Ас 31 известная также как лошарик. Самая секретная подводная лодка

Главной целью любой войны во все времена было всё-таки не поголовное истребление противника, а принуждение его к покорности. Уничтожение живой силы противоборствующей стороны (как фронтовой, так и тыловой) по большому счёту было крайней мерой, применяемой агрессором тогда, когда средствами информационного давления (уговоры, демонстрация силы, бряцание оружием) добиться желаемого результата не удавалось. Опустошённые земли, напрочь лишённые населения, которое должно их обрабатывать, - не лучший вариант для захватчиков.

Поэтому как бы ни помахивали отдельные воинствующие личности ядерными дубинками, а гонка вооружений и все эти стрелялки из автоматов, миномётов и даже ракет - не тот вид войны, который является сегодня предпочтительным. Куда более важным делом современные стратеги-политики считают борьбу за умы, воспитание у будущих порабощённых и колониально зависимых соответствующей психологии. Стало быть, главным видом современной войны, всё чаще называемой гибридной, является информационная блокада и промывание мозгов при помощи агрессивной пропаганды, назойливой агитации и беспардонной лжи.

Война коммуникаций, или, как её ещё называют в западной прессе, кабельная война уже вовсю идёт. Причём во всех ипостасях: пока идеологи бодаются, монтёры режут провода.

"Кто выигрывает Интернет - тот выигрывает войну"

По мнению корреспондентов испанского аналитического издания El Confidencial, именно этот лозунг сегодня - главный для тех, кто определяет действия блока НАТО.

"Всемирная паутина крепка своей виртуальной хваткой, способна увлечь словом и образом. Но с технической точки зрения это очень хрупкая сеть. Для прекращения её деятельности необязательно усложнять себе жизнь поиском дорогостоящих высококвалифицированных хакеров, которые обрушат серверы или запустят "червей" в компьютеры. Можно добиться желаемого более простым и эффективным способом: просто порвать кабель. Современные подводные лодки любых классов, стоящие на вооружении как стран НАТО, так и России, в первую очередь "обучаются" именно этому", - утверждает портал.

Атака на кабели, проложенные по морскому дну, - настоящий лакомый кусок для военных. Во-первых, потому что эти коммуникации практически никак не защищены от грубого технического воздействия. А во-вторых, "операция "Обрыв" легко маскируема под обычную безалаберность моряков какого-нибудь рыболовецкого сейнера: ну, капитан спросонья (с похмелья) попутал карту, протащив трал не там где надо.

Кабельная война - изобретение, в общем-то, далеко не новое. Ещё в период Первой мировой войны британские суда резали кабели, соединявшие Германию с остальным миром. Немцы, впрочем, тоже понимали, насколько важно оставить противника без связи не между двумя окопами на одном поле, а глобально, "отсоединяя" друг от друга целые государства. Германские крейсеры в ту же Первую мировую активно рвали телеграфные коммуникации в районе Кокосовых островов - места, где сходились кабели, связывавшие Индию, Австралию, остров Яву и Южную Африку с остальным миром.

Тот факт, что нынешняя сеть линий связи намного мощнее (с точки зрения объёма передаваемой информации) и плотнее, никак не увеличивает её сопротивляемость внешнему воздействию. Достаточно вспомнить ситуацию, возникшую десять лет назад. Тогда в конце января - начале февраля 2008 года в разных частях Ближнего Востока было повреждено пять кабелей, что привело к параличу связи в регионе и оставило не только названную территорию, но и Индию без возможностей выхода в Интернет.

Свежий пример. В конце марта 2018 года обрыв кабеля оставил полностью без Интернета на 48 часов Мавританию, Сьерра-Леоне и частично ещё минимум пять западноафриканских государств.

Шпионские "колокольчики"

США и СССР на протяжении всего срока холодной войны не выпускали подводные коммуникации из поля зрения. Военные эксперты утверждают, что "Штаты регулярно "присасывались" к советским кабелям, устанавливая на них приборы, позволявшие считывать передаваемые импульсы и впоследствии расшифровывать их. Выполняли эту работу специализированные подводные лодки. Крепили к кабелям также гидрофоны, регистрировавшие проход подводных судов противника.

