Маркировка canon. Маркировка объективов Canon

© 2018 сайт

Первые зеркальные фотоаппараты Canon, пришедшие на смену дальномерным камерам, появились в 1959 году и имели байонет Canon R. В 1964 году его сменил байонет Canon FL, который, в свою очередь, уступил место байонету Canon FD в 1971 году. Однако с наступлением эпохи автофокусных объективов Canon в 1987 году в очередной раз разработал совершенно новый стандарт – Canon EF, который актуален и по сей день. В отличие от Никона, остающегося верным байонету Nikon F с 1959 года, и обеспечивающего тем самым относительную совместимость современных камер и старинных объективов, Кэнон в 1987 году начал свою историю с чистого листа, а потому принципы совместимости у Кэнона весьма просты:

  • Все объективы Canon EF полностью совместимы со всеми фотоаппаратами системы Canon EOS, как полнокадровыми (Full-Frame) , так и кропнутыми (APS-C) .
  • Объективы Canon EF-S предназначены для камер с кроп-фактором 1,6 и несовместимы с полнокадровыми камерами.
  • Объективы, выпущенные до 1987 года, практически бесполезны на современных аппаратах.

С 2012 года Canon выпускает беззеркальные камеры формата APS-C (кроп-фактор 1,6) с байонетом Canon EF-M, а с 2018 года – полнокадровые беззеркальные аппараты с байонетом Canon RF.

  • Все объективы EF-M полностью совместимы со всеми фотоаппаратами EOS M и полностью несовместимы с зеркальными фотоаппаратами EOS, а также с беззеркальными фотоаппаратами EOS R.
  • Все объективы EF-M полностью совместимы со всеми фотоаппаратами EOS M и полностью несовместимы с зеркальными фотоаппаратами EOS, а также с беззеркальными фотоаппаратами EOS M.
  • Объективы EF и EF-S полностью совместимы с беззеркальными фотоаппаратами EOS M и EOS R при наличии соответствующих переходников.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

EF (1987) Electro-Focus – Электро-фокус. Объективы, имеющие байонет Canon EF и встроенный фокусировочный мотор. Связь между объективом и камерой осуществляется исключительно через электронные контакты. В 1987 году такая схема выглядела весьма прогрессивной, особенно на фоне отвёрточного автофокуса объективов Nikon AF. Однако за это преимущество Canon заплатил полной потерей совместимости со своей старой системой FD.

DC (1987) Direct Current – Электродвигатель постоянного тока. Используется в качестве фокусировочного мотора в недорогих объективах Canon EF. По сравнению с ультразвуковым мотором, DC мотор работает медленнее, что усложняет съёмку быстродвижущихся объектов.

USM (1987) Ultrasonic Motor – Ультразвуковой мотор. По сравнению с DC мотором, USM работает быстрее и тише. Существует два типа ультразвуковых моторов: мотор кольцевого типа (ring-type) и микромотор (micromotor). USM кольцевого типа позволяет осуществлять ручную фокусировку независимо от того включен или выключен автофокус, в то время как микромотор для ручной фокусировки требует обязательного переключения в ручной режим.

FT-M – Full Time Manual. Постоянная ручная фокусировка. Объективы с ультразвуковым фокусировочным мотором кольцевого типа позволяют вручную корректировать работу автофокуса простым поворотом фокусировочного кольца без необходимости переключаться в непосредственно ручной режим.

L – Luxury. Роскошь. Дорогие профессиональные объективы с красной каёмочкой. Главное преимущество объективов серии L, заключается не столько в высококлассной оптике (которая может быть не хуже и в более дешёвых объективах), сколько в механической прочности и надёжности. Они защищены от пыли и брызг и способны выдержать падение на камни без потери работоспособности. Кроме того, L объективы очень большие и тяжёлые.

Macro – макрообъективы, позволяющие вести съёмку в масштабе 1:1 .

I/R – Internal/Rear focusing. Внутренняя/Задняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

Float – Плавающий оптический элемент, меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях без ухудшения резкости.

CaF2 – Fluorite. Линзы, изготовленные из флюорита, обладают малым коэффициентом рассеяния, и, следовательно, снижают выраженность вторичных (пурпурно-зелёных) хроматических аберраций .

UD – Ultra-low Dispersion glass. Низкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из UD стекла, призваны уменьшить вторичные хроматические аберрации . В силу меньшей кривизны поверхностей линзы из низкодисперсионного стекла меньше подвержены сферическим аберрациям , чем линзы из флюорита.

S-UD – Super Ultra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло ещё более низкодисперсионно по сравнению с обычным низкодисперсионным стеклом. На самом же деле между UD и S-UD нет практически никакой разницы.

AL – Aspherical Lens. Асферические линзы, включённые в оптическую схему объектива, используются для устранения сферических аберраций .

TS-E (1991) Tilt-Shift – Сдвиг-наклон. Тильт-шифт объективы позволяют иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. TS-E объективы не имеют автофокуса, и потому, строго говоря, не относятся к EF объективам. Буква E в названии TS-E означает электронный привод диафрагмы.

