Определение к слову счастье. Работа в удовольствие

Что такое счастье? Наверное, каждый в своей жизни, хоть раз, задавал этот вопрос! Счастье это некий призрак, который так хочется поймать и обладать им, но в то же время понимаешь, что оно не вечно. Люди гоняются за счастьем, не понимая что именно является счастье для них. Просто слово, просто чувство, просто минуты, часы, дни, вечность… В этой статье мы попробуем хоть немного разобраться, что же это такое, найти некое обобщенное понятие счастья. Определим, можно ли вообще вывести некую универсальную формулу человеческого счастья, или это что-то непостижимое, индивидуальное для каждого человека. В любом случаае после прочтения этой статьи у Вас добавиться позитивных эмоций, а кто-то, может быть, даже найдт свой смысл жизни. Жду Ваших отзывов и мнений в комментариях, давайте вместе обсуждать.

Счастлив тот, кто считает себя счастливым. - Г. Филдинг


Порывшись в энциклопедиях нашла вот какое определение этому слову! Строго говоря, счастье – это философская категория, которая подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. С этой точки зрения счастье – абсолютное отсутствие всех желаний. Так или иначе все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, но внутреннее. То есть человек счастлив, если он внутренне на это способен. Счастье – это довольство собою. (Читаем у Аристотеля.) По еще одной версии, счастье есть отсутствие несчастья (афоризм). Счастье в древней мифологии изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет.



Счастье - одна из основных тем гуманитарного знания со времен античности до наших дней.Понятие счастье воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. По этой причине проблема счастья интересовала многих мыслителей, была широко разработана и имела большое количество различных, порой противоречивых подходов. В настоящее время под счастьем психологами принято понимать постоянное и полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей. Однако, вопрос о том, как можно достичь счастья до сих пор остается открытым и продолжает вызывать множество споров…

Однажды старый кот, повстречал молодого котёнка. Котёнок бегал по кругу и пытался поймать свой хвост.
Старый кот стоял и смотрел, а молодой котёнок всё крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом.
- Почему ты гоняешься за своим хвостом? - спросил старый кот.
- Мне сказали - ответил котёнок - что мой хвост, это моё счастье, вот я и пытаюсь его поймать.
Старый кот улыбнулся, так как это умею делать только старые коты и сказал:
- Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моём хвосте, моё счастье. Я много дней бегал за своим хвостом и пытался схватить его.
Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой то момент я отчаялся и пошёл.
Просто пошёл куда глаза глядят. И знаешь что я вдруг заметил?
- Что? - с удивлением спросил котёнок?
- Я заметил, что куда бы я не шёл, мой хвост везде идёт со мной..

Что же такое счастье? Возможно счастье это ребенок, что живет внутри каждого взрослого и улыбается)


Сохраните в себе ребенка
Так похожего на мечту
Где душа…колокольчик звонкий
Воспевающий доброту
Сохраните в себе ребенка
С любопытными глазами
Кто мальчишку…а кто девчонку
С развевающимися волосами
Сохраните в себе ребенка
С неподдельной жаждой жизни
С интересом к миру с пеленок
И с желанием жить…а не выжить
Сохраните в себе ребенка
Как частичку своей души
Протяните навстречу руки
Обрастать броней не спеши…

Мне кажется, что главный атрибут счастье это улыбка! Улыбка …
Она ничего не стоит, но много даёт.
Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновения, а в памяти остаётся порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который ни стал бы от неё богаче.
Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!
Никто не нуждается в ней так, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Дела звучат громче всяких слов, а она говорит: “Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть.”
Фрэнк Ирвинг Флэтчер



Каждый из нас представляет свое счастье и выбирает единицы его измерения по-своему. Видя его в тонированных стеклах и кожаном салоне, мы покупаем престижную машину.
Ощущая свое счастье в вере во всесильного покровителя, мы молимся. А, зная, что счастье это когда рука в руке и весь мир на двоих, мы ищем любовь. Счастье для каждого свое, каждый представляет свое счастье по-разному.

А вот замечательная сказка про счастье)) называется “Однажды шло Счастье по лесу…”
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:


«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда."
«А что ты мне дашь за это?» - спрашивает человек
«А что ты хочешь?» - переспросило Счастье «Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
"Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста".
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» - ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда.


Счастье у каждого свое:


Счастье это просто Мгновенье или век.

… Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души.


Счастье на стороне того, кто доволен.


Если хочешь быть счастливым, будь им.

Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив.


Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастье, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя - это искать его для других.


Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное.


Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.


Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия.


Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.


Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

Наслаждаться счастьем - величайшее благо, обладать возможностью давать его другим - еще большее.


Все счастья хотят, но какое оно?
Увы, это знать лишь немногим дано.
Счастье – проснувшись, увидеть рассвет
и знать, что греха на душе твоей нет;
пройтись по прохладной траве босиком,
ходить на работу спокойно, пешком;
видеть улыбки счастливых детей,
иметь пусть немногих, но верных друзей;
не прятать на сердце тяжелых обид
и действовать так, как нам совесть велит;
жить в мире с собою, с природой, с людьми,
и в старости быть окружённым детьми;
и быть благодарным за это Судьбе…
Я этого счастья желаю тебе!

Про счастье написано столько статей и книг! Казалось бы, раз так много информации по этой теме, то люди, изучив ее, должны, нет, просто обязаны быть счастливы. И все-таки, многие люди чувствуют себя несчастными. Почему?

Как вы считаете, что такое счастье? Ответьте себе на этот вопрос.

Вот некоторые ответы, которые я нашла в интернете:

«Это когда ты любишь, и тебя любят. Еще когда любовь и доверие взаимосвязано».
«Счастье - когда ты всем нужен».
«Счастье - это гармония!»
«Счастье - это когда не надо врать, что тебе хорошо…»
«Состояние души. А уж каждый создает своё «состояние» из отдельных удовлетворений своих стремлений и желаний, люди разные и у каждого свои приоритеты для счастья».

Ответы абсолютно разные. Нельзя сказать, что чей-то ответ правильный, а чей-то нет. У каждого человека свое понимание счастья.

Можно лишь выделить основные критерии для определения счастья:
- любовь
- семья
- успех
- внутренняя гармония
- самореализация
- финансовое благополучие

Вообще счастье – это философская категория. Первым исследователем счастья был Аристотель. Древнегреческий философ утверждал, что счастье – это «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

Восточная философия утверждала, что счастье недостижимо в материальном мире. Далай-Лама говорил: «К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь - внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду , более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь - это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях».

В психологии счастье – это когда человек полностью удовлетворен своей жизнью. В позитивной психологии есть формула счастья:

Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций.

Но как достичь счастья? Этот вопрос для каждого человека является главным.

Каждый человек сам несет ответственность за себя и свою жизнь, в том числе и за решение быть счастливым или нет. Существует парадокс. Каждый человек хочет быть счастливым, но в то же время считает, что поиск счастья – это стремление к эгоизму. Это не так. Именно счастливый человек способен больше заботиться об окружающих его людях, больше проявлять любви.

Можно ли научиться быть счастливым? Да, несомненно. Насколько легко научиться быть счастливым? А это зависит от многих факторов.

Как говорят результаты современных исследований, уровень счастья человека предопределен генетически примерно на 50 %. Еще около 10 % составляет влияние жизненных обстоятельств (возраст, пол, национальность, семейное положение, состояние здоровья, профессия и др.). И 40 % счастья – это следствие наших мыслей и действий.

Каждый человек имеет с детства сложившиеся стереотипы поведения и реакций, определяющие его восприятие мира и происходящих событий. Чаще всего в восприятии действительности преобладают отрицательные эмоции. Чтобы перестроить личность и психику на положительное восприятие мира, необходима упорная и регулярная работа.

Первые шаги для работы над собой:

  1. Научитесь определять, что является причиной плохого настроения: какая-то возникшая проблема или усталость и переутомление.
  2. Разрешайте себе отдыхать.
  3. Помните, что понимание проблемы – это первый шаг на пути ее преодоления.
  4. Обращайте внимание на моменты, когда вы находитесь в хорошем настроении, старайтесь как можно дольше наслаждаться им, запоминайте их.

Таким образом, можно сделать вывод.

Счастье не зарабатывается и не заслуживается трудом. Счастье – это настроение , при котором человек испытывает приятные эмоции и чувства, а также при котором долгое время им владеют приятные мысли.

Мы привыкли жить, откладывая счастье, ожидая его когда-то в будущем. Если мы живем все время в ожидании счастья, то не радуемся жизни сейчас. Мы ждем, когда же купим квартиру, когда найдем хорошую работу, когда вступим в брак, когда выполним определенную задачу и одержим очередную победу. Но как ни странно, мы счастливыми себя не чувствуем, купив квартиру, найдя хорошую работу…Наоборот, чувствуем разочарование.

