Загадочный язык жестов при общении. Опущенная и вскинутая голова

од жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.Язык жестов один из наиболее древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое человек производит на окружающих его людей. Жест – явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.Выразительные движения язык подсознания. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова.Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями.В общении одновременно воспринимаются и выражение лица, и жест, и поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут доминировать или дополнять.Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.Жест некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика – наглядное пособие проявления мысли.Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Преобразуйте сложноподчиненное предложение в простые с обособлением определениями. всегда ли возможно такое преобразование? 1) дорога, которая вела к

школе, показалась мне сегодня особенно длинной. 2) Я отчетливо помню все сказки, которые в детстве рассказывала бабушка. 3) Великая Отечественная война была трагедией, которая унесла тысячи человеческих жизней.4)Вырастут на свете люди, что еще не родились. 5) Слава борцам, что за правду вставали, знамя свободы высоко несли. 6) Быть может, мы - уже последние,кто дышит в Альпах прежней тишиной. 7) И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. 8)Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали.

Преобразуйте сложноподчиненное предложение в простые с обособлением определениями. всегда ли возможно такое преобразование?

1) дорога, которая вела к школе, показалась мне сегодня особенно длинной.

Можно ли любить не красивого человека? вот по этому тексту:Первый раз я задумался о том, может ли человек любить некрасивого, еще учась в школе.

Однажды меня пригласил в гости на день рождения одноклассник, у которого я до этого ни разу не был дома. Меня поразили его родители. Папа был настоящий красавец, высокий и статный, а мама по моим тогдашним меркам была очень непривлекательна, почти уродлива – толстая, невысокая, с полными губами. Я смотрел на них и не мог понять, как такой мужчина мог жениться на такой женщине. Ладно, когда они женились, возможно, она была красивее, но как можно жить с такой женой сейчас?! Ответить на этот вопрос я тогда так и не смог. То же происходит и с людьми. Пока человек для тебя чужой, единственное, что ты можешь в нем разглядеть, – это внешность. Вспомним известную поговорку: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Внутренний мир чужого человека остается за завесой его внешности. Но в близких нам людях внешность становится «прозрачной», и мы никогда не оцениваем красоту своих родных и близких. Мы видим сразу движение их душ. Это очень важно: чтобы заглянуть в душу человеку, нужно, чтобы его внешняя оболочка стала для нас «прозрачной». Пока мы не полюбим человека так, что наше отношение к нему никак не будет зависеть от его внешнего облика, душа его будет закрыта от нас. Поэтому первый признак того, что мы полюбили человека, – это то, что мы перестаем замечать его внешность. Только много позже я понял, что когда любишь, то не придаешь внешности такого значения, как раньше. Как не замечаешь, красива ли твоя мать, красив ли твой ребенок или красива ли твоя сестра. А если и замечаешь, то это никак не влияет на твои чувства к этим людям. Поэтому на вопрос: «Можно ли любить некрасивого?», отвечу утвердительно. Но скажу больше: любить некрасивого также легко, как и красивого. Просто чем больше внешность влияет на наше отношение к человеку, тем дальше мы удаляемся от настоящей любви. Привлекательная внешность может отвлекать человека от взгляда внутрь души своего избранника и тем самым несколько мешать расти истинной любви. Итак, на вопрос: «Можно ли полюбить некрасивого человека?», я бы ответил следующее: можно, если человек увидит в ближнем помимо непривлекательной внешности внутреннюю красоту и чистоту его души. Конечно, полюбить некрасивого человека может не каждый, и не сразу. Не каждый – потому что только мудрый, духовно зрелый человек, сможет отличить внешнее от внутреннего. Не сразу – потому что разглядеть внутреннюю красоту всегда труднее, чем внешнюю. Если влюбленность во внешность может вспыхнуть после первого взгляда, то внутреннюю красоту так скоро не увидишь. Замечательной иллюстрацией того, как появляется влюбленность к некрасивому человеку, является сказка «Аленький цветочек», рассказанная писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову ключницей Пелагеей. Двенадцать девушек было у чудовища в гостях, но только одна смогла разглядеть его внутреннюю красоту. Сначала привыкала она к голосу чудища, потом к виду его, пока, в конце концов, не полюбила его и не сказала: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..» Мир устроен так, что не все люди привлекательны внешне: есть не очень красивые, а есть и вовсе некрасивые. Но любить и быть любимыми хотят все. Пусть же те, кто считают себя некрасивыми, украшаются внутренней красотой. А еще пусть молятся, чтобы встретился им тот, кто увидит их красоту и полюбит их всей душой.

