведомостях на выплату заработной платы и т. д.).

В ряде случаев контроль связывают с организацией обратных связей: «Место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения. Механизм обратной связи составляет сердцевину контроля.

Довольно часто контроль рассматривается как деятельность по выполнению принятых решений: «Контроль - это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы»1 В этом определении обращает на себя внимание не только широкая комплексная трактовка контроля, но и довольно полный набор основных категорий, относящихся к контролю. Это контрольная деятельность, нормы контроля, объект и субъект контроля, отклонение от норм контроля и др.

Довольно распространенным является взгляд на контроль как на функцию управления производством: «Функция контроля является аналитической. Она осуществляет наблюдение за течением производственных процессов и ходом выполнения производственной программы, сравнивает величины контролируемого параметра с заданной программой, фиксирует результаты сравнения в форме, удобной для использования»2. Здесь вводится также понятие «контролируемый параметр», который, как мы увидим позже, является важным элементом контроля.

Широта и узость трактовки понятия контроля зависят не только от включаемых в его определение элементов, но и от объекта контроля. Например, можно говорить о контроле за всей деятельностью предприятия и о контроле качества продукции.

Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах: 1)

контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность; 2)

контроль как завершающая стадия процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи; 3)

контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и довершения.

Данный подход к раскрытию содержания понятия «контроль в управлении» не претендует на охват всех черт, характеризующих это понятие. Здесь отражены только наиболее важные черты, позволяющие перейти к рассмотрению ключевых понятий контроля.

К видам контроля, где субъектом выступает организации с участием человека, относится государственный, общественный, народный, партийный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль.

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп; различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Контроль, в котором субъектом является руководитель производством, начальник цеха, директор предприятия или объединения; руководитель подразделения или службы. В зависимости от категорий руководителей и задачи контроля целесообразно различать типы контроля.

Любой конкретный вид контроля, например, контроль руководителя производства, имеет некоторые общие для всех конкретных видов контроля признаки. С помощью определенного набора этих признаков или характеристик проводится различение одного вида контроля от других видов. Такими характеристиками или признаками могут служить: задача контроля, объект и субъект контроля, типы и общие методы контроля.

Понятие «общие методы контроля» является еще одной важной характеристикой, позволяющей различать конкретные виды контроля. Среди общих методов контроля целесообразно различать следующие: метод предварительного контроля, метод направляющего контроля, метод фильтрующего контроля, метод последующего контроля.

Существует четыре метода контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции, метод направляющего контроля - в течение всего хода операции, метод фильтрующего контроля - к определенной дате в ходе хозяйственной операции, метод последующего контроля - после завершения операции.

Здесь показаны все методы в действии. На деле же используется какой-либо один метод или их комбинация.

Предварительный контроль начинается задолго до начала какого-либо целеустремленного действия. Задача контроля в этом случае заключается в выяснении целесообразности самого действия в целях предупреждения неверных или необоснованных действий.

Направляющий контроль применяется от начала целеустремленного и до достижении требуемого результата. В ходе действия происходит непрерывное измерение и оценка состояния и поведения контролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом завершения целеустремленного действия.

Метод фильтрующего контроля подобен фильтру, воротам, проходя через эти «ворота», действие может быть остановлено или продолжено. Если ход процесса не соответствует установленным нормам контроля, то «ворота» захлопываются и не пропускают действие до тех пор, пока оно не будет приведено в соответствие с установленными требованиями.

Метод последующего контроля, или метод контроля по результатам, проводится после завершения действия на основе сравнения его с существующими нормами контроля.

Все четыре метода контроля могут быть использованы, чтобы контролировать работу предприятия в целом или какую-либо важную операцию.

На основе рассмотренных четырех основных методов контроля в дальнейшем используются более конкретные методы измерения, оценки и корректировки состояния объекта контроля.

Выделенные выше отдельные признаки контроля позволяет сравнивать различные виды контроля, выявлять специфику каждого вида и сферу его применения в системе управления производством. На этой основе создается возможность проектирования систем контроля отдельных объектов управления. Такие системы свободны от дублирования одних и тех же сфер контроля одинаковыми видами контроля, поскольку вышеприведенные характеристики позволяют точно очертить сферу действия каждого вида контроля.

Различение видов контроля осуществляется на основе классификации. Любая классификация проводится путем выделения какого-либо признака или основания, а также некоторого набора таких признаков или оснований.

Существует множество оснований или признаков для различения отдельных видов контроля. В литературе встречаются, например, следующие признаки или основания: время осуществления, применяемые формы и методы, сфера и объекты контроля; классификация задач, методологическая основа классификации; задачи, масштабы, время. С помощью признаков или оснований проводится характеристика конкретных видов контроля, то есть обобщающая характеристика каждого отдельного вида контроля, что служит базой для сравнения их между собой. На базе этого сравнения и строится классификация видов контроля.

Проведем общую характеристику вида контроля с помощью признаков или оснований контроля, рассмотренных выше. Анализ различных видов контроля позволяет сделать вывод о целесообразности включения в систему таких признаков или оснований следующих: субъект и объект контроля; задача контроля и тип контроля; общие методы контроля. На рис. приведена схема общей классификации видов контроля.

Конкретная видовая характеристика контроля начинается с описания задачи контроля. При этом особо важно выделение двух черт, характеризующих задачу контроля. Во-первых, характер субъекта, поставившего задачу контроля. Субъект может быть внешним или внутренним по отношению к объекту контроля. Во-вторых, какой является эта задача контроля - общей или частной.

На основании характеристики задачи контроля выделяются линейный, функциональный и операционный типы контроля. Таким образом, тип контроля является обобщенным признаком или основанием для характеристики вида контроля. Другим таким основанием, или признаком, является один или несколько общих методов контроля - предварительный, направляющий, фильтрующий, последующий.

Два выделенных основания, или признака, наложенные на объект контроля, состояние и поведение которого измеряется, оценивается и корректируется с помощью общих и частных методов контроля, позволяют выделить конкретный вид контроля.