Самым ярким примером "гонки подводных разработок" стало появление Hughes Glomar Explorer - корабля, построенного на деньги нефтяного мультимиллионера Говарда Хьюза для реализации проекта ЦРУ Azorian. Официальным назначением судна было проведение геологоразведочных работ. На деле же корабль должен был поднять затонувшую в марте 1968 года в 750 милях от острова Оаху в северной части Тихого океана советскую подводную лодку К-129.

По официальной версии ВМФ СССР, советская субмарина чрезмерно "хлебнула" воды через устройство для работы двигателя под водой. После чего ПЛ провалилась на глубину 5600 метров, откуда всплыть уже не смогла. Что не удивительно: максимально допустимое погружение для этого типа подлодок составляло 300 м. На бо́льшей глубине корпус давления воды не выдерживал.

Журналисты из Los Angeles Times в 1975 году опубликовали статью, из которой следовало, что "катастрофа произошла по причине запуска двигателей двух баллистических ракет Р-21 при закрытых крышках пусковых шахт".

Именно к этим ракетам у военного ведомства США был особенный интерес, но утолили они его только частично: Hughes Glomar Explorer смог поднять носовую часть К-129, в которой должны были находиться ракеты, однако можно себе представить, что осталось от них после взрыва и с чем пришлось работать впоследствии американским военным экспертам.

Так или иначе, а первая подводная шпионская операция дала ощутимый толчок конструированию субмарин разведориентации. А рост интереса к информации, бегущей по подводным проводам, усиливал этот импульс.

Первым подводным кораблём, сменившим свою военную ориентацию, стала подлодка USS Halibut, построенная в 1959 году как "корабль атакующего назначения". После того как именно эта лодка обнаружила местонахождение "трупа" К-129, её модифицировали под выполнение задач по "подсматриванию и подслушиванию" в рамках операции IVY BELLS.

Слово bells (колокольчики) в названии присутствует не случайно, но говорит оно не о колоколах, звучащих в честь удачно проведённых американцами акций. Колоколами янки называли камеры, устанавливаемые на интересовавшие их участки проложенных по дну океана коммуникаций. Внутри этих колоколов по несколько дней подряд работали специалисты, "выкачивавшие из нужных кабелей поток импульсов, которые затем расшифровывали, добывая таким образом секретную информацию противника".

Операция проводилась главным образом в Охотском море, практически в советских водах. О цели её, да и о присутствии в них своей подводной лодки американцы Советский Союз не извещали.

Подлодки меняют ориентацию

В 1976 году USS Halibut была отправлена на заслуженный отдых в связи с выработкой запланированного ресурса.

На смену ей пришла атомная мини-подлодка (всего 40 метров в длину) NR-1. Сконструирована она была ещё в 1969 году и представлена как судно для производства геологоразведочных работ. На самом деле главной и единственной задачей мини-субмарины, способной погружаться на глубину до 700 метров, была разведка военная, а не геологическая. Вес объекта постарались уменьшить насколько это возможно, а свободное пространство - увеличить. Ради этого установили защиту реактора только спереди - от возможных ударов при столкновении с препятствиями. Чтобы уменьшить дозу облучения, получаемую членами экипажа, им просто сократили срок нахождения в лодке до двух-трёх недель. NR-1 трудилась в качестве бойца невидимого фронта до 2009 года.

По стопам USS Halibut пошла и атомная субмарина номер два американцев - USS Seawolf. На внешней стороне носовой части корабля была надстроена 16-метровая платформа, предназначенная для размещения оборудования, необходимого при производстве глубоководных работ: кессонные камеры и выдвижные салазки, по которым защитные колокола съезжали на дно. В суперсекретных операциях USS Seawolf участвовала с начала 70-х до 1987 года.