EF-S (2003) EF-Small. Объективы с уменьшенным кругом изображения, предназначенные для цифровых камер , имеющих сенсор с кроп-фактором 1,6 (формат APS-C). С полнокадровыми камерами EF-S объективы не совместимы.

EF-M (2012) EF-Mirrorless. Объективы, предназначенные для использования вместе с беззеркальными камерами системы Canon EOS M. Несовместимы с фотоаппаратами, имеющими байонет EF.

STM (2012) Stepping Motor. Шаговый фокусировочный мотор работает быстро и почти бесшумно.

Macro Lite (2017) Встроенная вспышка для макросъёмки.

RF (2018) Объективы с байонетом Canon RF, предназначенные для использования вместе с беззеркальными фотоаппаратами Canon EOS R. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива имеется надпись:

CANON ZOOM LENS
EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS STM
Ø58mm

CANON ZOOM LENS – напоминает забывчивому владельцу о том, что у него на камере находится зум-объектив Canon, а не какой-нибудь другой посторонний предмет.

EF-S – название системы. Данный объектив предназначен для камер Canon EOS, имеющих уменьшенный сенсор (APS-C) с кроп-фактором 1,6.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,6 дадут тот же угол изображения , что и 29-89 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

IS – оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

STM – шаговый фокусировочный мотор.

Ø58 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 58 мм.

На корпусе объектива белым по-чёрному написано:

Canon
EFS 18-55mm
IMAGE STABILIZER
MACRO 0.25m/0.8ft

Здесь же можно найти и едва заметный серийный номер.

Такие обозначения, как EF-S и 18-55mm мы уже видели на торце объектива.

IMAGE STABILIZER – это расшифровка аббревиатуры IS , с которой мы также встречались.

MACRO 0.25m/0.8ft минимальная дистанция фокусировки составляет 0,25 метра или 0,8 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата. На некоторых объективах Canon вместо слова MACRO изображён цветочек, но означает он то же самое.

Если посмотреть на объектив со стороны байонета, то можно прочесть:

CANON INC.
MADE IN TAIWAN

Не стоит удивляться – даже Canon потихоньку выводит свои производственные мощности за пределы Японии в целях удешевления производства.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Canon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Сайт сайт продолжает серию статей о маркировке и условных обозначениях объективов мировых производителей фототехники. В прошлом ФотоHack’e мы подробно остановились на . Сегодня же поговорим об их “священном враге” и, по совместительству, мировом лидере в производстве фотооборудования − Canon.

Перед началом рассказа о маркировке объективов Canon сделаем небольшой экскурс в историю: в 1987 году японская компания предложила рынку принципиально новую электронно-оптическую систему фототехники – Canon EOS. В отличии от своего основного конкурента компания Canon не стала модернизировать морально устаревший байонет FD, а создала новый тип крепления EF, который отвечал всем требованиям нового времени и являлся основой передовой системы Canon EOS. Для компании это был очень смелый шаг. Canon могла потерять значимую часть своих клиентов, но, как говорится, риск – дело благородное. Профессионалы очень высоко оценили преимущества новой системы и начали обновлять парк своей техники. А для обывателей Canon запустила мощную промо-кампанию, в которой расхваливала простоту и чудо-автоматику потребительских камер EOS.

Итак, первое, что мы встречаем в маркировке любого объектива Canon (например, EF 70-200mm f/2.8L IS II USM) – аббревиатура, указывающая на тип байонета. На сегодняшний день байонета EF имеет модификации EF-S и EF-m, которые имеют как общие, так и отличительные от основного крепления черты. Рассмотрим каждый из них более детально.

EF (Electro Focus ) – название байонетного крепления системы Canon EOS, которое пришло на смену выпускавшемуся с 1971-го по 1987-й год креплению Canon FD. EFявляется сокращением от английского electro focus (электро-фокус). Присутствие в названии объектива аббревиатуры EFуказывает не только на его совместимость со всеми фотокамерами EOS, но и накладывает ряд других характеристик “по умолчанию”. Первое − в байонете отсутствуют подвижные механические соединения между камерой и объективом: они заменены электрическими контактами. Управление автофокусом и диафрагмой возможно только электромеханическим способом с корпуса камеры. Второе − все объективы серии EF подразумевают наличие встроенного мотора привода автофокуса.

В итоге, покупая объектив с аббревиатурой EF , вы можете быть уверены, что он совместим со всеми цифровыми и пленочными камерами Canon EOS без каких-либо ограничений и что в нем работает автофокус вне зависимости от уровня вашей камеры ( или профессиональная).

Байонетное крепление Canon EF не совместимо с креплением Canon FD. Конечно, существуют специальные переходники для работы со старыми мануальными объективами на камерах EOS, но они совместимы далеко не со всеми объективами линейки FD и имеют целый ряд ограничений.

EF- S (Electro Focus Short back focus ) − обозначение объективов, предназначенных специально для цифровых зеркальных камер (). Объективы Canon EF-S появились в 2003 году вместе с выходом первой любительской цифровой зеркальной камеры Canon EOS 300D. Буква “S” в аббревиатуре «Short back focus» указывает на меньшее расстояние от задней линзы до матрицы. Поэтому объективы EF S не совместимы с EF -байонетом. Зато камеры, использующие байонет EF-S, прекрасно работают с объективами EF. Это означает, что объектив EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM будет работать и на EOS 1100D, и на EOS 7D, но вы не сможете использовать его на камерах с полноформатными сенсорами (EOS 5D Mark II) или на профессиональных репортажных камерах с форматом сенсора APS-H (EOS 1D Mark IV).

