Концепции брендинга. Концепция создания бренда

Аннотация: Цель лекции – описать типы и виды организаций, основные концепции и подходы в исследовании современных организаций, роль бюрократии.

С рождения и до самой смерти наша жизнь связана с организациями. Назовем только некоторые из них: родильный дом, детский сад, школа, среднее специальное или высшее учебное заведение, армия, милиция, больница, магазин, рынок, похоронное бюро, загс. Каждый из нас является членом той или иной организации, повседневно зависит от деятельности многих из них.

Гармоничный и упорядоченный мир – это не просто желанная цель, но и необходимое условие и средство существования, развития и жизнедеятельности человека. Конкретное воплощение это находит в создании социальных организаций. Они различны по формам, целям и направленности деятельности. Социотехнические, социокультурные, общественные, профессиональные, военные организации составляют социальную среду, в которой осуществляется социализация и жизненный путь личности. В связи с этим возникает ряд практических проблем: как добиться, чтобы организация способствовала самоутверждению и самореализации человека; что нужно делать, чтобы организация не подавляла человеческую индивидуальность, не была чуждой человеческой природе, каким образом необходимо способствовать социальной защите личности, ее духовно-психологическому и телесному здоровью. Создание и эффективное управление организациями невозможно без знания и применения законов социологии.

В становлении понятия "организация" можно проследить следующую этимологическую линию: орган – органическое целое – организм – органичное целое – организованная система. Организацию следует рассматривать как единство взаимосвязанных и согласованно функционирующих органов (элементов). Термин организация нередко отождествляется с такими терминами как "учреждение", "предприятие", "социальный институт", "социальная система". Общее в них - взаимосвязь, целостность и единство органов (элементов).

Организация – большое объединение людей, основанное на безличных связях ее членов ради достижения определенных целей. Организации имеют задачи, определенные ценности и взгляды, а также учреждения для реализации своих целей. Организация – это союз людей, стремящихся к реализации цели организованным способом.

Организация является основным типом вторичной группы. В широком смысле это понятие означает все социальные объединения на всех уровнях структуры общества: на макро-, среднем и микроуровне. Это способ упорядоченной взаимосвязи в пределах системы различных групп. Можно выделить три аспекта: 1) организация как свойство определенного объекта, характеризующее его упорядоченность. 2) предметный аспект (как условное название некоторого объединения людей или социального института); 3) функциональный (как процесс организации, упорядочения объекта). Понятие организация, употребляемое в предметном значении, обозначает те организационные системы, изучение которых входит в предмет социологии организаций.

Используя понятие "организация" в функциональном значении, социология организаций включает в свой предмет один из разделов социологии управления, однако, не дублируя, а дополняя и углубляя его.

Организация - это объединение , которое созидает человек по своему образу и подобию. Гуманистические организации не могут быть вовлечены в только социально - экономическое и производственно-практическое значение , но и помогает в решении общечеловеческих задач.

Организация является сложным многомерным объектом. Исчерпывающее описание невозможно сделать какому-то одному автору. Концепции различных социологов выступают в качестве своеобразных подходов и объяснений. Первым назовем М.Вебера. Он понимал термин организация как инструмент для достижения групповых целей. Модель организации – структура управляемых частей. Организационные структуры рассматриваются как орудия, специально созданные в интересах осуществления групповых намерений. Предполагается четкое распределение труда, что обеспечивает высокую квалификацию и специализацию персонала. Сотрудники должны строго соответствовать требуемым стандартам. Должности и позиции организованы в строгую иерархическую структуру власти, которая четко обозначена. Решения и действия управляются инструкцией. Инструкция обеспечивает единообразие деятельности, ее непрерывность и стабильность независимо от штатных изменений Организация включает специальный административный аппарат. Отношения сотрудников на всех уровнях безличны, эмоционально беспристрастны. На это направлена разработанная система социальных дистанций, которая обеспечивает необходимую рациональность суждений при выполнении обязанностей чувства и настроения исключаются. Должностные лица назначаются.

Следующая концепция основана на взглядах Т. Парсонса. Если М.Вебер пишет в основном о законах формальной организации, то Парсонс рассматривает организацию как естественную систему. В этом же направлении выстраиваются взгляды Ф.Селзника и Ч. Перроу. Указанные авторы анализируют организацию как совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных частей, как естественное целое. Организационные структуры – системы открытые. Они активно используют механизмы обратной связи, что обеспечивает коррекцию отклонений от состояния равновесия и устойчивость . Организация развивается по своим естественным законам, а не по планам отдельных лиц, ее структуры поддерживаются стихийно и гомеостатически. Позитивная интеграция - необходимое условие существования организаций. Интеграция предполагает взаимную поддержку членов организации. Угрозы внешней среды в нарушении равновесия вызывают защитные механизмы , в создании которых участвуют организационные ценности. Самопроизвольно возникают нормативы и санкции. Интеграция понимается как структура; ее составляющие -процессы, посредством которых отношения между людьми упорядочиваются, что обеспечивает их гармоничное функционирование. Люди рассматриваются как части социальной системы, играющие определенные роли. Интеграция может иметь негативный аспект, когда снижается возможность социального действия. Интеграция системы нарушается из-за взаимных помех и противоборств. Плотность социально-психологического пространства создает климат борьбы за свое место и статус. Возможна и дифференциация структуры через конфликт .