Ещё одной лодкой, сменившей ориентацию на разведывательную, была USS Patch. В 1976 году она стала участницей IVY BELLS, а затем и многих других операций. Отправлена на пенсию в 2005 году.

Традиции крупных субмарин ВМС США, перестроенных под разведдеятельность, продолжает сегодня USS Jimmy Carter, получившая 30-метровую внешнюю платформу с рабочим пространством, ангарами для мобильных средств погружения (батискафов), размещения собранных на дне аппаратов и деталей интересующих объектов.

"Российская Арктика должна стать общей"

Главным объектом интереса и беспокойства американских ВМС в настоящее время становится Арктика. В основном та часть Ледовитого океана, что омывает российские берега. Причину явления установить несложно: Москва не просто заявила большую северную программу (как военную, так и экономическую), но и последовательно её выполняет. А некоторое повышение среднегодовой температуры в Заполярье обещает таяние льдов больше обычного, что рисует весьма позитивные перспективы для Северного морского пути. Доходы от функционирования которого достанутся России. Что американцам - как кость в горле. Потому и повели они речь о том, что российская Арктика должна находиться в совместном пользовании стран, Северного Ледовитого океана своими территориями касающихся.

Президент Трамп, как известно, в глобальное потепление не верит. Вплоть до выхода страны из общемирового соглашения о мерах по противостоянию этому явлению. Но неверие президента не мешает США считать, что потепление в российских водах Ледовитого океана реально имеется и действовать там надо на опережение, а то эти русские… Они ведь действуют не только на воде и над водой, но и под водой.

Советский ответ

Советский Союз ещё в 60-х годах построил комплекс глубоководных станций "Селигер", наблюдательные камеры которого могли опускаться с экипажем на глубину до 2000 метров и без экипажа - на 3000. Рабочие капсулы "Селигера" были привязными, то есть опускались на тросах с корабля-лидера. Но при этом имели собственные двигатели и могли самостоятельно маневрировать в радиусе нескольких сот метров от точки спуска. Советская пресса писала исключительно о мирном применении комплекса - геологоразведка, помощь терпящим бедствие кораблям и так далее. Западные СМИ подозревали систему "Селигеров" и примкнувший к ним 160-й Отдельный дивизион аварийно-поисковых ПЛ специального назначения (сформирован в июле 1975-го) в причастности к морским инцидентам, возникавшим время от времени не только в Арктике, но и в Северной Атлантике, Средиземном и Балтийском морях.

СССР в 60–70-х годах прошлого столетия главным образом строил, выражаясь языком классификации НАТО, крупные субмарины атакующего плана. Малошумящие и малоразмерные атомные ПЛ, ориентированные в основном на разведку и тихую кабельную войну, появились уже в 80-х (многоцелевые лодки проекта 971 "Щука-Б", предшественника современных субмарин проекта 885 "Ясень").

Сейчас подводные глубины бороздят российские подлодки четырнадцати различных проектов, но внимание западных стратегов приковано к одному, именуемому АС-12, или "Лошарик". Атомная ПЛ, по официальной российской военно-морской классификации, атомная глубоководная станция. Своего оружия АС-12 не несёт, зато может погружаться на глубину до 6000 метров. Безоружный "Лошарик" вреда и разрушений способен причинить противнику больше, чем иная ПЛ, упакованная баллистическими ракетами.

Долгое время предназначение АС-12, спущенной на воду в 2003 году, было сокрыто завесой тайны. Однако в октябре 2015 года эксперты Пентагона заявили, что считают "Лошарика" диверсионным аппаратом, задача которого - "установка устройств для разрушения различной подводной инфраструктуры и в первую очередь кабелей связи, что в случае глобального конфликта обернётся серьёзным подрывом работы Интернета, поскольку АС-12 способна разрушить магистральные кабели связи между материками".

