Главный редуктор вертолета as 350. Как «Белка» обогнала «Газель»: история Eurocopter AS350

Продолжение:
..."И таких примочек облегчающих эксплуатацию вертолета достаточно много. Силовая установка- простая, открытого типа с легким доступом к осмотру и обслуживанию. Удивляет, насколько просто, продуманно и изящно инженеры Турбомеки решили вопросы управления циклами запуска двигателя. Автоматика вся работает на термических контакторах с временной задержкой, циклы запуска отбиваются без участия электроники и механики! Система очень проста и как следствие надежна. Плюсы простых и проверенных технологий не могут не «компенсироваться» и своими минусами. Понятно, что машина сконструированная пол века назад, просто не могла иметь технических приколов последних десятилетий. Нет например необслуживаемых подшипников с эластомерами, поэтому вертолет требует смазки при ежедневных предполетных подготовках и каждые 25 часов. Работа не сложная, но необходимая. При этом, по мнению всех, кто эксплуатировал вертолет в различных условиях, даже если 200 часов абсолютно ничего не делать с вертолетом он все равно будет летать! И не подведет. Конечно после этого придется вложить немало средств в его ремонт и приведение в летную годность. Как и любая военная машина (сделанная там у них), в него заложены запасы живучести. Можно, лететь до базы с дыркой в лопастях «не более 30 квадратных сантиметров». Можно согласно РЛЭ заправить, в случае крайней необходимости, и лететь на дизеле и даже любом бензине в который нужно добавить масло. Он БУДЕТ лететь! Конечно никто не говорит, что это когда ни-будь придется делать, но однозначно показывает уровень заложенных прочностных запасов в машину. Зап. Части: Машина эксплуатировалась (и до сих пор еще летает) более чем в 50 армий мира. Военные склады были распроданы и эти зап части достаточно свободно можно найти на рынке. Не стоить наверное говорить, что их цена не сравнима с ценой на аналогичные агрегаты более современных машин. Есть конечно и свои дефициты, но нет ничего, чего невозможно было бы быстро достать. При всем при этом позиция Еврокоптера очень агрессивна к этим моделям, он намеренно взвинчивает цены на зап части пытаясь побыстрее убрать машину из эксплуатации. Создав в свое время великолепный агрегат, завод, сам того не подозревая создал проблему для своих будущих моделей. Последний Alоuette во Франции покинул службу несколько лет назад будучи выведен из горно-спасательного подразделения жандармерии. В прочей горной Европе, особенно в Швейцарии вертолеты LAMA , чья винтомоторная группа аналогична Alouette, эксплуатируются в достаточном количестве. Мы на заводе покупаем только резинки, на все остальное цены там «за гранью добра и зла». Наши собственные потребности в зап частях мы удовлетворяем через диллеров торгующих военными стоками. Быстро и относительно дешево."....

29.11.15, в 05ч 28мин UTC (здесь и далее указано время UTС), днем, в процессе выполнения заявленного полета по маршруту: г. Сургут - Куст-1 Средне-Назымский ЛУ – Р-228 – Средне-Назымский ЛУ – УПН Гальяновский – Р-42 Гальяновский ЛУ - Р-41 Гальяновский ЛУ - Куст-1 Средне-Назымский ЛУ – г. Сургут потерпел катастрофу вертолет Eurocopter AS-350 В3 RA-04037. На борту находились 2 члена экипажа и 2 пассажира, все граждане РФ. В результате АП экипаж и пассажиры погибли. Вертолет получил существенные повреждения. Пожара не было.

Развитие аварийной ситуации:

29.11.15, в 04:00, экипаж вертолета AS-350 В3 RA-04037 в составе пилотирующего КВС и контролирующего КВС прибыл на посадочную площадку «Полигон «СКОЛ» для выполнения коммерческих воздушных перевозок по заявке Заказчика - ОАО «РИТЭК» No 190РЗ-РБН от 27.11.15. Вылет был запланирован на 05:30. Для обеспечения безопасности полетов стандартами авиакомпании «Скол» предусмотрено выполнение полетов экипажем из 2 КВС.

Полеты выполняются в соответствии с «Инструкцией по организации работы командира воздушного судна и взаимодействию в экипаже (состоящему из двух членов экипажа) на вертолете AS-350 B3».

В 04:25 экипаж приступил к выполнению предполетной подготовки.

В 04:30 экипаж прошел медицинский контроль. Замечаний к состоянию здоровья членов экипажа не было, о чем в санитарном журнале были сделаны соответствующие записи.

В 04:35 экипаж прибыл в штурманскую комнату для уточнения плана и маршрута полета.

