Постройка и испытания. «Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Авианесущий крейсер «Баку» (изначально «Харьков») в 1990 «Адмирал Горшков» строился по измененному проекту 1143.04. Полностью модернизировалось радиоэлектронное оборудование, изменилась архитектура надстройки, другим стал состав вооружения. Вместо самолетов Як-38, обладавших низкой боевой эффективностью, на корабле должны были размещаться самолеты Як-41. В период строительства создание самолета находилось в стадии завершения, однако к моменту подписания приемного акта Як-41 все еще не был готов. Поэтому авиагруппу «Баку» укомплектовали штурмовиками Як-38. Зато вместо вертолетов Ка-25ПЛ корабль получил более совершенные Ка-27ПЛ.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал Горшков" - видео

Ширина полетной палубы 46 м. На «Баку» использован новый тип покрытия полетной палубы, отличающийся повышенной прочностью и жаростойкостью. Впервые на советском авианесущем корабле была установлена бронированная защита погребов и ангара общей массой 1700 тонн.
Энергетическая установка состоит из четырех эшелонов (4 ГЗТА, 8 котлов) и приводит в действие четыре линии вала. Конструктивно она соответствует энергоустановке ТАКР проекта 1143, но имеет ряд изменений, в том числе более экономичные главные котлы, что позволяет «Баку» совершать более длительные переходы без пополнения запасов топлива. Имеется возможность использовать эшелоны ГЭУ в различных комбинациях, что экономит ресурс и позволяет производить осмотр и ремонт механизмов в море. Дальность плавания осталась прежней.

На «Киеве» были восемь пусковых установок ПКР «Базальт» с ракетами в них и еще восемь ПКР хранились в погребе. Предполагалось, что после запуска первых восьми ракет будет производиться перезарядка ПУ. Практика показала, что сделать это в открытом море весьма сложно. Поэтому авианесущий крейсер «Баку» получил двенадцать пусковых с ПКР в носовой части, а погреба запасных ракет отсутствовали. Впервые на авианесущем корабле установили четыре шестиракетных модуля подпалубного ЗРК «Кинжал» с дальностью действия 12 км. Боезапас - 192 ракеты.
В дополнение к «кинжалам» борьбу с воздушным противником в ближней зоне могли осуществлять восемь 30-мм автоматов АК-630 и две 100-мм автоматические артустановки АК-100. Вместо старых ПЛКР и РБУ были установлены две 10-ствольные ПУ нового комплекса противоторпедной защиты «Удав».

Коренные изменения претерпело радиоэлектронное вооружение. На четырех стенках «острова» впервые в советском флоте были размещены полотнища РЛС с фазированной антенной решеткой. В составе РЭВ появились новые комплексы «Фрегат», «Подкат», ГАК «Полином» и другие. БИУС «Лесоруб» позволила вырабатывать различные варианты решений по применению того или иного вида оружия. Устройство «Тройник» обеспечивало прием в автоматическом режиме информации от самолетов ДРЛО.
После окончания приемно-сдаточных испытаний «Баку» 30.12.1987 г. был зачислен в состав Северного флота. С 8 июля по 7 декабря 1988 года корабль действовал в Средиземном море, осваивая новые образцы техники, затем прибыл на место постоянного базирования в Североморск. 4.01.1990 г. «Баку» переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В 1991 г., после снятия с вооружения самолетов Як-38, корабль стал «чистым» вертолето-носцем.
В 1992 г. «Адмирал Горшков» встал к заводскому причалу для текущего ремонта, из которого так и не вышел. В 1995 г. на крейсере произошел сильный пожар, который перечеркнул надежды ввести его снова в боевой состав флота. 8-12 июля 1999 г. он на буксире перешел в Северодвинск для «ремонта и модернизации». В итоге корабль, на постройку которого ушло 9 лет, имеет на своем счету 5 лет активной службы и 8 лет мытарств по заводам.

