Фоторепортаж определение. Лица в непривычных местах

Профессионализм фотографа при создании репортажа заключается в том, чтобы показать ситуацию объективно и беспристрастно, сохранить четкую хронологию событий, а также подметить запоминающиеся и характерные детали, которые станут «изюминкой» всей съемки.

Что нужно для съемки фоторепортажа?

С точки зрения технического оснащения каких-либо специальных требований нет. Достаточно иметь фотоаппарат, объектив и, если съемка будет в помещении - вспышку или светосильную оптику (в случаях, когда вспышка будет привлекать нежелательное внимание.) В принципе, камера может быть любой.

Особенность съемки фоторепортажа - отсутствие времени на подготовку: выбор точки съемки, фокусировку, установку экспозиции. Фотографу необходимо «поймать» мгновение, которое уже не повторится. Поэтому желательно, чтобы камера позволяла делать снимки быстро и точно. Лучше всего с эти справится зеркальная камера.

Но, на самом деле, определяющее значение в съемке фоторепортажа имеет опыт и практика, а не технические характеристики оборудования.

Где учиться?

Естественно, ни один фотограф не рождается с умением всегда быть в нужное время в нужном месте. Так что навык съемки фоторепортажей нужно тренировать, причем много и часто. Практиковаться можно, посещая различные культурные мероприятия. Также начинающие фотографы часто тренируются, снимая фотоотчеты из ночных клубов.

Сегодня ночная жизнь кипит почти во всех городах нашей необъятной Родины, поэтому найти площадку для оттачивания профессиональных навыков можно без особого труда. При этом фотограф даже может обойтись без лишних трат: часто руководство клуба специально приглашает фотографов на вечеринки. В обмен на фотографии их пускают на мероприятия бесплатно.

Также для обучения мастерству фоторепортажа подойдут различные спортивные состязания, выставки и мастер-классы, общественные события (митинги, пикеты, собрания). Последние хороши тем, что позволяют запечатлевать сильные эмоции, интересные детали.

Составляющие фоторепортажа

У фоторепортажа есть свои законы жанра, которые необходимо соблюдать.

1. Непредвзятость. Снимки должны объективно и честно отображать события. Личное отношение к тому или иному событию или человеку не должно влиять на подачу материала.

2. Художественная выразительность. Для того, чтобы сделать хороший фоторепортаж, недостаточно просто последовательно снять все, что происходит вокруг. Мастерство фотографа-репортера заключается в том, чтобы показать всю суть события при помощи выразительных деталей. Для этого нужно учиться подмечать незаметные, на первый взгляд, детали и «ловить» живые эмоции участников мероприятия.

3. Повествовательность. Фоторепортаж - это, фактически, законченное произведение искусства, которое даже без каких-либо пояснений должно создавать объективную и полную картину происходящего. Из этого вытекает следующая особенность жанра.

4. Время. Для того, чтобы дать зрителю максимально точное представление о событии, снимки должны располагаться в хронологической последовательности.

Чтобы сделать действительно хороший фоторепортаж, необходимо внимательно следить за происходящим, следить за эмоциями участников или зрителей. Также, если придется снимать какое-либо давно запланированное мероприятие, очень полезно заранее связаться с организаторами и попытаться уточнить его программу. Это позволит лучше ориентироваться на месте, составить примерную концепцию репортажа, выбрать удобное место для съемки.

Как снимать?

Во-первых, в течение всего мероприятия фотоаппарат должен быть наготове. Это позволит быстро реагировать на происходящее, мгновенно делать снимок при возникновении нужного кадра. Если фоторепортер лишен возможности передвигаться непосредственно по месту съемки (демонстрация, парад, спортивное шествие и т.д.), необходимо произвести настройку резкости по тому месту, где люди непременно должны пройти. При этом скорость затвора устанавливается с учетом скорости передвижения людей.

Масштабные шествия лучше всего снимать с высоких точек (3-4 этаж). При этом желательно выбирать освещение сбоку, а кадр строить не прямо, а слегка по диагонали.

Публичные выступления, конференции и заседания лучше снимать с высоты примерно в 2-3 метра, а, возможно, и выше. Во время перерывов участников мероприятия лучше снимать с высоты уровня глаз, стараясь при этом не привлекать внимания. Это позволит сделать живой, реалистичный кадр без нарочитого позирования.