"Одно неловкое движение - и весь мир без связи"

Эксперты НАТО пришли к выводу, что "такие российские глубоководные АПЛ, как АС-12, способные находиться на дне на большей части территории мирового океана, имеют крайне опасный потенциал превращения в "субмарину на колесах", то есть, передвигаться по морскому дну колесным способом". А эта способность практически исключает возможность обнаружения подобных аппаратов с помощью акустических и магнитометрических приборов. "Такой аппарат может незаметно подобраться к самым охраняемым объектам и, не будучи обнаруженным, напасть внезапно", уверены американские военно-морские специалисты. Попытки строительства подлодок с выдвижными колесами в США тоже предпринимались, в частности, в проекте NR-1, но к необнаруживаемым акустическими средствами эту субмарину сами американцы не относят. Да и глубина её погружения в несколько раз меньше, чем у российской "коллеги".

Но главной головной болью НАТО является даже не "Лошарик", а беспилотные мини-подлодки типа "Клавесин", проходящие в настоящее время испытания. Стратеги Североатлантического альянса уверены, что "клавесины" будут "приняты в эксплуатацию уже в этом году и тогда создаваемая в Арктике сенсорная сеть оповещения о передвижениях надводных и подводных объектов будет полностью смонтирована и защищена от воздействия извне".

"Добавьте к этому огромное количество имеющихся у русских океанографических и специальных оперативных судов, и вы поймёте, на чьей стороне сегодня преимущество в подводной войне, - заключает аналитик El Confidencial Пепе Сервера. - А если вспомнить, что имеющиеся у них суда для прокладки кабелей с лёгкостью могут выполнять и работу по их разрушению, надо полагать, что мир стоит на пороге краха Интернета. Одно неосторожное движение, и все мы глобально окажемся без связи".

(NATO – “Norsub-5”).

1. Количество подводных лодок проекта: 1.


2. Изображение проекта:


Фрагмент фотографии из статьи "Брызги Белого".

Сотрудники российской версии журнала «Top Gear» проводили фотосессию тестового автопробега автомобиля Mercedes-Benz GL 450 по берегу Белого моря для статьи "Брызги Белого". Случайно в объектив фотокамеры попала проходившая вдоль побережья атомная подводная лодка, которая большинством новостных информационных агентств была идентифицирована как глубоководная станция проекта 10831. Официальных подтверждений данной информации нет, поэтому эта фотография может считаться всего лишь предположительным изображением самой секретной подводной лодки России.


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

закладки

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (1)

АС-12 (АС-31?)

1988
(16.07.1990?)

16.08.2003
(26.08.1995?)

Номер АС-12 впервые стал упоминаться в 2000 году в издании Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки". Однако на тот момент такое наименование носил АРС АС-12 проекта 1839 . На сегодняшний день наименование АС-12 упоминается практически во всех открытых источниках. В информации на сайте Отечественная гидронавтика и на портале Флот.сом указывается номер АС-31, который не использовался для других аппаратов специального назначения. В скобках указаны данные из издания Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки" (существует предположение, что скорее всего эта информация по датам относится к четвертому, недостроенному, корпусу ПЛ проекта 1851). Однако на сайте Википедии указывается другая информация по датам, которая имеет подтверждение в новостных лентах информационных агентств (подводная лодка 13 августа 2003 года была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмашпредприятие», на торжественной церемонии вывода ПЛ со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Иванович Куроедов и представители КБ «Малахит», а спустя три дня был произведён спуск АПЛ на воду).


4. История проекта:


Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения в г.Северодвинск была заложена «атомная глубоководная станция 1 ранга» АС-12 - исследовательская подводная лодка проекта 10831 , лишенная вооружения. Корпус АПЛ получивший на Западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт. Проект был разработан конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта - генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Коновалов Ю.М. Лодка вошла в состав Северного флота. Информация о АПЛ засекречена, история службы и современный статус обсуждаются в открытых источниках только предположительно.

Дальнейший текст дословно добавлен с новостной ленты сайта "Лента.Ру" от 29.10.2012 :

В конце сентября 2012 года состоялась исследовательская экспедиция "Арктика-2012", по результатам которой планируется подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной России арктической зоны. В экспедиции приняли участие ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон", а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка" , более известная под прозвищем "Лошарик". Последняя занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5-3 километра на протяжении 20 суток.