По Т. Парсонсу, организация имеет свои законы, но включена в структуру общества и отражает свойства общественной системы. Организация как целое всегда больше суммы составляющих его систем и независима от намерений отдельных единиц. Организация – непрерывно изменяющаяся система. Концепция Акоффа и Эмери посвящена анализу принятия решения в организациях. Эти авторы раскрывают системную природу процессов целеполагания и целеустремленности. Можно также назвать концепцию польского автора Я. Зеленевского в русле общей теории организации и управления и российского ученого А.И.Пригожина (концепция организации как предмета социологии управления).

В заключении подробнее дадим аналитический обзор социологического подхода Я. Щепанского. Польский автор определяет организацию как объединение людей, стремящихся к реализации цели организованным образом. Организация – это и способы руководства, координации. Организация – это и функционирование общностей как системы образцов деятельности. Организация обеспечивает порядок социальной жизни посредством социального контроля. Порядок и совместная жизнь членов общности связаны с системой ценностей. Социальные роли, выполняемые членами общности на основе доминирующих ценностей, обеспечивают функционирование организации. Таким образом, гармонизируются стремления и действия, разрешаются проблемы и конфликты.

Я. Щепанский так представляет модель организации. Социальная организация обеспечивает группе порядок и состояние равновесия. Устойчивость обеспечивает удовлетворение социальных потребностей Неустойчивость вызывают явления социальной дезорганизации. Основу социального порядка составляет реализация объема ожиданий индивида в удовлетворения его потребностей. Социальный порядок нарушаеся, если ожидания не исполняются или наступает кризис институтов социального контроля. В этом случае группа идет в полосу радикальных перемен.

Я. Щепанский выделяет четыре механизма разрешения конфликтов, обеспечения внутренней сплоченности социальных объединений:

1) создание власти и придание ей полномочий.

Создание системы санкций и предоставление в распоряжение власти.

Власть должна создать единство действия путем контроля над выполнением обязанностей членом группы. 2) создание социальных механизмов для выработки компромиссов антагонистами (индивидами или подгруппами). Компромисс предполагает взаимные уступки, признание частичных взаимных выгод. При компромиссе достигался формальное согласие и формальное единство действий. Установки могут оставаться прежними. 3) обращение к голосованию общего собрания, когда дискуссия не приводит к взаимопониманию. Различия в установках и действиях чаще остаются прежними. 4) интеграция достигается на основе дискуссии, которая приводит к общему согласию, к единству установок, к единству действий антагонистов, вошедших в социальное объединение .

По Я. Щепанскому, организация отлична от структуры. Структура - это упорядочение составных элементов какого-либо целого в соответствии с определенным принципом, делающим возможным функционирование целого. Если структура – строение целого, то организация – функционирование целого.

Несмотря на своеобразие выделенных подходов, предмет социологического анализа организации очерчен достаточно ясно.

Типы организаций, их функции и факторы деятельности

Основная социальная функция и место , которое занимает организация в системе социальных отношений -главный критерий вычленения их различных типов. Выделяют: 1) административные организации (предприятия, учреждения, учебные заведения), 2) общественные ( профсоюзы , кооперативы, творческие союзы, партии), 3) самодеятельные организаций (добровольные общества, формирования по половозрастному признаку, неформальные объединения по интересам). Кроме того, можно выделить:

  • олигархические организации (основанные на правлении меньшинства);
  • неолигархические организации (коммуны, израильские киббуцы, югославская система рабочего самоуправления, различные добровольные союзы и группы самоспасения).

Организации могут быть разделены на две основные формы: 1) добровольная ассоциация , напоминающая неформальную группу; 2) тоталитарная организация.

Организации, кроме того, бывают бюрократическими и небюрократическими. Особая форма - исправительные организации - такие, в которых люди вырваны от обычной окружающей их социальной среды (тюрьмы, приюты, психбольницы и др.).

Цели, стоящие перед любой организацией, и средства, применяемые для их достижения, могут быть неопределенными. Томпсон приводит четыре возможных сочетания цели и средств. 1) определенна цель, определенные средства, 2) определенная цель, неопределенные средства, 3) неопределенная цель, определенные средства, 4) неопределенная цель, неопределенные средства. Если мы вспомним операцию федеральных войск в Чечне, то цель ее как будто бы ясна, благородна и определенна: ликвидация криминальных структур, восстановление правопорядка в республике. Возмущение мирового общественного мнения вызвали средства ее достижения, неадекватные провозглашенным целям.

В этой связи обратим внимание на особенности труда учителя. Результаты труда педагога характеризуются конечной неопределенностью. Главный показатель – каким станет человек и насколько эффективно он сможет применить знания – проявится только в отдаленном будущем. А.С.Макаренко считал, что о результатах труда педагога можно судить через 5 лет.