Если ваш фоторепортаж будет использован в печатном издании, старайтесь избегать обилия мелких деталей. Дело в том, сетка растра для газетного клише довольно крупна и разбивает изображение на точки, которые делают мелкие детали смазанными и плохо различимыми. Так что для газет больше подойдут изображения с крупным передним планом. Присутствие мелких деталей при публикации снимков в журналах или интернет-ресурсах допустимо.

Что делать, если ничего не происходит?

Такой вопрос может встать перед фотографом-репортером, скажем, при съемке какого-либо официального мероприятия или научного симпозиума. Основная сложность подобных мероприятий в том, что с точки зрения картинки там нет ничего необычного и неординарного.

Совершенно естественно, что светила науки или же государственные деятели будут обсуждать важные вопросы с серьезными выражениями на лицах, а не станут устраивать лазерное шоу с канканом и конфетти. Поэтому задача фоторепортера - изобразить видимость какого-либо действия там, где этим действием, казалось бы, и не пахнет.

Так что здесь упор стоит делать эмоции и детали. Стоит снимать каждого выступающего. Конечно, значительная часть снимков, в конечном итоге, отсеется, но чем больше вариантов, тем лучше. Тем более, что снять говорящего, особенно, если он вступил в спор с оппонентом - это непростая задача.

Здесь может быть огромное количество брака - то закрытые глаза, то несуразно открытый рот, то перекошенное в нелепой гримасе лицо. Но игра стоит свеч: если вы сможете удачно снять человека в пылу дискуссии, то получите очень эмоциональный и выразительный кадр, который, возможно, станет «изюминкой» репортажа.

Чтобы сделать хороший кадр, старайтесь нажимать спуск затвора в момент, когда человек делает паузы между предложениями. Это позволит снять человека с более-менее благопристойным выражением лица и, в то же время, к примеру, поймать интересный жест, как бы подтверждающий только что сказанное.

Ни в коем случае нельзя забывать и про детали места проведения мероприятия: сцену, трибуны, проекторы и прочие фрагменты интерьера. А когда вы «примелькаетесь» и перестанете привлекать внимание публики, можно заняться и зрителями. Чаще и проще всего получаются кадры, на которых посетитель мероприятия внимательно смотрит на сцену и как бы набирается опыта у выступающего.

Сначала у вас, в основном, будут получаться именно такие снимки. Но по мере роста профессионального мастерства вы научитесь ловить и другие эмоции: скуку, возмущение, скепсис или же неприкрытую иронию от сказанного оратором.

Также сделать фоторепортаж более интересным можно, снимая различные детали: красиво разложенные программки мероприятия, приветливых девушек в одежде с символикой организации, различные вывески и украшения.

Умело разбавляя такими снимками нескончаемое море «говорящих голов», вы сделаете интересный отчет даже о самом, казалось бы, скучном мероприятии.

Сделать хороший фоторепортаж - это непростая задача. Здесь очень многое будет зависеть от наблюдательности и способности «поймать момент». Подготовиться и просчитать все возможные варианты развития событий при съемке репортажа сложно, однако основным моментам вполне можно научиться. Фотографу необходимо запомнить основные особенности репортажного жанра и правила съемки, а также постоянно оттачивать свое мастерство.

Давно собирался написать этот пост, да всё руки не доходили. А тут в последнее время меня периодически спрашивают о всяко-разных репортажных деталях, вот я и решил устроить ликбез-экспромт. Хотя, это громко сказано, конечно. Как бы то ни было, всё что написано ниже, ни в коем случает не претендует на истину в последней инстанции, однако, надеюсь, кому-нибудь может оказаться полезным.


1. Как назовём, так и поплывёт.

Название, безусловно, должно зацепить читателя, заставить немедленно пройти под кат. Однако, здесь важно не переборщить, иначе будет нечто в стиле "Life News" или газеты "Твой день". Особенно "не айс", если крикливое название не совпадёт с содержимым статьи. Некоторые топовые блогеры (не будем называть имён), с целью накрутить побольше просмотров, к сожалению грешат этим и даже не используют вводный текст. Но мы же с вами хотим сделать правильный репортаж, не правда ли?

2. Заглавная фотография.