найдите в тексте метафору и олицетворение.(1) Нас часто учили, что любят людей с хорошими качествами, такими, как доброта, ум, смелость,

дисциплинированность. (2) Нам часто повторяли, что уважают тех, кто что-то хорошо умеет делать. (3) Значит, если ты сильный, решительный, усидчивый и умеешь хорошо отвечать на уроке, тебя есть за что любить. (4) А если ты слабый, застенчивый, неорганизованный и всё время мямлишь у доски. (5) У тебя противные оттопыренные уши, дурацкий длинный нос, абсолютно заурядные глаза, нескладная долговязая фигура. (6) Разве можно такого любить? (7) Только от одной мысли об этом у тебя портится настроение, опускаются руки. (8) Ты абсолютно уверен в том, что не можешь нравиться другим. (9) А тут приходит мама и возмущённо говорит: «Боже, ты опять не сходил в магазин! (10) На тебя совсем нельзя положиться, какой ты бестолковой… (11) Вот Петя и хорошо учится, и помогает маме. (12) А ты? (13) Что сегодня получил?» (14) И когда ты говоришь, что учительница, как всегда несправедливо, поставила тебе двойку, лицо мамы меняется, и она начинает тебе выговаривать в очередной раз, что ей так трудно с тобой. (15) Ты понимаешь, что мама тысячу раз права. (16) Ты чувствуешь себя виноватым, неорганизованным, да ещё таким непривлекательным внешне. (17) Разве можно любить такого? (18) Но ты решаешь исправиться. (19) Даёшь себе обещание хорошо учиться и помогать маме. (20) Ты открываешь учебник, начинаешь решать задачи… (21) Они слишком сложны! (22) Учебник закрывается и откладывается до лучших времён. (23) И ты видишь, что все твои старания напрасны и у тебя ничего не получится. (24) В этот момент ты ненавидишь себя. (25) Что делать дальше? (26) Неужели вся жизнь – цепь сплошных неудач и промахов? (27) Почему всё получается не так, как хочешь? (28) На эти вопросы часто не могут найти ответы и взрослые. (29) Но можно попытаться помочь себе, хотя это не так легко. (30) Одним из способов является повышение своей самооценки. (31) Что это такое? (32) Самооценка – это наше знание о себе и наше отношение к себе. (33) Если я знаю, что я уверенный и решительный человек, то я и веду себя уверенно и решительно. (34) Если я сам к себе хорошо отношусь, то и другие начинают ко мне хорошо относиться. (35) Ещё Цицерон сказал: «Насколько кто себя ценит, настолько и друзья его ценят». (36) У человека с заниженной самооценкой обычно всё валится из рук, его постоянно преследуют беды и неудачи. (37) Низкая самооценка очень мешает нам жить. (38) Человек, который заранее уверен, что ему не справиться с проблемой, стоящей перед ним, обычно всё делает так, чтобы не справиться с ней. (39) И когда всё не получается, он говорит себе: «Правильно, так и должно быть, мне это не под силу, нечего было даже браться» (40) Те люди, которые не любят себя, часто своим поведением как бы говорят другим: «То, что я говорю, не стоит внимания; то, что я делаю, скорее не правильно». (41) И другие, действительно, относятся к такому человеку несерьёзно. (42) Получается замкнутый круг, из которого нет выхода. (43) Ты не уверен в своих силах – у тебя плохо идут дела; ты плохо к себе относишься – другие относятся к тебе так же. (44) Что может быть хуже! (45) Выход один – поверить в свои силы, полюбить себя.(По А. Барышевой) Найдите в тексте олицетворение,эпитет,перифразы,не осложненные предложения,бессоюзные предложения.
Помогите хоть что нибудь,хотя бы найдите метафоры и олицетворение...

