Гений портретной съёмки Юсуф Карш (Yousuf Karsh). Юсуф Карш: биография великого портретиста XX века, творчество и интересные факты

Великий фотопортретист Юсуф Карш говорил, что смысл фотографии, так же как и смысл жизни, заключается в одном слове, и слово это - Свет. Его считали мудрецом, а он просто делал свою работу. Он фотографировал таких великих личностей, как Альберт Энштейн, Эрнест Хэмингуэй, Его завораживающие фотопортреты "дышат" характерами запечатлённых персон.

Юсуф Карш: биография

Юго-восточная Турция, место, которое жители называют "Библейский рай". В древнем городе Мардин, где дома напоминают восточную сказку, где в изобилии растут фруктовые деревья, где люди разных вероисповеданий веками живут мирно, в 1908 году 23 декабря родился Юсуф Карш.

Но вскоре идиллии пришёл конец. В 1915 году гонения на армянских христиан переросли в страшное явление - геноцид. Юсуф пережил казнь двоих дядей, смерть сестры от тифа и прощание с отцом, которого заставили служить в турецкой армии. Властями было конфисковано всё имущество, включая дом. Семейству выдали лишь одного осла и приказали навсегда покинуть родной Мардин.

Новый дом Карши обрели в Сирии, но родители желали для сына лучшей жизни. Было принято решение, что ребёнок всеми путями эмигрирует в США. Но стало известно, что квота для армян исчерпана, и мальчика отправили в Канаду к дяде.

Первые 4 миллиона долларов

16-летний Юсуф Карш сошёл на берег Галифакса в канун 1925 года. Джордж Накаш поприветствовал племянника на родном языке. Позже в своей книге воспоминаний он напишет, что эти слова стали единственным, что было знакомо в чужом для него мире.

От порта они уехали на санях, На их сбруе висели колокольчики, которые звонко звенели, а люди ходили настолько счастливыми, что их радость опьянила юношу.

Убежищем от проблем стал заснеженный город Шербрук, где жил Джордж Накаш. Здесь не ходили солдаты с автоматами, не было бедности, болезни и гонений. Несмотря на восточную внешность, даже одноклассники приняли парня с теплотой и, чтобы не мучиться с запоминанием иностранного имени, назвали его Джо. Юсуф начал учить новый язык, привыкать к новому климату и строить новую жизнь.

К счастью, всё то, что пришлось пережить в Мардине, не озлобило Юсуфа, толерантность к другим он впитал в себя с молоком матери. Отец всегда говорил сыну: "Если тяжело сдержаться, кинь в обидчика камень, но промахнись".

Спустя полгода парень начинает работу в фотостудии своего дяди. Джордж подарил племяннику самый простой фотоаппарат, и Юсуф принялся снимать всё вокруг.

Один из одноклассников втайне отправил снимок на конкурс - он занял призовое место. Мальчик вручил Каршу заслуженные 50 долларов. Юсуф отдал 10 долларов своему однокласснику, а оставшуюся сумму отправил родителям. Позже он признается, что на тот момент эти 40 долларов казались для него 4 миллионами. И он несколько недель ходил счастливым, гордясь своим поступком.

Бостон. Джон Гаро

Талант племянника не оставил равнодушным дядю, и Джордж решает отправить Юсуфа к известному Джону Гаро. Модный фотограф был частью армянской диаспоры и с радостью принял нового ученика. На Бойлстон-стрит парень изучал процессы печати и особенности фотографии.

Он наблюдал, как Гаро ведёт диалоги с теми, кого снимает; посещал музеи и художественные классы. Его любимым местом была библиотека и Бостонский музей изящных искусств.

В студии Гаро собиралась вся элита, молодой фотограф учился общению со знаменитостями. Шестимесячная стажировка продлилась на 2 года, после которых он вернулся в Шербрук. Сначала он был ассистентом дяди, потом работал помощником Джона Повиса, который впоследствии оставил ему свою студию.

Юсуф Карш начал независимую карьеру в 1933 году. Он имел всё, кроме связей, денег, клиентов и репутации. Несмотря на то что он умел разговаривать с любым человеком вне зависимости от его статуса и обладал фотографическим талантом, из-за Великой депрессии ему не раз пришлось одалживать небольшие суммы, чтобы поддерживать собственное дело.

Проводником в новое будущее стало знакомство с театром оттавы, где он встретил свою будущую жену, эмигрантку из Франции - Соланж Готье.

