Анализ картины письмо с фронта. Описание картины лактионова письмо с фронта

Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова для учащихся школ.

Сочинение по картине Письмо с фронта 4 класс

Действие картины А. Лактионова «Письмо с фронта» происходит летним солнечным днём в небольшом городе. Через открытую входную дверь старого кирпичного дома видна улица. Вдали стоят двухэтажные дома, растут высокие деревья.

По ярко-голубому небу плывут белые пушистые облака. На крыльце дома стоит табуретка. На ней сидит семилетний мальчик. Он читает вслух письмо своего отца. Отец мальчика ушёл на фронт ещё в самом начале Великой Отечественной войны. Вот уже несколько лет он отважно сражается с фашистскими захватчиками.

Каждое его письмо сын ждёт с большим нетерпением. Письма приходят. А это значит самое главное - отец жив. Вокруг мальчика несколько слушателей: мама, соседская девочка, молодая девушка и солдат. На их лицах улыбки. Все очень рады хорошим новостям с фронта. Они внимательно слушают мальчика и вспоминают ушедших на войну своих близких людей. Всем хочется, чтобы поскорее закончилась эта страшная война.

Сочинение по картине Письмо с фронта 6 класс

Во время Великой Отечественной войны многие мужчины нашей страны уходили воевать, покидая свои дома. Со своими родными они общались в основном по переписке. Полученные с фронта письма бережно хранили и много раз перечитывали. Они были очень дороги для их получателей.

Людей в стране настолько сплотила общая беда, что со всеми своими горестями и радостями они делились с соседями. Картина А. Лактионова «Письмо с фронта» - яркий тому пример. Центральное место на картине занимают крыльцо многоквартирного жилого дома и часть подъезда. Его входная дверь широко распахнута. За ней видна городская улица с двухэтажными домами и большими деревьями.

На небе много кучевых облаков, но летний день довольно солнечный. Главный герой картины - сидящий на крыльце маленький мальчик. На вид ему не дашь больше семи лет. Со всех сторон его обступили мама, сестра, девушка и солдат. Они с большим интересом смотрят на мальчика, который читает им долгожданное письмо своего отца.

В письме отец сообщает родным о своей фронтовой жизни, о победоносном наступлении наших войск, об отваге своих однополчан и своей награде, полученной за проявленное им в бою мужество. Эти новости соседи принимают с радостью. А мальчик, гордясь своим отцом, готов читать строки из его письма снова и снова.

Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова 7 класс

А. Лактионов - известный художник. В конце Великой Отечественной войны с ним произошёл такой случай. Однажды на прогулке к живописцу обратился солдат с перебинтованной рукой и тростью. Военный искал указанный на письме адрес. Найдя нужный дом, они стали свидетелями трогательного момента получения фронтового письма. Эта сцена в дальнейшем послужила основой для картины Лактионова «Письмо с фронта».

На этой картине изображены пять человек. Они находятся у широко распахнутой входной двери старого двухэтажного дома. Роль каждого из них вполне ясна. Как и в реальной истории, письмо с фронта принёс солдат. У него перевязана рука, очевидно ранение. После госпиталя он сумел передать письмо родным своего боевого товарища. Вот только нужный дом помог найти ему не художник, а молодая симпатичная девушка с красной повязкой на руке. Мальчик, его мама и маленькая сестренка - получатели письма.

Художнику мастерски удалось передать чувство радости этих людей. На их лицах счастливые улыбки. Одни рады, что получили весточку от родного человека, другие - что помогли им её доставить. Но больше всех, конечно, радуется читающий письмо малолетний мальчик. Большую жизнерадостность картине придают и художественные приёмы: тёплый летний день, яркое солнце, белоснежные облака голубого неба. Все это нам показывает светлую новую жизнь, она продолжается.

Своё произведение живописи автор закончил уже после войны. Никто уже не получал фронтовых писем. Несмотря на это, картина завоевала огромную популярность у зрителей. Ведь тёплые воспоминания об этих счастливых моментах остались в душах наших людей на долгие годы.

