Какие социальные функции выполняет профессия историка. Кто такой историк? Что делает историк

В мире существует огромное количество островов, некоторые из них появились тектонически, то есть благодаря движениям земной коры. Другие откололись от материков. Наконец, есть и такие, за происхождение которых ответственны живые организмы. Статья расскажет, что такое атоллы, как они появились, в чем их особенности.

Этимология

Имя существительное «атолл» ведет происхождение от мальдивского слова «атолху» (atolhu), которое, в свою очередь, произошло от корня atollon, что на языке туземцев означает «сомкнувшийся, замкнутый». Уже этой информации достаточно для того, чтобы предположить, что слово «атолл» означает нечто замкнутое.

Значение

Обратившись к любому словарю, можно узнать значение термина. Что такое атолл? Это остров, созданный кораллами, в форме кольца (чаще замкнутого, хотя допустим и прерывающийся вариант), расположенный в лагуне. Также следует отметить, что это определенное возвышение в океане, на котором благодаря коралловым организмам возникла своеобразная суша. Поскольку такое возвышение располагается на океанском дне чаще всего на кратере уснувшего вулкана, форма его соответствующая – конусовидная.

Рассматривая, что такое атолл, отметим, что он относится к биогенным островам, то есть созданным живыми организмами.


Строение

Особый интерес представляет строение такого острова. В нем выделяются 3 части:

  1. Внешний склон рифа. Чаще всего он весьма крут. Именно здесь происходят два противоположных процесса – образование кораллового материала и его разрушение под воздействием волн.
  2. Платформа. Представляет собой площадку, ширина которой может достигать нескольких сот метров и даже километров.
  3. Лагуна (акватория внутри атолла). Как правило, имеет небольшую глубину и ровное дно.

Средняя высота атолла, как правило, составляет 3-4 метра, размеры могут быть самыми различными. Так, Кваджалейн - крупнейший из атоллов - превышает 2300 км, более 90% которых приходится на лагуну, протянувшуюся на 300 км.

На следующем видео можно убедиться в удивительной красоте атолла и узнать о нем некоторые интересные факты.

Коротко об образовании

Рассматривая, что такое атолл, важно обратить особое внимание на то, как происходило образование этого острова. Чаще всего процесс выглядел так: вокруг кратера потухшего вулкана постепенно появлялся коралловый риф, формирующий кольцо. При незначительном понижении уровня воды такой «островок» оказывался на поверхности. Так и получался атолл. Подобных образований очень много в Тихом и Индийском океанах, в тропических и субтропических широтах.

Возможен и обратный процесс – погружение атолла в воду. В этом случае образуется так называемая банка, или погруженный атолл.

Основным материалом, из которого создаются столь необычные острова, является известняк, накопившийся из скелетов погибших растений и животных, прежде всего – кораллов. Поверхность таких островов, как правило, украшает довольно бедный растительный покров, включающий несколько видов деревьев и трав, расположенных зонально. Чаще всего встречается сцеволла кустарниковая, панданус кровельный, охрозия и другие. Ближе к центру, в удалении от берега, можно встретить фикусы, гибискусы, а также искусственно высаженных хлебные деревья и кокосовые пальмы.

Другие атоллы заболочены, и иным растениям, кроме осоки, на них не выжить.

Итак, рассматривая значение слова «атолл», следует отметить, что это океанический остров, созданный из известняка – останков отмерших живых организмов, прежде всего кораллов, имеющий лагуну и покрытый некоторыми видами растительности. Из-за своей живописности и необычности подобные острова весьма привлекательны для туристов.


Продолжим знакомство с атоллами. Что означает это слово, мы уже рассмотрели, теперь же необходимо отграничить термин от группы похожих, прежде всего это вулканический остров и коралловый риф.

Итак, остров вулканического происхождения представляет собой участок суши, расположенный на кратере потухшего вулкана, к жизнедеятельности кораллов и иных организмов он не имеет никакого отношения. Коралловый риф – это отложение из останков отмерших кораллов, расположенное под водой на вулканическом кратере.