Новое начало

Спустя 6 лет в 1939 году они поженились. Несмотря на то что девушка была старше Юсуфа на 6 лет, они были идеальной парой. Оба канадца в первом поколении мечтали быть принятыми в высшее общество, но при этом не забывая свои корни и традиции.

Соланж обладала хорошим деловым чутьём, поэтому стала администратором в фотостудии мужа. Юсуф Карш начал фотографировать постановки, актёров; его снимки начали публиковаться в британских журналах и престижных местных газетах.

Карьера начала стремительно развиваться, он делал семейные снимки, портреты, конечно же, фотографировал свою любимую Соланж.

Случай, изменивший жизнь: история с сигарой

По воспоминаниям жены Карша, в тот день он вернулся домой в странном состоянии. Юсуф весь дрожал, и ей с трудом удалось узнать о произошедшем. А он всего лишь хотел сделать хороший портрет.

Неизвестно, то ли Черчилль был недоволен, то ли забыл о предстоящей съёмке, но на процесс он дал всего лишь 2 минуты и начал курить сигару. Парень пытался намекнуть ему, что она не сделает кадр торжественным и не добавит достоинства, но Уинстон не проникся тем, что сказал ему Юсуф Карш. Фотограф решился на отчаянный шаг, он выдернул сигару, метнулся к своему фотоаппарату и сделал вот такой кадр, на котором изображён набычившийся политик.

Впрочем, Черчиллю понравилась его наглость, и он разрешил сделать ещё несколько снимков, но уже улыбающимся.

Этот снимок стал очень популярным. Несмотря на то что за него он получил 100 долларов, именно эта фотосессия принесла ему известность.

Портрет величия

В 1943 году Каршу устроили поездку в Англию, где он сделал более 40 портретов военных. После ВОВ он сотрудничал с журналом "Лайф", для которого снимал знаменитостей.

Благодаря связям и известности Юсуф Карш в 1948 году смог перевезти семью из Алеппо в Канаду. Успокоившись за их судьбу, он полностью погрузился в работу. За 10 лет усердного труда он сделал самые лучшие портреты, а в 1958 году его включили в список 10 величайших мировых фотографов.

Величайшие портреты Юсуфа Карша

Видеть насквозь людей и уметь продемонстрировать это окружающим - вот в чём заключался его талант.

Её выбрали из состава балетной группы, чтобы она сыграла роль Джиджи. Когда Юсуф фотографировал Хепберн, он отметил её утончённую восприимчивость, на что Одри рассказала о своей жизни во время Второй мировой. Спустя несколько лет Кремль разрешает Каршу сделать портрет Брежнева, но с одним условием: фотография должна быть такой же красивой, как у неё.

Также он фотографировал Эрнеста Хемингуэйя. По признанию Юсуфа, он ожидал увидеть одного из героев его романа, но встретившись с ним в 1957 году, заметил в Эрнесте своеобразную нежность. Таких робких людей он ещё не фотографировал - человек был жестоко побитый жизнью, но при этом непобедимый.

Звезда надежды

В 1959 году он перенёс сердечный приступ. Ухаживая за мужем, Соланж так и не решилась рассказать о собственной болезни - врачи обнаружили рак. Она умерла в 1961 году и не смогла закончить работу над биографией Юсуфа.

От боли утраты его вновь спасла работа. В детстве фотограф мечтал стать врачом, а болезнь супруги вплотную приблизила его к медицине. Он начал снимать пациентов и врачей. Вскоре он познакомился с медицинским редактором Эстреллитой Начбар, которая стала ему женой, подругой, помощником и учителем.

В 1992 году он решает закрыть студию в Оттаве и перестаёт заниматься коммерческими заказами. Спустя 5 лет они с женой переезжают в Бостон и поселяются недалеко от Музея изящных искусств. В 2000 году вышло издание Who’s Who, где были представлены портреты 100 значительных людей столетия. 51 фотографию для этой энциклопедии сделал Юсуф Карш.

Работы фотографа после смерти мужа (13 июля 2002 года) Эстреллита передала в бостонские больницы.

Более полувека канадский гражданин, армянин по национальности, всемирно известный (если верить Книге рекордов Гиннеса за 2000 год - самый известный) -портретист Юсуф Карш (Yousuf Karsh,1908-2002) создавал замечательные портреты своих современников.