На сегодняшний день байонетное крепление Canon EF-S используется в следующих камерах: EOS 7D, 20D, 30D, 40D, 50D, 60D, 300D, 350D, 400D, 450D, 500D, 550D, 600D, 1000D, 1100D и их модификациях.

EF- M (Electro Focus Mirrorless ) − объективы и тип байонета, разработанные специально для беззеркальных камер Canon EOS M. Объективы EF-M не совместимы с байонетами EF S и EF . Но последний может работать с камерой Canon EOS M при помощи специального переходника Mount Adapter EF-EOS M.

Так как беззеркальная система Canon EOS M была представлена только в 2012 году, на данный момент существуют только два объектива EF-M: Canon EF-M 22 мм f/2 STM и Canon EF-M 18-55 мм f/3.5-5.6 IS STM. По слухам, Canon будет расширять линейку беззеркальных камер и объективов к ней.

TS E (Tilt Shift EOS ) неавтофокусные объективы Canon , с помощью которых возможно корректировать перспективу изображения с помощью сдвига, либо наклона группы линз относительно оптической оси. В отличие от основного конкурента, в объективах Canon TS-E диафрагма регулируется с корпуса камеры.

После аббревиатуры, обозначающей тип байонета или его модификацию, в маркировке объективов Canon указывается и максимально возможное . Например, Canon EF 50mm f/1.8 II (с его обзором вы можете ознакомиться на нашем сайте) или, в случае зум-объектива, EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM.

50 mm , 18-135mm − фокусное расстояние конкретного объектива. В зум-объективах сначала указывается минимальное, а затем максимальное фокусное расстояние.

f/1.8, f/3.5-5.6 − максимально возможные значения диафрагмы. Во всех зум-объективах указывается два значения: для минимального и максимального фокусных расстояний конкретного объектива. В нашем случае при 18mm максимально возможное значение диафрагмы будет 3.5, а для 135mm – 5.6.

L (Luxury) − красной буквой “L” в паре с красным кольцом вокруг передней линзы обозначаются профессиональные объективы Canon. Характеризуются высоким качеством изображения, высокой ценой, большим весом и наличие в конструкции флюоритовых, ультранизкодисперсионных или cверхультранизкодисперсионных элементов, просветляющих покрытий и т. д. Многие объективы этой серии имеют защиту от пыли и влаги.

IS (Image Stabilizer) − указывает на наличие в объективе стабилизации изображения. Также надпись «Image Stabilizer» указывается и на корпусе объектива, возле байонета. Компания Canon впервые применила систему стабилизации изображения в объективе еще в 1995 году. На данный момент система «Image Stabilizer» переживает свою пятую ревизию и позволяет делать снимки с выдержкой на пять стопов длиннее по сравнению с объективами без стабилизации. Например, чтобы избежать смазывания при съемке статичного объекта с помощью “нестабилизированного” объектива Canon EF 85mm f/1.8 USM, нужно поставить минимальную выдержку 1/125. При помощи Canon EF 70-200mm f/2,8L IS II USM снять этот же объект без смазывания можно с выдержкой 1/5.

II − как и в случае с , римская цифра используется в том случае, когда проводилось обновление модели объектива, но сама маркировка оставалась аналогичной предыдущей версии: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM – Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, Canon EF 50mm f/1.8 II – Canon EF 50mm f/1.8. Бытует мнение, что римская цифра “II” обозначает поколение технологии стабилизации, что не соответствует действительности.

USM (Ultrasonic Motor) − ультразвуковой привод системы автофокуса объектива. Такой привод отличается высокой скоростью фокусировки, малым энергопотреблением, а также невысоким уровнем шума. Очень часто на объективах с USM-приводом присутствует золотое кольцо вокруг передней линзы и надпись Ultrasonic. В объективах профессиональной серии “L” на корпусе также присутствует надпись Ultrasonic.

Компания Canon применяет два вида USM моторов: USM кольцевого типа и USM с микромотором (его более новая версия называется Micro USM II). Первый тип применяется в профессиональных объективах и объективах среднего ценового сегмента, а второй − в более дешевых. Рядовой пользователь обязательно должен знать, что в объективах с USM моторами кольцевого типа доступна функция FT-M (Full Time Manual) , которая позволяет выполнить ручную наводку фокуса независимо от выбранного режима фокусировки (аналог Nikon’овской системы М/А). Объективы USM с микромотором (и, соответственно, Micro USM II) подобной функции не имеют и могут сломаться, если в режиме автофокуса проводить ручную наводку на резкость. Единственное исключение − Canon EF 50 f/1.4.

STM (Stepper Motor) новая технология привода автофокуса, которая обеспечивает многократные быстрые перемещения фокусировочной группы линз на небольшие расстояния, причём с крайне низким уровнем шума. Объективы с STM моторами предназначены для работы в первую очередь с камерами, обеспечивающими фазовую фокусировку с помощью матрицы. На данный момент таковой является только .

