Астафьев сперва договоримся о том. Пример сочинения ЕГЭ по тексту В

Природачеловека. Сущностьчеловека
Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. При рассмотрении эволюции человека (§ 7.2) уже были выделены основные из них: разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль. К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.
Особенности списка этих качеств:
о незавершенность списка, которая объясняется тем, что природа человека настолько сложна, противоречива и многообразна, что невозможно до конца исчерпать ее простым перечислением;
о несуммативность списка, которая обусловлена тем, что человек - не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо большее.

149
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (III в.)
Под сущностью человека понимается основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека.
В разных традициях сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.
Zoonpolitikon(политическое или общественное животное). Аристотель, говоря в различных работах о природе человека, указывал на разумность человека, осознание им своей смертности, способность к восприятию понятий добро и зло, способность смеяться. Но все же глубинную его сущность он усматривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).
Общественную сущность человека постоянно подчеркивает в своих работах К. Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1.
Человек с данной точки зрения - общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей индивидуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.
Homosapiens(человек разумный). Это определение, усматривающее сущность человека в разуме, также восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым и необсуж-даемым. Так, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификации сочетание Homo sapiens стало стандартным обозначением вида для современного человека.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.

150
Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека подчеркивает в своем определении французский философ Блез Паскаль (1623-1662):
Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает1.
Итак, хотя человек - хрупкое существо, в огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.
Homofaber(человек созидающий). В конце XIX в. вера философов Нового времени в разум как основу мира и сущность человека была значительно поколеблена. Нидерландский философ и культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) писал об этом: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь разумными, как наивно внушал нам светлый XVIII в. в своем почитании Разума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens поставили еще Homo faber, человек-созидатель»2.
Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчество как сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий - от каменных скребков до компьютеров - создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек
1 Ларошфуко Ф., Паскаль Б., Лабрюйер Ж. Максимы. Мысли. Характеры. М.,
1974. С. 169.
2 Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992. С. 7.

151
живет в мире техники и культуры, творцом которого он и является.
Homoludens(человек играющий). Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека - правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.
Homoreligiosus(человек религиозный). Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек - свободное существо, наделенное способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека - движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло - путь, уводящий человека от своей родовой сущности.
Религиозность человека можно понимать и шире - как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов:
Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно. На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакральную ценность. Другими словами, быть - а еще вернее, стать - человеком означает быть «религиозным»1.
Помимо перечисленных популярны и другие определения человека: символическое животное (Эрнст Кассирер), человек
1 ЭлиадеМ. История веры и религиозных идей: ВЗт.Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. М., 2002. С. 5.

152
мечтающий (Эрнст Блох), человек общающийся (Норберт Винер), человек скучающий (Мартин Хайдеггер), усматривающие сущность человека соответственно в творении символов, способности мечтать, общении и т.д.
Некоторые теории усматривают сущностную ущербность, недостаточность человека. Так, Фридрих Ницше называет его больным животным, подчеркивая его слабость, безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривает как постепенное вырождение человека.
Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах и преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге -к гибели всего человечества.
Человек - это безумная обезьяна, которой дали в руку бритву. С. Лем (1921-2006)
Приведем несколько определений понятия «человек», взятых из толковых и философских словарей.
о Толковые словари: ЧЕЛОВЕК - высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (1882); ЧЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. СИ. Ожегов. Словарь русского языка (1986); ЧЕЛОВЕК - двуногое млекопитающее отряда приматов (Homo sapiens), анатомически близкое к человекообразным обезьянам, но отличающееся от них значительным развитием мозга, позволяющим использовать речь и абстрактное мышление. Merriam-WebsterDictionary(2006); ЧЕЛОВЕК - млекопитающее из отряда приматов, наделенное речью и разумом. LarousseElementaire(1996).
о Философские словари: Ч ЕЛОВЕК - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философский энциклопедический словарь (1983); ЧЕЛОВЕК- биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и

153
сознанием, нравственно-этическими качествами. Философский словарь (1991).
Вне зависимости от удачности или неудачности всех попыток строгого описания человека, окончательное и исчерпывающее определение его невозможно. Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека. В этом отношении лучше всего обрисовал сущность человека Ф.М. Достоевский: « Человек есть тайна...»
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ Под природой человека понимают совокупность качеств человека, отличающих его от животных (труд, язык, мораль и т.д.), а под его сущностью - основное определяющее его качество. В наиболее известных философских теориях сущность человека усматривается в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере. Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим.
ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные качества, составляющие природу человека.
2. Какое из сущностных качеств человека вы считаете определя
ющим? Обоснуйте свой ответ.
3. Перечислите основные определения человека.