Характеристика вида контроля по данной логической схеме позволяет также расширить характеристику понятия контроля вообще в дополнение к характеристике понятия контроля с точки зрения происхождения, значения и смысла контроля, приведенного в предыдущей части работы. С помощью данной логической схемы проведем характеристику видов контроля в системе управления производством.

Государственный контроль осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий.

Общественный контроль осуществляется от имени общественных организаций, контрольные полномочия которых не носят, как правило, юридически властного характера.

Народный контроль представляет собой сочетание государственного контроля с общественным контролем трудящихся на предприятиях, фирмах, учреждениях и организациях.

Названные виды контроля используются во всех сферах государственной и общественной жизни. Поскольку объектом нашего исследования является управление ора- низацией и его отдельные звенья, то мы рассмотрим сферу действия этих родовых видов контроля применительно к производству. Каждый из родовых видов контроля осуществляется посредством конкретных видов контроля, представляющих собой исторически сложившуюся устойчивую форму контроля. Например, родовой вид - государственный контроль - осуществляется посредством следующих конкретных видов контроля: контроля Государственной Думы и Совета Федерации, контроля Правительства, судебного контроля, контроля прокуратуры, Госарбитража, Министерств Финансов, по налогам и сборам и другим ведомств, госинспекций. Увязывание сферы действия этих конкретных видов контроля с определенным объектом позволяет рассматривать их с конкретными субъектами контроля и давать конкретную характеристику на основе признаков, выделенных в предыдущей части работы и характеризующих более полно рассматриваемый вид контроля.

Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии. Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы. Общие цели внешнего государственного кон-

Схема общей характеристики вида контроля

троля - это выявление нарушений, ведение документирования хозяйственных операций, их правовой основы и законности проведения операций, правильности начисления заработной платы и отчислений сборов. Аудитор и контролер проверяют учет на предприятии в соответствии с инструкциями и положениями по ведению бухгалтерского учета, законами Российской Федерации, а внутрихозяйственный контроль ведется на каждом предприятии в соответствии с принятым Уставом и целями, стоящими перед системой контроля. Перед аудитором внешнего контроля стоят 7 видов задач.

Внутренний контроль предупреждает злоупотребления и нарушения и снижает степень риска. Система внутрихозяйственного контроля включает методики и процедуры 3-х категорий как гарантий соответствия целям контроля.

Управленческие методы контроля, используются администрацией фирмы за деятельностью работников и повышают эффективность внутрихозяйственного контроля 2-мя способами. Выявляются отклонения фактического производства продукции от запланированного бизнес- планом посредством адекватных корректирующих действий на всех уровнях управления компанией, поэтому персонал компании - это важный агент работы системы контроля. При внутреннем контроле необходима надежная учетная система, которая способна накапливать информацию, анализировать ее, регистрировать и предоставлять отчетность о хозяйственных операциях. При этом система учета не должна допускать повторный счет при отражении объемов реализации и других операций.

Внутренний контроль будет более эффективным, когда применяют контрольные процедуры, используют методы и правила, разработанные администрацией для достижения целей, стоящих перед компанией - 5 категорий.

При адекватном разделении обязанностей имеет важное значение 3 общих правила разделения обязанностей, которые позволяют избежать уменьшения, искажения и злоупотребления.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных ошибках, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.

Степень взаимосвязи между внутренним и внешнем контролем во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.

Внешний и внутренний контроль являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Но наряду с этим между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия по ниже перечисленным аспектам.

  • Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации
  • Глава 5. Классификация судебных экспертиз
  • Глава 6. Руководитель судебно-экспертного учреждения, его функции и полномочия
  • Глава 7. Система государственных экспертных учреждений России
  • Глава 8. Назначение судебной экспертизы Назначение судебной экспертизы в гражданском процессе
  • Назначение судебной экспертизы в арбитражном процессе
  • Назначение судебной экспертизы по уголовным делам
  • Назначение судебной экспертизы по делам об административных правонарушениях
  • Глава 9. Стадии судебно-экспертного исследования. Заключение эксперта
  • Глава 10. Особенности назначения и производства судебных экспертиз в отношении живых лиц
  • Глава 11. Оценка заключения судебного эксперта следователем и судом
  • Глава 12. Допрос эксперта, участие в нем специалиста
  • Глава 13. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного и налогового контроля
  • Глава 14. Внесудебное использование судебно-экспертных методик
  • Глава 15. Информатизация и компьютеризация судебно-экспертной деятельности
  • Раздел II. Основные классы и роды судебных экспертиз Глава 16. Судебные трасологические экспертизы
  • Судебные трасологические экспертизы следов человека
  • Судебные трасологические экспертизы следов животных
  • Судебные механоскопические экспертизы
  • Глава 17. Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений
  • Глава 18. Судебная фототехническая экспертиза
  • Глава 19. Судебная портретная экспертиза
  • Глава 20. Судебно-баллистическая экспертиза
  • Глава 21. Судебная экспертиза холодного оружия
  • Глава 22. Судебно-техническая экспертиза документов
  • Глава 23. Судебные речеведческие экспертизы
  • Судебная автороведческая экспертиза
  • Судебные лингвистические экспертизы письменных и устных текстов
  • Судебная почерковедческая экспертиза
  • Глава 24. Судебная фоноскопическая экспертиза
  • Глава 25. Судебные экспертизы веществ и материалов
  • Судебная экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий
  • Судебная экспертиза объектов волокнистой природы
  • Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов
  • Судебная экспертиза стекла и изделий из него
  • Судебные экспертизы металлов и сплавов (металловедческие экспертизы)
  • Судебная экспертиза полимерных материалов и изделий из них
  • Судебная экспертиза наркотических средств и психотропных веществ
  • Судебная экспертиза парфюмерных и косметических средств
  • Глава 26. Судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков
  • Глава 27. Судебная пожарно-техническая экспертиза
  • Глава 28. Судебная электротехническая экспертиза
  • Глава 29. Судебная дорожно-транспортная экспертиза*(273)
  • Глава 30. Судебная взрывотехническая экспертиза
  • Глава 31. Судебная строительно-техническая экспертиза
  • Глава 32. Судебные компьютерно-технические экспертизы
  • Глава 33. Судебная инженерно-технологическая экспертиза
  • Глава 34. Судебно-экономические экспертизы
  • Судебно-бухгалтерская экспертиза
  • Судебная финансово-экономическая экспертиза
  • Судебная инженерно-экономическая экспертиза
  • Глава 35. Судебно-товароведческая экспертиза
  • Глава 36. Судебно-медицинские экспертизы
  • Судебная экспертиза трупа
  • Судебно-медицинская экспертиза живых лиц
  • Судебно-медицинская экспертиза объектов биологического происхождения
  • Судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств
  • Судебно-медицинская экспертиза по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников
  • Глава 37. Судебно-психиатрическая экспертиза
  • Глава 38. Судебно-психологическая экспертиза
  • Глава 39. Судебно-биологические экспертизы Судебно-ботаническая экспертиза
  • Судебно-зоологическая экспертиза
  • Судебно-биологическая экспертиза запаховых следов человека (судебно-биологическая ольфакторная экспертиза)
  • Глава 40. Судебно-почвоведческие экспертизы
  • Судебная экспертиза почвенных наслоений на объекте-носителе
  • Судебная минералого-почвоведческая экспертиза
  • Судебная землеустроительная и судебная эколого-почвоведческая экспертиза
  • Глава 41. Судебная агротехническая (агробиологическая) экспертиза
  • Глава 42. Судебная ветеринарная и ветеринарно-токсикологическая экспертиза
  • Глава 43. Судебная экологическая экспертиза
  • Литература Литература общего характера
  • Судебная трасологическая экспертиза
  • Судебная фототехническая экспертиза
  • Судебная портретная экспертиза
  • Судебная баллистическая экспертиза
  • Судебная экспертиза холодного оружия
  • Судебно-техническая экспертиза документов
  • Судебные речеведческие экспертизы
  • Судебная фоноскопическая экспертиза
  • Судебные экспертизы веществ и материалов
  • Судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков
  • Судебная пожарно-техническая экспертиза
  • Судебная электротехническая экспертиза
  • Судебная дорожно-транспортная экспертиза
  • Судебная взрывотехническая экспертиза
  • Судебная строительно-техническая экспертиза
  • Судебные компьютерно-технические экспертизы
  • Судебно-экономические экспертизы
  • Судебно-товароведческая экспертиза
  • Судебно-медицинские экспертизы
  • Судебно-психиатрическая экспертиза
  • Судебно-психологическая экспертиза
  • Судебно-биологические экспертизы
  • Судебно-почвоведческие экспертизы
  • Судебная минералого-почвоведческая экспертиза
  • Судебная ветеринарная и ветеринарно-токсикологическая экспертиза
  • Судебная экологическая экспертиза
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Объекты судебной экспертизы

    Объект экспертного исследования - это материальный объект, содержащий информацию, необходимую для решения экспертной задачи*(30) . К объектам в судебной экспертизе законодатель относит вещественные доказательства, документы, предметы, животных, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц*(31) . К числу объектов судебной экспертизы относятся также отображения людей и животных, предметов, механизмов и агрегатов, вещества, материалы и изделия, документы и полиграфическая продукция, выделения человека, части его тела и трупы, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и многое другое.

    Объект экспертного исследования в общей теории судебной экспертизы рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из трех элементов:

    1) материальный носитель информации о данном факте, событии;

    2) источник информации о факте;

    3) механизм передачи информации от источника к носителю, другими словами, отражаемый и отражающий компоненты и механизм их взаимодействия.

    По виду носителя информации объекты судебных экспертиз можно подразделить на объекты-отображения и объекты-предметы.

    К объектам-отображениям относятся материальные образования, на которых в результате процесса следообразования, понимаемого в широком смысле слова, отобразилась информация о другом объекте или событии, явлении.

    К объектам-предметам относятся все материальные предметы - носители информации о событии в силу своего существования или наличия действительной либо возможной связи с ним.

    При осуществлении идентификационных судебно-экспертных исследований выделяют идентифицируемые объекты, т.е. объекты, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации. К ним относятся:

    1) люди (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие и проч.);

    2) различные материальные предметы (обувь, одежда, орудия преступления, транспортные средства и др.);

    3) животные, растения;

    4) участки местности, помещения и т.п. Идентифицирующими объектами, т.е. объектами, с помощью которых решается задача идентификации, могут быть:

    1) следы рук, ног, зубов и других частей тела человека, предметов его одежды, обуви, орудий взлома, частей оружия на пулях и гильзах;

    2) копии этих следов в виде слепков, отпечатков, фотоснимков;

    3) документы, где производится отождествление печатей и штампов по оттиску, лиц по почерку и проч.;

    4) участки местности;

    5) части каких-то предметов для установления их принадлежности единому целому.

    В диагностических экспертных исследованиях объекты подразделяются на диагностируемые объекты (искомые) - состояние, свойство объекта, например исправность или неисправность конкретного автотранспортного средства и диагностирующие (проверяемые) объекты - объект (автотранспортное средство) в том виде, в котором оно было обнаружено на месте происшествия, и описание в исправном состоянии.

    Исходя из их процессуального значения, объекты судебной экспертизы делят на:

    1) объекты - вещественные доказательства;

    2) объекты - образцы для сравнительного исследования;

    3) материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы.

