Новый американский авианосец джеральд. Новейший авианосец «Джеральд Форд»: технические характеристики и фото

Авианосцы - это бесполезные с военной точки зрения сооружения, не имеющие никакой ударной мощи.

Роль современных авианосцев в качестве ударной силы в военных действиях близка к нулю . Самолёты, которые на них базируются, совершенно не годятся для сколь-нибудь ощутимых ударов по противнику: они не способны нести приемлемую бомбовую нагрузку из-за короткой взлётно-посадочной полосы на авианосцах. Поэтому с военной точки зрения, авианосцы являются почти бесполезными сооружениями для узкоспециализированных задач. Вся эта программа строительства, скорее всего, являлась колоссальным распилом бюджетных денег , который успешно продолжается и сегодня .

Корабль, носящий имя американского президента Джеральда Форда, - головной авианосец нового поколения. Самолёты должны будут взлетать с его палубы при помощи электромагнитных катапульт, садиться при помощи электрических аэрофинишёров.

Афера 21 века. Плавучая казарма Дж. Форд.

Спущенный на воду в ноябре 2013 корпус авианосца CVN78 «Джеральд Форд», в лучшем случае, станет полноценной боевой единицей в каком-нибудь будущем. А при определённых обстоятельствах - не станет ею никогда .

Три ключевые системы , без которых «Джеральд Форд» не функционален ещё не существуют в природе . И нельзя сказать, когда они появятся. Это двухдиапазонная радиолокационная система (DBR - Dual-Band Radar) , электромагнитные катапульты (EMALS - Electromagnetic Aircraft Launch System) и турбоэлектрическая система посадки (AAG - Advanced Arresting Gear) . Все три системы находятся в качестве опытных образцов.

Двухдиапазонный радар DBR исключён из проекта эсминцев типа Zumwalt . Отчасти - из-за сокращения расходов, отчасти - потому что неизвестно, когда будет получен действующий образец.

Система турбоэлектрической посадки AAG ещё не начала действовать даже на наземном экспериментальном комплексе NASC в Лейкхёрсте, штат Нью-Джерси. Работы над этой системой отстают от графика на 2,5 года. Только в 2015 году американские ВМС рассчитывают закончить её наземные испытания. А на корабле эта установка сможет появиться ещё позже. Естественно, если испытания пойдут гладко и система не потребует серьёзных доработок.

С электромагнитной катапультой EMALS ситуация ещё более безнадежная. Согласно сентябрьскому отчёту «сторожевого пса конгресса» - агентства GAO (US Government Accountability Office) - степень готовности EMALS в 2013 году осталась ровно такой же, какой она была в 2008 году. На сегодня EMALS - это технология, доказавшая практическую жизнеспособность, но не имеющая прототипа, близкого к реальному образцу. И это притом, что наземный стенд в Лейкхёрсте действует с 2007 года. А в 2010 и 2011 году с него даже взлетали самолёты. Американцы предлагают Индии вместе доводить до ума EMALS . Но если индийцы ещё думают, то британцы уже отказались .

В 2012 году Британия изменила проект авианосцев типа «Queen Elizabeth» под обычный трамплинный взлёт. А в авиагруппе заменила F-35C на F-35В вертикальной посадкой), хотя этот вариант самолёта - уже не истребитель , а только штурмовик, имеющий меньший радиус действия и меньшую боевую нагрузку. У такого весьма разумного решения было две причины: стоимость системы электромагнитного взлёта и посадки выросла с 1,6 до 3,2 млрд . долларов, а готовности данной системы Британии пришлось бы ожидать до 2023 года (ещё 10 лет). Ждать 10 лет британцы не захотели , тем более, что «Queen Elizabeth» будет спущена на воду в следующем году и передана Королевскому флоту в начале 2017 года.

Гребные винты и наживка для акул нового корыта для летающих чайников.

«Джеральд Форд» уже спущен на воду. Видимо, американцы подождать могут. А что, собственно, им ещё остаётся? Этот корабль изначально проектировался под электромагнитный взлёт и посадку палубной авиации. Просто взять и поставить на этот корабль паровые катапульты вместо электромагнитных - невозможно. Для этого придётся полностью переделать проект и частично разобрать уже спущенный на воду корпус.


Впрочем, вероятно, что такая судьба ждёт «Джеральд Форд». Согласно отчёту GAO , вероятность дополнительных конструктивных изменений и дорогостоящих переделок на борту уже спущенного на воду корпуса корабля - весьма высока. В своё время, видя отставание работ над отдельными системами на сроки от 2 до 4,5 лет, ВМС США отказались сдвигать график строительства корабля. Корпус спущен на воду, ключевых систем ещё нет , и это грозит «техническими открытиями в конце строительства корабля».