В основной маркировке могут присутствовать названия специализированных объективов: Canon EF 100mm f/2.8 USM Macro или Canon EF 8-15mm f/4.0L Fisheye USM. Эти названия говорят сами за себя и в пояснении не нуждаются.

В модельном ряду оптики Canon есть два объектива, в названии которых (в том числе и на самом корпусе) присутствует сокращение DO: EF 400 mm f/4 DO IS USM и EF 70-300 mm f/4.5-5.6 DO IS USM.

DO (Diffractive Optics) − объективы, имеющие в маркировке эту аббревиатуру, характеризуются наличием в оптической схеме дифракционных линз, которые призваны бороться с хроматическими аберрациями и дисторсией.

Также у Canon существует объектив Canon EF 135mm f/2.8 SF (Soft Focus) , который позволяет управлять расфокусировкой изображения и контролировать степень сферических аберраций на переднем или заднем плане изображения.

Все вышеперечисленные аббревиатуры, цифры, буквы и обозначения касаются маркировки, которая указана на объективе или принята для классификации внутри линейки оптики. Но есть также обозначения, которые можно встретить в инструкции, каталогах, официальном описании на сайте и т. д. Касаются они в основном оптических свойств объектива и способа фокусировки.

IF (Internal Focusing) − объективы моноблочной конструкции, в которых фокусировка происходит за счет перемещения только внутренних групп линз. Благодаря этому IF-объективы не меняют свой размер при фокусировке и у них не поворачивается передний элемент конструкции, что делает удобным использование градиентных фильтров. Система внутренней фокусировки реализована в большинстве и в некоторых .

RF (Rear Focusing) − объективы, в которых для ускорения фокусировки задействована только задняя группа линз.

Float − система плавающих линз в объективе, применяющаяся для устранения аберраций при съемке на малых расстояниях.

AL (Aspheric Lens) − объективы имеют в конструкции асферические линзы для борьбы со сферическими аберрациями. Применяются практически во всех EF-объективах.

UD (Ultra-low dispersion) − линзы с низкой дисперсией (рассеиванием). Применяются в большинстве объективов для минимизации хроматических аберраций.

S- UD (Super Ultra- low dispersion) − линзы со сверхнизкой дисперсией (рассеиванием). Убирают практически все хроматические аберрации. Применяются во многих теле- и супертелефотообъективах серии “L” и широкоугольных объективах.

CaF 2 (Fluorite ) − указывает на наличие в объективе флюоритовых линз для устранения хроматических аберраций. Применяется в супертелефотообъективах.

CA (Circular Aperture ) − подразумевает использование особо скругленных лепестков диафрагмы для того, чтобы получить “правильное” бокэ.

Вкратце это все, что хотелось рассказать об объективах Canon. Как и всегда – пишите свои вопросы, замечания и пожелания в комментариях.

Если вы мучаетесь в догадках, что означают все эти буквы на вашем объективе кэнон, значит вы попали по нужному адресу.

FD это древние объективы от Кэнон, которые выпускались в 70х-80х. Они не подходят для современных камер, поэтому одеть такой объектив на современную камеру с EF байонетом можно только через специальный адаптер. В отличии от никон, кэнон сменил крепление, и поэтому старые FD объективы утратили какую либо ценность, забудьте про них. После относительно недолгого срока службы FD (около 15 лет) кэнон выпустил новый тип крепления EF, но вы не расстраивайтесь, линейка EF насчитывает порядка 60 объективов, этого вам должно хватить на всю жизнь, так что есть с чего выбрать.

EF (Electro-Focus) означает, что в вашем объективе есть электронная автофокусировка, т.е. внутри объектива встроен моторчик, а камера лишь подаёт команды через контакты на объективе. Собственно все объективы Кэнон сделанные после 1987 года EF, поэтому эта маркировка есть на вашем объективе, если конечно он вам не достался в наследство. EF объективы совместимы со всеми цифровыми камерами кэнон.

EF-S (Electro-Focus S hort back focus) это тот же EF только сконструированный с учётом , для зеркальных камер кэнон 1.6х, и не совместим с полноформатными камерами, такими как 5D, 1D.

USM (Ultrasonic Motor) ультра звуковой привод. Объективы с этим приводом фокусируются быстрее и издают гораздо меньше шума. Его ставят в довольно дорогих объективах.

DC (micro motor) – этот мотор ставят на бюджетные объективы от canon. Это не значит что он плохой, просто фокусировка происходит медленнее.

L (Luxury) если у вас объектив с маркировкой L, значит вы либо крутой фотограф, либо у вас много денег, ну ещё возможно и то и другое в одном лице, но это редко:) Собственно эти объективы отличаются суперкачественной оптикой, они резкие, надёжные и зачастую огромные и тяжелые. Все объективы “люкс класса” легко определить по красной каемке, к примеру :

DO (Diffractive Optics) объективы с этой пометкой отличаются оптикой, которая практически устраняет все оптические недостатки, как и , и заметно меньшими габаритами. Таких объективов Кэнон выпустил немного – всего два: EF 400 mm f/4 DO IS USM и EF 70-300 mm f/4.5-5.6 DO IS USM .

