Курсовая работа: Общественные блага как экономическая категория. Особенности спроса на общественные блага

Масштабы и степень интенсивности существующих в экономике внешних эффектов различны. Самые сильные внешние эффекты дают производство и потребление так называемых чистых общественных благ. Внешние эффекты возникают в связи с тем, что эти блага не имеют цены.

Мир экономических благ многообразен. Разграничение их на отдельные виды осуществляется на основе таких критериев, как конкурентность в потреблении и исключаемость из потребления .

В соответствии с этим различают частные и общественные блага .

Частные блага - это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене, и будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления.

Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко.

Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ. Блага, являющиеся исключаемыми и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами.

Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.

Общественные блага - это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, причем без дополнительных затрат . Общественные блага подразделяют на чистые , неисключаемые , исключаемые , перегружаемые и ограниченные блага .

Чистые общественные блага - это блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет .

Характерной особенностью таких благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидами.

Неисключаемостъ из потребления - ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, все граждане страны пользуются такими благами, как национальная оборона, уличное освещение . Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно. Чисто общественными благами являются национальная оборона, маяки, фундаментальные научные исследования, программы борьбы с бедностью.

Разновидностью общественных благ являются исключаемые блага. Это недостаточно конкурентные или вовсе неконкурентные блага. К исключаемым общественным благам относят те, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение. Не всех желающих получить высшее образование принимают в вузы, т.е. они могут быть исключены из процесса потребления такого общественного блага, как высшее образование.


Перегружаемые общественные блага - это блага, которые могут потребляться всеми желающими при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех . Примерами таких общественных благ являются дороги, общественные библиотеки.

К ограниченным общественным благам относятся те, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет им общественное благо . Раскрывая конкретные преступления, она предоставляет частные услуги отдельным субъектам. Образование, обладающее характеристиками общественного блага, вместе с тем предоставляется и частными фирмами.

В рыночном секторе возможно производство исключаемых общественных благ, если ограничение доступа к ним связано с относительно низкими затратами. Рынок может обеспечить в известной мере предложение перегружаемых общественных благ, если они обладают достаточной исключаемостыо для установления на них цен. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками в силу ряда обстоятельств.

Потребление общественных благ порождает положительный внешней эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда наблюдается недопроизводство общественных благ частными производителями, т.е. производство общественных благ является потенциальным источником провалов, срывов или недостаточности рынка. Рынок не берет на себя производство чистых общественных благ.

Если рынок не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью, то это делает государство. Оно берет на себя полностью или частично производство общественных благ: национальной обороны, образования, здравоохранения и др. Производство чистых общественных благ осуществляется в государственном секторе экономики. Государство, определяя объем производства чистых общественных благ, может дать задание на их производство частным предприятиям.

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства чистых общественных благ. В связи с этим возникает проблема определения

спроса на чистые общественные блага. Он существенно отличается от спроса на частное благо. Фирма, организуя производство чистых частных благ, ориентируется на величину рыночного спроса потребителей, который зависит от цены блага. Что касается чистого общественного блага, то цены на него не существует, так как оно не может быть продано поштучно. Следовательно, цена не может выступать аргументом в функции спроса, а потребители не могут скорректировать объем спроса в соответствии с ценой. Приходится ориентироваться на потребность индивидов в чистых общественных благах. Достоверную информацию о потребности в чистых общественных благах, их количестве, полезности для потребителей получить весьма трудно.

Затраты общественного сектора на производство чистых общественных благ целиком покрываются за счет налоговых поступлений. Некоторые потребители, зная, что рост потребления таких благ приведет к росту налогов, преуменьшают предельную выгоду от их использования или утверждают, что им такое благо не требуется. В действительности они получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, оплачивают они его потребление или нет. Проблема бесплатного пользования такими благами получила название проблемы фрирайдера (free rider problem), или «проблемы безбилетника». Безбилетники, или «зайцы», - люди, извлекающие выгоду из пользования чистым общественным благом, но стремящиеся получить его бесплатно.

Итак, определение спроса на чисто общественные блага имеет отличительные особенности. Кривая спроса чистого общественного блага так же, как и кривая спроса чистого частного блага, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса индивидуальных производителей (при каждой цене) вдоль горизонтальной оси. На рис. 5 три потребителя - Иванов, Петров и Сидоров - предъявляют спрос на различное количество чистого частного блага. Предположим, что по цене Р Иванов покупает три единицы, Петров - пять, Сидоров -- восемь единиц блага. Объем рыночного спроса .