Целью экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. В середине октября 2012 года в интервью РИА Новости Юрий Кузьмин, главный инженер "Севморгео" - компании, организовавшей исследовательские работы, рассказал, что на глубине 2-2,5 километра были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 сантиметров соответственно. Сбором образцов занимался "Лошарик". По словам источника газеты "Известия" в Министерстве обороны России, работы производились на глубине 2,5-3 километра.

Глубоководная станция первого ранга АС-12 ("Лошарик", заводской номер 210, обозначение НАТО - NORSUB-5) приписана к Северному флоту России, но не подчиняется его командованию. Корабль входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России, более известного как "Подводная разведка", и подчиняется только министру обороны. Корпус станции собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса.

Именно из-за особенности конструкции судостроители северодвинского предприятия "Севмаш" прозвали АС-12 "Лошариком" по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков. Технические характеристики АС-12 засекречены. Предположительно, "Лошарик" имеет в длину 79 метров, в ширину - семь метров, а его полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Станция может погружаться на глубину до шести километров и развивать скорость до 30 узлов.

Одна из сфер глубоководной станции занята атомным реактором с паропроизводящей установкой Э-17 и турбозубчатым агрегатом с мощностью на валу в 10-15 тысяч лошадиных сил. Предположительно, корабль оснащен одним гребным винтом в кольцевом обтекателе. Вооружения на "Лошарике" нет. Станция оснащена манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрефейром (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой. В состав экипажа станции входят 25 офицеров.

"Лошарик" способен находиться в погруженном состоянии несколько месяцев. Глубоководная станция имеет отсеки для отдыха экипажа, рабочие помещения и камбуз. В феврале 2012 года корабль прошел ремонт и подготовку к походу на Северный полюс. В частности, станция АС-12 получила дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая профилограф (устройство измерения глубины донных отложений) и гидролокатор бокового обзора.

Проектированием корабля в 1988-1990-м годах занималось петербургское Морское бюро машиностроения "Малахит". Окончательный технический проект 10831 (1083К) был представлен и защищен в мае 1992 года. Строительство "Лошарика" велось в 42-м цехе "Севмаша", предположительно, с 1990-го по 2003 год. В середине 1990-х годов реализация проекта столкнулась с нехваткой финансирования. Российское руководство пыталось привлечь к проекту США. При американском финансировании "Лошарик" стал бы спасательным кораблем, однако США от участия в проекте отказались.

Для глубоководной станции АС-12 производилась и переделка стратегической атомной подводной лодки проекта 667БДР "Кальмар" К-129 , которая стала носителем "Лошарика". Все работы по переделке К-129 производились судоремонтным заводом "Звездочка" в 1994-2002 годах. В частности, на атомной подлодке были демонтированы шахты баллистических ракет. Кроме того, была укреплена и конструкция подлодки, которая, по неподтвержденным официально данным, может погружаться на глубину до тысячи метров. Глубоководная станция "Лошарик" крепится к носителю снизу. К-129 в настоящее время числится в составе Северного флота России как БС-136 "Оренбург" .

Фотографии "Оренбурга", всплывшего на Северном полюсе в ходе экспедиции "Арктика-2012", были опубликованы в середине октября 2012 года. Внешний вид "Лошарика" засекречен, достоверных фотографий глубоководной станции в открытом доступе нет. Глубоководных станций, подобных АС-12 , в распоряжении других стран мира не имеется.

В ходе экспедиции в Арктическую зону у глубоководной станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание "Лошарика" будет производиться в 42-м цехе "Севмаша". Помимо незначительного ремонта, на корабле будет выровнен корпус, деформированный большим давлением на глубине трех километров. По словам источника "Известий", устранить деформацию корпуса АС-12 намного сложнее, чем у обычной подлодки. Кроме того, в ходе ремонта будут проверены различные узлы и механизмы, в первую очередь, валы и гребные винты.

