Джон кабат-зинн - куда бы ты не шел - ты уже там. Джон Кабат-Зинн: «Медитация укрепляет иммунитет

(англ.)

Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.

Джон Кабат-Зинн
Jon Kabat-Zinn
Дата рождения:

5 июня (1944-06-05 ) (74 года)

Гражданство:

США

Джон Кабат-Зинн - создатель Программы снижения стресса посредством осознанности (англ. Mindfulness-Based Stress Reduction ). Благодаря многолетним усилиям Кабат-Зинна и его сподвижников, «светская медитация», очищенная от метафизического контекста восточных традиций, получила признание западного здравоохранения как средство с доказанной эффективностью при терапии целого ряда психологических расстройств и соматических заболеваний. Пропагандируемая Кабат-Зинном практика осознанности стала предметом научных исследований и многочисленных публикаций. Пользуясь растущей популярностью, она проникает в сферы образования, бизнеса и даже политики.

Биография

Джон Кабат-Зинн родился в 1944 г. в Нью-Йорке. Отец - Элвин Кабат, ученый, специалист в области биомедицины, член Национальной академии наук; в 1965-1966 г.г. возглавлял Американскую ассоциацию иммунологов. Мать - Салли Кабат, художница. В Кабат-Зинн допускает, что идея поставить традиционную медитацию на службу современной медицине могла возникнуть у него как бессознательная попытка примирить родителей, чьи взгляды на жизнь радикально отличались.

Окончив один из престижных вузов Америки, университет Хеверфорда (штат Пенсельвания), Кабат-Зинн поступил в прославленный Массачусетский технологический институт (MIT), где в 1971 г. получил ученую степень (Ph.D., приблизительно соответствует российской степени кандидата наук) в области молекулярной биологии.

Напишите отзыв о статье "Кабат-Зинн, Джон"

Примечания

Отрывок, характеризующий Кабат-Зинн, Джон

– Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно оставаться спокойною в наше время, когда есть у человека чувство? – сказала Анна Павловна. – Вы весь вечер у меня, надеюсь?
– А праздник английского посланника? Нынче середа. Мне надо показаться там, – сказал князь. – Дочь заедет за мной и повезет меня.
– Я думала, что нынешний праздник отменен. Je vous avoue que toutes ces fetes et tous ces feux d"artifice commencent a devenir insipides. [Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны.]
– Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили, – сказал князь, по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили.
– Ne me tourmentez pas. Eh bien, qu"a t on decide par rapport a la depeche de Novosiizoff? Vous savez tout. [Не мучьте меня. Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова? Вы все знаете.]
– Как вам сказать? – сказал князь холодным, скучающим тоном. – Qu"a t on decide? On a decide que Buonaparte a brule ses vaisseaux, et je crois que nous sommes en train de bruler les notres. [Что решили? Решили, что Бонапарте сжег свои корабли; и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.] – Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться.
В середине разговора про политические действия Анна Павловна разгорячилась.

Анастасия Гостева: Ранние детские впечатления и модели поведения откладывают отпечаток на всю нашу жизнь. Как помочь детям вырасти счастливыми, здоровыми и внимательными? Как превратить свой опыт родительства в путь пробуждения? Джон Кабат-Зинн* и его жена Майла написали об этом целую книгу. А это двенадцать советов из нее.

Если мы внимательны, если мы вернули свое внимание в настоящее, может стать нашей ежедневной медитацией.

1. Попробуйте посмотреть на этот мир глазами вашего ребенка, отпустив ваш собственный взгляд на мир. Старайтесь делать это каждый день, хотя бы на несколько мгновений, чтобы почаще напоминать себе о том, кем является ваш ребенок и с чем он или она сталкивается в этом мире.

2. Представьте, как вас воспринимает ваш ребенок - каким он вас видит и слышит? Например, каково это иметь вас в качестве родителя сегодня, в этот самый момент? Каким образом эта смена перспективы может изменить то, как вы держитесь, ваше поведение и манеру общаться? Как вы хотите относиться к вашему ребенку именно в этот момент?

3. Старайтесь видеть ваших детей уже совершенными - такими, какие они есть. Посмотрите, способны ли вы внимательно относиться к их самостоятельности. Работайте над тем, чтобы принимать их такими, какие они есть, даже тогда, когда вам особенно трудно сделать это.