Рис. 5. Кривые спроса: а - на чистое частное благо; б - на чистое общественное благо

Кривая спроса на чистое общественное благо строится путем сложения по вертикали его индивидуальных предельных выгод (полезностей) для каждого потребителя.

Экономические субъекты корректируют объем спроса на чистое частное благо в соответствии со своими доходами и предпочтениями. В отношении чистых общественных благ это невозможно, так как все потребители должны потреблять объем выпуска целиком. При наличии 16 единиц чистого общественного блага предельная полезность его в денежном выражении для Иванова (МВ И) составит - 10 руб., для Петрова (МВ П) - 20, для Сидорова (MB С) - 32 руб. На рис. 5 это характеризуют кривые D И, D П, D С. Кривая D - МВ D отражает предельную полезность всего наличного объема чистого общественного блага.

Предельная общественная выгода от потребления 16 единиц чистого общественного блага равна 62 руб.

При объеме предложения, равном 16 единицам чистого общественного блага, объем спроса этого блага равняется объему его предложения.

Является ли этот объем оптимальным? Для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага используется принцип равенства предельной выгоды предельным издержкам. Оптимальный объем производства чистого общественного блага (рис. 6) достигается в точке Е, где предельная общественная выгода от потребления объема блага Q e равна предельным.издержкам производства данного чистого общественного блага при объеме выпуска Q E . В точке Е: MSB (Q E) - МС (Q E)- Нельзя не учитывать того, что, поскольку при определении спроса на чистые общественные блага нельзя воспользоваться ценовыми сигналами, оценка издержек и выгод, связанных с производством этих благ, является весьма приблизительной.

Рис. 6. Оптимальный объем чистых общественных благ

Определяя объем производства чистых общественных благ, государство учитывает предпочтения граждан. Они выявляются путем голосования за кандидатов, предлагающих наиболее приемлемые варианты решения проблемы производства чистых общественных благ. Безусловно, эти программы не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. На результаты голосования существенное влияние оказывает величина полезности, которую могут получить избиратели, и издержек, принимающих форму налогов, взимаемых с населения. Программы, рассчитанные на рост налогов, не пользуются популярностью у избирателей.

Существуют определенные правила работы «машины голосования». Правило голосования большинством означает, что решение принимается простым большинством голосов. Правило единогласия (консенсуса) состоит в том, что решение должно быть принято всеми без исключения избирателями. Существует еще модель медианного, или среднего, избирателя, в соответствии с которой оптимум голосования достигается в соответствии с интересами среднего избирателя, т.е. занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Однако это не означает, что при этом условии на практике будет достигнута эффективность в производстве и потреблении чистых общественных благ. Дело в том, что правительственные программы и проекты могут использоваться для достижения личных целей, в интересах отдельных групп лиц. Они прибегают к лоббизму (различным способам коммуникаций с представителями власти для проведения определенной политики), логроллингу (практика торговли членов законодательных органов своими политическими голосами).

Многие правительственные решения дают иные результаты, чем первоначальные расчеты. В этом состоит открытый экономистами закон непредвиденных последствий. Это говорит о том, что применительно к некоторым условиям можно говорить не только о провалах рынка, но и государства. Для достижения эффективного объема производства чистых общественных благ должны сочетаться усилия государства и рынка.

Рассматривая различные рынки благ и услуг, мы утверждали, что любое благо может быть предоставлено посредством рыночного механизма, который через цены регулирует спрос и предложение благ. Однако существуют блага, обладающие такими качественными характеристиками, чтоих предоставление через рынок чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых способов. Этим благам и посвящена данная лекция.

Основные вопросы лекции:

1. Общественные блага. Особенности спроса и эффективный

объем предложения.

2. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.

3. Теория общественного выбора: способы принятия политических решений и проблема эффективности.

14.1. Общественные блага. Особенности спроса и эффективный объем предложения

В основе классификации благ лежат два критерия :

1) тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении;

2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.

В соответствии с типом присвоения выделяются два признака благ: исключаемость и неисключаемость благ в потреблении.Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность этого блага для других субъектов. В этом случае присвоение (потребление) блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена.Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствования кому-либо участвовать в потреблении блага независимо от владельца блага. В соответствии с данным принципом даже лица, которые не заплатили за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей.

В соответствии с характером распределения полезности выделяются такие признаки благ, как избирательность и неизбирательность (или конкурентность и неконкурентность).Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага.Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других субъектов. Такое благо является неконкурентным, и его потребление кем-либо в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других.