Школа как социальная организация характеризуется размытостью, неопределенностью целей. Деятельность учителя слабо связана с деятельностью других членов коллектива, и успехи в педагогическом труде зависят от его индивидуально-психологических особенностей. В педагогическом коллективе нет разделения труда. Каждый учитель выполняет свои функции, технологически не связанные с задачами других. Преподаватель химии считает, что главная цель учащегося - знание химии, преподаватель литературы – знание родного языка и ориентация в классической художественной литературе, иначе говоря, характер совместной деятельности наглядно не обнаруживает взаимозависимость между индивидуальными целями, результатами работы отдельных педагогов. В школьной организации существует также противоречие между внешней и внутренней целью. Внешняя цель задана государством, которое определяет задачи воспитания, содержание, способы и формы, создает определенные институты, с помощью чего стремится сформировать определенный тип гражданина. Нередко однако, по причине сложности и неоднозначности критериев внешняя цель сводится к тому, чтобы дать всеобщее среднее образование, всех перевести в следующий класс , что стимулирует приписки и процентоманию. Внутренняя цель – творчество. Это и подготовка школьника к жизни, и привитие ему навыков творческого решения задач самого разного рода, и обучение его методике совершенствования духовных и физических качеств. Известно, что не только вышестоящие органы народного образования, но и администрация школы часто оценивает работу педагога по внешним, формальным критериям.

Организации возникли сравнительно недавно. В более примитивных (доиндустриальных) обществах все потребности человека удовлетворялись в семье или близкими родственниками, обучение, лечение, забота о пожилых - эти и многие другие функции осуществлялись в семье или членами общины. В промышленно развитых странах жизнь значительно усложнилась взаимозависимость людей друг от друга возросла настолько, что потребности наши удовлетворяются организациями, находящимся от нас в самых отдаленных местах земного шара.

Механизм организации групп состоит, коротко говоря, из двух элементов: 1) ядро (люди или идеи), 2) отношение к ядру со стороны отдельных членов групп) (уважение, почитание, послушание, внимание).

В зарубежной литературе в качестве высшего типа организации рассматривают корпорацию, в нашей стране, в силу культурных традиций и народного менталитета, наиболее общим типом организации является государство. Достоинство больших организаций состоит в том, что их деятельность , правила не зависят от вкусов, своеволия, привычек, доброты или недоброты отдельных лиц. Еще одна черта формальной группы - универсальность . Формальная структура может быть большой и захватывать неограниченное число людей.

Размеры организации не влияют на централизацию власти в ней, равно как и на ее иерархическую структуру. В некоторых странах небольшие фирмы имеют более развитую иерархическую структуру, чем крупные организации. Более важный фактор - тип культуры общества. Так, на Востоке почитание и уважение к старшим по возрасту и по должности является укоренившейся традицией. Интересы личности учитываются, по восточным обычаям, только в контексте интересов коллектива. Например, Э.Гидденс пишет, что в отличие от Запада, в Японии система авторитетов показывает положение группы, а не положение индивида на иерархической лестнице. К этому добавим и такой элемент японской организационной культуры , как система пожизненного найма, охватывающая примерно 35% рабочей силы Японии. В этом выражается способ мышления и нанимателя, и нанимаемого, отражающий философию общности, духовного и эмоционального единения людей.

Идеологию бригад коммунистического труда напоминает лозунг компании "Сони": "Мы все – одна семья". Пропагандисты системы пожизненного найма ничего не говорят о том, что она закабаляет личность , проработав длительное время в одной компании, человек, как правило, не принимается на работу другой компанией. Более того, кадровая служба последней не будет даже рассматривать его кандидатуру. Это считается нормой в Японии и не вызывает протеста. И не только потому, что названная система дает определенную гарантию занятости. Главное - в соответствии традициям, духовному складу нации. Кстати, служебное продвижение осуществляется в Японии очень медленно. Надо потратить не один десяток лет, чтобы занять пост, соответствующий призванию и способностям. И здесь интересы личности приносятся в жертву общинным традициям, когда на первый план выступает возрастной фактор, а индивид растворяется в группе.

Английский социолог Э.Гидденс отмечает, что "в японских корпорациях отношения на всех уровнях являются фиксированными. Это означает, что принятие окончательных решений остается за руководителями даже тогда, когда их подчиненные не согласны с ними. В японских фирмах часто можно наблюдать картину, когда подчиненные носят портфели своих руководителей. Это является вполне допустимым фактом... Многочисленные исследования и эксперименты по внедрению японской системы управления в Европе показывают, что такая система может быть эффективной лишь благодаря той культурной среде, которая сложилась в Японии"

Другой важный фактор, влияющий на деятельность современных организаций – рост уровня профессионализма среди работников. Это проявляется в большей свободе и автономности специалистов и в более гибкой системе управления.

На структуру организаций воздействует и развитие информационной технологии. Успех деятельности современных организаций зависит от уровня профессионализма работающих в них специалистов и использования компьютерной техники. На социальный статус организации влияют ее физические и архитектурные особенности. Здания больших фирм, как правило, имеют пирамидальную иерархическую структуру их архитектурного устройства. Порядок холлов, комнат и открытых пространств в зданиях, где расположены организации, является основным ключом к пониманию того, как действует система авторитетов.