Помимо "Лошарика" работать на глубине нескольких километров могут только глубоководные станции "Мир" , однако они не приспособлены для длительного нахождения под водой. В частности, аккумуляторные батареи "Миров" обеспечивают работу станций только на протяжении 72 часов. Кроме того, манипуляторы "Мира" не могут обеспечить подъем со дна тяжелых предметов. За счет атомной силовой установки "Лошарик" может находиться под водой несколько месяцев. Во время экспедиции "Арктика-2012" станция АС-12 подняла со дна Северного Ледовитого океана около 500 килограммов образцов.

Все образцы пород, собранные в ходе экспедиции в Арктику, уже переданы во Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени Грамберга и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени Карпинского. Результаты их исследования будут известны в начале 2013 года. Благодаря изучению кернов Россия намерена доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу.

глубина погружения рабочая: 1000 метров кораблестроительные элементы длина: 60,0 метров ширина: 7,0 метра осадка: 5,1 метра обитаемость экипаж: 25 человек

8. Источники:


Ильин В.Е., Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки", НПЖ Техника и вооружение, 06-07.2000г.
- Новостная лента сайта Лента.Ру от 29.10.2012
- Информация с новостных лент информационных агентств.
- Тимошенко М. "Ух ты, мы вышли из бухты", еженедельник "Красная звезда", 16.10.2014

Проще изобрести велосипед, чем новую подводную лодку. Как ни крути, все равно получится длиннющая цистерна, поделенная на отсеки. Но ведь изобрели!

Об этой атомной мини-субмарине по сей день мало что известно. До 1986 года она даже не числилась во флоте, выполняя спецзадания Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба. А первая малышка сошла со стапелей еще в начале 80-х, когда ничего подобного и близко не было у американцев и англичан. Разработки советских конструкторов опередили время на несколько десятилетий!
Всего их построили семь - атомных глубоководных станций (АС). Именно станций, потому что на борту у них не было вооружения. Совсем! Служили там исключительно офицеры, предназначались АС (официально, конечно) для «испытаний новых типов атомных реакторов». На самом же деле - для глубоководных работ, когда акванавты могли выходить в воду на глубине до километра. АС совместили в себе лучшие качества батискафов и подлодок. И это стало шоком для американцев, с ходу окрестивших секретные субмарины Х-Ray («Рентген»).
Янки попытались создать нечто подобное на базе модернизированной атомной подлодки «Майами». Но пьяный работяга спалил лодку вместе с секретами, за что и был приговорен к 17 годам строгача и выплате 400 млн. долларов…
«Я МАЛЕНЬКАЯ ЛОШАДКА»
Что делают АС в непроглядной тьме океанских глубин? Очень многое! Могут подключиться к подводным кабелям и скачивать информацию, месяцами лежа на дне (срок автономности до полугода). Похоже, именно эти малышки проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов НАТО. Они же первыми обследовали место гибели «Курска», после чего было принято решение о подключении иностранных спецов к спасательной операции. Были и другие истории, о которых пока лучше помолчать…
О тяготах службы на мини-субмаринах тоже не нам судить. Но надо знать, что командир 29-й отдельной бригады подлодок спецназначения контр-адмирал Владимир Дронов и более десяти офицеров стали Героями России…
Но даже среди этих чудо-аппаратов особняком стоит станция проекта 10831. Она больше известна под народным именем, которым удостоили ее рабочие совсекретного 42-го цеха «Севмаша». Увидев на стапеле вместо привычной «трубы» цепочку огромных шаров-батискафов, кто-то из корабелов воскликнул: «Да это ж Лошарик какой-то!» - и прижилось…
Уж очень походило сооружение на одноименного героя мультика про игрушечную лошадку. Такая форма отсеков была выбрана потому, что шар лучше всего сопротивляется давлению извне. Благодаря этому «Лошарик» ныряет на глубину до 6 (шести!) километров. Лодку заложили еще в 1988 году, спустили на воду в августе 2003-го и только в 2010-м, после всех мыслимых испытаний и доработок, «Лошарик» (АС-12) был включен в состав Северного флота.
Длина лодки около 70 м, ширина 7 метров, полное водоизмещение 2000 т, скорость до 30 узлов! Атомный реактор размещен в одном из шаров, гребной винт в кольцевом обтекателе. Экипаж 25 офицеров. Оснащение: манипуляторы, драга (система очистки породы), телегрейфер (ковш с телекамерой), оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая устройство измерения глубины донных отложений и гидролокатор бокового обзора…
Для примера: в ходе экспедиции «Арктика-2012» «Лошарик» за 20 суток собрал 500 кг образцов породы на глубине до 3 километров.
СЛАДКИЙ СОН ПОДВОДНИКА
Официально «Лошарик» предназначен для решения научно-технических задач и спасения людей в экстремальных ситуациях. Но весь спектр его возможностей не оглашался никогда. Тем не менее, опираясь на открытую специальную информацию, можно почти уверенно заключить: «Лошарик» самая бесшумная подводная лодка российского флота.
На больших глубинах и на определенных скоростях она становится неслышимой и неуязвимой для вражеских кораблей. Причем в любой точке Мирового океана.
Разумеется, нет никакого смысла гонять ее за тысячи миль своим ходом. Потому и переделали ракетную подлодку «Оренбург» в БС-136 - базу станций: демонтировали ракетные шахты, удлинили корпус. И получили этакий плавучий ангар, куда «Лошарик» заходит снизу. Попутно был усилен и корпус бывшего ракетоносца, что позволило втрое - до 1000 метров - увеличить глубину погружения.
Называется это чудо техники скучно - комплекс 1083К. Но разработчики и корабелы удостоены за него Государственной премии. И ничего подобного нет в распоряжении других стран. Сейчас строится уже второй «Лошарик».
Написал я эту заметку, а ночью, видимо, в тему приснился сон. Как «Оренбург» привез «Лошарика» куда-то в район Гренландии и выпустил. А тот нырнул да и перекусил кабель от Атлантической группы гидрофонов SOSUS к центру обработки сигналов в Дэм-Нэк (эти гидрофоны американцев слышат любую нашу подлодку с момента выхода из базы). И тут же все АПЛ Северного флота незамеченными скользнули в Атлантику.
Сладок сон подводников…


