Целевая аудитория туристической фирмы. Специфика целевой аудитории туристических услуг

Финансирование инновационной деятельности

Глава 4. Финансирование и оценка эффективности инноваций

Любой инновационный процесс требует выделения определенных фи­нансовых средств на его осуществление. Мелкие, средние и даже круп­ные компании часто сталкиваются с проблемой недостаточного фи­нансирования инновационных проектов. Можно выделить три основ­ных препятствия на пути аккумулирования финансовых ресурсов:

1) планируемая инновация может быть настолько риско­ванной, а будущие доходы настолько непрогнозируемыми, что руко­водство фирмы отказывается финансировать проект из собственных средств.

2) если фирма планирует финансировать инновацию за счет заемных средств, а получение прибылей по проекту ожидается лишь в долгосрочной перспективе, убедить кредитора в потенциале инновационного проекта представляется достаточно сложным.

3) может сложиться ситуация, когда инвестор выделя­ет средства на определенный проект, а руководство фирмы решает использовать эти заемные средства для частичного финансирования другого нововведения. В результате на стадии реализации проек­та средств оказывается недостаточно и одно из направлений закры­вается.

Для того чтобы найти решение дефицита финансовых средств, не­обходимо обратиться к изучению существующих источников финан­сирования инновационной деятельности.

По происхождению источники финансирования инноваций можно раз­делить на внутренние и внешние.

Внутренние источники . Существует несколько вариантов исполь­зования внутренних средств компании для финансирования иннова­ционных проектов.

1) Одним из основных источников является нерас­пределенная прибыль компании. Нераспределенная прибыль остает­ся после выплаты из чистой прибыли дивидендов по акциям. Однако многие фирмы, особенно начинающие, не имеют достаточной прибы­ли для финансирования инноваций.

2) Еще одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы . Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы по принципу синергии. Например, компания Chrysler («Крайслер») увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску но­вой модели минивена за счет использования уже имеющихся у нее технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и транс­миссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

3) Компания может также увеличивать свои краткосрочные обяза­тельства (обычно кредиторскую задолженность) как источник финан­сирования инновационных проектов.

4) Последним внутренним источ­ником является сокращение дебиторской задолженности (сокраще­ние доли, в частности, за счет продажи права взыскания).


Внешние источники . Компания может привлекать дополнительные средства либо за счет увеличения акционерного капитала (дополни­тельная эмиссия акций), либо за счет получения заемных средств .

Заимствование средств, для финансирования инновационной дея­тельности, может осуществляться за счет получения кредитов и вы­пуска облигаций . В общем виде кредитование, осуществляемое бан­ками и инвестиционными фондами, может быть специализированным (проектным ) и корпоративным . В случае использования формы про­ектного кредитования финансовые средства предоставляются под кон­кретный проект на основе представленного заемщиком бизнес-плана, а кредитор осуществляет полный контроль над использованием вы­деленных средств. Процентные ставки по таким кредитам, а также решения о сроках и графиках погашения, вариантах покрытия и обес­печения кредитов определяются в каждом конкретном случае в за­висимости от множества факторов (кредитной политики банка, типа компании, характеристик инновационного проекта и т. д.).

Банк также может принять решение о кредитовании фирмы в це­лом - корпоративное кредитование , вне зависимости от направлений использования средств.

Дополнительная эмиссия обыкновенных и привилегированных акций позволяет компании достаточно быстро привлечь финансовый капитал и ограничить размер внешнего долга. Она может осущест­вляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний . Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

Вторая форма - целевое размещение - более характерна для со­всем молодых фирм и венчурных компаний. В этом случае основными покупателями их акций становятся частные инвестиционные компа­нии или фонды.

В роли инвесторов выступают компании с диверсифицированным инвестиционным портфелем, в котором есть определенная доля вы­сокорисковых инвестиций. Это пенсионные фонды, частные инве­стиционные фонды, банки, страховые компании. В роли инвесторов могут выступать также нефинансовые институты - компании и фи­зические лица. В силу того что вышеназванные инвесторы не всегда имеют полное представление об инновационных проектах, в которые инвестируют, они могут полагаться на посредника.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.