картина Лактионова Письмо с фронта фото

/ / Сочинение-описание по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Александр Иванович Лактионов относится к известным и выдающимся советским художникам, работы которого чаще всего были посвящены простому народу и людям. Одной из таких творческих работ является полотно «Письмо с фронта», которое показалось на всеобщее обозрение в 1947 году.

Картина была создана на фоне душевных переживаний художника, после окончания Второй мировой войны. Все события тех лет были еще свежи в памяти.

На полотне изображена группа людей. Скорее всего, они соседи ли родственники, которые получили письмо с фронта и внимательно вслушиваются в его смысл.

Текст письма зачитывает мальчишка. Он сидит на стуле, а вокруг его окружают взрослые. Я думаю, это письмо от его отца, который находился в самом центре военных событий.

На крыльце также стоит женщина, с красной повязкой на руке. Возле двери стоит бабушка, а, напротив мальчишки изображен ветеран войны, который получил ранение и вынужден был уйти в отставку. Напротив бабушки стояла маленькая девочка, которая также внимательно, как и взрослые, слушала все новости из письма.

На лицах героев картины видны улыбки. А это говорит об одном – в тексте письма хорошие новости. Папа мальчишки здоров и жив, с ним все хорошо. Думаю, он пишет о том, что враг отступает, и победа скоро придет на земли русские. Души взрослых наполнены верой в русского солдата, который ценой своей жизни, защищает родной краю и свою семью. Они молятся о его спасение, и о скорейшем возвращении с фронта. Им ничего больше не остается, как держаться вместе и помогать друг другу, противостоять трудным временам.

А.И. Лактионов изобразил полотно в светлых и ярких тонах. Прекрасный солнечный день сообщает о скорой победе, о прекращении войны и наступлении мира. Простые люди избавятся от того ужаса, который принесла с собой война. Они станут свободными и счастливыми.

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, - ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.
Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта – письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка – наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.
Художник показывает, что все – от мала до велика – живут одной мыслью – о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.
Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.
Второй план картины – это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.
Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.
Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.
Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном – о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.

Ирина Смирнова

Программное содержание :

– продолжить формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с произведениями живописи .

– учить детей понимать основную мысль произведения , выделять социальную значимость картины , устанавливать взаимосвязь между содержанием картины и средствами её выражения.

– продолжать развивать связную речь, используя в ней эпитеты, сравнения.

– активизировать словарь : Отечество, оборона, легендарный, художник-баталист .

Ход занятия:

I. Воспитатель :

– Сколько лет прошло с того времени, как наш народ одержал знаменательную победу над фашистскими захватчиками?

Многие художники в своих произведениях отображали события , происходящие в те страшные годы . Мы с вами в течение всего года рассматриваем такие произведения живописи на наших занятиях. Благодаря им, мы больше знаем о Великой Отечественной войне , о людях, которые подарили нам мир.

Земли немало кровью оросили,

И вечно будет помнить мир о том,

Как шли сыны и дочери России

Сквозь гром войны

К победе над врагом!

Воспитатель : Сегодня мы с вами рассмотрим последнюю репродукцию с картины о военных годах . В отличие от тех произведений с которыми мы познакомились раньше и которые как бы пропитаны кровью, муками, страданиями, эта картина очень светлая , нежная тёплая. Именно поэтому, что добро не только в сказке, но и в жизни побеждает зло, мы закончим знакомство с произведениями живописи о войне именно на этой картине .

Но прежде чем показать её, я хотела бы, чтобы вы вспомнили – многое из того, о чём мы с вами беседовали по произведениям в течение года и провести небольшую викторину.

Вопросы викторины :

1. Как зовут трех сыновей принцессы живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет) .

2. Портрет какого, самого главного из военноначальников мы рассматривали с вами на занятии ? (портрет «Маршал Жуков» ).

3. Кто из художников написал этот портрет? (Павел Корин) .

4. Какой художник и в каком своём произведении изобразил самое начало войны , её первые бои? (П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» ).