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

В предложенном нам для анализа тексте писатель В. Астафьев поднимает проблему роли дружбы в жизни человека.

Задумываясь об этом, он говорит о том, что наш характер формируется в том числе благодаря влиянию наших близких товарищей, потому что взаимоотношения с ними – «награда человеку, редкая и драгоценная». Автор стремится донести до читателя мысль о том, что настоящая дружба играет большую роль в жизни каждого человека, потому что она является частью нас. Также важен фрагмент, в котором В. Астафьев пишет, что «с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья». Автор хочет показать нам, что истинная дружба проявляется в стремлении человека приходить на помощь своим товарищам и быть рядом во что бы то ни стало.

Всем же текстом В. Астафьев хотел сказать, что настоящая дружба важна для каждого из нас, ведь именно благодаря ей у человека развиваются такие качества, как преданность, порядочность и верность.

Я абсолютно согласна с его мнением. Я также считаю, что самоотверженная помощь в трудной ситуации может стать началом настоящей долгой дружбы.

Примером, подтверждающим мою точку зрения, может служить книга «Гарри Поттер и философский камень» британской писательницы Джоан К. Роулинг. Гарри и Рон, ученики школы магии «Хогвартс», не очень ладят со своей однокурсницей Гермионой. Но когда девочка оказывается в большой опасности из-за нападения тролля, мальчики самоотверженно идут спасать её, осознавая, что могут погибнуть в этой неравной схватке. В итоге они одержали победу, и именно после этого случая ребята стали неразлучны. Автор стремится показать нам, что самоотверженная помощь может стать началом долгой и крепкой дружбы.

Порой дружба объединяет людей, у которых, казалось бы, нет совершенно ничего общего. Именно об этом писала Кесси Бизли в своём произведении «Цирк “Мирандус”». В произведении рассказывается о двух друзьях: о Мике – мальчике, который верит в волшебство, и о реалистке Дженни. Несмотря на то, что у них совершенно разные интересы и ценности, их объединяет одно – вера в настоящую дружбу. Ради неё мечтательный Мика готов смириться со скептицизмом девочки, а рассудительная Дженни – поверить в чудеса. Автор хочет показать читателям, что истинная дружба может свести вместе людей с совершенно разными взглядами на жизнь и научить их принимать окружающих такими, какие они есть.

В заключение хотелось бы сказать, что настоящая дружба очень ценна в жизни каждого человека, ведь именно она делает нас добрее, терпимее, лучше.

Views: 33953

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

  (2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

  (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

  (По В. Астафьеву)

Истинная дружба. Как она влияет на человека? Именно эту проблему поднимает В. Астафьев в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор замечает, что «настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная». В. Астафьев с уверенностью говорит о том, что такая дружба очень сильно влияет на взаимоотношения людей, она невероятно сильна и крепка, что особенно проявляется «при крайних, бедственных обстоятельствах». В настоящей дружбе человек готов рискнуть ради спасения другого. Писатель говорит о том, что у него есть такие друзья, и он относится к ним с огромным уважением, что хорошо видно из предложения 7.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Астафьев убеждён: истинная дружба очень благотворно влияет на человека, развивая в нём такие качества, как огромное уважение к друзьям, заботливость, преданность и жертвенность.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: настоящая дружба играет огромную роль в жизни человека, оказывая на него исключительно хорошее влияние, ведь она воспитывает в нём верность, жертвенность, заботливость и уважительное отношение к товарищам.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении значительное внимание уделяется дружбе Андрея Болконского и Пьера Безухова. Эти герои искренне любили и уважали друг друга, всегда желали друг другу добра. В начале романа Андрей Болконский был весьма обеспокоен тем, что Пьер проводит много времени в обществе таких разгульных, на его взгляд, людей, как Федя Долохов и Анатоль Курагин. Но князь Андрей не стал насмехаться над Пьером, ведь это могло обидеть друга. Андрей Болконский просто постарался убедить Пьера в том, чтобы он больше не бывал в этом обществе. Пьер тоже помогал другу, как только мог. Например, он попытался убедить Андрея Болконского в существовании Бога (ведь это убеждение поспособствовало нравственному развитию Пьера). Далее, после разрыва Андрея Болконского и Наташи Ростовой, Пьер, несмотря на нежные чувства к Наташе, напомнил Андрею Болконского его же слова о том, что «падшую женщину нужно прощать». Таким образом, истинная дружба оказывает очень благотворное влияние на людей, ведь она воспитывает уважение к другу, преданность, жертвенность и заботу.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: настоящая дружба хорошо влияет на людей, развивая в них уважение друг к другу, заботливость. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». В этом произведении представлена дружба двух героев: Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Несмотря на сильную разность характеров и очень разное мировоззрение, они никогда не насмехались друг над другом. Они оба были уверены в своей правоте, и потому хотели помочь друг другу стать счастливыми, убедив друг друга в верности своих суждений. Что же это были за суждения? Обломов был убеждён, что счастливым может человека сделать лишь спокойная и тихая жизнь, которая была не по душе Штольцу. Штольц был уверен: жизнь должна быть энергичной и неоднообразной. Поэтому он и знакомит друга с Ольгой Ильинской, уверенный, что знакомство с этой девушкой «расшевелит» ленивого, на его взгляд, друга. И он оказался отчасти прав. Обломов стал более деятельным и энергичным. К сожалению, после расставания с Ольгой Обломов вновь впал в апатию, но нельзя отрицать, что благодаря Штольцу, познакомившему его с Ольгой, Обломов испытал, наверное, лучшие дни своей жизни. Но и Обломов, как мне кажется, повлиял на судьбу Штольца, который женился на Ольге. А ведь Штольц, наверное, знал, что семейная жизнь – это обычно однообразие, которое он так не любил. Но Обломов убедил друга в том, что и тихая и спокойная жизнь, в принципе, может принести человеку счастье. Так дружба Штольца и Обломова хорошо повлияла на них обоих, а причиной такого благотворного влияния стали именно взаимоуважение и искренняя заботливость.

