Хельмут ньютон работы. Хельмут Ньютон, биография, новости, фото! Хельмут Ньютон в журналах мод

Оценки его творчества всегда были полярные - либо "гений", либо "почти порнография". Последнее время общий тон устойчиво склоняется к "гению", как-никак, всё-таки мэтр. Ньютон не папарацци, подглядывающий за знаменитостями, он - проницательный наблюдатель, которого интересует не внешняя сторона вещей, а их суть и скрытый смысл. На протяжении многолетней карьеры Хельмута Ньютона (Helmut Newton, 1920-2004) называли гением и помешанным, великим фотографом и извращенцем. Однако споры о его влиянии на фотографию похоже уже закончились.

Хельмут Ньютон:

"Я уже не в первый раз говорю, что «искусство» — это грязное слово в мире фотографии. Оно убьет фотографию. Оно уже ее убивает. Это очень серьезно."

"Cтудия убивает фотографа, белая стена опустошает кадр, я никогда не работаю в студии!"

"Фотография - процесс совращения. Как бы ни был властен человек в жизни, в момент фотосъемки он принадлежит тебе целиком. Не всем фотографам удается совратить моделей. У моей жены и у многих других не получается. Они - честные фотографы. Я - нечестный."

"Меня интересует власть - будь то сексуальная или политическая. В своем творчестве я насмехаюсь над массовой культурой, создавшей конвейер, призванный регулировать и направлять желание. Хотя мне трудно дистанцироваться от подобного стиля мышления: в собственных фотографических фантазиях я в избытке нахожу черты манипулятивности и постановки."

"Меня восхищают лица знаменитостей или людей с дурной репутацией, любой человек, удививший мир."

Джанни Версаче, озеро Комо. Италия.1994g.

Andy Warhol, Paris 1974.

Джун Ньютон. Париж. 1972

"Я насмехаюсь над массовой культурой, я не только в творчестве, но и в жизни делаю это. Вот уже пятьдесят лет я живу с нормальной женщиной. Слава Богу! С модельками я бы рехнулся!

А они-то, гламурные, олицетворение масс-культа и есть. Но знаете, какие они? Худосочные тупицы! Или молча лупают пустыми глазенками, или трещат о всяких пустяках.

Есть, впрочем, и те, кто тщится разглагольствовать на серьезные темы, эти - самые нелепые.

Как-то раз приключилась история: из-за жары модель лишилась чувств. Пока ее откачивали, я снимал, не переставая. Она потом упрекала меня в черствости. Надо же! Еще претендует на что-то! Определенно модели - худшее в моем ремесле. А все остальное? Мне нравится!"

"Иногда они настолько тупы, что могут только молча сидеть напротив, глядя перед собой с бессмысленным выражением на лице, или мотать мне нервы пустой болтовней. А все верят, будто они могут рассуждать о чем-нибудь важном. Да они хуже всех!"

"Неужели я стал бы тратить свою жизнь на то, чтобы фотографировать то, что я ненавижу? - возмущался он. - Я думаю, что на моих фотографиях женщины выглядят более могущественными, потому что они источают огромную сексуальность, которая завоевывает мужчин. Я думаю, что я - феминист!."

"Нет-нет! Я не унижаю женщин! Я делаю им приятно. В фантазиях женщины часто хотят подчиняться властным мужчинам. Я воплощаю эти фантазии. И потом - вовсе не женщины, а мужчины признавались мне, что мои ню вызывают у них ужас.

Мои модели вот именно что фантазируют о подчинении, играют в него, но на самом деле как раз они-то и господствуют. Они сильны. Уверенны. Агрессивны. Могущественны. Я нарочно ищу таких. Я терпеть не могу слезливых дурочек-фифочек. Наверное, потому что сам довольно... хм... слабохарактерен".

"Прежде всего, если бы я не любил женщин, то с какой стати я бы стал проводить в их компании - одетых и раздетых - всю свою жизнь? С другой стороны, на всех моих фотографиях победу празднуют женщины, а мужчины для них просто игрушки. Просто аксессуары, рабы женщин."

"Сексуальность никак не связана с тем, какая у женщины грудь - большая, маленькая или ее вообще нет. Я думаю, все это связано с головой. Это интеллект. Я полагаю, то, что происходит в голове у женщины, гораздо важнее того, блондинка она или брюнетка."

"Часто мужчины признавались, что мои серии с изображением обнаженных женщин вызывали у них внутренний ужас. Это тот самый эффект, который мне нравится".

"Я не понимаю, что такое эротика! Не знаю, что значит это слово! Тень на плетень! Секс - другое дело. Хотите расскажу? Однажды у меня была Анита - ни за что не ляжет в постель, пока не завесит все иконы в доме. Еще была Жозетта - эта накрасит губы ярко-ярко и нацеловывает мои сорочки, а я потом вижу пятно от помады - и, естественно, вспоминаю шалунью. Вам интересно? Продолжать?.."

"У меня есть некий внутренний клапан-предохранитель - он не дает снимать порнографию, хотя, поверьте, я имею все возможности для того." .

Фрау Нойштадтер с детства внушала сыну Хельмуту мысль о том, что он необыкновенный ребенок. Она любила рассказывать ему «страшную тайну» о его появлении на свет: младенцем его якобы нашли на крыльце дома завернутым в пеленку «с выши-той короной и аристократическими инициала-ми». Конечно, все это было выдумкой, вариаци-ей на тему приносящего детей аиста. Хельмут появился на свет 31 октября 1920 года в Бер-лине, в обеспеченной еврейской семье: его ро-дители, Макс и Клара Нойштадтеры, владе-ли фабрикой по изготовлению пуговиц, жили в просторной квартире, держали прислугу и шофера. Хельмут вспоминал, что в детстве ви-дел окружающий мир только через окно авто-мобиля. С матерью, баловавшей своего поздне-го ребенка, мальчик был очень близок. Клара Нойштадтер, умная, образованная и незави-симая женщина, весьма сильно повлияла на формирование у сына идеала женщины. Не меньше, чем старший брат Ханс, сьн фрау Ной-штадтер от первого брака. Ханс тайком от матери брал сводного брата на прогулки по вечер-нему городу и показывал ему уличных женщин. Позднее Хельмут признавался, что экскурсии по кварталам красных фонарей оказали на его восприятие женщины не меньшее влияние, чем вид богатых и ухоженных дам на модных ку-рортах и в дорогих ресторанах, где он проводил много времени вместе с родителями.

