Психологические тренинги для учащихся. Классный час по психологии (5 класс) на тему: Тренинг для школьников "Мы вместе"

Цель : создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.

Возраст : 10–14 лет.

Время : 2 встречи по 30–40 минут.

Комментарий: упражнения можно использовать при подготовке к экзаменам, контрольным работам.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое успех.

Упражнение «Прошепчи мне имя»

Модификация игры К. Фопеля «Прошепчи имя».

Цель : настроить детей на доброжелательный лад.

Инструкция . Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас каждый из вас будет шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева будет говорить: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя.

Упражнение «Успех - это…»

Цель : сплочение группы, повышение самооценки.

Материалы : бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция . Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает подобрать ассоциации к слову «Успех». Задача детей: повторить то, что сказал предыдущий участник, и назвать свою ассоциацию к слову. Затем ведущий предлагает детям нарисовать ассоциацию к слову «Успех». После этого организуется выставка рисунков.

Анализ упражнения

Трудно ли было подбирать слова?
- Что было легче - подбирать слова или сделать рисунок?
- Что вы чувствовали, когда рассказывали об успехе?

Ведущий. Молодцы, сейчас мы с вами попробуем почувствовать радость от своей деятельности.

Упражнение «Ура, успех!»

Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).

Цель : повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.

Инструкция . По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)

Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.

Анализ упражнения

Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
- Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?

Ведущий. Молодцы, настроились на успех.

Упражнение «Дорога к успеху»

Цель : активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.

Материалы : листы А4 , цветные карандаши.

Инструкция . На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.

Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.

Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.

Задание : один участник в роли ведомого, второй - в роли поводыря. Задача второго участника - говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.

Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить свои успехи и определить цели, ведущие к успеху.

Упражнение «Моя лесенка уверенности»

Цель : повышение уверенности, самооценки. Материалы: карточки с нарисованной маленькой лесенкой; ватман с нарисованной большой лесенкой.

Инструкция . Участникам раздаются карточки с нарисованной лесенкой. Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Затем на листочках записать свои успехи в школе, дома, в кружке. Ведущий говорит, что каждый наш успех поднимает нас на одну ступеньку вверх.

Теперь я положу на пол ватман с нарисованной лесенкой успеха, и вы должны встать на любую понравившуюся вам ступеньку «Уверенности».

Затем ведущий предлагает на верху лесенки написать свою цель при подготовке к экзаменам, урокам. Потом на каждой ступеньке написать, что каждый будет делать по достижении своей цели.

Инструкция для ведущего . Если в группе есть дети, которые нарисовали себя внизу лесенки, предложить им рассказать о своих успехах и снова дать карточку и предложить нарисовать себя.

Анализ упражнения

Как вы думаете, планирование действий ведет к успеху?
- Почему важно определять цель?
- Как может помочь целеполагание готовиться к экзаменам? Почему?

Ведущий. Кто такой, по вашему мнению, самостоятельный человек? Как вы думаете, самостоятельный человек может стать успешным? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.

Упражнение «Мои шаги к самостоятельности»

Модификация плаката Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель : расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта детей, умения договариваться в группах.

Материалы : карандаши, ватман, краски, цветные мелки, карточки (карточки к упражнению находятся во вложении).

Инструкция . Дети сидят за столами. Ведущий просит их назвать свои примеры проявления самостоятельности, затем раздает карточки с описанием разных способов поведения. Детям необходимо выбрать те карточки, которые подходят им.

Инструкция для ведущего . Если дети не нашли подходящий для них способ поведения, то им предлагается написать свой собственный. Потом педагог зачитывает все способы поведения, которые написали дети, обобщает их и делает вывод о том, какие способы характерны для них. После обобщения педагог предлагает детям разделиться на тройки и нарисовать на ватмане те способы поведения, которые они используют в своей жизни.

Анализ упражнения

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы всегда выполнять домашние задания?
- А хорошо это или плохо - не выполнять свои обещания?

Упражнение «Цвет успеха»

Цель : закрепить понимание, какие сопутствуют успеху.

Материалы : краски, листы бумаги.

Инструкция . Детям предлагается подумать и нарисовать, какого цвета успех. Обязательное условие: рисовать учащиеся должны руками.

Анализ упражнения

Как вы думаете, какой цвет дружит с успехом?
- Бывает ли у вас настроение такого цвета?
- Как вы себя при этом чувствуете?

Итог занятия

Дети садятся в круг. Ведущий включает запись, и на фоне тихой, спокойной музыки дети делятся своими чувствами. Например, «Я чувствую сейчас удовольствие», «Я - восторг» и т.д.

Скачать карточки к упражнению .

Татьяна МАЗУРЕНКО,
педагог-психолог, МБОУ «СОШ № 6», г. Норильск, Красноярский край

Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение

Занятие 1

Самоуважение .

