Что такое грузооборот: особенности и виды.

Объем перевозок

Объем перевозок – это число тонн продукции или число пассажиров, перевозимых в единицу времени.

Наибольший объем перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Это обусловлено тем, что большинство грузов в начале и конце транспортно-логистической цепи перевозятся автомобилями (подвоз, вывоз груза на станцию, в порт).

Грузооборот

Грузооборот – показатель, характеризующий транспортную работу, определяется объемом перевозки груза на определенное расстояние, из-меряется в тонно-километрах.

Грузооборот зависит от двух факторов:

  • объема перевозок грузов,
  • расстояния, на которое перевозятся грузы.

Замечание 1

По статистке наибольший объем грузооборота в РФ принадлежит трубопроводному транспорту, железнодорожный транспорт − на втором месте.

Средняя дальность перевозки

Средняя дальность перевозки – показатель, рассчитываемый как отношение суммарной величины грузооборота к объему перевозки груза, измеряется в км.

По данным транспортной статистки в РФ средняя дальность перевозки грузов составляет около 180 км. На железнодорожном транспорте этот показатель – 800 км, на морском – 3250 км, на речном − 500 км, на автомобильном – 13 км, на авиационном – 1300 км, на трубопроводном – 650 км.

Скорость транспорта

Различают три вида скорости транспорта: скорость доставки (сообщения), техническую и эксплуатационную скорость. Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за промежуток времени, определяется конструктивными особенностями транспортного средства.

Эксплуатационная скорость – средняя скорость движения подвижного состава с учетом остановок, связанных с технологией организации транспортно-логистического процесса (учитывает время на погрузку, разгрузку, сортировку, маневровые работы и другие транспортные операции).

Скорость доставки (скорость сообщения) – это средняя скорость перемещения груза или пассажиров из начального пункта отправления до конечного пункта назначения. Этот вид скорости учитывает все плановые и внеплановые остановки и простои транспорта, а также время операций по погрузке и разгрузке. Понятие применяется не только для одновидовых, но и для смешанных перевозок.

Таким образом, скорость доставки зависит не только от конструктивной скорости подвижного состава, но и от эффективности организации транспортно-логистического процесса, в том числе в смешанном сообщении.

Если за 1 принять скорость доставки груза железнодорожным транспортом, то для прочих видов транспорта она будет в следующих пределах :

  • авиационный транспорт – от 1,5 до 3;
  • автомобильный транспорт – от 1,8 до 2;
  • водный транспорт – от 0,6 до 0,7.

Себестоимость

Себестоимость перевозок - затраты, необходимые для производства одной единицы транспортной работы. Себестоимость перевозки измеряют в денежных единицах (рублях) на 1 тонно-километр.

Себестоимость зависит от многих факторов и может изменяться в значительных пределах для одного и того же вида транспорта. Это зависит от вида груза, расстояния перевозки и эксплуатационных условий.

При увеличении расстояния себестоимость перевозки всегда уменьшается, так как расходы на начально-конечные операции распределяются на общее количество тонно-километров. Установлено, что если увеличить расстояние перевозки с 10 до 1000 км ее себестоимость снизится:

  • на 30...40 % на автомобильном транспорте;
  • в 12... 16 раз на железнодорожном;
  • в 40...50 раз на водном.

Замечание 2

Эту специфику необходимо учитывать при выборе вида транспорта: для перевозки на короткие расстояния лучше выбирать автомобиль, а при перевозке на дальние – водный или железнодорожный транспорт, так как это позволит добиться большего снижения себестоимости.

Производительность

Производительность транспортных средств – количество транспортной работы в расчете на единицу подвижного состава в единицу времени. Для измерения производительности транспортных средств используют такие показатели, как коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент порожнего пробега.

Эффективность национальной экономики, экономический рост, интеграция России в мировую экономику во многом зависят от развития транспортного комплекса. Удельный вес транспорта в ВВП России составляет 8%. Он играет определяющую роль в территориальном разделении общественного труда: специализации районов, их комплексном развитии. Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного, общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Транспортная система России

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный (рис. 15.1). Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Таблица 15.1. Протяженность транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта (2009 г.)