Одной из главных причин столь короткой карьеры советских авианесущих крейсеров является стремительный износ их материальной части из-за отсутствия нормальной системы базирования и судоремонта. Американцы, прежде чем построить корабль, возводят для него причал. У нас все делалось точно наоборот. Ни один из вступивших в строй ТАКР своего причала никогда не имел. Корабли стояли на рейде, не имея возможности получать электроэнергию и пар с берега. Для обеспечения повседневной жизнедеятельности приходилось постоянно держать под парами два главных котла, поскольку вспомогательные отсутствовали. Кроме того, на Севере 80% времени считается штормовым. Следовательно, чтобы иметь возможность в любой момент сняться с бочки, нужно иметь в готовности две линии вала и четыре главных котла из восьми. Соответственно, непрерывно работали котельные установки, турбогенераторы, ГТЗА, опреснители и т.д., вырабатывая свой моторесурс. В итоге половина корабля, который якобы стоял в базе, постоянно функционировала. Еще одним фактором, сокращавшим срок жизни авианосцев, было качество эксплуатации и ремонта. Так, на «Баку» установили более экономичные котлы, но их эксплуатация требовала определенного качества котельной воды и определенной квалификации личного состава. Говорить же о качестве воды при отсутствии нормального базирования весьма проблематично.
В настоящее время «Адмирал Горшков» продан в Индию и получил новое имя "Викрамадитья". Прежде чем корабль войдет в состав индийского флота, он пройдет модернизацию, после которой на нем смогут базироваться самолеты Су-33 и МиГ-29К.

Тактико-технические характеристики ТАКР «Адмирал Горшков» («Баку»)


Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). После назначения министром обороны СССР Д.Ф.Устинова было принято решение вместо авианосца пр.1153 строить на базе корпуса пр.1143 модернизированный авианесущий крейсер пр.11434 с усовершенствованым РЭО и под базирование СВВП. Корабль проектировался Невским ПКБ, главный конструктор - В.Ф.Аникиев. По проекту на ТАКР пр.11434 должны были базироваться сверхзвуковые СВВП Як-141, что значительно повышало его боевую эффективность по сравнению с ТАКР пр.1143. Единствнный корабль проекта "Баку" (заводской №104) заложен на стапеле "0" судостроительного завода в г.Николаеве 26.12.1978 г. Строительство второго корабля проекта с заводским №105 начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. и велось 1.5 года после чего прекращено (собрано несколько секций корпуса). Спущен на воду 31 марта 1982 г. (при плане - конец 1981 г.). Со 2 июня по 1 декабря 1986 г. прошел швартовые испытания и 9 января 1987 г. вышел на ходовые испытания. Государственные испытания ТАКР "Баку" начаты 21 апреля 1987 г. Корабль вошел в состав ВМФ 11 декабря 1987 г. (подписание акта приемки). Флаг ВМФ поднят 20 декабря 1987 г. и 30 декабря 1987 г. корабль введен в состав Северного флота.


Буксир "Никлай Чикер" ведет к набережной ПО "Севмаш" ТАКР "Адмирал Горшков" пр.11434, июль 1999 г. (фото из архива Олега Кулешова, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


Авианесущий крейсер "Баку" пр.11431 в Средиземном море, июнь 1988 г. (http://www.nashflot.ru).


ТАКР "Баку" пр.11434 в Средиземном море, 1988 г. (фото - Chris Howell, http://www.shipspotting.com).


Конструкция - корпус имеет 18 главных поперечных и 2 продольные водонепроницаемые переборки. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых 4 смежных отсеков. Стенки ангара имели бронирование в отличие от предыдущих кораблей проекта, что привело к возрастанию водоизмещения на 1700 тонн. С целью снижения ЭПР корабля кроме использования "наклонной" архитектуры надстроек использовано специальное радиопоглощающее покрытие (РПП) "Лак".

Двигательная установка - котлотурбинная ГЭУ, создана на базе ГЭУ крейсеров . 4 вала с винтами фиксированного шага.
- 8 х котлов КВН 98/64 в 4-х автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках - носовом и кормовом;
- 4 х главных паротурбинных ГТЗА ТВ-12-3 мощностью по 45000 л.с. (всего 180000 л.с.).


Винторулевая группа ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущего авианосца INS Vikramaditya ВМС Индии. ПО "Севмаш", г.Северодвинс (верхнее фото - 21.10.2008 г., фото из архива igorriw, http://igorriw.livejournal.com/ , нижнее фото - kikoz13, http://russiannavy.ru).


Энергетика: электроэнергетическая система аналогична кораблям . Система автоматизированного управления энергосистемой - "Терек-2".
6 х 1500 кВт турбогенераторов
4 х 1500 кВт дизель-генератора
Запас котельного топлива - 8900 тонн

Средства спасения - 120 спасательных плотов ПСН-10М.

