Известный фотохудожник но их отношения. Знаменитые фотографы

Многие знают лучшую женщину-фотографа Энни Лейбовиц, а вот о первых женщинах, взявших в руку фотоаппарат, информации не так много, а популярность их ничтожно мала.

Вы только представьте себе то время, когда фотография начинала зарождаться, и поймете, почему женщинам-фотографам было непросто завоевывать авторитет и уважение в мире фото. Оборудование было громоздким и тяжелым, не под стать хрупкому женскому телосложению. Им приходилось работать с химикатами. Они тратили много времени и сил на то, чтобы получить, наконец, снимки, которые, заметим, далеко не всегда радовали глаз зрителя. К тому же, женщин-фотографов попросту отказывались принимать всерьез, воспринимая их лишь в качестве ассистентов или помощников. Отличным свидетельством этому является вот такая история. Когда фотограф Роберт Титлер снимал руины, оставшиеся после восстания наемных солдат в Индии в 1858 году, ему при съемке помогала его жена Харриет. Вот только история предпочитает не упоминать этот факт, запомнив только имя Роберта Титлера

Однако женщин-фотографов на заре зарождения фотографии было немало. Их не могло остановить ни общественное мнение, ни какие-либо другие трудности. Основным их отличием от мужчин-коллег были железная воля, целеустремленность и своеобразный (женский) взгляд на окружающую действительность.

Британский биолог Анна Эткинс стала одной из первых женщин-фотографов. Судьбоносным, а иначе и не скажешь, стало ее знакомство с Фоксом Толботом, тоже увлекающимся биологией и фотографией. Именно Толбот рассказал Анне о процессе цианотипии (способ монохромной фотографической печати, дающий отпечатки голубого оттенка). Вскоре Эткинс стала пользоваться этим методом, с целью создания идеальных изображений растений. Ведь до этого ученые в основном применяли зарисовки. Спустя какое-то время, а если быть точным, то в 1843 году, выходит ее книга «Британские водоросли: цианотипии», которая становится первой в истории книгой, иллюстрированной фотографиями. Анна продолжает активно пользоваться методом цианотопии, но со временем переходит на метод фотограммы (известный тогда, как «теневая фотография»), который впоследствии активно использует в своих книгах.

В 1985 году Ларри Шааф (Larry Schaaf) написал о ней: «Анна Эткинс соединила чувство прекрасного с точной наблюдательностью, и она занимает место одного из наиболее значимых новаторов эпохи зарождения фотографии».

Джулию Кэмерон можно смело назвать самой известной женщиной фотографом на заре фотографии. Собственно, большую часть своей жизни леди Кэмерон не имела к фотографии никакого отношения, пока не получила подарок от дочери - камеру. С этого момента жизнь Джулии резко изменилась, фотография стала для нее не просто хобби, а наваждением, смыслом жизни.

Льюис Кэррол отзывался о фотографиях леди Кэмерон так: «Все ее фотографии умышленно расфокусированы — одни очень хороши, другие просто ужасны, однако она говорит о них так, будто бы они шедевральны».

Вопросы технического плана никогда не волновали Джулию Кэмерон, ее образы никогда не были статичными и все время двигались, раскрывали себя в движении. Кэмерон никогда не пыталась подражать другим фотографам, она видела мир сквозь призму объектива по-своему, неповторимо и неотразимо. Ее снимки впечатляют, они несут некий скрытый внутренний смысл и идею.

Даже сам Виктор Гюго почтил ее вниманием, написав ей: «Ни один человек не использовал лучи солнца так, как это сделали вы. Я преклоняюсь перед вами».

Кроме того, перед объективом ее камеры в разное время оказывались Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон, Генри Лонгфелло и многие другие.

Известными фотографами становятся волей случая, и никак иначе. Фрэнсис Джонстон жила и горя не знала, пока близкий друг семьи Джордж Истман (изобретатель, один из основателей компании Kodak) не подарил ей первую фотокамеру. Собственно, именно с этого момента жизнь Джонсон и изменилась. В скором времени она отправляется путешествовать по Европе в качестве фотографа. Фрэнсис работает в Eastman Kodak, а уже 1895 году открывает собственную фотостудию. Джонстон, имея доступ в высшие круга общества того времени, запечатлевала на пленке знаменитостей той эпохи. Щелчки затвора ее камеры можно было услышать в Белом доме, за что и получила прозвище «придворного фотографа». Волевая и сильная, Джонстон беспрестанно говорит о важной роли женщины в стремительном развитии искусства фотографии. В 1897 году она опубликовала статью под названием «Что женщина может сделать с фотоаппаратом» (What a Woman Can Do With a Camera).

На этом я и хотел бы закончить свой рассказ о первых женщинах-фотографах. Их было не так много, но история предпочла забыть их имена, оставив на память лишь снимки…

Профессия фотографа сегодня является одной из самых массовых. Пожалуй проще здесь было бы стать лучшим из лучших в начале или середине XX века. Сегодня, когда каждый второй или третий фотограф, ну по-крайней мере себя таковым считает, критерии хорошей фотографии, на первый взгляд, размыты. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Стандарты качества и установка на талант никуда не делись. Всегда нужно держать перед глазами своего рода эталон, пример, на который можно было бы равняться. Мы подготовили для вас список 20 лучших фотографов мира, который станет отличным камертоном...

Александр Родченко

Фотограф-революционер. Родченко для фотографии значит столько же, сколько Эйзенштейн для кинематографа. Он работал на стыке авангарда, пропаганды, дизайна и рекламы.

Все эти ипостаси составляли неразрывное единство в его творчестве.




Переосмыслив все жанры, что существовали до него, он совершил своего рода великий перелом в искусстве фотографии и задал курс всему новому и прогрессивному. Знаменитые фотографии Лили Брик и Маяковского принадлежат его объективу.

  • А еще он автор знаменитой фразы “Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев”.

Анри-Картье Брессон

Классик уличной фотографии. Уроженец Шантелуп, департамента Сены и Марны во Франции. Начинал как художник, рисующий в жанре “сюрреализм”, но этим его достижения не исчерпываются. В начале 30-х годов, когда в его руки попала знаменитая «Leica», он навеки влюбился в фотографию.

Уже в 33-м году прошла выставка его работ в «Julien Levy», галерее Нью-Йорка. Он работал с режиссером Жаном Ренуаром. Особенно ценятся уличные репортажи Брессона.



Особенно современники отмечали его талант оставаться незаметным для фотографируемого.

Поэтому в глаза бросается непостановочный, достоверный характер его фотографий. Как настоящий гений, он оставил плеяду талантливых последователей.

Антон Корбайн

Пожалуй, для фанатов западной рок-музыки это имя - не пустой звук. Вообще, один из самых известных фотографов мира.