Ощущение счастья – это состояние психики, склад ума, который стал привычкой. Если такую привычку не выработаем, то можем счастья и не испытать. Поэтому будьте счастливы просто так.

Наверняка каждый из нас в своей жизни задавал себе вопросы: «Что такое счастье?» и «В чем заключается счастье?» . Счастье это некое привидение, которое так и хочется поймать, им хочется обладать, но одновременно с этим понимаешь, что само счастье не долговечно. Люди гонятся за счастьем, при этом не зная, что именно является счастьем для них самих. Просто чувство, просто слово, просто секунды, минуты, часы, дни, вечность.

Главная цель каждого человека – стать счастливым. А И На протяжении многих веков философы, ученые никак не могут дать однозначные ответы на эти непростые вопросы.

Многие люди убеждены в том, что истинное счастье - это воплотившаяся в реальность их . А так ли это? В этой статье я предлагаю Вам вместе со мной поразмышлять над этим вопросом, а также над тем, что необходимо человеку, чтобы он стал счастливым.

Что такое счастье?

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что счастье – это душа, которая живет в добродетели. Добродетель по тем временам считалась неотъемлемой частью истинного счастья.

А на сегодняшний день как трактуется слово счастье? Во многих учебниках по психологии термин счастья означает некое психологическое состояние человека, где он испытывает чувство полной удовлетворенности от своей жизни.

Самый большой парадокс состоит в том, что человек никогда не испытывает чувство абсолютно счастья, то есть он никогда не бывает абсолютно счастливым, всегда чего-то нет. Счастье есть что-то, чего нет сейчас, но чего очень сильно хочется иметь. Счастье - это мечта. Но почему-то получается так, что счастье куда-то пропадает, как только мечта становится реальностью. После того как мечта стала реальность, счастье какое-то время присутствует в душе человека, задерживается в ней, но проходит время и счастье начинает слабеть все сильнее и сильнее, и оно с каждой минутой теряет свою невероятною силу.

Человек сам создает для себя радость тем, что мечтает и осуществляет свои мечты в реальность. Получается, что человек совершает определенные действия, что привносит в его рутинную и однообразную жизнь радость. Но чтобы человек не изобретал, какую бы новизну он не вносил в свою жизнь, это не может делать его счастливым вечно.

Что такое счастье для человека?

У каждого человека есть свое определение счастья. Параметры для счастья могут быть абсолютно разными, но в основном люди полагают, что счастье это:

  1. Гармония

Критерии для определения счастья можно еще перечислить бесчисленное множество. Но основная суть заключается в следующем - счастье у каждого свое.

Итак, если счастьем для Вас является семья и дети, то Вы будете делать все возможное для того, чтобы завести семью, детей. А вот если счастьем для Вас является самореализация, то Вы будете всеми возможными способами в жизни, а когда Вы его найдете, то сделаете все необходимое для того, чтобы максимально реализоваться. Критерий счастья в форме финансовой независимости, благополучия будет вынуждать Вас создавать свою материальную империю. Но при всем этом Вы очень часто будете испытывать потери того, чего достигли на внешнем пути. А сам не позволит Вам полноценно радоваться жизни и наслаждаться счастьем.

Два способа для достижения счастья.

Из выше написанного можно сделать вывод, что для нахождения счастья есть два способа.

Внешний способ для достижения счастья.

При таком способе для человека счастье – это внешний мир. И так считающий человек будет всячески стремиться к созданию благополучной семьи, к хорошим друзьям, к финансовому достатку. При этом некоторое время он, разумеется, будет чувствовать себя по-настоящему счастливым, но это чувство будет недолгим. Тут можно упомянуть о маленьком ребенке, которому купили новую игрушку. Вначале он радуется игрушке и счастлив, что она у него есть. Но через некоторое время он о ней забывает и ему хочется получить новую игрушку. И так будет бесконечно, так как душа человека устроена таким образом, что ей всегда хочется большего. Данный способ ведет нас лишь к кратковременному счастью.

Внутренний способ для достижения счастья.

Второй способ, с помощью которого мы можем найти свое счастье – это внутренний рост. При таком выборе человек духовно развивается, занимается личностным развитием, и на некоторое время также может почувствовать себя счастливым.

Многие со мной согласятся, что чувство счастья от приобретения новеньких вещей или знаний кратковременно и быстро забывается. Такое чувство счастья существует в нашем прошлом и никаким образом не помогает нам быть счастливыми сейчас.