Нет никаких сомнений в том, что фоторепортаж должен начинаться с заглавной фотографии. Это как обложка журнала или газеты. По мне, лучше, чтобы фотография была одна. Некоторые вывешивают сразу две, а между ними помещают вводный текст. На мой взгляд, когда одинарная фотография визуально привлекает больше внимания. Также можно использовать коллаж из нескольких снимков, здесь, как говорится, на вкус да на цвет образца нет.

3. Пост без шапки - не пост.

Мне кажется, здесь вполне достаточно текста примерно на 7-10 строчек, разделённого одним-двумя абзацами. При этом, между каждым из них непременно должна быть пустая строка. Компьютер - не бумажная книга, нагрузка на глаза здесь больше, а потому такой рваный текст будет читаться легче. Содержимое с одной стороны должно отразить суть фоторепортажа, а с другой - получиться несколько недосказанным и тем самым создать интригу.

4. Заходим под кат.

Некоторые блогеры, как, например, Артемий Лебедев, не признают кат как таковой и вываливают всю простыню напрямую в ленту. А если ты не собирался это читать. Так что, такой экстремум даже рассматривать нет никакого смысла. Читатель достоин уважения. Так вот, на мой взгляд, под катом, специальным образом озаглавленном, должно находиться примерно 35-40 фотографий (размер я ставлю 1000х667), непременно пронумерованных. Понимаете, да, почему пронумерованных?

Когда фоток лишь десяток-два, создаётся впечатление некоторой недосказанности, особенно, если пост весьма увлекательный. С сильно большим количеством тоже не стоит экспериментировать. Как-то я сделал репортаж о Дне святого Патрика в Москве и по неопытности забил в пост более сотни картинок. А потом долго удивлялся, почему нет казалось бы заслуженной отдачи и такое малое количество комментариев. Читатель устаёт, раздражается и порой даже не досматривает материал до конца.

Фотографии в посте не должны быть активными ссылками, это может помешать просмотру. Поэтому исходный код следует соответствующим образом обрезать. Не забывайте адаптировать снимки под дисплеи с высоким разрешением (ретина), друзья будут вам благодарны. Про то, как это сделать, а также в целом про фотообработку моими глазами, можно почитать .

5. Над или под?

Среди репортажников до сих пор нет чёткого определения, где ставить сопроводительный текст - над или под фотографией. Я считаю, что если в посте одно фото, описание должно быть ПОД ним, а если это большой отчёт, то исключительно НАД. Опытным путём я установил, что так фотоисторию читать удобнее. То есть - текст, за ним сразу без пробела фото, далее пробел и всё повторяется.

6. Как должна звучать история?

Иногда на меня нападает азарт и я начинаю писать чересчур витиевато. Ну в принципе, бывают такие темы, когда это украшает репортаж, но, как правило, подобное словоблудие отвлекает от визуального контента. Право же, лучше не кичиться острословием, для этого есть отдельный жанр. Одна, максимум две строчки сопутствующего текста, просто и ясно раскрывающего суть момента.

Однако, чересчур уж скупо и телеграфно писать тоже не годится. "Вчера в Москве прошёл митинг. Пришло 100500 человек. Всё прошло спокойно." Читатель начнёт зевать и может не дочитать пост.

Важный момент - если вы не профессиональный литератор и сомневаетесь в безупречности текста, допуская наличие в нём орфографических и пунктуационных ошибок, попросите отредактировать его специалисту или просто какому-нибудь знакомому "граммар-наци". Поверьте, грамотная писанина в наше время вызывает только уважение, а встречается, к сожалению, всё реже.

7. А что в конце?

Наверняка, если вы вернулись из поездки в какую-то интересную страну, у вас собой материала не на один и не на два репортажа. Рекомендую в конце второго ставить ссылку на первый, в конце третьего на первый и второй и так далее. Пусть это будет как многосерийный фильм.

Чтобы о вашей истории узнала не только аудитория ЖЖ, но и других сервисов, поставьте в конце кнопку репоста (в HTML-редакторе в тулбаре рука с поднятым большим пальцем). И кнопки на ваши инстаграмы-твиттеры-фейсбуки. Глядишь, и занесёт будущих друзей. Ну и конечно же - теги. По ним и вам и вашим читателям будет проще найти ту или иную запись.

Вот так. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу вышенаписанного, а особенно дополнения.

Репортажная фотосъемка - понятие очень многогранное. Она может быть любительской и профессиональной, происходить в помещении и на улице, могут запечатлеваться официальные и неофициальные мероприятия. В том или ином виде фоторепортаж снимал хоть раз в жизни каждый фотограф.