ТТХ корабля :
Экипаж - 2045 чел (офицеры размещались в 1-2 местных каютах, мичманы и главстаршины - в 1- и 6-местных каютах, старшины и матросы в 6- и 26-местных кубриках)

пр.11434
Длина 273.08 м
Ширина 51.9 м
Осадка 9.42 м
Габариты ангара 130 х 22.5 х 6.6 м
Водоизмещение стандартное 33440 т
Водоизмещение полное 44490 т

Скорость полного хода:
- по проекту - 32 уз
- реально - 30.7 уз (30.5 уз в ходе ходовых испытаний)

Дальность хода на разных скоростях:

Автономность по запасам - 30 сут

Вооружение :

Система вооружения пр.11434 "Баку"
Артиллерия 2 х одноствольные 100 мм артиллерийские установки . РЛС - МР-145 "Лев-215" / KITE SCREECH (1 шт). Боекомплект - 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58.
Артиллерия 8 х 30 мм шестиствольных автоматов с РЛС МР-123 «Вымпел» / BASS TILT (4 шт), боекомплект 48000 выстр.
Ракетное ударное 6 х спаренных ПУ СМ-241 с фиксированным углом старта (15 град) комплекса "Базальт-1143" с ПКР 4К80 / П-500 "Базальт";
Боекомплект - 12 ракет
РЛС системы управления «Аргон-1143» / TRAP DOOR (1 шт, находится в носовой части палубы корабля);
Антенный пост системы спутникового целеуказания "Корвет-1143" / PUNCH BOWL
ЗРК 4 х 6 восьмиракетных модуля 3С95 ЗРК , с 4 х системами управления К-12-1 с РЛС 3Р95 / CROSS SWORD (4 антенных поста). Боекомплект - 192 ЗУР 9М330.
Противолодочное / противоторпедное 2 х 10 устаовок КТ-153 / реактивной противолодочной системы "Удав-1". Боекомплект - 120 шт РГБ (60 РГБ по др.данным). Доработан по механической части системы заряжания после выхода на испытания.
Постановка помех 2 х двухствольных ПУ помеховых снарядов

Оборудование :


пр.11434 "Баку"
БИУС МВУ-410 "Лесоруб-434" (сбор и обработка информации, целеуказание и выработка решения) - обеспечивала управление ударным вооружением и наведение вертолетов, система третьего поколения. Производство - НПО "Марс", г.Ульяновск.
Система обмена информацией (СОИ) "Тройник" (производство - НПО "Марс", г.Ульяновск). Обеспечивала обмен информацией между БИУС, системами вооружений, РЛС и другими потребителями и источниками.
Комплекс удаленного целеуказания МКРЦ "Корвет-1143"
РЛС обнаружения воздушных целей комплекс "Марс-Пассат" с 4 ФАР / SKY WATCH, разработан НИИ "Квант" (г.Киев), сопровождение до 120 воздушных целей (по проекту, не достигнуто в ходе испытаний)
РЛС общего обнаружения МР-700М / МР-710М-1 "Фрегат-М1" / PLATE STREER, трехкоординатная помехозащищенная РЛС, сопровождение до 80 воздушных целей, обработка информации и передача информации в БИУС осуществлялась ЭВМ комплекса "Марс-Пассат"
РЛС обнаружения надводных целей и низколетящих целей
МР-360 "Подкат" (2 шт) - РЛС обнаружения малоразмерных низколетащих целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, на высотах до 100 м, на дальности до 33,7 км, с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания
Навигационные РЛС 3 х "Вайгач" / PALM FROND
РЛС госопознавания 2 х SALT POT A/B
LONG HEAD
Станция постановки помех РЭБ "Кантата-М" (антенные посты 4 WINE FLASK; 8 FOOT BALL; 4 BELL THUMP; 2 CAGE POT) - установлен вместо системы "Кольцо"
Радиоприемники РТР 3 х Р-678Н, 6 х Р-670М, 2 х Р-721, 2 х СРС-2, УКВ Р-710 и Р-714
Станции постановки помех Р-740К (УКВ), аппаратура "Погоня" и "Каскад-У"
Навигационный комплекс "Салгир-V", 2 радиосекстанта
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Средства обеспечения авиакрыла Радиотехнический комплекс "Резистор К-4" / CAKE STAND (радиомаяк) - обеспечение ближней навигации ЛА, управление полетами, захода на посадку и посадки. Комплекс разработан ПО "Полет" (г.Челябинск), главный конструктор Брейгин А.М.