Учился Хельмут неохотно, отчаянно прогули-вал занятия в школе при американской миссии, куда его определила мать. Единственный урок, который он старался не пропускать, была лите-ратура. Читать он обожал. Его любимым немец-ким писателем был Стефан Цвейг. По-английс-ки же Хельмут хотя и читал свободно, но ничего серьезнее модных американских журналов, ко-торые в изобилии выписывала фрау Нойштад-тер, не признавал.

Фотографией Хельмут увлекся назло отцу. Ему захотелось поснимать отцовским фотоаппаратом. «Это был волшебной красоты Kodak . Большая раздвижная камера, обтянутая кожей и снабженная оптическим экспонометром. Там, в отверстии, сверкал голубой огонек...» - вспо-минал он. Отец камеру никому не доверял, даже сыну, и 12-летний Хельмут, сэкономив карман-ные деньги, купил себе фотоаппарат сам. После чего заявил отцу, что будет делать карьеру в фо-тографии и непременно прославится. Он быстро познакомился с несколькими фоторепорте-рами и стал пропадать в редакциях. Отец был в шоке: «Мой мальчик, ты окончишь свои дни в выгребной яме, - говорил он сыну. - Ты дума-ешь только о девках и фотографиях».

Старший Нойштадтер видел сына успешно продолжающим фамильное пуговичное дело. Он был уверен, что этому не помешает ни при-ход к власти Гитлера, ни принятые законы о расовой чистоте. Когда-то воевавший в гер-манской армии, а теперь занимавший солид-ное положение в обществе, отец Хельмута был поборником всего немецкого - вплоть до того, что он запрещал семье разговаривать дома на идиш. Он, вспоминал Хельмут, был настолько самонадеян, что перевел сына в гимназию, где царили нацистские идеи. Мать оказалась прак-тичнее: как большинство немецких евреев в те годы, она понимала, что сыну нужно получить профессию, которая сможет его прокормить в случае эмиграции. Она устроила его учени-ком к известной берлинской фотохудожнице Иве (Эльза Симон). Успехи парня были столь значительны, что наставница в скором време-ни не только отменила для него плату за учебу, но и назначила его своим помощником с соответствующим жалованьем.

Если бы не нацисты, - писал позднее Ньютон в своей «Автобиографии», - отец настоял бы на том, чтобы я стал коммерсантом, хотя способностей к этому у меня было не боль-ше, чем у Ханса. Рано или поздно я бы прос-то сбежал и разбил сердце моему отцу. Гитлер сделал это за меня». В 1938 году Макс Нойш-тадтер был отстранен от руководства фабрикой и заменен на «арийца», а вскоре арестован и отправлен в концлагерь. «Мать позвони-ла на курсы фотографии, которые я посещал, она была совершенно расстроена и напуга-на, - вспоминал Ньютон. - «Хельмут, не возвра-щайся домой. Твой отец уехал в командиров-ку, а тебя ищут», - услышал я. Это был шифр, которым пользовались в то время, чтобы сооб-щить, что человека забрали в концлагерь. Пос-ле лекции мне все-таки пришлось пробраться домой: у меня в кармане оставалась только ме-лочь для поездки на автобусе. Я взял самые не-обходимые вещи, мать дала мне немного денег, и я тайком ушел из дому».

Некоторое время он прятался у двоюродно-го брата, активиста НСДАП, но потом пришлось ночевать даже на улице. В конце концов мате-ри Хельмута удалось добиться того, что ее мужа выпустили из лагеря и разрешили семье поки-нуть Германию. Брат Ханс уже давно жил за границей, родители собрались ехать в Южную Америку, Хельмут же сначала перебрался в ита-льянский город Триест, откуда отправился па-роходом в Сингапур, бывший в то время анг-лийской колонией.

Молодому фотографу, хорошо говоряще-му на английском, почти сразу удалось устроиться на работу в отдел светской хрони-ки газеты Singapore Straits Times . Однако из-за робости, которую он испытывал на светских ве-черинках, Хельмут провалил первое же редак-ционное задание и оказался на улице букваль-но без гроша в кармане. Приютил его новый приятель, с которым они вместе плыли на корабле. Жили в тесноте, питались в дешевых местных забегаловках, куда другие европейцы даже боялись заходить.

Почти отчаявшегося Хельмута спасла доволь-но известная в Сингапуре мадам Жозетта Фабьен. Эта немолодая дама работала в комиссии по устройству иммигрантов и заприметила сим-патичного молодого человека, когда Хельмут только сошел с трапа корабля. Приглашение на ланч от Жозетты и последовавшее за ним пред-ложение переехать к ней жить Хельмута не сму-тили - ему всегда нравились зрелые женщины. К тому же мадам Фабьен приняла деятельное участие в его судьбе: помогла открыть маленькую фотостудию и регулярно выводила в свет. Все вокруг осуждали молодого альфонса, но го-раздо более неприятным для него оказалось то, что в этом расслабленном существовании он почти забыл о своем страстном желании стать знаменитым фотографом. К счастью, эта связь начала тяготить Хельмута.