4. Съемка репортажа в формате JPEG

О том, что такое Jpeg и что такое RAW подробно написано в Фотоучебнике . Конечно, репортаж репортажу рознь, и каждый решает для себя - являются ли данные фотографии действительно важными, чтобы использовать возможности камеры на 100% или просто отснять все в режиме, скажем, автоматических сюжетных программ.

Если снимать в формате Jpeg, вам придется во время съемки оперировать с такими настройками как баланс белого, более тщательно выставлять уровень экспозиции (выдержка/диафрагма/iso). То что все это отнимает драгоценное время - но это еще полбеды. Настоящая беда будет если вы ошибетесь с установкой баланса белого или просто забудете его переключить при смене условий съемки. В итоге, на фотографиях будут желтые или синие лица, которые выправить в Photoshop если и можно, то придется порядочно повозиться.

Формат RAW во время съемки репортажа освобождает вас от необходимости настраивать баланс белого, стиль изображения, внутрикамерное шумоподавление и т.д. ваша задача - только выставить нужные выдержку, диафрагму, чувствительность ISO и не ошибиться с фокусировкой. Все остальные настройки можно поставить "по умолчанию" или "авто".

Однако, RAW - такая вещь, которая подразумевает обязательную обработку. Если нужен "быстрый результат" - снимайте в RAW+Jpeg. В этом случае вы убиваете двух зайцев - из Jpeg-вариантов можно быстро "слепить" слайд-шоу и показать его на проекторе в завершение мероприятия (например, свадьбы), а из RAW-ов потом вытягивать "образцово-показательные" варианты фотографий, например, для печати крупным форматом. Расплачиваться за это приходится емкостью флешки, но при современном их объеме и стоимости это не является большой проблемой.

5. "Скучный репортаж"

Представьте себе, что вам заказали съемку мероприятия по вручению дипломов участникам какого-то конкурса - человек 300! Их вызывают на сцену по одному или группами и один и тот же человек (ведущий) вручает им совершенно одинаковые на вид документы.

Когда я работал в вузе, то много раз фотографировал подобные мероприятия. В принципе, можно было поставить аппарат на штатив и просто нажимать на кнопку, когда диплом вручался очередному победителю или выпускнику. Присутствовать на таких мероприятиях - скука смертельная, фотографировать еще скучнее, обрабатывать - вообще тоска зеленая.

Многие начинающие репортеры делают такую же ошибку! Предположим, фотографа пригласили поснимать выступление какой-то рок-группы в клубе. И вот он встает напротив сцены и начинает снимать музыкантов "в упор" и снимает до тех пор, пока не закончится концерт/флешка/аккумулятор. Отличия между фотографиями - минимальные. Часть фотографий - люди крупным планом (почти всегда с открытыми ртами и странными выражениями лиц), часть - вся сцена. А кто это такие, что за группа (далеко не у всех на ударной установке нарисована узнаваемая эмблема!), где это происходит, что творится в зале и т.д. - не понятно!

С другой стороны - что мешает, для начала, сфотографировать здание, где происходит событие? Достаточно всего одной фотографии, но уже есть ответ на вопрос - "где это происходит". Фотографии участников шоу можно и нужно чередовать со снимками зрителей, обстановки - это даст возможность оценить масштаб события. Не увлекайтесь съемкой только крупных или, наоборот, только общих планов - они тоже должны чередоваться.

Замечательно, если удастся сделать постановочные фотографии с участниками шоу, а также со зрителями (или и с теми и с другими). Однако, по своему опыту заметил, что люди гораздо охотнее идут на контакт, если у вас в руках "харизматичная" техника - зеркалка, внешняя вспышка, здоровенный объектив:) Если происходит съемка какого-то официального мероприятия, принцип не меняется! Фотографии с "говорящими головами с презентацией на заднем плане" представляют меньше интереса, чем "живые" снимки с эмоциями, какие-то интересные моменты, постановочные снимки и так далее.

6. Следите за фоном!

С точки зрения композиции есть такая категория объектов - "фотомусор". Это нежелательные объекты, попадающие в кадр. Они не несут никакой смысловой нагрузки и только отвлекают внимание. Рассмотрим несколько фотографий с бардовского концерта - я снимал это в 2007 году "чисто для себя". Сейчас смотрю эти фотографии и отмечаю на них большое количество ошибок.


