Как снимать с проводкой. Основы фотосъемки с проводкой

) может значительно повлиять на фотоснимок, как в лучшую, так и в худшую сторону, особенно если речь идет о фотографировании движущихся объектов. Сегодня речь пойдет о «проводке» – это прием фотографирования объектов в движении, который позволяет получить потрясающие результаты (при наличии должного уровня мастерства… или если фотографу сопутствует немного удачи). Чтобы овладеть этим приемом в совершенстве, требуется очень много терпения и практики. Суть проводки заключается в том, что в момент съемки объектив фотоаппарата перемещается вслед за движущимся объектом, в результате чего сам объект получается относительно четким, а фон – динамично размытым.

Это создает эффект движения и скорости, поэтому при использовании этого приема хорошо получаются фотографии любых движущихся объектов: гоночной машины, бегущего питомца, велосипедиста и т.д.

Лучше всего применять проводку при съемке объектов, которые движутся по относительно прямой траектории, когда можно предвидеть, куда они направляются. Если объект движется беспорядочно из стороны в сторону, то, во-первых, фотографировать его с проводкой очень трудно, а во-вторых, снимки выглядят небрежными и размытие фона в разных направлениях смотрится несколько странно.

Как же пользоваться приемом «проводка»?

  • Выдержка должна быть несколько больше, чем обычно. Можно попробовать выдержки в районе 1/30 с, в зависимости от условий освещения и скорости движущегося объекта. Самый приемлемый диапазон выдержек находится между 1/60 и 1/8 с, причем, чем длиннее экспозиция, тем больше шансов, что на снимке появится дополнительная нечеткость за счет дрожания камеры.
  • Место для съемки нужно выбирать таким образом, чтобы никто и ничто не преграждало обзор, с учетом, что при съемке камера будет следить за объектом. Также следует обращать внимание на фон: несмотря на то, что он будет размыт, слишком яркие или бросающиеся в глаза объекты могут отвлечь внимание зрителя от основного сюжета. По возможности нужно выбирать однородный и однотонный фон.
  • Чтобы приспособиться к движению объекта, нужно плавно проследить за ним объективом, стараясь удержать его в кадре на одном месте. При использовании длиннофокусных объективов имеет смысл установить фотоаппарат на штатив или монопод с шарнирной головкой.
  • Лучше всего обычно получаются снимки, когда объект движется параллельно фотографу, не приближаясь и не удаляясь от него – это облегчает задачу фокусировки на движущемся объекте.
  • Фотоаппараты, оснащенные соответствующей функцией, в режиме непрерывной фокусировки могут сами удерживать перемещающийся объект в фокусе, для этого достаточно наполовину нажать кнопку спуска. В зависимости от погодных условий и скорости объекта, автофокус не всегда может быть достаточно точен.
  • Без автоматической фокусировки, или если автофокус слишком медленный, нужно предварительно сфокусироваться в предполагаемой точке съемки на траектории движения. Затем, сопровождая объект, сделать снимок, когда он будет находиться в нужном месте.
  • При срабатывании затвора (кнопку спуска нужно нажимать как можно мягче, чтобы избежать дрожания камеры) объектив должен продолжать движение вслед за объектом, равномерно удерживая его в нужной точке кадра, даже после окончания выдержки. Благодаря такому равномерному движению фон останется динамично размытым на всех частях снимка.
  • Более старые модели цифровых фотоаппаратов и любительские фотокамеры имеют так называемую «задержку затвора». Задержка затвора – это время между нажатием кнопки спуска и фактическим срабатыванием затвора и захватом изображения. Такие технические особенности следует учитывать при фотографировании с проводкой.

Еще один вариант фотографирования с проводкой

Жестких правил при фотографировании с проводкой нет, в качестве эксперимента можно использовать вспышку в режиме медленной синхронизации. Фотографирование со вспышкой получится, если объект находится достаточно близко или вспышка достаточно мощная, чтобы хорошо осветить его. В режиме медленной синхронизации устанавливается достаточно большая выдержка, чтобы создать размытый в движении фон, после чего срабатывает вспышка и объект на переднем плане фиксируется хорошо освещенным и резким.
При использовании вспышки, возможно, придется попробовать разные настройки мощности, чтобы вспышка освещала передний план, но не фон.

Проводка камеры и терпение

Первые попытки фотографирования с проводкой могут быть весьма интересными, но в то же время очень утомительными, потому что этот прием требует навыка. На первых порах, при фотографировании мероприятий, например, автогонки, лучше использовать различные методы съемки – как с короткими, так и с длинными выдержками. В этом случае даже неопытный фотограф получит несколько качественных снимков, а это лучше, чем провести весь день, фотографируя, и в итоге получить кучу размытых, некачественных снимков.