Вид

транспорта

Протяженность транспортных путей, тыс. км

Грузооборот

Пассажирооборот

млрд ткм

уд. вес,

%

млрд пассажиро-км

уд. вес.

%

Железнодорожный

Внутренний

Трубопроводный

Автомобильный

Воздушный

Другие виды

Транспорт - всего

Большая часть грузооборота приходится на трубопроводный транспорт, доля железнодорожного также велика (50,5 и 41,9% соответственно). В пассажирообороте лидирует железнодорожный (35,3%), за ним следует воздушный (26,2%). Важное место пассажирообороте также занимает автомобильный (автобусный) (24,9%). Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров - железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации имеет огромное различие по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (км пути на 1000 км 2 площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме Европейского Севера), Южный, Приволжский федеральные округа; наименее развитой - Дальневосточный и Сибирский. Отличаются регионы и по структуре грузооборота. Там, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта: в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западной Сибири (в пределах Сибирского федерального округа) преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном федеральном округе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны.

  • 1. Широтное магистральное сибирское направление "восток - запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;
  • 2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;
  • 3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление "север-юг" по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером Европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и в совершенствовании ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы Российской Федерации. Он занимает второе место в грузообороте всех видов транспорта (41,9%) и первое - в пассажирообороте (35,3%). Протяженность железнодорожных путей составляет 86 тыс. км. Это - 7% мировых, а его доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 25%, пассажирообороте - 15%.

По эксплуатационной длине путей Россия уступает только США, а по протяженности электрифицированных дорог, электровозному парку она занимает первое место в мире. Столь мощное развитие этого вида транспорта обусловлено огромными размерами территории страны, особенностями размещения производительных сил России, интенсивным обменом продукцией и ресурсами всех ее регионов.

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Отрасль характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: каменный уголь (23%), строительные грузы (16,2%), нефть и нефтепродукты (15%), руда железная и марганцевая (8,6%), черные металлы (6%), лесные грузы (4,5%), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция машиностроения и др.

Размещение железнодорожного транспорта неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток, длиной 9332 км. Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала - 7 км на 1000 км 2 , поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.

Отрасль функционирует как единое предприятие, как единый органичный непрерывный во времени и пространстве производственно-технологический комплекс и является, безусловно, естественным монополистом. Она имеет общие для всех пути, парк грузовых вагонов и контейнеров, сооружения электроэнергетического хозяйства и многое другое. Все подразделения взаимодействуют на базе общей технологии. Государственное регулирование отрасли осуществляется Министерством транспорта РФ и подведомственными ему Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Необходимость ускорения развития экономики страны обусловила трансформацию системы железнодорожного транспорта. В 2008 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г., которая включает мероприятия по строительству и модернизации железных дорог, введение новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Реализация разделена на два этапа: 2008-2015 гг. (1-й этап) и 2016-2030 гг. (2-й этап). В Стратегии предусмотрены два сценария развития: минимальный (ориентированный на ресурсно-сырьевое развитие России) и максимальный (инновационное развитие). При успешном выполнении намеченного в России будет построено 5,1 тыс. км дорог на первом этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км (в зависимости от сценария) - на втором этапе. Главная цель в развитии отрасли - снижение транспортных издержек, снижение транспортных тарифов, так как высокая транспортная составляющая является тормозом в развитии многих отраслей и производств. В рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации предполагается развитие конкурентной среды и формирование оптимального соотношения прямого государственного регулирования и рыночных методов хозяйствования в отрасли. В целях развития конкуренции в 2003 г. была создана крупнейшая железнодорожная компания ОАО "Российские железные дороги", но и в настоящее время она фактически является монополистом, хотя есть и другие операторы, владеющие как собственной инфраструктурой (железнодорожные пути, сигнальная аппаратура и т.д.), так и подвижным составом, но их роль на рынке железнодорожных перевозок незначительна.