Формальная организация системы – это осознанная и официально регламентированная структура. Неосознанность формальной организации социальной системы может быть причиной нервозности, растерянности, дисфункциональных проявлений в работе не только отдельных рядовых членов коллектива, но и управляющих. Не всегда четко осознается необходимость дисциплины, координирующей правила поведения людей.

Сегодня много говорят о жестких санкциях за нарушение трудового распорядка, которые применялись в годы правления Сталина. Однако надо иметь в виду, что необходимость в дисциплине появляется вместе с началом процесса индустриализации, развитием промышленности. В крестьянской, патриархальной России, коей она была до Октябрьской революции, не было четко фиксированного рабочего дня и рабочей недели. В индустриальном обществе режим (расписание) как проявление дисциплины – условие функционирования организации. Дисциплина обеспечивается посредством надзора (наблюдения) за каждым работником и оценки его деятельности.

И в заключение о социальной среде, которая окружает организацию. Социальная среда включает в себя такие главные компоненты: законодательные и политические воздействия, социально-культурные факторы, воздействие экономики и конкуренции. Так МВД вынуждено считаться как с требованиями граждан, которые призывают навести порядок и искоренить преступность, так и тех объединений, которые выступают с позиции защиты прав и неприкосновенности личности. Отсюда не всегда последовательные действия полиции.

Таким образом, необходимо принимать во внимание действие внешних переменных, т.е. внешнюю среду организации. Существуют две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. С позиции первых организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точки зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность , а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

Во внешнем окружении больше шансов на выживание имеют крупные организации, чем малые. Большие организации более устойчивы к внешнему давлению. Сверхкрупные организации могут даже придать некоторую стабильность окружающей их среде, тогда как небольшие организации на это не способны.

Необходимым условием существования людей является организованная деятельность. Организованная жизнь в сообществах людей (в противовес животному миру) отличается рациональностью и целесообразностью. В основе социальных организаций лежит понимание необходимости совместных действий для удовлетворения насущных потребностей членов этих объединений.

Организации возникли задолго до того, как их стали исследовать. Это привело к известной парадоксальности науки об организациях, когда деятельность предшествует знанию, опыт все еще богаче теории, а искусство, интуиция нередко точнее расчетов.

Природа организаций

До сих пор еще нет какой-либо общей теории организации, признанной всеми, хотя активные поиски в этом направлении ведутся рядом наук: теорией систем, праксиологией, кибернетикой и т.д. Пожалуй, главная трудность состоит в слишком ограниченном наборе единых признаков, свойственных организационным системам разной природы (техническим, биологическим, социальным). Иерархичность построения, по-видимому, единственный бесспорный признак, свойственный всем им. Но уже функциональность, т.е. назначение системы, трудно просматривается у организмов; у социальных организаций она проявляется через цели. Так что представляются сомнительными многие обобщения, которые претендовали на всеохватность организационных систем. И все же, что такое организация с точки зрения социологии? 1

Под организацией в социологии понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Общество немыслимо без организаций, банков, предприятий, учреждений, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они - разновидности организаций. Поскольку организации касаются прежде всего деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья и технологий, их принято называть социальными организациями. У организаций есть свое название, устав, цели, структура деятельности, порядок работы, штат сотрудников.

Но самое главное с точки зрения социологии - это наличие социальной иерархии, статусов, распределения ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей свойственны иерархия - вертикальное расположение людей по рангам, и управление - механизм, упорядочивающий взаимодействие людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. Итак, иерархия описывает статику, а управление - динамику организаций.

В социальной структуре общества стратификация распределяет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной организации иерархия распределяет их по должностям.

Применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах 1 . Так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т.д.

Термин «организация» может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

Под организацией можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации имеется в виду, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д.

Думается, что термин «организация» следует употреблять во всех трех значениях. Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей. Первый способ характерен для деловых организаций (предприятий, учреждений), второй - для организаций союзного типа (партии, профсоюзы, любительские объединения и т.п.). При таком подходе организация выступает как среда обмена между целым и его элементами. В ней для этого образуются «точки интеграции», в которых сопрягаются интересы индивидов и задачи организации, например, посредством обмена труда па вознаграждение.

Очевидно, что цель является категорическим признаком любой организации. Однако для реализации цели организации необходимы иерархическое построение и управление.

Поскольку речь идет не просто об организации, а о социальной организации, важно определять именно ее социальные свойства. К их числу, например, относятся организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и др. Иными словами, организация формируется как социальная среда , включающая в себя социальные группы, статусы, нормы.

Итак, социальная организация является одним из наиболее развитых видов социальных систем , в которых элементами являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими качествами выступают цель, управление и взаимодействие.

Тот факт, что сами системообразующие качества, характеризуя систему в целом, выражают разные ее «стороны», подтверждает мнение о том, что социальные системы являются наиболее сложными. Кроме того, и основной их элемент - человек - имеет собственную природу и наибольшую свободу выбора поведения. Именно потому для социальной системы характерны неопределенность функционирования и обязательное наличие границ управляемости. Данные свойства социальных систем обусловили поиск путей снижения их сложности и неопределенности функционирования. При этом возможны следующие варианты: сужение диапазона управления; упрощение структуры организации; стандартизация организационных связей и норм; повышение разрешающей способности управления .