Самые оригинальные и незаурядные фотографии таких групп, как: Depeche Mode, U2, Nirvana, Joy Division и других сделаны Антоном. Он же является оформителем альбомов группы U2. Плюс снял клипы для ряда команд и исполнителей, среди которых: Coldplay, Том Уэйтс, Ник Кейв, легенда кантри Johnny Cash, мастодонты трэш-метала Metallica, певицы Roxette.



Критики отмечают оригинальность стиля Корбайна, у которого, впрочем, сонмы подражателей.

Мик Рок

Бывают фотографы-папарацци, без спросу вторгающиеся в личную жизнь звезд и безжалостно оттуда вышвыриваемые. А бывают такие, как Мик Рок.

Что это значит? Ну как вам сказать. Помните Дэвида Боуи? Вот Мик - единственный из людей с объективом наперевес, кто был вхож в личное пространство открывателя новых музыкальных горизонтов, трикстера и марсианина от рок-музыки. Фотоработы Мика Рока - это своего рода кардиограмма периода творчества Боуи с 1972 по 1973, когда Зигги Стардаст еще не вернулся обратно на свою планету.


В тот период и ранее Дэвид и его соратники усиленно работали над образом настоящей звезды, который в результате стал явью. По бюджету работы Мика недорогие, но производящие впечатление. “Всё было создано на очень маленьких средствах с дымом и зеркалами”, - вспоминал Мик.

Георгий Пинхасов

Оригинальный фотограф своего поколения, член агентства Magnum, выпускник ВГИКА. Именно Георгий был приглашен Андреем Тарковским на съемочную площадку фильма “Сталкер” в качестве репортера.

В годы Перестройки, когда в приоритете среди продвинутых фотографов был жанр “ню”, Георгий одним из первых обратил внимание на важность репортажного снимка. Говорят, что он сделал это с подачи Тарковского и Тонино Гуэрры.



В результате сегодня его снимки той повседневности - не только шедевры, содержащие в себе подлинность, но и важнейшие свидетельства той эпохи. Одним из известных циклов Георгия Пинхасова являются “Тбилисские бани”. Георгий отмечает важную роль случайности в искусстве.

Энни Лейбовиц

Важнейшее имя для нашего списка лучших фотографов. Энни сделала своим главным творческим принципом погружение в жизнь модели.

Один из самых знаменитых портретов Джона Леннона сделан ею, причем довольно спонтанно.

“Я тогда еще не умела управлять моделями, просить их сделать то, что мне нужно. Я просто замеряла экспозицию и попросила Джона на секунду глянуть в объектив. И щелкнула...”

Полученный результат сразу попал на обложку Rolling Stone. Последняя фотосессия в жизни Леннона была также проведена ею. То самое фото, на котором обнаженный Джон калачиком свернулся вокруг Йоко Оно, облаченной во все черное. Кто только не попадал в объектив камеры Энни Лейбовиц: беременная Деми Мур, Вупи Голдберг, купающаяся в молоке, Джек Николсон, в домашнем халате играющий в гольф, Мишель Обама, Наталья Водянова, Мэрил Стрип. Всех и не перечислить.

Сара Мун

Настоящее имя - Мариэль Хаданг. Родилась в Париже 1941, во время режима Виши ее семья переезжает в Англию. Начинала Мариэль как модель, позируя для разных изданий, потом попробовала себя по ту сторону объектива и вошла во вкус.

Можно отметить ее чуткую работу с моделями, так как об их профессии Сара знала не понаслышке. Ее работы отличаются особенной чувственностью, у Сары отмечают талант особенно чутко передавать женственность своих моделей.

В 70-е годы Сара уходит из модельной сферы и обращается к черно-белой художественной фотографии. В 1979 году снимает экспериментальное кино. Впоследствии работала в качестве оператора на съемочной площадке фильма “Лулу”, который получит в 1987 году премию Венецианского кинофестиваля.

Салли Ман

Еще одна женщина-фотограф. Уроженка Лексингтона, штат Вирджиния. Практически никогда не уезжала из родных мест. С 70-х принципиально работает только на Юге Соединенных штатов.

Снимает только летом, все остальные сезоны занимается проявкой фотографий. Излюбленные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурная фотография. Любимая цветовая гамма: черно-белая. Прославилась Салли фотографиями, где запечатлены члены ее семьи - муж и дети.

Главное, что отличает ее работы - простота сюжетов и интерес к повседневной жизни. Салли и ее муж относятся к поколению хиппи, что стало фирменным стилем их жизни: жизнь вдали от города, огород, независимость от социальных условностей.

Себастьян Сальгадо

Магический реалист от фотографии. Все свои чудесные образы он черпает из реальности. Говорят, что красота в глазах смотрящего.

Так вот, Себастьян способен разглядеть ее в аномалиях, несчастьях и экологических катастрофах.



Вим Вендерс, выдающийся режиссер “Немецкой новой волны”, на протяжении четверти века исследовал творчество Сальгадо, результатом чего стал фильм “Соль Земли”, получивший специальный приз на Каннском фестивале.

Уиджи (Артур Феллиг)

Считается классиком криминального жанра в фото. В период его активного творчества ни один городской инцидент - от драки до убийства, не оставался без внимания Уиджи.

Он опережал своих конкурентов, а порой поспевал на место преступления даже раньше, чем полицейские. Помимо криминальной тематики, специализировался на репортажах о повседневной жизни трущоб мегаполиса.

Его фотографии легли в основу нуара Жюля Дассена Naked City, а еще Уиджи упоминается в “Хранителях” Зака Снайдера. А еще известный режиссер Стэнли Кубрик в юности учился у него искусству фотографии. Посмотрите ранние фильмы гения, они определенно сделаны под влиянием эстетики Уиджи.

Ирвин Пенн

Мэтр в портретном жанре. Можно отметить у него ряд излюбленных приемов: от съемок моделей в углу комнаты до использования однотонного белого или серого фона.

Также Ирвин любил фотографировать представителей различных рабочих профессии в их униформе и с инструментами наперевес. Родной брат режиссера “Нового Голливуда” Артура Пенна, известного своими “Бонни и Клайдом”.

Диана Арбус

Имя, полученное при рождении - Диана Немерова. Ее семья эмигрировала из Советской России в 1923 году и поселилась в одном из кварталов Нью-Йорка.

Диану отличала тяга к нарушению общепринятых норм и к совершению экстравагантных поступков. В 13 лет, вопреки воле родителей, она вышла замуж за Алана Арбуса, начинающего актера и взяла его фамилию. Через некоторое время Алан оставил подмостки и занялся фотографией, приобщив к делу жену. Они открыли фотостудию и разделили обязанности. Творческие разногласия привели к разрыву в 60-х. Отстояв свои творческие принципы, Диана стала культовым фотографом.



Ее как художника отличал интерес к уродцам, карликам, трансвеститам, слабоумным. А также к обнаженной натуре. Больше узнать о личности Дианы можно, посмотрев картину “Fur”, где её отлично сыграла Николь Кидман.


