«Бэтмен против Супермена»: гид для тех, кто ничего не понимает в комиксах и ненавидит супергероев. «Бумага

К премьере фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» издательство «Азбука» выпустит четыре комикса о Тёмном рыцаре и Человеке из стали.

24 марта в прокат выходит фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». В нём сойдутся в схватке два самых популярных персонажа издательства DC Comics — Бэтмен и Супермен. Издательство «Азбука» решило подготовить читателей к премьере и рассказать о том, как супергерои дошли до такой жизни.

«Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря» (Фрэнк Миллер, Клаус Дженсон)

«Возвращение Тёмного рыцаря» представляет собой законченную историю, поэтому с него вполне можно начать своё знакомство со вселенной Бэтмена. Кроме того, это отличная возможность познакомиться с главным источником вдохновения грядущего «Бэтмена против Супермена». Многие визуальные решения вроде бронированного экзоскелета Тёмного рыцаря были позаимствованы прямиком из графического романа.

Комикс появился на прилавках в 1986-м году и ознаменовал начало новой эпохи, впоследствии названной «Тёмный век комиксов». С этого момента истории в картинках становятся «взрослым» развлечением - на первый план выходят антигерои, возрастает уровень насилия, а сюжеты начинают затрагивать остросоциальные темы. Графические новеллы начинают напоминать нуар-детективы. В центре сюжета оказывается условный «крутой коп», который защищает закон и порядок любыми средствами, подчас крайне жестокими.

Бэтмен в изложении Фрэнка Миллера становится именно таким героем. В «Возвращении Тёмного рыцаря» он разменял пятый десяток и отошёл от дел. Однако разгул преступности заставляет его снять костюм с гвоздя и вновь выйти на улицы Готэм-сити. Против него выступают прежние враги, которые ничуть не изменились за десятилетия, проведённые в лечебницах и тюрьмах. Бэтмен разочарован - его геройская карьера теряет всякий смысл перед лицом неистребимого зла. Отправляясь в последний крестовый поход против преступности, Тёмный рыцарь бросает вызов не только криминалу, но и американским властям. Именно тогда против него выступает Супермен, который в этой вселенной стал преданным слугой Белого дома.

«Супермен непобеждённый» (Скотт Снайдер, Джим Ли)

Супермен стал одним из первых супергероев в комиксах. Создатели персонажа Джерри Сигел и Джо Шустер создали эталон, который толком не менялся на протяжении 75 лет. Новые авторы лишь «дорисовывали» герою новые способности, оставляя его внутренний мир нетронутым. Перед Скоттом Снайдером, ведущим автором комиксов о Бэтмене, стояла амбициозная задача. Ему предстояло адаптировать под современные реалии одного из самых консервативных героев DC Comics. Причём адаптировать в довольно сжатые сроки - первый выпуск комикса должен был поспеть к юбилею супергероя и выходу фильма «Человек из стали» - картине Зака Снайдера о Супермене.

Столь громкие события наложили на перезапуск определённый отпечаток - «Супермен непобеждённый» получился шумным и бестолковым блокбастером. Переосмысление героя гораздо лучше удалось Гранту Моррисону («Супермен: Все звёзды») и Марку Миллару («Супермен: Красный сын»), чьи комиксы также были изданы на русском языке. Однако «Супермен непобеждённый» все же может привлечь любителей рисованных зрелищ. Потрясающая визуализация Джима Ли («Бэтмен: Тихо!») способна конкурировать с раскадровками «Человека из стали».

Сценарий, увы, отстаёт от красочных иллюстраций. Там где Зак Снайдер пытался придать Супермену неоднозначности, поставить в ситуацию выбора между Криптоном и Землёй, его однофамилец Скотт Снайдер продолжает разыгрывать героический миф. Его заслугой можно признать лишь отвод Супермена от мира большой политики. Будучи поистине американским героем, Человек из стали в конце концов превращался в послушное орудие правительства - такой сценарий уже был показан в «Возвращении Тёмного рыцаря». Снайдер же делает из супергероя этакого гражданина мира, землянина, для которого внешняя угроза не равна «внешней угрозе для США».

Однако, всё это не помешало собрать «Супермену непобеждённому» хорошую кассу и заслужить признание критиков.

«Бэтмен/Супермен: Абсолютная власть» (Джефф Лоэб, Карлос Пачеко, Хесус Мерино, Лаура Мартин)

Параллельные измерения и путешествия во времени - хлеб с маслом авторов комиксов. Хлеб, конечно, порядком заплесневевший, да и масло уже не первой свежести, однако редкий автор отказался от сюжета в жанре альтернативной истории. Джефф Лоэб («Бэтмен. Долгий Хэллоуин») к таковым точно не относится. Третий том серии «Бэтмен/Супермен» под заглавием «Абсолютная власть» ставит привычную расстановку сил с ног на голову.