Комплекс боевого управления авиацией "Тур-434"

2 х станции наведения истребителей "Газон" / FLY TRAP B (унифицирована с системами ВВС, одновременное наведение 4 истребителей на 4 воздушных цели, производства ПО "Электрон")

ГАС Активный ГАК МГК-355 «Полином» / HORSE JAW (в бульбе), HORSE TAIL (буксируемая)
Охранители буксируемые акустические охранители
Оптико-электроенные приборы наблюдения 3 прибора "Ротан" (ТВ-наблюдение)
Радиосвязь Комплекс радиосвязи «Тайфун-1» в составе:

14 КВ-радиопередатчиков
2 СВ-радиопередатчика
21 КВ-радиоприемник
1 СВ-радиоприемник
1 СДВ-радиоприемник
13 УКВ-радиостанций

Система космической связи "Кристалл-БК" / LOW BALL (2 антенных поста)

Прочее оборудование Система безопасного одновременного применения систем вооружений "Сокол";
Автоматическая корабельная система "Буран";
На корабле использовалась система обеспечения одновременной работы разнородных радиотехнических средств.

Корабль оснащался системами приема и передачи грузов на ходу "Струна 2П-400", "Струна П-1000" (2 шт), "Струна 1П2.5".

Успокоители качки с выдвижными рулями "89-3". Установлена система водяной защиты, комплекты зимней спецобработки, 52 фильтро-вентиляционные установки.

Для обеспечения полетов была оборудована летная палуба размера 195 х 20.7 м, отклонение от оси корабля 4.5 град. Для обеспечения взлета Як-141 методом ВКР (взлет с коротким разбегом) летная палуба оснащена удерживающим механизмом и газоотбойным щитком. Термостойкое покрытие летной палубы выполнено с использованием импортных материалов. Взлетно-посадочные площадки вертолетов обозначены: "С" - для спасательного вертолета (1 площадка), "Т" - для транспортных вертолетов (1 площадка), 6 номерных стандартных площадок. За надстройкой находятся 10 технических позиций для обслуживания и стоянки ЛА. Корабль оборудован двумя подъемниками:
- грузоподъемностью 30 тонн, 18.9 х 10 м;
- грузоподъемностью 20 тонн, 18.9 х 4.8 м
Перемещение ЛА по палубе осуществлялось специальными транспортерами, по ангару - системой продольно-поперечной транспортировки.

Авиакрыло :
- пр.11434 (проект) - 14 Як-141, 6 Як-38М, 10 Ка-27ПЛ, 4 Ка-31, 2 Ка-27ПС.

Пр.11434 - 12 самолетов ВВП Як-38, Як-38М, в перспективе предполагалось заменить их на Як-141; 19 вертолетов Ка-27ПЛ и 3 спасательных вертолета Ка-27ПС.
Боекомплекс авиакрыла:
- самолетный вариант - 18 спецбомб РН-28, 143 ракеты Х-23, 176 ракет Р-3С / Р-13, 4800 ракет НУР С-5, 30 зажигательных баков ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250.
- вертолетный вариант - 30 авиационных торпед АТ-1, 40 противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев "Поплавок", 300 ориентирных буев ОМАБ-25.
Запас авиатоплива - 1500 тонн

Модификации :
- пр.11434 (1987 г.) - четвертый корабль пр.1143 - тяжелый авианесущий крейсер "Баку" / "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".


Вертолет ВМС Великобритании Lynx над палубой ТАКР "Баку" пр.11434, 1988-1990 г.г. (http://militaryphotos.net).


- 1988 г. 10 июня - в надстройке возник небольшой пожар (загорелись запасы краски), который удалось быстро потушить. Во время боевой службы корабль отрабатывал задачи ПЛО и осуществлял слежение за авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями ВМС США и НАТО (ТАКР находился в 7-минутной готовности к нанесению удара);

1988 г. 11 августа - потерян вертолет Ка-27ПЛ (пилотов спасли). В ходе боевой службы корабль совершил деловые заходы в сирийские порты: 22-29.08.1988 г. в Латакию, 01-21.11.1988 г. - в Тартус; 14.12.1988 г. в сопровождении отряда кораблей проследовал мыс Нордкап.

1988 г. 17 декабря - корабль прибыл на рейд Североморска; находясь в составе СФ продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой.

1989 г. 8-23 августа - корабль получил оценку «хорошо» после проверки Главной инспекцией Минобороны СССР.

1989 г. - в течение года корабль прошел 13267 миль, трижды отрабатывал прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы (в т.ч. 2 главным комплексом), СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы;

1990 г. 01 октября - ТАКР вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота.

1990 г. - в течение года корабль прошел 4243 мили, отрабатывал задачи по прикрытию с воздуха высадки морского десанта, провел 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы (в т.ч. 1 ударным комплексом), СВВП выполнили 47, а вертолеты - 1211 полетов.