В один из дней 1940 года молодому иммигран-ту вручили уведомление о том, что он будет вы-слан: шла война, и немецких евреев на острове стали рассматривать как «пятую колонну». Вмес-те с другими «немцами» его посадили на корабль и отправили в Австралию, где путешественников ждал лагерь для интернированных. Негодный для тяжелой физической работы, Хельмут вы-звался чистить туалеты, это занятие отнимало совсем немного времени, хотя и тяготило своей бессмысленностью. К тому же этот «самец» - так юный Нойштадтер сам себя называл - оказался начисто лишенным женского общества. Вскоре власти страны решили, что интернированных вполне можно использовать на благо австралий-ской экономики - так Хельмут попал на сбор пер-сиков для консервного завода. Спасаясь от ядо-витых змей, работники спали в цеху, несколько раз на них нападали грабители, но все это ни в какое сравнение не шло с лагерем. Возвращать-ся туда никому не хотелось, поэтому после окон-чания сезона сбора персиков оставался один вы-ход - пойти в австралийскую армию.

Поначалу вся служ-ба состояла в том, чтобы отмечаться по утрам на переклич-ке, остальное время Хельмут предавал-ся плотским утехам с местными красот-ками, наверстывая упущенное в ла-гере. Вскоре ему пришлось сесть за руль автомобиля и возить офицера, который, отправляясь на танцы, пре-дупреждал молодого водителя, чтобы тот не те-рял времени и тоже присмотрел себе хорошень-кую девушку. Беззаботное время кончилось, когда Хельмута вместе с другими солдатами от-правили сначала чернорабочими на железную дорогу, а затем - на сахарный и цементный за-воды. В 1946 году он наконец-то смог демоби-лизоваться и получить долгожданный паспорт. Тогда-то ему в голову пришла идея поменять фа-милию: «Я поклялся никогда больше не думать о себе как о Нойштадтере. Хотя некоторые люди подозревали, что моя настоящая фамилия зву-чала иначе, я с большим успехом убедил весь мир, что меня зовут Хельмут Ньютон».

Хельмут остался в Мельбурне, несмотря на то, что мать и брат настойчиво звали его к себе в Аргентину: он любил Австралию. На этом счастливом для него континенте он встре-тил свою единственную настоящую любовь. Молодую театральную актрису Джун Браун привела в его маленькую студию подружка, ко-торая работала у Хельмута ассистентом: Джун хотела подзаработать денег, позируя фотогра-фу. С этой женщиной Хельмут, по собственному признанию, словно попал в другое измерение: она давала ему то ощущение полета, которое не-обходимо для творчества. «Когда он делал мне предложение, - вспоминала Джун, - то заме-тил, что я всегда буду его второй любовью, пото-му что свою первую любовь - фотографию - он никогда не бросит». Жена безропотно приняла это условие и стоически переносила отсутствие денег в семье. Экономя деньги на ассистентке, Хельмут брал Джун на все съемки, она прини-мала посетителей в фотомастерской мужа, про-являла снимки. В конце концов, расставшись со сценой, она сама стала фотографом, взяв себе псевдоним Алиса Спрингс.

В Австралии сбылась давняя мечта Хельмута - он стал сотрудничать с местным приложением к английскому Vogue , и достаточно ус-пешно, в особенности потому, что конкуренции среди модных фотографов здесь почти не было. В 1957 году он получил наконец приглашение поработать в Лондоне. Однако карьера в Анг-лии не задалась с самого начала. Бегая по горо-ду и пытаясь снимать моделей в самых разных местах, Хельмут всякий раз выходил за рам-ки приличий, установленных англичанами для модного фотографа. Так, сфо-тографировав женщину, прислонившуюся к фонарному столбу, он услышал от редак-тора язвительное замечание насчет того, что приличных леди нельзя застать в подоб-ной позе. В семье по-прежне-му не было денег, жили в де-шевых квартирках. Чтобы заработать на жизнь, Ньютон снимал незатейливую рекла-му и делал визитные карточки для проституток. Поняв, что окончательно теряет себя, он объявил жене, что они поки-дают Лондон и уезжают в Па-риж. В редакции Vogue не воз-ражали и отпустили его до окончания срока контракта.

В Париже Ньютон нашел то, что как фотогра-фу нужно было ему в первую очередь: очарование повседневной жизни, в которую он бросился с головой. Он считал, что любая фран-цуженка достойна попасть на обложку журнала, и подчеркивал, что мода у этих женщин в крови. Первые неудачи во французских журналах и да-же откровенные насмешки над «провинциалом» ни капли не смутили Ньютона. Он настойчиво ходил по редакциям и буквально засыпал их сво-ими снимками, получив прозвище «пронырли-вый Хельмут». В конце концов он получил рабо-ту в знаменитом в конце 50-х Jardin des Modes . Мастерской для Ньютона, подобно его кумиру, легендарному фотографу Брассаи, стали улицы любимого Парижа, туда он выводил своих моде-лей и с тех пор решительно не признавал съемок в студии. «Женщина живет не напротив фона из белого картона, - заявлял Ньютон. - Она живет в доме, в машине, на улице».

«Желание стать известным сжигало меня из-нутри», - признавался Ньютон позднее. Ближай-шей целью фотографа был французский Vogue , работу в котором он наконец получил в 1961 году. Правда, издателей смущала откровенная эротика, которой были пронизаны все работы фотографа. Алекс Либерман, креативный ди-ректор американской редакции, который впос-ледствии стал большим другом Хельмута, по-началу даже предупреждал коллег, чтобы они были поосторожнее с публикацией его снимков. Идеи Ньютона и их воплощение вообще часто шокировали заказчиков, поэтому он стал прибегать к хитрости. Напри-мер, получив задание от престижного французского журнала Realite на съем-ки знаменитого отеля «Вилла д"Эсте» на озере Комо в Италии, он, как всегда, сделал две серии фотографий: одну, от-носительно строгую, - для публикации, другую, фривольную, - для себя. Вторая впоследствии вошла в книгу Ньюто-на, что привело в ярость дирекцию гос-тиницы, которая, однако, по прошест-вии времени не могла не признать, что снимки замечательные. Среди возму-щавшихся творчеством Ньютона были и феминистки, которые, как ни стран-но, упрекали его в женоненавистничес-тве. На что тот отвечал: «Неужели я стал бы тра-тить свою жизнь на съемки того, что терпеть не могу? На моих фотографиях женщины выглядят могущественными, они источают огромную сек-суальную энергию, которая завоевывает муж-чин. У меня победу празднуют женщины, а муж-чины - просто их аксессуары, рабы. Я все-таки думаю, что я феминист».