Три суперзлодея устроили в пространственно-временном континууме небольшой переполох, вследствие которого Бэтмен и Супермен стали кровавыми тиранами, а большинство супергероев так и не появилось на свет. О том, как тяжко жить под их гнётом Лоэб толком не рассказывает. Сценарист отказывается от построения антиутопии и поскорее отправляет дуэт диктаторов в путешествие во времени. Это служит оправданием для постоянной смены локаций, противников и поводов для потасовок. Итог у таких историй всегда один - время вернётся в традиционное русло, а все мытарства по альтернативным измерениям обернутся кошмарным сном.

Но из песни слов не выкинешь. «Абсолютная власть» издаётся вслед «Супердевушкой» и «Врагами общества» (первыми томами серии), где геройский тандем работал в более привычном ключе - рушил злодейские планы и боролся с преступностью. На фоне предыдущих выпусков «Абсолютная власть» кажется ненужным экскурсом в психологию двух иконических персонажей DC Comics, без которой читатели вполне могли обойтись.

«Бэтмен. Книга 3. Смерть семьи» (Скотт Снайдер, Грег Капулло, Джонатан Глейпион)

Большего успеха Снайдер добился в качестве ведущего сценариста серии о Бэтмене. Два блестяще написанных комикса «Суд сов» и «Город сов» существенно обновили мифологию Тёмного рыцаря, собрали множество наград и задали новую планку для всех последующих историй о Тёмном рыцаре. Но настоящим вызовом для сценариста стала история о Джокере - главном противнике Бэтмена. Прежде разработкой психологии этого персонажа занимались Алан Мур («Убийственная шутка»), Брайан Азарелло («Джокер») и ряд других авторов. За десятки лет клоун-психопат совершил на страницах комиксов все возможные зверства, поэтому удивить читателя его новыми выходками становится всё сложнее. Джокер прошёл долгий путь от простого гангстера до криминального гения и, в конце концов, занял место главного врага Бэтмена.

В глобальном кроссовере «Смерть семьи», в котором сошли едва ли не все значимые герои вселенной Бэтмена, Джокер переживает настоящий психический слом. Чтобы избавиться от всякого сходства с человеком, он срезает собственное лицо и начинает носить его как маску. Дальнейшее развитие событий во многом напоминает роман Кобо Абэ «Чужое лицо» - Джокер уничтожает то, что осталось от его прежней личности и становится ещё безумнее. Киноманы также могут вспомнить Кожаное лицо - маньяка-каннибала из серии «Техасская резня бензопилой». Так или иначе, избавление от лица во многих историях связан с полной потерей человечности, с деградацией до животного состояния.

Сюжет «Смерти семьи» - настоящий гобелен, где события множества серий переплетаются, в финале образуя чудовищный узор. Чтобы выстоять против маньяка, Бэтмен и его команда должны выстроить доселе недостижимый уровень доверия. Это история о создании боеспособной команды, состоящей из патологических одиночек. Каждый из напарников Бэтмена предпринял попытку состояться как самостоятельный борец с преступностью и вновь загнать их под крыло наставника и вдохновителя не так-то просто.

В первую очередь комикс Снайдера привлечёт внимание тех, кто соскучился по хорошим историям о Джокере. В конце концов, Бэтмена делают злодеи, а клоун-принц Готэма среди них - безусловный лидер.

«Бэтмен и Супермен: Лучшие в мире» (1997)

Причина конфликта : Девушка и методы борьбы с преступностью.

Как все происходило : Когда-то Бэтмен и Супермен были , но на смену рафинированным мультсериалам и пришли брутальные работы 90-х: «Бэтмен», «Новые приключения Бэтмена» и «Супермен», - где мужчины с квадратными челюстями были настроены другу к другу уже не так дружелюбно. Например, в «Супермене» был трехсерийный кроссовер «Лучшие в мире» (одна из трех встреч героев в рамках данного сериала). В нем (кстати, существующем и в виде отдельного ) готэмский плейбой Брюс Уэйн приезжает по делам в Метрополис и начинает ухаживать за журналисткой Лоис Лейн, что сильно не понравилось ее коллеге Кларку Кенту, а еще больше - Супермену.

Герои установили друг за другом слежку, померились взглядами, а потом немножко и силами (Супермен был мощнее, однако Бэтмен припрятал кусочек криптонита), но в итоге все-таки объединились перед общей угрозой в лице Джокера и Лекса Лютора.

Кто победил : Брюс Уэйн попрощался с Кентом, расстался с Лоис и покинул Метрополис. Будем считать, что Человек из стали переиграл Человека - летучую мышь на своем поле.

«Бэтмен: История Бэтмена и Супермена» (2007)


Причина конфликта : Лекс Лютор с помощью криптонита и спор растений подчинил себе Супермена и заставил его биться с Бэтменом.

Как все происходило : Мультсериал, известный по Джокеру-вампиру (его укусил Дракула), не мог обойти стороной и Супермена и Бэтмена. В начале двухсерийного кроссовера Темный рыцарь спасает Человека из стали от робота Металло и предлагает ему вступить в зарождающуюся Лигу справедливости. Но Супермен отказывается, так как командной игре предпочитает индивидуальную. Однако вскоре ему приходится изменить свое решение: бывают враги, с которыми не справиться в одиночку, и тут как никогда пригодится чувство локтя. Особенно если есть такой друг, как Бэтмен, всегда готовый наподдать Супермену, чтобы он протрезвел.