4. Будьте внимательны к тем ожиданиям, которые вы возлагаете на ваших детей, и к тому, насколько они в действительности совпадают с интересами вашего ребенка. Обратите внимание на то, как вы говорите вашим детям об этих ожиданиях, и какое воздействие оказывают ваши слова.

5. Практикуйте альтруизм: ставьте интересы вашего ребенка выше своих собственных всегда, когда это возможно. А затем посмотрите - возможно, существует общая почва, на которой ваши интересы и нужды могут встретиться. Вы будете сильно удивлены, когда увидите, как много точек соприкосновения может обнаружиться при таком подходе. Особенно если проявить терпение и стремиться к внутреннему равновесию.

6. Когда вы чувствуете себя потерянным или в недоумении, замрите и попробуйте воспринять происходящее целиком, перенося все ваше внимание на текущую ситуацию, на вашего ребенка, на вас самих и на вашу семью. Благодаря этому вы сможете выйти за пределы суждений, даже правильных суждений, и сможете интуитивно ощутить всем своим существом, что именно нужно сделать в данный момент. Если ситуация остается неясной, возможно, лучшее, что можно сделать – это ничего не делать до тех пор, пока она не проясниться. Иногда лучше хранить молчание.

7. Старайтесь воплощать молчаливое присутствие. Со временем оно разовьется как из формальной, так и из неформальной практики внимательности, если вы будете следить за тем, как вы себя ведете и что проявляется через ваши тело, ум и речь. Слушайте внимательно.

8. Учитесь жить, находясь в напряжении, но не теряя своего собственного равновесия. В книге «Дзен и искусство стрельбы из лука» Ойген Херригель описывает, как он научился оставаться в состоянии наивысшего напряжения, не прикладывая усилий и не выпуская при этом стрелу из лука. В нужный момент стрела таинственным образом выстреливает сама. Как бы ни было трудно, старайтесь присутствовать в каждом моменте, не пытаясь ничего изменить и не требуя конкретного результата. Просто привнесите все свое осознание и присутствие в текущий момент. Попробуйте допустить, что все происходящее легко может быть исправлено - если только вы готовы довериться своей интуиции. Ваш ребенок нуждается в том, чтобы вы были центром равновесия и доверия, надежным ориентиром, с помощью которого он или она сможет определить свое собственное направление. Стрела и мишень нуждаются друг в друге. И с помощью мудрого внимания и терпения они быстрее друг друга обнаружат.

9. Всегда извиняйтесь перед вашим ребенком, даже если вы лишь совсем немного предали его доверие. Извинения обладают целительной силой. Они свидетельствуют о том, что вы размышляли над сложившейся ситуацией и пришли к более ясному пониманию, или, возможно, вы лучше поняли точку зрения вашего ребенка. Но будьте внимательными и не просите прощения слишком часто, иначе ваши извинения потеряют свое значение. Частые извинения могут войти в привычку, и тогда они превратятся в способ избегания ответственности за свои поступки. Иногда приготовление пищи может быть хорошим способом помедитировать над вашими угрызениями совести. Не принимайте решений до тех пор, пока еда не будет готова.

10. Каждый ребенок – особенный, и у каждого ребенка есть свои особенные нужды. Все мы имеем уникальный взгляд на этот мир. Держите в сердце образ каждого вашего ребенка. Вбирайте в себя все его существо, желая ему добра.

11. Порой нам необходимо проявлять твердость и быть прямолинейными по отношению к нашим детям. Это должно исходить больше от нашей осознанности, великодушия и чуткого понимания, нежели из чувства страха, ханжества или желания все контролировать. Внимательное воспитание детей не предполагает попустительства, небрежности или слабости, однако оно также не означает, что нужно быть жестким и деспотичным.

12. Самый большой подарок, который вы можете преподнести вашему ребенку, - это вы сами. Поэтому часть вашей работы как родителя – продолжать свой личностный рост и развивать свою осознанность. Выделите для себя достаточное количество времени на медитацию и тихое созерцание. У нас есть только сейчас, только этот миг настоящего, так используйте его с максимальной пользой, на благо вашим детям и вам самим.

*Джон Кабат-Зинн — доктор в области молекулярной биологии, профессор медицины. Основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса. Его основные исследовательские интересы состоят в изучении механизмов исцеления и клинического применения медитации для людей с хронической болью и заболеваниями, вызванными стрессом. Он автор книги ‘Бытие катастрофы’. Вместе с женой Майлой Кабат-Зинн недавно выпустил книгу о духовном родительстве.