В соответствии с указанными признаками блага подразделяются на частные и общественные.

Чистое частное благо - благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости, то есть благо может приносить полезность только его владельцу.Например, Вы приобрели порцию мороженого, эта порция доступна только Вам и больше никому, иными словами, заключенная в ней полезность потребляется исключитель­но только Вами.

Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно, в этом смысле они наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.

Чистое общественное благо - благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезности для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага.

Чистым общественным благам присущи следующие специфические характеристики:

1) абсолютная неизбирательность - означает, что:

а) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим;

б) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями;

в) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (рис. 14.1);

2) полная неисключаемость - указывает на то, что:

а) данные блага неделимы, то есть не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления;

б) потребляются сообща.

В силу указанных характеристик чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Типичные примеры чистых общественных благ - национальная оборона, пожарная служба, обеспечение правопорядка соответствующими органами, меры по защите окружающей среды, уличное освещение, маяки, беспроводные радио- и телепередачи (не кабельное телевидение) и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства.

Однако нельзя делить все блага на чистые общественные и чистые частные, поскольку:

во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать этим признаком, но у одного из них оно будет проявляться в большей степени, а у другого - в меньшей;

во-вторых, характеризующие блага признаки могут сочетаться в разных комбинациях: избирательность-неисключаемость, исключаемость-неизбирательность. В связи с этим выделяют еще несколько видов благ, которые в той или иной степени обладают признаками и частного, и общественного блага.

Блага совместного потребления (общие блага) - это блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем. В этом смысле парковка - неисключаемое благо. Однако использование парковочного места одним лицом делает не возможным то же самое для других, это придает благу признак избирательности.

Специфика общих благ состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют ещекоммунальными. Совместный характер потребления таких благ обусловливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое осуществляется по принципу «первый пришел - первый воспользовался».

Коллективные блага (исключаемые общественные блага) - это блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможности того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Поэтому конкурентность в потреблении этого блага является низкой. Однако данному благу можно без труда придать признак исключаемости, введя плату за подключение к сети кабельного телевидения. То же относится к такому благу, как образование. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками.

В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста числа его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть со снижением полезности для существующих потребителей (рис. 14.2). Такого рода общественные блага называют перегружаемыми .

Типичными примерами таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.п.). Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента. Так, по мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части дороги растет и скорость движения (полезность) снижается.

В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей. Для этого создается особое объединение (клуб), которое обеспечивает совместное потребление блага ограниченным кругом лиц.

Экономическое содержание клубного блага состоит в том, что его потребители имеют возможность извлекать желаемую полезность при меньших индивидуальных затратах. Охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа - типичные примеры клубных благ.

Формирование индивидуального спроса на чистое общественное благо подчиняется тем же принципам, что и формирование индивидуального спроса на чистое частное благо. Это, прежде всего, касается действия принципа убывающей предельной полезности. Если предельная выгода (MB ) от потребления дополнительной единицы общественного блага является убывающей, то кривая индивидуального спроса на чистое общественное благо, как и в случае с чистым частным благом, - убывающая (рис. 14.3).

Однако за этим внешним сходством скрываются существенные особенности этих благ.

Во-первых, чистое общественное благо потребляется всеми потребителями совместно и целиком, поскольку оно неделимо. И в данный момент времени все потребители чистого общественного блага потребляют одно и то же количество этого блага, тогда.

Q D = q 1 D = q 2 d = … = q n D ;

Во-вторых, объем потребления этого блага каждым отдельным потребителем (q n D ) равен объему предложения блага (Q s ), тогда

q n D = Q D = Qs .

Если, предположим, речь идет о национальной обороне, то все граждане потребляют один и тот же объем данного блага, в точности равный тому количеству, который обеспечивается ядерными силами сдерживания.

В-третьих, при потреблении чистого общественного блага величина предельной выгоды, извлекаемой одним потребителем, не снижает предельной выгоды блага для других потребителей. Причем, все потребители получают выгоды одновременно. Это означает, что для каждого данного объема чистого общественного блага предельная общественная полезность его потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей:

MSB=MB 1 + MB 2 +...+MB n = ∑ МВ n.

Размер получаемых предельных выгод оцениваться всеми по-разному. Например, женщины оценивают предельные выгоды (МВ Ж ) от уличного освещения выше (рис. 14.4а), чем мужчины (МВ М ) (рис. 14.4а,б).