Революционные идеи французского журна-ла прекрасно совпадали с мироощущением Ньютона. «Нас пускали рыскать по парижским улицам, как свору диких собак, чтобы мы прино-сили самые скандальные фотографии, опублико-вать которые хватит смелости только у редакто-ров французского Vogue », - вспоминал Ньютон. С начала 70-х годов он начал успешно работать и для американской редакции этого издания, и по заданиям других известных журналов, таких как Harper"s Bazaar, Queen, Elle, Vanity Fair, постоянно путешествуя между Парижем, Мила-ном, Нью-Йорком и Берлином. Он мог не спать неделю, снимая очередную коллекцию, а едва оп-равившись после перенесенного инсульта, пригласил в палату клиники модель и нетвердой еще рукой принялся ее фотографировать.

Ньютон фонтанировал идеями, которые, впрочем, всегда тщательно обдумывал и стремился воплотить, какими бы сложными они ни были. На одной из его фотографий самолет преследовал бегущую девушку. Это был сни-мок в духе Хичкока, обыгрывающий сцену из его фильма «Норд-норд-вест». Ньютон неизмен-но черпал темы из современной культуры, безо-шибочно определяя, какие явления станут зна-ковыми для человека XX века.

В 1975 году Ньютон по заказу французского Vogue делал серию снимков в замке Арканжюс под Биаррицем во Франции. Привлеченный не-обычайно умными глазами своей модели, он развернул ее и заставил обнажить спину и бо-лее деликатную часть тела. Получившаяся фо-тография повергла ревнителей нравственности в шок: они никак не предполагали, что и к обна-женному телу можно применить эпитет «умное».

В 70-е годы окончательно сложился стиль Ньютона: эротика без малейшего намека на пош-лость, абсолютное равновесие чувственности и разума. Сам мастер подчеркивал, что «сексу-альность - это интеллект, она связана с головой», а женщины на его фотографиях выглядят зре-лыми, умными, осознанно привлекательными. Ньютона притягивали именно сильные женщи-ны, недаром среди его моделей были почти все знаковые фигуры времени, в том числе и Маргарет Тэтчер, Элизабет Тейлор, Лени Рифеншталь, Мадонна. Ни капли пиетета перед этими «икона-ми» Ньютон не испытывал: «Для меня фотогра-фия - это процесс совращения, - признавался он. - Какой бы властью ни обладал человек, в мо-мент фотосъемки он принадлежит мне целиком. Не всем фотографам удается совратить моделей, у моей жены и у многих других это не получает-ся. Они - честные фотографы, а я - нечестный». Делая в 1991 году снимки Маргарет Тэтчер, ко-торая, по его словам, «завораживала» («женщина во власти невероятно притягательна», говорил он), Ньютон сумел заставить «железную леди» по-казать, насколько она сексуальна. Во время фотосъемки премьер-министр старалась придать своему лицу нарочито мягкое выражение, но Ньютон подловил момент, когда она расслаби-лась и стала самой собой. В результате та самая фотография Тэтчер - с «украденным» стальным выражением лица - приобрела наибольшую из-вестность и является, вероятно, самым правди-вым из всех ее портретов. А в 2000 году Ньютон по заданию Vanity Fair снимал Лени Рифеншталь, и никто, включая Джун, не понимал, как он может работать с этой «подстилкой германского рейха» - так прозвали Лени в Берлине за ее доку-ментальные фильмы о Гитлере. Девяностодевя-тилетняя дама потребовала от фотографа одно-го: поклясться, что он больше никогда и нигде не назовет ее нацисткой. Ньютон, столько на-терпевшийся за свою жизнь от нацистов, согла-сился. Во-первых, он высоко ценил талант этой женщины, а во-вторых... «Что я мог поделать? - вспоминал он. - Я старая проститутка, поэтому думал только о фотографиях, которые надеял-ся отснять в тот же день, а для этого я мог пообещать даже жениться на ней». Это был подход на-стоящего большого художника.

Что я могу рассказать о своих послед-них двадцати годах? Что я встретил ог-ромное количество скучных голливудских кра-соток, что заработал кучу денег и летаю только первым классом. Больше ничего». И это - о на-сыщенном работой и впечатлениями времени! Ньютон, прославившийся на весь мир и полу-чивший несколько высоких наград, спокойно относился к своей известности, подчеркивая, что фотографирует только для себя. Однако уже в преклонном возрасте задумал основать «Фонд Хельмута Ньютона», отремонтировал на собс-твенные деньги здание в Берлине и передал в дар родному городу свой огромный архив - фотографии, наброски, записные книжки.

И все же открытия своего фонда-музея зна-менитый фотограф так и не увидел: 26 января 2004 года в Лос-Анджелесе прямо за рулем авто-мобиля у него случился инфаркт. Прах Ньютона был перевезен из Америки в Берлин и захоро-нен на кладбище Фриденау.

Как и большинство всемирно известных фото-графов, Ньютон прожил долгую жизнь - 83 года. Этот феномен долгожительства мэтров фотогра-фии он объяснял так: «Когда ты сталкиваешься с чем-то очень неприятным, фотокамера обра-зует нечто вроде барьера между мной и реальной жизнью». Впрочем, с неприятным он сталкивал-ся редко: «Если бы я не любил женщин, то с какой стати я стал бы проводить в их компании - оде-тых и раздетых - всю свою жизнь?»