В зарубежной социологии социальная организация вообще понимается как социальная система, которая характеризуется определенной коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (или замещения) людей. Не все зарубежные социологи придерживаются подобной формулировки, данной Т. Кэплоу, но отклонения от нее незначительны. Элементы , вошедшие в определение социальной организации, трактуются следующим образом.

Социальная система - совокупность людей, имеющих сходные черты и отношения, возникшие между ними в ходе взаимодействия. Для того чтобы выделить конкретную социальную систему, нужно идентифицировать всех, кто к ней принадлежит, и исключить посторонних. Иными словами, использовать критерий консистенции (консистенция - степень плотности, внутренняя согласованность или «причинность» частей по отношению друг к другу). Включенность индивидов в социальную систему предполагает то, что они имеют минимум одну общую черту (свойство) и связаны не иначе, как посредством взаимодействия.

Коллективная идентичность - название (например, либерально-демократическая партия, научно-исследовательский институт и т.д.), которое признано всеми ее членами и обществом. В названии содержится информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала. Благодаря ясному и четкому названию в коллективных действиях исчезают неразбериха и путаница.

Точный список. Социальная организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих ей.

Программа деятельности может формулироваться очень точно или только в общих чертах. Но в любом случае первое, что нужно сделать, это определить цели и способы их достижения, которые заранее расписываются по времени (календарно).

Процедура перемещения членов организации включает правила приема новых членов и передвижения старых с одной позиции на другую.

Примерами социальной организации служат семья, политическая партия, преступная группа, правительственное учреждение, банк, сталелитейная компания, симфонический оркестр и т.д. На внешнюю угрозу организация всегда отвечает усилением внутренней сплоченности и всегда переоценивает собственный престиж в сравнении с престижем других, сходных с ней систем. К социальным организациям не относятся расы и этнические группы (у них нет программы), социальные классы (нет четко выраженной коллективной идентичности), клики и игровые группы. Государство относится к социальным организациям, а нация - нет.

Поскольку социальные организации представляют собой целостную социальную систему - а целое, как известно, больше всех своих частей, - на базе соединения различных элементов организации в целое создается особый организационный, или кооперативный, эффект.

Организационный эффект означает синергию - прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников. Из чего же складывается этот эффект? Исследователи организаций называют три основные его составляющие:

  • 1) организация объединяет усилия многих своих членов, уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий, вызывает прирост энергии;
  • 2) сами единицы - элементы организации, включаясь в нее, становятся несколько иными; они превращаются в частично специализированные, а следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие лишь определенную функцию. Эта специализированная однонаправленность действия индивида позволяет также усилить его энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке;
  • 3) благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а это также служит источником повышения общей энергии организации.

Социальные организации обладают такими чертами , которые напоминают свойства других типов коллективностей, например, статусные иерархии в социальных организациях и социальных организациях чем-то сходны. Но в организации высший, равный и низший статусы очень точно предопределены как должности. Повышение и понижение в должности иногда резко меняет поведение человека, круг его обязанностей, рабочее место. По отношению к социальному классу или социальному слою нельзя точно сказать, занимает индивид более высокое место, чем другой (инженер или учитель), или нет. Такие оценки всегда приблизительны, субъективны.

Каждый тип социальной организации имеет жестко ограниченный набор форм (или видов). Известны три основные формы семьи (нуклеар- ная, патриархальная, расширенная), брака (моногамия, полиандрия, полигиния). Еще со времен Аристотеля известны шесть типов политической власти (монархия, аристократия, конституционализм, тирания, олигархия и демократия). Следовательно социальные организации, которые ограничены подобным способом и сохраняют устойчивость долгое время, становятся социальными институтами. Даже развиваясь независимо в разных странах, последние проходят одни и те же этапы, имеют много общего. Моногамия как социальный институт, схожа и у аборигенов Австралии и у современных европейцев.

То же самое можно сказать об институте бюрократии, у которой гораздо больше общих черт, чем различий, в Древнем Египте и Китае, в средневековой Европе и в Америке. Социальные институты сохраняются почти неизменными даже в то время, когда изменяются или вовсе исчезают общества и страны.

Внешняя устойчивость объясняется природой механизмов внутренней стабилизации . Последние основаны на законах совместной деятельности. Когда несколько человек взаимодействуют достаточно длительное время, у них возникает стабильное партнерское поведение (больше сходства, чем различий; в новых ситуациях действуют более согласованно; каждый может предсказать, как поведет себя партнер в незнакомой ситуации), идентичность установок и взглядов, сильная уверенность в том, что они способны развиваться именно в тесной связи друг с другом (например, любящие супруги).

Итак, организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивы и стимулы персонала и т.д. Организация складывается как человеческая общность , специфическая социальная среда. С такой позиции организация выглядит как совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности/конфликтности и т.д. Организация может быть рассмотрена как безличная структура связей и норм. Предметом анализа организации в этом смысле выступают ее организационные связи, построенные иерархически, а также ее связи с внешней средой. А основные проблемы здесь - равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т.д.