Получается, что не внешний способ, не внутренний не дает нам гарантий того, что мы все-таки найдем постоянное счастье для своей собственной жизни. Отсюда и возникает закономерный, вполне естественный вопрос: «И что же нам тогда делать?» . Неужели мы навеки обречены, чтобы всю свою жизнь искать это пресловутое счастье? Давайте мы приостановимся и еще раз вернемся к понятию счастья. Что же хотят люди на самом деле, когда думают о счастье?

Секрет подлинного счастья для человека

Счастье – это мираж, который повсюду нас преследует. Чтобы человек не делал, к чему бы он не стремился - он только и дело, что думает о счастье. При этом само счастье всегда зависит от конкретных условий. А если эти условия находятся не в соответствии с нашими представлениями, то есть не совпадают, то мы становимся несчастными. Чем сильнее мы хотим достичь счастья, тем сложнее нам его обрести.

Счастье – это желание №1 в нашей жизни. Ведь человек хочет не машину, работу, квартиру, а именно счастье - быть счастливым. Счастье – это то, чего мы действительно хотим, но совершенно не то, что нам действительно необходимо.

А что же тогда нам нужно? Все очень просто и банально - нам необходимо обрести то, что придаст нам в завтрашнем дне, гармонию и понимание того, что с нами происходит. Необходимо научиться понимать самого себя, чувствовать и жить сегодня, здесь и прямо сейчас.

Для того чтобы стать по-настоящему счастливым, нужно научиться осознавать самого себя прямо здесь и сейчас. Нам нужно осознать, кто мы есть на самом деле, какое место занимаем в этом мире, в чем заключается наше предназначение и для чего мы пришли на эту планету. Научившись жить осознанно, мы, в конечном счете, сможем получить свое заслуженное счастье. И это счастье никак не будет зависеть от внешних обстоятельств. Счастье всегда будет вместе с нами, и мы всегда будем способны его почувствовать, стоит нам только этого захотеть.

В детстве мы все чувствовали себя абсолютно счастливыми без каких-либо на это причин, радовались жизни, радовались природе, радовались всему тому, что нас вокруг окружает. Но с возрастом, когда мы начинаем работать, мы целиком погружаемся в мир бесконечных взрослых проблем и забот. Мы как снежинки, все время куда-то торопимся, и таем на теплом ветру.

Наша жизнь на сегодняшний день представляет собой нескончаемые гонки за выживание, потому что за те годы, которые нам отведены, нам необходимо успеть сделать как можно больше. К принципам, которые нам известны: «Посадить дерево, дом построить и воспитать детей» , можно добавить еще огромный список различных : купить автомобиль, построить карьеру, стать богатым и так далее. Порой в кровожадной борьбе за наилучшее место под солнцем, мы не замечаем прекрасность окружающего нас мира, мы не замечаем людей, перестаем слышать щебет птиц, другими словами, упускаем и пропускаем из виду такие обычные и одновременно особенные мгновения нашей замечательной жизни.

Очень часто мы как раз и бываем по-настоящему счастливы благодаря подобным мгновениям. Время стремительно бежит, и часовые стрелки неумолимо двигаются вперед, близкие и друзья уходят, не успев услышать о том, как они были нам дороги, дети незаметно растут и взрослеют без должного родительского внимания, заботы и тепла.

Помните о том, что для абсолютно полного счастья Вам и, как и всем другим людям, всегда будет чего-то не хватать. В нынешнем мире живется довольно-таки сложно, когда со страниц газет и с экрана телевизора постоянно сваливается лавина негативной информации о катастрофах, стихийных бедствиях, войнах и убийствах. Если слушать и смотреть такую информацию постоянно, то, пожалуй, тут любой человек войдет в депрессивное состояние и станет воспринимать собственную жизнь в темно-серых окрасках. И тут-то и начинают в нашу жизнь приходить несчастья одна за другой, откуда ни возьмись, возникают разные хвори и болячки. И тогда нам начинает казаться, что жизнь - это сплошная череда проблем и забот.

Как можно исправить такую ситуацию, как впустить счастье в свой дом? Возможно, это прозвучит абсурдно, но сделать это под силу каждому. Большинство авторов книг по психологии и эзотерике очень часто акцентируют внимание людей на такой банальной истине «Человек является творцом своей жизни» . Отсюда следует сделать вывод, что мы сами бываем виноватыми в том, что на нашем теле появляется столько болячек.