    В зависимости от роли в процессе решения задач судебной экспертизы выделяют конечные и промежуточные или основные и вспомогательные объекты*(32) . Процесс решения экспертной задачи часто бывает многоступенчатым и состоит из решения целого ряда отдельных подзадач. Конечным или основным объектом судебной экспертизы является тот из объектов, который позволяет разрешить вопрос, поставленный перед экспертом следователем или судом. Промежуточными являются как части, стороны сложных системных объектов, являющихся основными, так и отдельные материальные образования, входящие в их состав и исследуемые при решении подзадач судебной экспертизы. Например, при решении вопроса о механизме возникновения и развития пожара промежуточными будут вопросы о природе оплавлений электрических кабелей (пожар или короткое замыкание), о степени термического воздействия на металлоконструкции, о присутствии в обугленных остатках следов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей и т.д.

    Любой объект материального мира обладает множеством свойств, образующих системы и комплексы. Свойство вещи есть то, что характеризует какую-либо ее сторону и выявляется в ее взаимоотношениях с другими вещами или явлениями*(33) . Познание их в полном объеме невозможно, обычно ограничиваются изучением лишь некоторых свойств, необходимых исследователю. Судебный эксперт, исследуя объекты, предоставленные в его распоряжение, изучает только те их свойства, которые позволяют ответить на поставленные ему вопросы.

    Различные свойства одного и того же объекта судебной экспертизы могут изучаться при производстве судебных экспертиз разных видов или даже родов и классов. Например, окурок сигареты исследуется экспертом-трасологом для выявления так называемых привычек курения (определенным образом смят мундштук сигареты и проч.). Эксперт, специализирующийся в исследовании табака и табачных изделий, обратит внимание совсем на другие свойства окурка; эксперт в области экспертизы веществ и материалов заинтересуется следом вещества, похожего на губную помаду; эксперт-дактилоскопист - следами рук и т.д.

    Свойства объекта экспертизы выражаются в признаках, каждый из которых можно рассматривать как своеобразный ин формационный сигнал. Признаки систематизируются по таким основаниям, как:

    1) происхождение: бывают: а) собственные признаки свойственные исследуемому объекту в данных условиях (например, калибр оружия); б) приобретенные, оказавшиеся присущими объекту вследствие случайного внешнего воздействия какого-либо другого объекта (например, раковины на стенках канала ствола, поверхности патронного упора и т.п.). Вторая категория признаков имеет высокое индивидуализирующее значение;

    2) природа: а) закономерные, обусловленные нормами функционирования (использования) объекта (например, следы от полей нарезов канала ствола на пуле); б) случайные, обусловленные различными внешними несущественными факторами, не поддающимися строгому учету, и не определяющими качественную характеристику изучаемых объектов (например, трассы на пулях, образовавшиеся от случайных загрязнений канала ствола);

    3) длительность, или время, в течение которого признак присущ объекту: а) устойчивые, например связанность почерка; б) неустойчивые, например размер почерка;

    4) характер: а) качественные, выражающие наличие или отсутствие у объекта экспертизы какого-либо существенного свойства (качества); б) количественные, отражающие свойство объекта, выраженное в числовой форме;

    5) наличие связи с другими признаками: а) зависимые, связанные с другими признаками, б) независимые, когда их наличие или отсутствие не связано с обязательным наличием либо отсутствием других признаков;

    6) число множества объектов, обладающих данными признаками: а) родовые (групповые) - типичные для данной совокупности объектов; б) индивидуализирующие, или присущие только данному объекту;

    7) значимость: а) существенные, обладающие максимальной значимостью для достижения цели исследования и оказывающие влияние на формирование вывода; б) несущественные, имеющие определенное значение для решения задачи судебно-экспертного исследования, но не препятствующие оценке иных признаков, положенных в обоснование вывода;

    8) отношение к объекту в целом или его части: а) общие; б) частные;

    9) значение в процессе познания: а) диагностические; б) идентификационные*(34) .

    Идентификационные и диагностические признаки характеризуют объект определенным образом и используются в целях идентификации или диагностики. Они могут отражать форму, размеры, материал объекта; его внешнее и внутреннее строение, состав, структуру, функции; какие-то присущие объекту свойства.

    Для успешного осуществления идентификации в качестве идентификационных должны выбираться признаки, отвечающие ряду условий:

    а) оригинальность, избирательность - чем оригинальнее признак, тем более неопровержимо он подтверждает тождество объекта (например, родимое пятно, заплата на рукаве);

    б) воспроизводимость признака, т.е. его способность к неоднократному отображению (например, рисунок папиллярных линий в отпечатке пальца);

    в) выраженность признака - отсутствие сомнений в его наличии (близко посаженные глаза, редкие зубы);

    г) простота обнаружения (сравните шрам, оставшийся при удалении аппендикса на животе, или шрам на щеке);

    д) относительная устойчивость, поскольку все объекты материального мира подвержены изменениям.

    У объекта может быть несколько различных признаков, выражающих одно и то же его качественное свойство (например, одни и те же признаки износа подошвенной части обуви могут отобразиться в следе по-разному - при стоянии, медленной ходьбе, беге). В этом случае говорят о вариационности признака.

    Идентификационный комплекс признаков представляет собой совокупность индивидуально-определенных, устойчивых признаков, неповторимых (или обладающих редкой встречаемостью) по их соотношению, местоположению, взаиморасположению и другим особенностям в сравниваемых объектах, и составляет идентификационное поле. Главная задача при исследовании идентификационного поля - выявление признаков и оценка их с позиции необходимости и достаточности для решения вопроса о тождестве. Временной интервал, позволяющий с учетом устойчивости и изменяемости признаков отождествляемых объектов осуществлять процесс идентификации, называется идентификационным периодом и определяется условиями хранения и эксплуатации объекта.

    Для производства многих экспертиз необходимы образцы для сравнительного исследования - объекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа, предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения*(35) . Это самостоятельный вид объектов, используемых в ходе экспертизы, отбор которых зависит от рода и вида экспертизы, характера вопросов, выносимых на ее разрешение.