Лучший способ попрактиковать фотографирование с проводкой камеры (а практика – это как раз то, что нужно для освоения этого приема) – потратить несколько часов на фотосъемку машин где-нибудь у оживленной трассы. Любая трасса – это бесконечный поток подходящих объектов съемки.

Следует заметить, что при фотографировании с проводкой камеры объект съемки никогда не получается абсолютно резким. Объект получается резким относительно фона, но сам по себе, в силу ряда причин, он обычно тоже бывает не совсем в фокусе. Такое размытие объекта съемки тоже придает фотографии ощущение движения и скорости.

Съемка с проводкой — метод съёмки при котором вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале — каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое — только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку — она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом — промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус — серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой — она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее — черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям — чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог или больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните — в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное — чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.

Съёмка с проводкой – один из основных приёмов съёмки быстро движущихся объектов. Пробовали ли вы хоть раз использовать его? Успешно овладев искусством съёмки с проводкой, вы сможете создавать эффектные снимки.

Каждый фотограф или фотолюбитель, рано или поздно сталкивается с ситуациями, когда основной объект съёмки находится в движении. Если в подобной ситуации прибегнуть к стандартным настройкам, предлагаемым камерой, например, в режиме «Спорт», то существует высокая доля вероятности, что полученная фотография будет скучной и заурядной. Причина в том, что, работая в этом режиме, камера выбирает очень короткие выдержки, чтобы предотвратить размытие изображения. Так что, использование подобных режимов съёмки – не лучший вариант, если вы хотите сделать оригинальную фотографию, наполненную энергией движения.

Гораздо эффективнее в таких случаях будет использование техники съёмки с проводкой. Её суть заключается в том, что фотограф должен поворачивать камеру вслед движущемуся объекту, стараясь постоянно удерживать этот объект в одной точке кадра.

Как фотографировать с проводкой: подготовка к съёмке

На первый взгляд, фотосъёмка с проводкой может показаться делом несложным, однако, после нескольких пробных снимков, очень быстро приходит осознание того, что успешное овладение этой техникой требует длительной практики.

Какое место лучше всего подходит для отработки навыков использования съёмки с проводкой? Оптимальный вариант – это горнолыжная трасса или велотрек. В таких местах обычно нет недостатка в объектах съёмки, и их не приходится ждать подолгу.

При выборе места, из которого вы собираетесь фотографировать, особое внимание нужно уделять хорошему обзору: деревья, кустарники, высокая трава – всё это не должно находиться между вами и объектом съёмки, иначе они не только затруднят отслеживание объекта, но могут стать причиной ошибок автофокуса камеры.

Об эстетичности заднего фона можно не беспокоиться – при съёмке с проводкой все объекты на заднем плане будут размыты. Единственное, чего стоит избегать – обширных, светлых поверхностей – яркое пятно на заднем фоне может отвлечь взгляд зрителя.

Не стоит забывать и о безопасности как о своей, так и людей, которых вы собираетесь снимать. Подберите место так, чтобы на вас случайно не налетел велосипедист или лыжник – вы можете не заметить его, пока будете фотографировать, прильнув к видоискателю. А он не сможет избежать столкновения с вами из-за скорости, на которой он будет двигаться.

Хорошо подобранное место съёмки и достаточно равномерный задний фон позволят вам получить эффектные фотографии.

Как настроить выдержку для съёмки с проводкой

Для съемки с проводкой вы можете использовать любую цифровую камеру, позволяющую вручную настраивать выдержку. В зеркалках для освоения этой техники съёмки хорошо подходит режим приоритета выдержки (TV или S). В нём вы можете задать желаемую продолжительность выдержки, а камера автоматически подберет значение диафрагмы, необходимое для получения правильной экспозиции.

Выбор величины выдержки главным образом зависит от скорости движущегося объекта, который вы собираетесь снимать. Например, для съёмки велосипедиста или наездника на лошади, подойдёт выдержка продолжительностью от 1/30 до 1/60 сек. Для съёмки же автомобиля необходимо будет уменьшить выдержку до 1/125 или даже 1/500 сек. Конечно, это лишь приблизительные значения выдержки, и для каждого конкретного случаявыдержку нужно будет подбирать индивидуально – увеличивать, если вы хотите получить больше размытия, или сокращать, если объекты съёмки получаются недостаточно резкими.