Морской транспорт играет значительную роль в перевозке грузов, в 2009 году им было перевезено 37 млн т грузов. Он играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из крупных источников получения валютных средств, на него приходится более 60% внешнего грузооборота страны. Грузооборот морского транспорта в международном сообщении в 2009 г. составил 86,4 млрд тонно-километров, из них 43,8 приходится на экспорт и 37,8 млрд ткм па перевозку грузов между иностранными портами. Россия входит в десятку крупнейших стран мира по объему морской внешней торговли.

В России насчитывается 70 портов: Балтийский бассейн - восемь портов; Северный бассейн - 15 портов; Южный бассейн - 14 портов; Дальневосточный бассейн - 32 порта. Крупные порты - Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. Построены нефтеналивные порты Приморск и РПК-Высоцк-Лукойл-II. Общий объем переработки грузов в портах - более 454,6 млн т, в том числе экспортных - 75,6%, импортных - 9,3%, каботажных - 6,5%. Крупнейшими портами по переработке грузов являются Новороссийск (120 млн т), Приморск (80 млн т), Санкт-Петербург (74 млн т). Грузооборот морского транспорта по бассейнам представлен Дальневосточным, на который приходится 46,5%, Черноморско-Азовским - 23,7, Северного Ледовитого океана - 15, Балтийским - 14,5, и Каспийским бассейном - 0,4%.

Основные грузы, перевозимые морским транспортом - нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.

Управление морским транспортом осуществляет Министерство транспорта РФ и Федеральная служба морского флота России.

Приоритетами в развитии этой отрасли транспортного комплекса являются следующие.

  • 1. Системная производственная специализация торговых портов в пределах отдельных морских бассейнов и рациональное сочетание с развитием железных и автомобильных дорог.
  • 2. Развитие морских терминалов по перевалке экспортных грузов: нефти, нефтепродуктов, химических грузов, угля и контейнеров.
  • 3. Модернизация портов Северо-Запада и Дальнего Востока, обеспечивающих работу международных транспортных коридоров, и переориентация российских экспортных грузопотоков, перерабатываемых в портах сопредельных государств, на морские порты России.
  • 4. Повышение конкурентоспособности национальных судоходных компаний.
  • 5. Создание финансово-правовых условий для регистрации и работы флота под российским флагом.
  • 6. В системе управления отраслью неотложной задачей являются совершенствование законодательной базы, упорядочение экономических взаимоотношений в портах.

Все эти мероприятия являются реальной основой увеличения доли российского флота в перевозках внешнеторговых грузов и формирование новой высокодоходной отрасли в экономике России.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири - от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.

В 2009 г. внутренним водным транспортом было перевезено 97 млн т коммерческих грузов. Основные виды грузов речного транспорта - минеральные стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на Европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга со своим притоком Камой. На севере Европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Важное значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. Сейчас идет создание единой глубоководной системы Европейской части России на транзитных судовых ходах. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, падает количество причалов.

Основной проблемой функционирования водного транспорта является отсутствие инвестиций, необходимых для строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта и модернизации гидротехнических сооружений, углубления и поддержания глубин, необходимых для использования судов "река-море", поддержания объектов инфраструктуры. Очень сложно идет кредитование судоходных компаний под строительство судов. Еще более сложно обстоит дело с реализацией проектов строительства новых портов, так как проекты отличаются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. Реализация Программы возрождения торгового флота затруднена из-за недостаточного финансирования. Для реализации крупных проектов нужна серьезная государственная поддержка, она тем более необходима, что торговый флот имеет огромное стратегическое значение для России. Поддержка должна выражаться не только в выделении финансовых ресурсов, но и в создании благоприятных экономических условий и прочной и стабильной законодательной базы как основы эффективного функционирования. Налоговая политика должна быть нацелена не на сиюминутный отъем средств судоходных компаний, а на возможность модернизации и строительства за счет собственных средств, на повышение конкурентоспособности российского торгового флота на мировом рынке. Государство также должно обеспечить государственные гарантии иностранным инвесторам по наиболее значимым проектам. Это необходимо и для развития лизинговых сделок по приобретению транспортных средств, доля которых в России пока невелика - 15%, хотя в развитых странах эта цифра достигает 40%.