Евгений Халдей

Очень важный для нашего списка фотограф. Благодаря ему запечатлены ключевые события первой половины XX века. Будучи еще подростком, он выбрал стезю фотокорреспондента.

Уже в 22 года он сотрудник “Фотохроники ТАСС”. Делал репортажи о Стаханове, запечатлел строительство Днепрогэс. Проработал военным корреспондентом всю Великую отечественную войну. Пройдя от Мурманска до Берлина со своей верной камерой “Leica”, он сделал ряд фотографий, благодаря которым мы сегодня может хоть немного представить военные будни.

В око его объектива попала Потсдамская конференция, водружение красного знамени над Рейхстагом, акт капитуляции фашистской Германии и другие важнейшие события. В 1995-м, за два года до смерти Евгений Халдей получил титул Рыцаря ордена искусств и литературы.

Марк Рибу

Мастер репортажного жанра. Первая его знаменитый снимок, напечатанный в Life - “Маляр на Эйфелевой башне”. Признанный как гений фотографии, Рибу отличался скромным характером.

Он старался оставаться незаметным как для фотографируемых, так и для своих почитателей.


Наиболее известен снимок девушки-хиппи, протягивающая солдатам, стоящим с автоматами наперевес, цветок. Есть у него и цикл фотографий из повседневной жизни СССР 60-х и еще масса всего интересного.

Ричард Керн

И еще немного рок-н-ролла, тем более, что это основная тема данного фотографа, наряду с насилием и сексом. Считается одним из важнейших фотохудожников для нью-йоркского андеграунда.

Запечатлел многих известных, можно сказать - экстремально известных музыкантов. В их числе абсолютный монстр и трансгрессор панк-музыкант GG Allin. Керн также сотрудничает с мужскими журналами, куда поставляет свои эротические работы.

Но подход его далек от общепринятого глянцевого. В свободное от фотографии время занимается съемкой клипов. В числе групп, с которыми Керн сотрудничал - Sonic Youth и Marilyn Manson.


Томас Моркес

Хочется спокойствия, безмолвия, а может и безлюдья? Тогда это одна из самых подходящих кандидатур. Томас Моркес из Чехии - Фотограф-пейзажист, избравший своей темой обаяние осенней природы. В этих снимках есть все: романтика, грусть, торжество увядания.

Один из эффектов снимков Томаса - желание выбраться подальше от городского шума в какие-нибудь такие дебри и поразмышлять о Вечном.


Юрий Артюхин

Считается лучшим фотографом диких животных. Является научным сотрудником лаборатории орнитологии в Тихоокеанском институте географии РАН. Юрий страстно любит птиц.


Именно за фотографии пернатых он удостаивался (и не раз) самых различных наград не только в России, но в мире.

Хельмут Ньютон

Как насчет жанра “ню”? Отличный, очень тонкий и деликатный жанр, в котором есть свои мастера.

Своими работами прославился Хельмут весь мир. Его негласным девизом стало выражение “Sex sells”, что значит “секс помогает продавать”.

Лауреат престижнейших конкурсов, в их числе наград - французский “Орден искусств и литературы”.


Рон Галелла

Охватив различные направления фотографии, нельзя не сказать о пионере такого сомнительного и в то же время важного для понимания современного мира жанра, как папарацци.

Вы, наверное, знаете, что это словосочетание пошло от фильм Федерико Феллини “Сладкая жизнь”. Рон Гарелла относится к тем фотографам, которые не будут спрашивать разрешения на съемки, а напротив - будут подлавливать звезд, когда они к этому и не готовы в общем-то.

Джулия Робертс, Вуди Аллен, Аль Пачино, Софи Лорен - вот далеко не полный список тех, кого своевольно подловил Рон. Однажды Марлон Брандо настолько осерчал на Рона, что с ходу выбил ему несколько зубов.

Ги Бурден

Один из важнейших фотохудожников, которые нужны для правильного понимания мира моду, ее истоков и эстетики. Сочетает в своих работах эротизм и сюрреализм. Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Первые снимки он опубликовал в середине 50-х годов. Фотография была, мягко говоря вызывающими.Девушка в изящной шляпке на фоне телячьих голов, выглядывающих из витрины мясной лавки. В течение последующих 32 лет Бурден регулярно поставлял занятные снимки в журнал Vogue. Что его отличало от многих коллег, так это то, что Бурдену была предоставлена полная творческая свобода.

Так сложилось, что мы видим войну мужскими глазами. Говоря о военной фотографии, большинство из нас вспомнит имя Роберта Капы, кому-то, возможно, на ум приходит Дон Маккаллин, некоторые упомянут Джеймса Нахтвея. Но практически никто не назовет женских имен. Мы решили исправить эту ситуацию, показать женский взгляд на войну и вспомнить известных женщин-фотографов на полях сражений.

Герда Таро

В 2007 году публике были представлены сокровища «мексиканского чемоданчика» - около 4500 потерянных негативов со времен гражданской войны в Испании. Эти фотографии позволили не только увидеть неизвестные ранее снимки Роберта Капы, но и вернуть из забытья его близкую подругу, фотографа Герду Таро.

Герда Таро, или Герда Похорилле, была немецкой беженкой еврейского происхождения. С юности она была активисткой коммунистического движения и не прекращала деятельность вплоть до прихода Гитлера к власти. В 1933-м ей пришлось покинуть родину и обосноваться в Париже, где она познакомилась с молодым фотографом Андре Фридманом, беженцем из Венгрии. Андре обучил её основам фотосъёмки, и вместе они придумали персонажа, от лица которого продавали свои снимки газетам - молодого и успешного американца по имени Роберт Капа. В то время американское происхождение обеспечивало большие возможности, и Андре Фридман стал действительно успешнее благодаря этому псевдониму.







Фотографическая карьера самой Герды Таро началась во время испанской гражданской войны и там же, к сожалению, завершилась. Герда была бесстрашным фотографом и непрофессиональным журналистом. Она поехала на войну не как нейтральное лицо, а как политический активист и находясь на поле боя периодически зазывала республиканцев в атаку. По её снимкам можно увидеть, что она действительно училась у Капы и полностью разделяла его максиму о том, что в близости к объекту кроется хороший кадр - она не страшилась снимать даже на передовой.

По иронии судьбы её лучший фоторепортаж оказался для неё и последним. В 1937-м, приехав в агонизирующую Испанию во второй раз, Герда Таро снимала крупное сражение - битву при Брунете. Отсняв большой репортаж, Герда ехала в машине отступающих республиканцев. Автомобиль попал в аварию, и фотограф умерла от полученых травм.

В Париже её чествовали как героя, сам Альберто Джакометти сделал её надгробие, а Пабло Неруда выступил in memoriam.


Маргарет Бурк-Уайт

В отличие от Герды Таро, Маргарет Бурк-Уайт сознательно строила свою карьеру фотожурналиста. Начиная с конца 1920-х она активно делала снимки на индустриальные темы, была одним из первых западных фотографов, которого допустили к советским промышленным объектам, и в конце концов стала первой женщиной-фотокорреспондентом журнала Life.