Долговременная устойчивость высоких темпов экономического роста невозможна без существенного увеличения доли конкурентоспособной продукции, опережающего по сравнению с сырьевыми роста высокотехнологичных отраслей. Мировой опыт свидетельствует, что ускорение инновационного развития не может быть обеспечено только за счет «точечного» финансирования. Необходимо системное, крупномасштабное финансирование в конкурентоспособные или потенциально конкурентоспособные отрасли, а также в отрасли, сопряженные с ними по цепочке технологических взаимосвязей.

Поэтому, несмотря на широкий выбор источников финансирования инноваций существуют факторы, негативно влияющие на развитие новых высокотехнологичных российских компаний. Например, неразвитость рынка венчурного капитала.

Известно, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) между государственным и частным капиталом.

Наиболее значительна доля частного сектора в финансировании научных исследований и разработок в США, Швеции, Финляндии (70 - 75 %), Бельгии, Германии, Франции (65 - 60 %). Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, государственными и полугосударственными исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает селективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе. Небезынтересно отметить, что подходы к распределению государственных ресурсов на поддержку НИОКР в частном секторе в различных странах неодинаковы. Например, в отличие от стран ЕС, где превалирует диверсифицированный подход в распределении средств между частными фирмами, в США - направляемые государством средства в НИОКР частного сектора сконцентрированы в небольшом количестве компаний. Всего 0,5 % американских компаний получают 84 % государственного финансирования на НИОКР.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России отстает от развитых стран. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частным капиталом.

Согласно статистическим данным, после 1990-х годов в условиях экономического кризиса, произошедшего в результате ликвидации планово-централизованной системы, резко сократилось финансирование российской науки. К концу 2000-х годов внутренние затраты на исследования и разработки в России составили 169,9 млрд. рублей (5,7 млрд. долл.), что в постоянных ценах было почти в два раза ниже уровня 1990 года. Доля затрат на исследования и разработки в ВВП составляла 1,28 %. Если в 1990 году по значению данного показателя Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами, то теперь она ближе к группе стран с низким научным потенциалом.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:

1) Государственные источники финансирования инновационных проектов в России, которые в свою очередь подразделяются на бюджетные фонды, внебюджетные фонды, а также государственные конкурсы и государственные заказы.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Государственное финансирование предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме грантов. Их получают далеко не все желающие, т.к. надо представить более выгодный проект, посоревноваться, выиграть, а потом еще раз доказать, что эти деньги пойдут именно на инновации, в результате предприятие принесет пользу стране. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств.

Внебюджетные средства, включают в себя собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность и средства инвесторов. Важными источниками формирования собственных средств предприятия являются фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности. А фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.

Важными особенностями нововведенных предприятий, опирающихся на собственные силы, остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренных разработок. Доминирование продуктных инноваций также не в последнюю очередь связано со структурой финансовых источников. Ограниченность средств обуславливает еще одну особенность - постепенный характер инновационных проектов. Предприятие становится заведомо лишенным возможности одновременного реструктурирования всех сторон деятельности - изменения профиля деятельности или значительного технического перевооружения, создания новых подразделений с наймом высококвалифицированных специалистов или комплексной переподготовки кадров.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

  • кредитных инвестиций;
  • инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;
  • прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;
  • путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

2) Российские негосударственные источники финансирования. Они делятся на р оссийские венчурные фонды и компании, российские инвестиционные организации и российские инвестиционные фонды.

Венчурный (рисковый) капитал - это деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Такой капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, т.е. несколько лет они не обладают ликвидностью. Таким образом, венчурные инвестиции - это рискованный капитал, направляемый в разви-тие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в форме залога либо гарантий его возврата инвестору.

Можно сказать, что венчурный бизнес - основная форма технологических нововведений. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких, и в первую очередь, в высокотехнологичных областях, где перспективы не гарантированы и имеется значительная доля риска.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах:

1. Путем приобретения акций новых фирм.

2. Посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. В отличие от других форм инвестирования венчурный бизнес отличается тем, что

Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период - на 5-7 лет, а в современной компьютерной сфере - и при реализации краткосрочных проектов - на 1-2 года. Для современных компаний венчурное инвестирование проще и дешевле, чем выход с заим-ствованием на иностранные фондовые рынки, эмиссия собственных ценных бумаг, получение кредита.