Бард Владимир Медведев с гитарой на фоне электрощитка

Понятно, что электрощиток на заднем плане лишний! Да и тень от гитары не придает снимку эстетики. Зафотошопить? Тогда теряется вся сущность репортажной съемки - на снимке должно быть все максимально реалистично. Единственный выход из подобных ситуаций - искать такой ракурс, при котором все нежелательные объекты уходят за пределы кадра. Еще более выигрышный способ - найти ракурс, когда в кадр попадает какая-то атрибутика мероприятия - баннеры, стенды, растяжки. Тогда ценность фотографии именно как репортажа возрастает в разы!

7. Слишком плотное кадрирование

Итак, мы нашли другой ракурс, с которого электрощиток на заднем плане нам уже не мешает. Но пришлось сменить горизонтальную компоновку кадра на вертикальную. В этом случае нас поджидает другая "засада" - риск обрезать часть ключевого объекта.


При съемке гитаристов старайтесь не обрезать гриф гитары - это важная деталь!

Сменив точку съемки избавились от электрощитка и тени от гитары на стене. Хотя снимок до сих пор не идеален - из-за слишком плотного кадрирования значимая часть ключевого объекта (гриф гитары) оказалась обрезанной. Продолжаем работу над ошибками...


Вроде бы хорошо, но появился завал вправо...

На этой фотографии вроде все на месте - и гитара и руки музыканта и его взгляд. Но из-за того, что он откинулся на спинку стула, на фотографии появился небольшой завал вправо. Это уже не страшно, можно довернуть в Фотошопе...


Повернули, самое время обрезать лишнее

Мы уже когда-то рассматривали вопрос как фотографировать портрет и договорились, что не будем обрезать руки по локтям. Также крайне нежелательно, чтобы объект соприкасался с краем кадра. К сожалению, так оно и получилось - мы пришли опять к тому, от чего пытались уйти! Правая рука обрезана по локтю, гриф уперся в край кадра.


Соприкосновение объекта с границей кадра - ошибка!

Увы, из всего сюжета не нашлоcь ни одного "образцово-показательного" снимка, который я смог бы привести здесь как удачный пример. Так или иначе на всех кадрах серии есть какие-то небольшие, но обидные недочеты. Чтобы не попадать в такую же ловушку, возьмите себе за привычку после кадрирования при съемке чуть отодвигать зум - это снизит вероятность обрезания объектов, касания их с краем кадра, а также даст вам "пространство для маневра", если понадобится выравнивать завал на фотографии.

8. Люди с открытым ртом

Съемка докладчиков за трибуной, несмотря на кажущуюся простоту, задача отнюдь не простая! Когда я работал в вузе и фотографировал различные конференции, прекрасно в этом убедился. Когда некоторые люди поднимаются на трибуну для доклада их как будто подменяют. У человека меняется мимика, причем часто не в лучшую сторону (видимо, волнение сказывается). В итоге на фотографиях такие докладчики получаются с перекошеным ртом, сморщенными лбами и выпученными глазами. Приводить фотографии не буду из соображений профессиональной этики. Скажу лишь то, что далеко не всегда с первого раза получается нормально сфотографировать говорящего человека.


Фото из интернета

Чтобы выступающие на фотографиях были похожи сами на себя, рекомендую придерживаться простых правил.

  • Не ограничивайтесь одним кадром - чем больше вы отснимете, тем больше вероятность, того, что хотя бы один кадр будет удачным. Не возлагайте больших надежд на ЖК-экран фотоаппарата - на нем сложно увидеть разницу между нормальным взглядом и "безумным" :)
  • Сфотографируйте человека в самом начале выступления, когда он только взошел на сцену, посмотрел в зал, но еще не начал говорить. Как правило, такие фотографии самые "спокойные". Все люди ведут себя по-разному - кто-то просто стоит и говорит, кто-то начинает подаваться вперед, кто-то отчаянно жестикулирует, кто-то морщит лоб и т.д. Особенно сложно нормально сфотографировать тех, кто читает по бумажке - у них почти всегда опущены глаза и лицо наклонено вперед. Когда же они поднимают взгляд, голова часто остается наклоненной, из-за чего лоб морщится, а человек смотрит в зал исподлобья.
  • Если снимаете вертикальный кадр со вспышкой, сделайте так, чтобы тень отбрасывалась со стороны затылка, а не со стороны лица.
  • Выгодный момент для снимка - когда докладчик дополняет свою речь жестикуляцией. Обратите внимание, когда по телевизору показывают какую-нибудь пресс-конференцию и докладчик начинает водить руками в такт своему выступлению, на заднем плане слышны щелчки камер репортеров

9. Плохой ракурс

На этой точке явно не хватает фокусного расстояния, в итоге люди получились слишком мелко, а по бокам много пустого пространства и лишних объектов. Зум в помощь!