Бурк-Уайт вообще часто становилась первой в чём-либо, поэтому иногда её даже называют первой женщиной - военным фотожурналистом. Это несправедливо как по отношению к Герде Таро, так и по отношению к Хелен Джонс Киртланд, которая снимала ещё в Первую мировую войну.

При этом Маргарет Бурк-Уайт стала одной из первых, кто начал снимать Вторую мировую войну и единственным западным фотокором, сумевшим застать начало Великой Отечественной в Москве. Здесь она снимала немного сюрреалистичные фотографии ночной бомбардировки, а потом отправилась сопровождать союзные войска на территории Северной Африки, Италии и Германии, сделала несколько репортажей о жизни американских лётчиков на британских базах и самое главное - зафиксировала освобождение узников концлагерей.






«В тот апрельский день в Веймаре чувствовалась атмосфера какой-то нереальности происходящего, по крайней мере, именно за это ощущение я упорно цеплялась. Я продолжала повторять себе, что поверю в неописуемо ужасное зрелище, только когда смогу взглянуть на свои собственные фотографии. Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня кошмаром».

Ужас Бухенвальда не заставил Бурк-Уайт сменить профессию и спустя несколько лет она вновь оказалась посреди кошмара. Это было время раздела бывшей «жемчужины Британии» на современные Индию и Пакистан, время массовых религиозных конфликтов, «массовых упражнений в человеческих мучениях» (так фотограф назвала те события).

Но на этом всё не закончилось. Бурк-Уайт с готовностью поехала на свою вторую войну. Теперь это была уже Корея, но и здесь фотограф наткнулась на почти средневековые события - кадр с головой северокорейского пленного стал жутким символом той братоубийственной войны.


Ли Миллер

До 1980-х о Ли Миллер говорили в основном только в связи с её кулинарной деятельностью, и даже её сын узнал о том, что его мать была выдающимся фотографом, только после её смерти.

Детство Ли Миллер было непростым: друг семьи изнасиловал её и заразил гонореей, когда ей было всего семь, а отец снимал её голой для своих экспериментов со стереоскопической фотографией лет с 12-ти. В 1920-х уже взрослая Элизабет переехала в Нью-Йорк и работала фотомоделью, однако вскоре ей это наскучило, и она переселилась в Париж, где стала ассистенткой, любовницей и ученицей знаменитого Ман Рэя. У мастера она училась технике соляризации, начала снимать сама и даже выполнила за него несколько фоторабот. Миллер быстро удалось покорить богемный Париж того времени: сюрреалисты, Пикассо, Кокто и многие другие авангардисты были её хорошими друзьями.



Примечательно, что на войну Ли Миллер попала благодаря аккредитации от журнала Vogue. Она прибыла прямо вслед за американскими войсками и вместе с фотографом журнала Life путешествовала по Франции и Германии, снимая применение напалма при осаде Сен-Мало, битву за Эльзас, освобождение Парижа, Бухенвальда и Дахау. Миллер сделала потрясающие снимки именно в этих лагерях: мирно спящий утопленник-эсэсовец, молящая о пощаде охрана, полуживые люди-скелеты. Кажется, что сюрреализм настиг её вновь.

Однако самый знаменитый кадр Ли Миллер был сделан вовсе не в Бухенвальде и не в Дахау. Им стал портрет в заброшенных апартаментах Адольфа Гитлера в Мюнхене. Фото было сделано Дэвидом Шерманом 30 апреля 1945 года - в этот же день Гитлер покончил жизнь самоубийством в Берлине.


После войны Ли начала страдать от депрессии и посттравматического синдрома и бросила фотографию.


Катрин Лерой

Парижанка из хорошей семьи, хрупкая и миниатюрная девушка по имени Катрин отучилась в консервативной католической школе, изучала музыку и собиралась стать пианисткой.

Все было так как мечтали бы типичные родители-буржуа из благополучного района, но когда началась война во Въетнаме, юная Катрин взяла свой фотоаппарат и купила билет в одну сторону. Это было довольно авантюрной затеей: 21 год, никакого опыта съемок войны, никакого портфолио в качестве фотографа. В самолете она познакомилась с другом американского журналиста Чарльза Боннэя, через которого получила журналистскую аккредитацию. Катрин начинает съемки, и спустя какое-то время ей удается получить работу в Associated Press. Ей платили всего 15 долларов за фотографию, но благодаря своему умению делать эксклюзивные снимки, её работа стала незаменимой. В 1967-м Катрин становится первым фотожурналистом-десантником и единственным фотографом,который снимал «Джанкшен-сити» - крупнейшую операцию американских десантников во Вьетнаме. Чуть позже она оказывается возле базы Кхенсань в самый разгар «боев за высоту», там она делает свой самый знаменитый снимок - «страдания санитара».


В ходе военных действий Лерой получает ранение и чудом остается жива: несколько осколков шрапнели попадают в ее Никон, а остальные так и останутся в ее теле навсегда. Но Катрин продолжает снимать Вьетнам и оказывается на территории, захваченной Северным Вьетнамом. При этом она не только не попадает в плен, но и получает возможность сделать фотографии с другой стороны - ей помогает французский паспорт. Несмотря на корни войны во Вьетнаме, французское происхождение часто помогало ей - во время перестрелок она пела что-нибудь на французском, чтобы в ее сторону не стреляли.

После Вьетнама Катрин отправляется на небольшой отдых в Нью-Йорк, переживает постравматический синдром и вновь едет снимать в горячие точки - падение Сайгона, Северная Ирландия, Сомали, Ливан, Ирак, Афганистан и даже Кипр времен турецкого вторжения. В 1982-м она вновь оказывается на пороге смерти - ее похищают боевики в Бейруте и грозятся расстрелять, но каким-то чудом ей удается сбежать.

Лерой стала первой женщиной, получившей медаль Роберта Капы, оставила множество фотографий из разных уголков планеты и везде умудрялась показать своё бесстрашие, которое так сильно диссонировало с ее хрупкостью.


Кристин Шпенглер

Уроженка Эльзаса попала в профессию почти случайно. В возрасте 24 лет она путешествовала со своим братом по Чаду, как вдруг наткнулась на небольшую группу босоногих повстанцев, стреляющих куда-то в небо в отчаянной попытке попасть во французские вертолёты. Дикая и немного странная картина вызвала у неё не желание уехать подальше, а зафиксировать всё на камеру. Её брат в то время работал фэшн-фотографом, и камера оказалась под рукой. После инцидента Кристин поняла, что её интересует в жизни, а брат отдал ей свой «Никон», с которым она и работала большую часть своей 30-летней карьеры. До этого Шпенглер никогда не интересовалась фотографией и не знала даже толком, кто такой Роберт Капа, что позволяло ей иметь свой особый, незамыленный взгляд и постоянно находить особые ракурсы и события.