5. Как называется картина П . А. Кривоногова, которая, наоборот, изображает конец войны ? («Победа» ).

6. Кто из художников на своём полотне изобразил подвиг моряков в годы Великой Отечественной войны ? (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя» ).

7. Как называется картина художника М . И. Самсонова, показывающая подвиг женщин на войне ? (М. И. Самсонов «Сестрица» ).

8. Какие художники и в каких произведения показали , какие испытания пришлись на долю народа в тылу врага? (Б. С. Угаров «Ленинградка 1941г.» , Т. К. Гапоненко «После изгнания фашистов» ).

9. Что изображает в своих произведениях художники-баталисты ?

II. Воспитатель :

А теперь мы познакомимся с произведением Александра Лактионова «Письмо с фронта » . Это произведение живописи для нас имеет ещё большее значение потому, что Александр Лактионов – наш земляк – родился в Ростове-на-Дону 16 мая 1910 года, а это значит, что в мае этого года ему исполнилось бы 100 лет.

Вопросы по содержанию картины :

1. Как вы думаете, о чем рассказывает эта картина ?

2. Где происходит действие картины ?

3. Как художнику удалось передать радость людей от полученного письма с фронта ?

4. Кто принес это письмо ?

5. Кто читает письмо , кто его внимательно слушает?

6. Как вы думаете, о чем написано в этом письме ?

7. Какие, по-вашему, мнению происходили события в этой семье до получения письма ?

8. Какие детали на картине говорят о том , что семья очень бедствовала в годы войны без своего кормильца?

9. Как художник показал , что все самое страшное позади, а впереди людей ждет светлая мирная жизнь?

Обобщение :

В своей картине «Письмо с фронта » художник А . И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны . Сюжет её прост, в каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика . Долгожданную весточку с фронта принес раненный боец, мальчик читает письмо отца в слух , бережно держа перед собой дорогие листки.

Покосившийся порог, прогнившие доски, старые стоптанные туфли женщины всё говорит о той разрухе которую принесла война .

Все мы как бы стоим вместе с героями картины в дверном проёме и радуемся долгожданной весточке. Написанная светлыми, ликующими красками композиция буквально наполнена солнцем : золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всём ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы!

Предварительный просмотр:

История одной картины

А. И. Лактионов «Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович - известный советский график и живописец. Ему принадлежит множество интересных полотен. С одной из его картин я познакомилась на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее. Картина называется «Письмо с фронта», она посвящена одной из самых трагических и героических страниц в истории нашей страны – Великой Отечественной войне.

Название "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году - на самом пике войны. Сюжет произведения предполагался несложный: следовало изобразить вернувшегося с войны солдата и встречающую его подругу или мать. Картине художник собирался дать название «Встреча». Было опробовано несколько вариантов выбранной темы, написано множество набросков и эскизов, но все решил случай.

Проживая в эту пору в подмосковном Загорске, художник однажды на прогулке встретил солдата с перевязанной рукой, опирающегося на палку. В руке солдата было письмо-треугольник. Оказалось, что товарищ по госпиталю просил выздоровевшего передать письмо родным, от которых уже давно не было вестей. Художник помог солдату найти нужный адрес и увидел, как открылась дверь и как обрадовалась женщина, получившая долгожданную весточку с фронта.

В то время в нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких на фронте, у которой бы не хранились бережно дома «треугольники» - солдатские письма домой, для которых не надо было конвертов. Поэтому художнику показалось важным изобразить радостное событие для каждой семьи того времени - получение заветной весточки с фронта от родного человека. Так окончательно определился сюжет будущей картины «Письмо с фронта».

После того как был придуман сюжет, Александр Лактионов начал рисовать картину. Работа над картиной длилась больше двух лет. Художник работал только летом, только в хорошую погоду и только по утрам, когда сияло ослепительное солнце. Лактионов очень хотел, чтобы картина была наполнена светом, чтобы повсюду были яркие солнечные блики, озаряющие широкий двор, крыльцо, фигуры и лица героев картины. И это должен был быть не просто свет яркого солнечного дня, а свет радости, счастья, надежды на близкую победу.