Организацию нельзя назвать ни чисто материальным , ни чисто духовным явлениемК Она включает в себя экономические отношения и отношения, например, политические. Это относится к деловым организациям, занятым производством как материальных, гак и духовных ценностей (заводы и театры). Хотя но своим функциям и характеру труда одни из них действуют в сфере материального производства, другие - в духовной сфере, но по содержанию отношений в них организации двуедины. Любая организация, нанимающая работников, участвует в экономической жизни общества. В то же время деловые организации нашей страны находятся в общей политической системе, нередко активно участвуют в политической жизни. Организация есть своего рода микрообщество, в нем отражаются (хотя и не зеркально) чуть ли не все характеристики общественной жизни.

Те же проблемы возникают при попытке классифицировать организации по признакам материалъного/идеалъного и объективного/субъек- тивного. Организации представляют собой, несомненно, объективные, но не материальные объекты. Здания, оборудование и даже люди в принципе многофункциональны. Материальные носители организационных отношений - инструкция, график, подчиненность и др. - проявляются только через поведение людей и отношения между ними. Но в то же время они составляют особую внеиндивидуальную реальность, не зависящую от конкретных людей.

Организация в целом немыслима без персонала, без коллектива людей, ее составляющих. Коллектив является социальной основой деловой организации. Основной производительной силой является человек. Он обеспечивает жизнедеятельность предприятия и учреждения. Если же мы имеем дело с полностью автоматизированным производством, функционирующим без участия человека, то его нельзя признать организацией. Иначе говоря, решающее влияние на настроение и функционирование организации оказывает коллектив. Так, сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации и сознательности работников, деловая активность, дисциплинированность - все это прямо определяет эффективность организации.

  • Удальцова М. В. Социология управления: учеб, пособие. М.; 11овосибирск: И11ФРА-М;Изд-во НГАЭиУ, 1998. С. 7-11.

1. К основным компонентам социальной сферы относятся:

Б) потребность социального субъекта;

В) ценностные ориентации;

Г) социальная инфраструктура;

Д) все ответы верны.

2. Экономические группы факторов социального развития характеризуют:

3. Социальная сфера общества предназначена для:

А) удовлетворения материальных и духовных потребностей человека;

Б) удобства управления государственными органами власти;

В) разделения ее на области управления;

Г) достижения генеральной цели государственной политики.

4. К группам факторов социального развития относятся:

А) экономические;

Б) политические;

В) национально-энические;

Г) все ответы верны.

5.Социально-демографические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

6. Национально-этнические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

7.Социально-психологические группы факторов социального развития характеризуют:

А) уровень социально-экономического развития страны и каждого региона и направлены на социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения;

Б) численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

В) воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

Г) особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.


8.Что является субъектом управления социальной сферы?

А) системы здравоохранения;

В) Система образования;

Г) Общественные организации.

9.Что является объектом управления социальной сферы?

А) системы здравоохранения;

Б) органы государственной власти субъекта управления;

В) Система образования;

Г) Общественные организации.

10. Выберите правильное определение понятия «управление»:

А) определение цели и результата ее достижения при помощи необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

Б) процесс организации целенаправленного воздействия субъекта на некоторую часть среды (объект управления) для достижения определенных результатов;

В) использование причинно-следственных связей, при котором поведение системы приводит к желаемому результату;

Г) все ответы верны.

11.Метод управления социальной сферой «Прямое управление» это-

В) методы, применяемые с целью повышения общественной активности людей путем их мотивации непосредственно через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур;

12. Метод управления социальной сферой «Косвенное воздействие» это-

А) административные методы управления которые базируются на власти, дисциплине и ответственности;

Б) экономические методы управления. Цели которых достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е. создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения;

13.Метод управления социальной сферой «социально-психологический» это-

А) административные методы управления которые базируются на власти, дисциплине и ответственности;

Б) экономические методы управления. Цели которых достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е. создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения;

В) методы, применяемые с целью повышения общественной активности людей путем их мотивации непосредственно через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур.

14. К принципам управления социальной сферой относятся:

Г) все ответы верны.

15. Выберите функции системы здравоохранения в субъекте РФ:

А) осуществление социальной профилактики, т.е. мероприятий по охране здоровья населения;

Б) оказание населению квалифицированной медицинской помощи;

В) оказание населению помощи обучения в медицинских учреждениях.

16. Является ли обязательное медицинское страхование составной частью государственного социального страхования?

17. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе:

А) программ добровольного медицинского страхования;

Б) программ обязательного медицинского страхования;

В) смешанных программ медицинского страхования.

18. В качестве субъекта медицинского страхования выступают:

А) гражданин;

Б) органы государственной власти;

В) медицинское учреждение.

19. Граждане имеют право на:

А) обязательное и добровольное медицинское страхование;

Б) предъявления иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

В) возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это не определено условиями договора;

Г) возвратность части страховых взносов при обязательном медицинском страховании, если это не определено условиями договора.

20. Социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

Г) все ответы верны.

21. Экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

А) преодолении патерналистской модели отношений в здравоохранении;

Б) активации деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала;

В) вовлечении персонала здравоохранения в процессы стратегического развития и управления здравоохранением;

Г) все ответы не верны.

22. Экономическая направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

Г) все ответы верны.