II, III - так кэнон обозначает версию объектива. Если на вашем объективе написано II, значит уже существует младшая версия, с таким же фокусным расстоянием. Например :

AF/MF переключатель, который даёт возможность фотографировать либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Ручной режим полезен, когда камера не может поймать фокус в автомате, например, когда вы .

1.8m – /6m – этот переключатель вы можете встретить только на телеобъективах, и хоть цифры могут быть другими, означает он границу режима фокусировки, в данном случае, если переключатель на 1.

8m, значит объектив будет искать фокус до расстояния 1.8м (минимальное расстояние фокусировки), а если 6 метров – значит только до 6м. Это удобно когда вы уверены, что будете фотографировать что-то далеко, в это случае, объектив не будет терять время на фокусировку в диапазоне 1.8-6м и будет фокусироваться быстрее. Такой переключатель есть на :

28-300mm – Диапазон возможных фокусных расстояний для зум-объектива. Первое число – минимальное фокусное расстояние, второе – максимальное, которое вам будет доступно с этим объективом (конкретно в этом случае минимальное 28мм, максимальное – 300мм). Если число одно, то это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, то есть, фикс, а не зум.

f:3.5-5.6 – Это максимально возможная для вашего объектива. Если это зум, то числа будет два (например, 3.5-5.6). Первое – это максимальная диафрагма на ближнем фокусном расстоянии. То есть, если у вас объектив 18-200мм, то на 18мм максимум будет f/3.5. Второе число – максимальная диафрагма на дальнем фокусном расстоянии, то есть f/5.6 на 200мм, к примеру. Если число одно на зуме, то максимальная диафрагма будет одна и та же на всех фокусных расстояниях. Ну и на фиксах тоже одно число, потому фокусное расстояние у него одно единственное, собственно, он поэтому и фикс. Максимальная диафрагма так же определяет .

Fisheye – этот тип объективов ни с чем не спутаешь. Если на вашем объективе написано Fisheye (“Рыбий глаз” по-русски), значит вы можете делать вот такие фотографии:



Некоторые вещи могут казаться простыми и понятными без лишних объяснений, но, на самом деле, не всегда то, что очевидно для вас, очевидно для других людей. Несколько раз я сталкивалась с ситуациями, когда мои студенты стеснялись спросить о значении всех этих цифр на объективах. Если вы не знаете, что они значат, не нужно стесняться и думать, что вы глупый. В данной статье мы как раз и разберёмся в том, что скрывается за многочисленными комбинациями цифр на объективах.

Стандартные настройки, которые можно увидеть на новых цифровых объективах

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Если у вас есть зум-объектив, то на нём вы обнаружите кольцо, поворачивая которое вы можете приближать или отдалять объекты. С помощью данного кольца вы можете также посмотреть, какое фокусное расстояние установлено в момент съёмки. Например, на фотографии зум-объектива с диапазоном фокусных расстояний 70-200мм можно увидеть, что выбрано фокусное расстояние в 100мм.

Если вы используете объектив с фиксированным расстоянием, то вы не найдёте на нём кольца зуммирования. На корпусе такого объектива будет просто указано его фиксированное фокусное расстояние, например 85мм, как на фотографии ниже.

МАКСИМАЛЬНАЯ ДИАФРАГМА

Максимальная – это самое широкое открытие диафрагмы (самое маленькое число на шкале диафрагмы), на которое способен ваш объектив. Многие фотографы хотят видеть у своих объективов возможность более широкого открытия диафрагмы, вроде f2.8 или даже f1.8, потому что широко открытая пропускает больше света, благодаря чему можно делать чёткие фотографии при плохом освещении. Этот параметр может сильно отличаться у разных объективов.
Обычно вы можете найти информацию о диафрагме в одном из двух мест на вашем объективе, а иногда и на двух названных местах сразу:
- на верхнем краю корпуса объектива;
- на передней стороне объектива в области для крепления светофильтра.
На примере внизу вы можете увидеть два разных объектива. Объектив Tamron 17-35мм (обратите внимание, что на нём также видна шкала фокусных расстояний) и объектив с фокусным расстоянием 85мм. На объективе Tamron вы видите значение «1:2.8-4», а на объективе с фокусным расстоянием 85мм значение «1:1.8». Это значит, что максимальное открытие диафрагмы у объектива с фокусным расстоянием 85мм – f1.8, а на зум-объективе Tamron оно меняется в диапазоне от f2.8 до f4 в зависимости от используемой степени приближения. На фокусном расстоянии 17мм можно открыть до значения f2.8, но если использовать максимальное фокусное расстояние 35мм, максимальная диафрагма будет всего лишь f4. Это достаточно распространённое явление с кит-объективами и объективами, которые имеют широкий диапазон фокусных расстояний (например, 28-300мм или 18-200мм).