Детство Хельмута Ньютона

Хельмут родился в Берлине. Его мать была американкой, а отец немецким евреем. Отец владел фабрикой по производству пуговиц, и семья была далеко не бедной. Во время учёбы в лицее, наступил момент, когда все ученики были поделены на арийцев и евреев.

После разделения, отец забрал сына из этой школы и определили в американскую, где Хельмут на долго не задержался. Учился он без желания, и его исключили за лень, повышенный интерес исключительно к девочкам, плаванию и фотографии. Интерес к фотографии мальчик начал проявлять с двенадцати лет, а именно – с того момента, как познакомился с творчеством фотографа Иве. Он приобрёл дешёвый фотоаппарат и занялся фотографией. На его увлечение имело влияние и то, что семья Ньютонов всегда выписывала большое число иллюстрированных журналов.

После исключения из школы Хельмут обратился к Иве, с просьбой учиться у неё ремеслу. В её студии он занимался два года, был ассистентом Иве, пока не уехал из Германии. Срочный отъезд произошёл в 1938 году из-за опасности попасть в нацистский лагерь смерти. Ноютон отправился на корабле в Китай, однако сошёл в Сингапуре, где задержался на время, работая портретистом в одном из местных изданий. Надо отметить, что оттуда его уволили через полмесяца по причине непрофессионализма. В 1940 году он был депортирован в Австралию, где какое-то время работал на плантациях. После освобождения, молодой человек записался в армию и проходил службу, будучи водителем.

Начало карьеры фотографа Хельмута Ньютона, журнал Playboy

После войны Хельмут решил не покидать Австралию и открыл в Мельбурне собственную небольшую студию. В изданиях Queen, Playboy и Gardende Mode он работал свободным фотографом.

В 1948 году Ньютон женился на Джун Браун. Его жена была актрисой, однако впоследствии (с 1970 года) стала известным фотографом. Её псевдонимом был Эллис Спринг.

Хельмут Ньютон (Helmut Newton) - Контрольные отпечатки

Семья в конце пятидесятых перебралась в Европу, а именно – в Париж. Там Хельмут работал для нескольких журналов: Clair, Elle, изданий Voque. С журналами, с которыми фотограф работал в самом начале своей карьеры, он так же не прекращал сотрудничества.

С французским Voque, мастер начал работать на постоянной основе с 1961-го, снимал он для американского и австралийского Voque, при этом жил великий фотограф то во Франции, то в Мельбурне. Его работы появлялись в популярных журналах с завидной регулярностью.

В 1971-ом Хельмут перенёс инфаркт, после чего темп работы немного снизился. В 1975-ом прошла его выставка в Париже в галерее Nikon. Сам фотограф говорил об этом, что работает вовсе не ради выставок в музеях или галереях, однако, если таковые и будут, он не возражает. Автор работ сравнивал себя с «наёмным пистолетом». Но, так или иначе, а Ньютон в семидесятых годах смог изменить представления о моде, красоте и сексуальности. Он умел при съёмках моды быть на шаг впереди. Притом что современного человека удивить не просто, его работы остаются актуальными и сегодня.

Выставка «Воспоминание» Хельмута Ньютона и Фрэнка Ворта

Не воспевая мир шоу-бизнеса, он как бы изучал его, стараясь запечатлеть момент не как подглядывающий зевака, а как наблюдатель, стремящийся узнать суть вещей. Многие популярные личности желали позировать мастеру - Серж Гинзбур, Мик Джаггер , Сигурни Уивер , Стинг , Катрин Денев , Шаде и другие.

Вскоре выставки начали проводиться чаще, кроме того, Ньютон для желающих вёл мастер-классы.

Хельмут Ньютон в журналах мод

С 1881-го Хельмут жил периодически и в Лос-Анджелесе, и в Монте-Карло. Будучи фотографом моды, он стал символом середины прошлого века. Это был переломный момент в истории моды, когда она стала демократичнее, и на смену элегантности начала века пришёл молодёжный раскованный стиль. Именно этот стиль и характерен работам Ньютона.

С шестидесятых годов журналы мод, сократив текст, расширили изобразительный ряд. Большее значение в рекламе начал приобретать цвет. Фотографы же, начали работать и в естественных условиях, а не только в студиях. Это и съёмки на природе, и на безлюдных пляжах, и на помойках, и во дворцах, и на людных рынках. Ньютон, как фотограф, формировался именно в этих условиях.

Хельмут никогда, по его словам, не опускался до съёмки порнографии, хотя все возможности для этого были. Женщины на его фото обычно находятся в подчинённой позе. Автор считал, что женские эротические фантазии как раз и заключаются в господстве мужчин. Он стремился сделать не жестокие эротические снимки, снимки, которые не унижают женщин. Одно время фотограф увлекался садомазохистскими образами.

Модели Хельмута Ньютона

Перед тем, как дать девушке-модели работу, он непременно знакомился с ней, ему было важно увидеть её тело на фото или очно. Мастер не делал проб, он работал с профессиональными натурщицами. По работам фотохудожника можно заметить, что ему нравились высокие, сильные и здоровые девушки, упитанные фигуры, большие спины. Скульптуроподобные образы стали появляться в работах Ньютона в 80-х годах. Он снимал обнажённых девушек на высоких каблуках, считая, что каблуки подчёркивают мышцы бёдер, меняют осанку и форму тела.


Более всего Ньютону нравилось работать с журналом «Voque». По его словам, именно этот журнал давал ему «много места" и всегда был в нём уверен.

Ньютона называли «холодно-пламенным» фотографом, но его работы запоминались, не оставляя никого равнодушным. Популярность длилась много лет, Хельмут был самым влиятельным и самым известным фотографом моды. Существовало даже такое выражение, как «женщина Хельмута Ньютона». Он всегда имел свою точку зрения на моду, от которой не отступал всю жизнь.