23. Социальная направленность государственного управления здравоохранением заключается в:

А) регулировании политики ценообразования и тарифной политики, связанной с медицинскими услугами;

Б) обеспечении финансовых потоков, предназначенных для функционирования здравоохранения, и их беспрепятственного прохождения по четко обозначенным финансовым каналам;

В) контроле за образованием и прохождением финансовых ресурсов;

Г) все ответы не верны.

24. К основным принципам государственного управления здравоохранением являются:

А) принцип обеспечения правосубъектности;

Б) принцип законности;

В) принцип гласности и прозрачности управления;

Г) все ответы верны.

25. К основным принципам государственного управления здравоохранением являются:

А) обеспечение уменьшения рассогласования между заданным значением управляемого параметра и его фактическим значение (отрицательная обратная связь);

Б) непрерывная циркуляция текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления;

В) согласование скоростей изменения заданного и фактического значений управляемого параметра;

Г) все ответы не верны.

26. Предметом образовательных отношений являются:

А) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

Б) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания в сфере медицины, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

В) системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания в сфере педагогики, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

27. Образовательные программы делятся на:

А) общеобразовательные;

Б) специальные профессиональные;

В) профессиональные;

28. К основным общеобразовательным относятся программы:

А) дошкольного образования;

29. К основным профессиональным относятся программы:

А) дошкольного образования;

Б) начального профессионального образования;

В) начального общего образования.

30. К основным общеобразовательным относятся программы:

31. К основным профессиональным относятся программы:

А) основного общего образования;

Б) среднего профессионального образования;

В) среднего общего образования.

32. Культурные блага это –

33. Культурные ценности это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.


34. Творческая деятельность это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

35. Культурная деятельность это –

А) условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

Б) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные ценности и т.п.;

В) создание культурных ценностей и их интерпретация;

Г) деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

36. К художественному творчеству относится:

А) литературное творчество;

В) исполнительское искусство;

Г) все ответы верны.


37. К сохранению культурного наследия относится:

А) литературное творчество;

Б) изобразительное и прикладное искусство;

В) исполнительское искусство;

Г) все ответы не верны.

38. К сохранению культурного наследия относится:

А) реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры;

Б) музейное дело;

В) архивное дело;

Г) все ответы верны.

39. К задачам законодательства субъекта Российской Федерации о культуре относятся:

А) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на культурную деятельность;

Б) создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ;

В) определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности.

40. Субъектами рынка труда являются:

А) наемные работники;

Б) работодатели;

В) органы государственной власти субъекта РФ.

41. К институтам, определяющих деятельность рынка труда относятся:

А) законодательство о защите занятости;

Б) система поддержки безработных;

В) политика налогового ограничения доходов.

Социальные организации в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими и др. Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Эти организации играют существенную роль в современном обществе. Их особенности таковы 1:

Реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

Формирование единства различных интересов людей. Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

Сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, с той целью, чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил поведения. В социальной организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада - подъема в деятельности организации (в соответствии с жизненным циклом организации), процессы, связанные с действиями законов организации, например синергии, композиции и пропорциональности, информированности.

К субъективным относятся процессы, связанные с выбором того или иного управленческого решения.

Существуют различные определения понятия социальной организации.

Социальная организация в широком смысл е - любые организационные человеческие сообщества или совокупность взаимосвязанных социальных групп. В ужом смысле - это наименование специфической, собственно социальной подсистемы регуляции поведения, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную систему.

При рассмотрении административных, прежде всего производственных организаций социальная организация выступает как подсистема в рамках сложных социотехнических систем, компоненты которых имеют различную природу (происхождение): технико-технологическую, экономическую и социальную. В этом случае социальная организация рассматривается как социальная подсистема.

Социальная организация может быть представлена в виде совокупности подсистем, выполняющих отдельные функции или обеспечивающих достижение определенных целен. Примером является модель социальной организации, представляющая ее в виде трех относительно независимых социальных подсистем:

1) формальной структуры, направленной на достижение общеорганизационных целей;

2) кооперированной системы, ориентированной на достижение целей индивидов, в первую очередь на успешное прохождение ими определенных этапов карьеры;

3) политической системы (деловой стратегии), нацеленной на выполнение задач подразделениями организации и оказание воздействия на них.

Социальная система, трактуемая в узком смысле, - это такая подсистема в системе регуляции организационного человеческого поведения, в которой источником воздействия на поведение выступает культура, прежде всего социальные нормы. Составляющими этой подсистемы являются обычно формальная и неформальная организации.