В России в настоящее время действует около 30 номинальных венчурных фондов, однако, все они управляются западными управляющими компаниями и аккумулируют преимущественно иностранный капитал. Однако нельзя не отметить такой позитивный факт, как появление венчурных структур с участием отечественного капитала. В частности, речь идет о Национальном венчурном фонде. Это стимулировало появление в 2003-2004 гг. сразу нескольких отечественных венчурных фондов.

Но, к сожалению, этого недостаточно для рискового (венчурного) финансирования. Спрос на венчурный капитал в России все еще намного превышает его предложение. Одной из причин такого положения дел является отсутствие соответствующей законодательной базы в этой области. К тому же нужны реальные стимулы для банков, страховых компаний и других корпоративных и частных инвесторов для того, чтобы они начали финансировать венчурный бизнес.

Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инвестиционные фонды, которые, по сути, основаны на смешанной форме финансирования. Инвестиционные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инвестиционных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные внебюджетные фонды.

Основной целью инвестиционных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инвестиционные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инвестиционные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий. При финансировании инвестиционных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

3) Иностранные инвестиции в технологические проекты в России включают в себя международные венчурные фонды, международные инвестиционные организации, иностранные компании венчурного капитала, иностранные инвестиционные фонды, иностранные некоммерческие организации, иностранные бизнес-ангелы.

За последние несколько лет наибольшую популярность приобрели так называемые «неформальные инвесторы» или «бизнес-ангелы» (business angels), которые инвестируют свои личные финансовые ресурсы в новые и растущие малые фирмы. Об этом рынке известно гораздо меньше, чем о деятельности венчурных фондов. Одно из существенных отличий венчурных компаний от бизнес-ангелов заключается в том, что первые управляют чужими средствами, в то время как последние инвестируют свои собственные средства.

Они получили свое название потому, что мало кто кроме них решается вкладывать деньги в рисковые проекты, которые не имеют достаточного обеспечения. Иногда решение о финансировании бизнес-ангел принимает на основании положительного впечатления о предпринимателе и уверенности в реализации проекта. Размер инвестиций бизнес-ангелов находится в пределах от 20 тыс. до нескольких миллионов долларов и обычно составляет 5-20 % имеющихся у них средств. Бизнес-ангелы совершают несколько инвестиций, тем самым, распределяя свои вложения и снижая риск. Примерно треть инвестиций осуществляется путем вовлечения двух или более бизнес-ангелов. Таким образом, могут быть профинансированы более крупные проекты и снижен риск для инвесторов.

Бизнес-ангелы инвестируют лишь незначительную часть своего состояния. Поэтому неудача и потеря денег при инвестировании не может пошатнуть их финансовое положение. Кроме того, они достаточно богаты, чтобы не нуждаться в промежуточной прибыли от вложенных инвестиций.

Инвестиции бизнес-ангелов являются очень рискованными, это выражается в высокой доходности удачных вложений при большой доле неудач:

  • полная неудача, потеря денег - 34 %;
  • частичные потери или выход на «точку безубыточности» - 13 %;
  • невысокая доходность - 17 %;
  • удовлетворительная доходность в размере 25-49 % годовых - 13%;
  • высокая доходность в размере 50 % годовых и выше - 23 %.

Что касается основных секторов для финансирования венчурным капиталом - это IT, сфера услуг, промышленное производство, розничная и оптовая торговля, финансы и страхование. Инвестиции в инновации на начальных стадиях - чрезвычайно выгодный бизнес, поэтому, бизнес-ангелов побуждает, прежде всего, значительная финансовая выгода. Вторая причина, мотивирующая инвесторов - это удовольствие, испытываемое от участия в управлении выращиваемой компанией и помощь начинающим предпринимателям. Наиболее известным примером успешных проектов бизнес-ангелов в мире являются инвестиции в компанию "Apple".

Если говорить об опыте бизнес-ангелов в России, то в нашей стране этот источник финансирования инноваций не так развит, как в США или в Европе. Это связано с тем, что в России не устоялось законодательство, защищающее права венчурного капитала. Например, в США основное законодательство, определяющее права и обязанности инвестора, не менялось уже более 40 лет. Все инвесторы знают, что благодаря этому риск неопределенности в этой области невысокий. В России пока этот риск велик, поэтому бизнес-ангелы не столь активны.