1991 г. - в течение года корабль прошел 1375 миль, проведены 4 артиллерийские и 1 ракетная стрельбы, вертолеты корабельной авиагруппы выполнили 417 полетов.

1991 г. осень - на корабле проводились летные испытания СВВП Як-141.

1991 г. 21 сентября - первая посадка Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".

1991 г. 03 октября (05 октяря по др.данным) - при испытаниях самолета ВВП Як-141 летчик-испытатель В.А.Якимов на самолете №77 при посадке допустил превышение вертикальной скорости, в результате чего произошла авария. Самолет упал плашмя с высоты более 10 метров, стойки шасси пробили баки, произошел пожар. Пожар был потушен, самолет был восстановлен позже до музейного состояния. Этот экземпляр Як-141 демонстрировался на статической стоянке на авиасалонах МАКС.


Тушение пожара и обгоревший Як-141 борт №77 на палубе ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", 03 октября 1991 г. (http://forums.airbase.ru)


- 1993 г. - ТАКР поставлен в ремонт в СРЗ в пос.Роста в Мурманске.

1994 г. 2 февраля - у стенки СРЗ в Мурманске на ТАКР произошел пожар, который вывел из строя одно из двух машинных отделений.

1995 г. июль - ТАКР участвовал в военно-морском параде в Североморске; позже в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста (Мурманск) на долговременное хранение.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по для Индии.

Реестр крейсеров пр.11434 / 11430 :

проект зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй вывод из состава ВМФ базирование
"Баку"
"Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (с 04.10.1990)
11434 104 ССЗ №444, Николаев 26.12.1978
(17.02.1978 - зачислен в списки флота)
31.03.1982 11.12.1987 - СФ с 30.12.1987
?? 11434 105 ССЗ №444, Николаев строительство начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. - - - строительство прекращено в 1982 г. в связи подготовкой к закладке ТАКР пр.
Vikramaditya 11430 104 ПО "Севмаш", Северодвинск, ответственный сдатчик - Игорь Леонов
09.03.2004 04.12.2008
04.12.2012 г. (план 2010-2011 г.г.)
ВМС Индии
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера кораблей пр.11434

"Баку"
1986 111
1987 111
1988 103
1989 079
1990 091
1991 091
1995 069
1999 069

Экспорт :
Индия:
- 1996-2003 г.г. - переговоры с Индией о продаже с модернизацией ТАКР пр.11434.

1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 для Индии - далее см. статью по .

Источники :

Блог Кулешова Олега. Сайт http://kuleshovoleg.livejournal.com , 2012 г.
История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г. С.-Пб, "Судостроение", 1996 г.
Корабел. Газета ПО "Севмаш", 27.09.2011 г., 15.11.2011 г., 27.03.2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2010 г.
Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2011 г.г.
Макаров Ю.И., Авианосец. М., "Эксмо", 1999 г.
Перов О. Весной в море. // Корабел. 22.12.2011 г.
Перов О. Вcё отдаем кораблю. // Корабел. 06.03.2012 г.
Сайт "Атрина", http://atrinaflot.narod.ru/ , 2010 г.
Хмельнов И.Н., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г.

11 декабря 1987 года Военно-морской флот СССР получил от советской судостроительной отрасли авианесущий крейсер «Баку», оснащенный самолетами вертикального взлета Як-38 и ракетным комплексом «Базальт». 20 декабря на крейсере был торжественно поднят военно-морской флаг (эта дата считается днем рождения корабля). Этот пост делаю заключительным в первой главе истории этого корабля. Вторая глава начнётся 15 ноября. В этот день пройдёт торжественное мероприятие, на котором корабль передадут Индии.

Авианосец «Баку». 1987 год


27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности и уже 7 июня покинул Севастополь для совершения перехода к месту постоянного базирования в Мурманск, совместив переход с первой боевой службой. В дальнейшем крейсер не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались.

Авианосец «Баку», Средиземное море, 1988 год. Бортовой номер изменен с 111 на 103

В 1991 году на крейсере прошли испытания нового палубного истребителя с вертикальным взлетом и посадкой Як-141 — он должен был заменить списанные штурмовики Як-38. К сожалению, случилась авария, в ходе которой самолет потеряли. Испытания были прекращены и больше не возобновлялись.