    Образцы для сравнительного исследования представляют собой материальные объекты, предоставляемые эксперту для сравнения с идентифицируемыми или диагностируемыми объектами, как правило, вещественными доказательствами. В отличие от вещественных доказательств, образцы для сравнительного исследования не связаны с расследуемым событием и сами доказательствами не являются. Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества, в нужном количестве и достоверного происхождения. Под надлежащим качеством образцов для сравнительного исследования понимается выражение ими необходимых для целей экспертного исследования признаков того объекта, от которого они получены; количество образцов должно быть таким, чтобы можно было сделать вывод о необходимости или случайности этих признаков и их вариативности. Условия получения образцов для сравнительного исследования должны максимально соответствовать условиям образования исследуемого объекта*(36) .

    По характеру признаков образцы подразделяются на: а) выражающие признаки другого объекта (дактилоскопические отпечатки, стреляные пули и гильзы и т.п.); б) выражающие собственные признаки (образцы крови, слюны, почвы и др.)*(37) .

    В зависимости от времени и условий их возникновения образцы для сравнительного исследования принято подразделять на три группы.

    1. Свободными образцами являются такие, которые образовались до начала производства по делу и вне связи с ним. Они получаются при производстве обыска, выемки, осмотра, а также от подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей в порядке ст. 86 УПК (собирание доказательств). Свободные образцы в гражданском и арбитражном процессе представляются сторонами в соответствии со ст. 57 ГПК и 66 АПК ("Представление и истребование доказательств"). Например, свободными образцами почерка могут быть письма обвиняемого в совершении подлога или письма умершего, чье завещание оспаривается. Законодатель специально не оговаривает процедуру получения свободных образцов.

    2. Экспериментальные образцы в уголовном процессе отбирают в заданных условиях и получают в связи с подготовкой материалов на судебную экспертизу на основании ст. 202 УПК, например при дактилоскопировании обвиняемого для представления дактилоскопической карты в качестве материала для сравнительного исследования. Об отборе образцов для сравнительного исследования составляется постановление. В необходимых случаях изъятие образцов для сравнительного исследования производится с участием специалиста. Об изъятии образцов для сравнительного исследования составляется протокол следственного действия, в котором указываются условия, при которых получены образцы, их количество и характер, отмечаются особенности упаковки и т.д. Закон не запрещает участия эксперта для содействия собиранию объектов и образцов, необходимых экспертизе, напротив, если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом. В этом случае сведения о производстве указанного действия эксперт отражает в своем заключении.

    3. Условно-свободными являются образцы, возникшие после возбуждения дела, но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. В качестве подобных образцов могут использоваться, например, подписи обвиняемого, сделанные им в протоколах допросов.

    Подозреваемый и обвиняемый должны предоставить субъекту, назначающему экспертизу, необходимые образцы для сравнительного исследования, которыми обычно являются отпечатки пальцев и ступней ног, слепки зубов, образцы волос, крови, слюны, почерка, фонограммы голоса и иные. В исключительных случаях при отказе предоставить образцы те из них, характер которых это допускает, могут быть получены принудительно. Однако, согласно ч. 2 ст. 202 УПК, при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство.

    Аналогичные образцы можно получить и у свидетеля или потерпевшего, но лишь в том случае, когда необходимо проверить, не оставлены ли этими лицами следы на месте происшествия или на вещественных доказательствах. В необходимых случаях в изъятии образцов участвует специалист, который дает рекомендации по их качеству и способу получения, оказывает помощь в отборе и упаковке.

    При производстве по делам об административных правонарушениях ст. 26.5 КоАП предусмотрено взятие проб и образцов. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об изъятии вещей и документов в качестве образцов и проб составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП.

    Представляется, что указанный в ст. 26.5, 27.10 КоАП такой способ фиксации вещественных доказательств, как киносъемка, безнадежно устарел, не используется на практике уже многие годы и давно заменен видеозаписью.

    По не совсем понятной причине законодатель среди образцов особо выделяет образцы почерка (ч. 1 ст. 202 УПК, ч. 1 ст. 26.5 КоАП). По нашему мнению, это связано с недостаточной информированностью юристов о современных возможностях судебных экспертиз и вообще распространенностью тех или иных их родов и видов на практике. Если бы речь еще шла о подписи, а не о почерке, и то такое выделение было бы не обосновано. Ведь у живого лица при производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях весьма часто отбирается ряд других образцов (отпечатки пальцев, кровь, подногтевое содержимое, образцы голоса и речи, запаха). Исследование почерка (не подписи, поскольку это отдельный вид экспертизы) производится все реже и реже в современных условиях повсеместного использования компьютерной техники и внедрения безбумажных технологий.

    В гражданском и арбитражном процессе материалы для проведения экспертизы, в том числе и образцы для сравнительного исследования, должны быть предоставлены в распоряжение эксперта судом. Согласно ст. 57 ГПК, ст. 66 АПК суд истребует объекты, представляемые на экспертизу, у сторон, а также иных организаций и лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств*(38) .

    Норма, посвященная получению образцов для сравнительного исследования, в АПК РФ отсутствует. Неясно, почему в ГПК законодательно регламентировано только "Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе" - ст. 81. Как указывалось выше, существует огромное количество других образцов для сравнительного исследования. Попутно заметим, что статья вообще сформулирована некорректно с судебно-экспертной точки зрения, поскольку образцы почерка и образцы подписи - это далеко не одно и то же. Почерк является объектом судебной почерковедческой экспертизы, а подпись может быть объектом как судебно-почерковедческой, так и технико-криминалистической экспертизы документов. Для исследования подписи необходимо отбирать экспериментальные образцы подписей, а не почерка.

    К сожалению, в ФЗ ГСЭД, так же как и в процессуальных кодексах РФ, отсутствует понятие "проба". О взятии не только образцов, но и проб товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, упоминается только в КоАП (ст. 26.5). Но при производстве судебных экспертиз многих родов отбираются именно пробы, а не образцы.