Он несколько раз приезжал в СССР. Первый приезд состоялся в 1989 году, а последний, уже в Россию, в 2003-ем. В его планах была работа и активное сотрудничество с Россией, с ней у него были связаны два последних проекта. В 2003 году он привёз выставку «Ретроспектива» и провёл несколько мастер-классов для русских фотохудожников. В

2003 году Ньютон подарил родному Берлину тысячу своих работ. А в 2004-ом там открылся его музей.

Личная жизнь Хельмута Ньютона

Ньютон был женат на актрисе, которая через некоторое время стала известным фотографом – на Джун Браун. Она, начиная с 70-х годов, оказывала на его творчество немалое влияние. По словам Джун, когда Ньютон делал ей предложение, она понимала, что всегда будет лишь второй его любовью, так как первое место всегда будет занято фотографией.

Джун не раз фотографировала его во время работы, где можно видеть мастера таким, каким он был в жизни.

Ньютон всегда хотел снять Тэтчер, неоднократно посылал запросы, но ни разу не получил ответа. Ему удалось пообщаться с ней лишь после того, как она оставила пост премьер-министра, во время конференции.

Уже на склоне лет, великий фотограф в своих интервью говорил, что спокойно относится к своей популярности и высоким наградам, а фотографирует только для себя.

Смерть Хельмута Ньютона

Ньютон умер в возрасте 83-х лет. Он перенёс инфаркт, выезжая на автомобиле со стоянки, в результате фотограф врезался в стену. В больнице он умер. Его прах находится в Берлине.

Хельмут Ньютон (Helmut Newton) в своей жизни сделал достаточно, чтобы стать классиком фотографии ХХ века. Его снимки позволили с нового ракурса взглянуть на моду, красоту и сексуальность. Являясь фотографом модной индустрии, Хельмут всегда был на один шаг впереди своего времени. Доказательством гениальности фотографа являются снимки, сделанные в 70-х годах, которые по сей день не теряют актуальности и приковывают взгляды многих зрителей по всему миру.

Снимки Ньютона публиковались в знаменитых мировых изданиях, таких как Elle, Playboy, Queen, Vogue, Harper’s Bazaar. В работах Ньютона прослеживаются нотки декаданса. Фотограф никогда не воспевал мир шоу-бизнеса, но он внимательно за ним следил и изучал его. Хельмуту позировали многие знаменитые актеры и музыканты — Катрин Денев, Сигурни Уивер, Мик Джаггер, Стинг, Серж Гинзбур, Дэвид Боуи, Шаде.

Чтобы осознать гений фотографа, достаточно взглянуть на его работы.

Джоди Фостер, 1987 год.

Мировую известность фотографу принесла серия фотографий, где звезды изображены одновременно чувственными и холодными. Именно это противоречие вызвало много споров и поводов для дискуссий.

Моника Белуччи

Ральф Файнс

Мадонна

Синди Кроуфорд

Линда Евангелиста

Сигурни Уивер

Катрин Денев

Шаде

«Календарь», 2001 год

В 1999 году фотограф подвел некоторую черту в одном из своих творческих этапов выпуском книги с подборкой своих фотографий под названием «Sumo». Книга получилась поистине фундаментальной. При стоимости в 3000$ издание имело размеры 50 х 70 см и вес - 30 кг.

Фотография «Обнаженная в бассейне». 1975 год. На аукционе данный снимок был продан за 15000$.

Надя Ауэрман - модель 80-90х годов.

Одной из самых знаменитых работ фотографа является необычный портрет его самого с супругой. Жена мастера сидит у зеркала. Она часто помогала ему в организации съемок. Некоторое время назад данный снимок был продан на аукционе Christie’s за $140,000.

(англ. Helmut Newton, 31.10.1920 –23.01.2004) – всемирно известный фотограф немецкого происхождения, обладатель многочисленных наград. Является автором 10 альбомов. Знаменит провокационными откровенными . Критики определяют стиль Хельмута Ньютона как «порнографический шик».

Биография и карьера

Детство. Увлечение фотографией

Хельмут Ньютон (Хельмут Нойштедтер) родился 31 октября 1920 года в Шёнберге (Schönberg), Германия. Его мать Клара Марквис (Klara Marquis) имела немецко-еврейское происхождение, а отец Макс Нойштедтер (Max Neustädter) был евреем с польскими корнями. Хельмут имел сводного по матери брата Ханса (Hans). Отец управлял фабрикой по изготовлению пряжек и пуговиц, принадлежавшей матери Кларе Марквис.

«Я решил отснять первую катушку в берлинском метро. Когда я вышел из метро, на пленке остался один неотснятый кадр. Передо мной возвышалась берлинская радиовышка Funk Turm. Я навел камеру на нее, наклонив немного по диагонали, и нажал на затвор. Когда я забрал проявленную пленку, семь кадров вышли пустыми (те, что были сделаны в метро), а на восьмом красовалось немного смазанное изображение радиовышки. Я решил, что это замечательный снимок, и понял, что начинаю карьеру знаменитого фотографа».

Гонения евреев в Германии

В 1934 году был опубликован проект Нюрнбергских законов о расовой чистоте. Родители Хельмута были вынуждены перевести сына из немецкой гимназии имени Генриха фон Трайгке в американскую школу в Берлине. В кафе появлялись вывески с надписью «Евреям и собакам вход воспрещен».

По признанию Хельмута, в 15 лет он часто пропускал школьные занятия — его главными увлечениями были съемка, девушки и плавание. Он начал посещать курсы фотографа Ивы (Yva).