В заключение ещё раз подчеркну: истинная дружба влияет на людей исключительно хорошо, поскольку воспитывает в них очень важные моральные качества, достойные гордости: уважение к другу, преданность, заботливость и жертвенность.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Как все живое, человек активен, т. е. способен избирательно отражать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, имеет, по выражению Ф.Энгельса, «самостоятель­ную силу реакции».

Он пластичен, т. е. обладает высокими адаптивными способно­стями к изменяющимся условиям жизни при сохранении видовых особенностей.

Он - существо динамичное, развивающееся", определенные из­менения происходят в органах, системах, мозге человека и на протяжении веков, и в процессе жизни каждого человека. При­чем, как считает современная наука, процесс развития ХОМА САПИЕНС не является завершенным, возможности человека к изменению не исчерпаны.

Как все живое, человек органично принадлежит природе Земли и Космосу, с которыми у него постоянно происходит обмен ве­ществ и энергийЙ

чевидно, что человек является неотъемлемой частью биосферы, растительного и животного мира Земли, выяв­ляет в себе признаки животно-растительной жизни. Например, новейшие открытия палеонтологии и молекулярной биологии сви­детельствуют: генетические коды человека и обезьяны отличают­ся лишь на 1-2 % (в то время как анатомические отличия состав­ляют около 70%). Особенно наглядна близость человека к животному миру. Вот почему человек часто отождествляет себя с теми или иными животными в мифах и в сказках. Вот почему и философы иногда рассматривают человека как животное: поэти­ческое (Аристотель), смеющееся (Рабле), трагическое (Шопенга­уэр), производящее орудия, лживое...

И все же человек - не просто высшее животное, не просто венец развития природы Земли. Он, по определению российского философа И. А. Ильина, - «всеприрода». «Он организованно вклю­чает, сосредоточивает и концентрирует все то, что содержится в отдаленнейших туманностях и в ближайших микроорганизмах, объемля все это своим духом в познании и восприятии».

Органическая принадлежность человека к Космосу подтверж­дается данными таких, казалось бы, далеких от человека наук, как коксохимия, астрофизика и др. В этой связи вспоминается высказывание Н. А. Бердяева: «Человек потому понимает Вселен­ную, что у них одна природа».

Человек - основной «геолого-образующий фактор биосферы» (по В. И. Вернадскому). Он - не просто один из фрагментов Все­ленной, один из рядовых элементов растительно-животного мира. Он - самый значимый элемент этого мира. С его появлением во многом изменилась природа Земли, а сегод­ня человек определяет и состояние Космоса. В то же время человек всегда - существо, во многом зависящее от космических и при­родных явлений и условий. Современный человек понимает: изу­родованная им природа угрожает существованию человечества, губит его, а понимание природы, установление с ней динамиче­ского равновесия - облегчает и украшает жизнь человечества, делает человека более полноценным и продуктивным существом.