Показательным примером служит апокалиптичная фотография «Бомбардировка Пномпеня».



Пока все её коллеги-фотографы отдыхали у бассейна, утверждая, что даже военные в воскресение отдыхают, Шпенглер поддалась какому-то инстинкту и засняла один из лучших кадров в своей карьере. Возможно, этот же инстинкт заставлял её и выбирать особые объекты, уделять внимание не только воюющим мужчинам, но женщинам и детям, через которых мы более отчетливо считываем весь ужас военных действий. От Северной Ирландии до Эритреи, от Западной Сахары до Афганистана, от Ирана до Камбоджи - везде Шпенглер видела то, что остальные пропускали. Она всегда выделялась своим внешним видом. Шпенглер никогда не носила касок или бронежилетов, только самую обычную одежду. Сама фотограф говорит, что никогда не боялась смерти, а в 1973-м, после того как её брат покончил с собой, она в течение нескольких лет безуспешно искала её.


Франсуаза Демюльдер

Ещё одной француженкой, на которую сильно повлияла война во Вьетнаме и иконичный снимок детей, обожжённых напалмом, была Франсуаза Демюльдер по прозвищу Фифи. Она училась на философском факультете, работала моделью и, естественно, была политической активисткой. Таких, как она, называют «дети 1968-го». Но два года спустя одних лишь протестов ей оказалось мало, и, вдохновлённая примером Катрин Лерой, она отправилась в путешествие по Южному Вьетнаму. Вместе со своим парнем она колесила по территориям, охваченным военными действиями, делала снимки и оставляла их в офисе Associated Press. Франсуазе повезло: она попала под крыло Хорста Фааса, фотографа и начальника фотоотдела AP. Она обладала должным бесстрашием и именно поэтому была единственной, кому удалось заснять самый конец войны во Вьетнаме. Её первый снимок, получивший статус культового - «Падение Сайгона», - изображает буднично въезжающий на территорию президентского дворца в Сайгоне танк Северного Вьетнама.

Кроме Демюльдер, только австралийский оператор Нил Дэвис смог зафиксировать эти эпохальные секунды. Впрочем, говорят, он остался в Сайгоне вовсе не для этого, а потому как заказал себе костюм и не успел его вовремя забрать.


Демюльдер обладала удивительным талантом находиться в нужное время в нужном месте. Спустя лишь год после Сайгона она оказалась в восточном районе Бейрута и сняла знаменитую резню в Карантине. Кадр полностью изменил представления о ситуации на Ближнем Востоке - после него многие перестали верить в хороших христианских фалангистов и плохих мусульман-палестинцев, а поняли, что и те, и другие могут выступать в роли агрессора. Благодаря этому снимку она стала первой женщиной-лауреатом World Press Photo и навсегда сдружилась с защитником всех палестинцев Ясиром Арафатом.


Аня Нидрингаус

Смерть Ани Нидрингаус произвела на многих особое впечатление. Во-первых, по рассказам коллег, Аня была очень осторожной женщиной, она была именно журналистом, а не авантюристом и всегда думала о своей безопасности. Во-вторых, в событиях участвовал человек в форме афганского полицейского, который сознательно и хладнокровно стрелял по журналистам.

«Я нахожусь близко, но в большинстве случаев стараюсь быть незаметной. Я думаю, в этом и заключается трюк».

Карьера Ани началась в 16-летнем возрасте в родном городе Хестер. Аню попросили написать статью о демонстрации, но вместо этого она принесла фотографии и настояла на их публикации. С тех пор она планомерно выстраивала свою карьеру фотожурналиста. Сначала было падение Берлинской стены и работа в немецком агентстве EPA, потом год работы в бывших республиках Югославии и Associated Press, где она проработала до самой смерти.

В 2005-м Нидрингаус получила Пулитцеровскую премию за освещение войны в Ираке, а чуть позже сделала совершенно особенные кадры раненого американца в Афганистане. То было время, когда она делала репортаж с борта вертолёта команды медицинской эвакуации: через них проходят почти все тяжело раненные бойцы, некоторые умирают там же во время транспортировки. Один из раненых, некий Брит Барнесс, чем-то зацепил Нидрингаус. Во время полёта она делала его снимки и держала за руку, а после уже не могла выбросить его имя из головы: как он, жив ли?





После продолжительных поисков Аня смогла отыскать молодого морпеха, к тому времени ему сделали многочисленные операции и даже удалили часть черепа, но он узнал Аню и был страшно рад её видеть. Страшно потому, что он попросил посмотреть на свои снимки. Аня взяла их с собой и, как опытный фотограф, знала, что нельзя упускать момент. Нидрингаус сделала потрясающий, почти рекурсивный снимок, где Бритт Барнесс смотрит на самого себя - он жив, но, кажется, сам не понимает, как это вышло.


В начале марта National Geographic объявил об акции в поддержку женщин-фотографов по всему миру: их снимки будут отобраны и напечатаны в спецпроекте американской версии журнала. Сегодня такие акции для США не редкость: движение за права женщин набирает обороты. Вспоминаем, как все начиналось.

Первые изменения

Несмотря на то, что в начале XX века американские женщины не имели права даже голосовать, многие из них участвовали в активном развитии фотографии как медиума. К тому же в конце XIX столетия движение за права, профессиональное развитие и эмансипацию гражданок США преуспело в распространении своих идей - некоторые дамы уже претендовали на места в университетах и делали ставку на профессиональное и интеллектуальное развитие, а не на успешное замужество.

Американки начала XX столетия с камерами, 1913 год

Фото из каталога «Кодак», 1914 год

Важным этапом в развитии женской фотографии стала деятельность компании «Kodak». Последняя существенно уменьшила размеры фотооборудования, выпустив в 1888 году портативные домашние камеры и сделав их доступными для фотографов-любителей. «Революция „Kodak“ превратила многих энтузиастов в мастеров и профессионалов, именно с нее и началась продажа фотокамер широким массам.

Однако важнейшую роль в развитии женской фотографии сыграла рекламная кампания Kodak Girls. На плакатах Kodak Girls были изображены женщины-путешественницы с портативными камерами, уверенные в себе, счастливые и целеустремленные. Мысль о женщине, путешествующей в одиночку и попутно реализующей себя как профессионал, в начале XX века была почти революционной и оказала огромное влияние на самосознание американок.

Переход к профессии

После изменений, произошедших в конце XIX столетия, число женщин-фотографов в Америке быстро росло. Если в 1890-х годах их было менее 300, то к 1920-му году стало около 5000. Появились специалистки, занимавшиеся строго очерченной тематикой: сестры Фрэнсис и Мэри Аллен, например, фотографировали архитектуру Новой Англии и сцены сельской жизни.