Трудовая организация - одна из важнейших и наиболее распространенных разновидностей социальных систем. Это саморегулирующаяся система, которая сознательно создается людьми для достижения общих целей. Без преувеличения можно сказать, что человек живет в мире трудовой организации. Каждый день он прямо или опосредованно сталкивается с множеством организаций, от которых получает необходимые товары или услуги либо в деятельности которых он сам участвует, производя другие товары и услуги уже для других людей. В конечном счете, и индивидуальное, и групповое поведение определяется включенностью в организации (принадлежностью к соответствующей трудовой организации) или контактами с ними. Трудовые организации выполняют роль института, осуществляющего объединение и координацию поведения людей, специализирующихся на разных типах и видах деятельности. Они включают людей в общий, единый трудовой процесс, планируя и программируя их деятельность, регулируя и корректируя в случае необходимости их поведение, контролируя ход процесса и результаты труда. Будучи средством достижения цели, трудовая организация возникает всякий раз, когда налицо потребность в совместном кооперированном труде. К существенным признакам трудовой организации как системы можно отнести ее целостность и наличие автономных по своим целям функций компонентов (подсистем), несводимость ее свойств как целого к простой сумме свойств всех элементов, взаимодействие с внешней средой, выступающей условием и ограничением се существования.

В роли социальной системы трудовая организация выступает главным образом как социальная общность, имеющая иерархическое строение и обладающая как минимум двумя компонентами (подсистемами) - объектом и субъектом управления. Она характеризуется нетождественностью интересов социальных групп и отдельных работников с целями организации, обладает целевой природой и оценивается через целедостижение, что предполагает наличие в ней элементов рациональности.

Трудовая организация опирается на разделение и специализацию труда по функциональному признаку. Строится она по иерархическому принципу, что обусловлено необходимостью координировать разнонаправленную деятельность горизонтальных структур различных уровней; выполняет определенные функции по отношению к внутренним социальным компонентам и элементам и обществу.

Трудовая организация выполняет три устойчивые функции: главную целевую (миссия организации); социально-интегративную; управленческо-нормативную. Первая связана с достижением результатов функционирования трудовой организации, оцениваемых через критерий достижений цели. В иерархии функций она главная, так как для ее реализации и создана организация. По отношению к целевой две другие функции выступают одновременно и ресурсом, и ограничителем. Смысл социально-интегративной функции заключается в том, что носителем социального действия в организации являются ее социальные элементы - субъекты социального действия (люди, социальные группы), образующие микросоциум или трудовой коллектив. Управленческо-нормативная функция связана с поддержанием целостности организации, снятием возможной социальной напряженности и разрешением конфликтов, удовлетворением разнообразных потребностей работников (в том числе в принадлежности к трудовой организации и общении) и поддержанием необходимого социального и морально-психологического комфорта. Она обеспечивает взаимодействие трудовой организации с внешней средой, интеграцию организации в макросоциум (общество). Она передает систему требований, выработанных обществом и его социальными институтами (законы, нормы, правила и т.д.), на уровень микросоциума (трудового коллектива) и адресует их личности.

Формальная и неформальная организации - два способа социальной организованности.

Формальная организация имеет следующие особенности:

1) она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности сознательного движения к известной цели;

2) она безлична, т.е. рассчитана па индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе. В формальной организации предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.

К формальным организациям относятся:

1) вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находится между двумя другими - выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;

2) функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;

3) штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

Неформальная организация представляет собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.

Причины возникновения неформальной организации происходят из недостатков формальной организации: во-первых, в неизбежной ограниченности формальной организации, которая в принципе не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, и, во-вторых, в специфике деятельности индивида в организации, выражающейся в нетождественности его интересов и его организационной функции.

В то же время в неформальной организации индивид располагает возможностью организационной самодеятельности, привнесения им в организацию элементов более широкой социальной среды (интересов, влияний, планов и т.д.). Это связано с его стремлением к дополнительному (помимо функционального) взаимодействию с другими людьми, к удовлетворению своих разнообразных социальных потребностей.

Неформальная организация проявляется в двух разновидностях:

1) внеформальная организация - понятие, введенное в теорию организации Р. Дабином в рамках его концепции организации как социотехнической системы. Согласно этой концепции внеформальная организация представляет собой особую подсистему социальной регуляции поведения в деятельности людей в производственных организациях, сосуществующую с такими подсистемами, как технико-технологическая, формальная и неформальная. Понятие внеформальной организации в теорию организации введено в результате усложнения представлений о природе и функциях неформальных отношений в организации.

Особенность внеформальной организации заключается в обеспечении известной вариантости при выполнении частных деловых задач в рамках организации и предписаний формальной организации. Ее основные задачи - модификация жестких правил поведения, предопределенных технической организацией и зафиксированных в нормах формальной организации, учет специфики частных задач, выполняемых в рамках заданной деятельности. Согласно Дабину внеформальная организация ориентирует индивида на решение творческих задач в пределах границ и форм, определенных формальной организацией.

Данный термин используется также рядом отечественных специалистов. Так, по мнению А. И. Пригожина, внеформальная организация - это одна из двух подсистем неформальной регуляции, в которой неформальные механизмы регуляции поведения связаны со сферой деловых отношений. Неформальные отношения возникают по поводу и в процессе продуктивной деятельности. Внеформальная организация использует механизмы самоорганизации в сфере деловых отношений для достижения институциональных целей. Можно сказать, что внеформальная организация - это та, в которой неформальные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией (например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающихся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.);

2) социально-психологическая организация, выступающая в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.).

Картина неформальных организаций чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, возрастном и социальному составу, устойчивости и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля организации можно классифицировать по трем группам:

1) просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

2) асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;

3) антисоциальные. Эти группы - самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу.



Поделиться