Авианосец «Баку», 1988 год

В октябре 1990 года авианосец получил новое имя — «Адмирал Горшков», а в июле 1992-го советский военно-морской флаг сменили на Андреевский стяг. В феврале 1994 года крейсер пострадал от пожара, а через пять дней в результате аварии паропровода погибло 6 человек, после чего корабль отправили в Росляково в резерв.

В 1995 году «Адмиралом Горшковым» стали интересоваться индийские военно-морские силы — они сделали запрос о возможности его аренды. К 2002 году был согласован технический проект, по которому авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» в ходе переоборудования и модернизации становился полноценным авианосным кораблем.

Июль 1999 года. Буксир Северного флота «Николай Чикер» ведет авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» на «Севмаш». Ту же картину мы будем наблюдать через 13 лет, когда этот же буксир выведет «Викрамадитью» в море на ходовые испытания. На фото он идет по каналу, поэтому крупные корабли до глубины выводят на буксире.

В 2004 году российские и индийские власти подписали два контракта. Согласно первому контракту Индия покупала крейсер по цене металлолома и вдобавок давала около 1 млрд долларов на его ремонт и модернизацию на «Севмаше» и 100 млн — за передачу пакета документации и информации по кораблю. Взамен Россия обязалась поставить Индии 16 истребителей Миг-29К.

Корабль завели в наливной бассейн «Севмаша»

В 2004 году начался ремонт корабля, включавший переоборудование и модернизацию. В наливном бассейне «Севмаша» была проведена дефектация корабля, после которой выяснилось, что указанной в контракте суммы на ремонт недостаточно. Через несколько лет поняли, что легче построить новый корабль, чем переоборудовать старый. К счастью, с Индией удалось договориться о переносе сроков сдачи корабля с указанного в контракте 2008 года на 2012-й. Кстати, это самый большой корабль в мире, когда-либо строившийся на экспорт.

Наливной бассейн «Севмаша»

Стоимость ремонта корабля возрастала практически из года в год и в результате превысила начальную сумму, указанную в контракте 2004-го, в несколько раз

Установка трамплина на носу авианосца

И вот наконец наступил исторический момент, который так долго ждали не только корабелы «Севмаша» и индийцы, но и сотни других предприятий, участвовавших в модернизации, а также политики и все, кто интересуется флотом — 8 июня 2012 года корабль вышел в море.

Корабль после вывода из наливного бассейна

Испытания прошли авиационно-технические средства, самолеты Миг-29К, Миг-29КУБ, вертолеты Камова. За испытаниями «Викрамадитьи» в международных водах постоянно следили разведывательные корабли НАТО и норвежские разведывательные самолеты «Орион». Самолеты сбрасывали буйки, с помощью которых записывали данные о корабле.

Первый выход в море . Фото: КУЛЕШОВ ОЛЕГ.

В конце июля случилась неприятность: из восьми паровых котлов силовой установки крейсера вышли из строя, по одним данным, три котла, по другим — семь. Причиной аварии стало разрушение слоя теплоизоляции котлов.

Баренцево море

За зиму 2012/13 все неполадки были устранены, и 3 июля 2013 года корабль вышел на вторые ходовые и государственные испытания.

Выход «Викрамадитьи» 3 июля 2013 года. Фото: КУЛЕШОВ ОЛЕГ.

В ходе испытаний, в которых принял участие и индийский экипаж, корабль подтвердил все свои спецификационные характеристики и развил скорость свыше 29 узлов.

Возвращение с испытаний «Викрамадитьи» 20 сентября 2013 года. Фото: КУЛЕШОВ ОЛЕГ.

20 сентября 2012 года в 9 часов вечера авианосец «Викрамадитья» вернулся в Северодвинск: на «Севмаше» его подготовят к передаче индийской стороне, выгрузят заводское оборудование. 15 ноября корабль торжественно передадут военно-морским силам Индии.

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» это советский и российский тяжелый авианесущий крейсер, проданный Индии в январе 2004 года. В том же году авианосец получил название «Викрамадитья», затем подвергся полной перестройке и введен в ВМС Индии.