В среднесрочной перспективе Правительством России предполагается провести ряд мероприятий по расширению использования внутренних водных путей, устьевых и речных портов для перевозки пассажиров, экспортно-импортных и транзитных грузов, а также по включению их в число международных транспортных коридоров. Оно ставит перед собой и задачу по разработке эффективного механизма финансирования внутренних водных путей и гидросооружений, расширение доли внебюджетных источников финансирования.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием - гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта.

Автомобильная и дорожная инфраструктура в среднесрочной перспективе будет развиваться исходя из растущих потребностей в автомобильных перевозках и с учетом процессов опережающей автомобилизации населения и экономики. Приоритетными будут проекты, направленные на завершение создания единой опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающих подъезды к крупнейшим городам и крупным транспортным узлам, а также развитие международных транспортных коридоров.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки газа, нефти, нефтепродуктов. Их транспортировка в 2009 г. составила 985 млн т, из них 780,0 млн т приходилось на газ, 474,4 млн т - на нефть, 30,6 млн т - на нефтепродукты. Для российской экономики очень велико значение магистральных трубопроводов (протяженность 231 тыс. км), так как практически весь газ и 90% нефти в России экспортируются по сетям нефте- и газопроводов. А нефть и газ играют определяющую роль в формировании государственного бюджета (почти 60% экспортных поставок и 40% ВВП страны приходится на углеводороды). Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.

Главная проблема трубопроводного транспорта - несоответствие потребностям российской экономики, он тормозит ее развитие. По оценке экспертов, Россия ежегодно теряет 13 млрд долл. от нехватки и несовершенства трубопроводных мощностей и 4 млрд долл. на расходах, связанных с вынужденным использованием нетрубопроводного транспорта. Поэтому к 2020 г. запланировано довести мощность экспортных нефтепроводов до 400 млн тонн, а газопроводов - до 382 млрд м 3 . Это обеспечит повышение экспортных мощностей, снижение издержек на экспорт энергетических ресурсов. Развитие трубопроводной сети позволит России выйти на новые рынки сбыта углеводородов, повысить эффективность экономики.

Воздушный транспорт занимает второе место по пассажирообороту. Преимущества этого вида - высокая путевая скорость перевозок и сравнительно меньшая зависимость от состояния и функционирования наземных технических средств. Фактор большой территории России является важным стимулом развития воздушного транспорта. Он незаменим как средство сообщения в труднодоступных, малообжитых регионах, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока, там, где нет ни дорог, ни удобных водных путей. Многие районы страны (около 60% территории) практически не имеют альтернативы воздушному сообщению. Однако основные направления перевозок сосредоточены только на авиалиниях, соединяющих Москву с курортными районами, Санкт-Петербургом, восточными районами и со столицами стран СНГ и крупных европейских стран.

Воздушный транспорт используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем уровня научно-технического потенциала страны.

Управление воздушным транспортом осуществляет Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). В России работает примерно 150 авиакомпаний. Крупнейшие - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "Россия", "UTair", "Северный ветер", на них приходится 68% общего объема пассажирооборота. Российский пассажирский авиапарк в настоящее время насчитывает 6 тыс. воздушных судов, большинство - недействующие. В настоящее время российскими авиапредприятиями эксплуатируется 1474 самолета и 1001 вертолет. 74% парка самолетов составляют самолеты отечественного производства (1086 единиц), 26% самолеты зарубежного производства (388 единиц). Вертолеты отечественного производства составляют 96% парка (962 единицы), зарубежного - 4% (39 единиц).

Проблемой воздушного транспорта является старение авиапарка. 15% судов имеют срок службы более 20 лет. Пополнение авиапарка идет в основном за счет импортных судов, причем не новых. В 2010 г. авиакомпании закупили 91 воздушное судно, из них 78 - зарубежных. К числу острых проблем также относится дефицит кадров и невысокое качество подготовки специалистов.