А все это происходит только потому, что злость, чувство вины, негативные эмоции и так далее, ведут к болезням. Луиза Хей - американская писательница на данную тему опубликовала более десятка книг и создала особую систему, по которой каждая болезнь имеет свою определенную плохую мысль или негативную эмоцию. И своими негативными мыслями мы программируем свое на и создаем отрицательный сценарий своей собственной жизни. И все это с нами случается потому, что наше подсознание представляет собой что-то на подобии грядки, на которой растут как семена чудесных и благоухающих цветов (то есть положительные мысли и эмоции), так и жирные сорняки (негативные мысли и эмоции).

Так как мы сами являемся творцами собственной жизни, то может нам следует подумать о чем-то хорошем вместо негатива? Послушать веселую энергичную музыку, посмотреть выступление юмориста (например, Михаила Задорнова) или посмотреть какую-нибудь комедию? Но не при каких обстоятельствах не отдаляйтесь от близких Вам людей, как бы Вам не было плохо. Помните, что они тоже нуждаются в Вашем внимании, им также необходимо чувствовать Вашу любовь и заботу. Поделитесь с ними своими радостями или просто по обсуждайте свои проблемы. Поверьте мне на слово, после этого Вам станет намного легче. Если на данный момент у Вас никого нет - не отчаивайтесь. Вы можете завести себе кошку или собаку, или попугая. Поверьте, они точно скрасят Ваш досуг. Когда Вы будете смотреть на маленького милого щеночка или наблюдать за веселым котенком, который с любопытством изучает мир, то Вы в один момент забудете о печали, которая навестила Вас.

Цените каждый миг Вашей жизни, ведь это так просто. Выгляните в окно, и Вы увидите красоту окружающего мира. Летнее синее небо, шелест листьев деревьев, весело журчащие ручейки, а возможно весенняя капель, золотистый осенний листопад или огромные широкие белоснежные сугробы зимы - вся эта роскошь является для нас совершенно бесплатным противоядием от пережитой депрессии и стресса. Им Вы можете воспользоваться в любой момент, и Вы сразу почувствуете себя счастливым и радостным человеком.

счастье, что такое счастье

Нравится

У каждого из нас свое представление о том, что такое счастье. Для кого-то это может быть тихая и спокойная семейная жизнь, кто-то ищет возможность реализовать себя в творчестве, а кому-то для счастья необходимо помогать бездомным животным. Для индейцев южноамериканского племени пираха состояние счастье вообще является некой данностью (эти триста-четыреста человек проживающих в долине реки Мэйки едят максимум дважды в день, спят урывочно по полчаса несколько раз в сутки и называют нас, людей просвещенных и развитых, сдвинувшимися с ума существами), такой же, как для большинства населения современного мира является уверенность в том, что жизнь полна проблем и часто бывает, трудна и невыносима. Вот только в отличие от пираха, считающихся самым беззаботным народом населяющим Землю и неспособных ответить на вопрос что такое счастье, великие и самые яркие умы цивилизованного человечества уже на протяжении ни одной тысячи лет пытаются объяснить это странное состояние и дать ему определение.

Что такое счастье

Все мы хотим достичь именно «своего» счастья, но все-таки будет не лишним узнать, что такое счастье в понимании выдающихся личностей.

Американский режиссер, продюсер и автор сценариев Альфред Хичкок считал, что счастье представляет собой созидательное творческое бурление

Господин Хичкок считает, что счастье – это состояние, напоминающее чистый горизонт, в котором нет необходимости о чем-то беспокоиться. Это момент, когда есть только те составляющие жизни, которые имеют лишь созидательный, а не деструктивный характер. Альфред Хичкок полагает, что ненависть являет собой потраченную энергию. Ненавидеть кого-то или что-то в крайней степени непродуктивно.

Господин Хичкок, по его словам, был чрезвычайно ранимым человеком. Любое резкое слово, сказанное в его адрес близкими, ранило его на длительный период. Альфред Хичкок утверждает, что все испытывают отрицательные эмоции, поскольку они, якобы, являются вполне приемлемой составной частью нашего существования. Однако когда весь негатив покидает вашу жизнь, вы можете смело смотреть вперед и приступать к какому-либо действию.

Именно такое состояние, в котором хотелось бы пребывать всегда, Альфред Хичкок считал счастьем.

Американский филосов и писательница Айн Рэйнд в понятие счастья вкладывает некоторое состояние, достижимое посредством личных усилий

Айн Рэйнд, отвечая на вопрос, что такое счастье, утверждает, что каждый человек имеет право на таковое. Она говорит, что очень важно иметь чувство собственного достоинства.