Социальность и разумность человека

Человек - не только существо космическое, природное. Он - общественно-историческое существо. Одной из важнейших его ха­рактеристик является социальность. Рассмотрим это утверждение.

Так же органично, как к Космосу и природе Земли, человек принадлежит к социуму, к человеческому сообществу. Само воз­никновение Нота 5аргеп5, как утверждает современная наука, обусловлено превращением стада антропоидов, где правили био­логические законы, в человеческое общество, где действовали законы нравственные. Специфические особенности человека как вида сложились под влиянием именно социального образа жиз­ни. Важнейшими условиями сохранения и развития как вида Ното вар"мт, так и отдельного индивида было соблюдение нравствен­ных табу и следование социокультурному опыту предшествую­щих поколений.

Также огромно значение общества для каждого отдельного че­ловека, поскольку оно - не механическое сложение отдельных индивидов, а интеграция людей в единый общественный орга­низм. «Первейшее из первых условий жизни человека - это дру­гой человек. Другие люди - центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину», - писал С. Л. Рубинштейн. Я не может быть раскрыто лишь через отноше­ние к самому себе (неслучайно Нарцисс в древнем мифе - несча­стное существо). Человек развивается только «смотрясь» (К. Маркс)

в другого человека.

Любой человек невозможен без общества, без совместной с другими людьми деятельности и общения. Каждый человек (и многие поколения людей) идеально представлен в других людях и принимает идеальное участие в них (В. А. Петровский). Даже не имея реальной возможности жить среди людей, человек про­являет себя как член «своего», референтного для него, сообще­ства. Он ориентируется (не всегда осознанно) на его ценности, верования, нормы и правила. Он использует речь, знания, уме­ния, привычные формы поведения, которые возникли в социу­ме задолго до его появления в нем и были переданы ему. Его воспоминания и мечты тоже наполнены картинами, имеющими

социальный смысл.

Именно в обществе человек смог реализовать потенциальные возможности, данные ему Космосом и земной природой. Так, активность человека как живого существа превратилась в соци­ально значимую способность к продуктивной деятельности, к со­хранению и созданию культуры. Динамичность и пластичность - в способность ориентироваться на другого, меняться в его при­сутствии, испытывать эмпатию. Готовность к восприятию чело­веческой речи - в общительность, в способность к конструк­тивному диалогу, к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями и пр.

Именно обществен но-исторически и способ бытия сделал пра-Человека существом разумным.

Под разумностью педагогическая антропология вслед за К. Д. Ушинским понимает то, что характерно только для челове­ка - способность осознавать не только мир, но и себя в нем:

свое бытие во времени и пространстве;

способность фиксировать свое осознание мира и себя;

стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целе-полаганию и планированию своей жизнедеятельности, т. е. само­осознание, рефлексию.

Разумность врожденна у человека. Благодаря ей он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жиз­ни, стремиться к счастью. Благодаря ей он способен самосовер­шенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир со­гласно собственным представлениям о ценном и идеальном (бытии, человеке и пр.). Она во многом обусловливает развитие произвольности психических процессов, совершенствование воли человека.

Разумность помогает человеку действовать вопреки своим орга­ническим потребностям, биологическим ритмам (подавлять го­лод, активно работать ночью, жить в невесомости и т. п.). Она иногда заставляет человека маскировать свои индивидные свойства (проявления темперамента, пола и пр.). Она дает силы преодоле­вать страх смерти (вспомним, например, врачей-инфекционистов, экспериментировавших на себе). Эта способность справляться с ин­стинктом, сознательно идти против природного начала в себе, против своего организма - видовая особенность человека.

Открытый урок по русскому языку по теме « Анализ текста В.П.Астафьева как подготовка рабочих материалов к сочинению – рассуждению».

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит
вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов.

Цель урока: подготовка учащихся на основе анализа исходного текста к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику.

Задачи: - углубить знания о публицистическом стиле речи и типе текста – рассуждении;
- вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль,
проблематику;
- характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные
средства, используемые в тексте;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение
корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски: портрет В.П.Астафьева;
Эпиграф. «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия»
(А.Моруа)
Оборудование: Толковые, этимологические словари, словарь синонимов.
Раздаточный материал, таблица «Публицистический стиль речи»
Алгоритм урока с точки зрения технологичности (групповая технология)
1 этап. Актуализация темы. Целеполагание.
- постановка познавательной цели (проблемная ситуация);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача текста, раздаточного материала (клише, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе), словари, справочный материал.
2 этап. Планирование групповой работы:
- знакомство с текстом;
- планирование работы внутри группы;
- распределение заданий внутри группы;
3 этап. Исследование текста.
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, обобщения);
4 этап. Дискуссия (отчет о проделанной работе)
- сообщения о результатах работы в группе;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижениях поставленной задачи;
5 этап. Итоговая творческая работа.