    В отличие от образца проба отбирается от вязких, порошкообразных, жидких и газообразных объектов с разных участков объема этих объектов (с середины, края и т.д.). При этом если взятая часть объема передается эксперту для исследования без смешения с другими частями, принято говорить об отборе пробы. Если же взятые части объема объектов смешиваются и эксперту передается часть этой смеси, принято говорить о взятии средней пробы. Пробы, взятые с разных частей объекта, характеризуют эти части. Средняя проба характеризует объект в целом. Например, если изъято большое количество наркотического вещества, то на экспертизу представляются не только несколько образцов (обычно четыре-пять) с различных участков массы, но и средняя проба (50-100 г), отобранная с различной глубины и из разных мест (из всех углов и из центра). Другим примером может служить взятие пробы спирта, используемого в качестве сырья, что необходимо для проведения экспертизы по делу об использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для приготовления алкогольной продукции. Аналогичные пробы отбираются при исследовании пищевых продуктов, почвы и проч.*(39)

    Представляется, что возможность отбора проб, как и образцов, должна быть предусмотрена не только в КоАП, но и в других процессуальных кодексах, а также и в ФЗ ГСЭД.

    При производстве судебных экспертиз некоторых родов, например судебных инженерно-технических экспертиз, в процессе экспертного диагностирования может возникнуть необходимость проанализировать техническую документацию, относящуюся к объекту (взорванному, сгоревшему, после технологической аварии и др.), обобщить сведения о происшествии, касающиеся предмета экспертизы, произвести реконструкцию и моделирование процессов, явлений.

    Результативность судебной экспертизы в подобных случаях во многом определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся:

    1) протоколы осмотра места происшествия, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами;

    2) сведения о дате происшествия, месте и времени его обнаружения, погодных условиях;

    3) характеристики объекта;

    4) сведения о событиях, предшествовавших происшествию и находившихся в причинно-следственной связи с его возникновением;

    5) признаки, по которым было обнаружено происшедшее, условия обнаружения, последствия и др.

    Все эти и многие другие сведения содержатся в материалах дела, поэтому нередки случаи, когда эксперту предоставляются все материалы уголовного или гражданского дела, и эксперт сам решает, какими из них воспользоваться. Это вынуждает эксперта заниматься анализом и оценкой следственных версий и свидетельских показаний, объяснений, данных сторонами, и проч. Тем самым эксперт выходит за пределы своей компетенции. Достоверность информации, содержащейся в материалах, необходимых эксперту, ее допустимость и относимость должны быть проверены до назначения экспертизы*(40) .

    планирование и проведение экспертно-аналитических мероприятий

    Проведение экспертно-аналитических мероприятий органами внешнего финансового контроля обусловлено требованиями федерального законодательства. Такие положения есть и в Законе № 41-ФЗ для Счетной палаты Российской Федерации, и в Законе № 6-ФЗ, регулирующем деятельность контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Органы внутреннего финансового контроля полномочиями по проведению экспертно-аналитических мероприятий не обладают.

    Сам термин «Экспертно-аналитическое мероприятие» говорит о том, что в процессе его проведения используются такие методы контроля, как экспертиза и анализ. Мониторинг как метод, предполагающий постоянное наблюдение за каким-либо процессом, также может быть использован при проведении экспертно-аналитических мероприятий. Может проводиться и комплексное экспертно-аналитическое мероприятие с использованием всех подходящих для этого методов. В отличие от контрольного, экспертно-аналитическое мероприятие может проводиться как после совершения финансовых операций, так и до этого.

    Следует оговориться, что анализ с определенной условностью можно назвать методом контроля . Это, скорее, метод научного и практического познания, применяемый при любом исследовании. Но в данном случае анализ выступает инструментом, используемым при реализации законодательно установленных полномочий органов внешнего государственного финансового контроля. При этом он является не только вспомогательным методом исследования при проведении экспертиз и мониторинга, но может выступать также как самостоятельный процесс, специальный вид деятельности контрольно-счетных органов. Это проявляется, например, при осуществлении таких законодательно установленных полномочий, как анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации или анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.

    Итак, экспертно-аналитические мероприятия могут проводиться контрольно-счетными органами как:

    Комплексное экспертно-аналитическое мероприятие с использованием многих методов, проводимое в целях всестороннего исследования определенной проблемы;

    Экспертиза проекта нормативного правового акта Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, осуществляемая в процессе предварительного контроля;

    Мониторинг исполнения бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также любого другого процесса в пределах полномочий контрольно-счетного органа;

    Анализ определенного события или процесса как в его динамике, так и в отношении результатов.



    Таким образом, экспертно-аналитическое мероприятие можно определить как форму осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля с применением методов экспертизы, мониторинга и анализа (рис. 19).

    Рис. 19. Экспертно-аналитические мероприятия, проводимые органами внешнего финансового контроля

    Принципиальное отличие экспертно-аналитического мероприятия от контрольного заключается в том, что при его проведении не осуществляются контрольные действия, не составляются акты, по итогам не направляются представления и предписания. Цель экспертно-аналитического мероприятия – исследовать проблему, изложить предложения и рекомендации по ее оптимальному решению.

    При проведении экспертно-аналитических мероприятий органы внешнего финансового контроля руководствуются положениями Бюджетного кодекса, а также федеральных законов, устанавливающих соответствующие полномочия.

    Счетная палата Российской Федерации осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в соответствии с Законом № 41-ФЗ посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий. Кроме того, в числе ее функций, осуществляемых методами экспертизы и анализа, следующие:

    Подготовка предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации, а также выбор критериев и методов их оценки;



    Оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

    Оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;

    Экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и о внесении в них изменений, проверка и анализ обоснованности их показателей;

    Экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;

    Экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации.

    Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в ходе экспертно-аналитических мероприятий реализуются полномочия, установленные в Законе № 6-ФЗ:

    Экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации (проектов местного бюджета) и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

    Финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

    Экспертиза государственных программ субъекта Российской Федерации;

    Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования;

    Экспертиза муниципальных программ;

    Анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

    Подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования.