Если же уровень воды снижается и отложения частично оказываются на поверхности, получается атолл.

Последовательность можно представить так:

  1. На кратере потухшего вулкана обосновались кораллы, постепенно из их останков образовался своеобразный подводный органический костяк. Это коралловый риф.
  2. Когда он частично оказался над толщей воды, получился атолл.

Поэтому данные термины не являются синонимами, хотя и близки по значению. Можно сказать, что атолл – это определенный тип кораллового рифа, имеющий круглую форму с находящейся в центральной части лагуной, на которой могут располагаться несколько крохотных островов.


На фото можно видеть, что окружающие атоллы воды океана имеют поразительную бирюзовую окраску. Связана она с тем, что внутренняя часть острова постепенно умирает и разлагается.

Мы рассмотрели, что такое атолл, чем он отличается от похожих терминов и из чего состоит.

Атолл представляет собой коралловый остров, имеющий вид полного или частичного кольца. Иными словами, атоллы состоят из бирюзовых лагун, красочных рифов, которые плавно объединяются с морской жизнью и напоминают о дикой и колоритной жизни героя романа Даниэля Дефо, Робинзона Крузо. Предлагаю Вам полюбоваться красивейшими атоллами мира из разных уголков нашей планеты. Смотрите живописные фотографии, узнавайте интересные факты и делитесь впечатлениями в комментариях к этой статье. О большинстве из атоллов уже написаны отдельные рассказы, так что переходите по ссылкам за подробной информацией.

1. Фунафути.

Тувалу представляет собой островное государство, которое расположено в Тихом океане, на пути между Гавайями и Австралией. Это второе по рейтингу наименее населенное суверенное государство в мире (Первенство законно получил Ватикан, с меньшим числом жителей). Из-за удаленности страны, совсем немногие туристы посещают ее.

2. Атолл Бикини.



3. Риф Туббатаха.

Риф Туббатаха – одно из лучших в мире мест для подводного погружения. Расположенный на Филиппинах риф состоит из двух атоллов: Северного и Южного, которые разделены между собой 8-и километровым каналом в ширину. Коралловые рифы – не только отличное место для дайвинга, это также отличное место обитания многих колоний экзотических рыб.


4. Большая голубая дыра.

Риф Лайтхаус является, вероятно, самым популярным из атоллов мира, а связано это с большой голубой дырой , которая находиться в самом центре атолла. Это настоящий неизведанный рай для дайверов, которые слетаются сюда со всего мира. Чем глубже человек погружается в Голубую дыру, тем яснее вода и более захватывающий пейзаж.


5. Тикехау.

Тикехау является частью цепи атоллов Туамоту , охватывающих площадь в Тихом океане, совпадающую по размерам с Западной Европой. Это место манит туристов своими бело – розовыми песочными островами, внутри которых бирюзовые лагуны служат приютами для всевозможных экзотических рыб. Побывавшая в этих местах исследовательская группа Жака Кусто пришла к выводу, что это место имеет крупнейшую концентрацию рыбы во Французской Полинезии.


6. Остров Кэролайн.

Первыми остров увидели европейцы в 1606 году. Сейчас Кэрелайн – часть Республики Кирибати. Не смотря на более чем 300 лет деятельности человека на этом острове, он является одним из самых нетронутых тропических островов мира и самым нетронутым атоллом мира. Остров Кэролайн и его сосед остров Флинт – являются домами для крупнейших в мире популяций краба. Острова находятся на высоте 6-и метров над уровнем моря, а значит, им грозит опасности исчезновения из-за постоянно повышающегося уровня моря. Согласно расчетам ученых, острова могут полностью уйти под воду к 2025 году.

7. Атолл Аитутаки.

Аитутаки состоит из нескольких коралловых и вулканических островов, которые имеют лагуну треугольной формы. Классический пальмовый остров бирюзовое мелководье, кораллы, экзотические рыбки – это все вы найдете, попав на Аитутаки. Наиболее популярным является островок Тапуаэтаи – маленький островок на юго-востоке лагуны.