Писательница считает, что призыв любить всех абсолютно абсурдный, поскольку, когда ты любишь каждого без разбора лишь по факту его существования, - это полнейший нонсенс. Айн Рэйнд говорит, что можно любить людей за их добрые дела и достоинства, и вас никто никого не просит любить.

Писательница говорит, что мы любим людей не за то, что делаем для них, и не за то, что делают для нас они. Мы любим их исключительно за те достоинства, которые они смогли достичь собственными силами. Любить нужно лишь того, кто действительно этого заслуживает.

Французский физик, математик, философ и литератор Блез Паскаль, озвучивая свои мысли о счастье, сказал, что оно возможно в данную конкретную минуту в настоящем

Блез Паскаль утверждает, что никто не знает абсолютно точно, что представляет собой счастье. Самое распространенное мнение о том, что такое счастье, гласит, что оно эквивалентно удовольствию. Блез Паскаль полагает, что второе является ничем иным как иллюзорным счастьем. К примеру, удовольствие человек получает от употребления наркотических средств, при этом полностью отрешаясь от мира и растворяясь в приятных ощущениях. Наркоману кажется, что он счастлив здесь и сейчас, но при этом он забывает, что скоро наступит момент тяжелого похмелья, физического и морального страдания. Поэтому разные люди отвечают на вопрос, что такое счастье, по-разному.

Большой процент людей отождествляют с счастьем максимальное удовлетворение своих потребностей. У многих понимание счастья и смысла жизни ассоциируется с тем, чтобы жить богато, что делает многие духовные и физические удовольствия доступными.

Определенная доля человечества считает, что счастье – это успехи в карьере. К примеру, политический успех открывает такие земные блага, как власть, возможность управлять людьми, шанс быть постоянно на виду у публики. Однако практика показывает, что мало кто из власть имущих может сказать честно, что он счастлив. Политика очень быстро развращает и опустошает личность.

Забвение, наслаждение, удовлетворение любых потребностей и даже власть, судя по всему, не дают ощущения счастья, а лишь создают его слабую имитацию. После пресыщения человек полностью разочаровывается.

Многие мудрецы полагали, что единственный возможный путь стать счастливым и успешным – это жизнь в согласии с собой, без напрасных мечтаний и надежд, без страха. Счастливый человек спокойно и ясно видит все свои невзгоды и проблемы. Рассуждение о том, что такое счастье , приводит нас к довольно простому ответу. Оно представляет собой внутреннюю умиротворенность и понимание ценности каждой прожитой минуты. Счастливый человек не концентрируется на заботах и собственных страхах. Он наслаждается красотой окружающего мира, что отражается в его душе.

Счастье может быть лишь в настоящем. Однако мысли человека постоянно направлены в прошлое или в будущее. Мало кто думает о настоящем, а ведь наслаждение каждой минутой жизни и является истинным счастьем. Человек, который постоянно думает о будущем, лишь собирается жить счастливо, при этом теряя мгновение, которое имеет место здесь и сейчас.

Словенский социальный философ и культуролог Славой Жижек рецепт счастья видит в поиске того, что вам действительно нужно

Славой Жижек говорит, что для него счастье – это конформистская категория. Психоанализ утверждает, что люди на самом деле не прилагают много усилий к тому, чтобы быть счастливыми. При этом культуролог считает, что это хорошо. Славой Жижек говорит, что, когда человек находится в творческом порыве, он может быть далеко не счастливым. К такому состоянию счастье не имеет никакого отношения. К примеру, некоторые ученые во время исследований готовы были умереть от радиации.

Счастье, по словам философа, не представляет собой этическую категорию. В действительности люди не хотят добиться того, к чему активно стремятся. В качестве примера можно привести банальную ситуацию, когда у мужчины есть жена и отношения с ней холодно-безразличные. При этом у него есть любовница, и мужик постоянно мечтает о том, чтобы его жена куда-нибудь исчезла, и о том, как бы он зажил новой, прекрасной жизнью со своей истинной возлюбленной. Психоаналитики нередко сталкиваются с ситуаций, когда от мужчины уходит-таки жена и одновременно куда-то пропадает и любовница. В такой момент человек осознает, что он не хотел жить с любовницей, а лишь желал мечтать о ней и воспринимать как недосягаемый объект обожания. Стоит отметить, что подобная ситуация далеко не исключение. Многое из того, что мы, как нам кажется, всем сердцем желаем, совершенно нам не нужно.