Необходимо отметить, что развитие инновационной политики в России тормозит действующее законодательство. Чтобы эффективно реализовывать в жизнь инновационную политику в стране, необходимо закрепить её на правовом уровне. Если государство заинтересовано в нововведениях и их реализации во всех сферах жизни, то ему необходимо оказывать правовую поддержку инновационной деятельности. Возможный закон создаст необходимую базу правового регулирования, перечень целей и задач, необходимых для управления процессом инновационной политики, источники финансирования инновационных программ, а также ответственность за использование государственных средств.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач.

Согласно прогнозам Правительства РФ программа перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа.

Первый этап - консолидация конкурентных преимуществ (2009 - 2012 гг.):

  1. реализация конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах;
  2. адаптация к кризисным процессам в мировой экономики;
  3. создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития;
  4. опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.

Второй этап - инновационный прорыв (2013 - 2020 гг.).

Ознаменовывается рывком в повышении конкурентоспособности на основе:

  1. перехода на новую технологическую базу;
  2. улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды;
  3. формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;
  4. формирования общества доверия и социального благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации.

Список использованных источников

  1. Молчанова, О. П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / О.П.Молчанова. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 326 с.
  2. Огарков, С. А. Монография: Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика / С.А.Огарков, Е.С.Кузнецова, М.О.Грязнова. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 269 с.
  3. Источники финансирования инновационных предприятий, или без инвестиций нет инноваций // eConference - научные конференции. URL: http://econference.ru/blog/conf06/182.html (дата обращения: 27.11.2011)
  4. Неформальный рынок венчурного капитала: бизнес-ангелы // Бизнес-ангелы. URL: http://business-angels.narod.ru/ (дата обращения 27.11.2011)

Создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создает условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.

Исходные принципы, на основе которых должна строиться система финансирования:

  • 1) целевая ориентация финансирования - его увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических разработок;
  • 2) обоснованность и юридическая защищенность источников финансирования;
  • 3) множественность источников финансирования;
  • 4) широта и комплексность финансирования, т.е. возможность максимального охвата широкого круга технических и технологических новинок и направлений их использования;
  • 5) адаптивность и гибкость системы финансирования и ее отдельных элементов с целью учета динамично изменяющихся условий конъюнктуры рынка для поддержания максимальной эффективности. Отечественная и зарубежная практика показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит эффективность инновационной деятельности.

Система финансирования инновационной деятельности призвана решать следующие задачи: создание условий для быстрого и эффективного внедрения инноваций во всех звеньях народного хозяйства; сохранение и развитие стратегического инновационного потенциала в приоритетных направлениях развития; создание необходимых условий для сохранения кадрового потенциала науки, техники, предотвращение его утечки из инновационной сферы.

За расходованием инвестиций в инновационную сферу ведется контроль, в том числе проверяется механизм аккумуляции денежных поступлений, их вложение в целевые инновационные проекты и программы. Финансовый контроль призван обеспечить: сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по соответствующим источникам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным и местными бюджетами; рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия; решение задач, которые вытекают из практики экономических отношений заказчика с контрагентами и поставщиками.

Рост финансовой отдачи - важнейший обобщающий показатель, на основе которого можно судить об эффективности поставленных целей и сформированных задач в части финансирования инновационной деятельности, результативности работы всех субъектов, ведущих финансовое обеспечение инновационных проектов.

Финансирование инновационной деятельности - это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления.

После спада инновационной деятельности в 2000-2004 гг. начался этап се активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются: бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Группировка финансовых ресурсов в зависимости от вида и источника формирования представлена на рис. 6.1.

Рис. 6.1.

Доля бюджетных средств в структуре внутренних затрат в 2000- 2007 гг. неуклонно возрастала. Если в 2000 г. она составляла 53,7%, то в 2007 г. повысилась до 61,6% (рис. 6.2).

Сложившаяся ситуация во многом объясняется структурными особенностями российского научно-исследовательского комплекса, выражающимися в высокой доле государственного сектора науки. С этих позиций высокая доля затрат на науку со стороны государства пропорциональна государственному контролю над научным сектором и во многом оправдана. В то же время нельзя не видеть, что такая ситуация слабо стимулирует научно-исследовательскую деятельность на конечные результаты и тем самым не создает нужных импульсов для повышения инновационной активности предприятий.