То же самое, но снято с бОльшим фокусным расстоянием

Второй пример - детский утренник. Обратите внимание, как расположились родители с фотоаппаратами:


Ниже - результаты съемки с точек "правильно" и "неправильно"

Кстати, самое "козырное" место при съемке таких мероприятий - в переднем ряду сбоку (лучше рядом с окном). Помещение просматривается по диагонали, свет из окон не бьет в объектив. Можно снимать и сидя и стоя, при этом никому не мешая.

10. Вопросы профессиональной этики

Не забывайте о правилах профессиональной этики! При репортажной съемки они особенно актуальны.

Самое главное правило - кто первый занял точку съемки, того и она. Если пришли на эту точку позже - не пытыйтесь влезать в кадр тому, кто занял ее до вас. Хороших площадок для съемки часто бывает не очень много, поэтому заранее позаботьтесь о выборе точки съемки. Верх наглости и бесцеремонности - встать спиной перед чьим-нибудь объективом. Когда передо мной вдруг вырастает чья-то фигура, первое мое желание - отвесить хорошего пинка! Некоторые начинают "мстить" - делают то же самое по отношению к фотографу-грубияну. Я призываю не уподобляться и вести себя достойно. В конце концов, тот кто впереди мог просто вас не заметить. Если сами кому-то случайно влезли в кадр и получили тычок в спину - сами виноваты.

Еще распространенная ситуация - один фотограф снимает с колена, другой встал прямо за ним и выдвинул у него над головой телеобъектив. Когда тот кто снизу будет вставать, скорее всего, ударится об этот объектив головой.

Если на вашем пути кто-то фотографируется - остановитесь и дайте возможность фотографу сделать кадр, либо просто обойдите фотографа со спины.

На этом, я считаю, можно закончить. Надеюсь, что приведенные рекомендации смогут предостеречь вас от ошибок и получить красивые, интересные и живые репортажные фотографии, которые потом будет приятно смотреть! Уверен, приведенный список рекомендаций далеко не полный. Если вам есть что добавить - это можно сделать в комментариях. Заранее благодарен!

Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями.

Есть у слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение.

Данный жанр не предполагает скрупулезного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это беглый рассказ о событии, своего рода песнь казахского акына: что вижу - то пою! Результат творческих усилий и в песенном творчестве, и в фотографическом репортаже зависит в большой мере от личности исполнителя. Если акын не обделен талантом, воображением и вооружен опытом предыдущих поколений, песня может получиться интересной.

Специфика репортажной фотосъемки

Фоторепортаж - это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто - искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.

Фоторепортер, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это дает возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в более подходящих условиях съемки и технически улучшить следующий кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда.

Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.

При такой съемке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора - с учетом условий освещения и скорости движения людей.

Спортивные состязания

Фоторепортаж о любом виде спорта делать нелегко. Чем больше соревнуется спортсменов, тем труд- нее сконцентрировать внимание на ком-либо одном из них, предусмотреть возможные наложения. Немного проще снимать те соревнования, которые проходят в единоборстве: гимнастика, горные лыжи, верховая езда и др. Здесь в поле зрения один спортсмен, и это позволяет лучше оценить момент съемки.

Особенностью спортивного фоторепортажа является то, что оператор, как правило, не может предугадать, что произойдет в ближайшее время, вот почему надо работать в режиме многокадровой съемки. Если вы всерьез намерены заняться этим нелегким делом, то при выборе фотоаппарата обратите особое внимание на данную функцию. Причем важна не только скорость съемки, но и такие параметры, как продолжительность серии кадров и разрешение. Встречаются модели фотоаппаратов, обеспечивающие очень быструю серийную съемку, но: с разрешением не более одного мегапиксела. Такого показателя недостаточно даже для печати фотографий размером 10х15 см.