Вы находитесь на странице вопроса "что можно передать жестами всегда ли пригоден такой способ общения ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Александр Любимов


Фраза «невербальная коммуникация» звучит красиво, но из чего именно состоит эта самая «невербальная коммуникация», при помощи чего она происходит? Основные инструменты

жесты, мимика и голос.

Естественно, невербальная информация будет передаваться и при помощи позы, ритма, дыхания, направления взгляда, положения в пространстве, изменения цвета кожи и прочих вещей, но основные всё-таки жесты, мимика и голос . Начнём с жестов.

Как понять смысл жеста

Так как жесты являются языком общении, мы их вполне понимаем. Только интуитивно, бессознательно. Так что самый простой способ понять смысл жеста - это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок: руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность и т.д. - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка - наблюдать за другими людьми и стараться понять, что при помощи этого жеста они хотят передать. И что он обозначает для вас.

Зачем нужны жесты

Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать? Словами. Без этих невербальных штучек.
Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает.
Итак, что дают жесты во время общения.
Первое: они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным , задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.
Второе: жесты позволяют лучше понять содержимое . Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.
Третье: при помощи жестов можно «адресовать» информацию , сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.
Четвёртое: жесты помогают структурировать информацию . Разложить по полочкам.
Как это конкретно сделать - дальше. Но в начале немного теории.

Жесты - слова

Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть. Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.

Кинестетические и визуальные жесты

Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические.

Напоминаю, что визуальный, кинестетический и аудиальный - основные модальности восприятия. Визуальный - связанный со зрением, аудиальный - со звуком, кинестетический - с телом и чувствами. Просто типы информации и способы их обработки.

Визуальные жесты указующие - говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или «указывает» на реального человека или предмет, чтобы было понятно, о ком или чём речь: «Эта машина выглядит отлично».


Плакаты с кинестетическим и визуальным жестами.

Кинестетические жесты же передают состояние, энергию, показывают конкретное действие.
Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи обычно обозначается положение образа: «Картинка расположена вот здесь».
В большинстве случаев оценка: интересно, приятно, грустно, восхитительно, - передаётся при помощи мимики и голоса. Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи жестов, например важность . Обычно чем выше образ - тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц - ладони, руки, плеч.


Фидель Кастро и Саакашвили - оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.

При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится: если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше - для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.


Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.

Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.

Я, ты, информация

При помощи указующих жестов можно сделать важную вещь - показать,

к кому сообщение относится: к себе, слушателям или информации.

Я важен.
- Вы важны.
- Это (информация) важно.
Так как мы указываем, жесты получаются визуальные .


Я, ты, информация.

При сообщении о себе направление пальцев или кистей рук к себе.
Если про других - направление рук, пальцев на слушателя или слушателей.

Ещё это можно передать при помощи направления взгляда или подбородка.

Когда говорят о чём-то абстрактном или отсутствующем в комнате - жесты в сторону.

Красиво всё это называется «аналоговое маркирование», и о нём чуть позже.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличны - оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Жесты для понимания

Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью - без картинок текст воспринимается плохо.
Думаю: указательный палец у виска.
Слушаю: и жест на ухо.
Размышление: покачивание расслабленной ладонью в области виска
Последовательное действие: вращательные движения кистями.
А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.