Сестры Аллен, «Как поживаете?», около 1901 года

Элис Остин, автопортрет, 1902 год

Однако зачастую добившиеся успеха в «светской» фотографии женщины осознавали силу попавшей к ним в руки фотокамеры и резко меняли вектор. Так, Фрэнсис Бенджамин Джонстон получила звание «американского придворного фотографа» за свои снимки Белого дома, элитных мероприятий и портреты знаменитостей, однако современники почти не заметили ее вклад в документальную фотографию: Фрэнсис опубликовала первый в своем роде альбом фоторепортажей из американских учебных заведений.

Другая американка, Элис Остин, после серии портретов зажиточных жителей Стейтен-Айленда и видов их роскошных имений направила объектив в сторону множества иммигрантов и уличных торговцев Манхэттена, став одним из первых американских социальных фотографов.

Фрэнсис Бенджамин Джонстон, «Афроамериканские дети учатся работать с хлопком», 1902 год

Несмотря на значительные гендерные притеснения, преобладавшие на рубеже XX века, фотография была весьма демократичной сферой, предоставлявшей многим женщинам творческие, образовательные и профессиональные возможности. Фотоиндустрия, будучи все еще несколько экстравагантной, даже после становления на капиталистические рельсы давала почти каждому шанс получить практические навыки. Это вдохновляло женщин заниматься фотографией как на любительском, так и на профессиональном уровне.

К началу XX столетия появились журналы, дававшие практические советы по проведению съемок и поддерживавшие стремление женщин учиться. Среди них были American Amateur Photographer и Outing, благодаря которым многие Kodak girls превратились в серьезных практиков. Тем не менее обучение женщин в настоящих фотоклубах, где проводились живые мастер-классы по фотографии, не приветствовалось и американкам отказывали в обучении. Важной фигурой, изменившей восприятие женской фотографии в американском сознании, стала Кэтрин Уид Барнс. Она занялась фотографией в возрасте 35 лет, устроив темную комнату на чердаке.

Кэтрин Уид Барнс, «Изучая японский»

Обложка журнала American Amateur Photographer, 1891 год

Будучи одной из журналисток-самоучек, Барнс вела колонку «Женская работа» для American Amateur Photographer, часто делая прогрессивные для 1920-х годов заявления: «Хорошая работа остается хорошей работой, а плохая - плохой независимо от того, кем она выполнена, мужчиной или женщиной». Уорд дала сильный толчок движению за права американок-фотографов, когда собрала работы 28 женщин из разных штатов и представила их на Международном фотографическом конгрессе в Париже. Выставка имела ошеломляющий успех, и сразу после Франции серия из 142 фотографий отправилась в Санкт-Петербург и Москву, где продолжила демонстрировать масштаб, возможности и силу женской фотографии.

Портреты и художественная фотография

Несмотря на то, что американки начали преуспевать на фотографическом поприще, патриархальные стереотипы не спешили изживать себя. В случае с портретными снимками это лишь играло дамам на руку: женщин как существ чувственных и эмоциональных считали хорошими портретистками, ведь благодаря своей «девичьей чуткости» они могли раскрыть характер изображаемого и усилить впечатление соответствующей эстетической композицией.

«В конце концов, они привыкли накрывать на стол и украшать гостиную, а их навыки общения с детьми бесценны», - так «хвалили» портретисток в 1909 году в статье о женской фотографии в New York Times.

Гертруда Кезебир, «Идеальная мать», 1899 год, фото из архива музея Пола Гетти

Сара Чот Сирс, «Мэри», 1907 год

В 1910-х годах многие женщины увлекались семейной фотографией - это занятие поощрялось патриархальным обществом и не считалось «вызывающим», как, например, практика художественной или социальной фотографии. Ко всему прочему, некоторые домохозяйки начали приносить в семью доход, конкурировавший с заработной платой мужа, что хоть и уязвляло некоторых американцев, но не могло не радовать большинство из них.

Сара Чот Сирс, «Джулия Вард Хоу», 1907 год

Сара Чот Сирс, «Фотография Хелен Сирс с китайским фонариком», 1895 год

Многие из сохранившихся семейных снимков того времени способны составить конкуренцию современным: они отражают идеалы среднего и привилегированного классов и блестяще передают характеры и взаимоотношения людей на фотокарточке или серебряной пластине. Джейн Риз, Вилламина Пэрриш, Матильда Вейл, Элизабет Бухманн, Мэри Бартлетт и Гертруда Кезебир в корне изменили представления о глубине семейной фотографии, когда впервые позволили моделям принять расслабленные позы и запечатлели их в своем естественном состоянии. Стоит отметить, что женщины преобладают в семейной фотографии и по сей день, побеждая в международных конкурсах и художественных отборах.

Элизабет Бауэрман, без названия, 1906 год

Матильда Вэйл, «Через поля», 1901 год

Помимо портретов, женщины исследовали темы, недоступные мужчинам или старательно избегаемые ими. Энн Бригман, например, создала серию обнаженных женских фигур на фоне живописных пейзажей, показав наготу женщины в фотографии в невиданном до того времени контексте. Эмма Джейн Гей из Айдахо, Кейт Кори и Лаура Мэй Армер преуспели в снимках коренных жителей Америки.

Энн Бригман, «Душа расколотой молнией сосны», 1908 год

Грань между любителем и профессионалом в начале XX века была сильно размыта, а потому даже начинающие снимать девушки могли влиять на формирование художественной фотографии.

Женщины меняли взгляды на студийную съемку, создавая работы в стилистике набиравшего в то время обороты пикториализма. Приверженцы этого направления стремились к пикториальному, то есть картинному, подражающему живописи, изображению и добивались этого с помощью типично дамских на тот момент приемов, унаследованных от самой яркой женщины-фотографа прошлого века, Джулии Маргарет Кэмерон: мягкого фокуса и увеличенного времени экспозиции.

Многие женщины к тому моменту добились открытия собственных студий; например, Зайда Бен-Юсуф вела свое дело на Пятой авеню - это место было Меккой студийных фотографов, и попасть туда было непросто. Она создавала художественные снимки, сочетавшие картинные позы с замысловатыми узорами и аллюзиями на античные мифы. К Зайде заглядывали многие представители американской элиты, а ее работы висели в самых престижных домах Нью-Йорка начала XX века.

Зайда Бен-Юсуф, «Аромат граната»

Зайда Бен-Юсуф, автопортрет

Снятые на очень близком, почти интимном расстоянии портреты друзей Евы Уотсон-Шютце, сделанные в Филадельфии и Чикаго, заслужили признание в широких кругах художественной фотографии. Уотсон-Шютце и Гертруда Кезебир стали двумя женщинами - основательницами движения Photo-Secession. Во главе с Альфредом Штиглицем участники Photo-Secession добивались включения фотографии в перечень видов искусства.

Соратница Шютце Гертруда Кезебир в то время была одной из ключевых фигур фотографического пикториализма: ее портреты и снятые с мягким фокусом изображения матерей и детей получили национальное признание.