1. Фотографии

2. Видео

3. Тактико-Технические характеристики

3.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 45 390 т наибольшее, 44 490 т полное, 38 970 т нормальное, 33 440 т стандартное.
  • Длина: 242,86 м по ватерлинии, 273,08 м наибольшая.
  • Ширина: 31,0 м по ватерлинии, 52,9 м наибольшая.
  • Высота: 60,30 м габаритная. Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу, 21,63 м на миделе, 21,61 м в корме.
  • Осадка: средняя (от ОП): при нормальном водоизмещении 8,47 м, при полном водоизмещении 9,42 м. Наибольшая: 11,52 м.
  • Бронирование: катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
  • Двигатели: котлотурбинная, четырёхвальная, 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 котлов КВН 98/64.
  • Мощность: паротурбины: 4 × 45 000 л.с., Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт, Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт.
  • Движитель: 4, четырёхлопастные.
  • Скорость хода: 14,05 узла экономического хода, 18,32 узла боевого экономического хода, 29 узлов полного хода, 32,5 узла максимального хода.
  • Дальность плавания: при скорости 18 узлов - 7590 миль.
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: по штату: 1615 человек, со штабом: 1665 человек, авиагруппа: 430 человек.

3.2 Вооружение

  • Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат», 1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1», 2 × РЛС МР-360 «Подкат», 3 × РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 × «Резистор-К4», 2 × «Газон».
  • Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434», комплекс связи «Буран», ГАК «Полином», комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М», аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У».
  • Артиллерия: 2 × 1 АК-100 (600 снарядов).
  • Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов).
  • Ракетное вооружение: 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт», 4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
  • Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
  • Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов. По проекту: 14 × СВВП Як-41М, 6 × СВВП Як-38М, 10 × Ка-27ПЛ, 2 × Ка-27ПС, 4 × Ка-27РЛД.

4. История

4.1 Строительство

В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.

4.2 Испытания

В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.

4.3 Боевая служба

В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП , от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка отменилась.

В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.

4.4 Продажа крейсера

Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.

Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.


Самая проблемная сделка между Индией и Россией наконец-то получила разрешение.

Индия перечислила дополнительно 102 миллиона долларов на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Викрамадитья», носившего в составе ВМФ РФ название «Адмирал Горшков». Контракт на поставку и модернизацию «Адмирала Горшкова» был подписан в 2004 году. Согласно его первоначальным условиям, общая стоимость переоборудования крейсера должна была составить 1,5 миллиарда долларов, половина из которых предназначалась для закупки самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Завершение модернизации было запланировано на 2008 год, однако российская сторона запросила дополнительное финансирование работ в размере одного миллиарда долларов. В конце концов, согласились на 102 миллиона долларов. О том, что стоит за этой сделкой корреспондентам «СП» рассказал эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин.

«СП»: — Почему контракт на модернизацию и поставку в Индию «Адмирала Горшкова» называют самой проблемной сделкой?

— Сделку по продаже авианосца признавали убыточной как в России, так и в Индии. По данным счетной палаты Индии, строительство собственного авианосца обошлось бы дешевле, а срок его службы был бы в два раза больше. В феврале 2009 года началось строительство первого индийского авианосца, в 2014 году его планируется ввести в состав ВМС Индии. К тому же финансовый кризис, инфляция привели к удорожанию работ по модернизации. Наши корабелы запросили дополнительные средства. Индия уже была готова отказаться от контракта. Но, вероятно, возобладали традиции делового российско-индийского партнерства. Правительство Индии приняло все-таки решение о выделении дополнительных средств. И вот на днях они поступили на счета корпорации «Севмаш», осуществляющей модернизацию «Адмирала Горшкова». Это событие дает реальную возможность для начала новой жизни нашего авианосца уже в индийском оборонном пространстве.

«СП»: — А в российском оборонном пространстве ему не нашлось места?

— По скудости финансовых средств Россия не в состоянии содержать такие корабли. Только его элементарное обслуживание обходится в несколько миллионов долларов в год.

«СП»: — Почему же недавно президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия собирается строить три авианосца, если мы не в состоянии обслуживать один уже имеющийся?

— Это вопрос — к военным консультантам Медведева. Поскольку дальше заявлений решение вопроса не продвигается (во всяком случае, я ничего не слышал о столь масштабной кораблестроительной программе, а тем более о выделении под нее соответствующих финансов), то можно, скорее всего, говорить о некой пиар-акции, но отнюдь не о реалиях.

«СП»: — Значит, наш кораблестроительный комплекс продолжает кормиться за счет распродажи советской техники?

— Спасибо хотя бы за то, что сегодня продают авианосцы не за бесценок в качестве металлолома, как это был в 90-е годы прошлого столетия, а модернизируют и лишь потом продают. Это не только приток средств, но и загрузка рабочих ресурсов, что позволяет их сберечь до лучших времен. К тому же в данном случае за счет Индии мы продолжаем развивать свою технику. Например, на днях на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» корпорация «МиГ» закончила успешные летные испытания палубных истребителей МиГ-29К.

