Компьютерная зависимость у детей: основные признаки и методы борьбы. Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! —
  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

Читаем также:

О вреде компьютера:

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

Стадии развития

Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Причины интернет зависимости у подростков

Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

Признаки интернет зависимости у подростков

Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

К сведению:

Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Профилактика интернет зависимости

Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

Лечение интернет зависимости

Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

  1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
  2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
  3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
  4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

10 09.2015

Интернет зависимость у детей — Как рождается интернет-зависимость?

10. 09.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Сегодня рассмотрим тему — интернет зависимость у детей. В ловушку сети попадают все младшие дети. Эта проблема касается уже даже молодежи! К счастью, вы можете распознать угрозу и помочь детям, пока еще не слишком поздно. У каждого из нас есть смартфоны и планшеты, компьютер стоит почти в каждом доме. Нельзя воспитывать детей, не имея доступа к современным технологиям. И, конечно, без интернета.

Исследования показывают, что наши дети начинают использовать интернет с 9 лет, а иногда и раньше. Мой сын вообще уже с трех лет смотрит в интернете мультики. По словам тех же источников 86% молодых людей используют интернет каждый день, сидя в нем более 3 часов в сутки. И не чему удивляться.

Интернет − это бесконечный источник игр, смешных картинок, песен и видео. Всего несколько кликов и вы можете играть и учиться. Является ли это опасным? Нет. Это не проблема. Проблема появляется тогда, когда вход в виртуальный мир становится побегом от проблем или страхов и способом улучшения самочувствия. Поскольку так проявляется зависимость.

Как рождается интернет зависимость?

Начало проблем начинается тогда, когда дети забывают о ежедневных обязанностях и в сети они проводят все больше времени, даже несколько часов в день. Зачем? Для того чтобы чувствовать себя хорошо. В виртуальном мире все проще.

Вы можете выглядеть как угодно, иметь вид, какой хотите и разговаривать с тем, с кем хотите. Исчезает робость, возникает уверенность в себе, которую трудно проявлять в реале. Это все здорово и увлекательно для молодого человека, который не умеет еще справляться со своими чувствами.

Казалось бы, что можно быстро отправить письмо по электронной почте другу, поиграть в сети после уроков (от чрезмерной игры у ребенка может развиться ) или недолго пообщаться на форуме. Но для некоторых этого слишком мало.Зависимость появляется, когда веб-серфинг в сети становится главным, вокруг него постоянно кружат действия, мысли и чувства ребенка. К счастью, ничего не происходит сразу! Проблему можно определить достаточно рано. Нужно только знать, как. Касается ли эта проблема вашего ребенка?

Вот простой тест, подготовленный доктором Кимберли Янг, первооткрывательницей исследований зависимости от интернета. Попросите ребенка ответить на восемь простых вопросов:

Часто ли думаешь о следующих встречах в сети или припоминаешь предыдущие?

Есть ли ощущение, что нужно все дольше и дольше сидеть в интернете, чтобы чувствовать удовольствие?

  • Пытался ли ограничить время, которое проводишь в сети?
  • Чувствуешь ли ты себя усталым, грустным, рассерженным, если не можешь пользоваться интернетом?
  • Сидишь ли в интернете дольше, чем планировал?
  • Готов ли ты порвать контакты с друзьями и пропустить учебу из-за общения в интернете?
  • Говоришь ли ты кому-либо из семьи неправду о количестве времени, проведенного в интернете?
  • Используешь ли интернет, чтобы уйти от проблем или справиться с тревогой?

Пять утвердительных ответов означает наличие зависимости. Стоит обратиться к школьным педагогам или к психологу.

Как реагировать на интернет зависимость у детей?

Совместно составьте разумные правила. Когда вы поняли, что ваш ребенок имеет компьютерную зависимость, хотели выбросить компьютер? Или отрезать интернет? Спокойно. Это может привести к тому, что ребенок будет воспринимать вас как врага, а не союзника. Появятся крики, раздражение, агрессия.