Ева Уотсон-Шютце, «Роза»

Гертруда Кезебир, «Мина Тернер и ее кузина сосут леденцы»

Гертруда Кезебир, «Индеец»

Несмотря на то, что она покинула Штиглица и Шютце в 1912 году, Кезебир до конца жизни с искреннем убеждением пропагандировала заслуги женщин-фотографов. Благодаря ее усилиям многие из них впервые осознали возможность карьеры в фотографии и вышли за рамки привычной рабочей рутины. Так, Дорис Ульманн, наследница богатой нью-йоркской семьи, начала свой бизнес с портретной студии в Нью-Йорке, где сначала снимала только знаменитостей: Альберта Эйнштейна, Анну Павлову, Уильяма Йейтса. Но свой вклад в развитие фотографии как медиума она сделала позже, создав шокирующую серию портретов потомков бывших рабов: Ульманн запечатлела умирающую ремесленную культуру «черного» Юга США, снимая обедневшие общины в районе Аппалачей и островов Южной Каролины, где эстетика пикториализма стала частью нарратива.

Дорис Ульманн, «Южная гордость», около 1920 года

Дорис Ульманн, «Старушка из Санбоннет»

«Я называю интересным лицо со следами непростой жизни, несущее на себе отпечаток определенного жизненного этапа, какое-то яркое качество или интеллектуальную особенность. Лицо пожилого человека, которое по строгим канонам может считаться не особо красивым, обычно более привлекательно, чем лицо юнца, которого жизнь едва коснулась», - писала Ульманн.

Свое состояние она передала бедным ремесленникам, которых фотографировала в горах, переписав завещание за несколько дней до смерти.

Модернизм, реклама и модная фотография

В то время как в 1920-х годах женщин занимало в основном движение пикториалистов, последующие десятилетия расширили их поле деятельности. На американском Западе фотографы группы f/64 решительно отвернулись от постулатов пикториализма и обратились к модернистским манифестам, природе и жесткому фокусу, на контрасте с надоевшими размытыми изображениями. Само название f/64 означает крайнее в то время значение диафрагмы, которое позволяло сделать предельно четкий фокусный кадр.

Фотографии Альмы Лавенсон и Сони Носковяк и ботаническая серия Имоджен Каннингем в 1930 году отразили возросшее внимание к графике и формальным элементам. Они до сих пор демонстрируются как классический пример фотографий серии f/64. Лаура Гилпин, не состоявшая в группе, с 1930-х годов работала над серией, посвященной народам и ландшафтам американского юго-запада. Ученица Эдварда Уэстона Тина Модотти использовала формально-ригористический подход к движению, применив технику для создания остросоциальных этюдов о рабочем классе.

Тина Модотти, «Руки, покоящиеся на лопате», 1927 год

Тина Модотти, «Парад рабочих», 1926 год

Тем временем американская коммерческая фотография все больше и больше использовалась в рекламе. Эмигрантка из Канады Маргарет Уоткинс первой продемонстрировала комбинацию модернистских композиционных элементов и необычное освещение, за что получила признание всей отрасли и стала преподавать фотографию мужчинам в школе Кларенса и Уайта.

Тони Фрисселл и Луиза Даль-Вулф начали свою карьеру в рекламной фотографии, но к 1930-м переключились на фэшн-съемки и фактически трансформировали модную фотографию, бросив вызов почти всем своим конкурентам: они начали снимать женщин при дневном свете, в нежурнальных позах и в естественных условиях, благодаря чему их работы кажутся актуальными и необычными даже спустя 90 лет.

Тони Фрисселл для Vogue, 1939 год

Луиза Даль-Вулф, «Близнецы на пляже в Нассау», 1949 год

В то время как Даль-Вулф осталась в модной фотографии и существенно изменила ее вектор, реформировав понятие о цвете в глянце, Тони Фрисселл к началу 1940-х устала от модных съемок и ушла на фронт добровольцем: она работала на Красный Крест и снимала боевые действия. Там она создала свою легендарную серию «Женский военный корпус», в которой увековечила заслуги американок во Второй мировой войне.

Фотография 1930-х - 1940-х годов

1930-е принесли важные изменения в художественную фотографию, но она все равно оставалась предоставленной самой себе: Франклина Делано Рузвельта куда больше интересовала Великая депрессия - страшнейший экономический кризис в американской истории, продлившийся с 1929 по 1939 год. Удары депрессии, оставившей почти четверть населения без работы, были тем болезненнее, что последовали за временем беспрецедентного процветания, когда реклама начала устанавливать «высочайшие в мире стандарты жизни», а удачливые бизнесмены становились главными культурными героями. В 1935 году Рузвельт создал FSA - Управление по защите фермерства для решения экономических проблем. Под эгидой FSA на государственную службу были призваны одни из самых успешных фотографов страны: перед ними стояла задача документировать происходящее. Одной из женщин, работавших для этой кампании, была Доротея Ланж.

Доротея Ланж в 1936 году, фотограф неизвестен

Доротея Ланж, «Мать переселенцев», 1936 год

Доротея Ланж отнюдь не вписывалась в современные представления о бравых фотографах-документалистах. В детстве она пострадала от приступа полиомиелита, после которого стала хромать на правую ногу. «Она сформировала меня, наставляла меня, вела меня, помогала мне и унижала меня, - говорила Ланж о своей измененной походке. - Я никогда не могла с ней совладать, но ощущала ее силу и мощь». Инвалидность стала тяжелым испытанием, которое, однако, открыло для Ланж глубину человеческих трагедий, сделало ее более чуткой к чужим горестям и позволило ей создать самую известную, щемящую и выразительную, сегодня носящую статус культовой, фотографию Великой депрессии.

«Я смотрела на эту голодную отчаявшуюся мать и шла к ней, как будто меня притягивал магнит. Я не помню, как объяснила ей свое присутствие и свою камеру, но я помню, что она попросила меня не задавать вопросов. Я сделала пять фотографий, походя все ближе и ближе. Я не спрашивала ни ее имени, ни ее истории. Она сказала мне, что ей тридцать два. Еще она сказала, что они живут, питаясь овощами с окрестных полей и теми птицами, которых удается убивать ее детям. Так она и сидела в этой пристройке к палатке со своими детьми, которые толпились вокруг нее… И мне казалось, что мои фотографии могут помочь ей, а она помогла мне».

Совершенно иной взгляд на 1930-е годы продемонстрировала Барбара Морган. Морган пришла в фотографию из живописи: она хотела совмещать творчество и материнство, поэтому работать могла лишь по ночам, в то время как для рисования был необходим дневной свет. Барбара стояла у истоков танцевальной фотографии - увидев однажды репетицию танцоров, занимавшихся современной хореографией, Морган поняла, что на ее глазах творится история: «Фотографы и художники, документировавшие события 1930-хи Великой депрессии, на мой взгляд, сосредотачивались исключительно на негативе и пораженческих настроениях, вместо того чтобы дарить надежду и подбадривать людей. И все же невероятно живые танцы Марты Грэм, Хамфри Вайдмана и Тамирис глубоко тронули меня. Даже сходя с ума от голода, они не сдавались, и их творчество всегда дарило облегчение американскому обществу во времена стресса и напряжения».