Немецкий философ, социолог и социальный психолог Эрих Фромм, отвечая на вопрос, что такое счастье для человека, утверждает, что оно являет собой готовность к творческой взаимосвязи с окружающим миром

Эрих Фромм говорит о том, что радость от созидания – это удовольствие, которое испытывали средневековые ремесленники. К примеру, в современной Мексике можно найти немало профессиональных работников, понимающих всю прелесть этого чувства.

Единственный метод оценки человеком себя самого – это сравнение с другими тем же способом, как он сравнивает разные предметы. На данный момент счастье для людей – это чувство удовлетворения от того, что он имеет больше, нежели другие.

В действительности же счастье представляет собой то, что формирует созидательную, настоящую и всестороннюю связь с людьми и природой, а также с восприимчивостью к ним. Люди иногда испытывают счастье или грустят. Значим лишь их отклик.

Канадский писатель и мотивационный оратор Экхарт Толле считает, что счастье являет собой освобождение от рамок личного эго

Экхарт Толле, отвечая на вопрос, что такое настоящее счастье , говорит, что нет ни будущего, ни прошлого, и называет это процессом «обретения себя». Это собственное «я» никак не связано с вечно бормочущим «маленьким я».

В момент, когда вы встречаете другого человека, у вас есть возможность ощутить всю его суть. Вы начинаете понимать, что знаете его, как родного или даже как самого себя. Его суть бесформенна и просвечивает сквозь другую форму. При этом она чувствуется вашей собственной. Ее ощутить можно лишь после того, как вы найдете ее в себе. Любовь и есть узнавание другого человека как самого себя.

Экхарт Толле считает, что это узнавание того, что называется «цельностью», «единством». Оно представляет собой отказ от формы, когда вы можете жить в их мире и играть с ними, при этом не отождествляя себя с ними. Данное состояние и можно назвать истинным счастьем.

Трактовка счастья древнегреческим философом Аристотелем звучит как душа, живущая в добродетели

Аристотель считал, что счастье представляет собой совпадение добродетели человека и внешней ситуации, а не жизнь, бесцельно растраченную на наслаждения и развлечения, почести и богатство.

Великий философ высоко ценил разумную мудрость, практическую мудрость, мужество, рассудительность, честность, дружелюбие, любезность, щедрость и умеренность. Иными словами, счастье – это обеспечение высшего человеческого блага. Оно определяется как деятельность на основе лучших добродетелей, формирующихся через внешние и телесные блага, такие, как богатство и здоровье.

Что такое счастье в понимании буддистов

Буддисты считают, что счастье представляет собой естественное состояние ума человека. Испытывать счастье постоянно нам мешают ограничения непосредственного осознания различными понятиями и мировоззрениями, а также зависимость от бесконечно изменяющихся состояний ума.

Медитация представляет собой методику, позволяющую уму привыкнуть к ощущению счастья. Данная практика дает возможность впустить бесстрашие, радость и активное сочувствие в свою жизнь. Это понимание несется буддистами в мир.

Далай-Лама XIV полагает, что прийти к счастью можно двумя способами

Далай-Лама, думая над тем, что являет собой счастье жизни, что это такое и как его достичь, пришел к выводу, что есть два пути, позволяющих прийти к нему.

Первый внешний путь заключается в приобретении лучшего жилища, одежды и окружения. Такой путь ведет к удовлетворению и в какой-то мере обретению счастья.

Второй путь духовного развития позволяет достичь внутреннего счастья. Нужно учитывать, что оба подхода не эквивалентны, и внешнее счастье без внутреннего долго не продлится.

Когда вы видите жизнь в темных красках и вашей душе недостает чего-либо, вы не сможете быть счастливым, даже если окружите себя роскошью. А внутреннее спокойствие позволяет обрести счастье даже в очень тяжелых условиях. Материальное благосостояние нередко способно решить определенную проблему, но за ней часто возникает другая. К примеру, преуспевающий человек, которого счастье обходит стороной, может начать принимать наркотики или злоупотреблять спиртным. Вечное недовольство чем-либо заставляет его усугублять сложившееся положение. В то же время есть люди, у которых не настолько много денег, чтобы переживать из-за них. Они просто наслаждаются покоем. Такие люди бедны в материальном плане, но при этом счастливы и довольны жизнью.

Чтобы осознать, что такое счастье, нужен правильный умственный настрой. Надо понять, что деньги никогда не смогут решить все проблемы человечества.

Что такое счастье и как его достичь

Наблюдая за счастливыми людьми, изучая черты, присущие таким людям, психологи выделили 10 главных шагов на пути к счастью. Итак, как же пройти этот путь достойно и достичь своей цели – найти счастье ?

