Взаимосвязь логистики и маркетинга. Анализ логистической и маркетинговой деятельности компании Анализ маркетинговой логистики на примере

Транспортировка является важной составляющей логистического процесса и управления цепями поставок, поэтому она требует эффективного управления, что особенно проявляется в тех случаях, когда организация стремится удовлетворять запросы своих потребителей и добиваться приемлемых норм прибыли. Эффективные и производительные стратегии очень важны как для грузоотправителей, так и для грузовых перевозчиков. Грузоотправители должны хорошо знать возможности и узкие места компании в плане транспортировки на входе и выходе, уметь выбирать вид транспорта и перевозчика, заключать контракты с правильными условиями, анализировать деятельность транспортных брокеров, разбираться и вариантах перевозок собственными силами, оценивать показатели работы перевозчиков и т.д. В свою очередь, перевозчики также должны быть экспертами во многих областях, включая маркетинг, ценообразование, ведение переговоров, маршрутизацию и диспетчеризацию, понимание запросов потребителей и управление человеческими ресурсами.

Сегодня предприятия транспорта функционируют в условиях рыночной экономики - сформировался рынок транспортных услуг, усилилась конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточились требования к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей. Современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами». В структуре логистических затрат транспортные расходы составляют значительную долю - 20-40% и более, поэтому оптимизация решений в транспортировке позволит логистическому менеджменту получить значительную экономию затрат, но потребует и специального внимания.

Сегодня как никогда актуальны задачи повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. По своей сути маркетинговая логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, и обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам -- быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействие двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга - как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики - как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом.

Маркетинговую логистику можно определить как планирование, организацию, учет и контроль, анализ и регулирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между фирмой и ее рынками.

Большое значение имеют готовность к немедленной поставке товара (т.е. товар есть в наличии и может быть отправлен покупателю немедленно) и время доставки.

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование логистической деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • - рассмотреть теоретические основы организации маркетинговой логистики;
  • - провести анализ состояния российского рынка логистических услуг;
  • - изучить управление логистической деятельностью в исследуемой организации;
  • - разработать основные направления по совершенствованию управлением логистической деятельностью на предприятии с использованием инструментов маркетинговой логистики.

Объектом исследования является торгово-логистическая компания ООО «Алиди». Предмет исследования - логистическая система компании.

В ходе аналитической работы применялись методы группировки и сравнения, а также методика оценки при помощи абсолютных и относительных показателей.

При написании дипломной работы использовались законы Российской Федерации, а также монографии российских экономистов и управленцев, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах управления логистической деятельностью, а также текущие материалы и отчетность ООО «Алиди».

Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Составной частью маркетинговой политики распределения является маркетинговая логистика. Основная задача маркетинговой логистики - координация усилий участников канала распределения с целью обеспечения максимальной ценности товара для потребителей.

Маркетинговая логистика – это деятельность по управлению материальными и информационными потоками при их перемещении от производителей к потребителям, ориентированная на запросы потребителей.

Целью логистической системы является обеспечение своевременной доставки товаров в необходимое место, в нужном количестве в соответствии с запросами потребителей, а также запланированного уровня обслуживания с минимальными затратами.

Основные функции маркетинговой логистики:

1) Обработка заказов. Маркетинговая логистика начинается с заказа на покупку товара. Потребители могут делать заказы самыми различными способами: по почте, по телефону, через торговых агентов, с помощью компьютерного, электронного обмена данными или др. методами прямого маркетинга. Посредством системы обработки заказов оформляют счета-фактуры, после чего заказ передается тем, кто должен его выполнить. Соответствующие склады получают задания на упаковку и погрузку заказанного количества товара. Отсутствующие на данный момент товары на складе отмечаются как задолженность. При этом оформляются сопроводительные отгрузочные и платежные документы. Копии этих документов передаются соответствующим отделам предприятия.

Многие фирмы стремятся сократить время цикла заказ – оплата, т.е. время между получением заказа, доставкой товара и его оплатой. Этот цикл охватывает: передачу заказа торговым работником, заполнение бланков, выписывание чека покупателю, составление плана использования запасов и производства, получение оплаты. Чем длиннее этот цикл, тем ниже степень удовлетворения покупателя и доходы предприятия.

Эффективная обработка заказа выгодна как предприятию-производителю, так и его клиентам. При этом целесообразно использовать компьютеризированные системы обработки заказов, которые позволяют предприятиям снизить издержки, повысить эффективность деятельности и уровень обслуживания своих потребителей.