МSВо= МВж+ МВм

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Кривые индивидуальных предельных выгод в) Кривая общественных

а) женщин б) мужчин предельных выгод

Рис. 14.4. Кривые предельных выгод потребления чистого

общественного блага

Однако, как бы ни различались их оценки предельных выгод, общий размер предельных выгод, полученных и женщинами, и мужчинами, будет соответствовать данному объему предложения блага (Qs ). Следовательно, общественная, то есть получаемая обеими группами граждан, величина предельных выгод (МВ 0 ) будет определяться путем суммирования размеров предельных выгод, которые получает каждая группа от каждого данного объема предложения блага. Графически мы получаем это суммированием индивидуальных предельных выгод по вертикали (рис. 14.4 в):

М S В 0 = МВ Ж + МВ М .

Индивидуальная линия предельных выгод отражает готовность потребителя платить за дополнительную единицу чистого общественного блага. В этом смысле она выполняет функцию линии его спроса на это благо. Соответственно линия общественных предельных выгод отражает готовность общества оплачивать общественное благо, то есть является линией совокупного спроса на это благо. Таким образом, совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем не горизонтального, как в случае с чистым частным благом (рис. 5 а), а вертикального суммирования индивидуальных линий спроса, представляясь в виде линии общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага (рис. 14.5 б).

P 1 8 D=МВ А +МВ В

а) Чистое частное благо б) Чистое общественное благо

Рис. 14.5. Формирование совокупного спроса

Совокупный спрос на чистое частное благо (рис. 14.5 а) формируется путем суммирования индивидуальных линий спроса (D A , D B ) по горизонтали. При ценеР 1 спрос индивидаА равен 2 ед., индивидаВ – 3 ед. Следовательно, совокупный объем спроса при данной цене равен 5 ед. (2+3).

В случае с чистым общественным благом (рис. 14.5 б) совокупный спрос формируется как сумма предельных выгод каждого индивида, представленных линиями спроса на общественное благо каждого из них: D A = МВ А иD B = МВ В .

Если общественное благо предоставляется в объеме 4 ед. (Q= 4), то индивидА готов платить за единицу блага 3 ден. ед. (Р А = 3), что соответствует его субъективной оценке получаемых им предельных выгод (D A = МВ А ). ИндивидВ готов платить за единицу блага 8 ден. ед. (Р В = 8), что соответствует его субъективной оценке получаемых предельных выгод (D B = МВ В ). Так как оба потребляют одинаковое количество общественного блага, то вместе они готовы платить за каждую единицу блага 11 ден. ед. (3+8).

Анализируя особенности формирования спроса на чистое общественное благо, следует обратить внимание на ряд существенных обстоятельств:

1) потребление чистого общественного блага (в отличие чистого частного блага) не может быть скорректировано соответственно потребностям потребителя;

2) потребители имеют разную готовность платить за потребление одного и того же объема чистого общественного блага - соответственно уровню их индивидуальных предельных выгод;

3) при спросе на чистое общественное благо цена, отражающая готовность потребителя платить за единицу блага, не является переменной величиной;

4) в случае с чистыми общественными благами (в отличие от чистых частных благ) не существует соответствия между издержками производства единицы блага и ценой, которую готов заплатить отдельный потребитель блага.

Главная специфика чистого общественного блага заключается в том, что предоставление его одному лицу всегда сопровождается положительными внешними выгодами для всех лиц, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению его полезности для существующих потребителей. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. При этом общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей.

Определим оптимальный (эффективный) объем производства чистого общественного блага. Для определения оптимального объема производства чистого общественного блага необходимо измерить получаемые обществом совокупные выгоды (TB ) и связанные с производством общественных благ совокупные издержки (TC ).

Совместим кривые совокупных общественных выгод (TSB ) и совокупных общественных издержек (TSC ) (рис. 14.6). Оптимальным будет тот объем, при котором разница между общественными выгодами и общественными издержками будет максимальна (на графике для определения оптимального объема проведем две параллельные касательные к этим кривым). Тот объем, при котором наклон кривой общественных выгод и общественных издержек равны и будет оптимальным. 20 единиц продукции – это оптимальный объем производства (Q опт =20 ), при потреблении которых достигается максимальная величина чистой общественной выгоды:NSB = 170 - 40 = 130.

При принятии решения об оптимальном объеме производства чистого общественного блага, как и в случае с чистым частным благом, также необходимо соизмерять предельные выгоды и предельные издержки (рис. 14.7).