Ему позировали многие видные художники и писатели, артисты и врачи, ученые и политические деятели. Сам Юсуф Карш выделял из своего обширного архива три фотопортрета : Уинстона Черчилля, Бернарда Шоу и Элеоноры Рузвельт.

О творчестве Карша и его методах работы написано очень много. Пишут о том, что он работал в основном в студии, использовал классическое освещение, добивался предельной резкости и проработки деталей. Но в такой манере снимали многие фотографы во все времена. Для того чтобы понять, в чем притягательность его фотографий, как ему удавалось «фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой» лучше послушать его самого.

Юсуф Карш о фотографии (маленькие хитрости):

  • Сходство само по себе не ведет к успеху. Если, глядя на мои портреты, Вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут Вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь, чья работа оставила след в Вашем мозгу - если Вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое - значит это действительно удачный .
  • Я пытаюсь зафиксировать на фотографии человеческие чувства и мысли. Но я не ворую «человеческие души» - скорее мы (мои «модели» и я) делимся друг с другом. Фотографирование становится актом совместной работы.

  • Смотрите и думайте до открытия затвора. Главные части фотоаппарата – это сердце и голова фотографа.
    В каждом человеке спрятана тайна и моя задача - открыть ее. Это открытие произойдет - если оно вообще произойдет - в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф-портретист должен успеть сделать свою работу - или он проиграл.
  • Бывают очень короткие промежутки времени, когда все внутреннее богатство человека проявляется в его глазах, в жестах рук, в позе. Это момент для фотографа - мимолетный «момент истины».
  • В фотографии наука и искусство соединяются.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh ) родился 23 декабря 1908 года в армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции. Его детство никак нельзя назвать счастливым – достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Два его дяди были арестованы, позднее без суда и следствия казнены – живыми брошены в колодец. Те, кто пережил погромы, погибал от многочисленных болезней – так, во время эпидемии тифа умерла сестра Юсуфа. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».

Elizabeth Taylor

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» – во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду, где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф -портретист Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже – по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. К 1926 году его любовь к медицине несколько поутихла, молодой человек отдавал все свое свободное время фотографии. Он часто слонялся с подаренной дядей камерой по окрестностям Шербрука, потом сам печатал фотографии . «У них, конечно, не было никаких достоинств, но я учился, а дядя Нагаш был очень ценным и доброжелательным критиком», – вспоминал он. Но видимо что-то хорошее в снимках молодого человека все-таки было: однажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов – это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро. В наши дни это имя упоминается только в связи с его знаменитым учеником, но в конце 1920-х годов Гаро был одним из самых известных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Jacqueline Kennedy

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы. Сначала дела его шли не очень хорошо – Карш был вынужден задерживать зарплату своему секретарю (целых 17 долларов в неделю) чтобы расплатиться с долгами за аренду. Однако вскоре дела стали поправляться, в ателье появились постоянные клиенты, фотографии молодого фотографа стали мелькать в популярном еженедельнике «Saturday Night».

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», – вспоминал он, – «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу-портретисту еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться – полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был его первый опыт в качестве фотожурналиста, но что еще важнее – во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.

Eleanor Roosevelt

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля». И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события – недаром он был дружен с Маккензи Кингом – и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», – рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф-портретист на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», – бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать», – вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.

Winston Churchill

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», – говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу – конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.

После этого события Каршу не приходилось искать работу – она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков – он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет побит. Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.

Ernest Hemingway

Одним из секретов успеха Юсуфа Карша была большая подготовительная работа, и это относилось не только к технической стороне дела. Он старался как можно больше разузнать о своей будущей «модели», понять, что он хочет получить в конечном итоге, продумать основные приемы работы. С другой стороны, он сильно рассчитывал на то, что его герой раскроется во время съемки с неожиданной стороны. «В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть ее», – говорил фотограф – «Это открытие произойдет – если оно вообще произойдет – в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки. Заповеди Юсуфа используют многие современные фотографа, такие как семейный фотограф Мария Вальсова. В её портфолио, посмотреть которое можно здесь http://www.valsova.ru/ , имеется много отличных портретов, которые выполненны по всем канонам этого прекрасного жанра.

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», – говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».

Alfred Hitchcock

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был – и остается – одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов , особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир – модели или фотографа – оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», – пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.

Mikhail Gorbachev

Nikita Khrushchev

Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции.