Другая важная особенность для съемки спортивных состязаний - быстрота автофокуса. Этот параметр обычно не указывается в технических характеристиках, и его приходится оценивать, взяв камеру в руки. Причем нужно иметь в виду, что во многих случаях модель может демонстрировать высокое быстродействие системы автофокусировки при ярком освещении, но при снижении яркости это значение падает.

Репортаж с праздника

Застолье лучше снимать с верхней точки, например встав на стул. В таких условиях вам будет все хорошо видно, в кадре поместится больше людей, сидящих за столом, и в то же время руки одних гостей не будут загораживать лица других. Возможно, на первом плане такого снимка окажутся руки гостей, здесь важно не пересветить.

Лишний раз хочу напомнить, что в композиции большую роль играют второй и третий планы, которые могут быть либо активными, то есть подыгрывают смысловой основе, либо пассивными, как, например, откровенно смотрящий в объектив человек. В репортажной съемке следует избегать моментов, когда кто-то целенаправленно хочет попасть в объектив. Это так называемые уши фотографа, то есть если кто-то из персонажей смотрит в объектив аппарата, то это сразу выдает присутствие фотографа. Камера в таких репортажных сюжетах должна быть невидимой для всех. И чем удачнее "спрячется" фотограф, тем лучше получится снимок.

Съемка концерта

Концертная съемка - один из самых сложных видов фоторепортажа. Условия там редко способствуют получению качественных снимков, чаще наоборот, поэтому хорошая аппаратура в данном случае - условие номер один. Особенно важна светосила оптики: снимать на концерте со вспышкой - это убить сценическое освещение, а вместе с ним и атмосферу. Часто для оформления концертов используют дым, а что такое вспышка в дыму? Это загубленный кадр. Огромное значение при такой съемке имеет возможность безболезненно для картинки повышать эквивалентную чувствительность матрицы. У цифровых "зеркалок" благодаря существенным размерам матриц больше и размер единичной приемной ячейки - пиксела, поэтому при усилении сигнала (повышении чувствительности) шумов на изображении появляется немного и картинка остается достаточно чистой.

Здесь, кстати, уместно еще раз упомянуть об огромном преимуществе цифровых камер перед пленочными - речь идет о балансе белого. Сохранить на снимке цвета сценического освещения - это значит передать все нюансы атмосферы концерта. На пленке в такой степени управлять цветом в данных условиях невозможно.

Съемка с проводкой и без

Обычно во время съемки движущейся толпы очень сложно найти момент, когда люди "не сливаются". В этом случае от фотографа требуется огромная наблюдательность - надо следить за всеми планами и держать в поле зрения все действующие лица. Это, может быть, самое сложное в документальной фотографии, этому надо учиться. И мой вам совет: идете ли вы по улице, едете ли вы в транспорте, старайтесь находить вокруг кадры со сложной композицией, с большим количеством действующих лиц и учитесь "останавливать глазом" эти мгновения.

В ситуациях, когда основной объект - автомобиль, желательно снимать на длительной выдержке с проводкой, за счет этого получается большая динамика, и композиция намного выигрывает.

Съемка с проводкой осуществляется при совпадении угловых скоростей перемещения объекта и его оптического изображения. Стараясь сохранить движущийся объект в определенной точке кадрового пространства, фотограф нажимает на спусковую кнопку во время поворота камеры за движущимся объектом.

Массовые шествия и сцены лучше фотографировать с высоких точек (третий или четвертый этаж), выбирать боковое освещение, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.

Кстати, собрания и заседания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка. Во время перерывов заседаний (в кулуарах) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.

Выступающих с трибун лучше не фотографировать снизу - острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.

Требования к аппаратуре

Как мы уже говорили, художественную значимость фоторепортажей переоценить сложно - они, как ни какой другой жанр, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Однако подобные работы - это не только воплощение таланта художника, но и демонстрация виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно - фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки.

Несомненно, репортажная камера обязана делать хорошие снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре "засвеченных" объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) - это обычные условия для съемки репортажей, и аппарат должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать фотографии при подобном освещении, используя пленочный аппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным камерам. При переходе на цифровую технологию фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями. Ограничения напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы.

Для репортажной съемки было бы неплохо обзавестись "цифровиком", в котором уже заложена функция непрерывной съемки. Для оперативной работы необходимы также дальномер, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Не удастся обойтись и без стандартного набора светофильтров, электронной фотовспышки, легкого штатива и фотоэлектрического экспонометра.