Несмотря на бодрые торжественные речи плановое начало испытаний «Дж. Форда» в 2016 году можно считать фантастикой. Этому кораблю, в лучшем случае, ещё лет десять стоять в достройке .

Вот так как здесь - в сухом доке - чтобы не затонуть.


Всего военно-морские силы США должны получить десять авианосцев типа «Джеральд Форд», которые заменят устаревшие авианосцы типов «Нимиц» и «Энтерпрайз». «Джеральд Форд» станет первым за последние 40 лет авианосцем нового типа в составе ВМС США . Спуск на воду последнего из этой серии запланирован на 2048 (!) год.

Просуществуют ли сами соединенные штаты до этого времени - большой вопрос.

Почему никто не боится атомных авианосцев?

Попытка решить любой локальный конфликт силами нескольких авианосцев закончится трагически - палубная авиация не способна обеспечить необходимую плотность бомбовых ударов , у неё не хватит сил, чтобы самостоятельно организовать достойное прикрытие. Часть истребителей-бомбардировщиков придётся задействовать в качестве воздушных танкеров, что ещё более сократит и без того мало количество ударных машин. В результате, при встрече с более-менее подготовленным противником (Ирак образца 1991 года) - вражеская авиация и средства ПВО перебьют авиакрылья «Нимицев» в первый же день войны.

1300 боевых вылетов в сутки - интенсивность авиаударов во время операции «Буря в пустыне» поражает воображение. Каждые несколько часов по территории Ирака прокатывались смертельные волны из 400-600 самолётов. Очевидно, что даже 10 суперавианосцев типа «Нимиц» не способны выполнить такое количество работы; они слабы перед мощью тактической авиации наземного базирования.

Ключевая проблема авианосцев в том, что палубные самолёты уступают по характеристикам «сухопутным» самолётам - истребитель-бомбардировщик «Хорнет» просто моделька на фоне многоцелевого F-15Е «Страйк Игл». «Хорнет» не в силах поднять бомбу крупного калибра (ограничение при полётах с палубы), в то время, как F-15E поднимается в небе с четырьмя 900-кг боеприпасами (не считая подвесных топливных баков, прицельных контейнеров и ракет «воздух-воздух»).

Понятно, почему супер-авианосцы ВМС США не рискнули вмешаться и предотвратить оккупацию Кувейта иракской армией летом 1990 года. Палубная авиация проявила полную пассивность и ни разу не попробовала преодолеть ПВО Ирака. «Непобедимые» авианосцы терпеливо ждали полгода , пока в зоне Персидского залива не образуется миллионная группировка Международной Коалиции при поддержке 2600 боевых самолётов и 7000 единиц бронетехники. Вклад авианосцев ВМС США в мировые конфликты просто неоценим: Ирак - 17% от общего количества боевых вылетов авиации, Югославия - 10% всех боевых вылетов авиации, Ливия - 0% .

Ржавый Ноев ковчег.

Ядерный реактор на борту американских авианосцев - дорогое и бесполезное излишество , негативно влияющее на живучесть корабля , но не имеющее никакого принципиального значения. Несмотря на все усилия американцев, ударная мощь авианосцев ВМС США всё равно остаётся на уровне плинтуса.

Свидетельств ничтожности военного значения авианосцев более чем достаточно. Пентагон понимает это лучше нас, потому в локальных конфликтах всецело полагается на военные базы США в количестве 800 единиц на всех континентах Земли.

Но каким образом вести войну, при отсутствии зарубежных военных баз? Ответ: никак . Если нет авиабаз в Южной Америке, вести локальную войну на другом конце Земли невозможно. Никакие авианосцы и десантные «Мистрали» не заменят нормальных аэродромов с двухкилометровой «бетонкой».

Основную часть жизни атомные исполины мирно спят у пирсов в своих тыловых базах в Норфолке и Сан-Диего, либо стоят в полуразобранном состоянии в доках Брементона и Ньюпорт-Ньюс. Эксплуатация авианосцев столь затратна , что адмиралы ВМС США семь раз подумают, прежде чем отправить гиганта в дальний поход. В конце концов, чтобы «навести понт» достаточно визита одного крейсера или эсминца.

Единственная «узкая» ниша , в которой могут быть применены современные авианосцы - противовоздушная оборона собственной эскадры в открытом океане. Но для решения оборонительных задач мощь «Нимица» избыточна. Для обеспечения ПВО корабельного соединения достаточно лёгкого авианосца с парой истребительных эскадрилий и вертолётами ДРЛО. Безо всяких ядерных реакторов и сложных катапульт (Реальный пример такой системы - строящиеся британские авианосцы типа «Куин Элизабет»).

