Декоративное рисование кувшин в подготовительной группе. Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Хохломская роспись

Декоративное рисование

«Завиток»

(по мотивам хохломской росписи)

(подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

II Основная часть.

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)

Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Элементы травной росписи.

Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

Игра «Найди завиток на моем фартуке».

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями


Пермякова Вера Николаевна

Марина Михайлова
Конспект занятия для подготовительной группы «Завиток. Знакомство с хохломской росписью»

Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мастеров.

Задачи:

познакомить с хохломской росписью и её особенностями;

учить выделять нарядный, яркий колорит, композицию и элементы узора Хохломы (завиток, капелька, травинка) и учить видеть красоту изделий;

учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

развивать у детей знания о народных промыслах: дымковском, городецком, гжельском;

воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев;

Предварительная работа: Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

Чтение. Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка». Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах. Загадывание загадок.

Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

Материалы: изделия из Хохломы, Гжели, Дымки, с городецкой росписью, иллюстрации с изображением изделий из Хохломы, кукла в народном стиле, разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей, готовые шаблоны ложек для росписи, кисти, салфетки, баночки с водой, гуашь, схемы поэтапного рисования элементов и композиций росписи, схема по колориту хохломы.

Словарная работа: хохлома, роспись, травка, элементы росписи, завиток, капелька, листик, колорит.

Ход занятия:

Проходите, ребята, вставайте полукругом.

У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем. А гости то у нас не одни сегодня. Прибыла к нам из дальних краёв Матрёна, на нас посмотреть, себя показать, да товаром своим похвалиться. Давайте посмотрим, что приготовила для нас Матрёна.

(дети рассматривают изделия дымки, городецкую роспись, гжель)

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы?

Ребята, изделия каких народных промыслов вы увидели? (ответы детей)

Правильно, это городецкая роспись (выставить название, а это гжель (название, тут дымковские барышни (название… А это что за диво такое?

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

И называется эта красота – золотая хохлома.

О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают.

Проходите, присаживайтесь на свои места.

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.

Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком…

стихотворение П. Синявского «Хохлома»

Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Получение навыка рисования элементов.

Давайте попробуем с вами нарисовать некоторые элементы хохломской росписи. (выставляется схема с элементами)

Дети рисуют на отдельных листочках под руководством воспитателя с показом приёма рисования.

Ребята, наша гостья Матрёна приготовила для вас задания и подарки. Возьмите конверты, откройте и достаньте карточки. Посмотрите внимательно на карточки, определите, где Хохломская роспись и принесите к нашей Жар -птице. (на доске под названием росписи нарисованная птица) (выполнение задания) Молодцы.

Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.

А поможет нам в этом Жар-птица.

Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны голывы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

Ну вот мы и мастера и мастерицы. Давайте пройдём на свои места.

– Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Матрёна? (деревянные ложки). А еще Жар-птица подарила вам знания о Хохломе и свое мастерство. Поэтому мы сейчас с вами эти ложки попробуем расписать.

Но сначала посмотрите, в какой последовательности мы будем их расписывать. (воспитатель проводит анализ последовательности росписи ложки по поэтапной разработке).

Выполнение работы детьми. (Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).

– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные ложки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши -

И чего здесь только нету!

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!

Мишнева Ирина Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области»

Воспитатель

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе: «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

Программные задачи :

Учить детей украшать силуэт вазы крупной веткой с завитками и плодами (типичным главным элементом росписи декоративных изделий).

Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки).

Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа).

Развивать чувство композиции.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие».

Материалы:

Хохломская посуда для показа, народные промыслы для игры «Найди и расскажи», картинки с элементами хохломская узора, план в картинках, презентация о хохломском промысле, ноутбук, аудиозапись народной музыки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: силуэт ваз.

Предварительная работа.

Знакомство с процессом изготовления хохломских изделий, рассматривание и беседа о них. Знакомство с декоративными приемами рисования, рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход работы:

Релаксация:

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Мотивационно-ориентировочный этап

Дети стоят около педагога полукругом.

Ребята, наш Винни пух собрался в гости к своему американскому Винни пуху, и хотел бы взять с собой русский сувенир – хохломскую посуду. Вы же знаете, что в других странах очень ценят предметы русского декоративно-прикладного искусства. Ведь наша Россия давно славится народными художественными промыслами. Но он ничего не знает об этой посуде. Негде её взять. Как нам помочь Винни пуху.

Поисковый этап:

План в картинках:

1.Рассказать о промыслах, которые мы знаем.

2.Узнать всё о хохломской посуде.

3.Расписать посуду для Винни пуха.

Практический этап:

Вот я принесла целую коробку предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти хохломскую посуду? Помогите мне это сделать. Предлагаю детям поиграть в игру «Найди и расскажи». В сундуке предметы художественных промыслов: Дымковская, Семёновская матрёшка, Борисовская керамика, Гжельская, Хохломская посуда.

Автор: Грищенко С. А. воспитатель МБДОУ №31 г. Армавир.
Цель занятия:
Составление узора из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать знакомить с искусством Хохломы
Развивающая:
Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки)
Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей.
Воспитательная:
Воспитать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.

Демонстрационный материал:
Мультимедиа, магнитофон, предметы с хохломской росписью, кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,
Предварительная работа:
Экскурсия в музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.
Ход занятия.
Все за парты дружно сели, на меня все посмотрели, чтобы занятие получилось интересным, творческим начинаем занятие с хорошего настроения.
Показать детям демонстрационный материал с хохломским узором. Посмотрите на экран слайд № 1, № 2.
Что это за предмет?
Дети: это тарелка, это миска, ложки,
Какими узорами украшена тарелка?
Дети: хохломским.
Сегодня мы с Вами будем учиться рисовать хохломским узором мелкую тарелку. Посмотрите внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски, повторяющие формы предмета. Слайд № 3 это кайма.
Из чего состоит узор на миске? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки). Слайд № 4.
Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.
Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
Какая ветка? (Изогнутая). Как расположены на ветке ягоды и листики? Где расположены завитки и травка? Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узоров. Слайд № 5.
А теперь давайте подробно поговорим о способах нанесения элементов хохломской росписи. Слайд № 6. Порядок рисования элементов узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травка.
Физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по — прежнему цветут.

Продолжаем рисовать. Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях — прожилки (черные). Завитки и травку рисовать кончиком кисти.
Вывод
Небольшой просмотр выполненных работ. Правильность выполнения. Аккуратность исполнения. Выбираем наиболее удачно выполненные работы.
Анализ ошибок. Заключение. Презентация. Небольшой опрос на определение видов хохломского орнамента.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 30th Май, 2015
Вы находитесь:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме:

«Хохломская роспись».

Цели:

1. Познакомить детей с историей промысла и произведениями народного

декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

3. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности.

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование и материалы:

изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции;

плакат «Хохломская роспись» ;

презентации «Хохломская роспись»;

модель для раскрашивания «Блюдце»;

баночка для воды;

печатка-тычок (ватные палочки по 2 шт.);

лист бумаги;

салфетка;

Ход урока:

Воспитатель: Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – веточки, листки, травка.

Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

«Мир волшебной хохломы»

Прорастая,

Как-то празднично жива

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

(Б. Дубровский)

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого воспитанника, отметить то, что лучше всего удалось.



Поделиться