Предположительно на фото ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь - , опубликован 21.08.2011 г.).

Предположительно на кадре из документального видео испытания ПЛА пр.10831 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно в 2007-2010 г.г. (http://militaryrussia.ru/forum).

Создание задела для строительства подлодки проекта и подготовка производства начаты на ПО "Севмаш" видимо в 1988 г. Головная и пока единственная лодка проекта - АС-12 с заводским №01210 - заложена в "секретном" цехе №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинске 16 июля 1990 г. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство лодки по сути было заморожено и согласно сообщениям СМИ возобновилось только в 2000 г. Подлодка спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш" 5 августа 2003 г. Подводная лодка-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" была переоборудована из ПЛАРБ пр.667БДР К-129 (последней в серии) в 1994-2002 г.г. на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске.

В период с 2004 по 2007 г.г. капитан 1-го ранга Опарин А.И. возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. По неподтвержденным данным подводная лодка к осени 2009 г. завершила программу государственных испытаний. По состоянию на начало 2010 г. возможно еще не принята в строй ВМФ России. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".

Предположительно на фото ПЛА АС-12 зав.№01210 "Лошарик" пр.10831. Оленья Губа, 24.06.2010 г. (http://vkontakte.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. Первое фото - 31.03.2005 г., второе - 19.03.2006 г. (фото - Den, http://fotki.yandex.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. 26.08.2010 г. (http://4bos.net.ru).


Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников ПЛА пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.

Конструкция - конструкция ПЛА выполнена, вероятно, из титановых сплавов и, возможно, каких-то новых материалов. Прочный корпус полисферический - т.е. состоит из нескольких отсеков-сфер, соединенных между собой переходами. Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Пространство между сферами прочного корпуса и легким обтекаемым корпусом заполнено моноблоками легковесного заполнителя.