Динамика расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий, меняется медленно, и в целом доля расходов предпринимательского сектора на исследования и разработки достаточно скромна, особенно если сравнивать се с аналогичным показателем в развитых странах мира. Так, например, в США доля предпринимательского сектора в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии - 64,1%, Канаде - 49,4%, Франции - 48,5%, Великобритании -47,3%.

В отличие от развитых стран, корпоративный сектор науки в России в достаточной мере еще не развит и не играет столь значительной роли, как на Западе, поскольку, как говорилось выше, процесс формирования крупных высокотехнологичных компаний и холдингов еще не завершен. По некоторым оценкам, в России наиболее крупные корпорации тратят сегодня на НИОКР около 50-100 тыс. долл. ежегодно, серьезно уступая западным корпорациям в масштабах про

Рис. 6.2.

1 - федеральный и местный бюджеты; 2 - средства организаций предпринимательского сектора; 3 - собственные средства научных организаций; 4 - внебюджетные средства; 5- иностранные источники

водимых собственными силами исследований и разработок. Для сравнения: каждая из 25 транснациональных корпораций, базирующихся в Европе, тратит на проведение НИОКР свыше I млрд евро ежегодно. Совокупные затраты этих высокотехнологичных ТНК па исследования и разработки составляют 62 млрд евро.

Свыше 70% организаций научно-технической сферы в настоящее время находятся еще в государственной собственности. Государственный сектор объединяет организации федеральных министерств и ведомств, органов управления республик, краев, областей, местных органов управления, а также организации Российской академии наук (РАН) и академий наук, имеющих государственный статус. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ большинство академических организаций и часть организаций федеральных министерств и ведомств имеют организационно-правовую форму государственного учреждения (бюджетного).

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:

  • 1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);
  • 2) поступления: амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления;
  • 3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке: продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства;
  • 4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения: страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики отраслевая и заводская наука не могут себе позволить заниматься такого рода исследованиями. Исследования подобного рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

  • - финансирование федеральных целевых инновационных программ;
  • - финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Чтобы получить государственную поддержку, необходимо учитывать следующие требования:

  • o участвовать в конкурсе могут инновационные проекты, направленные на развитие перспективных и развивающихся отраслей экономики, при условии, что они частично финансируются (не менее 20% необходимой суммы для реализации проекта) из собственных средств компании;
  • o срок окупаемости не должен превышать установленный норматив (как правило, два года);
  • o государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
  • o государственные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит - средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5% всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

Достаточно широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов.

Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств - вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т.д.).

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер.

Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15% случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25% случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% - получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации.

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

К числу инвестиционных проектов, способных привлечь венчурных инвесторов, относятся:

  • o производство радикально новых видов продукции;
  • o выпуск новых продуктов, ориентированных на потенциальных покупателей, которых можно привлечь активной рекламной компанией;
  • o новые технологические процессы, направленные на выпуск более высококачественной продукции;
  • o новые технологические процессы, обеспечивающие существенное снижение издержек производства.

Если в первых трех случаях инвестиционные проекты направлены на увеличение прибыли в будущем в результате роста продаж, то в последнем - на возрастание прибыли в результате снижения себестоимости продукции.

Организационно венчурное финансирование осуществляется по двум альтернативным схемам, главной из которых является та, которая основана на инструментах и механизмах фондового рынка. Согласно данной схеме венчурный инвестор приглашается в качестве соучредителя в компанию, вновь учреждаемую в форме закрытого акционерного общества для реализации запланированного инновационного проекта. Ему предлагается за денежный взнос в уставный капитал этой компании приобрести долю в ней. Денежный взнос, внесенный непосредственно в уставный капитал, и представляет собой венчурное финансирование проекта, которое затем используется для нужд оплаты капитальных затрат, предусмотренных бизнес-планом проекта.

Венчурный инвестор соглашается войти в долю молодых компаний, создаваемых под проект, при условии, что эта доля достаточно значительна (40-50% уставного капитала). Это позволяет ему осуществлять контроль изнутри предприятия за расходованием средств, влиять на менеджмент компании, нацеливая его на существенный рост компании к моменту продажи своей доли.

Альтернативная схема венчурного финансирования отличается тем, что выход венчурного инвестора из молодой компании осуществляется не посредством продажи принадлежащих ему акций, а с помощью продажи предварительно обособленной части успевшего развиться бизнеса компании, куда венчурный инвестор изначально вкладывал средства.