Кто победил : Бэтмен привел Супермена в чувство, и тот остался его должником.

«Бэтмен: Отважный и смелый». «Битва супергероев!» (2011)


Причина конфликта : Красный криптонит.

Как все происходило: В мультсериале «Отважный и смелый» Бэтс постоянно пересекался с коллегами по цеху из разных концов Вселенной. Контакт c Суперменом состоялся в серии с красноречивым названием .

В Готэме все спокойно, и Темный рыцарь решает прикрыть спину Человеку из стали в Метрополисе, где преступность как раз процветает. Первым делом супергерои обезвреживают Лекса Лютора, потом берутся за злодеев калибром поменьше. Тем временем кто-то посылает друзьям Супермена - журналистке Лоис Лейн и фотографу Джимми Олсену - подарки от его лица. Вскоре выяснится, что они сделаны из красного криптонита, который, в отличие от своего зеленого аналога, не ослабляет Супера, а делает его непредсказуемым: от соприкосновения с ним герой сходит с ума и пускается во все тяжкие.

Схожий наркотический эффект зрители могли наблюдать, например, в конце второго сезона памятного сериала «Тайны Смолвилля», когда молодой Кларк слетел с катушек. Спасти рассудок Кента удается Бэтмену, который, объединившись с , вступает в схватку с Человеком из стали. Для этого Бэтс облачается в броню, как в «Возрождении легенды» и «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости».

Кто победил : Технически победа осталась за Бэтменом. Вместе с Суперпсом он потянул время, пока действие красного криптонита не закончилось.

«Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря» (2012–2013)


Причина конфликта : Как и в марвеловской , где в непримиримой схватке сошлись Железный человек и Капитан Америка, битва между Суперменом и Бэтменом случилась потому, что один оказался на стороне правительства, а другой - нет.

Как все происходило : Считается, что новая классика жанра - Фрэнка Миллера - впервые была адаптирована в «Новых приключения Бэтмена». Справедливости ради, надо сказать, что в основу этого мультсериала лег только оригинального комикса: полный строится на том, что дети рассказывают друг другу истории про Бэтмена и каждый из них представляет себе Человека - летучую мышь по-своему.

В 2012-м подоспела полноценная экранизация Джея Оливы в двух частях. Поскольку события в ней происходят на Земле-31 , повествуется там о не совсем привычном Бэтмене - а точнее, о Бэтмене-пенсионере, который по ходу действия противостоит Харви Денту, мутантам, Джокеру и Супермену.

Сражение с последним происходит из-за того, что Человек из стали, пытаясь остановить советскую ядерную боеголовку, не сумел предотвратить взрыв. В результате детонации образовался мощный электромагнитный импульс, который отключил все системы коммуникации и жизнеобеспечения в США. Сохранить порядок удалось только в Готэме - и именно благодаря Бэтмену и его соратникам. Это не понравилось американскому правительству, которое увидело в поступке Темного рыцаря вызов и отправило Супермена покончить с ним. Все это привело к настоящей битве титанов.

Кто победил : Верх одержал Супермен, но Бэтмен преподал ему урок и припрятал козырь в рукаве.

«Лига справедливости: Война» (2014)


Причина конфликта: Супермен принял Бэтмена за подручного .

Как все происходило : Зеленый Фонарь встречает Человека - летучую мышь, который преследует непонятное чудище - по всей видимости, инопланетного происхождения. Загнанный супергероями в угол монстр успевает выкрикнуть «За Дарксайда!» и самоликвидируется.

Когда герои натыкаются на Супермена, тот, приняв Темного рыцаря за врага, устраивает ему разборку: поняв, что ошибся, вступает с ним в . Тем временем в разных частях Америки открываются межпространственные порталы, из которых начинают вылезать другие монстры (как позже выяснится, их называют парадемонами). К грандиозной битве с ними присоединяются Чудо-женщина, Флэш, Шазам (в комиксе - Аквамен) и Виктор Стоун, волей случая и инопланетного оборудования превратившийся в киборга. Вскоре появляется и сам Дарксайд. «Подчинитесь мне!» - требует он. «Как бы не так», - отвечают члены будущей лиги.

Восемнадцатый оригинальный анимационный фильм , основанный на комиксах линейки «New 52». Поскольку эти картины отличает более взрослый рейтинг, их создатели не боятся показать на экране кровь и сломанные конечности: вот и схватка Бэтмена и Супермена получилась тут такой же зрелищной и жестокой, как и в «Возвращении Темного рыцаря», который тоже, кстати, входит в эту анимационную вселенную под пятнадцатым номером.

Кто победил : Никто, поскольку герои сумели вовремя остановиться.

«LEGO. Бэтмен против Супермена» (2014–2015)

Причина конфликта : Непонятная.