Жунал Mindful – это ведущее издание в Америке, посвященное практикам mindfulness.

Интервью Джона Кабат-Зинна



– Предполагали ли вы 35 лет назад, что дело, начало которому положено в пустующем кабинете клиники, станет оказывать такое огромное влияние на жизни несчетного количества людей?

– Если быть кратким, то да. Я никогда не представлял эту работу как нечто мелкое и незначительное. Она всегда воспринималась мною как важная. Я убежден, что знания о практике медитации обогащают западную медицину, привнося в нее возможность излечивать человека изнутри через прозрение, мудрость и сострадание. Кроме этого, я преследовал цель популяризации медитации.

И в итоге MBSR проникла в совершенно различные стороны жизни человека: рождение детей, образование, борьба с пагубными привычками, депрессиями и психическими расстройствами.

– Изначально мы не ожидали, что наши идеи и предложения пойдут настолько далеко. Очень похоже на высаживание семян – не предугадать, насколько успешно они взойдут, какой будет урожай, и как далеко ветер разнесет их семена. В этом и состоит особая прелесть земледелия. Уверен, если бы мы заранее знали результат, наш ум утратил бы свежесть и любопытство, и мы бы не достигли столь значительных результатов.

– За счет чего достигается благоприятное воздействие MBSR на человека?

– Курс длится восемь недель, сбалансирован и неоднократно доказал свою эффективность. Он является пошаговой целостной системой. Опытные преподаватели отмечали ослабление его воздействия на учеников в случае, если преподаватель пытается его каким-то образом его перестроить (что-то опустить и за счет этого углубиться в другие аспекты).

Программа – это определенный каркас, и особое значение имеет преподаватель, «вдыхающий» в нее жизнь. Недопустима его некомпетентность ни в одной из областей, охватываемых курсом. Если учитель вдохновлен тем, что передает своим ученикам, искренне любит свое дело, то это напрямую повлияет на успехи его последователей.

Но, прежде всего, стоит понимать, что осознанность – это образ жизни, а не статичное состояние. Научившись жить в настоящем, люди исцеляются.



– Считаете ли вы по-прежнему актуальным в названии вашей программы подчеркивать аспект борьбы именно со стрессом? Ведь, как мы упоминали ранее, MBSR уже давно шагнула за его рамки.

– На мой взгляд, название выбрано верно. Стресс – это универсальный человеческий опыт, понятие широкого значения. Давние и новейшие исследования подтверждают и конкретизируют его негативное воздействие на разум, душу и тело. Узнавая все больше о стрессе, человечество стремится углублять свои знания о противостоянии ему. Практика осознанности служит отличным помощником в развитии эмоциональной устойчивости.

– Нередко вы подчеркиваете, что внимательность не направлена на борьбу с проблемами или на извлечение определенных выгод. Скорее она призвана открыть нам самих себя. Тем не менее, ваша программа воспринимается как ориентированная на результат.

– На первый взгляд, в этом кроется противоречие. Однако те преимущества, которые получают участники программы, возникают именно потому, что являются побочными эффектами, а не целью. Люди знакомятся с собой и учатся понимать и принимать себя, а это открывает новые возможности.

Большинство приходят на курсы потому, что испытывают боль, пребывают в унынии, гневе, страхе или других негативных чувствах. Единственное, к чему они стремятся – уйти от всего этого. Поэтому преподаватели неоднократно подчеркивают, что осознанность – это не бегство от себя и своих проблем.

– Насколько я знаю, вы увлечены работой с болью не только в узком смысле слова, но и в ее широком понимании, когда человек находится в смертельно опасном состоянии.

– К нам обращаются люди с тяжелыми заболеваниями с целью преодолеть их симптомы. А после отмечают, что программа повлияла на всю их жизнь.

Я расскажу вам о профессоре Массачусетского технологического института, который перед операцией по трансплантации костного мозга обратился к нам. Он хотел научиться контактировать со своим умом таким образом, чтобы быть в состоянии после хирургического вмешательства длительное время провести в одиночной изолированной палате.