При этом выход осуществляется в следующей последовательности:

  • 1) из капитала молодой компании выделяют на 100% дочернюю компанию, куда передается часть расширившегося бизнеса. В качестве вклада в уставный капитал дочерней фирмы последней передастся обособленная часть имущественного комплекса материнской компании;
  • 2) отыскивается покупатель на весь действующий имущественный комплекс проработавшей некоторое время дочерней компании;
  • 3) выручка от продажи имущественного комплекса дочерней фирмы используется для выкупа у венчурного инвестора его доли в уставном капитале молодой компании, которой венчурный инвестор предоставлял финансирование. Одновременное этим дочерняя фирма как юридическое лицо ликвидируется в силу недостаточности у нее уставного капитала.

Типичным объектом для венчурных инвестиций в России становятся сейчас молодые компании, выделяемые из больших зачастую финансово-кризисных предприятий в рамках реструктуризации последних для привлечения внешнего капитала под конкретные перспективные проекты. При этом в указанные молодые компании передается наиболее ценное имущество, нужное для конкретного инновационного проекта.

В России на сегодняшний день создана Российская венчурная компания в форме открытого акционерного общества, 100% акций которой принадлежит государству.

Положение об инвестиционной деятельности разработано и одобрено советом директоров ОАО "Российская венчурная компания" от 22 февраля 2007 г. в документе "Принципы инвестиционной деятельности ОАО "Российская венчурная компания"".

Основная функция ОАО "Российская венчурная компания" - капитализация частных венчурных фондов, отбираемых на конкурсной основе. В каждом из этих фондов государству принадлежит 49% паев. Каждый частный фонд может принять в качестве вложений от 600 млн до 1,5 млрд руб. Срок действия венчурного фонда 10 лет.

Наиболее перспективной формой для венчурного фонда можно считать закрытый паевой инвестиционный фонд.

Венчурный бизнес и индустрия прямых частных инвестиций продолжают динамично развиваться, демонстрируя рост объемов инвестиций при сохранении высокого уровня доходности, удовлетворяющего различные категории инвесторов. Венчурный капитал значительно укрепил свои конкурентные преимущества. Россия занимает одно из первых мест в мире по инвестиционной привлекательности, и об этом свидетельствует целый ряд факторов: увеличение торгового баланса, внушительное падение иностранного долга, регулярный рост ВВП, активная интеграция в мировую экономику. Региональные закрытые паевые фонды венчурных инвестиций создаются в России в виде государственно-частного партнерства.

Закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) - это высокорискованный долгосрочный инвестиционный инструмент с высокой потенциа1ьной доходностью и низкой ликвидностью.

Практика управления венчурными фондами предполагает активное участие Управляющей компании в реализации инвестиционных проектов. Конкурсы на управление региональными частно-государственными венчурными фондами проходят в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, реализуемых органами государственной власти субъектов РФ при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ. Согласно условиям конкурсов, победители принимают на себя обязательство привлечь к формированию венчурных фондов средства внебюджетных (частных) инвесторов в объеме не меньшем, чем государственные инвестиции.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является инновационный лизинг, обеспечивающий сбыт новой техники, установку, монтаж, ремонт и обслуживание (как правило) ее у потребителя. Эта форма инновационных инвестиций имеет благоприятные пропорциональные соотношения с финансовыми инвестициями. Последних требуется при технологическим обновлении на начальном этапе в 5-10 раз меньше, чем при инвестировании технологического обновления из собственных средств, с использованием кредита и пр. Опыт ведущих промышленных стран подтверждает эффективность использования лизинга для развития инновационной активности фирм. Есть все основания предполагать, что рынок лизинга в ближайшие годы в России сохранит высокий темп роста. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), наибольший интерес к лизинговым схемам проявляли покупатели медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, телекоммуникационного оборудования и т.д.

Сравнительно небольшая часть бюджетных ассигнований на науку распределяется через систему государственных научных фондов: РФФИ, РГНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Согласно действующему законодательству, бюджет этих фондов представляет собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку и составляет соответственно 6, 1 и 1,5%. Распределение средств из этих фондов происходит на конкурсной основе в виде грантов.