На картине изображена семья, собравшаяся на крыльце у широко распахнутой двери старого деревянного дома. Мальчик читает только что полученное с фронта письмо. Эту долгожданную весть принес в семью раненый боец, облокотившийся на дверной косяк. О его воинских заслугах говорят награды, украшающие гимнастёрку. Пожилая женщина держит в руках конверт и очки. Может быть, слезы радости не дают ей самой читать письмо. Молодая девушка с красной повязкой на рукаве, которую носили следящие за вражескими налетами дружинницы, радостно улыбается. Внимательно слушает и девочка, стоящая спиной к зрителю. Лица всех светятся радостью – пришло письмо с фронта, случилось маленькое семейное счастье в трудное военное время.

Художник писал картину на крыльце своего дома с натуры. Ему позировали родственники и знакомые. Родная сестра матери художника, Евдокия Никифоровна, которая с детства воспитывала маленького Сашу, позировала для образа пожилой женщины с конвертом. Мальчиком, читающим письмо, стал семилетний сын художника Серёжа, а девочкой с косами - дочь Светлана. Позировать для солдата, принесшего письмо, согласился 24-летний друг Лактионова, художник Владимир Нифонтов. Он сам недавно вернулся с фронта и все еще ходил в военной форме. Художник изобразил его на картине инвалидом, с палочкой. На самом деле Владимиру посчастливилось вернуться с войны целым и невредимым. 19-летняя соседка художника Ольга Быстрова стала на картине девушкой в зеленой кофточке с красной повязкой дежурного ПВО .

В 1947 году художник отвез свое произведение на Всесоюзную художественную выставку в Третьяковскую галерею. Оставив свою картину на выставке, Лактионов возвратился к себе в Загорск, но вскоре получил телеграмму с указанием незамедлительно вернуться в Москву с кистями и красками. Оказалось, что комиссия не одобрила изображение советской семьи на полотне: покосившийся порог, прогнившие старые доски на крылечке, облупившаяся штукатурка на стенах, старые стоптанные туфли женщины – все это выглядело слишком бедно, хотя и говорило правдиво о разрухе, которую принесла война. Комиссия потребовала от художника закрасить дыры на стенах и перерисовать пол из старых досок .

Однако, переделывать картину не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который с такой любовью и трепетом писал Александр Лактионов: чтобы картина не бросалась в глаза, её повесили в маленьком темном простенке Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж. Однако уже в день открытия выставки протиснуться в узком коридоре стало невозможно: у полотна «Письмо с фронта» зрители Третьяковки собирались толпами. Они подолгу смотрели на картину, некоторые из них даже плакали. Именно в этой семье многие зрители узнавали себя. Ведь страшная война только закончилась, и еще свежи были воспоминания о фронтовых письмах. Практически каждый тогда ждал весточку с фронта, как и изображенная на картине женщина с детьми. На следующий же день “Письмо с фронта” заняло место в центре экспозиции. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Это была самая высокая награда из существующих .

Успех картины «Письмо с фронта» был велик. Через несколько дней о произведении заговорила вся Москва. И вскоре Александр Лактионов , прежде мало кому известный, стал одним из самых популярных в стране художников. Было выпущено множество открыток и репродукций с картины; полотно пользовалось шумным успехом на зарубежных выставках, для которых художник выполнил несколько авторских повторений. Картину включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами. В настоящее время копии полотна Лактионова украшают залы музеев Софии, Хельсинки, Нью-Йорка и многих других городов.

Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. Даже сейчас, когда прошло уже почти 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, картина вызывает чувства, которые могли испытывать родные и близкие тех людей, которые ушли на защиту Родины. Ожидание победы, надежда на скорое возвращение родных людей – вот то, о чем повествует нам это произведение. Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» по праву вошла в золотой фонд изобразительного искусства нашей страны.




Поделиться