Как все происходило : Ироничная короткометражка Тома Уилльямсона, сделанная с помощью конструктора «Лего». Бэтмен вызывает на встречу Супермена, так как по какими-то причинам они сейчас воюют друг против друга. «Поэтому мы должны драться», - заключает Человек - летучая мышь и делает все, чтобы вывести из себя Человек из стали. У него это получается.

Кто победил : Супермен размазал Темного рыцаря Бэтмобилем. Кстати, о Бэтмене, погребенном под собственной машиной, рассказывает вторая часть этого эпоса под названием «Рассвет заслуженного наказания»

По сюжету Брюс Уэйн (Бен Аффлек) остро переживает смерть Дика Грейсона (первого Робина) и присматривается к Супермену (Генри Кавилл), чья бесконечная сила настораживает Темного рыцаря. Обострению отношений между супергероями способствует Лекс Лютор (Джесси Айзенберг), которому интересно, кто сильнее: последний сын Криптона или человек? В фильме также появятся другие персонажи из грядущей «Лиги справедливости» : Чудо-женщина (Галь Гадот), Аквамен (Джейсон Момоа) и т. д. А Бен Аффлек так увлекся ролью Бэтмена, что решил снять сольный фильм про Человека - летучую мышь.

Кто победил : Очевидно, победит дружба.

Основанный на комиксах о Бэтмене и Супермене . Фильм является продолжением фильма о Супермене «Человек из стали» .

Сюжет фильма Бэтмен против Супермена На заре справедливости / Batman v Superman Dawn of Justice

Действие фильма «Бэтмен против Супермена На заре справедливости» разворачивается в городке Метрополис. Брюс Уэйн (Бен Аффлек ), так же известный как Бэтмен , решает бросить свою деятельность и стать простым человеком.

Его планы меняются, когда в городе появляется Супермен (Генри Кавилл ), который представляет собой реальную угрозу. После спасения человечества Кларк Кент так и не смог определиться со своим предназначением. Теперь он не может разрешить нравственную задачу: с одной стороны, он чувствует призвание и силы защищать человечество, с другой стороны– он понимает, что намного совершеннее всех людей и с легкостью может подчинить их.

Бен Аффлек , исполнитель главной роли прокомментировал свою работу над образом Бэтмена : «Это уникальный подход к Бэтмену , который, тем не менее, не шёл наперекор мифологии. Я заинтересовался. Внезапно ко мне пришло понимание персонажа. Когда люди увидят фильм, это будет иметь больше смысла, чем сейчас или даже чем для меня изначально. Не хочу выдавать подробностей, но идея в новом Бэтмене заключается в том, чтобы не пытаться соревноваться с Бэтменом Кристиана Бэйла и Кристофера Нолана , но при этом существовать в рамках канона. Наша версия будет старше и мудрее, особенно в плане его сравнения с Суперменом Генри Кавилла ».

Противостояние Бэтмена и Супермена начинается с того, что каждый из них борется за справедливость, признавая только свои методы. Супермен работает независимо от Земного правительства, а Бэтмен всегда склонен к общественной морали. Конфликт интересов заставляет их бороться за правду друг с другом, ставя человечество под угрозу.

На данный момент фильм занимает 47 строчку в рейтинге «Самых кассовых фильмов всех времен» и 5 строчку в списке «Самых кассовых фильмов 2016 года».

В мировом прокате фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» заработал 873, 3 миллиона долларов при бюджете 250 миллионов долларов. Следующим фильмом Вселенной DC стала картина «Отряд самоубийц» .

В 2017 году в прокат вышли фильмы «Чудо-женщина» и «Лига справедливости: Часть 1» , основанные на комиксах «DC Comics».

Персонажи фильма Бэтмен против Супермена На заре справедливости / Batman v Superman Dawn of Justice

В фильме «Бэтмен против Супермена На заре справедливости» присутствуют персонажи, уже полюбившиеся зрителям: журналистка Лоис Лейн (Эми Адамс ), которая скрывает личность Супермена , рискуя при этом собственной жизнью; дворецкий семьи Уэйнов – Альфред Пенниуорт (Джереми Айронс ), который воспитал Брюса Уэйна и с тех пор поддерживает его во всем.

Помимо привычных героев, зрители увидят и новых: Чудо-женщину (Галь Гадот ) – самую сильную женщину в мире, которая, несмотря на свою изящность, остается настоящим воином. Главным антагонистом картины является Лекс Лютер (Джесси Айзенберг ), который превосходит своими интеллектуальными способностями не только все человечество, но и самого Супермена.

В российский прокат выходит многомиллионный блокбастер «Бэтмен против Супермена: на заре справедливости». Фильм, который обсуждали задолго до выхода на экраны, станет главной темой на ближайшие недели. Похоже, что сходить на него придется всем: кого-то в кино затащат друзья, а кого-то - скука.

«Бумага» нашла несколько причин посмотреть фильм даже тем, кто ни разу не читал комиксы, ничего не слышал про противостояние супергероев и скептически относится к “мультяшным” персонажам на большом экране.