В отношении чистых общественных благ специфика определения оптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода от предоставления дополнительной единицы блага распространяется на всех потребителей. Поэтому предельная выгода от дополнительной единицы чистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всех потребителей: MSB = ∑ MB i

Анализируя механизм установления эффективного объема производства чистого общественного блага, следует обратить внимание на следующее:

во-первых, имеет место отсутствие соответствия между предельными издержками производства блага и денежной суммой, которую готов заплатить за него каждый отдельный субъект;

во-вторых, объем производства чистого общественного блага будет оптимальным только при условии, что валовые издержки его производства (область под линией предельных издержек до точки Q опт =20) не будут превышать затрат, которые общество готово заплатить (область под линией общей готовности платить до точкиQ опт ).

В связи с этим возникают два аспекта проблемы. Первый аспект касается механизма достижения эффективного объема производства блага. Спрос на чистое общественное благо, например, еще на один канал общественного телевидения, со стороны потребителя А отражен кривойD A ,aпотребителяВ – кривойD В (рис. 14.8).

Введение еще одного телевизионного канала означает расширение предоставления объема общественного блага до Q опт . ПотребительА готов платить за дополнительный канал 10 ден. ед., а субъектВ - соответственно 27 ден. ед. Их общая готовность платить составит:

MSB =МВ А +МВ В = 10 +27 = 37 ден. ед.

Предельные издержки производства блага представлены кривой М SC . Размер оплаты в 37 ден. ед. обеспечит производство чистого общественного блага в оптимальном объеме (Q опт ), для которого общая готовность платить за благо равна предельным издержкам его производства (точка пересечения кривыхMSC иMSB = D ). Из графика (рис. 8) видно, что, потребляя благо индивидуально и руководствуясь при этом принципом равенства частных предельных выгод и издержек (МВ= MSC ), ни один из потребителей не готов оплатить введение дополнительного канала телевидения, так как предельные издержки введения дополнительного канала превышают их готовность платить. Так, приQ опт = 4 предельные общественные издержки (MSC ) равны 37 ден. Ед. ПотребительВ оценил предельные общественные выгоды в 27 ден. ед. (MB B ), а потребительА - в 10 ден. ед. (М B A ). В этом случае мы видим, чтоМВ < MSC .

В случае индивидуального потребления потребитель А согласился бы только на один канал:

MSC (1) =МВ А (1) = 17,

а потребитель В - на три канала:

MSC (3) =МВ В (3) = 30.

Но сокращение числа каналов, в сравнении с оптимальным (4 канала), оборачивается снижением полезности для обоих субъектов, так как (10+27)∙ 4 > (17∙1+ 30∙3).

При совместном потреблении блага достигается эффективный объем его потребления, возрастает благосостояние обоих потребителей. Величина этого прироста равна сумме площадей трапеций КЕ b ML иN Е a CF в силу того, что потребление чистого общественного блага одним потребителем не снижает его полезности для других.

Второй аспект касается принципа финансирования производства чистого общественного блага. Так как чистое общественное благо предоставляется всем пользователям в одинаковом объеме, то со всех потребителей необходимо взимать одинаковую плату за благо, например, в 18,5 ден. ед. (рис. 14.9).

Это приведет к тому, что потребитель А откажется от потребления блага, поскольку цена превышает получаемые им предельные выгоды (10 ден. ед.). У потребителяВ готовность платить выше, и он будет продолжать предъявлять спрос на благо. Однако ему придется теперь самому оплачивать предоставление блага и за оптимальный для себя объем (Q = 3) он вынужден будет платить больше (30 ден. ед. вместо 27), причем, за меньший объем блага (3 телеканала вместо 4). Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы каждый из них платил в соответствии с уровнем его предельных выгод: потребительА - 10 денежных единиц, а потребительВ - 27 ден. ед., на что последний с готовностью согласился, так как в этом случае извлекаемая им полезность выросла бы, а затраты снизились. Получаем следующий ниже вывод.

Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.

Спрос на общественное благо определяется при условии, что возможно выявить предпочтения всех потребителей и все потребители готовы платить за предоставление каждой дополнительной единицы общественного блага.

Функция спроса на ОБ имеет форму зав-ти получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.

Предельная выгода (MB) – полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ОБ, и, соответственно готовность индивида платить за данную дополнительную единицу.