США продолжают жить стандартами войны, которая закончилась 70 лет назад. И собираются консервировать своё отставание в военной сфере еще ближайшие 45 лет. Это при том, что 1-2-3 ракеты 3М54Э1 отправят такое корыто с гайками на дно за считанные минуты, которое при этом утащит за собой 2500-2700 человек высококлассного состава и особо ценных пилотов при 75 самолетах. Спасти их не удастся - корабли ордера при признаках ракетной атаки кинутся в разные стороны - слишком дорогое удовольствие спасать плавающую наживку для акул на кораблях, стоящих миллиарды долларов. Да и такая масса людей перевернет любой эсминец типа «Арли Бёрк» - других типов у СЦАки просто нет.

Вывод : строящиеся авианосцы типа «Джеральд Форд» утонули, еще не вступив в строю. Эти лохани - символ умирающих США. Мертвый тянет за собой умирающего. Мир праху их.

Дуракам везде одна дорога.

Так победим!

В остальном полагаю - США должны быть уничтожены.

31 мая 2018 года в состав военно-морского флота США был введен новый корабль – атомный авианосец «Джеральд Р. Форд» (USS Gerald R. Ford). Это первая за восемь лет передача американскому флоту нового атомного авианосца: в 2009 году моряки США получили «Джордж Буш» - последний авианосец типа «Нимиц». Строительство USS Gerald R. Ford началось в 2005 году, на воду он был спущен 9 ноября 2013 года.

«Джеральд Форд» - не просто новый авианосец, это головной корабль новой серии, которая в будущем должна заменить заслуженные, но уже несколько устаревшие авианосцы типа «Нимиц» и «Энтерпрайз». Ведь первый «Нимиц» был спущен на воду в далеком 1975 году.

В 2012 году из состава американского флота был выведен CVN-65 «Энтерпрайз» - первый американский авианосец с ядерной силой установкой. Он был принят в эксплуатацию в 1961 году. «Джеральд Форд» должен занять его место.

Проектированием и строительством нового корабля занималась компания Newport News Shipbuilding. Впрочем, это и неудивительно, ибо ей принадлежит единственная в США верфь, на которой можно строить авианосцы. Именно на ней были изготовлены все корабли типа «Нимиц».

Авианосец «Джеральд Р. Форд» - это самый сложный и дорогой военный корабль в истории человечества. Он обошелся американским налогоплательщикам почти в 13 млрд долларов, еще 5 млрд долларов были потрачены на проектные и исследовательские работы. Второй авианосец этой серии будет стоить 9,2 млрд долларов, а третий – 10,7 млрд долларов. Срок службы кораблей этого типа составляет 50 лет.

«Джеральд Форд» приступит к выполнению боевых задач только в 2020 году, до этого момента будут проходить испытания и отладка корабельных систем.

В 2018 году был заложен второй авианосец этого проекта – CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди», его спуск на воду ожидается в следующем году, а в состав флота он ориентировочно будет принят в 2022 году. В 2018 году будет заложен третий корабль этой серии – CVN-80 Enterprise. Планируется, что после передачи военным головного корабля проекта каждые пять лет в эксплуатацию будет вводиться новый авианосец, постепенно заменяя старые корабли типа «Нимиц». Последний авианосец этой серии будет спущен на воду в 2058 году.

Эксперты (особенно американские) не скупятся на хвалебные эпитеты при описании нового корабля. «Джеральд Форд» называют «суперавианосцем», «символом американской мощи», «авианосцем XXI века» и «кораблем, который обеспечит превосходство ВМС США в ближайшие десятилетия». Так ли это?

История создания авианосца Джеральд Р. Форд

Программа создания авианосца нового типа стартовала в 1996 году. Перспективный корабль получил обозначение CVN(X) или CVN-21. Была сформирована специальная комиссия, которая совместно с представителями ВМС и военно-промышленного комплекса разработала требования по основным характеристикам будущего корабля. Особое внимание уделялось оперативной гибкости его использования, а также новым технологиям, способным повысить боевые качества авианосца и уменьшить затраты на его постройку и эксплуатацию.

Изначально планировалось построить корабль водоизмещением около 100 тыс. тонн, с ядерной силовой установкой (ЯЭУ) и полетной палубой, которую могли бы использовать для взлета и посадки все виды существующих и перспективных летательных аппаратов палубной авиации. От разработчиков требовали создать такую корабельную энергосистему, которая бы не только обеспечивала быстрый ход и неограниченную дальность плавания, но и давала достаточно энергии для систем вооружения, основанных на новых физических принципах.