Его детство никак нельзя назвать счастливым – достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».


Ян Сибелиус (Jean Sibelius), 1949 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.


Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» – во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду , где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже – по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!


Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. Oднажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов – это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.


Пабло Казальс (Pablo Casals), 1954 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро.
Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Одри Хэпберн (Audrey Hepburn) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы.

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», – вспоминал он, – «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».


Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться – полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.


Марта Грэхем (Martha Graham), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был егопервый опыт в качестве фотожурналиста , но что еще важнее – во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.


Мариан Андерсон (Marian Anderson), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля» . И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Уинстон Черчиль (Winston Churchill)Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события – недаром он был дружен с Маккензи Кингом – и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», – рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», – бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать» , – вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.


Уинстон Черчиль (Winston Churchill) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», – говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу – конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.


Элеонора Рузвельт (Eleanor Roosevelt) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

После этого события Каршу не приходилось искать работу – она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков – он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет побит.
Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.


Ман Рэй (Man Ray) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

«В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть ее», – говорил фотограф – «Это открытие произойдет – если оно вообще произойдет – в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки.


Ле Корбюзье (Le Corbusier) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», – говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».


Джавахарлал Неру, 1949 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был – и остается – одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов, особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир – модели или фотографа – оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.


Глен Гульд (Glenn Gould) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», – пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.


Генри Мур (Henry Moore) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Альберт Эйнштейн (Albert Einstein), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Хамфри Богарт (Humphrey Bogart), 1946 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Джоан Баэз (Joan Baez) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower), 1946 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Ансел Адамс (Ansel Easton Adams) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Пабло Пикассо (Pablo Picasso), 1954 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Никита Хрущев (Nikita Khruschev), 1963 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Фидель Кастро (Fidel Castro) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Джордж Бернард Шоу (Bernard Shaw), 1943 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Эрнест Хемингуэй (Arnest Hemingway), 1957 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Энди Уорхол (AndyWarhol), 1979 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Альберто Джиагометти (Alberto Giagometti), 1965 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)



Aльберт Эйнштейн (Albert Einstein) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Анна Маньяни


Королева Елизавета II

Ганс Селье


Mother Teresa


Elizabeth Taylor


Jacqueline Kennedy


John F. Kennedy


Alfred Hitchcock


Mikhail Gorbachev


Bill Clinton


Clark Gable


Charles de Gaulle


Ingrid Bergman


Grace Kelly


Marc Chagall


Rudolf Nureyev


Pope Pius XII


Sophia Loren


Pope John Paul II


Richard Strauss


Walt Disney


Brigitte Bardot
<


Юсуф Карш



XX век в портретах одного фотографа

Испытания юности

Город Мардин на юго-востоке Турции местные жители считают тем самым местом, где находился библейский рай. В этом древнем городе, где дома - как в восточной сказке, где в изобилии растут фрукты и орехи и где веками мирно уживались христиане и мусульмане, 23 декабря 1908 года на свет появился Юсуф Карш.

Но вскоре после его рождения этой идиллии пришел конец. Гонения на армянских христиан, усилившиеся в конце XIX века, в 1915 году переросли в геноцид. Карши сполна хлебнули горя в это время. Двоих дядей Юсуфа арестовали и казнили, отца заставили работать на турецкую армию, старшая сестра погибла от тифа… Власти конфисковали дом и все имущество семьи, выдали им одного ослика и обязали покинуть Мардин навсегда.

Карши нашли новый дом в сирийском городе Алеппо, но отец с матерью хотели лучшей жизни для своего сына. Брат Бахии Карш жил в Канаде и был готов похлопотать о том, чтобы мальчик смог эмигрировать в США. Но квота на армянских эмигрантов в Америку была исчерпана, и Юсуф поехал в Канаду.

Его первые «4 миллиона» долларов

Когда в канун нового 1925 года 16-летний Юсуф сошел на берег Галифакса, дядя, Джордж Накаш, приветствовал его на родном языке. Эти слова были единственным, что было знакомо юноше в совсем чужом для него мире. «От порта до станции мы поехали на такси, - вспоминал Юсуф, - а такси было санями, запряженными лошадьми. Колокольчики на их сбруе все звенели и звенели. Все выглядели такими счастливыми, и я был опьянен их радостью».