Перед тем, как обратиться к психологу или психотерапевту, поставьте компьютер там, где вы сможете его контролировать. Договоритесь о распорядке дня и о четких правилах, составьте контракт, в котором будет написан план использования компьютера, например, час в день, сразу после того, как сделаны уроки. Следите, чтобы ребенок соблюдал свои обязанности, систематически ел и ложился спать в нужное время.

Держитесь единым фронтом. Оба родителя должны быть едины и держаться совместно установленных правил. Если ребенок почувствует у одного из вас слабость, конечно же, будет использовать. Если вы в разводе, будьте готовы к тому, что ребенок может искать поддержки вне дома. Независимо от того, какие у вас отношения с бывшим супругом, хорошо встретиться и откровенно поговорить.

Покажите, что вас волнует. Каждую дискуссию начинайте со слов как сильно вы любите своего ребенка. И что он не плохой, но вы обеспокоены происходящими в нем изменениями. Назовите эти изменения − вечная усталость, безусловно, плохие оценки, отказ от хобби. Благодаря этому легче объяснить ребенку то, чего он, вероятно, не замечает.

Подумайте, когда и почему ребенок входит в интернет. Подумайте об этом вместе. Определите что это − скука, печаль, одиночество? Отсутствие уверенности в себе? Ищите другие способы справиться с этими проблемами.

Освойте свой компьютер. Ваш ребенок уже знает его. А вы? Проверьте, где можно просматривать историю посещенных страниц, установите фильтры и блокировки от детей.

У ребенка все хуже оценки и отсутствует взаимопонимание с одноклассниками в школе и с родителями – это очевидно. Ребенок может иметь проблемы также с концентрацией внимания, логического мышления и оценкой того, что хорошо, а что плохо.

Интернет-зависимость, однако, имеет намного больше плохих последствий, о которых нужно помнить. Риск общения с опасными людьми. В сети никогда не знаешь, с кем разговариваешь и это нужно, до тошноты повторять ребенку.

Обнищание языка. Интернет учит сокращениям, сленгу, иногда и ненормативной лексике. Появляются проблемы со зрением. Несмотря на то, что современные мониторы являются более безопасными, глаза устают, пекут и слезятся.

Кривые спину и больные запястья. Длительное сидение перед компьютером, является убийственным для всего скелета, в том числе для запястий, которые находятся в одном положении.

Неправильное питание и избыточный вес у детей. Сидя перед монитором, проще всего быстро съесть бутерброд, чипсы и запить сладким напитком. А эта диета далека от идеала.

Посмотрите также видео на тему: Интернет-зависимость: . Есть ли жизнь вне контакта, фейсбука, одноклассников и прочих сетей? Насколько у нашей молодежи компьютерная зависимость?

С Уважением, Екатерина Богданова

P.S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.

Какие бывают зависимости у детей?

У детей школьного возраста чаще всего наблюдается зависимость от компьютерных игр, мобильных устройств, социальных сетей. Врачи утверждают, что эта зависимость у детей опасна тем, что у ребенка пропадает желание контактировать с реальным миром, он комфортнее чувствует себя в виртуальной реальности. Он перестает ощущать потребность в общении, играх и совместных делах с другими детьми, начинает испытывать сильную тревогу при коммуникации. Чем выше уровень зависимости от компьютерных игр и социальных сетей, тем больше ребенок закрывается от окружающих, становится раздражительным, иногда агрессивным. Последствия такой зависимости отражаются на здоровье (ухудшение зрения, искривление позвоночника, нарушение питания, сна) и мешают полноценному развитию личности. Описаны случаи, когда ребенок начинает воспринимать реальность как компьютерную игру, перестает понимать, что другому больно, что какие-то действия опасны или непоправимы. У ребенка, страдающего зависимостью, может нарушиться способность к сопереживанию и выстраиванию близких отношений.

На этапе переходного возраста у многих подростков формируется зависимость от курения. Сейчас активно используют электронные сигареты, которые считаются безопасными (не вызывают привыкания к никотину), но приводят к эмоциональной зависимости.