В 04:45 в отделе авиационных работ (ОАР) от диспетчера экипаж получил заявку на полет, NOTAM за 29.11.15 и подтверждение на заправку ВС топливом в аэропорту г. Ханты-Мансийски.

В 05:11 КВС по телефону получил прогнозы погоды по площадям Сургута и Ханты-Мансийска от синоптика АМСГ аэропорта Сургут. Прогноз не препятствовал выполнению полета.

В 05:24 экипаж прибыл на ВС. Замечаний у экипажа по техническому обслуживанию и состоянию ВС не было, о чем свидетельствует запись в бортовом журнале.

В 05:40 с посадочной площадки «Полигон «СКОЛ» был произведен взлет. Взлетная масса составляла 1939 кг, что не превышало установленную РЛЭ AS-350 B3 максимальную взлетную массу – 2250кг, а центровка 3.404м, что не выходило за установленные РЛЭ AS-350 B3 ограничения (3.2 –3.65м).

В 06:15 вертолет вышел из зоны МДП Сургута и вошел в зону МДП Ханты- Мансийска, о чем КВС доложил диспетчеру.

В 06:58 экипаж произвел посадку на подобранную с воздуха площадку в районе месторождения Куст No1 Средне-Назымского ЛУ, где на борт было принято 3 пассажира заказчика. Первый полет прошел без замечаний, в штатном режиме.

С пассажирами был уточнен маршрут полета, и в 07:04 произведен взлет для перелета на УПН Гальяновский. Взлетная масса на момент взлета составляла 2054 кг, а центровка 3.330м, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета AS-350 B3 ограничения. Полет прошел в штатном режиме.

В 07:13 была произведена посадка на подобранную с воздуха площадку в районе УПН Гальяновский, где 1 пассажир покинул ВС.

В 07:15 был произведен взлет с двумя пассажирами на борту и взят курс на месторождение Р-41 Гальяновского ЛУ.

По показаниям свидетелей, в пойме реки Охлым имело место существенное ухудшение видимости. При полете на малой высоте, в 07:28:36, вертолет столкнулся с заснеженной поверхностью покрытой льдом реки.

Вертолет получил значительные повреждения, экипаж и пассажиры погибли. Пожара не было. Свидетель, услышав звук удара от столкновения вертолета, сообщил о случившемся в администрацию н.п. Кедровое.

В 07:47 сигнал аварийного маяка вертолета AS-350 В3 RA-04037 был зафиксирован системой КОСПАС-САРСАТ, о чем диспетчеру ООО «Авиакомпания «Скол» сообщили из центра АКЦПС.

Проведенными обследованиями агрегатов вертолета установлено, что признаков разрушения конструкции планера усталостного характера, отказа агрегатов, систем и силовой установки до АП не выявлено.

Все повреждения вертолета получены в результате авиационного происшествия и не связаны с его техническим состоянием.

Лопасти имеют признаки однократного разрушения. Такое разрушение лопастей в результате столкновения с препятствием характерно при наличии передачи крутящего момента от двигателя на несущий винт, т.е. двигатель вертолета до удара о ледовую поверхность был исправен и работоспособен.

29.11.15 на посадочной площадке полигон «Скол», г. Сургут вертолет дозаправлен топливом ТС-1 в количестве 220л (177кг), с добавлением 0,1% жидкости «и-м». Общее количество топлива составляло 540л (455кг). На топливо был предъявлен паспорт качества продукции No1240 от 21.11.15.

По заключению лаборатории ГСМ ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Сургут» (No1883 от 25.11.15) топливо было кондиционным.

ООО «Авиакомпания «Скол» не имеет сертификата на право выполнения технического обслуживания ВС (ТО). Оперативное ТО воздушных судов, включая ВС AS-350 В3, выполняется на основании договора No 021/2005 от 01.01.05 с дополнительным соглашением от 15 декабря 2012года с ООО «База технического обслуживания авиационной техники «Скол». Срок действия Договора до 31.12.15.

Профессиональная подготовка и квалификация ИТП достаточна и обеспечивает качественное выполнение работ по ТО ВС типа AS-350 В3. ИТП имеет необходимые допуски на самостоятельное ТО вертолета AS-350 В3 в полном объеме (вертолет, двигатель, приборное, электро и радиооборудование).

Периодическое ТО ВС, включая ВС AS-350 В3, выполняется на основании Договора No019/2006 от 01.01.06 с дополнительным соглашением от 17.12.14 с ООО «База технического обслуживания авиационной техники «Скол». Срок действия Договора до 31.12.15.