Набор светосильных объективов (1:1.5-1:2.8) должен помочь в самых неблагоприятных для съемки световых условиях. Нормальный, широкоугольный и телеобъектив - обязательный комплект оптики для фоторепортера.

Если фотограф хочет затеряться в толпе, то для этого надо иметь негромоздкие предметы аппаратуры, которые не привлекали бы особого внимания. (Сейчас многие имеют фотоаппараты, и люди все меньше реагируют на "мыльницы" и маленькие камеры, но профессиональная фототехника, как правило, сразу же бросается в глаза.) Фоторепортер должен уметь вжиться в ту ситуацию, которую хочет запечатлеть, и остаться при этом незамеченным. И не надо пытаться сразу вытаскивать фотоаппарат, потому что этим очень легко можно разрушить естественную атмосферу происходящего. Очень сложно оставаться невидимым с фотоаппаратом в толпе, для этого требуется определенный профессиональный опыт. Конечно, чтобы фотографировать совершенно незнакомых людей, когда те спешат по делам и уж точно не хотели бы сохранить свою унылую физиономию для истории, нужно набраться изрядной наглости или использовать телеобъектив или скрытую камеру. Как бы то ни было, многие известные фотографы советуют работать скрытой камерой даже при съемке близких, потому что человек, который не позирует, выглядит более естественно, непринужденно и соответственно более интересно.

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Профессиональный фотограф, которому предстоит репортажная съёмка, обыкновенно прибывает к месту события заблаговременно. При возможности он обязательно ознакомится с планом мероприятия, отметит для себя, что нужно снять обязательно, что желательно, чего скорее всего не получится запечатлеть. Пока на месте немного людей, он быстро отмечает для себя удачные точки съёмки, возможность перемещения, делает снимки предметов, к которым доступ в дальнейшем может быть ограничен и т. д. Примерно такого же плана действий можно придерживаться и начинающему школьному репортёру.

Вообще говоря, если никакой предрасположенности к фотографии нет, можно поступить просто: установить палец на спусковую кнопку и время от времени нажимать на неё. Из 200 снимков 20 всегда можно отобрать. Этот способ подойдёт всем.

Другой способ - попробовать в голове представить связный рассказ и проиллюстрировать его . Рассказ должен включать ответ на вопросы что, где, когда. «Праздник был в таком-то году (точная дата) в таком-то месте. Сначала было то-то. Потом выступил такой-то. Потом были жмурки». И к каждому предложению сделать подходящий снимок, такой, чтобы нельзя было перепутать: снег (значит, зима), вот тут мы видим учителя пения, а тут - жмурки. Снимок должен рассказать постороннему глазу всё сам, без слов. Впрочем, небольшие пояснения при размещении на сайте всё же потребуются: уточнить действие, указать фамилии, название игры и т. д. Об этом - в заключительной части, примеры можно посмотреть .

Вся фотография - это три вида съёмки: общий план, средний план, крупный план. Обязательно нужен предваряющий снимок, который покажет общую атмосферу, интерьер. Понадобится также снимок, включающий в себя небольшую группу лиц - двое-трое, объединенных общим делом. И, разумеется, лица: если речь идёт о празднике, вероятно, на них должна быть улыбка.


Сложно? Непонятно? Доверь создание сайта компании которая специализируется на изготовлении работающих сайтов. Подготовят фото, оптимизируют текст; продвижение, контекст: узнай по ссылке, почему нужно выбрать именно SITE-ART.net

Совокупность снимков даст возможность всем, кто не смог посетить мероприятие, составить собственное впечатление о нём: было ли там весело, сколько человек пришло, как обстоит в школе дело с материальной стороной и т. д. Пытливому глазу репортаж даёт очень много информации: фотография не врёт.

Снять всё, наверное, и не получится. Не важно: для хорошего репортажа достаточно 20 разных фотографий. Это оптимальное число, чтобы и рассказать, и не дать заскучать.

NB
Зачастую какие-то эпизоды мероприятия оказываются столь скоротечны, что не удаётся их запечатлеть. А рассказать о них хочется. Можно попробовать сделать снимок, выходящий за временные рамки мероприятия. Не успели снять выстрел из хлопушки? Снимите конфетти на полу и включите снимок в свой фоторассказ.



Поделиться