Заснеженный Шербрук, где жил Джордж Накаш, стал для Юсуфа Карша убежищем от всех невзгод. Здесь не было солдат, не было гонений и болезней. Даже одноклассники тепло приняли новичка с экзотической восточной внешностью и дали ему прозвище Джо, чтобы не мучиться с незнакомым именем. И Юсуф начал учиться - новому языку, новому климату, новой жизни. К счастью, даже после всего, что пришлось увидеть и вытерпеть в Мардине, он не озлобился: христианскую любовь к ближнему мальчик впитал с молоком матери. «Если не можешь сдержаться, кинь камень в обидчика, но обязательно промахнись», - говорила Бахия Карш.

Проведя полгода в школе, Юсуф начал работать в студии своего дяди-фотографа. Тот подарил племяннику простую камеру, Kodak Brownie, и юноша принялся снимать все вокруг. Один из его одноклассников втайне подал фотографию Юсуфа на фотоконкурс - и она заняла призовое место. Друг вручил Каршу выигранные 50 долларов. «Я взял десятку и отдал ее этому юноше. Остальные сорок отправил своим родителям - они очень нуждались в деньгах. Эти сорок долларов были для меня как четыре миллиона, потому что это все, что у меня было. И я несколько недель ходил с гордо выпрямленной спиной».

Бостон, Бойлстон-стрит, Джону Гаро


Дядя заметил талант Юсуфа и отправил его в Бостон к модному в то время фотографу Джону Гаро - обучаться фотомастерству. Гаро тоже был частью армянской диаспоры, которая значительно разрослась из-за геноцида. В его студии на Бойлстон-стрит Карш изучал особенности фотографического процесса и многочисленные методы печати.

Кроме того, он наблюдал, как Гаро общается с людьми, которых снимает; много ходил по музеям, посещал художественные классы. «Я постоянно бывал в Бостонском музее изящных искусств, в библиотеке. Раз в одну-две недели миссис Гаро брала меня с собой на концерт или мы с друзьями шли в оперу».

Здесь же, в студии, часто собиралась бостонская элита, артисты, дирижеры, певцы, писатели, покровители искусств, и молодой фотограф учился общаться с богатыми и знаменитыми. Его полугодовая стажировка у Гаро растянулась на два года, после которых он вернулся в Шербрук, чтобы стать ассистентом сперва у Джорджа Накаша, а потом у Джона Повиса. Последний позже оставит Юсуфу свою студию.

Когда в мае 1933-го Карш начал независимую карьеру, у него было все, кроме денег, репутации, связей и клиентов. Зато он хорошо владел фотографическими приемами и умел разговаривать с любым человеком вне зависимости от его статуса. К тому же у него была мечта - стать знаменитым. Впрочем, мечты мечтами, но то было время Великой депрессии, и Юсуфу не раз пришлось одалживать деньги, чтобы поддерживать свое дело на плаву.

Его проводником в новое, лучшее будущее стало знакомство с Малым театром Оттавы - старейшим любительским театром Канады. Здесь он открыл для себя все возможности искусственного освещения и познакомился с важными политическими и общественными деятелями столицы, включая Вира Понсонби, генерал-губернатора Канады. Но самое главное - в театре Карш познакомился с актрисой и режиссером Соланж Гонтье, эмигранткой из Франции, которая шестью годами позже станет его женой.

Еще одно новое начало

Хотя Соланж была старше Юсуфа на восемь лет, они стали отличной парой. Оба были канадцами в первом поколении, оба хотели быть принятыми в высшее общество, но при этом не ассимилироваться, а сохранить свои национальные особенности.

Они поженились в апреле 1939 года. Соланж, у которой были связи в мире музыки и литературы, а также хорошее деловое чутье, стала администратором в студии Карша. Юсуф фотографировал актеров, постановки; его снимки начали появляться в престижных национальных и даже британских журналах.

Кроме того, он делал портреты, семейные фото, снимал свадьбы (иногда до восьми в день), дебютанток и выпускников, младенцев и, конечно, свою Соланж. Вот она в разлетающемся платье танцует под ивой или среди песчаных дюн. Вот она в театральном костюме, со свечой в руках. Вот она в белом платье держит черного кота или в черном платье составляет букет белых калл.

Фирменный стиль

Ранние фотографии Карша делались под влиянием работ Джона Гаро и Эдварда Стайхена, чьи портреты знаменитостей он видел в журнале Vanity Fair. Но к концу 30-х у Юсуфа вырабатывается собственный стиль. Он использует свет, чтобы показать внутреннюю суть своего персонажа; его лучшие портреты этого времени очень детальны, тщательно выстроены; резкие контрасты позаимствованы у театральных постановок - тех моментов, когда главный герой появляется на сцене из темноты.