ДИАПАЗОН ФОКУСИРОВКИ И ШКАЛА ФОКУСИРОВКИ

На многих объективах вы найдёте шкалу расстояний (она есть не на всех цифровых объективах) – обычно она разделена на две отдельные линии: для футов и для метров. На одном из её концов будет знак бесконечности, на другом же конце будет указано, на каком минимальном расстоянии от объекта ваш объектив способен сфокусироваться – его минимальное расстояние фокусировки. Некоторые объективы оборудованы функцией «MACRO», которая даёт вам возможность подобраться к объекту съёмки немного поближе. Такие объективы не являются настоящими макро-объективами, и с их помощью вы не можете сфотографировать объект очень близко, но такой объектив – это удобная вещь, если вы хотите подобраться к объекту поближе, не обременяя себя ценой и весом дополнительного объектива.
На расположенной ниже фотографии вы можете увидеть, что в случае с объективом от фирмы Tamron (справа) данная шкала нанесена прямо на корпус, а вот у объектива Canon 70-200 она находится в самом корпусе под прозрачной панелькой. Шкалы на обоих объективах будут двигаться, если вы будете вручную выставлять фокусировку (**примечание: пожалуйста, не забывайте отключить автофокусировку, если вы выставляете фокус вручную, потому что, если данная функция не отключена, поворот кольца фокусировки может привести к поломке механизмов в вашем объективе**).

РАЗМЕР ФИЛЬТРА ИЛИ ДИАМЕТР ОБЪЕКТИВА

На краю вашего объектива вы также можете увидеть символ похожий на букву «ф», а за ним цифры. Эти цифры указывают диаметр передней части вашего объектива или размер подходящего для него фильтра. Вы можете найти эти же цифры на задней части крышечки для объектива. Так диаметр объектива на фотографии, расположенной ниже, составляет 77 мм. Это полезная информация, если вы собираетесь пойти в фотомагазин за фильтром или покупаете его в Интернете.

Менее распространённые настройки, которые можно увидеть на более старых объективах с ручной фокусировкой

КОЛЬЦО ДИАФРАГМЫ

Этого кольца может и не быть на вашем объективе. На большинстве новых объективов его нет, потому что сейчас степень открытия диафрагмы устанавливается и контролируется с помощью «тушки» фотоаппарата. Во времена плёнки и объективов с ручной фокусировкой устанавливалась на фотоаппарате, а степень открытия диафрагмы регулировалось на объективе. Вы можете найти отличные предложения о продаже старых светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием или объективов от плёночных фотоаппаратов, которые замечательно подойдут для каких-либо конкретных целей (например, для макросъёмки). Очень часто такие объективы будут стоить намного дешевле, чем новые «цифровые» объективы (вам просто нужно будет докупить специальный адаптер, чтобы установить такой объектив на свой фотоаппарат). Только не забывайте, что на таких объективах нужно выставлять фокус вручную, и для некоторых из них вам придётся самостоятельно выставлять степень открытия диафрагмы прямо на самом объективе. Если у вас есть подобный объектив, кольцо диафрагмы на нём может выглядеть примерно так:


ШКАЛА ГИПЕРФОКАЛЬНЫХ РАССТОЯНИЙ

Такую шкалу сложнее встретить, и сложнее объяснить, для чего она нужна. Если у вас есть только зум-объективы, вы не найдёте на них такой шкалы. Если у вас есть объектив с фиксированным фокусным расстоянием, особенно если это старая модель, вы можете заметить на нём дополнительное кольцо с числами на подобие того, что показано на фотографии ниже (числа в центре с двух сторон от оранжевой линии).


Ряды чисел на данном объективе соответствуют (в порядке сверху вниз):
- шкала фокусировки;
- шкала гиперфокальных расстояний;
- кольцо для настройки диафрагмы, с помощью которого настраивается степень открытия диафрагмы объектива.
Шкала гиперфокальных расстояний нужна для того, чтобы вы знали, какие части вашей фотографии будут находиться в зоне фокуса при использовании различных настроек диафрагмы. Обратите внимание, что объектив на фотографии выше, настроен на открытие диафрагмы f16 и сфокусирован на расстояние 5 метров. Теперь взгляните на шкалу посередине и посмотрите на значение f16 слева от её центральной оранжевой линии – она указывает на самую близкую точку, которая будет находиться в фокусе, когда вы сфокусируетесь на указанное расстояние при названной степени открытия диафрагмы (в данном случае это будет примерно 2,75 м.). Теперь посмотрите на значение f16 справа от центральной оранжевой линии. Вы увидите знак бесконечности. Исходя из всего сказанного, мы можем утверждать, что при значении диафрагменного числа f16 в фокусе окажется всё, что находится в диапазоне от с 2,75 метра до бесконечности, главное навести объектив объект, расположенный на нужном расстоянии.
В описанной ситуации получается, что были совмещены обозначение бесконечности и обозначениее f16 на шкале гиперфокальных расстояний справа от оранжевой линии, что в результате дало самую большую возможную глубину резкости при установленном диафрагменном числе f16 (заметьте, что на самом деле вы не фокусируетесь на конкретном объекте, вы выставляете расстояние фокуса на объективе с помощью чисел). Примечание: если вы выставили фокус на бесконечность, то в фокусе окажутся только объекты, расположенные на расстоянии от примерно 4,5 метров до бесконечности, а если вы выставили фокус на 2 метра, бесконечность на снимке не будет резкой. Данный вопрос был раскрыт не совсем полностью, поэтому, если у вас окажется объектив с подобной шкалой, поищите информацию о том, как ей пользоваться, и вы сможете добиться гораздо более интересных результатов при использовании небольшой степени открытия диафрагмы.
Если вам интересно, что значит маленькая красная точка, это обозначение для фокусировки при съёмке в инфракрасном диапазоне. Когда вы фотографируете на инфракрасную плёнку, вам нужно фокусироваться не на том месте, на котором бы вы фокусировались в обычной ситуации, потому что инфракрасная область спектра отличается от той области спектра, которую мы видим глазами. Раньше время от времени я фотографировала на инфракрасную плёнку. Забавная штука, но с ней не так просто справляться – нужно знать, как правильно фокусироваться и понимать, как получить желаемый результат. Сегодня существуют достаточно убедительные цифровые способы имитации съёмки на инфракрасную плёнку. Несмотря на это, порой я всё равно подумываю о том, чтобы пофотографировать именно на плёнку.