После вступления в группу по MBSR он поймал себя на мысли, что чувствует себя свободнее и спокойнее среди других участников курса, чем рядом со своими коллегами. На его взгляд, это объясняется тем, что в группе собраны люди, осознающие свои страдания, и хотя его коллеги тоже страдают, но степень осознания у них другая. А после однажды в метро он понял, что все люди испытывают душевные и телесные недуги, и в этот момент ощутил необыкновенную свободу.

– Если все самое ценное и подлинное внутри нас, то почему столько внимания уделяется научным исследованиям?

– Для признания программы обществом и ключевыми институтами здравоохранения необходимо, чтобы ее эффективность была научно подтверждена.

Но прежде всего наука призвана объяснять природу Вселенной и человека, живущего в ней. Сейчас возможность узнать новое о мозге привлекает многих опытных и молодых ученых, интерес поддерживается присуждением грантов.



Есть ряд работ, которые особенно приковывают к себе мое внимание. К примеру, исследователи под руководством Пола Кондона сравнивали результаты медитации сострадания и практики осознанности между собой, а также по отношению к поведению участников контрольной группы. Люди, прошедшие курсы, в пять раз чаще уступали место больному человеку, чем те, кто не занимался практиками. Но что наиболее интересно, участники обеих медитировавших групп были одинаково склонны сопереживать боли других и отказываться от некой доли собственного комфорта для облегчения страданий незнакомцев.

Другой любопытный опыт: при поддержке благотворительного фонда Билла и Мелинды Гейтс проводилось исследование потенциала применения компьютерных игр для развития у детей навыков взаимодействия с окружающими (умение считывать эмоции и т. д.).

Также меня заинтересовало, что в Медицинском институте университета Рочестера проводится обучение специалистов «внимательной» беседе при оказании неотложной помощи. Больные испытывают меньший уровень тревоги, а медики вместо привычного восприятия пациентов как носителей болезни учатся замечать их как людей. К тому же пресекается на корню вероятность «выгорания» на работе.

Дэвид Кресвэлл исследует проблему одиночества, испытываемого людьми преклонного возраста. Ни один из видов традиционной терапии ее не решал. Сколько бы суррогатов дружеских отношений не поддерживалось внутри группы, какие бы совместные мероприятия не проводились, все было без толку до тех пор, пока не пришла идея учить их практике MBSR. Чувство одиночества отступило.

– Какие проекты вне медицинской сферы кажутся вам значительными?

– Мне близка тема воспитания молодого поколения в школах и высших учебных заведениях.

Произвело впечатление совместное обучение практике внимательности учеников и их учителей в ходе проектов «Внутренние дети» и «Осознанные школы».

Практика осознанности для студентов, предложенная учеными Университета Дьюка , помогает молодым людям справляться с жизненными вызовами, диктуемыми их возрастом.

Также следует отметить особую роль практики осознанности в бизнесе и социальной сфере. Политики, экономисты, общественные деятели открывают для себя новые возможности, которые дает внимательность. Все больше транснациональных компаний и всемирно известных предприятий видят за данной практикой будущее, предлагая топ-менеджменту и рядовым сотрудникам участие в программах MBSR. При относительно скромных затратах достигаются впечатляющие результаты.

– Несомненно, мы наблюдаем стремительный взлет волны интереса к внимательности. Достаточно ли компетентных специалистов для удовлетворения спроса на преподавателей?

– В «Центре осознанности» и на тренингах по всему миру во главе с Саки Санторелли готовят людей передавать знания о внимательности. Сертификат, выдаваемый нашим выпускникам, подтверждает, что им даны ценные знания, но не гарантирует, что они превратились в отличных учителей. Квалификацию преподавателя должны оценивать ученики.

У практики внимательности перспективное будущее. Одним из ключевых вызовов обществу я вижу цифровую революцию и альтернативную реальность, рождаемую развитием технологий. Сами по себе они несут как бескрайние возможности, равно как и мощные отвлечения. Уже сейчас многие находятся онлайн чаще, чем вне сети. Если мы не будем способны избегать ловушек, выставляемых новыми технологиями, они поглотят нас.



Кабат-Зинн — Осознанность в повседневной жизни

Джон Кабат-Зинн, создатель программы MBSR (программа снижения стресса на основе осознанности) отвечает на вопросы относительно практики осознанности в повседневной жизни. Затрагиваются темы осознанности на работе, сочетания практики и воспитания детей, где искать вдохновение к практике…

«Способ просто быть»
Джон Кабат-Зинн отвечает на вопросы об осознанности в повседневной жизни.