В настоящее время i; реестр аэродромов Гражданской авиации включены 328 аэродромов, эксплуатируются - 214, а сокращение за последние 20 лет составило более 1130 единиц, в основном за счет аэропортов регионального и местного значений. Во многом в результате этого сложилась неоптимальная конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок (до 80%) приходится на авиасвязи Москвы. Многие территории страны практически полностью лишились как сети местных авиалиний, так и аэродромов местных воздушных линий. Особенно проблемная ситуация в регионах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта.

Из действующих аэропортов только 61% имеют искусственные взлетно-посадочные полосы, да и они в большинстве нуждаются в срочной реконструкции, остальные имеют грунтовые взлетно-посадочные полосы. Крупнейшим авиатранспортным узлом России является Москва. На московские аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково приходится 35% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) - второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи в Европейской части страны; Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск в Западной Сибири; Красноярск и Иркутск в Восточной Сибири; Хабаровск и Владивосток на Дальнем Востоке.

Важнейшими задачами развития отрасли являются: стабилизация и укрепление рынка авиаперевозок; оптимизация системы аэропортов и развитие крупнейших авиаузлов и международных авиапортов; совершенствование систем организации воздушного движения; поддержка российских авиакомпаний, работающих на международных рынках авиаперевозок; обеспечение стабильной работы в районах, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта. В отрасли будет проведено сокращение субъектов рынка, а для этого созданы условия для интеграции авиакомпаний. Проблема износа техники будет решаться путем создания правовых и экономических условий для применения механизма авиационного лизинга.

В целом транспортная система России нуждается в серьезной государственной поддержке, так как государство имеет амбициозные цели - развивать международную специализацию на транспортных услугах. В России разработаны и реализуются Транспортная стратегия до 2030 года и Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы (2010-2015 годы)". Транспорт рассматривается как приоритетная отрасль, опережающее развитие и стабильное функционирование которой является необходимым условием общего экономического роста в условиях рынка, важнейшим фактором социальной стабильности, одной из гарантий обороноспособности страны, усиления роли нашего государства на мировом рынке.

1.Из перечисленных субъектов Российск�1.Из перечисленных субъектов Российской Федерации подчеркни относящиеся к Западной Сибири:

а). Кемеровская обл. б).Вологодская обл.; в).Карачаево-Черкесская р-ка; г).Р-ка Удмуртия; д). Алтайский край; е). Ямало-Ненецкий авт. окр; ж).Нижегородская обл.; з). Р-ка Алтай; и).Курганская обл.; к). Новосибирская обл; л).Тверская обл.; м). Омская обл; н).Республика Коми; о).Челябинская обл; п).Ростовская обл; р).Тульская обл; с). Тюменская обл.; т).Алтайский край; у).Ханты-Мансийский авт. окр; ф). Томская обл.; ч).Чукотский авт. окр.
2.Из предложенных утверждений выбери верные:
На Кавказе климат мягкий.
В Поволжье климат очень холодный.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на юге Западной Сибири.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на севере Западной Сибири.
На западе Россия граничит с Украиной.
Поволжье имеет выход в моря.
Западная Сибирь находится восточнее, чем Уральский экономический регион.
Калининградская обл. самая западная область в России.
В Северо-Западной России богатейшие запасы топливных полезных ископаемых.
Нефти на территории Западной Сибири нет.
На западе Дальний Восток граничит с Восточной Сибирью
Р-ка Якутия самый большой субъект Р.Ф.
В Корякском авт. округе одна из наименьших в России плотность населения.
3.Из предложенных вариантов составь характеристику экономико-географического положения Поволжья.
а).Климат довольно жесткий.
б).Транспортная сеть хорошо развита.
в).Транспортная сеть наиболее хорошо развита на западе.
г).Имеет выход к государственной границе с Украиной.
д).Имеет выход к Северному морскому пути.
е). Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
ж).На востоке граничит с Уралом.
з).Маленькая плотность населения.
и).Климат довольно мягкий.
к).На востоке граничит с Восточной Сибирью.
л).Граничит с Центральной Россией.
м).Является связующим звеном между Азиатской и Европейской Россией.
4. Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Белгородской области и в Карелии 2) в Вологодской области и в Поволжье
3) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
5.Наибольшее количество гидроэлектростанций построено:
а).На Енисее; б).На Ангаре; в).На Волге; г).На Оби.
7.Какие из перечисленных национальностей проживают на территории Западной Сибири?
а).Удмурты; б).Чукчи; в).Долганы; г).Манси; д).Шорцы; е).Адыгейцы; ж).Саами; з).Кабардинцы; и).Алтайцы; к).Ненцы; л).Селькупы; м).Татары; н).Башкиры; о).Русские.
8.Из списка выбери города миллионеры Поволжья и Центральной России:
а).Москва; б).Новосибирск; в).Уфа; г).Омск; д).Самара; е).Нижний Новгород; ж).Челябинск; з).Екатеринбург; и).Казань; к).Ростов-на-Дону; л).Пермь.
9.Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
а).30,2; б).125,2; в).145,4; г).292,5.
10.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:
а).Естественным приростом; б).Естественной убылью.
11. В России преобладает население:
а).Мужское; б).Женское.
13.Что такое топливно-энергетический комплекс?___________________
14.Эксплуатация каких электростанций очень проста и требует минимальных затрат труда?
а). Тепловых; б).Гидравлических; в).Атомных.
15.Какой вид транспорта является самым дорогим?
а).Авиационный; б).Железнодорожный; в).Автомобильный.

1. Звеном АПК не является

А) пищевая промышленность Б) производство минеральных удобрений

В) сельское хозяйство. Г) лесное хозяйство
2.По производству какой культуры Россия занимает первое место в мире

А) пшеница Б) рожь В) сахарная свекла Г) овес
3.Ведущей отраслью российского животноводства является:

А) свиноводство Б) овцеводство В) птицеводство Г) скотоводство
4.В пределах, какой из природный зон России наименее благоприятные условия для ведения сельского хозяйства:

А) тайга Б) степи и лесостепи

В) тундра Г) смешанные леса и широколиственные леса
5.Найдите соответствия:
1.Зерновые культуры А) лен-долгунец
2.Технические культуры Б) рожь

В) гречиха

Г) кукуруза

Е) сахарная свекла

Ж) подсолнечник
6.какое из утверждений является верным

А) основная доля сельскохозяйственных угодий России это пастбища

Б) в степной зоне доля сельскохозяйственных угодий наибольшая

Г) Оба верны
7.На размещение предприятий, каких из перечисленных отраслей пищевой промышленности основное влияние оказывает сырьевой фактор:

А) крупяная Б) кондитерская В) сахарная Г) мясная Д) макаронная
8.Составьте пары

Сельскохозяйственная культура - субъект Российской Федерации

Магаданская область, рожь, республика Карелия, Краснодарский край, северные олени, Челябинская область, Псковская область, пшеница, сахарная свекла.
9.Приведите два примера отрицательного влияния животноводства на состояние окружающей среды.

1какие три из перечисленных островов и архипелагов располагаются в российском секторе?

а)Баффинова Земля г)Северная Земля
б)Гренландия д)Земля Франца-Иосифа
в)Новосибирские острова е)Шпицбергин
2 Какие три из перечисленных стран имеют свои арктические сектора?
а)Великобритания г)Исландия
б)Дания д)норвегия
в)Ирландия е)США
3 Установите соответствие между субъектом Российской Федерации и страной,с которой он граничит.
Субъект РФ Страна
1)Амурская область а)Казахстан
2)Республика Бурятия б)Китай
3)Республика Карелия в)Монголия
4)Оренбургская область г)Финляндия