Также комиссия выдвинула целый ряд предложений, касающихся живучести будущего авианосца и уменьшению стоимости его постройки и эксплуатации. В одном из первоначальных проектов корабль планировали строить со значительным использованием технологий «стелс», придав его корпусу совершенно фантастический вид с характерными угловатыми обводами. Однако после подсчета стоимости от подобных идей быстро отказались. Кроме повышения боевых возможностей будущего авианосца, проектанты искали способы уменьшить стоимость его жизненного цикла. Стоимость 50-летней эксплуатации авианосца составляет примерно 21-22 млрд долларов, значительная часть которых идет на содержание экипажа и обслуживание реактора.

Во время проектирования нового авианосца было уделено много внимания уменьшению его радиолокационной заметности. Разработчики не планировали сделать авианосец полностью невидимым для радаров, их задачей было настолько снизить ЭПР судна, чтобы оно не отличалось от других кораблей авианосного соединения.

Строительство первого корабля этого проекта – авианосца «Джеральд Форд» - началось в 2005 году. Сроки принятия его в эксплуатацию несколько раз переносили. Первоначально авианосец планировали принять на вооружение в 2014 году, затем срок был перенесён на конец 2018 года. Причиной задержек стало большое количество инновационных технологических решений, использованных во время постройки, а также новых узлов и агрегатов, которые были установлены на авианосец.

Несмотря на позитивную оценку боевых возможностей и эффективности нового типа авианосцев, ряд американских экспертов подвергают его серьезной критике. В первую очередь она касается высокой стоимости новых кораблей, а также их сомнительной эффективности в будущих войнах. Много вопросов вызывает электромагнитная катапульта для взлета самолетов – одна из главных «изюминок» данного проекта. Недавно по этому поводу высказался даже новоизбранный американский президент Дональд Трамп. Он заявил, что эта технология пока отработана недостаточно, и лучше заменить электромагнитные катапульты на привычные паровые. Однако корабль уже принят на вооружение, и вряд ли сейчас кто-то будет подвергать его столь значительным переделкам.

Особенности конструкции авианосца Джеральд Р. Форд

Авианосец «Джеральд Форд» имеет водоизмещение 100 тыс. тонн и компоновку корпуса во многом сходную с американскими авианосцами предыдущей серии. С другой стороны, «Нимиц» можно назвать одной из самых удачных серий американских военных кораблей, поэтому вряд ли значительные изменения были необходимы. Существует информация, что последующие авианосцы этого проекта будут сильно отличаться от головного корабля. В СМИ писали о возможном использовании «катамаранной» схемы, которая позволит значительно увеличить площадь взлетной палубы.

При практически сходных с «Нимицами» размерах, численность экипажа на новых авианосцах будет уменьшена на 500-1000 человек, что позволит значительно сократить эксплуатационные расходы. Подобный результат будет достигнут за счет большей автоматизации процессов, а также уменьшения трудоемкости обслуживания корабельных систем и агрегатов. Численности экипажа «Джеральда Форда» — 4660 человек.

Надстройка (остров) «Джеральда Форда» расположена по правому борту и имеет несколько меньшие размеры, чем у «Нимицов». Она сдвинута к корме и вынесена за линию борта. На надстройке установлены антенны, а также системы, обеспечивающие взлет и посадку летательных аппаратов. Авианосец имеет четыре катапульты, угловую полетную палубу, 18 пунктов для заправки и вооружения самолетов. Корабль оснащен системой контроля за остойчивостью и водоизмещением.

Авианосец «Джеральд Форд» имеет четыре самолетоподъемника. При установке нового оборудования или систем оружия можно быстро изменить конфигурацию внутренних помещений судна.

Силовая установка авианосца состоит из двух реакторов A1B, специально разработанных для этого корабля. Они вырабатывают значительно больше электроэнергии, чем реакторы авианосцев «Нимиц» (некоторые источники говорят о трехкратном превосходстве), также существенно уменьшена трудоемкость их обслуживания. Но и это еще не все. Одним из главных источников эксплуатационных расходов для авианосцев является реактор, особенно дорого стоит замена ядерного топлива. Реакторы «Джеральда Форда» рассчитаны на 50 лет службы и в этот период не нуждаются в перезарядке. Электроэнергия нужна кораблю не только для обеспечения хода, но и для питания различных корабельных систем, в том числе и электромагнитных катапульт. Максимальная скорость хода авианосца будет составлять 35 узлов, дальность плавания неограничена.

Основной частью радиолокационного оборудования корабля является двухдиапазонная РЛС DBR, которая состоит из двух составляющих. Это радар AN/SPY-3 X-диапазона и РЛС VSR S-диапазона. Изначально данная система разрабатывалась для «Замволтов» - эсминцев нового поколения.

В качестве средства самообороны «Джеральд Форд» будет вооружен зенитными ракетами RIM-162 ESSM. Они в первую очередь они предназначены для уничтожения высокоскоростных противокорабельных ракет. На ближних дистанциях против неприятельских самолетов и ракет будут задействованы зенитные ракеты RAM. Вероятно, что на авианосце будет размещено лазерное вооружение, значительная мощность силовой установки вполне позволяет это сделать.