Вопрос: Мой партнер находится в постоянном стрессе из-за своей работы, также к этому добавляются дурные привычки (азартные игры на компьютере, например). Когда я упоминаю практику осознанности, он отвечает: «Да, да. Я займусь». Но в реальности ничего не делает. Я не хочу навязывать, но мне кажется, это бы принесло пользу нашим отношениям.

Джон Кабат-Зинн: Навязчивость и «миссионерство» были бы ошибкой номер один. Когда вы занимаетесь чем-то вроде практик осознанности, вы внезапно начинает казаться, что вашим близким стоило бы также начать практиковать, но таким образом вы заходите на очень опасную территорию. Лучше всего практиковать самому и лично воплощать осознанность в своей жизни, позвольте своей практике «говорить» с окружающими.
В вашем случае «дурные привычки» могут оказаться чем-то гораздо более серьезным. На самом деле они могут сигнализировать о наличии серьезной зависимости, которая рано или поздно неизбежно приведет к устойчивым моделям поведения, причиняющим вред всем окружающим. Использовать осознанность для того чтобы исправить положение — это не самый мудрый способ наладить отношения, не позволяйте практикам осознанности стать дешевым решением ваших вызовов. Осознанность — это не способ наладить что-то, а способ видеть вещи такими, какие они есть, и мудро взаимодействовать с ними, даже если это сложно или болезненно. «Налаживание» — это не выбор в данной ситуации. Возможно лучше говорить об «исцелении», путем привнесения мудрости и сострадания в ситуацию, не пытаясь использовать силу для того чтобы превзойти то, от чего вы зависимы.
Вам не удастся никогда изменить другого человека. Он должен сам быть готов пройти свой собственный путь перемен. Я бы посоветовал не пытаться переубедить вашего партнера в чем-либо. Просто верьте в свою собственную приверженность практике, и старайтесь, без всякого плана или цели, осознавать, что происходит с вами и вашим партнером, с тем максимумом любящей доброты и сострадания, на которые вы способны в данный момент.

Вопрос: Осознанность полностью поменяла то, как я работаю. Я меньше подвержен стрессу, я работаю эффективней, а мое артериальное давления упало! Как мне вдохновить мое окружение на работе быть более осознанными.

Джон Кабат-Зинн: Лучший способ — это воплотить осознанность на работе самому и доверять своим инстинктам. Не обязательно хорошей идеей будет взяться учить самому, или начать раздавать советы. Но было бы неплохо то тут, то там делиться с друзьями своим энтузиазмом, или даже попробовать немного попрактиковать вместе. Но нужно учитывать, что в частности на работе, это может иметь неприятные последствия. Вы же не хотите прослыть «миссионером осознанности» у себя на работе?
Я бы предложил пригласить кого-то, кто хорошо разбирается в вопросе, сделать небольшой доклад об осознанности в условиях работы и в повседневной жизни, и включить в него краткую практику медитации, для тех, кто заинтересовался. Такие выступления могут стимулировать дальнейший интерес, который может принимать различные формы: например, совместную групповую практику рано утром или групповое обсуждение.

Вопрос: Я только что завершил программу MBSR (снижения стресса на основе осознанности). Что делать дальше?

Джон Кабат-Зинн: Практиковать! Завершив — вы накопили восьминедельный импульс. Подпитывайте этот импульс — иначе он может выдохнуться, и осознанность останется в памяти сладким воспоминанием или просто хорошей идеей. Вы должны выяснить как часто и насколько долго практиковать, опираясь на обстоятельства вашей жизни. Но будьте гибкими. Для поддержки практики вы можете читать о программе снижения стресса (MBSR) и о людях с большим опытом практики. Но читайте с умом. Чтение не может заменить практику осознанности. Оно только дополняет ее. Идея о том, что сначала нужно прочитать гору книг, чтобы вдохновиться перед практикой — это миф.
Другим источником поддержки может стать группа практикующая медитацию неподалеку от вас. Пойдите и сядьте вместе с ними, когда они практикуют медитацию. Возможно, если чувствуете себя готовыми, найдите место типа «Insight Meditation Society» и пройдите там ретрит. Такой тип погружения имеет большое значение.
Но настоящая практика медитации — это ваша жизнь. Ошибочно полагать, что достаточно 45 минут практики в день и дело сделано. Речь идет о том, чтобы позволить практике заполнить каждый момент бодрствования в вашей жизни — устройте своего рода «любовный роман» с настоящим моментом, но без превращения в рутину. Это не отнимает много энергии помнить, что вы дышите, видите, обоняете, слышите, осязаете… Ощущайте ваше тело и вашу связь с природой, с коллегами по работе, с членами вашей семьи, со своим собственным сердцем — это то, что строит фундамент осознанности, что поддерживает вашу формальную практику. Вы не практикуете технику. Это становится формой бытия.