Уго Чавес: «Я наблюдаю за тобой».
Александр Филиппенко: «Я думаю».
Оксана Фёдорова: «Это вот так меня достало».

Оценка

Тут достаточно однозначно описать не получится, смысл жеста будет зависеть ещё и от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего, вероятно. Как я и обещал, я буду описывать основные принципы.

Уровень важности

Визуально - чем важнее, тем выше и шире.
Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений. Можно важность показывается через «весомость» - чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто «взвешивают» чувство.


Уверенность - сомнение

Еще одна важная характеристики оценки - уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.
Сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Так же жестами «зажумчивости» - палец или рука у рта.
Уверенность - четкими направленными движениями.


Фидель Кастро: - Мы однозначно не согласны.
Михаил Жванецкий: - Непонятная штука.

Искренность

К уверенности близка демонстрация искренности: «Я верю в то, что говорю». Можно ладонью или ладонями в области сердца. Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: «От души говорю». Ещё один вариант - расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно - честно».

Само собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое.

Фидель Кастро: «Говорю от сердца».
Владимир Жириновский: «Верьте мне».
Алина Кабаева: «Я? Да никогда!»

Согласие - не согласие

Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Так же для демонстрации согласия используют «большой палец вверх» и «ОК».
Для не согласия обычно используют отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.

Иллюстраторы и манипуляторы

Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений: иллюстраторы и манипуляторы . Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить - шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле - кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.

Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи - они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение: неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение - это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.


Анжелина Джоли: «Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать».
Мила Йовович: «Я волнуюсь».

Другое дело, что когда во время разговора человек начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце - это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками. Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства: например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы сопровождая их ритмичными жестами: "Говорит, что воду цедит", "Строчит, как из пулемета" .

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.

Произнося вторую пословицу, мы производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными .

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь .

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту" , если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест . Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает "показывать пальцем" (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от "правил хорошего тона".

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: "У него тут (жест) ничего нет" , то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке...

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию" .

Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить" .

Изобразительные жесты

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)" . Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное толкование: винтовая лестница -- лестница идущая спиралью, винтообразно; рябь -- незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания . Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным .

Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

· не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

· необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене , актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими .

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:

· Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.

· Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.

· Руки в боки - символ непокорности.

· Обхватить руками голову - признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так,

· Существует жест предельности (категоричности) -- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом .

· Жест интенсивности -- рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно .

· Известен также жест отказа, отрицания -- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

· Жест противопоставления -- кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие .

· Жест разъединения, расподобления -- ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались .

· Жест объединения, сложения, суммы -- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Они хорошо сработались; Очень они подходят драг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можно победить .

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают , который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?

Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;

· не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;

· не делайте порывистых, резких движений локтями;

· не делайте слишком отрывистых жестов;

· если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;

· делайте только такие движения, которые выглядят естественно;

· если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

Вы сможете убедиться на своем опыте, что если вы свободно владеете текстом и увлеченно выступаете, то ваша жестикуляция и темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.

Выводы:

· Когда говорят о коммуникации, то, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками… Передача информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

· Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

· Существует вербальная и невербальная коммуникация.

· «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека».

· Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть общения. Порой с помощью этих невербальных средств общения можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов

· Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный -- "словесный, устный" ) общения.

· Различают: механические, ритмические, указательные, изобразительные, символические жесты.

Глава 2

Экспериментальное исследование, посвященное жестам и их влиянию на межличностную коммуникацию

2.1.Организация и методы исследования

Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения НОУ СОШ «Росинка». В исследовании принимали участие ученики 8 класса и учителя школы.

В исследовании, посвящённому жестам и их влиянию на межличностную коммуникацию, нами были поставлены следующие задачи:

· изучение особенностей применения и понимания жестов, мимики, поз учащимися школы.

· Исследование взаимосвязи употребления наиболее значимых способов и видов невербальной коммуникации с уровнем (улучшением) самопрезентации уч-ся.