Также на «Джеральде Форде» будет использована новая система складирования и подачи боеприпасов.

Однако главным оружием любого авианесущего корабля является боевая авиация, которая находится на его борту. Авиакрыло «Джеральда Форда» будет превышать 75 летательных аппаратов различных видов. Часто называется цифра 90 самолетов и вертолетов.

Ударная авиация на борту «Джеральда Форда» будет представлена истребителями F-35C и F/A-18E/F Super Hornet (по 10-12 машин каждого вида), также в состав группировки будут входить самолеты электронного противодействия EA-18G Growler (5 единиц), самолеты ДРЛО E-2D Hawkeye (4 единицы) и две транспортные машины C-2 Greyhound. Кроме того, на борту авианосца разместят многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также БПЛА. О последних следует сказать несколько слов отдельно. Первое время беспилотные летательные аппараты, входящие в состав авиагруппы, будут представлены MQ-25 Stingray, которые можно использовать для ведения разведки и в качестве воздушных заправщиков. Однако уже сегодня в США раздаются голоса о необходимости размещения на борту нового типа авианосцев ударных БПЛА дальнего радиуса действия .

Говоря о палубной авиации, которая будет размещена на «Джеральде Форде», нельзя не сказать об одном из главных технологических новшеств корабля – электромагнитных катапультах и турбоэлектрических аэрофинишерах. Новые катапульты, созданные на основе линейного электродвигателя, позволяют более плавно разгонять летательные аппараты, не повреждая их конструкционные элементы. Они обеспечивают большую управляемость процесса пуска, дают самолетам возможность взлетать при более широком диапазоне направлений и скоростей ветра. Новые аэрофинишеры признаны более надёжными, чем предшествующие им аналоги, они обеспечивают более плавное торможение самолета и уменьшают нагрузки на его планер.

Следует отметить, что при разработке катапульт и финишера возникли довольно серьезные трудности. Руководство флота даже планировало установить на следующий корабль серии более традиционную систему, но в настоящее время проблемы решены. Новый авианосец «Джеральд Форд» сможет обеспечить 160 взлетов в течение суток в нормальных условиях и до 220 взлетов во время ведения боевых действий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В настоящее время в США полным ходом идет постройка атомного авианосца CVN-78 "Джеральд Форд". Корабль строится по проекту CVNX-1, что предусматривает создание в несколько измененном корпусе АВ типа "Честер Нимитц" качественно нового корабля. Нужно сказать, что информации в сети немного, в сущности вот все, что удалось нарыть. Прошу любить и жаловать, символ американской военно-морской мощи, атомный авианосец CVN-78 "Gerald R. Ford":



Джеральд Р. Форд (1913 - 2006 гг.; 38-й президент США 1974-1977 гг.)

Пректирование авианосцев нового типа "CVX" началось с 1996 года.

На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных повысить оперативную гибкость нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем . В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств - сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.


Первоначальный облик имел даже излишне "стелсовые" очертания.


Впрочем, рассматривался и такой вариант:

Тем не менее, приняв эти рекомендации, командование ВМС вместе с тем отказалось от первоначального варианта проекта из-за его высокой стоимости (имелась в виду разработка совершенно нового архитектурно-конструктивного типа корабля) и предпочло эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. На это, по оценке разработчиков, потребуется около 20 лет, в течение которых будут построены три корабля с корпусом авианосца типа Нимитц. Наряду с целевой установкой на создание авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям существующие корабли этого класса, перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить снижение стоимости жизненного цикла корабля на 20 проц. Поскольку при 50-летнем сроке службы она может составить 21 - 22 млрд долларов, командование ВМС намерено изыскивать меры, которые не только позволят в условиях финансовых ограничений содержать в составе флота намеченное количество авианосцев, но и использовать сэкономленные средства на создание и развитие других видов вооружений и военной техники. Поскольку до 40 проц. (около 9 млрд долларов) вышеуказанной суммы приходится на содержание личного состава, предусматривается значительное сокращение численности экипажа авианосца - с 3,5 до 2,5 тыс. человек. Это требование частично будет реализовано уже при строительстве CVN-77, который станет промежуточным между существующими АВМА типа Нимитц и кораблями нового проекта по конструкции, характеристикам и техническим решениям.