    Законами субъектов Российской Федерации (решениями представительных органов местного самоуправления) могут быть установлены и другие полномочия экспертно-аналитического характера.

    Планирование экспертно-аналитических мероприятий происходит в период составления годового плана работы органа внешнего финансового контроля. Экспертно-аналитические мероприятия включаются в него по инициативе самого органа внешнего финансового контроля, на основании поручений законодательного (представительного) органа, по предложению или запросу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования.

    Комплексные экспертно-аналитические мероприятия планируются исходя из необходимости глубокого анализа той или иной проблемы. Они требуют значительных временных и трудовых затрат, привлечения самых квалифицированных кадров. Обычно такие мероприятия возглавляются аудиторами органов внешнего финансового контроля.

    Некоторые экспертизы, требующие обязательного проведения, также могут быть запланированы заранее. Это, например, экспертизы проектов законов (решений) о бюджете, об его исполнении. Однако значительная часть экспертных работ не поддается перспективному планированию. Так, заранее невозможно предусмотреть, когда будут вноситься проекты законов (решений) о внесении изменений в бюджеты, об установлении налогов, проекты нормативных правовых актов, касающиеся расходных обязательств, в том числе долгосрочных целевых программ, и многие другие. В таких случаях данные работы включаются в план без обозначения конкретных сроков. При этом обычно указываются исполнители экспертиз. В основном, они проводятся силами сотрудников экспертно-аналитических подразделений контрольно-счетных органов.

    Мониторинг исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса обычно проводится этими же подразделениями. Это стандартное мероприятие, оно вносится в годовой план работы органа внешнего финансового контроля. В план можно внести и осуществление мониторинга других процессов, подготовку информаций и аналитических записок по разным аспектам проблем, анализ которых входит в компетенцию органов внешнего финансового контроля.

    Формулировка темы экспертно-аналитического мероприятия определяется поставленными задачами и методами, применяемыми при его проведении. Четко формулируется предмет экспертно-аналитического мероприятия. В то же время определение его объекта (объектов) зачастую вызывает затруднение. В отличие от контрольного мероприятия, он может и отсутствовать. Например, при проведении экспертизы законопроекта предметом экспертизы является сам документ, его текст. Конечно, у любого документа есть автор, но объектом экспертизы он не является.

    Точность формулировки наименования экспертно-аналитического мероприятия имеет большое значение. Его следует начинать со слов, раскрывающих суть исследования: мониторинг, экспертиза, анализ, оценка. Вряд ли можно назвать удачными наименования, начинающиеся словами подготовка заключения или подготовка аналитической записки. Ведь заключение или аналитическая записка – это наименование документов, составляемых по результатам мероприятия (экспертизы или анализа). Их подготовка – только один из этапов экспертно-аналитического мероприятия.

    Обычно при планировании работы контрольно-счетных органов экспертно-аналитическим мероприятиям уделяется меньше внимания, чем контрольным. Зато в отчетах их количество зачастую значительно больше. Так получается потому, что в число проведенных экспертно-аналитических мероприятий включают все экспертизы, даже если их результаты уместились на одной странице и сводятся к тому, что замечаний к проекту не имеется.

    Проведение экспертно-аналитических мероприятий обычно включает три этапа:

    1. Подготовка экспертно-аналитического мероприятия.

    2. Проведение экспертно-аналитического мероприятия.

    3. Оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия.

    1. Подготовка экспертно-аналитического мероприятия зависит от его темы и методов проведения. Комплексное экспертно-аналитическое мероприятие начинается после издания приказа (распоряжения) председателя органа внешнего финансового контроля. В этом документе определяются сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия, состав рабочей группы, назначается его руководитель. При подготовке к проведению мероприятия уясняются его цель, задачи, предмет, объекты, запрашивается необходимая информация, изучаются нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, касающиеся темы данного мероприятия. Итогом подготовительного периода является составление программы экспертно-аналитического мероприятия.

    В программе отражаются основания его проведения, цель, предмет и объекты мероприятия, сроки его проведения, охватываемый период, состав рабочей группы, а также перечень вопросов, на которые предстоит ответить в ходе экспертно-аналитического мероприятия. Такой подход приемлем для экспертно-аналитических мероприятий, внесенных в годовой план работы.

    Сроки проведения внеплановых мероприятий зачастую не позволяют в полном объеме осуществить необходимые подготовительные процедуры.

    В таких случаях во внутренних документах органов внешнего финансового контроля (регламентах, стандартах, инструкциях, методиках) для проведения экспертиз, мониторинга и анализа может быть предусмотрен упрощенный режим их подготовки. Например, подготовка и проведение данных экспертно-аналитических мероприятий могут быть возложены на начальника экспертно-аналитического отдела. Поскольку он обладает необходимой информацией о ходе бюджетного процесса, историей вносимых изменений в нормативные правовые акты, то может предвидеть развитие некоторых событий и подготовиться к ним. Даже если проект вносится неожиданно, накопленная информация должна позволить подготовиться к проведению его экспертизы в кратчайшие сроки с минимальным количеством оформляемых документов.

    2. Проведение экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в соответствии с его программой (в случаях, предусмотренных внутренними документами органа внешнего финансового контроля – без таковой). Особенности проведения каждого экспертно-аналитического мероприятия обусловлены его темой, возможностями органа внешнего финансового контроля и многими другими факторами. Они определяются методиками и стандартами, разработанными в каждом конкретном контрольно-счетном органе. В следующем параграфе приводится процедура проведения экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой Российской Федерации. Общие подходы к осуществлению мониторинга в ходе бюджетного процесса рассмотрены в главе 4. В параграфе 6.4 данной главы изложены основы проведения экспертизы нормативных правовых актов.