  • EF – данный формат, представленный еще в 1987 году, обозначает полностью электронное крепление объектива к корпусу камеры. Объективы, обозначенные EF, совместимы со всеми EOS пленочными и цифровыми камерами и способны работать с полнокадровым 35-мм форматом;
  • EF-S – единственным отличием между Canon EF и EF-S объективами, является тот факт, что последний разработан для работы с APS-C датчиками, такими как установленный на камере Canon EOS 700D. Линзы Canon EF-S не должны (и в большинстве случаев не могут) быть установлены на пленочные или цифровые Canon EOS камеры с размером датчика 36х24 мм из-за большего зеркала, используемого в этих камерах. Присоединение к таким камерам чревато повреждением зеркала во время срабатывания затвора, которое может удариться о задний элемент. EF-S объективы оснащены специальным защитным элементом, который предотвращает их установление на полнокадровые EOS устройства;
  • EF-M – новый формат объективов, который был специально разработан для беззеркальных систем CanonEOSM с байонетом EF-M. Так же как и EF-S, EF-M объективы предназначены для камер с APS-C датчиком. Они могут использовать только с камерами системы CanonEOSM из-за короткого рабочего отрезка (расстояние между креплением объектива и поверхностью пленки или сенсора). В то же время объективы типа EF и EF-S могут быть установлены на байонет EF-M с помощью соответствующих адаптеров, но EF-M линзы не могут установлены в EF крепление;
  • FD – это старый формат байонетного крепления для ручной фокусировки, используемый в оптике до 1987 года. Так как данное крепление не подходило для автофокусировки, была разработана система EOS с креплением EF. Выпуск объективов CanonFD на данный момент прекращен, но объективы все еще используются фанатами пленочных камер. Есть несколько измененных объективов с FD креплением, которые с помощью специальных адаптеров, могут быть установлены на современные EOS EF камеры. Адаптер со специальным оптическим элементом позволяет фокусироваться на бесконечности, в то время как обычные адаптеры этого не позволяют сделать;
  • CHO – объективы идентичные FD линзам только без специального покрытия передней линзы (имеется ввиду SSC покрытие, позволяющее справляться с боковым и контровым светом и добиваться отличного контраста);
  • FL – идентичные FD объективам линзы с отсутствием возможности работы в режиме приоритета выдержки.

2) Аббревиатура объективов Canon в зависимости от класса и технологий:

  • L – принадлежность к линейке «Luxury». Обозначением Lотмечают топовые, профессиональные объективы с самыми лучшими оптическими характеристиками и формулами с использованием сложных элементов. Эти линзы созданы в соответствии с самыми высокими стандартами Canon и зачастую обладают защитой от атмосферных воздействий, а также отличаются широкой диафрагмой. Стоимость L–объективов отличается в зависимости от их качества. К примеру, некоторые линзы можно считать бюджетными, например объектив 24-105mm f/4 L. Его стоимость составляет более 1 100 долларов на данный момент, что безусловно не мало. Но для L-оптики такая цена более чем приемлема. L-объективы легко узнаваемы благодаря красному кольцу на корпусе;
  • SSC – Super Spectra Coating (Супер Спектральное Покрытие). Первоначально изобретенное лордом Рейлей в 1886 году и доработанное позднее фирмой Carl Zeiss данное покрытие оказало огромное влияние на развитие оптики. Фактически данное покрытие минимизирует отражения и увеличивает контраст. Все современные линзы Canonявляются многослойными и только старые объективы имеют маркировку SSC;
  • l, ll, lll – римские цифры, обозначающие поколение объектива. Например, есть два объектива Canon 24-70mm f/2.8L: первый CanonEF 24-70mm f/2.8L и второй USM CanonEF 24-70mm f/2.8L ll USM. Единственным отличием в названии является наличие обозначения «ll» у второго объектива, который фактически является обновленной версией первой линзы. Обе линзы являются профессиональными объективами L-класса, но с разной оптикой и стоимостью. Как правило, если объектив получает стабилизатор изображения (IS), это также означает более новый релиз оптики;
  • USM – обозначает, что объектив оснащен топовым кольцевым ультразвуковым мотором. Это быстрый, тихий и мощный мотор автофокусировки, позволяющий также в любой момент откорректировать фокус вручную. Он используется в большинстве современных объективов Canonначиная от недорогих прайм-объективов и заканчивая дорогими линзами L-класса;
  • Micro USM – означает, что в оптике используется более простой и меньший по размеру мотор. Как и его старший брат данный двигатель работает быстро и бесшумно и используется в компактных линзах с небольшим количеством оптических элементов. Существенным недостатком является тот факт, что Micro USM не позволяет использовать в любой момент ручную доводку фокуса. Но есть исключения и из этого правила. Одна примечательная линза Canon EF 50mm f/1.4 USM позволяет использовать полностью ручной фокус при включенном моторе Micro USM. В то же время стоит отметить, что как наличие в объективе USM мотора так и оснащение линзы MicroUSM двигателем обозначается на корпусе одинаково, буквами USM;
  • STM – шаговый двигатель, разработанный для минимизации вибрации и шума при записи видео. Данный мотор постепенно прокладывает себе дорогу в бюджетный сегмент оптики Canon. Первой линзой с использованием STMстал объектив EF-M 22mm STM. Так все EF-M линзы на данный момент обладают шаговым двигателем, а также некоторые EF-S объективы получили обновленные версии с установленным STM-мотором (например EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM). В объективах с STM-двигателем движение кольца фокусировки теперь измеряется в электронном значении и затем данные поступают к STM-мотору, который в свою очередь приводит в движение систему линз;
  • AFD – двигатель Arc-Form Drive стал первым мотором фокусировки, который использовался в объективах Canon EF. Он гораздо более шумный и медленный по сравнению с USM-двигателями. Также стоит отметить медленный отклик, а также невозможность использовать ручную фокусировку. Если у объектива с автофокусировкой на корпусе не указаны данные о моторе, то оптика оснащена либо AFD двигателем, либо MicroMotor;
  • ММ – эта аббревиатура расшифровывается как Micro Motor, который по сути является уменьшенной версией AFD-мотора. Данный двигатель используется только в самых дешевых линзах Canon типа EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS ll Kit. Мотор не позволяет пользоваться ручной фокусировкой в любой момент и производит достаточный шум при работе;
  • PZ – подставка для трансфокатора, которая имеет специальный двигатель для изменения фокусного расстояния. Возможно единственным объективом, использующим PZ является линза EF 35-80mm f/4-5.6 PZ;
  • IS – данная аббревиатура означает для Canon стабилизацию изображения. Стабилизатор изображения подразумевает технологию, которая перемещает оптические элементы объектива для противодействия дрожанию или встряхиванию, а также позволяет достигать более точных результатов при длинной выдержке и статическом положении оптики.

3) Специализированные обозначения объективов Canon:

  • Macro – объектив с данным обозначением фокусируется на относительно коротких расстояниях и обеспечивает увеличение 1:1;
  • Compact Macro – подобен обычным Macro-линзам, но может сфокусироваться на очень близких расстояниях (например линза EF 50mm f/2.5 Compact Macro). Существует специальный конвертер для этой линзы, который увеличивает рабочий отрезок (расстояние между сенсором или пленкой и передней линзой объектива) и дает возможность увеличения 1:1 для данной оптики (имеется ввиду конвертер Canon Life-Size Converter EF);
  • MP-E – есть только один объектив с таким обозначением и это Canon MP-E 62mm f/2.8 1-5x Macro. MP-E обозначает очень большое увеличение. Объектив начинает фокусироваться на той дистанции, которая является максимальной для большинства макро-объективов. Данная линза не может фокусировать на бесконечности. Вместо этого пользователь получит возможность увеличения в пределах от 1:1 до 5:1;
  • TS-E – объективы с возможностью наклона или сдвига используются для создания творческих портретов, пейзажей, архитектурной или макросъемки. Являются экзотическими и дорогими линзами с исключительно ручной фокусировкой;
  • DO – объективы с использованием специальных линз Diffractive Optics, которые искривляют свет больше, чем обычные стекла. Это позволяет им быть меньшими, чем обычные линзы с теми же параметрами. Известным примером такой оптики является объектив Canon EF 400mm f/4 DO IS USM. Он, как и L-объективы обладает впечатляющим качеством сборки, но имеет зеленое кольцо на корпусе, а не красное;
  • Softfocus – как вы уже догадались, объективы Softfocus имеют оптическую формулу, которая позволяет получать более «мягкую» картинку. Такие линзы были очень популярны несколько десятилетий тому назад, поскольку скрывали недостатки кожи при портретной съемке и создавали особый «мягкий» эффект кадра. Стоит отметить, что такие линзы в наше время не особо популярны, так как эффект мягкого фокуса можно получить при пост-обработке. Существует только один объектив Canon EF с функцией Softfocus и это линза EF 135mm f/2.8. Можно выключить функцию Softfocus повернув соответствующее кольцо на объективе и тогда линза EF 135mm f/2.8 будет работать в нормальном режиме.


Поделиться