За 10 лет этот фирменный стиль породил собственный термин - karshed, «быть каршнутым». Говорят, его впервые использовал фельдмаршал Бернард Монтгомери, описывая свою часовую фотосессию в студии на Спаркс-стрит, 15. Позже «быть каршнутыми» стремились многие сильные мира сего - это стало признаком статуса, положения, значимости.

Занимался Карш и фотожурналистикой. Во время съемок визита Франклина Рузвельта в Квебек он подружился с Уильямом Макензи Кингом, премьер-министром Канады. Благодаря этой дружбе Юсуф завел важнейшие знакомства и начал работать на самом высоком уровне. Это Макензи организовал ту знаменитую фотосессию с Черчиллем, во время которой Карш отобрал сигару у британского премьера.

История с сигарой


Как вспоминала Соланж, в тот день муж пришел домой, весь дрожа, и ей с трудом удалось вытянуть из него, что случилось. А Юсуф всего лишь хотел сделать хорошую фотографию. Черчилль, который то ли забыл о съемке, то ли ему вообще о ней не сказали, был недоволен неожиданной сессией, дал фотографу на все две минуты и раскурил сигару. Карш попытался намекнуть «британскому бульдогу», что она не добавляет кадру ни достоинства, ни торжественности, но Черчилль не проникся. Тогда Юсуф, извинившись, быстро выдернул сигару изо рта министра и метнулся к фотоаппарату - чтобы заснять гневно набычившегося политика.

Впрочем, Черчиллю понравилась внезапная наглость вежливого фотографа - он даже пришел в доброе расположение духа и позволил снять себя еще раз, на сей раз улыбающимся. «Вы даже ревущего льва можете заставить себе позировать», - пошутил он. С тех пор строгое фото министра в каталоге у Карша находилось не под буквой «Ч» (Черчилль), а под буквой «Р» (ревущий лев).

Именно эта фотография принесла Юсуфу международную славу. Ее до сих пор считают наиболее узнаваемым снимком Черчилля. В 2013-м Банк Англии объявил, что это изображение «самого великого британца» появится на новой пятифунтовой банкноте, которая выйдет в этом году.

Портрет величия


В 43-м Макензи Кинг устроил Каршу поездку в Великобританию, где тот сделал более сорока портретов политических и военных деятелей. После войны он активно сотрудничал с журналом Life, для которого снимал многих американских и мировых лидеров, а также звезд Голливуда.

В 1948-м Карш благодаря связям перевез всю свою семью из Алеппо, где обострилась политическая ситуация, в Канаду. Теперь, успокоившись за судьбу родных, Юсуф с головой ушел в работу. В следующие десять лет он создал одни из лучших своих портретов. В мае 58-го журнал Popular Photography внес Карша в список десяти величайших фотографов мира.

1 из 8








Его звезда засияла еще ярче после выхода книги «Портреты величия» в 59-м. В ней были собраны 96 полностраничных фотографий выдающихся людей - от Альберта Эйнштейна до Хелен Келлер, от Альберта Швейцера до Эрнеста Хемингуэя. Каждый снимок сопровождался краткой историей о персонаже и съемке. «Портреты» оказались исключительно успешны и познакомили со стилем Карша широчайшую публику.

Звездочка

В том же году из-за переутомления на работе Юсуф перенес сердечный приступ. Соланж, ухаживая за мужем, долго не решалась рассказать о собственной беде - врачи обнаружили у нее рак. Она умерла в 61-м, работая над биографией Карша.

От горя он спасался работой, и именно благодаря ей к нему спустилась счастливая звездочка. Карш в детстве мечтал стать врачом, а болезнь Соланж вплотную столкнула его с медициной. Юсуф стал фотографировать врачей и пациентов. Он снимал одного из самых известных докторов Америки, Уолтера Альвареса, когда познакомился с его медицинским редактором, Эстреллитой («звездочкой») Начбар. Красивая одаренная женщина-врач и писательница стала Каршу женой, помощницей, подругой и учителем.