Помогите пожалуйста, очень нужно

1. К отраслям непроизводственной сферы экономики относятся:
А. Промышленность. Б. Сельское хозяйство. В. Наука. Г. Транспорт.
2.Одним из основных показателей экономического развития страны является:
А. Валовый внутренний продукт. Б. Национальный доход. В. Структура экономики. Г. Все ответы правильные.
3. Кооперирование производства - это..
А. Сосредоточение производства в крупных предприятиях.
Б. Соединение в одном предприятии взаимосвязанных производств, относящихся к разным отраслям промышленности.
В. Выпуск предприятием однородной продукции.
Г. Участие нескольких предприятий в производстве готовой продукции.
4. Для размещения предприятий приборостроения наиболее важным является фактор:
А. Сырьевой. Б. Трудовых ресурсов. В. Энергетический. Г. Транспортный.
5. Отличительной особенность ВПК является:
А. Производство товаров народного потребления. Б. Разработка и использование передовых технологий. В.Конверсия. Г. Все ответы правильные.
6. В структуре грузооборота России более одной второй составляет транспорт:
А. Трубопроводный. Б. Железнодорожный. В. Автомобильный. Г. Водный.
7. К культурным ландшафтам относятся:
А. Природные ландшафты. Б. Дворцово-парковые ансамбли. В. Акватории портовых хозяйств. Г. Водохранилища.
8. Природная территория полностью исключенная из хозяйственного использования человеком для охраны и изучения типичных и уникальных природных комплексов является:
А. Национальным парком. Б. Заповедником. В. Заказником. Г. Культурным ландшафтом.

В 1990-е годы на первое место в стране по грузообороту (около 50% общего грузооборота в 2005 г.) вышел трубопроводный транспорт. Этот вид перевозит немного грузов (10%), но на большие расстояния — в среднем более 2000 км. Быстрому росту значения этого вида транспорта способствовало то, что в России он имеет минимальную себестоимость перевозки грузов. Недостатком является специализированность — он перевозит только газ, нефть и нефтепродукты. Первые нефтепроводы появились на территории России еще в начале XX в. на Северном Кавказе. Первый магистральный газопровод был построен в 1946 г. между Саратовом и Москвой. В настоящее время общая протяженность газопроводов составляет 153 тыс. км, нефтепроводов — 46 тыс. км, продуктопроводов — 15 тыс. км. По протяженности трубопроводов Россия занимает второе место в мире после США.

С конца XIX в. до 90-х годов XX в. первое место по грузообороту в России занимал железнодорожный транспорт. На этот вид транспорта приходится около 40% суммарного грузооборота. Масса перевозимых грузов примерно такая же, как и у трубопроводов (около 10% общей), но среднее расстояние перевозок меньше — около 1500 км. Железнодорожный транспорт по-прежнему является главным перевозчиком массовых грузов на большие расстояния. Главными грузами являются уголь, минерально-строительные материалы, нефть и нефтепродукты, руды, черные металлы, лес и зерно. Достоинством является сравнительно низкая себестоимость перевозок, чему способствует значительная доля электрифицированных железных дорог (1/4 общей протяженности). Больше половины грузовых перевозок страны сконцентрировано на главных магистралях (около 1/6 всей протяженности), самой грузонапряженной из которых является Транссибирская магистраль между Омском и Новосибирском. Велика роль железнодорожного транспорта и в пассажирских перевозках. На него приходится около 2/3 пас- сажирооборота в дальнем и пригородном сообщении. Среднее расстояние перевозок пассажиров в дальнем (междугородном) сообщении составляет 700 км. Наиболее загруженными являются магистрали, идущие от Москвы на восток (на Урал и в Поволжье), юг (на Северный Кавказ) и на северо-запад (в Санкт-Петербург). Пригородное сообщение наиболее развито в окрестностях крупнейших городов страны, особенно Москвы и Санкт- Петербурга.