8. Альдабра.

Альдабра - однин из Внешних островов Сейшельских островов, на расстоянии, более чем 1100 километров (700 миль) от Маэ, самого большого острова на Сейшельских островах. Это второй по величине атолл в мире после Киритимати. Из-за трудности доступа к атоллу Альдабра, он практически нетронут человеком. На его территории обитают около 152000 гигантских черепах.


9. Рангироа.

Рангироа является одним из крупнейших атоллов в мире и самым большим атоллом в архипелаге Туамоту. Это место идеально подходит для дайвинга, из-за глубокой лагуны, пестрящей изобилием морской жизни. Здесь также можно увидеть акул, морских черепах и дельфинов.


10. Атоллы Мальдивских островов.

Крошечная страна на Мальдивах , в середине Индийского океана состоит из около 1200 крошечных коралловых островов, сгруппированных в 26 атоллов. Основное занятие для туристов тут – изучение манящих глубин что является доступным, благодаря прекрасной видимости. Изучение глубин включает в себя исследование затонувших судов, которые можно найти с помощью гидов.

Как только первобытные люди стали обществом, то есть группой индивидуумов, у которых были единые цели, интересы и ценности, они старались передавать из поколения в поколение память о наиболее значительных событиях, происходящих в жизни племени. В этих рассказах подлинность перемешивалась с вымыслом, но чем дальше развивалось человечество, тем более реальными они становились. А когда появилась письменность, история постепенно превратилась в научную дисциплину, с которой в наши дни связаны многие виды деятельности.

История относится к наукам социально-гуманитарного направления, изучающим развитие человечества как социума, его мировоззрение и идеологию. Список профессий, связанных с данной дисциплиной, очень велик, поскольку она демонстрирует собой основные законы развития общества, знание которых необходимо людям многих специальностей.

Многие процессы сильно растянуты во времени, поэтому не так наглядны, как, например, закон всемирного тяготения, но столь же реальны и неотвратимы, так что попытки нарушить их в силу незнания или непризнания чреваты самыми серьезными последствиями, как для отдельных стран и народов, так и для человечества в целом.

Историк изучает первоисточники

Важно! Чтобы иметь возможность управлять не только своим настоящим, но и, в какой-то степени, будущим, люди должны твердо помнить исторические уроки.

История является важнейшим предметом для каждого, кто хочет работать в сферах, связанных с образованием, политикой, законотворчеством, управлением людьми .

Отвечая на вопрос, какие профессии связаны с углубленным изучением этой дисциплины, необходимо упомянуть:

  • преподавателей истории на всех уровнях – от курса средней школы до высшего специального образования;
  • историков, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и воссоздающих с помощью различных методологических способов картины реальной жизни, существующие ныне и ушедшие в прошлое государств и народов;
  • , проводящих раскопки, изучающих и систематизирующих материальные свидетельства глубокого прошлого человечества. Существует множество методик, с помощью которых можно работать с историческим материалом, «заглядывая» в прошлое;
  • сотрудников музеев самых различных направлений – исторических, краеведческих, археологических;
  • работников архивных учреждений: архивистов, архивариусов, отвечающих за учет, хранение и систематизацию документальных материалов;
  • юристов. Поскольку законотворчество развивалось вместе с человечеством, истоки многих сторон правоведения лежат в глубоком прошлом человеческой цивилизации;
  • . Работая в сфере международных отношений, необходимо очень хорошо знать историю собственной страны и тех государств, в налаживании контактов с которыми дипломат принимает непосредственное участие;
  • политиков и политологов. Никто не может быть вправе участвовать в управлении государством, делать прогнозы, комментировать и давать рекомендации по принятию политически важных решений, если недостаточно хорошо знаком с его историей.

К историческому профилю относится профессия этнолога, сфера деятельности которого находится на стыке культурологи, социологии, антропологии и этнографии. Все эти науки также входят в сферу истории, и при их изучении она является одной из профильных дисциплин.

Они специализируются на углубленном изучении определенных временных периодов различных государств, а также в более узких тематических сферах.