В 1938 году Макс Нойштедтер был отстранен от руководства фабрикой, арестован и отправлен в концлагерь. Фотограф Ива была сослана в Аушвиц, откуда так и не вернулась. Позже матери Хельмута удалось добиться того, чтобы ее мужа выпустили из лагеря. Она попросила сына уехать из страны.

«За два дня до моего отъезда домой вернулся мой отец - или, по крайней мере, тот человек, который был моим отцом. Я был потрясен, когда увидел его. Он сильно исхудал и как будто стал меньше ростом. Он выглядел глубоким стариком… Больше я никогда его не видел. Когда я покинул Германию, мне было наплевать на страну и ее судьбу, но я сильно тосковал по дому».

Эмиграция

Два года Хельмут ездил по странам Дальнего Востока и Италии. В Сингапуре в течение двух недель он работал корреспондентом газеты Singapore Straits Times.

В 1940 году Хельмут Нойштедтер получил уведомление о том, что он будет выслан из Сингапура. Вместе с другими немцами еврейского происхождения его посадили на корабль и отправили в Австралию в лагерь для интернированных. Там Хельмут был вынужден чистить туалеты, затем его отправили на сбор персиков для консервного завода. Работники цеха неоднократно подвергались грабежам и нападениям.

В 1942 году Хельмут был призван в австралийскую армию. Сначала он работал водителем, затем вместе с другими солдатами его отправили чернорабочим на железную дорогу, а после — на сахарный и цементный заводы.

Демобилизация и новое имя

В 1946 году Хельмут был демобилизован и получил австралийский паспорт. Он принял решение сменить фамилию с Нойштедтер на Ньютон.

«Побуждаемый стремлением стать великим фотографом, я решил изменить свое имя. Фамилия «Нойштедтер» не подходила для того персонажа, которого я себе представлял. Я решил, что этот человек должен сохранить связь со своей ранней юностью, поэтому оставил имя Хельмут, но выбрал фамилию «Ньютон», которая показалась мне хорошим английским аналогом моей немецкой фамилии. Я поклялся никогда больше не думать о себе как о Нойштедтере. Хотя некоторые люди подозревали, что моя настоящая фамилия звучит иначе, я с большим успехом убедил весь мир, что меня зовут Хельмут Ньютон».

Австралия. Начало карьеры фотографа

В 1946 году Хельмут Ньютон открыл небольшую собственную фотостудию в Мельбурне. Здесь он познакомился со своей будущей женой, актрисой Джун Браун (June Browne), которая хотела подработать позированием фотографу. Некоторое время Хельмут брал заказы на выполнение портретных и свадебных съемок, а Джун стала его ассистенткой.

В мае 1948 года Хельмут Ньютон и Джун Браун обручились в соборе Святого Патрика в Мельбурне.

В начале 1950-х гг. Хельмут Ньютон начал делать рекламные снимки для магазинов и различных каталогов.


В 1953 году была организована первая выставка Хельмута Ньютона «Новый вид фотографии» совместно с Вольфгангом Зиверсом (Wolfgang Sievers).

В 1956 году Хельмут Ньютон начал сотрудничать с Australia.

Лондон. Сотрудничество с Vogue UK

В 1957 году Vogue UK заключил годовой контракт с Хельмутом Ньютоном. Вскоре стало понятно, что стиль его съемки не подходит для британской версии издания. Фотографии Ньютона редко публиковали по той причине, что они были слишком откровенными и провокационными.


В один из съемочных дней он попросил модель прислониться к фонарному столбу и запечатлел ее в таком виде. Когда редактор Vogue UK Одри Уизерс (Audrey Withers) увидела снимок, она сказала: «Хельмут, настоящая дама никогда не прислоняется к фонарному столбу».

«Мои собственные фотографии были отвратительными и становились все хуже, скучнее и бездарнее - ничего похожего на снимки, которые я делал в Австралии. Редакторы задавали мне жару, но никто не предлагал помощи или совета. Я был простодушным пареньком из австралийского буша, не знавшим, что ему делать. Я не понимал английского образа жизни и не интересовался им».

Чтобы оплачивать счета и кормить семью, Хельмут Ньютон выполнял рекламные заказы. За месяц до окончания контракта он сообщил Одри Уизерс, что прекращает сотрудничество.

Поиск постоянной работы

В конце 1957 года Хельмут Ньютон вместе с женой отправился в Париж и начал сотрудничать с журналом Jardin des Modes.

В 1958 году Ньютон отправил редакционному директору Александру Либерману свои работы и сопроводительное письмо, в котором спрашивал о возможности сотрудничества с Vogue US.

В 1959-1960 гг. фотограф снимал для модных каталогов и Vogue Australia. В 1960-м Ньютон получил ответное письмо от Александра Либермана, в котором сообщалось о невозможности его работы в Vogue US.

В 1961 году Хельмут Ньютон вместе с женой переехал в Париж. В этом же году он начал снимать для Vogue Paris, выполнял заказы для Queen и Vogue UK.

В 1964 году редактор Vogue Paris Франсуаза де Ланглейд узнала о сотрудничестве Ньютона с журналом Queen. Произошла ссора, и Хельмут покинул Vogue Paris.

Вторая половина 1960-х гг. Признание творчества

В 1966 году Vogue Paris возглавила Франсин Крестен (Francine Crescent). Она предложила Хельмуту Ньютону вернуться в издание.

В середине 1960-х гг. Хельмут Ньютон стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых фотографов. Он приобрел квартиру в Париже, дом и виноградники в Сен-Тропе.

В 1995 году для страниц апрельского New York Magazine Хельмут Ньютон сделал ряд снимков с участием Лизы Тейлор и добермана. На одном из кадров собака сжимала зубами запястье девушки.

2000-е. Последние годы творчества

В 2000 году Хельмут Ньютон провел выставку-ретроспективу своих работ в Немецком центре фотографии.