Марта Грэм, «Письмо к миру»

Марта Грэм, «Трио победительниц»

Именно в 1930-е годы многие американки и европейские эмигрантки в Америке начали строить настоящие карьеры в журнале «Лайф», отличавшемся прогрессивной политикой и принимавшем женщин на работу. Это вдохновило их на создание важнейших в истории фотографии серий.

Лизетта Модел активно развивала стрит-фотографию, привнося в нее женский дух. Переехав в США, она без устали бегала по улицам с фотоаппаратом, снимая прохожих, небоскребы и все, что попадалось ей на пути. Ее называли жесткой за беспрецедентность тем и изображений. «Фотокамера - это инструмент обнаружения. Мы фотографируем не только то, что мы видим, но и то, чего мы не знаем», - отвечала Лизетта.

Лизетта Модел с ее камерой и вспышкой, 1946 год

Лизетта Модел, портрет неизвестной

Беренис Эббот, как и многие другие американки начавшая с портретов, была одной из первых женщин, пришедших в научную фотографию. В 1939 году Эббот писала о том, что фотография должна стать «дружественным переводчиком между наукой и обывателем». Беренис и ее творчество стали важной вехой в движении за популяризацию науки.

Доказывая состоятельность женщин-фотографов за пределами семейной фотографии, точку в дискуссии поставила Хелен Левитт. Так же, как и многие другие женщины-фотографы, она снимала детей, но ее кадры не имеют ничего общего с семейными портретами - они ближе к стрит-фотографии.

Антуанетта, или Тони Фрисселл (Toni Frissell) - фотограф из США, прославившаяся, прежде всего, военной и фэшн-фотосъемкой, а также портретами известных и выдающихся людей в неофициальной обстановке. Она работала с Уинстоном Черчиллем, Джоном и Жаклин Кеннеди, Элеонорой Рузвельт и многими другими знаменитостями. Также фотограф известна активной позицией в отношении места женщин в обществе, и многие ее работы использовались в кампаниях за равноправие по гендерному признаку.

Особый, свободный и лиричный взгляд Фрисселл на моделей и сюжет съемки помог ей быстро добиться успеха в модной фотографии, но она не ограничилась им. Среди современников, да и сегодня, Тони известна по своим фотографиям времен Второй мировой войны. На них устрашающие самолеты и их летчики, медсестры в госпиталях и даже осиротевшие дети сфотографированы с позиций жизнеутверждающего позитива.

Это светлые снимки, которые дарят яркие ощущения, даже если речь идет о лондонском мальчике, вернувшемся с прогулки, и увидевшем, что его дом разрушен ракетой ФАУ-2. На фотографии, которая никого не оставляет безучастным, запечатлен ребенок, держащий в руках игрушку - то немногое, что осталось от его жилища и семьи. Фотографию для своей выставки через много лет использовала корпорация IBM. Мальчик, выросший и ставший водителем грузовика, увидел ее и узнал на ней себя.

У Тони Фрисселл много знаменитых фотографий. Кроме снимка маленького лондонца, ее прославил кадр, сделанный во Флориде весной 1947 года. Поэтичное фото с девушкой, будто парящей в воде, использовалось для оформления музыкальных альбомов Билла Эванса, The Beauvilles, This Ascension и других исполнителей.

Другое известное фото, на котором засняты монашки, собирающие раковины на лонг-айлендской отмели, демонстрирует интерес Тони к портретированию женщин всех профессий, возрастов и социальных групп. На нем фотограф сконцентрировалась еще в 50-х годах ХХ века, пропагандируя свободу от общественных стереотипов. Даже фэшн-съемки моделей в вечерних платьях Тони предпочитала проводить на природе, чтобы заинтересовать женщин и помочь им стать активнее.

Яркая карьера в фэшн-съемке, прерванная ради работы на фронте

В решении "общественных задач" Фрисселл помогал талант и профессионализм. Ее обучал сам Сесил Битон, у которого фотограф в молодости работала ассистентом, а давал ей практические советы. Находясь среди знаменитых коллег, она впитывала их знания и преломляла через индивидуальный творческий взгляд. Он принес Фрисселл профессиональное признание: в возрасте 24 лет она уже сотрудничала с американским Vogue. После того, как ее заметил директор крупнейшего модного журнала, Тони получила там работу, а через несколько лет уже печаталась в Harpers Bazaar и других гигантах глянца.

Свои работы автор всегда подписывала девичьей фамилией, даже после замужества с Макнилом Бэконом, жителем Манхеттена и убежденным социалистом. Тони и сама была уроженкой Нью-Йорка. Она появилась на свет на Манхеттене, весной 1907 года и прожила в Большом яблоке до смерти в 1988 году. Фотограф, страдающая болезнью Альцгеймера, скончалась на Лонг-Айленде, оставшись в памяти не только выдающимся фотохудожником, но и смелой, самоотверженной женщиной.

Когда началась Вторая мировая война, Тони заявила, что ей "осточертела" фэшн-съемка и решила доказать себе и окружающим, что может быть настоящим фронтовым фоторепортером. Она добровольно вступила в американский Красный Крест, перейдя из него в Восьмую военно-воздушную армию. Как официальный фотожурналист Женского корпуса, она дважды летала в Европу на Западный фронт, где сделала несколько тысяч снимков солдат на передовой, женщин - бойцов и медсестер, а также мирных жителей, пострадавших от ужасов войны. Ее впечатляющие и наглядные снимки широко использовались в пропагандистских целях, в том числе во время борьбы афро-американцев за расовое равноправие.

После окончания боевых действий, Антуанетта Фрисселл-Бэкон (так звучит полное имя фотожурналистки) была уже известным социально-политическим автором. Это позволило ей переключиться на работу с "сильными мира сего". Параллельно Фрисселл сотрудничала с крупными американскими журналами, специализировавшимися на общественной жизни - Life и Sports Illustrated. Став одной из первых (и немногих) женщин, занимавшихся спортивной фотографией, Тони еще раз продемонстрировала готовность преодолевать социальные барьеры и с честью принимать профессиональные вызовы.

Первая в истории штатная женшина-фотокорреспондент Sports Illustrated параллельно исследовала меняющееся отношение общества к роли прекрасного пола. С 1953 года Фрисселл много внимания уделяла репортажной съемке его представительниц из всех социальных слоев. На снимках женщины представлены во всей полноте эмоций, в разных жизненных ситуациях.

За десятилетия карьеры Тони выпустила пять книг с фотоиллюстрациями, в которых были разнообразнейшие снимки - от портретов послевоенных детей-сирот до эффектных фото политических лидеров.

Работа во всех областях удавалась ей одинаково хорошо - это подтверждали современники Фрисселл и признают сегодняшние зрители, с удовольствием знакомящиеся с ее творчеством.



Поделиться