ООО «База технического обслуживания авиационной техники «Скол» выполняет техническое обслуживание ВС на основании Сертификата No 2021140410, выданного Росавиацией 08.12.14, со сроком действия до 08.12.16.

Таким образом, техническая эксплуатация ВС соответствовала установленным требованиям.

Причины:

Причиной авиационного происшествия с вертолетом AS-350 В3 RA-04037 стала потеря КВС пространственной ориентировки в условиях ограниченной видимости и «белизны» подстилающей поверхности, что привело к неконтролируемому снижению с креном и столкновению вертолета с покрытой льдом поверхностью реки.

Сопутствующим фактором явилось выполнение полета по ПВП на высоте ниже безопасной.

Деловые полеты на вертолетах Eurocopter EC130 T2, EC135, AS355 востребованы в Москве среди деловых и обеспеченных людей, ценящих время, сервис, надежность и конфиденциальность.

Комфортабельный салон бизнес класса, обзорная кабина, высокие технические характеристики — все это делает вертолет EC135 востребованным в сфере корпоративных перелётов.

Почасовая аренда вертолета

Вертолеты AS355, EC135 считаются бизнес классом в сфере авиации и востребованны для передвижения деловых людей. Бизнесмены ценят время и надежность, в связи с этим становится востребована почасовая аренда вертолетов , в том числе для посещения различных предприятий, облёта владений и земель, трансферов в аэропорты.

Eurocopter EC130

Eurocopter EC130 T2 Ecureuil - однодвигательный вертолёт, предназначенный и разработанный специально для корпоративных перевозок. Отличительной особенностью этой модели вертолёта является наличие самой большой пассажирской кабины из однотипных вертолётов. Салон имеет панорамные окна, обеспечивающие обзорный вид. В отделке салона только самые современные материалы и технологии. Сочетание всех этих качеств делает вертолет EC130 самым безопасным, надёжным и комфортабельным.

EC130 T2 наиболее тихий в своём классе. Фюзеляж вертолёта надёжно защищён от вибрации, за счёт использования композитных материалов. Вертолёт имеет малый вес, что положительно влияет на его летные характеристики. EC130 оснащён цифровой системой контроля двигателя и резервным блоком, что обеспечивает безопасность полетов.

Eurocopter AS350

Eurocopter AS350 - это лёгкий многоцелевой вертолёт разработанный фирмой Аэроспатьяль. Вместимость - 5 пассажиров. AS350 выделяется высокой производительностью и безопасностью полётов. Эта модель обладает хорошей манёвренностью и весьма востребованна для самых разнообразных целей.

Eurocopter AS355

AS355 - легкий вертолет бизнес класса. Отличные летные характеристики, два двигателя, повышенная безопасность, все это позволяет свободно применять вертолет для перевозки пассажиров.

Плюсы аренды вертолета:

  • высокая скорость передвижения;
  • совершая перелёт на вертолетном такси EC130 T2, Вы сможете поддержать образ деловой персоны;
  • возможность наблюдать красивейшие виды из окна вертолетного такси на протяжении всего времени перелёта;
  • доставка пассажиров в точно назначенное время;

Airbus Helicopters H125 (ранее ‒ Eurocopter AS350) - легкий однодвигательный универсальный вертолет. За высокую скорость, маневренность и компактные размеры воздушное судно получило прозвище Écureuil - «Белка». Каковы технические характеристики Airbus Helicopters H125, где можно использовать эту винтокрылую машину и в чем секрет популярности летающей «Белки»?

Как «Белка» обогнала «Газель»: история Eurocopter AS350

Вертолет Eurocopter AS350 был создан в 70-е годы XX столетия французской компанией Aérospatial. Позднее государственный концерн стал частью Eurocopter, который, в свою очередь, влился в Airbus. После переименования Eurocopter в Airbus Helicopters AS350 получил новое имя ‒ H125.

В 60-е годы Aérospatial начали разрабатывать легкий вертолет, который должен был заменить востребованную, но технически устаревшую воздушную машину Aérospatiale Alouette II. В начале 70-х гг. прошлого столетия французская компания выпустила вертолет Aérospatiale Gazelle. Модель оказалась очень удачной, а производитель получил крупные заказы от военных и спецслужб.

А вот у гражданских покупателей «Газель» пользовалась не таким большим спросом из-за высокой стоимости. Поэтому инженеры Aérospatiale разработали экономичный в обслуживании и недорогой вертолет Eurocopter AS350. В 1974 году первый AS350 с газотурбинным двигателем Lycoming LTS101 сошел с конвейера.