Например, военный историк изучает проблемы той или иной войны, от ближайших к нам по времени до давно минувших военных кампаний, может рассказать о причинах ее возникновения и развития, о военных кампаниях и центральных сражениях, о том, что ей предшествовало, когда, где и как закончилась.

Таким образом, специалист с историческим образованием без проблем найдет множество сфер деятельности, где можно применить полученные знания. Выбор направления зависит исключительно от склонностей и способностей человека с дипломом историка.

Полезное видео: зачем и как учить историю

История плюс литература

Эти две дисциплины имеют между собой много общего, поскольку обе относятся к группе гуманитарных наук и требуют умения описывать и излагать факты прошедших дней грамотным и лексически богатым литературным языком. Наиболее известные, связанные с историей и литературой одновременно профессии:

  • писатель, чье творчество посвящено реальным историческим событиям;
  • редакторы и переводчики произведений.

Люди этих профессий должны хорошо ориентироваться в обилии событий и фактов, отбирая наиболее значимые для выбранной ими темы. Профессия военный журналист также включает в себя обязательное глубокое знание исторических дисциплин, только в этом случае человек сможет написать грамотную и правдивую статью на военную тематику.

Описание давних событий и не столь далекого прошлого само по себе является увлекательным чтением. Если к нему добавить литературный вымысел, обрамленный реальными фактами, можно создавать исторические романы. В этом жанре писали свои шедевры многие классики русской литературы: Александр Пушкин («Капитанская дочка»), Николай Гоголь (), Лев Толстой («Война и мир»), Алексей Толстой («Петр Первый»).

Николай Гоголь «Тарас Бульба»

Некоторые авторы сделали исторический роман главным направлением своего творчества. Широкой известностью пользуются книги российского писателя советского периода Валентина Пикуля, персонажи которых живут и действуют в разных эпохах российской истории.

Наиболее популярными стали:

  1. «Фаворит».
  2. «Пером и шпагой».
  3. «Баязет».
  4. «Каторга».
  5. «Нечистая сила».

Этот жанр литературы играет большую положительную роль, помогая популяризировать историю как науку в широких массах, привлекая к ее изучению школьников и студентов. Если беллетрист решает создавать книги этого направления, он должен предварительно глубоко изучить реальные события того времени, о котором собирается писать, чтобы его произведения полностью соответствовали исторической правде. Поэтому дополнительно к литературному желательно получить и углубленное профильное образование, благодаря чему можно будет работать с историческим материалом на профессиональном уровне.

В. Пикуль «Фаворит»

Как получить диплом

Узнав, для каких профессий нужна историческая наука, абитуриенты и учащиеся старших классов средней школы могут приступить к ее углубленному изучению. Историк – специалист с высшим образованием, и получить его можно в любом профильном . Школьным учителем истории можно работать, окончив исторический факультет педагогического института.

Исторические факультеты, имеющиеся во всех российских университетах гуманитарного профиля, дают более углубленные знания по данной дисциплине. Выпускник с университетским дипломом может быть, как преподавателем средней школы, так и посвятить себя какой-либо другой специальности исторического профиля.

При поступлении в вуз с целью получения одной из перечисленных выше профессий абитуриенты, чтобы обеспечить себе место среди студентов, должны постараться набрать как можно большее количество баллов при сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) за курс средней школы по ряду гуманитарных дисциплин.

Перечислим их:

  1. и обществоведение.
  2. Русский язык и литература.
  3. Иностранный язык.

Срок обучения в вузе составляет от четырех до шести лет, в зависимости от выбранной формы высшего образования – бакалавриат или магистратура.

Полезное видео: профессия историк

Вывод

Все профессии, так или иначе связанные с историей, востребованы на рынке труда, но наибольшим спросом пользуется профессия преподавателя школьного курса истории. Она требует хорошей памяти, логического мышления, высокого уровня концентрации внимания. Те, кто хотели бы посвятить ей значительную часть своей жизни, должны иметь широкий кругозор, быть эрудированными, обладать такими качествами характера, как любознательность и креативность.