Угрозу для авианосцев могут представлять управляемые ракеты, кумулятивные боеприпасы, новейшие торпеды, самолеты, несущие напалм или крылатые ракеты как с обычными, так и, возможно, с химико-биологическими боевыми частями. В связи с этим наряду с совершенствованием конструктивной защиты и средств самообороны разработчики проекта стремятся снизить радиолокационную и оптоэлектронную заметность перспективных авианосцев. На современных кораблях этого класса одна только надстройка, возвышающаяся на 30 м над верхней палубой, обладает эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), равнозначной ЭПР эсминца УРО типа Орли Берк. Исследования по проекту CVNX подтвердили целесообразность замены крупной надстройки двумя небольшими, применения конформных антенн, закругленного сопряжения бортов с полетной палубой, специальных покрытий и других мер, связанных с использованием технологии стелт, а также все или часть самолетоподъемников разместить не побортно, а в диаметральной плоскости корабля. Речь идет не о том, чтобы сделать новый авианосец невидимым, задача разработчиков - настолько снизить ЭПР, чтобы радиолокационное изображение АВМА не отличалось от остальных кораблей походного или боевого ордера.

АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа "Нимитц") будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, у которого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.

Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет. С учетом прошлого опыта, в течение этого срока корабль, как прогнозируют разработчики проекта, сможет принять участие в трех крупных региональных конфликтах и не менее чем в 20 - меньшего масштаба, обеспечить 500 тыс. взлетов и посадок самолетов, провести 6 000 сут в море и пройти около 3 млн миль. С учетом ротации членов экипажа за это время на его борту пройдут службу до 100 тыс. человек.

ТТХ атомного авианосца "Джеральд Форд":

Полное водоизмещение: примерно 100 тыс. "длинных тонн" (101.6 тыс. метрических тонн.)

Размерения: Длина 317 метров, ширина 40.8 метров (наибольшая).

Главная энергетическая установка: АЭУ, 2 усовершенствованных водо-водяных реактора с увеличенным сроком эксплуатации.

4 ГТЗА (главных турбозубчатых агрегатов), 4 винта.

Полная скорость хода ок. 30 уз.

Экипаж (моряки, авиагруппа, вспомогательный персонал): 4660 человек.

Авиакрыло: 75 летательных аппаратов различного назначения.

Зенитно-ракетный комплекс:

"Усовершенствованный Си Спарроу" или RIM-116 (RAM-116).

Авиационно-технические средства: электромагнитные катапульты EMALS (разработка поручена фирме General Atomics)

Радиоэлектронное вооружение велючает в себя БИУС ACDS Bloc 1 (или её усовершенствованную версию), многофункциональную АСБУ "Aejis" Mk 7 (или улучшенную версию), РЛС с ФАР АСБУ "Aejis" Mk 7 PY-1E или PY-1F+VSR, радиолокационные системы обеспечения авиакрыла, системы спутниковой связи, навигационные системы и пр. и пр.

Насчет состава авиакрыла:

Ударная составляющая будет представлена истребителями F/A-18E/F Super Hornet и F-35C.


В перспективе ударные возможности могут возрасти из-за введения в состав авиагруппы БПЛА, например по ТТЗ US Navy фирма Northrop Grumman работает над проектом X-47A.

В качестве истребителей ПВО, судя по всему, планируется использовать также истребители F/A-18E/F Super Hornet, по крайней мере специализированные перехватчики F-14 списаны, а новых не проектируется (в конце 90-х годов была информация о разработке корабельной версии F-22, но, судя по всему, тема заглохла).

Возможно ПВО АУГ будет возлагаться на ЭМ с АСБУ "Иджис", оснащенные ЗРК "Стандарт" SM-3.

Таким образом налицо преобладание ударных возможностей авиакрыла над ПВО.

Самолеты РЭБ: судя по всему в этом качестве будет выступать версия "Хорнета" EA-18G Growler (что весьма неплохо с точки зрения унификации состава авиагруппы).

Самолеты ДЛРО/управления будут представлены E-2D Advanced Hawkeye (по внешнему виду от обычных "Хокаев" не отличается, но имеет изрядно расширенные возможности; в частности в отличие от предшествующих вариантов, новый самолет "Эдванст Хокай" сможет координировать удары с воздуха по воздушным, наземным и морским надводным целям.).

В качестве противолодочного самолета скорее всего будет использоваться V-22 Osprey в варианте SV-22 (вместо "Викинга"), плюс к этому многоцелевой вариант конвертоплана НV-22, в виде десантного и поисково-спасательного средства.

Впрочем, это не отменяет наличия на борту и вертолетов, которыми скорее всего и остануться различные варианты "Си Хоков".

Некоторые вехи постройки CVN-78:

Первая секция киля заложена 14 ноября 2009. При закладке присутствовала Сюзан Форд Бойлс, дочь Джералда Р. Форда, которая выступила в роли покровительницы корабля, названного в честь её отца (нужно сказать, что по поводу названия корабля некоторое время шли споры, в частности ветераны флота настаивали на присвоении новому авианосцу имени "Америка", в честь списанного корабля класса "Китти Хок"). Её инициалы были выполнены электросваркой на стальном листе, который был вложен в первую секцию киля.