Eurocopter AS350 позиционировался в качестве гражданской модели. Поэтому основными покупателями нового воздушного судна стали авиаперевозчики, частные лица, спасательные службы. Однако вездесущие военные тоже нашли применение легкой и недорогой «Белке». Тогда производитель разработал для нужд вооруженных сил специальную модификацию вертолета.

Почему Airbus Helicopters H125 завоевал популярность

Востребованность Airbus Helicopters H125 связана с надежностью, огромным запасом мощности, высокой функциональностью и экономичностью, которые обеспечиваются техническими характеристиками.

  • Вместимость: 1 пилот + 5/6 пассажиров
  • Максимальная скорость: 287 км/ч
  • Максимальная крейсерская скорость: 251 км/ч
  • Дальность полета без дозаправки: 631 км
  • Диаметр несущего винта: 10,7 м
  • Высота: 3,34 м
  • Длина: 12,94 м
  • Масса пустого вертолета: 1174 кг
  • Грузоподъемность: 1400 кг

Вертолет в настоящее время оснащается турбовальным двигателем Turbomeca Arriel 2D. Максимальная взлетная мощность силовой установки достигает 847 л. с. при весе 109 кг. Сочетание мощности и небольшого веса двигателя обеспечивает высокую функциональность и приемлемую стоимость эксплуатации вертолета.

Несущий винт имеет три лопасти и оснащен автоматом перекоса Starflex. Детали несущего и рулевого винтов выполнены из композитных материалов, которые обладают высокой прочностью, небольшим весом и устойчивостью к коррозии. В том числе благодаря этому, вертолет сохраняет стабильность на экстремальных высотах.

Вертолету Eurocopter AS350 принадлежит мировой рекорд: в 2005 году летчик-испытатель компании Eurocopter Дидье Дельсаль на этом воздушном судне осуществил взлет и посадку на Эвересте на высоте 8850 метров.

Airbus Helicopters H125 обладает повышенным комфортом благодаря системе гашения вибрации. Это позволяет использовать вертолет для пассажирских перевозок, частных полетов и даже для транспортировки и эвакуации пациентов.


Дизайн кабины обеспечивает пилотам и пассажирам отличный обзор, а небольшие габариты, вес и чувствительная система управления гарантируют маневренность воздушного судна. Благодаря этому Airbus Helicopters H125 используют в спасательных операциях, при тушении пожаров, для патрулирования городской застройки. Вертолет также отлично подходит для полетов в горной местности и в тяжелых климатических условиях.

В стандартной комплектации Airbus Helicopters H125 поставляются с авионикой компании Garmin. Многофункциональный дисплей VEMD (Vehicle and Engine Multi-function Display) позволяет пилотам мгновенно получать данные об основных параметрах полета и состояния воздушного судна. Это упрощает пилотирование и повышает безопасность пассажиров и членов экипажа.


Где используют Airbus Helicopters H125

Главная сфера использования Airbus Helicopters H125 - пассажирские перевозки и авиационные работы. Воздушное судно используют транспортные компании для выполнения регулярных и чартерных рейсов. Также H125 востребован частными лицами и компаниями. Конкурентоспособность Eurocopter AS350, а на сленге пилотов «Аськи», как любя называют его в России, на рынке пассажироперевозок объясняется удобством и вместительностью кабины, высокой скоростью полетов и экономичностью воздушного судна.

Airbus Helicopters H125 завоевал звание лучшей винтокрылой машины для медицинских центров и экстренных служб. Специальная модификация с модулем AAT (медицинское оборудование для вертолетов от австрийской компании Air Ambulance Technology Gesmb, включающее носилки, кислородную станцию, стенку для крепления оборудования, специальные кресла для медиков, легко моющийся пол) позволяет транспортировать даже пациентов, нуждающихся в интенсивной терапии, включая искусственную вентиляцию легких. Медицинский вариант «Белки» вмещает пилота, 1-2 медиков и пациента.


Airbus Helicopters H125 используют полицейские разных стран мира. Воздушное судно подходит для патрулирования улиц и территорий, транспортировки групп быстрого реагирования, координации силовых и спасательных операций с воздуха. Полицейские и пограничные службы оборудуют вертолет приборами ночного видения, тепловизорами, прожекторами, фото- и видеокамерами и другими дополнительными устройствами.

Несмотря на принадлежность к классу легких вертолетов, Airbus Helicopters H125 используется в грузоперевозках, строительстве и других работах. Грузовая модификация воздушного судна имеет одно место для пилота. Остальная площадь кабины приспособлена для перевозки грузов. Вертолет также отлично подходит для работы с внешней подвеской, в том числе в горах.