Для съемки автомобиля, который вы видите на фото выше, использовалась выдержка в 1/5000 сек. Благодаря такой короткой выдержке изображение автомобиля получилось статичным.

Более эффектные результаты можно получить, увеличив выдержку и прибегнув к съёмке с проводкой. Эта фотография была снята на выдержке 1/125 сек.

Автофокусировка при съёмке с проводкой

Еще один важный момент, которому вы должны уделить внимание – выбор режима . Так как при съёмке с проводкой расстояние между фотографом и снимаемым объектом может постоянно изменяться, то камера должна работать в режиме следящего автофокуса (AI Servo AF или AF-C). Если в вашей камере нет такого режима, или её система автофокусировки слишком медленная, то вы можете вручную сфокусироваться на точке, где примерно будет располагаться объект съёмки в момент нажатия на кнопку спуска затвора. К сожалению, этот способ требует немалого опыта и даёт хорошие результаты в основном лишь в тех случаях, когда объект съемки движется по относительно фиксированной траектории (например, велосипедист по велодорожке или автомобиль по кругу гоночного трека).

Как фотографировать с проводкой: практические советы

Выберите позицию для съёмки так, чтобы наиболее комфортно чувствовать себя в середине пути, который проделает ваша камера с объективом, следя за объектом съёмки – именно в этот момент вы будете делать снимок. Вы должны прочно стоять на ногах. Носки ваших ног должны быть направлены в сторону точки, в которой будет располагаться объект съёмки в момент нажатия на кнопку спуска затвора.

Затем, стараясь удерживать камеру неподвижно (для чего наглазник видоискателя нужно плотно прижать к брови, а локти – к бокам торса), повернитесь в сторону направления появления объекта съёмки. Важно: вы должны поворачивать только корпус, ноги всё время должны оставаться неподвижными! После того как снимаемый объект попал в кадр, вам нужно начать перемещать камеру вслед за ним (помните, что поворачивать нужно только корпус!), стараясь всё время удерживать его в одной и той же точке кадра.

Как только объект съёмки поравняется с заранее выбранной вами точкой, вам нужно плавно нажать кнопку спуска затвора камеры, продолжая при этом перемещать объектив камеры вслед за снимаемым объектом. Самое главное – не прекращать проводку сразу же после нажатия кнопки спуска затвора – это позволит создать более гладкий эффект движения и ровнее размоет фон.

Примерно так должна выглядеть ваша траектория движения. Ноги должны оставаться неподвижными!

Конечный эффект зависит не только от правильно подобранной выдержки, но и от того, насколько плавно вы будете отслеживать объект съёмки.

Проявите терпение в процессе освоения техники съёмки с проводкой, и ваши старания будут вознаграждены отличными фотографиями!

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Как же это делается?

Первый шаг – установка подходящей выдержки. Скорость работы затвора должна быть такой, чтобы передать движение объекта, не заморозив его. Чаще всего она колеблется в пределах от 1/15 до 1/200 секунды: все зависит от скорости движения объекта съемки и условий освещения. Выдержка устанавливается вручную. Соответственно, снимать нужно либо в ручном режиме, либо в режиме приоритета выдержки.

Главное, не переусердствовать – слишком длинная выдержка может привести к полному размытию кадра.

Фокусировка

Второй шаг – фокусировка на объекте. Поскольку часто случается так, что движущийся объект или приближается к фотографу или отдаляется от него, я советую использовать режим фокусировки AI SERVO (AF-C) – так называемый «следящий» фокус. В этом режиме следит за движением объекта, и он попадает в фокус во время спуска затвора.

Обычно этот режим используют при серийной съемке движущихся объектов, однако для съемки с «проводкой» он также подходит.

Вспышка очень удобна для съемки с «проводкой». Техника работы с ней в движении такова – как только затвор откроется (как только вы нажмете на кнопку), «зажгите» вспышку, чтобы заморозить движение, а затем проведите камерой за объектом, как обычно.

Для начинающих вспышка будет большим подспорьем, поскольку при работе со вспышкой длину выдержки можно регулировать в режиме Bulb. Чтобы его активировать, переведите камеру в ручной режим (М) и установите выдержку до значения выше 30 секунд – на дисплее загорится слово “Bulb”. В этом режиме при нажатии кнопки спуска затвор поднимется и не будет опускаться до тех пор, пока вы вновь не нажмете на кнопку. Таким образом, от вас требуется просто установить мощность вспышки, а затем регулировать длину выдержки вручную, в зависимости от скорости движения объекта.