А вот, собственно, первая секция киля в судостроительном доке.

Итак, если сделать некоторые предварительные выводы об особенностях CVN-78, то представляется следующее:

1. Из новинок собственно говоря имеет место быть использование Э/м катапульты (реакторы с увеличенным сроком эксплуатации впервые внедрены на АПЛ типа "Вирджиния", АСБУ "Aejis" с ФАР впервые внедрена на предшествующем CVN-77 "George H. W. Bush"). С одной стороны это позволяет экономить немалую массу (Э/м катапульты примерно в 2 раза легче паровых, а вес паровых катапульт составляет примерно 20% от стандартного водоизмещения АВМА типа "Нимитц"), запускать более тяжелые машины; опять-же нет расхода воды (пара), нет износа гидравлики. С другой стороны оборудование э/м катапульт более чуствительно к агрессивным факторам морской среды, работа некоторых компонентов может создавать нежелательные колебания палубы; электро-магнитный импульс во время работы катапульты может создавать помехи радио-электронному оборудованию корабля.

2. С другой стороны, имеет место критика программы CVNX за излишнюю дороговизну, при этом оппоненты указывают, что для решения ударных задач флота достаточно использования КР корабельного базирования, а задачи авиационной поддержки морской пехоты может взять на себя F-35B Корпуса морской пехоты.

Предположительно постройка АВ "Джеральд Р. Форд" будет завершена в 2015 г.

Обладают десятью авианосцами, - совсем недавно их было 11, но «Энтерпрайс» списали. Сорок лет корабли этого класса не сходили с американских стапелей. Самый современный авианосец «Джеральд Форд» в 2016 году должен встать в строй, для того чтобы естественная убыль была восполнена. Естественно, что при его постройке учитывались самые последние достижения технологии. Служить кораблю предстоит полвека, за это время многое может произойти.

Авианосцы как часть глобальной стратегии США

Уже во время Второй мировой войны авианесущие корабли превратились из просто плавучих аэродромов в грозные боевые единицы флота. Впрочем, на европейском морском театре военных действий их роль оказалась не очень важной, они представляли собой слишком крупную цель, да и надобности в них особой не было. Зато против Японии их применяли широко, сказывалась потребность тактической авиационной поддержки вдали от американских берегов. Затем была Корея и Вьетнам, в течение этих региональных войн был очерчен круг боевых задач, предполагавших, что использование авианесущих соединений наиболее эффективно, если противник не обладает серьезным противокорабельным потенциалом. По этой причине в годы Холодной войны США отдавали предпочтение обычным наземным военно-воздушным базам, которые стремились как можно ближе придвинуть к границам СССР и стран Варшавского блока. Вывод из этого прост - новейший авианосец «Джеральд Форд» является средством реализации политики «большой дубинки», которой уже исполнилось более века, и будет служить средством устрашения небольших непокорных государств, находящихся вдали от берегов США.

Президент Форд

Джеральд Рудольф Форд-младший, безусловно, был выдающимся политическим лидером эпохи 70-х годов, и даже успел послужить народу США на президентском посту. Однако название нового корабля и всей последующей серии, в которой он занимает титульное место, вызвало уже на этапе проектирования, начавшегося в 1996 году, возражения руководителей Пентагона и простых офицеров ВМС. При всех своих достоинствах, по мнению многих флотских «ястребов», не заслуживает экс-президент, умерший в 2006 году, того, чтобы в честь его назвали авианосец. Джеральд Р. Форд не отличался воинственностью, был сторонником разрядки в отношениях с Советским Союзом, к тому же он стал единственным президентом, не избранным по принятой в Америке процедуре, а занявший пост «автоматически» после отставки замаравшегося в Уотергейте Никсона. Предлагалось другое гордое имя, может быть не очень оригинальное, но внушительное, «Америка». Но, несмотря на возражения, при закладке все же назвали авианосец «Джеральдом Фордом».

Проект

Замысел отличался особой амбициозностью. После столь длительного перерыва требовалось что-то особое, демонстрирующее немеркнущую славу и титаническое могущество американского флота, самого мощного в мире. Предлагались различные решения, в том числе самые революционные. Новый корабль собирались изначально построить по технологии Стеллс, придав его обводам характерную для «невидимок» угловатость. Однако, посчитав сметные расходы, руководство страны все же решило ограничиться корпусом уже проверенного проекта «Нимица» с некоторыми оправданными изменениями и сосредоточиться на технологических аспектах оснастки. Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» и так обошелся бюджету по самым скромным оценкам в 13 миллиардов, что вдвое выше (даже с учетом падения доллара), чем расходы на предыдущие аналогичные проекты. Сумма, кстати, не окончательная.