«Редакторские способности Эстреллиты помогали мне формулировать мысли, ее организаторский талант - планировать путешествия так, чтобы работа всегда дополнялась новыми открытиями. Во всех наших поездках - будь то в Зулуленд, Японию, Россию, Финляндию, Скандинавию, Египет - мы находили что-то по нашим общим интересам: археологии, искусству, медицине. Я часто приходил слушать ее лекции…»

Памятуя о том, как помогли ему в свое время дядя и Джон Гаро, Юсуф Карш всегда охотно принимал у себя в студии молодых людей, общался с начинающими фотографами. Однажды, вспоминает Эстреллита, он даже пропустил свой рейс, беседуя в аэропорту с незнакомым юношей, который хотел бросить учебу и заняться фотографией.

Ближе к концу карьеры Карша кто-то сказал ему, что его стиль стал старомодным, на что Юсуф ответил: «Лицо человека не изменилось с того дня, как я родился».

Надежда для страждущих

В июне 1992 года он закрыл студию в Оттаве и перестал брать коммерческие заказы. В 97-м они с Эстреллитой переехали в Бостон, город, дорогой сердцу Карша, и поселились недалеко от Музея изящных искусств и Симфони-холла. В 2000-м году вышло международное издание энциклопедии Who’s Who, в которое вошли 100 самых значительных людей минувшего столетия. Из этой сотни Карш фотографировал 51 человека.




Юсуф Карш (Yousuf Karsh) канадский фотограф-портретист, армянского происхождения. фотопортретистов 20 века. На его долю пришелся Геноцид армян, Юсуф стал свидетелем смерти многих близких и родных ему людей. В 16 летнем возрасте родители отправляют мальчика к дяде фотографу, живущему и работающему в Квебеке. Юсуф Карш посещал школу и помогал своему дяде в фотостудии. Его дядя фотограф Нагаш, увидел в своем племяннике большой фотографический потенциал и организовал для Карша обучение в студии портретной съемки в Бостоне. Через четыре года Юсуф, полный желания и стремления посвятить свою жизнь фотографии, возвращается в Канаду и в Оттаве начинает работать студийным фотографом. С 1933 года – возглавляет студию. Через три года была организована первая персональная фотовыставка Юсуфа Карша. Работа фотографа была замечена премьер-министром Канады М. Кингом, и ему было предложено делать портреты высокопоставленных гостей страны. В 1941 году он фотографирует Уинстона Черчилля, после его выступления в Палате общин Канады.

Как вспоминал сам Юсуф, съемку Черчилля, сам Черчилль был не в настроении после выступления в Палате общин. У фотографа было всего две минуты, что бы правильно поставить премьер-министра и запечатлеть его. Юсуф очень переживал и нервничал, ведь перед ним находился человек, который уже вошел в историю, а самого фотографа ввел в ужас. При этом, образ Черчилля получился глубоким и воинственным. И вместе с тем, этот портрет попадает на обложку журнала Life. А образ Черчилля, созданный Каршем, принес Юсуфу международное признание, этот портрет был признан, как самый растиражированный фотографический портрет в истории. После того, как фотография была опубликована, сам Черчилль сказал Юсуфу, что тот смог бы и ревущего льва остановить и сфотографировать. Так портрет Черчилля получил название «Ревущий лев» (The Roaring Lion). Через время Юсуф делает еще один портрет Черчилля, и считает его любимым портретом. Премьер-министр все в той же позе и с той же рукой на бедре, но лицо Уинстона – уже более мягкое и улыбающееся.

В 1967 году Юсуфу Каршу присваивается Орден Офицера Канады. Из 100 самых влиятельных людей 20 века, по версии International Who’s Who, составленной в 2000 году, Юсуф сфотографировал – 51 человека.

За свою фотографическую карьеру Юсуф Карш опубликовал 15 книг со своими фотопортретами. К каждому портрету идет небольшое описание фото сессии. Из всего списка моделей Карша можно отдельно выделить портреты: Мухаммеда Али, Фиделя Кастро, Уинстона Черчилля, Альберта Эйнштейна, Уайта Эйзенхауэра, принцессы Елизаветы, Роберта Фроста, Кларка Гейбла, Индиры Ганди, Эрнеста Хемингуэя, Одри Хепберн, Папы Иоанна Павла II, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, Джона Ф. Кеннеди, Пабло Пикассо, Папы Пия XII, Джорджа Бернарда Шоу, Яна Сибелиуса и Энди Уорхола. Юсуф Карш умер в возрасте 93 лет, в 2002 году, в Бостоне.








Поделиться