На протяжении многих лет молодежная тусовка не обходится без сигарет. Персонажи кино и сериалов, современных молодежных бестселлеров продолжают быть курящими. Многие взрослые курят. Наблюдая все это, подросток делает вывод: "Быть крутым, независимым, взрослым = покурить". Так же происходит с алкоголем и кофе, которые помогают "взбодриться" или "снять стресс". Кроме того, курение помогает почувствовать принадлежность к группе сверстников, ощутить себя в безопасности, среди своих. А ведь этих вещей можно добиться и другими способами - изменением поведения, развитием своих способностей и коммуникативных навыков.

Если игнорировать эти зависимости ребенка и не пытаться преодолеть их в подростковом возрасте, в они могут нанести серьезный урон здоровью и развитию личности человека.

Специалист по детской психологии

Детский психолог

Опыт работы более 15 лет в ведущих Центрах диагностики и консультирования г. Москвы. Более 10 лет частной психологической практики.

Психологическое консультирование и психотерапия, помощь в решении проблем детско-родительских и семейных отношений, коррекция эмоциональных и поведенческих трудностей у детей, сложностей в учебе, проблем в общении.

Первичная консультация психолога - 5 500 рублей

Записаться на прием

Почему появляются зависимости?

Зависимости у детей могут появляться по разным причинам. Спровоцировать их могут коммуникативные трудности, низкая самооценка, неуверенность, сильное давление и завышенные ожидания со стороны родителей или же полное отсутствие внимания, нехватка эмоциональной близости в семье.

Риску формирования зависимого поведения подвергаемся мы все. Универсальными факторами, помогающими противостоять зависимости являются:

  • умение разбираться в своих чувствах и потребностях, выражать их адекватными способами,
  • умение разрешать конфликты и отстаивать границы,
  • наличие поддержки со стороны семьи и сверстников,
  • наличие интересных дел в жизни.

Эти и другие умения могут не сформироваться у ребенка "сами собой", поддержки по разным причинам может не быть. Тогда ребенок оказывается беззащитен перед лицом зависимости.

Что делать, если у ребенка зависимость?

Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону

«Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников»

Компьютер и другие информационные устройства - например, мобильный телефон, планшет - уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет -зависимость детей и подростков.

Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

Игровая зависимость, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет - общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества. Такой человек шныряет из одной сети в другую, постит в своем блоге бесконечных котиков и демотиваторы, ставит лайки и повышает репутацию – в этом вся его жизнь.

Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на “одноклассниках”, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие “интересные факты” и самые красивые места природы.

Сотовый телефон, компьютер или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда – она с обеда еще не заходила на “вконтакте”, у нее самой свербит глянуть – ну что там ей ответили на ее сногсшибательный рассказ о вчерашнем походе по магазинам. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: «На, поиграй». Таким образом, она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени, и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

В этом возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже “поют”. И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни “вышибалы”, ни “казаки-разбойники” не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: « Дай поиграть!»

Между прочим, все обстоит гораздо серьезнее. Наши предки были очень мудрыми людьми. Не зная тонкостей детской моторики и психики, они своим чутьем дошли до того, что те дети, с которыми мамы и бабушки играли в примитивные игры, задействуя ручки малыша, вырастали более умными и смышлеными. Такие игры как “Сорока-ворона” или “Этот пальчик в лес пошел” не просто бестолковое подергивание ребенка за пальчики. Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит при “помощи” родителей. Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, сует ему свой айфон. Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки – выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми – интернет наше все. Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций.

Компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами – кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый - мягкий/теплый - холодный, но и текстуру, форму, объем, массу. Компьютер не дает такой возможности.

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

1. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста – не более получаса, старшего школьного возраста – не более часа в сутки на игры.

2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро “захлопывать” запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.

4. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод – отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию – к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

6. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.

Тест на определение детской Интернет - зависимости (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенного Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется, или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет -зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Специалистами Московского государственного

Центра психолого – медико - социального сопровождения «Вера» разработаны

нормы работы ребёнка за компьютером:

Возраст

Максимальное время непрерывной работы

Максимальное время работы в день

Максимальная кратность в неделю

7 лет

15 мин.



Поделиться