Двигательная установка - 1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород).

Ядерная энергетическая установка вероятно находится в одном из сферических блоков прочного корпуса и таким образом биологическая защита реактора осуществляется в том числе с использованием слоя забортной воды.

Механика - движитель - 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.

ТТХ лодки :
Экипаж - 25 офицеров

Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
Ширина - 7 м (?)
Осадка - 5 м (?)
Водоизмещение нормальное - 1390 т
Водоизмещение полное - 2000 т

Глубина погружения предельная - до 6000 м (не подтверждено)
Скорость подводного хода - 30 уз

Вооружение - отсутствует

Оборудование - обычное и специальное оборудование для обеспечения плавания подлодки и выполнения задач.

Предположительно вид из перископа ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот.Фото сделано ориентировочно в 2010-2012 г.г. (http://vk.com).


Статус : Россия
- 2003 г. 5 августа - подлодка зав.№01210 в присутствии Главкома ВМФ России В.Куроедова спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш".

ПЛА БС-136 пр.09786 в месте постоянного базирования в Оленьей губе, 24.05.2006 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте

Всегда приятно осознавать, что в нашей стране еще могут построить что-то, чему нет аналогов у других мировых держав. Одним из таких примеров является подводная лодка АС-12, которую еще во время постройки неофициально окрестили Лошариком из-за ее модульной структуры, чем она походит на героя из одноименного мультфильма.

Несмотря на то, что про подводную лодку Лошарик говорят и пишут очень много, до сих пор нигде не имеется ни одной официальной ее фотографии, а под всеми имеющимися снимками стоит подпись со словами «возможно» или «вероятно». Соответственно, это порождает много слухов и домыслов. Давайте по возможности разберемся, что из высказанного является слухами, а что не совсем.

Макет лодки-носителя и Лошарика

Известно, что создание подобной подводной лодки началось в 1988 году, известно, что из-за кризиса в 90-х, оно было остановлено, известно, что в 2000-ом году процесс был заново запущен и, наконец, в августе 2003 года, субмарина была спущена на воду. Также известно, что она оборудована автономным атомным реактором, двигателем на 10 тысяч л.с. и в ее составе 25 офицеров. Далее данные уже идут с пометкой «не проверено».

Предположительно на фото АГС АС-12 «Лошарик»

Глубина погружения субмарины, заявленная, как 1000 метров, в разных источниках легко меняется на 6 тысяч. При условиях, что Лошарик выполнял работы на глубине 2,5-3 тысяч метров в Северном Ледовитом океане. Подводная скорость при этом у лодки составляет 30 узлов. Неудивительно, что западные страны занервничали. Просто на такой глубине и относительной бесшумности подводной лодки, она становится практически неуязвима. Ибо ее не сможет услышать ни один гидроакустик. Следовательно, у нас в руках есть почти идеальное средство для разведки.

Конструкцию АС-12 составляют несколько сферических камер, изготовленных из титана. Снаружи полисферическая конструкция «обернута» легким классическим корпусом. Такая схема позволяет лодке выдерживать давление на очень больших глубинах.

В строении Лошарика реализован принцип батисферы

Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн, а в качестве ее носителя используется другая подводная лодка, специально переделанная для этой цели. Она называется БС-136 «Оренбург». Для длительных перемещений используется носитель, а в дальнейшем Лошарик уже плавает сам. Учитывая его способность несколько месяцев находиться под водой.

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 «Оренбург»

Еще одной особенностью подводной лодки АС-12 является следующее. Несмотря на то, что она приписана, к Северному флоту России, она не подчиняется его командованию. Подчиняется субмарина непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. Которое также называется, как «глубоководная разведка».

При всем при этом, Лошарик – это не военное судно. По официальной классификации лодка числится, как атомная глубоководная станция. На её борту нет ни одного орудия или торпедной установки. Там есть лишь инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что при возникновении военного конфликта, все эти инструменты из носовой части легко превращаются… превращаются… в элегантные шорты.



Поделиться