Вопрос: У меня трое детей (2, 5 и 7 лет). Я начала практиковать осознанность еще до того как они родились, но сейчас удается делать немногое. Мне хотелось бы восстановить свой уровень. Что вы можете посоветовать?

Джон Кабат-Зинн: Если вы поймали себя на мысли, что вам хочется возобновить практику, доверьтесь этому импульсу и начните практиковать. И конечно, когда вы приступите, сразу возникнет вопрос: «Когда?».
Ответ будет состоять из двух частей. У вас есть возможность для формальной практики и для неформального взращивания осознанности, путем внимательного выполнения родительских обязанностей, осознанного отношения к своей семье. Что касается формальной практики, каждый устанавливает повседневный комплекс упражнений, исходя из своей ситуации. Когда мои дети были маленькими, я просыпался чуть раньше их подъема и практиковал. Иногда это срабатывает, иногда — нет.
По правде говоря, вряд ли у вас будет время для полноценной формальной практики. Настоящая практика, когда у вас есть двухлетний, пятилетний и семилетний ребенок это быть полностью с ними. Осознанность углубляется посредством того, что вы постоянно находитесь в осознанных отношениях с ними и с собой, независимо от того, что происходит. Это интересно, например, наблюдать, как быстро меняются эмоции у ребенка. Также полезно понаблюдать за тем, насколько вы способны изменить ситуацию, если вам не нравится, что происходит. Множество вызовов и прозрений ждут вашего осознания. Это очень богатая и плодотворная практика. Когда вы укладываете ребенка спать по вечерам, или будите утром — это по настоящему драгоценные моменты для того чтобы быть здесь-и-сейчас, а не пролетать их в спешке. Ведь это ваша жизнь, каждый ее момент! Это практика высокого уровня: просто смотреть на ребенка и наблюдать свои реакции, и все это с огромной добротой и состраданием. У вас не хватило бы денег чтобы оплатить такие уроки, а ваши дети дают их вам бесплатно хотите вы того или нет.
Вы также можете потратить несколько минут чтобы «принять» вашего ребенка таким, какой он есть, и отметить, какие чувства у вас возникают. Это само по себе радикальный акт любви.

Вопрос: Мой четырехлетний ребенок не хочет слушать меня. Я часто беседую с ним накоротке, перед тем как уехать на работу, а потом весь день сижу и чувствую себя ужасно. Но ведь нужно чтобы мой ребенок меня выслушивал, нужно предостеречь его от всяких опасностей, типа прыжков с высокого кресла…

Джон Кабат-Зинн: Конечно, нам хочется гарантировать безопасность наших детей больше всего на свете. Но часто в таких ситуациях наши страхи берут над нами верх. Мы все делали нечто подобное много раз. Возникает страх в виде мыслей: «Мой ребенок обязательно поранится!» От этого мы резки с ребенком, а потом чувствуем себя ужасно, когда размышляем об этом. Затем мы находим рациональное объяснение: «Ведь я же должен оградить своего ребенка от травм».
Отсутствие осознания своего страха и стоящих за ним мыслей вызывает реакцию и ограничивает нашу способность видеть, что текущий момент предоставляет нам множество вариантов выбора. Можно, например, изменить условия, аккуратно взяв ребенка из его высокого кресла, это даст больше чем попытки научить его вещам, которые он еще не способен усвоить в данный момент. В конце концов, ему только четыре года. В таких ситуациях всегда есть множество творческих возможностей, но только вы сможете найти их, основываясь на своей готовности быть более осознанным в данный момент. Осознание — ключ в любой ситуации. Сложившаяся ситуация уже побуждает вас взглянуть пристальней на то, что произошло, и прийти к пониманию того, что же вы можете ожидать от себя в плане реакций в другие моменты жизни. В этом вся прелесть практики.



Поделиться