Сергей Викторович Алексеев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории в МосГУ, председатель Правления Историко-Просветительского общества, действительный член Международной академии наук (IAS), главный редактор ежегодного альманаха «Историческое обозрение». Лауреат премии «Лучший молодой ученый», награжден золотой медалью им. Н. Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке».

Передо мной стоял человек высокого роста, элегантный, худой, с темными короткими волосами. Узнав, что журнал «Наша молодежь” просит у него интервью, Сергей Викторович с удивлением воскликнул: «Ну, какой же я молодой? Завтра мне будет 40 лет!”

Сергей Викторович, как и почему Вы решили стать преподавателем?

Это был не сознательный выбор. Преподавателем я стал из-за нехватки денег. Всю свою жизнь, начиная с пяти лет, я хотел стать историком. В 1993 году окончил университет. Время было непростое, работы по специальности не было. Целый год перебивался случайными заработками - преимущественно в книгоиздательском бизнесе. Писал диссертацию. Была, конечно, возможность махнуть рукой на профессию и уйти куда-нибудь «на сторону», скажем, в бизнес. Но эту возможность я для себя сразу отверг, начал преподавать. И не ошибся. Мне понравилось…

Почему Вы хотели стать именно историком?

История увлекла меня еще в дошкольном возрасте. Первые свои книги по истории - «Рассказы» для 4 класса и «Живые голоса истории» - я читал еще до того, как сел за парту. Благо, читать научился очень рано. В младших классах уже сам пытался писать «научные труды». Читать испещренную помарками «Всемирную историю» собственного сочинения сейчас, конечно, весьма забавно - но и трогательно.

По окончании школы вопрос - «куда пойти учиться?» - передо мной уже не стоял. Я знал, что буду поступать на истфак, и родители безоговорочно поддерживали меня в этом намерении. Мне в этом смысле повезло, - стезя историка не считалась в конце 80-х чересчур уж «престижной».

Я уже с восьмого класса посещал «Школу юного историка» при МГУ. Для меня это действительно была школа, - может быть, более важная, чем средняя общеобразовательная. Думаю, важнейшее, что вынес я оттуда, - это осознание того, что есть история, на чем она основывается, чем отличается от свободного вымысла. Там я пытался писать уже действительно научные работы, и выработанные навыки получили дальнейшее развитие благодаря обучению в Историко-архивном институте - законном центре отечественного источниковедения.

Не знаю, прочувствовал бы я столь же глубоко в каком-нибудь ином месте суть истории? Выработалось ли бы то необходимое «занудство» источниковеда, которое только и позволяет создавать действительно достоверный исторический труд? Другое дело, что я всегда воспринимал, и сейчас воспринимаю изучение источников именно как ступень, пусть неповторимую и необходимую, к написанию Истории, причем непременно «большой истории».

Кого Вы считаете своим наставником в изучении истории?

Для меня на первом месте среди наставников в науке - академик Сигурд Оттович Шмидт. Еще со школьных лет, благодаря телепрограммам для школьников, он стал для меня образцом преподавателя истории, проводником в мир ее «живых», источниковых голосов. Естественно, учась в Историко-архивном, я не мог пройти мимо ни его спецкурсов, ни возглавляемого им на протяжении десятилетий знаменитого кружка источниковедения. Кружок стал для меня школой - может быть, самой полезной за все годы, школой не только источниковедения, но и научной дискуссии, взыскательного и притом товарищеского обсуждения работ друг друга. Несколько лет я был старостой кружка. Диплом и кандидатскую диссертацию я защищал под научным руководством Сигурда Оттовича.

В чем для Вас заключается работа преподавателя? Какова Ваша цель?

Моя цель заключается в передаче знаний молодому поколению; сохранении и воспроизводстве интеллектуального класса, к которому я себя причисляю, а также в сохранении каких-то традиций образования. Лучшая награда — когда ты достигаешь этой цели, хотя бы с одним человеком.

Что Вы считаете самым важным в своей профессии?