    3. По результатам экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с федеральным законодательством оформляются отчеты или заключения . Органы внешнего финансового контроля своими внутренними документами могут уточнять, какой именно итоговый документ составляется по итогам того или иного экспертно-аналитического мероприятия. Например, по итогам экспертно-аналитических мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации в соответствии со Стандартом СФК 102, составляется отчет . Итогами экспертизы проектов нормативных правовых актов обычно являются заключения . Заключения также оформляет Контрольно-счетная палата Москвы по результатам мониторинга исполнения бюджета. По всей видимости, результатом анализа бюджетного процесса, проведение которого предусмотрено законом № 6-ФЗ, также должно являться заключение контрольно-счетного органа.

    Финские ученые назначение контроля сформу­лировали следующим образом:

    · констатация и оценка достигнутых результатов деятельности и соответствующие выводы;

    · констатация и оценка людей, содействовавших достижению результатов деятельности, и ре­зультатов, получение которых связано с поддержанием контактов и развитием, а также со­ответствующие выводы;

    · констатация и оценка осуществления и эффек­тивности мероприятий, содержавшихся в ре­шениях и планах деятельности;

    · многосторонняя констатация и оценка успеш­ности ситуационного управления, а также со­ответствующие выводы;

    · формирование обратной связи в целях оцен­ки, поощрения и информирования.

    При осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшему развитию ситуации принятия решений.

    Объекты, предмет и субъекты контроля

    Различают объекты, предмет и субъекты контроля.

    Объект контроля - то, что контролируется (эконо­мические и социальные процессы, законы, поста­новления, обращения граждан). В системе управления социально-экономическими процессами объектами контроля являются объединения, предприятия, трудовые коллективы.

    Предмет контроля - состояние и поведение объектов управления. Они характеризуются каче­ственными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами. Пред­метом контроля таких объектов, как объединения, предприятия и их отдельные элементы или части, служит их деятельность в соответствии с установ­ленными законами, нормами, решениями, поруче­ниями, т. е. определенное состояние объекта конт­роля на определенную дату.

    Субъекты контроля - человек, группа людей или организация - так же многочисленны и разнообраз­ны, как и его объекты. Отдельный человек, выступа­ющий субъектом контроля, - это, например, глава администрации, руководитель подраз­деления, тот или иной специалист и др. Групповыми субъектами контроля могут быть представительный орган местного самоуправления, его постоянные ко­миссии, администрация, ее отделы, управления и т.д.

    Цели и задачи контроля

    Цели контроля заключаются в проверке предпо­сылок, в соответствии с которыми принимаются ре­шения и программы, в проверке хода их выполнения, в обеспечении целей управления в соответст­вии с принятыми решениями.

    Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, со­поставлении его с намеченными целями, оценке ситуации и предложении при необходимости кор­ректирующих мер. Наиболее эффективен контроль в том случае, если с его помощью заблаговремен­но выявляются причины отклонений, предупреж­даются срывы, обнаруживаются неиспользованные возможности и резервы.

    Задачи контроля могут быть частными и общи­ми. Частные распространяются только на какую-то одну из сторон объекта (финансовая деятельность, достоверность отчетных данных, соблюдение зако­на и т. д.). Общие - на все стороны деятельности контролируемых объектов.

    1.2 Виды, этапы контроля

    По назначению и направленности контроль можно разделить на два вида: внутренний и внешний.

    Внутренний - это внутриведомственный, внутрипроизвод­ственный, внутриорганизационный (внутрифирменный). При внутреннем контроле субъект и объект (контроли­рующие и контролируемые органы и организации) объединены в одну систему. Этот вид контроля служит обеспечению надлежащего функциониро­вания и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль выше­стоящего органа за нижестоящим.

    Внешний контроль преследует иную цель - защиту граждан, организаций, государства и обществаот всевозможных негатив­ных последствий, которые могут наступить в результате несоб­людения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отно­шений возложенных на них обязанностей.Внешний контроль призван служить обеспечению безопасности субъектов обществен­ных отношений, защите их прав, свобод и законных интересов, безопасности и защите законных интересов государства и обще­ства в целом.В силу особой важности и значимости указанных целей именно внешний контроль составляет основное содер­жание контрольной деятельности государственных и негосудар­ственных структур.

    Среди общих методов контроля них выделяются:

    · предварительный;

    · направляющий (текущий);

    · фильтрующий;

    · заключительный.

    Предварительный контроль используется до нача­ла какой-либо операции. Его инструменты - догово­ры, стандарты, должностные инструкции, служеб­ные правила всякого рода, регламенты. Предвари­тельно контролируются ресурсы - человеческие, материальные, финансовые.

    В ходе направляющего (текущего) контроля изме­ряются фактические результаты работы, осуществ­ляется обратная связь с исполнителями, корректи­руются отклонения.

    Фильтрующий контроль применяется на опреде­ленном этапе работы. Контролируется выполнение промежуточных целей и соотнесение фактических результатов с намеченными.

    Заключительный контроль фиксирует итоговые результаты. При этом оцениваются движение к цели и отклонения, определяются санкции (вознагражде­ние или наказание), делается анализ для предотвра­щения ошибок в дальнейшем, обеспечивается мо­тивация исполнителей на будущее.

    В зависимости от задач используются линейный, функциональный и операционный контроль.

    При линейном контролируется весь объект в це­лом. Так, генеральный директор ЗАО НТФ «Медтехника» контролирует состо­яние и деятельность всех предприятий в целом.

    При функциональном контролируется не весь объект, а только часть его (например, начальником службы, отдела).

    Контроль только одной какой-либо характерис­тики состояния и деятельности предприятия назы­вают операционным.

    Суть контроля отражают содержательная, орга­низационная и технологическая характеристики.

    Организационная: кем и в каком порядке делается?

    Технологическая: как делается?

    Этапы контроля

    В процессе контроля есть три четко различимых этапа:

    1. Установление желаемого результата исполнения.

    2. Измерение фактического результата исполнения.

    3. Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов исполнения и выработка мер корректирующего воздействия.

    На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

    Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, правил, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

    Второй этап - измерение фактических результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, руководитель получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.



    Поделиться