2) Складирование. Предприятия должны хранить свои товары на складе до момента продажи. Для быстрого выполнения заказов, предприятие должно иметь в наличии достаточный запас товаров. Хранение товаров необходимо, т.к. циклы производства и потребления зачастую не совпадают.

Предприятие должно принять решение о складах: сколько, каких и где они должны быть размещены. Чем большим количеством складов располагает предприятие, тем быстрее ее товары могут быть доставлены потребителям. Причем, необходимо соотносить уровень обслуживания потребителей с затратами на перемещение товаров.


Часть товарных запасов предприятие может хранить на самом предприятии если оно имеет свои собственные склады, или вблизи него, а остальную часть – на складах, расположенных в разных местах на арендованных площадях, на складах общего пользования или использовать обе возможности одновременно. Предприятиям легче осуществлять контроль, если оно использует собственные склады. Однако при этом уменьшаются оборотные средства и становится сложным изменение в случае необходимости местонахождения склада. Склады общего пользования взимают плату за арендуемые площади и предоставляют за отдельную плату ряд дополнительных услуг: охрана товара, упаковка, отгрузка, оформление счетов-фактур.

3) Управление товарными запасами. Уровень товарных запасов также оказывает влияние на удовлетворенность покупателей. Основной задачей относительно уровня товарных запасов является обеспечение их оптимальной величины. Поскольку чем больше товарные запасы, тем выше расходы на их поддержание, возникает и проблема устаревания товаров. Вместе с тем небольшой уровень товарных запасов может вызвать нехватку товара на складе, а следовательно – неудовлетворенность потребителей или даже его потерю, как клиента, если он предпочтет конкурента. Принимая решение об уровне товарных запасов, менеджеры должны соотносить стоимость поддержания запасов с объемами продаж и прибылью.

Существует 3 стратегии управления товарными запасами:

Фиксированный заказ;

Фиксированный интервал;

Один на один.

Сущность стратегии фиксированного заказа состоит в том, что количество заказа является постоянным, устанавливается в определенном, фиксированном размере по договоренности между поставщиком и покупателем. Переменной величиной является время заказа. Поэтому необходимо рассчитать оптимальный размер партии товара, исходя из минимизации транспортных издержек.

Точкой заказа служит момент, когда запас товаров на складе обеспечивает выполнение заказа и необходимой страховой запас.

Использование этой стратегии обусловливает необходимость осуществления регулярного контроля остатков, чтобы быть уверенным в том, что расчетное время выполнения заказа не будет нарушено.

Стратегия фиксированного интервала предполагает, что интервал между заказами является постоянной величиной, т.е. заказы должны следовать регулярно, а количество товаров каждый раз может быть разным. Размер товарных запасов на складе должен обеспечивать:

Торговлю в период между заказами;

Торговлю во время выполнения заказа;

Уровень гарантийного запаса.

К моменту истечения фиксированного интервала проводится ревизия, во время которой устанавливают количество проданных товаров и представляют заказ на данную величину.

Фиксированный интервал считается более выгодной стратегией, т.к. в этом случае более равномерно загружаются производственные мощности, эффективнее используются складские площади, не требуются значительные усилия по контролю остатков.

Стратегия «один на один» заключается в том, что к каждому изделию прикрепляется ярлык, состоящий из двух частей. В момент продажи одна половинка отрывается и отправляется на склад, другая остается у продавца, а склад, получив документ, пополняет заказ в сжатые сроки.

Эта стратегия позволяет минимизировать затраты времени на бухгалтерские операции, а запасы держать на оптимальном уровне.

4) Транспортировка. Решения относительно транспортировки товаров оказывают существенное влияние на издержки распределения, уровень цен на товары, своевременность их доставки и состояние товаров в момент их поставок, а в конечном счете, все это влияет на удовлетворенность покупателей.