Кривая спроса на ОБ имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса индивидуального, т.к. ОБ обладает свойством неконкурентности в потреблении – неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем ОБ, а не какую-то его часть. Чтобы определить суммарную предельную выгоду (MSB) данного блага, необходимо сложить предельные индивидуальные выгоды всех потребителей. Объем потребления ОБ каждым потребителем, то он будет равен объему предложенных ему ОБ.

Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Оптимальный выпуск общественного блага.

Производство ОБ эффективно, если суммарная предельная выгода потребителей равна предельным издержкам производства (MSB=MSC) или цене, по к-ой производитель готов предложить данное кол-во ОБ.

Неисключаемость ОБ создает возможность уклонения от уплаты взноса отдельными индивидами при его потреблении. Проблема «безбилетников» – затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения эконом. агентами выгоды без участия в общих издержках. Чем больше размер группы, тем меньше часть общей выгоды достается среднему члену и, соответственно, тем меньше у него стимулов активно заниматься обеспечением всей группы коллективно предоставляемым благом и участвовать в коллективных действиях, а след-но, тем острее для группы становится проблема «безбилетников».

Для устранения проблемы «безбилетников» вводятся налоговые цены (модель Линдаля) или налог Кларка (с доминантного потребителя). Предложенные меры не в полном объеме решают проблему уклонения от уплаты за предоставление ОБ, поэтому эффективное производство ОБ финансируется гос-вом. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частной структурой общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства ОБ основывается на коллективных действиях.


55. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.

Теория общественного выбора (ТОВ), применяя эконом. методы, изучает процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе. Данная теория явля­ется одним из наиболее ярких проявлений эконом. им­периализма. Эконом. империализм означает применение мето­дологии эконом. теории для изучения неэконом. процессов и явлений. На основе эконом. империализма возникла эконо­мика общественного сектора – новая и развивающаяся от­расль эконом. знаний. Она синтезирует экономику и по­литику, все более опирается на постулаты теории общественно­го выбора. Экономику общест­венного сектора можно охарактеризовать и как микроэконом. теорию государства. Основоположник ТОВ – амер. ученый-экономист Бьюкенен. Также большой вклад внесли амер. ученые-экономисты Таллок, Олсон, Мюл­лер и др.

Предметом ТОВ является поли­тический процесс, связанный с избранием руководящих инсти­тутов общества и выработкой решений по производству, распре­делению, обмену и потреблению общественных благ. Основны­ми направлениями исследований в ТОВ являются: модель политической конкуренции, обществен­ный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты, теория фиас­ко государства.

Согласно представлениям Бьюкенена, ТОВ строится на 3 основных методолог. постулатах :

Общество рассматривается как совокупность индивидов, изучение их поведения лежит в основе исследования социальных и политических процессов (методологический индивидуализм);

Индивид преследует свои собственные интересы (т.е. яв­ляется «эконом. человеком»);

Политический процесс, с помощью к-ого индивиды ре­ализуют свои интересы, является разновидностью обмена.

По мнению представителей ТОВ, поведение людей (на рынке или в политике) подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам: люди а) максимизиру­ют полезность, сравнивая возможные выгоды и издержки, пы­таются добиться лучшего результата из всех возможных; б) яв­ляются устойчивыми в своих базовых предпочтениях, касаю­щихся их фундаментальных потребностей; в) стремятся к эко­ном. равновесию. Т.о., ТОВ опирается на базовую идею о том, что человек в лю­бой области деятельности стремится максимизировать резуль­тат в собственных интересах.

Подход к политике как взаимовыгодному обмену основан на параллели между политическим рынком и рынком частных благ. На рынке индивид выражает свои интересы в потребле­нии материальных благ и услуг в качестве покупателя, а инди­вид-потребитель общественных благ выражает свои интере­сы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет свои предпочтения посредством платежеспособного спроса, а изби­ратель реализует свои предпочтения с помощью механизма го­лосования. Но есть и существенные различия. Покупате­лю на рынке частных благ не нужно влиять на спрос других по­купателей. Производство же общественных благ финансируется совместно, поэтому каждый их потребитель заинтересован в поддержке своих предпочтений другими избирателями. Рынок тем эффективнее, чем выше уровень конкуренции, т.е. чем больше число его участников. Сделки на рынке частных благ всегда заключаются добровольно и непременно при «единогла­сии» сторон. Политический рынок становится все менее эффек­тивным с ростом числа участников. Дело в том, что политичес­кое решение может быть Парето-эффективным, если у него не найдется противников. Это означает, что и политическое реше­ние, если оно претендует на Парето-эффективный исход, долж­но приниматься единогласно.