«СП»: — Но ведь МиГ-29К служит в наших Вооруженных силах более 20 лет, какие могут быть испытания?

— Говоря о МиГ-29К, следует понимать, что под этим индексом скрываются две абсолютно разные машины на базе МиГ-29. Первая из них, известная под индексом 9−31, поднявшаяся в воздух в далеком 1988 году, была предназначена для использования на палубах авианосцев параллельно с более тяжелым и дорогим Су-33. Однако после 1991 года от МиГ-29К по некоторым причинам отказались, и Су-33, построенный в 1990—1995 годах в количестве 24 единиц, стал единственным российским палубным истребителем четвертого поколения. В настоящее время в эксплуатации находятся 19 машин этого типа.

МиГ-29К надолго ушел в тень, чтобы вновь появиться почти 15 лет спустя: контракт с Индией на ремонт, модернизацию и поставку авианосца «Адмирал Горшков» предусматривал поставку истребителей для авиакрыла нового корабля. Тяжелый Су-33 в размеры «Горшкова» не вписывался, и в результате было принято решение о разработке новой машины на базе МиГ-29. Она получила фирменный индекс 9−41, но сохранила наименование прежней модели: МИГ-29К.

Новый самолет, который со старым МиГ-29К роднило только общее происхождение, внешний вид и некоторые элементы конструкции, впервые поднялся в воздух в 2007 году. Одновременно начались испытания и двухместной модели истребителя МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой). Предполагается, что Индия получит 16 машин МиГ-29К/КУБ, с возможным в дальнейшем увеличением поставок для оснащения авианосца собственной постройки.

«СП»: — Не могли бы вы рассказать о причинах, по которым в 1991 году отказались от МиГ-29К?

— Начались реформы, все рушилось, финансирование на оборону — мизерное. К тому же на Западе стали известны все секреты этой машины, а значит, ее преимущества перестали быть таковыми.

«СП»: — Как это — стали известны?

— Советский перебежчик переправил его в Турцию. 20 мая 1989 года пилот 176-го авиационного полка капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного. В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок. Зуев угнал самолёт в Трабзон. Первыми его словами на турецком аэродроме, как тогда написали газеты, были: «Наконец-то я — американец!».

Зуев получил политическое убежище в США. В дальнейшем консультировал американские ВВС, но вскоре погиб в авиакатастрофе.

«СП»: — Теперь этот рассекреченный самолет реанимировали?

— Практически, как я уже сказал, создали на его базе другой. Он пойдет не только в Индию. ВМФ России рассчитывает купить новые палубные истребители МиГ-29К для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В настоящее время наш авианосец располагает, как я говорил, парком из 19 палубных истребителей Су-33, ресурс которых истечет к 2015 году. Производство новых Су-33 в малых объемах нерентабельно. МиГ-29К более подходят, поскольку уже есть индийские деньги на 16 самолетов, на подходе средства еще на 12 машин. Это удешевляет серию и позволяет экономить на разработке. То есть фактически с помощью Индии мы перевооружим авиакрыло и нашего «Адмирала Кузнецова».

Из досье «СП»:

Тяжелый авианесущий крейсер пр. 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания поддержки морским десантам и наземным войскам.

Самый крупный боевой корабль ВМФ России. Находится на боевой службе в составе Северного флота.

Характеристики

Основной разработчик ОАО «Невское ПКБ»

Основной производитель Черноморский судостроительный завод (г. Николаев)

Водоизмещение, т: 58500

Скорость полного хода, уз. 30

Дальность плавания максимальная, мили 18000 ходом 18 узлов

Автономность, сут. 45

Вооружение:

ракетное 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 ЗРАК «Кортик»

артиллерийско-стрелковое

радиотехническое БИУС «Лесоруб», РЛС «Марс-Пассат», «Фрегат-М2», «Подкат», «Резистор»

Энергетическая установка 4 вальная котлотурбинная установка, 200000 л.с., 4 ВФШ

Главные размерения, м 304,5×72×10,5

Палубные боевые самолеты МиГ-29К относятся к многофункциональным истребителям поколения «4++» и могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28000 т. Они отличаются усовершенствованным планером, складываемым крылом, малой заметностью, увеличенной емкостью топливной системы и другими свойствами. Максимальная взлетная масса МиГ-29К составляет 24500 кг, максимальная скорость полета — 2200 км/час, практический потолок — 17500 м.

Управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» может включать 2−4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т (ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса «воздух-поверхность» общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.



Поделиться