Причина № 1: создатели

Снял фильм Зак Снайдер, прославленный “300 спартанцами” (фильм собрал 456 миллионов долларов при бюджете в 65 миллионов). До столкновения Бэтмена и Супермена он уже работал над сюжетами о супергероях - и получалось достойно. В 2009 году американец экранизировал единственный комикс, вошедший в список 100 лучших романов по версии Time, и сделал, пожалуй, самый тонкий и интеллектуальный фильм о супергероях - «Хранители» (рейтинг 7,6/10 на IMDb).

Четыре года спустя на экраны вышел «Человек из стали» - последний до сегодняшнего дня фильм о Супермене. Он оказался гораздо лучше предыдущей попытки вернуть главного супергероя Америки на экраны: снятое Брайаном Сингером “Возвращение Супермена” провалилось в американском прокате (200 миллионов долларов при бюджете в 270 миллионов) и не очень понравилось зрителям (всего 6,1/10 на IMDb). Кроме того, в копилке Снайдера ремейк зомби-классики «Рассвет мертвецов» и «Легенды ночных стражей» - милейший мультик о мире, в котором правят совы.

Работали над новым кинокомиксом и другие приличные люди. Костюм Бэтмена на этот раз вместо Кристиана Бэйла примерит Бен Аффлек, получивший два главных неактерских «Оскара» - за лучший сценарий и лучший фильм. Супермена снова сыграет Генри Кавилл (“Человек из стали”, “Агенты А.Н.К.Л.”), будто рожденный для этой роли.

Кадр с сайта kinopoisk.ru

Также в списке создателей: оскароносный сценарист Крис Террио, работавший над «Операцией „Арго“», обладатель статуэтки за лучшую мужскую роль Джереми Айронс, Джесси Айзенберг (“Социальная сеть”, “Иллюзия обмана”) и Лоренс «Морфеус» Фишберн. Более того, среди продюсеров значится Кристофер Нолан (“Начало”, “Темный рыцарь”, “Интерстеллар”), а за музыку отвечает Ханс Циммер, которому, помимо прочего, принадлежит саундтрек к “Королю Льву” и “Пиратам Карибского моря”. Другими словами, вопроса, куда ушли 250 миллиона долларов бюджета, по крайней мере, до премьеры не возникает.

Причина № 2: промо

За эпичность в промокампании отвечали многочисленные тизеры, трейлеры и тизер-трейлеры, которыми зрителей стали дразнить примерно за год до премьеры.

Но особенно постарался Джимми Киммел. В ролике телеведущий встревает в диалог журналиста Кларка Кента и бизнесмена Брюса Уэйна, узнает в них Супермена и Бэтмена и радостно всем об этом сообщает. В итоге назойливый Киммел оказывается на Марсе, где встречает Мэтта Дэймона в образе героя фильма «Марсианин».

Суммарно ролики о грядущем блокбастере собрали около 300 миллионов просмотров и активно обсуждались в соцсетях. Фанаты прогнозировали, что фильм соберет больше миллиарда долларов, говорили, что не могут дождаться премьеры, и жаловались на спойлеры в трейлерах.

Причина № 3: “новая волна” супергеройского кино

После нолановской трилогии о Бэтмене и особенно второй части с Хитом Леджером в роли Джокера практически все создатели фильмов о супергероях решили снимать мрачное, «реалистичное» кино и показать, что условный Железный человек тоже человек.

Кадры с сайта kinopoisk.ru

Предпосылок, что «Бэтмен против Супермена» пойдет против этой тенденции, пока нет. На кадре ниже видно, что Снайдер и в новом фильме сделал акцент на мрачную, густую атмосферу. При этом, чтобы разобраться в происходящем на экране, комиксы по-прежнему читать не нужно, а иногда и вредно.

Кадр с сайта kinopoisk.ru

Предыдущий тезис о развитии жанра подтверждают и первые зрительские оценки. На IMDb рейтинг «Бэтмен против Супермена» держится около 8,1 баллов после первых дней мирового проката. Для сравнения, у «Темного рыцаря» Нолана - 9 баллов. Правда, по нему свое мнение выразили гораздо больше зрителей.

Однако критики, в отличие от рядовых посетителей кинотеатров, встретили новый боевик менее радушно - на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у фильма только 34 % положительных отзывов. Но это показатель очень относительный. Например, номинированная на “Оскар” экранизация “Жутко громко и запредельно близко” имеет только 46 %.

Причина № 5: для утонченных киноманов

Кажется, сейчас посмотреть новый блокбастер можно даже тем, кто привык тихо наслаждаться Иньярриту и Бергманом. Все главные фильмы 2015 года уже отсмотрены, а до основных наград 2016-го еще далеко. Можно и немного отвлечься от новостей о терроре в Бельгии и приговоре Савченко. Главное - билеты покупать на утренний сеанс. Иначе можно наткнуться на друзей-эстетов, пришедших на новых Коэнов.

Кадр с сайта kinopoisk.ru

Бонус: Если всё вышесказанное не убедило и больше двух часов смотреть на разборки качков в латексе еще кажется сомнительной затеей, есть пара дополнительных аргументов в пользу похода в кино. Самых очевидных аргументов. Для девушек - это дуэт Аффлек - Кавилл, а для мужчин - модель Галь Гадот в роли Чудо-женщины.