В целях расширения возможностей привлечения к поддержке научной и инновационной деятельности частного капитала с 2005 г. в российской практике все шире внедряются механизмы государственно-частного партнерства. В практической плоскости эти механизмы реализуются через федеральные целевые программы, которые предусматривают их совместное финансирование как государственным, так и предпринимательским сектором.

Широкое распространение получают также специальные финансовые институты инновационного развития. К последним можно отнести Банк развития. Инвестиционный фонд. Российскую венчурную компанию, особые экономические зоны, госкорпорации в высокотехнологичных секторах экономики. В рамках таких институциональных форм предусматривается консолидация интересов государства и частного бизнеса в целях обеспечения финансирования приоритетных секторов экономики, в первую очередь высокотехнологичных. Масштабы привлекаемых средств поистине огромны: на капитализацию институтов развития в 2007 г. планировалось выделить 640 млрд руб. (из средств Стабилизационного фонда РФ и бюджета). Капитализация Банка развития должна достичь 250 млрд руб., РВК - 15 млрд руб., Госкорпорация по нанотехнологиям - 130 млрд руб. По экспертным оценкам, к началу 2010 г. суммарная капитализация институтов развития превысит 1 трлн руб. Использование инструментов государственно-частного партнерства при формировании новых институтов инновационного развития создает предпосылки для ускоренной коммерциализации результатов НИОКР.

Для эффективного регулирования механизмов государственно-частного партнерства необходимо сформировать благоприятные рамочные условия, обеспечивающие взаимодействия между государственными и частными секторами экономики, имеющими разную мотивацию и цели в различной правовой среде. Кроме того, в условиях финансово-экономического кризиса можно прогнозировать сужение возможностей участия частного сектора в инвестировании инновационных разработок, и здесь предстоит искать оптимальное соотношение участия государства и бизнеса в их финансировании. Сейчас господдержка могла бы сыграть решающую роль в спасении наиболее перспективных, интересных и значимых проектов.

Выполнение совместных программ требует развития необходимой межгосударственной инфраструктуры, прежде всего финансовой и информационной. Большая роль в этом должна быть отведена созданию межгосударственных региональных банков развития, таких как действующий сегодня российско-казахстанский инвестиционный банк, деятельность которого планируется распространить и на другие страны ЕврАзЭС. Уже сегодня этот банк содействует реализации ряда проектов на территории России, Казахстана и Украины.

В рамках ЕврАзЭС с интересным предложением о создании российско-казахстанского венчурного фонда выступили представители недавно созданной Российской венчурной компании и Казахстанского инновационною фонда. Предполагается, что Россия и Казахстан могут стать ключевыми инвесторами нового фонда и внести в него порядка 150 млн долл. Такой фонд может заниматься софинансированном инновационных проектов на территории России и Казахстана, а также других стран.

Вместе с тем, реализация совместных программ и инновационных проектов возможна лишь при условии их поддержки на государственном уровне.

Сравнительная характеристика методов финансирования инновационной деятельности с выделением основных преимуществ и недостатков приведена в табл. 6.1.

Таблица 6. 1. Сравнительная характеристика методов финансирования инновационной деятельности

Метолы финансирования

Преимущества

Недостатки

Внутренние источники (собственные средства)

Легкость, доступность и быстрота мобилизации. Снижение риска неплатежеспособности и банкротства. Более высокая прибыльность вследствие отсутствия дивидендных или процентных выплат. Сохранение собственности и управления учредителей

Ограниченность объемов привлечения средств. Отвлечение собственных средств из хозяйственного оборота. Ограниченность независимого контроля над эффективностью использования инвестиционных ресурсов

Акционерное финансирование по открытой подписке

Получение значительного капитала. Расширение капитальной базы компании. Обеспечение ликвидности активов. Финансовый риск не возрастает. Повышение реализуемости акций. Повышение стоимости акций. Отсутствие необходимости выплаты долгов. Не требуется дополнительное обеспечение (гарантии)

Требуются значительные затраты на эмиссию и размещение ценных бумаг. Регламентация порядка эмиссии со стороны органов управления рынком цепных бумаг. Разводнение акционерного капитала. Давление акционеров, направленное на обеспечение роста прибылей. Возможность утраты собственности и управления компанией

Акционерное финансирование по закрытой подписке

Контроль за предприятием не учитывается. Финансовый риск возрастает незначительно