Бьюкенен считал, для того чтобы политический механизм стал по своей эффек­тивности подобием рынка совершенной конкуренции, все инди­виды должны заключить один и тот же контракт, причем – единогласно.


Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования.

Абсолютная монархия , не предполагающая наличия какого-либо выбора у населения. Во главе общества стоит монарх (царь, король, император), чья должность передается по наследству. Абсолютный монарх осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и, следовательно, степень удовлетворения интересов общества целиком зависит от его желаний.

Прямая демо­кратия – политическое устройство общества, при к-ом все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Данная политическая система действительно создает наилучшие условия для общественного выбора, т.к. каждый человек участвует в определении того, какие общественные блага следу­ет производить, из каких источников должны поступать для этого деньги и т.д. Однако ее существенным не­достатком являются значительные затраты на голосование. В этом она уступает представительной демократии.

Представительная демократия – политическая сис­тема, при к-ой население выбирает только политических руководителей государства для осуществления управления страной в интересах избирателей. Руководители представ­ляют интересы населения.

Эффективное ис­пользование прямой демократии предполагает полную информированность избирателей о собственных выгодах и издержках. В условиях прямой демократии, когда затра­ты на общественные блага распределяются равномерно, а вы­годы от них – неравномерно, имеет место недопроизводство общественных благ. А если выгоды распределяются рав­номерно, а издержки – неравномерно, то имеет место пере­производство общественных благ.

Но может возникнуть проблема медианного (усредненного) избирателя . Она состо­ит в том, что все принимаемые решения соответствуют интере­сам избирателя-центриста, находящимся в середине интересов данного сообщества. Та­кую ситуацию характеризует модель медианного избирателя. Эта модель позволяет избегать крайностей в ходе приня­тия политических решений, но одновременно не гарантирует их оптимальность для всех групп населения.

Значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

  • общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
  • индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным , его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование . Общественными благами являются и работа служб , ликвидации . Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.

Отличительные черты и классификация общественных благ

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

  1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ , обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
  2. неделимостью блага , обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
  3. нерыночным характером стоимости блага , связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и . Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
  4. тотальным и неисключаемым характером блага , связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
  • общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
  • местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
  • исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
  • неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство .

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Специфика потребления общественных благ

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:

  1. Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
  2. Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
  3. Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.

Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления — интегративность . Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью может эффективно взимать плату за использование благ.

Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются , в которых отражается качество и объемы общественных благ.

Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.

Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.

Производство общественных благ

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.

В отличие от частного блага общественное благо неделимо , не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы общественного блага обусловливает наличие особенностей определения на общественное благо. в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов , а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на общественное благо — путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).

Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства . Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.

13.1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ.

13.2. Особенности спроса на общественные блага.

13.3. Производство общественных благ и проблема «безбилетников».

13.4. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

13.1. Общественные блага- блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу, независимо от того, хотят или нет, отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» -общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные эффекты производства и потребления: тепличный эффект, загрязнение воздуха, воды, кислотные дожди, истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо (pure public good) -это такое благо, которое потребляется коллсктивно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо, обладая своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ. Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи. Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага сравним его с чисто частным благом.



Чистое частное благо (риг - это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную nлamy.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями и быть продано по частям

13.2. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и Васильев - должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

Принцип убывающей полезности действует в отношении спроса на чистое
общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон. Существенные особенности: 1) Являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие от чистого общественного блага не может быть скорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них, может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равняется объему предложения блага

Qs = q1 = q2 = . = qn
2) Поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые их спроса представляют собою предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собою сумму всех предельных индивидуальных полезностей
MSB = MB1 + MB2 + . + MBn = ? Mbi
Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены. Отсюда следуют два важных вывода .

Первый состоит в том, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены.

Второй – в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага.

Совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса.
13.3. Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором предельная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага. Таким образом, оптимальный объем общественного блага может быть определен по формуле:

MSB(Q S) = MC(Q S),

где MSB(Q s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага,

MC(Q s) – предельный издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Q s . Данное общественное благо должно выпускаться до такого количества, пока общественная готовность оплатить это количество в размере P s не станет равной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага.

Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Поднимая «проблему безбилетника» необходимо подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты – это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее, внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование. Предоставление общественных благ посредством рынка. Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ. Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ.