· Изучение коммуникативных особенностей уч-ся и преплдавателей школы «Росинка».

Для реализации поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы и методики:

Метод наблюдения и самонаблюдения - включенное наблюдение за учащимися и педагогами школы «Росинка» по использованию жестов в общении (включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе, самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего) Использование плана наблюдения

Анкетирование - учащихся и преподавателей школы по итогам эксперимента и с целью сравнения мнения об использовании жестов учащимися и преподавателей школы с официальными источниками информации и специалистами по психологии (анкетирование – ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты) Разработка анкеты

Свободное интервьюирование с целью выявления отношения к использования жестов в самопрезентации (свободное интервью (беседа) проводиться без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы)

Тест «Является ли для вас язык жестов «говорящим»? Автор теста – С. Хромова. Цель: выяснить насколько знаком язык жестов и необходим ли он в повседневной жизни при общении. Тест представляет собой вопросник, включающий в себя 20 вопросов (в основном закрытых). Обрабатывается тест при помощи специального ключа.

Для реализации исследования мы предпринимали следующие шаги:

· Провели включенное наблюдение за учащимися и педагогами школы «Росинка» по использованию жестов в общении.

· Провели самонаблюдение в процессе общения со сверстниками и преподавателями.

· Сделали описательный анализ результатов наблюдения.

· Тестирование учащихся 7, 8, 9 классов .

· Сделали количественный и качественный анализ тестирования

· Провели анкетирование на базе эксперимента.

· Сделали обработку анкетных данных.

· Провели интервьюирование уч-ся и преподавателей школы.

· Сделали описательный анализ результатов интервьюирования.

· Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования). Разработка рекомендаций.

· Апробация результатов (подтверждение или опровержение гипотезы) – проверка рекомендаций на базе исследования. Игра «Пойми меня» (классный час в 8 кл.)

Написание окончательных выводов

2.2. Описание результатов исследования

При проведении исследования мы получили следующие результаты.

Результаты включённого наблюдения и самонаблюдения за учащимися и педагогами школа. Наблюдение проводилось на базе 8 класса.

Результаты наблюдения за учащимися:

· Во время ответов у доски не все используют жесты как вспомогательное средство коммуникации. Наиболее интенсивно жестикулируют – Дзуцева Д., Масалевич Л., Кущенко Н. Не всегда используют жесты – Хвостова К., Кузнецова Д., Живина М., Калпащикова С.

2. Вне учебной деятельности жесты используются чаще.

Результаты наблюдения за преподавателями:

· такие учителя как, часто используют жесты при объяснении нового материала. В общении друг с другом педагоги тоже используют жесты. В ходе беседы, мы выяснили, что многие применяют жесты совершенно не зная их значение и уместность применения.

Выводы:

· Учащиеся и педагоги знают о существовании жестов, но их значение и толкование не знают. Не знают и уместность их применения.

· Многие неосознанно используют жести как в повседневной жизни так ив деятельности.

Обработка данных результатов тестирования.

После проведения и обработки полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

· 12.5 % язык мимики и жестов совершенно непонятен и они никогда не задумывались над этим вопросом.

· 75 % задумывались над языком мимики и жестов, замечают его, пытаются изучить и понять. Они хотят знать правильное толкование значений жестов и научиться умело их применять.

· 12.5 % слышали, что - либо о жестах, когда – то читали литературу о жестах их значениях. Считают, что жесты играют большую роль при коммуникативном общении.

Анализ данных интервьюирования.

После проведёния интервьюирования можно сделать следующие выводы:

· Многие из педагогов знают, что существует некий язык жестов, но знают значения жестов всего 20 % опрошенных, понимать язык жестов могут только 25% . Многие неверно интерпретируют значение жестов. Считают. Что язык жестов важен и им надо умело пользоваться при общении.

· Среди детей 85 % опрошенных считают, что язык жестов не имеет никакого значения. Пользуются жестами неосознанно.