Первая железная дорога на территории России была построена в 1837 г. Это был пригородный участок, соединивший Санкт-Петербург с Павловском и не имевший хозяйственного значения. Первая магистраль была сооружена в 1851 г. между Санкт-Петербургом и Москвой. После этого началось интенсивное строительство, заложившее основу современной железнодорожной сети России. В 1916 г. было закончено строительство самой протяженной в мире Транссибирской магистрали (Транссиб), которое началось в 1892 г. от Челябинска. Эта дорога прошла через Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу и Хабаровск, закончившись во Владивостоке.

В советский период новые магистрали строились в основном в восточных районах страны. В 1930-е годы была построена Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб), связавшая юг Западной Сибири (Новосибирск, Барнаул) со Средней Азией. В 1950-е и 1960-е годы для разгрузки Транссиба были построены Среднесибирская (Челябинск — Кустанай — Кокчетав — Барнаул) и Южносибирская (Магнитогорск — Астана — Павлодар — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет на Транссибе) магистрали. Большая часть этих дорог в настоящее время проходит по территории Казахстана. В 1970-е и 1980-е годы развернулось строительство дороги к нефтяным и газовым месторождениям Западной Сибири (Тюмень — Сургут — Нижневартовск — Новый Уренгой — Ямбург) и Байкало- Амурской магистрали — БАМа (Тайшет — Братск — Усть-Кут — Северобайкальск — Тында — Комсомольск- на-Амуре — Ванино), открывшей второй железнодорожный выход к Тихому океану и прошедшей по богатым природными ресурсами районам. В европейской части страны значительные новые магистрали были построены лишь в годы Великой Отечественной войны. Это Печорская магистраль, построенная для освоения одноименного угольного бассейна: Коноша (на линии Вологда — Архангельск) — Котлас — Ухта — Воркута — Лабытнанги, и Приволжская магистраль для дублирования перевозок по Волге, невозможных в зимний период: Свияжск (около Казани) — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Иловля (около Волгограда).

Общая протяженность железнодорожных путей России составляет в настоящее время 148 тыс. км. Это второе место в мире после США. При этом густота железных дорог низкая — в 10 раз меньше, чем в странах Западной Европы. Довольно густая радиально-кольцевая сеть дорог в европейской части к востоку от Урала сменяется немногими широтными магистралями. В северных частях Восточной Сибири и Дальнего Востока железные дороги отсутствуют (за исключением небольшого изолированного участка около Норильска).

Автомобильный транспорт

Главным достоинством автомобильного транспорта является его мобильность, возможность доставки грузов и пассажиров без дополнительных перегрузок и пересадок. В то же время этот вид транспорта с высокой себестоимостью перевозок грузов. Поэтому его значение в грузообороте невелико — около 1% суммарного. Но этот вид транспорта перевозит до 80% общей массы грузов. Большое несоответствие между долями в массе и грузообороте вызвано самым коротким средним расстоянием перевозки — около 20 км. Это перевозки в основном в городах и ближайшей пригородной зоне. Дорогие или скоропортящиеся грузы могут перевозиться большегрузными автомобилями и на большие расстояния, в том числе из других государств.

Автомобильный транспорт занимает первое место среди других видов по пассажирообороту. Достигается это за счет массовых внутригородских перевозок автобусами, которые имеются в большинстве городов страны и некоторых крупных поселках городского типа. Автобусы обеспечивают более половины городского пассажирообо- рота. В пригородном сообщении на автомобильный транспорт приходится около 40% пассажирооборота, а в дальнем (междугородном) — около 10%. В последние годы быстро растут перевозки личными автомобилями.

Первая шоссейная дорога была проложена в России между Москвой и Санкт-Петербургом еще в 1834 г. Но интенсивное автодорожное строительство началось только с 60-х годов XX в. К началу XXI в. общая протяженность автодорог с твердым покрытием достигла 750 тыс. км. Но большинство дорог имеют плохое качество. Почти совсем отсутствуют дороги высшего класса — автострады, по которым в развитых странах перевозится большая часть грузов и пассажиров. В северо-восточной части России основной тип дорог — зимники, которые действуют только в холодный сезон. Крайне недостаточна и густота сети — она на порядок ниже, чем в развитых государствах мира.



Поделиться