Супергерои. Что же мы всё-таки подразумеваем под этим понятием в 21-м веке? Какова истинная значимость таких персонажей как Бэтмен и Супермен в современном обществе, где публику намеренно снабжают этих героев нескончаемым потоком однотипных интерпретаций посредством многочисленных блокбастеров? Как ни печально, но сейчас мы живем в то время, когда некоторые самонадеянные дельцы крупнейших голливудских киностудий усиленно продвигают в массы примитивное коммерческое подобие классических комиксов с участием двух самых известных легенд американской поп-культуры.

Дело в том, что самые основополагающие черты Бэтмена и Супермена практически за всю 70-летнюю историю их существования в комиксах идут в полный разрез с общей стратегией DC Comics и Warner Bros , где явное предпочтение отдается определенным временным отрезкам (будь это 80-е или начало 2000-х), в которых часто доминируют более темные версии этих персонажей.

В этой статье будет представлена иная точка зрения на данную проблему. Такие интерпретации первоисточников, как The Dark Knight Returns (1986), Hush (2002 - 2003), Lex Luthor: Man of Steel (2005) и другие сюжеты, взятые за основу создателями фильма «, подробно рассматриваться не будут.

Используя эксклюзивные комментарии некоторых талантливых сценаристов и художников, мы расскажем вам о тех былых временах, когда создавались, пожалуй, самые замечательные комиксы о настоящей дружбе между Бэтменом и Суперменом.

Пролог. Их было двое

Супермен, один из самых невероятных супергероев в истории человечества, появился на свет благодаря бурной фантазии двух 19-летних друзей из Кливленда (штат Огайо) - американского сценариста Джерри Сигел (17. 10. 1914 - 28. 01. 1996) и канадско-американского художник Джо Шустер (10. 07. 1914 - 30. 07. 1992). Вдохновившись образом «Сверхчеловека» Фридриха Ницше, Сигел и Шустер придумали историю “The Reign of Superman (1933 год), где главный герой самонадеянно пренебрегает своими суперспособностями и только под конец сюжета, лишившись этого уникального дара, осознает свою роковую ошибку.

Дальнейшие попытки формирования образа Супермена привели молодых ребят к созданию личности Кларка Кента. Имя и фамилию героя авторы позаимствовали у известных американских актеров Кларка Гейбла и Кента Тэйлора , а главные черты характера этого скромного репортера - у знаменитого комика Гарольда Ллойда. Ребята считали, что для успешной продажи их комикса и привлечения большего читательского внимания, Супермен обязательно должен быть оптимистичным героем подобно персонажам, сыгранным актером Дугласом Фэрбенксом в фильмах «Знак Зорро» (1920 год) и «Робин Гуд» (1922 год).

Джерри Сигел (автор текста) рассказывает: «1933 год. Мы жили в тяжелые времена Великой депрессии. Мир был до краев переполнен жестокой несправедливостью, а война в Европе казалась всем неизбежной. Я стал думать о том, что лично сам мог бы сделать для улучшения такой ситуации, если бы был сильнее всех на свете. Нам казалось, что Супермен должен сочетать в себе все наилучшие качества таких мифических персонажей, как Геркулес и Самсон».

Джо Шустер (художник): «В наших руках оказался отличный герой, который сильно отличался от других. Мы выбрали самые яркие цвета для его костюма и нарисовали небольшую эмблему на груди, похожую на щит. Большая буква S в имени персонажа соответствует первым начальным буквам наших фамилий. Мы были абсолютно уверены в том, что кто-нибудь когда-нибудь обязательно захочет опубликовать этот замечательный комикс».

Несмотря на отказы многих издательств взять под свое крыло человека из стали, Сигел и Шустер не отчаивались и наконец, 18 апреля, 1938 года, добились публикации самого первого комикса - Action Comics #1 от National Allied Publications (в последствии DC Comics ). Именно тогда мир впервые узнал о существовании Супермена, таинственного пришельца, последнего выжившего жителя планеты Криптон, внезапно попавшего на Землю и ставшего истинным защитником всего человечества.

С тех самых пор этот легендарный персонаж так и не перестает будоражить умы многомиллионной армии фанатов.

В 1939-м, ровно год спустя после удачного дебюта Супермена, Винсент Салливан , один из редакторов DC, посчитал, что издательству нужна очередная сенсация - новый супергерой, который по уровню популярности мог бы составить конкуренцию самому Кларку Кенту. Всю ответственность возложили на молодого художника Боба Кейна , но проблема заключалась в том, что его первоначальная идея (рисовать новые костюмы поверх готовых набросков с Суперменом) попахивала плагиатом и вызывала в памяти таких персонажей, как Флэш Гордон (художник Алекс Рэймонд ) и Фантом (художник Рэй Мур ).

Отсутствие собственных оригинальных идей вынудило Боба обратиться за помощью к начинающему сценаристу Биллу Фингеру . Будучи весьма одаренным автором, Фингер тотчас же устранил эту проблему.