Вывод: необходимо знакомить с языком жестов и с их значением.

2.3. Словарик жестов.

Словарик жестов

Очень распространенный жест - "замок", который сразу же отражает внутреннее состояние закрытости человека различными способами: сцепляя руки, перекрещивая руки на груди, перекрещивая ноги - все это говорит о его эмоциональном напряжении в общении, он скован и закрыл себя.

Если отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то он, скорее всего либо сомневается, либо говорит неправду.

Прикрытие рта рукой или легкое касание рукой носа и рта - сокрытие истинных намерений, почесывание и потирание уха - человек уже не хочет слушать, что вы ему говорите.

Прикосновение к шее - сомнение, несогласие с тем, что вы говорите.

"Как мне все это надоело!". Если человек использует такой жест, говоря неправду, он избегает вашего взгляда и смотрит вниз. Этот жест может также служить сигналом раздражения и гнева, особенно если человек сначала с размаха хлопает себя по шее, а затем начинает ее энергично растирать.

Если руки сжаты в кулаки - человек полон негативных эмоций.

А вот когда слушателю становится скучно и он начинает расслабляться, то это проявляется в следующих жестах: подпирание ладонью щеки, постукивание пальцами по столу (это еще означает нетерпение), постукивание ногами по полу.

Когда человек подпирает щеку рукой, при этом указательный палец упирается в висок - это значит, что он оценивает то, что вы ему сказали.

Поглаживание подбородка - человек пытается принять решение.

Закидывание ноги на ногу. Обычно это означает сдержанно выжидающую позицию человека, но этот жест всегда надо рассматривать в комплексе с еще каким-либо жестом, так как его часто используют предлогом сидения на неудобных стульях и когда в помещении холодно. А вот если закидывание ноги на ногу сопровождается еще и другими жестами, тогда можно смело делать выводы.

Вальяжная поза, когда человек сидит, развалившись на стуле или кресле означает, самоуверенность, легкое пренебрежение к собеседнику, возможно - усталость. Для изменения данной ситуации - необходимо сесть подальше от оппонента так, чтобы он до вас не доставал и постоянно ему что-то показывать, тогда он будет вынужден изменить положение.

Манера сидеть "верхом" на стуле - это агрессивность и оборонительная позиция.

Манера сидеть на самом краешке стула выдает неуверенность и страх, готовность моментально сорваться со стула.

Таких людей надо сначала расположить к себе, и лишь затем начинать разговор.

Каждый раз, когда вы во время разговора скрещиваете руки на груди, это означает, что вы занимаете оборонительную позицию.

Приложенная к щеке рука означает, что человек либо над чем-то размышляет, либо что-то оценивает.

Если, отвечая на вопрос, ваш собеседник постоянно дотрагивается рукой до носа, то он, скорее всего либо сомневается, либо говорит неправду.

Жесты доверия: "купол" - пальцы соединяются наподобие купола храма. Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек абсолютно уверен в том, что он говорит.

Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - да это же хорошо знакомая авторитарная поза, поза абсолютного превосходства

Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее. Этот жест часто также означает доверие.

Когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук - расположены прямо перед ртом (рис. 27). Человек сохраняет эту позу не только пока говорит, но и пока слушает. Мы заметили, что, за очень малым исключением, такие люди играют со своими партнерами в кошки-мышки, пока те не дают им возможность раскрыть карты, указанием, на что служит убирание рук обратно на стол ладонями вверх или вниз.

Кто нервно теребит свое ухо, чтобы избавиться от гнетущей его нервозности.

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции /рис.64б/. Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время.

Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной /рис.64в/. Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть его и выбросить снова.

Самодовольные, несколько помпезные люди могут сигнализировать о таком своем состоянии походкой./рис.64г/ Их подбородок задран, руки двигается подчеркнуто интенсивно, ноги словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление. Такое "вышагивание" подобает лидеру, подчиненные которого идут на шаг сзади, как утята за уткой.