СЧАСТЬЕ ЭТО ТЕПЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЧЛЕНАМИ СВОЕЙ СЕМЬИ И БЛИЗКИМИ ВАМ ЛЮДЬМИ

Хорошая и дружная семья – великолепная защита от негативных эмоций. Прогнозируется, что в скором будущем депрессия может стать одной из главных причин смертности. Именно семья способна примирить душу человека с несовершенством реальности и спасти от пагубного депрессивного уныния.

СЧАСТЬЕ ЭТО УМЕНИЕ БЛАГОДАРИТЬ

Будьте благодарны и друзьям, и врагам. Чувство благодарности помогает лучше сконцентрировать влияние положительных эмоций и позволяет нивелировать воздействие отрицательных эмоций. Также важно научиться говорить спасибо самому себе: так вы сможете принять свои недостатки и осознать свои лучшие качества и успехи. Умение быть благодарным улучшает как эмоциональное, так и физическое состояние.

СЧАСТЬЕ ЭТО БЫТЬ ОПТИМИСТИЧНЫМ

Счастливые люди не зацикливаются на временных неудачах и невзгодах. Не опускайте руки, если что-то не получается. Направьте ваши силы и время на то, что вы можете изменить. Спокойно воспримите, что не все поддается вашему контролю и подвластно вашим желаниям. Помните, что мысли имеют свойство материализоваться, поэтому всегда смотрите в будущее с оптимизмом и верой, что все будет хорошо.

СЧАСТЬЕ ЭТО БЫТЬ УВЛЕЧЕННЫМ

Это может быть любимая работа или замечательное хобби, участие в благотворительных акциях или просто поход в музей. Главное, чтобы вы получали удовольствие от того, чем занимаетесь. А самое, пожалуй, важное - чем бы вам ни приходилось заниматься, делайте это с удовольствием.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ БЕЗ ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ

Большинство людей, ощущающих себя счастливыми, часто и охотно приходят на помощь другим. Поверьте, что ваше благополучие, долголетие и здоровье напрямую зависят от количества добрых дел, совершенных вами. Между прочим, этот факт подтверждается исследованиями. Доброта улучшает настроение человека, улучшает самочувствие, повышает уверенность.

СЧАСТЬЕ ЭТО ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО БОГАТСТВО И РОСКОШНЫЕ ВЕЩИ ЯВЛЯЮТСЯ ОТНЮДЬ НЕ САМОЙ ГЛАВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Безусловно, каждому человеку хочется заработать миллион и стать миллионером , но бездумная гонка за деньгами, украшениями, вещами и имуществом не сделает вас счастливым человеком. Напротив, вероятнее всего, вас будет разрушать жадность, зависть, злоба и страдания. Исследования ученых США показали, что за последние 70 лет средний индекс ощущения себя счастливым человеком у американцев снизился с 7,5 до 7,2 баллов. И это несмотря на то, что в материальном плане за эти годы люди стали жить гораздо лучше. Кстати, как это ни странно, но у людей, осознавших, что счастье не в количестве денег и материальных вещей, нередко финансовое положение почему-то улучшается.

СЧАСТЬЕ ЭТО МУДРОСТЬ

Научитесь правильно понимать причины возможных неудач и страданий и находить пути их преодоления. Любые невзгоды и испытания следует воспринимать как уроки, которые преподносит нам жизнь. Даже негативные вещи, случающиеся с человеком, происходят с ним для, того чтобы научить его чему-то, дать ему новый опыт или направить на правильный путь.

СЧАСТЬЕ ЭТО ЗДОРОВЬЕ

Поймите, что ваше здоровье зависит от вас. Мыслите позитивно, правильно питайтесь, ведите активный и здоровый образ жизни (здесь хотелось бы обратить особое внимание на вред курения ), двигайтесь. Ваше здоровье – важный фундамент здания вашего счастья.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ БЕЗ ДУХОВНОСТИ

По-настоящему счастливые люди осознают, что принципы истинного счастья созвучны базовым принципам мироздания. Социологи выявили, что верующие в Бога люди ощущают себя более счастливыми, чем атеисты. Духовный рост и чистота души – неотъемлемые элементы счастья.

СЧАСТЬЕ ЭТО ПРОГРЕССИВНОСТЬ

Двигайтесь вперед, пройдите тренинги личностного роста , развивайтесь, растите. Наполните свою жизнь целью каждый день в чем-то совершенствоваться, узнавать что-то новое, становиться в чем-то лучше. Все это также способно сделать вас счастливее.

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.



Поделиться