Маркетологи должны принять решение относительно вида транспорта: железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный, трубопроводный. При этом необходимо учитывать следующие факторы: скорость, частотность, надежность, пропускная способность, доступность и цена. Скорость доставки обеспечивает воздушный и автомобильный транспорт. Самые низкие затраты на доставку обеспечивает водный или трубопроводный транспорт. В целом одним из самых лучших видов считается автомобильный транспорт.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, концепция и задачи маркетинговой логистики, функциональная взаимосвязь маркетинга и логистики. Организация распределения готовой продукции на предприятии с точки зрения маркетинговой логистики. Методы анализа внутренних и внешних переменных.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Функции каналов распределения. Маркетинговая характеристика и анализ деятельности ОАО "Автоагрегат", каналы сбыта. Пути повышения эффективности распределительной логистики фирмы на основе создания институциональной вертикальной маркетинговой системы.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Сущность и задачи распределительной логистики. Построение логистических цепей и каналов сбыта. Характеристика сбытовых операций ЗАО "Траст", занимающегося внешнеэкономической деятельностью, пути совершенствования распределительной логистики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2009

    Сбытовая политика фирмы, ее элементы и формы реализации. Особенности системы прямого сбыта. Организация косвенного канала сбыта. Логистика: сущность, функции и задачи логистической системы предприятия. Основные логистические операции: внешние, внутренние.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Сущность маркетинговой логистики, состав и содержание комплекса. Факторы обеспечения минимально-необходимых параметров управляемости в любой форме логистизации, параметры ее работоспособности. Повышение эффективности применения маркетинговой логистики.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Понятие, цели и функции распределительной логистики. Роль каналов сбыта в логистике распределения. Анализ логистики распределения и каналов сбыта на примере ООО "Золотой колос". Описание предприятия, предложения по совершенствованию каналов сбыта.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Теоретические особенности распределительной логистики, её задачи и функции. Анализ финансового состояния предприятия, реализация задач и функций распределительной логистики на ПКФ "Консалекс". Рекомендации по оптимизации системы распределения продукции.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

В настоящее время, учитывая современные рыночные условия и разрушительные последствия социально - экономического кризиса 90-х годов прошлого века для российского машиностроения, достаточно сложно поддерживать жизнеспособность, а тем более успешное развитие ОАО “АвтоВАЗ”. В связи с этим особенное значение для руководителей рассматриваемого предприятия имеет умение и возможность своевременно принимать верные решения, выявлять слабые стороны, отыскивать новые возможности для успешного развития предприятия. Таким образом, предприятию необходимо по-новому взглянуть на концепцию логистического маркетинга, прежде всего на те преимущества, которые дает внедрение логистического подхода применительно ко всем сферам деятельности предприятия.

Необходимо отметить, что в целях повышения конкурентоспособности ОАО “АвтоВАЗ” важной задачей руководства является создание качественных информационных связей между подразделениями предприятия и определение путей совершенствования логистической системы, то есть разработка методов улучшения и координации логистических операций, а также установления всеобъемлющего контроля над логистической деятельностью предприятия в целом на основе использования информационных сетей.

Для внедрения логистической концепции в ОАО “АвтоВАЗ” необходимостью является совершенствование подразделения логистики, которое имеет возможность выступать как организатор исполнения всех логистических операций на предприятии. В целях данной работы необходимо рассмотреть функции подразделения в сфере маркетинговой логистики, которые представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Функции подразделения в сфере маркетинговой логистики

Операции, осуществляемые подразделением в рамках рассматриваемой функции

Организация внутренних товарных потоков

упаковочные работы;

обработка грузов;

складирование;

снабжения цехов сырьем и вывоза из цехов готовой продукции.

Организации внешних товарных потоков

закупка и доставка сырья и полуфабрикатов;

поставка готовой продукции;

осуществление транспортные операций.

Осуществление расчетов для стратегического планирования

выбор поставщиков;

выбор местоположения складов;

выбор способов перевозки товара;

анализ стоимости логистических операций;

анализ транспортных тарифов;

анализ запросов клиентов.

Контроль эффективности логистических операций

оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций;

оценка и анализ производительности операций по логистике (количество грузов, полученных и отправленных в смену, затраты рабочего времени на выполнение операций и другое).

Контроль качества сервиса потребителей

оценка точности и аккуратности в выполнении заказов;

оценка соответствия уровня исполнения операций по логистике ожиданиям потребителей;

оценка характера и типичности ошибок в работе;

оценка оперативности, срочности исполнения заказов.

Контроль процесса управления логистическими операциями

оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;

оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению;

оценка способностей персонала понимать потребности заказчиков и удовлетворять их.

Необходимо отметить, что руководству предприятия нужно уделить особое внимание подбору специалистов для организации отдела логистики, так как от менеджера по логистике требуются профессиональные знания в области менеджмента, маркетинга, организации производства, информационных технологий, экономики, финансового управления.