Среди многих жестов, выражающих ее, назовем окрытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: "Что вы от меня хотите?"
Другой характерный жест - расстегнутая куртка /пиджак и т. д./ Человек, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет ее в вашем присутствии.

Вы потираете рукой шею – для собеседника это сигнал: вы в раздумье. затруднение, растерянность: «Вот те раз! Что же делать?»;

Тесно сцепленные руки /рис.71а/. Этот жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха.

Опора на стол широко расставленными руками /рис.70/ - это сильный призыв "Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть что сказать!"

Другая поза - человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла (рис. 30). Представьте себя на приеме у зубного врача. человек, сидящий в такой позе, сдерживается от того, чтобы пойти на уступки.

Потирание века - это попытка мозга блокировать визуальное восприятие обмана, сомнения или лжи, а также избежать взгляда в глаза человеку, которому вы говорите неправду.

Если человек сердит или подавлен, он пытается оттянуть воротник, чтобы воздух свободно циркулировал вокруг шеи. Когда вы замечаете, что человек оттягивает воротник, спросите его: "Не могли бы вы повторить?" или попросите: "Разъясните мне этот момент подробнее". Тогда потенциальный лжец может отказаться от своей игры.

человек берет пальцы в рот, когда находится под давлением. Это бессознательная попытка вернуться к детскому ощущению безопасности, когда ребенок сосал материнскую грудь.


Как утверждают психологи, впечатление, которое мы производим, на 80% состоит из невербальной информации, а на 20% — из вербальной. Другими словами, значительно больше внимания мы обращаем на то, как человек с нами разговаривает и как при этом выглядит, на его взгляд и на его голос, чем на то, что именно он говорит. Но что такое мимика и жесты, которые передают наши навыки общения?

Развитие коммуникативных навыков

Для начала разберем, что такое мимика и жесты.

Мимика — это выражение лица человека, в котором проявляются его мысли, настроение, интересы.

Жесты — это движения человеческого тела, передающие текущие эмоции.

Жесты и мимика в совокупности представляет собой невербальную коммуникацию. Что включает в себя невербальная коммуникация рассказывает это видео:

Словами мы передаем только пятую часть всей информации. Даже если мы захотим передать словами больше информации, у нас не получится в силу специфики восприятия информации человеком.

Как ни странно, но нас до сих пор больше заботят слова, которые мы слышим в свой адрес, хотя результат общения на самом деле определяют жесты, мимика, поза, осанка, выражение лица и глаз собеседника. Вот поэтому очень важно.

Поэтому навыки общения нужно развивать с правильной осанки . Именно наша осанка выражает оптимистичное состояние или нашу подавленность, уверенность в себе и своих силах или застенчивость, угрюмость, желание властвовать или способность подчиняться.

Например, уверенные в себе люди всегда держатся прямо, а вот люди безинициативные и находящиеся на позиции подчиненных часто сутулятся.

Если вы заметили за собой, что «спина вас не держит», вам нужно научиться принимать правильную уверенную позу и держать осанку. Умение контролировать свою спину, фиксировать правильную осанку, держать свое тело, может изменить внутреннее состояние, дать заряд уверенности, энергии и позитивный настрой.

Упражнения для развития коммуникативных навыков

Следующее упражнение полезно для тех, кто не всегда держит спину прямо и считает, что над своей осанкой ему необходимо работать.

Упражнение 1 «Выпрямляем спину»

Цель этого упражнения — в течение недели выпрямлять спину, распрямлять плечи и держать высоко голову. Думайте об этом каждый час. Не позволяйте себе унывать, опускать плечи и голову. Смотреть необходимо прямо, глаза не опускать. Через несколько дней эксперимента ответьте себе на некоторые вопросы:

  • Ощущаете ли вы после нескольких дней упражнений, что ваше напряжение постепенно проходит?
  • Есть ли какие-либо изменения в отношении к вам окружающих людей? Есть ли позитивные изменения?
  • Заметили ли окружающие изменения в вашей осанке?
  • Какие еще изменения в себе и в поведении окружающих вы ощущаете?