В 2003 году в Москве в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» прошла выставка Хельмута под названием «Ретроспектива». Ньютон приехал в столицу на открытие и провел мастер-класс. В этом же году Хельмут Ньютон решил основать собственный фонд.

23 января 2004 года, в возрасте 83 лет, Хельмут Ньютон выезжал с парковки отеля Chateau Marmont Hotel близ бульвара Сансет и, не справившись с управлением, врезался в стену. Через час он скончался в одной из клиник Лос-Анджелеса.


В 2004 году после смерти фотографа был основан Фонд Хельмута Ньютона (Helmut Newton Foundation).

Стиль фотографии Хельмута Ньютона

«Чьи-то фотографии - это искусство. Но только не мои. Если они когда-либо будут выставляться в галерее или музее, я не возражаю. Но я делаю их не для этого. Я - наемный пистолет!»

Хельмут Ньютон является одним из самых влиятельных фотографов XX века. Основными темами на протяжении всего его творчества были доминирование, БДСМ, проституция, вуайеризм и пр. Неоднократно на снимках Хельмута Ньютона появлялись модели в ошейниках, ортопедических , инвалидных креслах и т.д. Он наполнял фотосюжеты сексуальным смыслом, использовал в кадре кровь и сырое мясо.

«Часто мужчины признавались мне, что мои серии с изображением обнаженных женщин вызывали у них внутренний ужас. Это тот самый эффект, который мне нравится».

В своих интервью Хельмут Ньютон подчеркивал, что ему интересна природа власти - политической, финансовой и сексуальной.

Критики называли стиль Хельмута Ньютона «порнографическим шиком». Его работы часто сравнивали с творчеством , чьи снимки также находили возмутительными и неполиткорректными.

Награды

1990. Национальный Гран-при Франции за фотографическое искусство.

1992. Звание Офицера монакского Ордена искусств, литературы и науки.

1992. Большой командорский крест «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

1996. Звание Командора французского Ордена искусств и литературы.

2001. Звание Почетного члена Общества культурного наследия Монако.

Альбомы Хельмута Ньютона

1976. «Белые женщины».

1978. «Бессонные ночи».

1981. «Много наготы», «Они идут».

1984. «Мир без мужчин».

1989. «Частная собственность» (в соавторстве с Маршаллом Блонским).

2000. «Работы Хельмута Ньютона» (в соавторстве с Джун Ньютон).

2003. «Автобиография».

Альбомы, опубликованные после смерти Хельмута Ньютона

2005. «Playboy: Хельмут Ньютон».

2005. «Оружие напрокат».

Портреты знаменитостей

Карен Мюлдер

Интервью Хельмута Ньютона для Designboom.com (20 сентября 2001)

Designboom: Какой момент дня самый лучший?
Х.Н.: Работа с освещением среди ночи.

Designboom: Конечно, вы замечаете, как одеваются женщины. Есть ли у вас предпочтения?
Х.Н.: Мои вкусы меняются со временем. Кроме того, каждое десятилетие меняются фигуры женщин. Мне нравится Высокая мода, потому что сейчас все выглядят одинаково… в джинсах и кроссовках.

Designboom: Какую одежду вы стараетесь не носить?
Х.Н.: Стилеты (смеется).

Designboom: Хотели ли вы стать фотографом, когда были ребенком?
Х.Н.: В 1936 году меня выгнали из школы как безнадежного ученика. Я хотел стать папарацци.

Designboom: Вам больше нравится фотографировать на улице или в помещении?
Х.Н.: Где угодно, только не в студии.

Designboom: Опишите свой стиль так, как это сделал бы ваш хороший друг.
Х.Н.: Если мне нечем заняться, я придумываю сказки про себя. Это самое лучшее времяпровождение. Мои фотографии похожи на истории, у которых нет начала, середины и конца.

Designboom: Вы предпочитаете черно-белые снимки?
Х.Н.: Я делаю разные фотографии и снимаю черно-белое кино. Сложно сказать.

Designboom: Можете ли вы описать эволюцию своих работ, начиная с самых первых и заканчивая сегодняшними?
Х.Н.: Интересно иметь запреты, чтобы обходить их. Оглядываясь на свои старые модные фотографии, мне становится любопытно: откуда, черт возьми, я нашел мужество, чтобы пройти через все эти сложности?

Designboom: На протяжении всей вашей творческой карьеры вас называли по-разному: сексистом, дальновидцем… Вы когда-нибудь снимали для порножурналов?
Х.Н.: В течение двадцати лет я много вкладывал в журнал Playboy. Они просили меня «Пожалуйста, сделайте что-нибудь для нас… Только это должно отличаться от снимков для французского Vogue.»

Designboom: Можете ли дать совет молодежи?
Х.Н.: В фотографии есть два самых грязных слова: первое — «искусство», а второе — «хороший вкус». Красота — это интеллект. А гламур не имеет ничего общего с деньгами.

Интервью Хельмута Ньютона для Литы Хардинг (опубликовано в 2001 году Index Magazine)

Л.Х.: Какой ваш любимый журнал?
Х.Н.: Он называется Housewives In Bondage. Это порножурнал, который продавался в Лос-Анджелесе. Не знаю, существует ли он сейчас, но в нем был очень хороший контент.

Л.Х.: Вы делали фотосессии для этого издания?
Х.Н.: К сожалению, нет.

Л.Х.: Но вы снимали для Playboy.
Х.Н.: О да, я делал это на протяжении двадцати лет. Думаю, сейчас мои работы были бы очень странными для этого журнала. Там работают хорошие люди, очень щедрые и понимающие. Я всегда был в хороших отношениях с ними. Но человек, представляющий Playboy в Чикаго, однажды написал мне очень официальное письмо, в котором говорилось следующее: «Хельмут, вы так давно не работали с нами. Сделайте для нас что-нибудь, только не такое странное, как для французского Vogue.»

Официальный сайт: www.helmut-newton.com



Поделиться