Важным аспектом при разработке системы распределения готовой продукции является то, что предприятие осуществляет поставки своих товаров в различные регионы Российской Федерации, к числу наиболее крупных из них, основываясь на информации, полученной в отделе маркетинга, можно отнести следующие центры: Москва, Курс, Белгород, Липецк, Минск. Таким образом, клиенты предприятия находятся в различных точках нашей страны и ближнего зарубежья, что позволяет выявить необходимость использования компьютеризованной системы управления доставкой готовой продукции для разработки транспортных маршрутов и распределения затрат, которая включает в себя наборы справочников, представленные на рисунке 3.2.

Рисунок 3.1 - Содержание компьютеризованной системы доставки готовой продукции

Необходимо отметить, что в процессе использования справочника номенклатурных единиц каждому товару в рассматриваемой таблице назначаются коды распределения и величины таможенных пошлин, акцизов, страховки, складских услуг, что способствует возможности эффективного использования метода сценариев при разработке системы распределения готовой продукции на предприятии. Для реализации данной компьютеризованной системы необходимо соблюдать алгоритм расчета, который представлен на рисунке 3.2 и позволяет решать следующие задачи:

рассчитывать затраты, связанные с таможней и погрузочно - разгрузочными работами;

рассчитывать стоимость перевозки различными средствами транспорта с учетом текущей доступности каждого из них;

выводить расчеты на экран, где сотрудник отдела логистики, выдирает оптимальный способ доставки и запускает его в обработку.

Рисунок 3.2 - Схема для определения алгоритма расчета стоимости поставки

Результатом использования рассматриваемой системы в ОАО “Автоваз” является формирование бюджета доставки, рассчитываемого на основе справочной информации, при этом в конце месяца (квартала) определяются заказы, которые относятся к периоду, представленному в полученном от сторонней транспортной организации счете, и распределяются заказы на партии товаров, результатом чего является бухгалтерская проводка.

Также на предприятии целесообразно осуществить внедрение электронного исполнения заказа, то если клиентские поручения представляются в режиме “он-лайн”, следовательно все физические процессы и сопровождающие их информационные процессы объединяются под общим названием “электронное исполнение” (E - Fulfillment). Сюда относятся в первую очередь такие классические логистические процессы, как складирование, комиссионирование, перевозка, возврат приобретенного ранее товара, а также информационные процессы, которые сопровождают логистические услуги.

В заключение необходимо заметить, что руководству ОАО “Автоваз” необходимо уделять более пристальное внимание развитию предприятия в сфере распределения готовой продукции. В противном случае предприятие не сможет конкурировать с другими производителями аналогичной продукции, поскольку в современных условиях важным аспектом является не только качество самого изделия, но и скорость поставки, стоимость перевозки и качество сервиса, предлагаемого предприятием - изготовителем.

Краткое описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование логистической деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы организации маркетинговой логистики; провести анализ состояния российского рынка логистических услуг; изучить управление логистической деятельностью в исследуемой организации; разработать основные направления по совершенствованию управлением логистической деятельностью на предприятии с использованием инструментов маркетинговой логистики.

Введение 3
1. Теоретические основы маркетинговой логистики 6
1.1. Понятие, цели и функции маркетинговой логистики в организации 6
1.2. Логистическое планирование жизненного цикла продукта 15
1.3. Анализ состояния российского рынка логистических услуг 24
2. Анализ деятельности торгово-логистической компании ООО «Алиди» 32
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Алиди» 32
2.2. Анализ основных экономических показателей компании 41
2.3. Транспортно-экспедиционные операции ООО «Алиди» 47
3. Пути совершенствования маркетинговой логистики в ООО «Алиди» 59
3.1. Выбор оптимального логистического посредника ООО «Алиди» 59
3.1.1. Моделирование способа доставки и проектирование маршрута международных перевозок 59
3.1.2. Анализ факторов, условий и показателей оценки автоперевозчика 65
3.1.3. Оптимизация процессов управления транспортными перевозками в ООО «Алиди» и оценка их экономической эффективности 70
3.2. Выбор оптимального варианта складирования товаров 85
3.2.1. Расчет экономических показателей вариантов складирования 85
3.2.2. Расчет экономической эффективности строительства собственного склада 90
Заключение 94
Список использованной литературы 97



Поделиться