H125 широко применяется пожарными службами для тушения возгораний на больших площадях. Сельскохозяйственные предприятия используют этот вертолет для распыления инсекто- и гербицидов. Строители эксплуатируют AS350 в качестве воздушного крана . Грузоподъемность этой легкой винтокрылой машины составляет впечатляющие 1400 кг. Также «Аська» используется для спортивных и туристических полетов, геологической разведки, организации прямых трансляций массовых мероприятий и, конечно, heliski.

Модификации вертолета Airbus Helicopters H125

Многофункциональность и универсальность Airbus Helicopters H125 обусловлена разными модификациями этой винтокрылой машины. Существует более двух десятков вариантов H125, или AS350. К самым известным из них относятся:

  • AS350 B3. Именно этой модификации принадлежит рекорд высоты взлета и посадки. Мощность и стабильность на большой высоте AS350 B3 получил благодаря усовершенствованному двигателю Arriel 2B. Эта силовая установка увеличивает взлетную массу вертолета до 2370 кг.


  • AS350 B3 - современная модификация вертолета, трансформированная в H125. Ее используют пожарные службы, транспортные, строительные и сельскохозяйственные компании. Этот вертолет отличается повышенной грузоподъемностью, но сохраняет высокую скорость и маневренность.
  • AStar, или AS350 D. Эта модификация предназначена для рынка США и Канады. Воздушное судно комплектуется двигателем Lycoming LTS-101-600A2.
  • HB350 B Esquilo, HB350 B1 Esquilo и HB350 L1 используются в вооруженных силах и военном флоте Бразилии. Винтокрылая машина применяется для транспортировки личного состава, эвакуации раненых и решения тактических задач в боевых условиях. Squirrel HT.1 и Squirrel HT.2. Эти вертолеты созданы на базе легких AS350 британскими военными. Модификация используется для обучения пилотированию, а также в качестве транспортера личного состава.

Вертолет Airbus Helicopters H125 работает в нескольких десятках стран мира, включая Россию, США, государства ЕС, Китай, Австралию, страны Африки и Южной Америки. Эта легкая многоцелевая винтокрылая машина отличается надежностью, мощностью, низкой стоимостью эксплуатации, высокой крейсерской скоростью и повышенной грузоподъемностью.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 4 марта 2016 г. близ села Варварино Юрьев-Польского района Владимирской обл. совершил жесткую посадку вертолет.

По данным Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ, аварию потерпел Eurocopter AS350 Ecureuil ("Еврокоптер АС350 Экюрей"), в результате чего два человека погибли, еще два - пострадали. Воздушное судно принадлежало Авиационному отряду специального назначения "Ястреб" Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России.

Eurocopter AS350 Ecureuil (от фр."экюрей" - "белка") - семейство легких многоцелевых вертолетов. Проект разработан в начале 1970-х гг. во Франции компанией Aerospatiale (позднее Eurocopter, ныне Airbus Helicopters). Первый полет AS350 совершил 26 июня 1974 г., серийный выпуск начался в 1975 г. и продолжается до настоящего времени на заводах Airbus Helicopters в Мариньяне (Франция) и Итажубе (Бразилия). К 2014 г. изготовлено около 4 тыс. 900 вертолетов, которые были поставлены 1 тыс. 600 компаниям из 98 стран, включая Россию.

AS350 построен по "классической схеме", оснащен трехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Силовая установка - турбовальный двигатель Turbomeca Arriel 2B ("Турбомека арриэль 2Б") мощностью 632 кВт (847 лошадиных сил).

Технические характеристики

Характеристики модификации AS350 B3: длина - 12,9 м (фюзеляжа - 10,9 м), высота - 3,1 м, диаметр несущего винта - 10,8 м. Масса пустого вертолета - 1 тыс. 175 кг, максимальная взлетная масса - 2 тыс. 250 кг. Максимальная скорость - 287 км/ч, дальность полета - до 638 км. Практический потолок - 4 тыс. 500 м. Экипаж - 1 пилот, в зависимости от модификации вертолет может перевозить до 6 пассажиров (или 900 кг груза в кабине, или 1,4 т груза на внешней подвеске).

Модификации

Компанией-производителем разработано более 20 гражданских и военных модификаций AS350, предназначенных для перевозки пассажиров, личного состава и грузов, пожаротушения, огневой поддержки, эвакуации больных и раненых, обучения и тренировки пилотов. С 1975 г. производится двухдвигательная версия - Eurocopter AS355.

Достижения

14 мая 2005 г. летчик-испытатель компании Eurocopter Дидье Дельсаль (Didier Delsalle) на серийном AS350 B3 совершил посадку и последующий взлет с вершины горы Эверест (8 тыс. 848 м). Этот рекорд подтвержден Международной авиационной федерацией.



Поделиться