Если вы обычно ходили с опущенными плечами, после выполнения упражнения вы должны почувствовать существенные изменения в жизни и в отношении окружающих. Вполне вероятно, у вас прибавится уверенности в себе и появится оптимистичный настрой. Возможно пару дней выполняя упражнение, вы будете чувствовать напряжение в спине, а затем прямая осанка станет для вас естественным положением и вы станете ощущать себя в этом положении комфортно и естественно.

Поэтому очень важно держать корпус прямо когда стоите, а когда разговариваете или проявляете интерес — немного наклонитесь вперед.

Упражнение 2. «Учимся использовать жесты»

Вам нужно найти такое место, где люди не могут общаться голосом. Это может быть стадион, ресторан, библиотека, стройплощадка или любое другое место. Обратите внимание на людей, как они общаются при помощи жестов а затем ответьте на следующие вопросы:

  • На ваш взгляд, насколько эффективно можно использовать жесты и мимику?
  • В чем проявляется недостаток общения, когда нельзя использовать голос?
  • Какие просьбы и требования лучше всего передавать жестами? А какие сложнее? Какие вообще невозможно выражать жестами?
  • Можно ли жестами передавать эмоции?
  • Приятен ли вам человек, который часто и активно жестикулирует?

Если вы ответственно отнесетесь к выполнению этого упражнения, вы поймете, насколько много информации можно передать жестами, и именно жестами как раз хорошо передавать свои эмоции и чувства. но жестами можно передать лишь ограниченное количество информации, эмоции, отношения и простые потребности.

Поэтому активную жестикуляцию нужно использовать лишь в общении с близкими людьми. Но в деловых беседах старайтесь не переусердствовать с жестами, а также избегайте закрытых поз, не переплетайте ноги, не скрещивайте руки на груди и не держите их в карманах.

О многом может сказать при общении жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Интересен тот факт, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, дополняет его, уточняет, а иногда замещает.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Ты у меня вот тут сидишь»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий, сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие,смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрузить пальцем, показать нос.

Жесты. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос,
что нужно для хорошего оратора, ответил так; «Жесты»,
В различных риториках, начиная с античных времен, значительное внимание было посвящено жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Кони обращает внимание значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Следует помнить о жестах, которые производят неблагоприятное впечатление. Если говорящий постоянно повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты (потирает лоб, кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу).Возможно они результат волнения говорящего.. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.


В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,эмоциональные, указательные, изобразительные и символические .

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Если понаблюдать за, журналистами, ведущими телерепортажи, то, часто мы видим, что они в такт речи делают ритмические движения рукой. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи. Произнесите, например, пословицы: Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты. Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить просьбу «Подай, пожалуйста, вон книгу», если она произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В такой ситуациях требуется указательный жест. Говорящий указательнвм жестом выделяет какой-то предмет, показывает место - рядом, наверху, там и т.п.. Способ выражения такого жеста может разниться. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела и др. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий крутит пальцем у виска, говоря: «У него не все дома», то понятно, о чем идет речь.

Бывают случаи, когда толкование жеста определяется ситуацией. Приведем пример. Идет лекция. Один из студентов, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Понятно, что он хочет узнать, сколько времени до конца лекции. Ели же лектору делают тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить». Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях (когда не желательно мешать речевым высказыванием), и тогда, когда есть предмет, вещь, на который можно указать.

Изобразительные жесты. А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите; «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать (толкование слову.: винтовая лестница - лестница, идущая cnupалью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает сам предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. Изобразительные жесты появляются в случаях:1) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 2) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 3) если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.



Поделиться