Ход урока:
1. Актуализация темы. Звучат слова из песни В.Высоцкого « Песня о друге».
- Ребята, о чем эта песня? А что такое дружба? Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»? Кого вы можете назвать настоящим другом?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Согласны ли вы с утверждением автора?
- Итак, о чем, по вашему мнению, будет текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение?
2. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему:

Стиль речи Тема
Идея

Тип речи Проблема

Что такое тема? (предмет речи; то, о чем говорится в тексте)
- Идея (основная мысль) – то, для чего написан текст, к чему призывает.
- Проблема – вопрос, требующий исследования.

3. Обращаемся к тексту. Скажите, кто является автором исходного текста. Что вы знаете об этом писателе?
- Виктор Петрович Астафьев - известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева – прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к отрывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом (чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
(1) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью.(7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…
(В.Астафьев)

2. Групповая работа.
1 группа. «Теоретики» Задание:

1) определить тему (о чем текст), сформулировать и прокомментировать проблемы текста, изложить позицию автора текста.
2) найти ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи.
При формулировании ответа используйте разнообразные клише.
Ученики при ответе выделили следующие проблемы текста:
А) Что определяет характер человека?
Б) Что такое дружба?
В) Каково соотношение добра и зла в мире?
Позиция автора по этим вопросам:
А) характер человека складывается под влиянием среды;
Б) много факторов влияет на характер человека, один из них - дружба;
В) дружба бывает крепче и вернее родственных связей.
Г) на свете добрых людей больше, чем злых.
Д) дружба не дается даром, ее нужно заслужить.
2 группа. »Стилисты» Задание.
1) Определите тип текста. Составьте логическую схему текста.
Тип текста - рассуждение – размышление.
Логическая схема текста.
Основной тезис:
«…настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная»
Аргументы:
А) «такая дружба порой вернее и крепче родственных связей»;
Б) «с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья»;
В) «каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей».
2) определите стиль данного текста (сфера применения, функция, ведущая стилевая черта, языковые средства стиля). Записи оформите в виде таблицы.
3 группа. «Языковеды» Задание.
1) Понаблюдайте над лексикой текста. Используя толковые словари, этимологический, словарь синонимов поработайте со словами «дружба», «друг».
Определите их лексическое значение, происхождение, подберите к словам синонимы.
2) Найдите в тексте контекстуальные синонимы и антонимы, определите их роль в тексте.
3) Найдите тропы и фигуры, которые использует автор текста. Определите их роль.
4 группа «Грамотеи». Задание.
1) Выберите из данного набора те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.
Набор: самоотверже…ость и бе..корыстие, глубина и искре…ость чувств, вр..ждебная настороже..ость, общ.?.ность жизне..ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравстве..ая требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, прямодушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость, мелоч?.ный згоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное доверие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.
2) Закончите предложение, используя выражения из набора.
У дружбы _____сердце, ____взгляд, _____душа.
Подлинная дружба всегда основана на _____. В настоящей дружбе нет места ни _______, ни ______.
5 группа. Задание: «Лингвисты»
1) Подумайте, какие варианты вступления и заключения можно использовать
к данному тексту («Именительный темы», «Вопросы – стимулы», «Отклик»,
«Цитата» и др.). Моделирование.
2) Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни, примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки и мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. Например:
«Счастливая доля – гордиться друзьями» (В.Федоров).
«Истинный друг познается в несчастье» (Эзоп).
«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» (Сократ)
«В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно»
(Демокрит)
«Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем
сами, а родных нам посылает судьба» (Д.Боккаччо)
«Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила
победы» (М.Светлов)
«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (П.Буаст)
«О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды,
не стоит и жалеть» (Д.Писарев)
«Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого
друга, за которого можно было умереть» (Э.Бульвер)

4. Исследование текста.
5. Дискуссия. Выслушивание отчетов о проделанной работе в группах. Общий вывод о результатах работы. Рефлексия.

6. Заключительное слово учителя.
Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, дружба не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родственных связей: в дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. Выдающийся французский философ М.Монтень написал: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я»

6. Домашняя работа. Написать сочинение – рассуждение по проблемам, высказанным автором текста. Использовать в своей работе материалы урока и
памятку «Советы при выполнении задания «С» ЕГЭ»



Поделиться