2. Взаимообусловленное финансирование . Один из методов такого финансирования – увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.

3. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

4.Предоставление общественных благ государством

Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи.

Границы предоставления общественных благ. Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребует данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага. Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность. Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага перестают быть национальными, становясь общеевропейскими

Перспективные тенденции в развитии общественных благ. Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов в их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды. Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие потребление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относят международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п.

13.4. В настоящее время объективным требованием дальнейшего развития общества выступает создание для каждого человека такой структуры потребления, которая дала б возможность обеспечить расширенное воспроизводство социальных качеств каждого члена общества, а для экономики смог бы сформироваться работник, отвечающий требованиям современного общественного производства.

Именно требования усложнения структуры потребления каждого члена общества определяют востребованность тех или иных благ в качестве общественных, причем их набор изменяется в зависимости от уровня развития общества. Если “ассортимент” чистых общественных благ (например, оборона страны, охрана внутреннего порядка) производится в любом обществе со сложившимся институтом государства вне зависимости от уровня его развития,∗ то набор смешанных или квазиобщественных благ различается на разных этапах развития общества.

В настоящее время, набор общественных благ, производимых государством, постоянно расширяется: обеспечение всеобщего бесплатного образования и здравоохранения, реализация программ по поддержке различных социально уязвимых категорий населения (прежде всего престарелых, детей, инвалидов, безработных), создание ресурсной базы для осуществления фундаментальных научных исследований, участие в формировании информационной инфраструктуры рынка, создание систем общественного транспорта и т. п. Статистика показывает, что доля социальных расходов в ВВП западных стран, достаточно высока. В структуре государственных расходов в США составила в 1950 г. 28,1, в 2000 г. – 58,2%; соответственно по годам эта доля составила в Японии 51,5 и 69,1%, Германии – 64,7 и 63,1%, во Франции – 62,4 и 72,2%, Швеции – 58,4 и 80%. Что касается нашей страны, то доля государственных расходов в структуре ВВП в 1950 г. составила 54,4%, в 1990 г. – 20,9, в 1999 г. – 14,8%

Расширение ассортимента общественных благ растет в основном за счет того, что некоторые блага, бывшие ранее частными и потому потребляемыми небольшой частью населения, начинают востребоваться как общественные. Такие блага в теории общественного сектора определяются как смешанные общественные (квазиобщественные), в то время как традиционные общественные блага квалифицируются как чистые. Смешанные блага также обладают свойствами несоперничества и неисключаемости, однако в отличие от чистых благ эти свойства реализуются не в полной мере. Соответственно выделяются переполняемые (перегружаемые) общественные блага, у которых свойство несоперничества выполняется только до определенного момента (порог переполнения), и исключаемые общественные блага, имеющие порог исключения. Исходя из этого, предполагается, что смешанные общественные блага могут быть объектом рыночного товарооборота, а сфера их функционирования представляет собой арену конкурентной борьбы между частным и общественным секторами (платные и бесплатные услуги медицины, образования). Таким образом, получается, что ограниченность свойств общественных благ предоставляет рынку возможности экспансии в сферу их производства, хотя в каждом конкретном случае, с точки зрения социальной справедливости, определяется целесообразность производства таких благ на основе рынка.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ предмет жарких бюджетных баталий парламентариев. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных). Общественное благо – один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг. В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай – недостойные блага (merit bools), потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголь) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления.

Литература:

1.Микроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов/ под ред. М.И. Плотницкого. Мн. : Новое знание,2002.426с.

2.Нуреев Р.М . Курс микроэкономики: учебник для вузов по экономическим специальностям. 2-ое изд. М.: НОРМА-ИНФА-М,2001.570с.

3.Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н . Микроэкономика: учебник/ под общ. Ред. А.В.Сидоровича; МГУ имени М.В. Ломоносова. М. : Дело и Сервис, 2002.304с.

4.Экономическая теория / под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. Мн.: Тетрасистемс, 2003.344с.

5.Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С . Микроэкономика: учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.374с.

6.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика/ Под ред. В.М. Гальперина. В 2 т. СПб., 2000

7.Долан Э.Дж., Линдсей Д.Э. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992

3.Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. М., 1999

8.Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.,2001

9Лемешевский И.М . Микроэкономическая теория национальной экономомики. Учеб. пособие. В 3-х частях. Ч.2. Мн., 1994

10.Пиндайк Р., Рубинфельд Д . Микроэкономика. М., 1992



Поделиться