Самое важное — это творчество как создание чего-то нового: методики, программы обучения, научной дисциплины; познание нового для корректировки и обогащения своих знаний, уважение коллег, сотрудничество с ними.

Что больше всего раздражает в профессии?

(После этого вопроса Сергей Викторович рассмеялся и задумался на минуту)

Элементарное отсутствие отклика. Ты пытаешься объяснить студенту простые вещи: определения, факты, термины и видишь, что студент или не понимает твоего объяснения или просто не хочет понимать. В такие моменты становится по-настоящему паршиво. Правда, сейчас стало легче, чем было в 90-ые, теперь такие студенты встречаются гораздо реже.

Многие выпускники отечественных вузов, получив диплом, уезжают работать заграницу. Что Вы об этом думаете?

Я думаю, что это неправильно. Страна дала этим людям образование, некоторым совершенно бесплатно. Они обязаны работать на благо своей страны, это их долг. Я сложно отношусь к отъезду за рубеж на постоянное место жительства еще и потому, что там ты платишь налоги и отдаешь свой труд чужой стране.

Что Вы можете сказать о новой системе: магистратуре и бакалавриате?

Я не знаю насколько нужно, чтобы наши выпускники уезжали работать в Европу. Если мы хотели перейти на новую систему образования, почему не создали свою? Но мы уже живем в условиях этой европейской системы, так что комментарии излишни.

Состоите ли Вы в дружеских отношениях со студентами?

Мне кажется, что при общении со студентами не стоит сокращать дистанцию. Студенты — это студенты. Преподаватели — это преподаватели. Неформальные отношения только мешают образовательному процессу.

Как к Вам относятся студенты и почему?

Каждый студент относится по-своему: кто-то уважает, кто-то боится, кто-то восхищается, кто-то недолюбливает. Я не знаю причин. Просто, преподаватель всегда должен оставаться собой, а не подлизываться к студенту. Поверьте, фальшь всегда чувствуется.

Как бы Вы охарактеризовали перспективы трудоустройства для молодых специалистов?

Сложно ответить на этот вопрос. Социально-экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности постоянно меняется, поэтому никто не может сказать какая профессия будет востребована завтра. Сейчас, когда человек выбирает специальность и будущую профессию, он очень сильно рискует. Хотя, я считаю, что если у человека призвание, если он занимается любимой работой и занимается ею не ради денег, любой добьется успеха. Правда, таких людей очень мало.

Вы сказали, что стали преподавателем из-за нехватки денег. А теперь Вас устраивает ваша заработная плата?

Да, зарплата вполне устраивает. Она соответствует среднестатистическому уровню зарплаты гуманитария в нашем государстве. Вопрос в другом: почему в России так низко оценивают работу гуманитариев?

Помню, в кризисные годы в начале 90-ых, когда я учился в институте, моя стипендия превратилась в копейки. Ох, тяжко тогда было. Безденежье продолжалось до тех пор, пока я не начал работать в МосГУ. После этого мои дела пошли в гору. Сейчас я вполне доволен жизнью.

Опишите Вашу жизнь вне университета. Ваши увлечения, хобби.

Люблю искусство, литературу, занимаюсь критикой фантастических произведений, пишу. Я никогда не противопоставлял «серьезную науку», как я называю историю, литературе - с моей точки зрения, хороший историк всегда немного и писатель. Серьезный научный труд тоже должен быть читабельным. Другое дело, что надо осознавать границы… Стилизованные под славянский эпос «сказания» я начал писать еще в старших классах школы. Неудивительно, что меня увлекли и иные опыты «в этом роде», сперва переводные, а затем и отечественные. Отсюда мои работы, посвященные литературе «фэнтези», и занятия, в конечном счете, литературной критикой и переводом.

Вопросы задавал Никита Гуськов

Редакция журнала поздравляет Сергея Викторовича Алексеева с юбилеем!

Новых книг Вам, Сергей Викторович! Новых научных трудов, новых открытий и преданных родной истории учеников!



Поделиться