Сравнительная эффективность («Нимиц»)

При, в общем-то, сходных характеристиках (водоизмещение 100 тыс. т, размеры полетной палубы 317 х 40 метров) с последней серией авианосцев, состоящей на вооружении в настоящее время, этот корабль имеет ряд безусловных преимуществ. Не останавливаясь на экономике, можно оценить то, что в первую очередь интересует военных моряков, а именно боевые возможности, которыми будет обладать авианосец «Джеральд Форд». Характеристики у него следующие:

  • Число самолетов авиакрыла - 90.
  • Количество вылетов в течение суток - от 160 (нормальный показатель) до 220 (максимально, в боевых условиях).

Именно последний показатель является основным аргументом критиков проекта. Устаревший «Нимиц» мог «выстреливать» в небо и принимать на свою палубу 120 самолетов в день (в обычном режиме). Боевая эффективность выросла всего на 30% при увеличении расходов на авианосец «Джеральд Форд» вдвое.

Сколько стоит сбросить бомбу?

Американцы считают все. Например, то, что за последнее десятилетие морская авиация отправила на головы сербов, иракцев, ливийцев и прочих «плохих парней» 16 тысяч бомб и ракет. Деление этой цифры на число самолетов дает цифру 18 (столько бомб в среднем доставила к цели каждая боевая единица техники). Но и это еще не все, Есть и данные по стоимости сброса каждого отдельного боеприпаса - 7,5 млн $. Дороговато? Так вот, если учитывать цену палубного самолета F-35C, которым собираются комплектовать авианосец «Джеральд Форд», и расходы на его обслуживание, то сумма эта может вырасти в несколько раз. Сам корабль тоже вдвое дороже. Следовательно, для того чтобы бюджет не треснул, нужны меры по экономии. И они были приняты, причем на принципиально-конструктивном уровне.

Как на авианосце сэкономить?

Главные статьи расходов при эксплуатации боевого корабля включают траты на содержание экипажа, топливо, амортизацию и мероприятия, связанные с учебно-боевой работой. При проектировании авианосца «Джеральд Форд» (Gerald Ford) учитывались пожелания руководства страны и командования флота о сокращении по сравнению с «Нимицем» личного состава экипажа, и Главным «пожирателем денег» на кораблях с атомной силовой установкой считается реактор (на «Форде» их два), особенно в момент замены энерговыделяющих элементов. Срок службы авианосца - 50 лет, и все эти годы он может обходиться без перезарядки. загруженное в активную зону при постройке, расходуется полвека.

Что касается экипажа, то он сокращен на тысячу человек, и состоит из 2500 членов команды. Это достигнуто за счет автоматизации многих операций. И все равно эксплуатация корабля за время его службы обойдется в сумму свыше 22 миллиардов.

ТТХ и вооружения

Следующий авианосец типа «Джеральд Форд» проект (CVN-77) будет называться «Джон Кеннеди». В течение ближайших двенадцати лет четыре корабля этого типа планируется к постановке на боевое дежурство. Известно о них не так уж много, но кое-какие данные опубликованы. Ход авианосца - 30 узлов в час) при неограниченной дальности плавания, осадка составляет 7,8 метра. Палуб 25. Надстройки спроектированы так, чтобы максимально уменьшить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), в результате авианосец «Джеральд Форд» на экранах радаров будет «светиться» как относительно небольшой эсминец. В конструкции широко применены композитные материалы (в том числе демпфирующие шумы) и радиопоглощающие покрытия. Корабль обладает мощным радарным и навигационным оборудованием, системами обеспечения полетов, спутниковой кодированной связи и многим другим, включая систему «Иджис». Основой авиакрыла станут «Супер-Хорнеты» F-18, и, возможно F-35C, если их производство возобновят. Новейший американский авианосец рассчитан на использование широкого спектра беспилотных аппаратов. Корабельная ПВО базируется на ракетах SM-3 «Стандарт» с достаточно скромными характеристиками.

Насколько страшен «Форд»?

Корабль впечатляет и размерами, водоизмещением, количеством самолетов на палубе и под ней, и своей электроникой. Безусловно, с его появлением американский флот станет еще сильнее. Однако сам факт упора на ударные возможности авиакрыла в ущерб защите от возможного воздушного (в том числе ракетного) нападения наводит на мысль, что, в отличие от многих других систем вооружения, авианосец «Джеральд Форд» США строят не для того, чтобы им угрожать России. Флот РФ намного (в разы) уступает американскому по общему водоизмещению, но при этом имеет эффективную структуру, позволяющую держать этих морских гигантов на безопасном расстоянии.

Авианосцы - оружие карательное, для реального боя с сильным противником они малопригодны.



Поделиться