Объем финансирования ограничен. Высокая стоимость привлечения средств

Государственное финансирование на возмездной основе

Более высокие суммы платежей в погашение при более длительных периодах. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Возможно предоставление дополнительных услуг

Требуется дополнительное обеспечение. Предоставление кредита оговаривается определенными условиями. Полученные средства должны расходоваться по целевому назначению. Необходимо предоставлять отчет и иные сведения об использовании средств. Выплата штрафа при несвоевременном возврате бюджетных средств

Государственное финансирование на безвозмездной основе

Отсутствие необходимости выплаты долгов. Наличие независимого контроля нал эффективностью использования инвестиционных ресурсов. Высокая степень контроля

Полученные средства должны расходоваться по целевому назначению. Подлежат возврату в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их не использования в установленные сроки

Банковское кредитование

Возможность привлечения средств в значительных масштабах. Наличие независимого контроля над эффективности использования инвестиционных ресурсов

Сложность и длительность процедуры привлечения средств. Необходимость предоставления гарантий платежеспособности. Повышение риска неплатежеспособности и банкротства. Уменьшение прибыли в связи с необходимостью процентных выплат

Предоставляются дополнительные услуги. Удобная схема финансирования. Процентная ставка может быть фиксированной или плавающей. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Меньший размер платежей в погашение при более длительном сроке лизинга

Необходимо дополнительное обеспечение. Процентная ставка может быть высокой. В конце срока аренды могут потребоваться дополнительные платежи

Проектное финансирование

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокая степень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Венчурное финансирование

Повышение устойчивости собственного капитала. Позволяет компании достичь достаточного уровня зрелости для обеспечения возможности финансирования другими способами, в частности путем продажи акций на фондовом рынке. Отсутствие расходов на выплату долга и процентов, дополнительных потребностей в ликвидности. Возможность использования опыта венчурных инвесторов в сфере менеджмента и финансов

Сложность получения: процесс привлечения венчурного капитала требует больших затрат времени и сопряжен с трудностями. Разводнение акционерного капитала. Высокий риск, отсутствие гарантированного успеха. Ожидание высоких доходов со стороны венчурных инвесторов. Экономический контроль нал компанией может быть передан венчурным инвесторам

Одним из наиболее часто упоминаемых и активно используемых инструментов поддержки инновационной активности является комплекс налоговых льгот. С определенной долей условности можно выделить следующие формы налоговых льгот и льгот, сопряженных с налоговыми платежами:

  • o особые режимы амортизационных отчислений в рамках налоговой амортизации;
  • o инвестиционные налоговые кредиты;
  • o инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль;
  • o льготы по налогу на имущество;
  • o расширение перечня вычитаемых расходов по формированию инвестиционных фондов.

Особые режимы амортизационных отчислений могут предоставляться по основным средствам, используемым при проведении НИОКР; по оборудованию, задействованному в технологических процессах, являющихся результатом собственных разработок с использованием запатентованных компонентов; в технологических процессах, использующих приобретенные патенты.

Инвестиционные налоговые кредиты можно разделить на две категории. Собственно инвестиционный налоговый кредит , предусмотренный ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ, который представляет собой специфически отечественное изобретение - разновидность кредитного соглашения между налогоплательщиком и государством в лице налогового органа. В соответствии с этим соглашением имеет место отсрочка налогового платежа на срок до пяти лет с установлением процентной ставки по такому кредиту не менее и не более ЪА ставки рефинансирования Центрального Банка. Налоговый кредит может предоставляться: при проведении организацией НИОКР или технического перевооружения собственного производства; при осуществлении организацией внедренческой или инновационной деятельности; при выполнении организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Инвестиционные налоговые скидки (налоговая льгота в виде вычета некоторых сумм из уже начисленного налогового платежа).

Инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль аналогична разновидности льгот, действовавших до введения гл. 5 Налогового кодекса РФ.

Льгота по налогу на имущество применяется в отношении основных средств, используемых в научных целях, при осуществлении НИОКР, составляющих опытно-экспериментальную базу, и т.п.

Еще одна разновидность льготирования - расширение круга льгот (права на доналоговый вычет расходов) по перечислению средств в государственные научные фонды.

Большая часть приведенных налоговых льгот либо заменяющих их бюджетных субсидий, по сути, представляют собой государственное финансирование определенной части расходов на НИОКР, осуществляемых в частном секторе.



Поделиться