Решение возможных проблем

Если у вас ничего не получается, причины может быть две – вы либо подобрали неверную выдержку, либо не справляетесь с фокусировкой.

В первую очередь, следите за выдержкой – чем она длиннее, тем больше вероятность все размыть. Если кадр слишком размыт, сделайте выдержку короче.

Фокусировка может вызвать особую сложность в том случае, если вы фокусируетесь на объекте до того, как он достаточно к вам приблизится. Если возникла проблема с фокусом, установите в режим ручной фокусировки, прикройте диафрагму, сфокусируйтесь на конкретной точке и ждите, пока объект попадет в нее.

Ниже мой вольный перевод.
————-
Съемка с проводкой — техника съемки, когда вы «ведете» объективом камеры какой-либо объект, при этом получая его резким, а фон — с эффектом размытия при движении (motion blur). Звучит довольно просто, но требует некоторой практики для получения хороших результатов. Если вы уже пробовали такой вид съемки, но не получили желаемый результат — эти несколько советов будут вам полезны.

Низкая скорость затвора (длинная выдержка) — Это, возможно, ключевой момент при съемке с проводкой. Цель — создать движение в кадре, поэтому понадобится удлинить выдержку. Конкретное значение зависит от снимаемого объекта. Если объект относительно вас движется медленно, вам понадобится довольно длинная выдержка, чтоб создать эффект движения. Обычно нужное значение находится между 1/50 и 1/10 секунды.

Маленькая диафрагма — Для получения нужной выдержки, вам придется прикрыть диафрагму, но это не единственное, что контролирует диафрагма. Чем выше значение диафрагмы (отверстие меньше), тем больше ГРИП (глубина резкости), и тем более выраженным будет эффект размытия.

Большое фокусное расстояние — На самом деле, съемку с проводкой можно выполнять с любым объективом. Однако с длиннофокусной оптикой выполнять съемку проще, т.к. проще вести объект, и меньше нужно само движение при съемке, чтоб получить желаемый эффект. Плюс искажения широкоугольной оптики в данном случае могут сделать картинку не очень приятной для глаз.

Стабилизатор изображения — Хотя снимать можно и без стабилизатора, его наличие помогает линиям в кадре оставаться прямыми. Некоторые объективы (разумеется, они более дорогие) позволяют настраивать стабилизацию в одной из плоскостей (по вертикали или горизонтали), что удобно для съемки с проводкой. Посмотрите инструкцию к объективу на предмет наличия такой функции.

Режим съемки — Его лучше установить в режим серийной съемки. Т.к. съемка с проводкой не так проста, лучше снимать серию кадров, увеличивая шанс на получение удачного. Плюс не забудьте проверить режим автофокуса — если ваша камера поддерживает режим следящего автофокуса, то используйте его — при движении объект съемки будет оставаться в фокусе в каждом кадре.

Слежение — это однозначно самая важная вещь при съемке с проводкой. Требуется много практики, чтоб достичь хороших результатов, но это стоит того. Удобнее всего использовать точку фокусировки в вашем видоискателе и какой-либо элемент на объекте съемки. Совместите их, несколько мгновений ведите объект, затем нажимайте кнопку спуска затвора и делайте серию снимков.

Кадрирование — Лучше всего, на мой взгляд, кадрировать немного шире, чем обычно, т.е. ведение объекта слишком сильно занимает ваше внимание. После съемки всегда можно обрезать лишнее, если необходимо.

Будьте параллельны — Если ваш угол зрения не параллелен движущемуся объекту, часть его будет смазана (примечание: скорее всего, автор все-таки имел в виду, что линия вашего взгляда должна быть перпендикулярна линии движения объекта).

Практика — Это должно быть и так понятно, но все-таки я должен об этом упомянуть. Как и любой другой навык, съемка с проводкой требует практики. Делается это довольно просто — просто сядьте на скамейку вдоль улицы и снимайте проезжающие мимо машины. Улица это публичное место, поэтому съемка там должна быть разрешена практически во всех странах мира (но уточните ваше законодательство на всякий случай)

Теперь берите свою камеру и идите снимать! Немного усилий, и вы станете мастером съемки с проводкой!
—————

От себя добавлю, что несмотря на обилие материалов по этой теме в Интернете, только в этом тексте я увидел совет по «ведению» объекта путем совмещения точки фокусировки и какой-то детали снимаемого объекта. Штука простая, но вот как-то не попадалась до этого. :)



Поделиться