Билл Фингер: «На изначальном наброске Боба Бэтмен был облачен в ярко-красное трико. Его лицо скрывала темная полумаска, а за спиной виднелись какие-то невзрачные крылья. Как-то я обнаружил иллюстрацию летучей мыши в словаре Уэбстера и сказал Бобу: “Обрати внимание на широкие уши. Почему бы не применить их на деле?”. Ещё я предложил добавить к визуализации Бэтмена темно-серый костюм и маску-капюшон, которые сделали бы его более загадочным. Мне совсем не нравилась идея с крыльями. Я настоял на том, чтобы переделать их в плащ, который при ускоренном движении создавал бы силуэт летучей мыши. Затем я придумал имя герою - Брюс Уэйн - комбинация таких выдающихся исторических личностей, как король Шотландии Роберт Брюс и американский генерал Энтони Уэйн, принимавший активное участие в борьбе за независимость США».

Именно Билл Фингер сочинил трагическую историю происхождения темного рыцаря Готэма - на глазах у 8-летнего мальчика от рук преступника гибнут его родители. Пережив подобное горе, Брюс решает посвятить свою жизнь борьбе со злом. Вот так на свет и появился Бэтмен. Подобно успеху первого комикса о Супермене, дебют героя в Detective Comics #27 (май 1939 года) стал мгновенным хитом. Персонаж привлек к себе огромное внимание читательской публики, чей теплый прием сделал его одним из самых популярных героев.

Но основная загвоздка заключалась в том, что при подписании контракта с комикс-издательством о защите авторских прав, Кейн, используя влиятельные связи своего отца, намеренно нигде не упомянул имя Билла. Фингер был просто сокрушен подлым поступком Кейна, но, к сожалению, ничего не мог сделать из-за своего слишком мягкого характера, хотя настоящим генератором всех творческих идей был именно он: город Готэм, Бэтмобиль, Бэт-пещера, комиссар Гордон и другие немаловажные элементы, без которых сейчас невозможно представить этот комикс. Тем не менее, Билл все равно продолжал трудиться над сюжетами о Бэтмене в качестве внештатного сценариста, оставаясь по существу невоспетым героем, лишенным всех почестей, которых он был по праву достоин.

Тем временем, Кейн быстро разбогател, несправедливо пожиная плоды чужой славы: хвалебные упоминания в пресcе, посещение престижных голливудских мероприятий и частые визиты на съёмочные площадки фильмов о Бэтмене с 1989 по 1997. В итоге, Боб Кейн прожил долго и счастливо до 83 лет, а бедному Биллу Фингеру пришлось пережить жуткие приступы депрессии, череду финансовых проблем, тяжелую алкогольную зависимость и три сердечных приступа. Он ушел из жизни в 1974 годе в возрасте 59 лет.

Но в 2015 году история наконец-то расставила все на свои места.

После многих лет непрекращающихся судебных разбирательств, истинные почитатели творчества Билла Фингера сумели добиться того, чтобы автор (хотя бы посмертно) получил своё заслуженное признание. Теперь его имя можно увидеть во всех проектах DC с участием Бэтмена, в том числе и в титрах фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» .

Эпоха невинности и чудес

Феноменальное появление на свет Бэтмена и Супермена, на ряду с всё возрастающей популярностью многих других супергероев, заложило основу для формирования Золотого (с конца 1930-х по начало 1950-х) и Серебряного (с 1950-х по 1970-е) века комиксов. В сюжетах того времени, Брюс Уэйн и Кларк Кент подходили ко всему с неподдельной долей оптимизма и истинной верой в силу человеческого духа. Но в этом не обошлось и без явных перегибов. Немецко-американский психолог Фредерик Вертам имел свой взгляд на ту роль, которое общество приписывало этим героям. В 1954 году, он выпустил книгу «Совращение невинных» , где обвинил авторов комиксов в том, что своими историями они частично поспособствовали повышению уровня преступности среди молодежи.

За этим последовала ликвидация некоторых печатных издательств, не говоря уже об участившихся актах публичного сжигания комиксов.

В том же году впервые ввели Кодекс, обязывающий всех сценаристов и художников соблюдать жесткую цензуру. Но все же Вертам оказался неправ, так как его непримиримая критика не позволила ему полноценно разглядеть всю легкую непосредственность супергеройских комиксов, которые в первую очередь создавались специально для подрастающего поколения.

А теперь пришло время рассмотреть самые ранние точки пересечения между Бэтменом и Суперменом.

  • Июль 1940 - Бэтмен, Робин и Супермен украсили обложку журнала New York World’s Fair Comics #2 , но, к сожалению, дальше этого дело не пошло.
  • Февраль 1941 - У героев появилось первое совместное издание World’s Best Comics (позже сменившее название на World’s Finest Comics) . Помимо титульного листа, увидеть их вместе не удавалось вплоть до 1954 года (71 выпуск).
  • Сентябрь 1945 - Голоса супергеройского дуэта, озвученные актерами Бадом Колльером (Супермен) и Стейси Харрисом (Бэтмен), впервые можно было услышать на радиопередаче The Adventures of Superman (эпизод “Dr. Bly’s Confidence Gang ”).
  • Июнь 1952 - Эпохальная встреча наконец-таки состоялась в комиксе Superman #76 : Брюс Уэйн и Кларк Кент попадают на морской круиз, где становятся невольными участниками целого ряда очень занимательных событий. Сюжет “The Mightiest Team In The World” был создан сценаристом Эдмондом Гамильтоном и художником Куртом Суоном.

Курт Суон (художник): «Мы хотели, чтобы люди могли соотнести себя с Суперменом. Для этого следовало придать ему самые лучшие качества и приблизить его к нашему миру настолько, насколько это возможно. Человечество всегда будет нуждаться в Супермене. Его колоссальная притягательность заключается в воплощении наших самых сокровенных фантазий: быть честными и отважными, свободно парить в небе и использовать свой уникальный дар ради всеобщего блага».

Курт Суон

Ниже будут представлены несколько историй, которые демонстрируют всю неповторимую сущность Бэтмена и Супермена в контексте того времени:

Сюжет #1 - "The New Team of Superman and Robin"

(World’s Finest Comics #75 ; Апрель 1955)

Сценарист - Билл Фингер / Художник - Курт Суон

Очень занимательный сюжет, в котором Супермен оказывает помощь Бэтмену, получившему тяжелую травму ноги после неудачного столкновения с преступниками. На первый взгляд может показаться, что это самая заурядная история, но как и в большинстве повестей тех дней, здесь присутствует элемент неожиданности, который уж точно не оставит читателя равнодушным.

Сюжет #2 - "Superman and Batman’s Greatest Foes!"

(World’s Finest Comics #88 ; Июнь 1957)

Сценарист - Эдмонд Гамильтон / Художник - Дик Спранг

Весьма зрелищная история о самом первом крупном поединке между нашими героями и их заклятыми врагами. Джокер и Лекс Лютор решили стать послушными гражданами. Супермен и Бэтмен чувствуют в этом какой-то явный подвох и заводят по этому факту совместное расследование.

Дик Спранг (художник): «Я получал огромное удовольствие, работая над этим комиксом. Наряду с Суперменом, которому подвластно буквально все, и Бэтменом с его уникальным интеллектом и отличными детективными навыками, было также здорово получить в свое распоряжение и моего самого любимого злодея - Джокера. Без явной скромности скажу, что многим читателям очень нравились наши сюжеты, так как в них супергерои всегда находили выход из любого положения. Сейчас же оригинальных сюжетов практически нет, а все известные супергерои только и делают, что постоянно дерутся друг с другом. На мой взгляд, всё это ужасно бессмысленно».

Дик Спранг

Сюжет #3 - "Batman -- The Superman of Planet X!"

(Batman #113 ; Февраль 1958)

Сценарист - Франц Геррон / Художник - Дик Спранг

Сюжет таков: Земная реальность Брюса Уэйна внезапно меняется, когда он попадает на планету Зур-Эн-Арр, где приобретает такие же силы, как у Супермена. Там же он сталкивается со своей параллельной версией Тлано, что в итоге повлияет на весь ход событий.

Также можете ознакомиться с замечательной адаптацией этой истории в эпизоде The Super-Batman of Planet X! мультсериала Batman: The Brave and The Bold (2008 - 2011).

И, конечно, стоит упомянуть известного шотландского сценариста Гранта Моррисона, который использовал этот же сюжет в своем комиксе «Batman: R.I.P.» (Batman #676 - 681 ; 2008) и подробно проанализировал в нем весь жизненный цикл Бэтмена с психологической точки зрения.

Сюжет #4 - “The Batman Nobody Remembered”

(World’s Finest Comics #136 ; Cентябрь 1963)

Сценарист - Билл Фингер / Художник - Джим Муни

Фантасмагорическая история, в которой люди из близкого окружения Бэтмена по какой-то причине перестают его узнавать. Единственный, кто способен исправить такое чрезвычайное положение дел - Супермен.

Первую часть можем завершить комиксом “DC: The New Frontier” (6 выпусков; 2003 - 2004), в котором известный канадский сценарист и художник Дарвин Кук рассказал оригинальную историю о том, как обычные люди и супергерои в послевоенные годы (1950-е и 1960-е) отбрасывают в сторону все свои разногласия и объединяются вместе перед лицом глобальной инопланетной угрозы.

Перед тем, как перейти к следующей части, несколько заключительных слов от автора комикса.

Дарвин Кук

Дарвин Кук: «Мне очень хотелось сделать эту историю более эмоциональной и передать чувство неподдельного старомодного героизма, свойственного супергероям того времени. Ведь это же ужасно, что сегодняшний мир настолько циничный, что в нем почти не осталось места для идеальных героев. А ведь такие мифологические архетипы, как Бэтмен и Супермен, по-настоящему могут показать нашим детям правильный моральный вектор для их духовного развития».

Продолжение следует...

Темы:

Поделиться