2) Правила работы в группе.

Психолог с детьми устанавливают определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется психологом.

3) Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Диалог и Мини- лекция.

Психолог предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.

Основная часть

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение . Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце психолог суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения . Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Психологический смысл упражнения

Занятие 2

«Прекрасный сад»

Разминка.

Упражнение «Поздороваемся»

Психолог предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения . Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Основная часть

Упражнение «Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Психолог предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение . Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения . Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения . Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 3

Развитие коммуникативных способностей.

Невербальное общение

Разминка.

Упражнение «Построимся»

Психолог предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Мини-лекция

Осознание невербального языка тела. Детям объясняют, что часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать вфизическом действии некоторые эмоции.

Далее объясняется, что такое конгруэнтная коммуникация. Конгруэнтность, которая подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Чтобы получить представление о неконгруэнтной коммуникации, участникам предлагается искать несоответствия (различия), разыгрывая сцены: например, произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками (несоответствие между вербальным выражением и «языком тела»). Затем объясняют, что неконгруэнтность может быть осознанной или нет. Например, человек вгостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивные тенденции, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам. В этом случае неконгруэнтность бессознательна.

Основная часть

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Рефлексия

Упражнение «Спасибо!»

Занятие 4

Командообразование

Вначале занятия проводится шеренг, каждый рассказывает, с каким настроением пришел и чего ждет от занятия.

Разминка.

Упражнение «Найди и коснись»

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего- либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 10 см, того, что весит полкилограмма, портфеля.

Психологический смысл упражнения . Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Основная часть

Упражнение «Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи

Упражнение «Кочки»

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и психолог поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение . Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Психологический смысл упражнения . Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы. Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы. Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Рефлексия

Упражнение «Шарики»

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения. Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение . Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5

Коллаж на тему «Дружба»

Вначале занятия проводится шеринг, каждый рассказывает, с каким настроением он пришел на занятия, и изменилось ли что-то в его отношениях с одноклассниками и в целом атмосфера в классе после наших занятий.

Разминка

Упражнение «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет: «А я с... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Психологический смысл упражнения . Разогревающее упражнение. Развивает контакт между участниками команды, сплочение, доверие.

Основная часть

Коллаж «Дружба»

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Обсуждение . После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.

Психологический смысл упражнения . Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Р ефлексия тренинга

Анализ и оценка эффективности тренинга

Класс_____________________________________________________________

Школа____________________________________________________________

Психолог_____________________________________________________________________

На первых же занятиях общая разобщенность в группах и трудности в общении и взаимопонимании проявились в полной мере. В каждом классе, где проводились занятия, были выявлены дети, не принимаемые основной группой, группировки, конфликтующие между собой или сплоченные против одного члена класса. Поэтому, конечно, данный тренинг был своевременным и актуальным и стал большим подспорьем для учителей. Изменения происходили не сразу, иногда во время занятий, мне, казалось, что бьюсь о стену, что в «наших» детях нет ни капли сочувствия и желания понять и поддержать своего одноклассника. Много было слез, обид, взаимных обвинений. Все это мы пережили вместе и многому научились вместе. Собственно тренинг - он и для тренеров тоже испытание и учеба. В процессе тренинга приходится иногда сталкиваться со своими внутренними конфликтами. Но, поскольку ситуация в группе требовала мгновенного принятия решения, то и свои проблемы приходилось решать быстро. Огромное спасибо участникам тренинга, которые смогли создать условия для моего личностного роста. В качестве оценки эффективности тренинга использовался принцип самодиагностики - это шеринг на последнем занятии плюс анализ анкеты, предложенной участникам после завершения тренинга. Также использовалась обратная связь с классными руководителями. По их отзывам, данный тренинг, несомненно, оказал позитивное влияние на учащихся, появилась положительная тенденция в развитии взаимоотношений учащихся в классных коллективах, появился интерес и доброжелательность в отношениях. Если оценивать тренинг с позиции ведущего, то, конечно, отношения между детьми и общий психологический климат в группах изменился в лучшую сторону. Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками, чего в начале занятий не отмечалось, научились сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов, а также получили положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи. Хочется отметить, что наибольший эффект от занятий заметен в той группе, где изначально проблем в сфере общения было несколько меньше и конфликты проявлялись не так ярко по сравнению с другой группой. В то же время, во второй группе интерес к продолжению занятий и совместному общению были выше. Самой же главной оценкой тренинга стала оценка детей, когда они делились впечатлениями и произошедшими положительными изменениями в отношениях с одноклассниками.

Педагог-психолог____________________Н.Горяинова

«_____» _______________ 2009 – 2010 уч.год

Социально-психологический тренинг: "Я и МЫ"

Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами). Цель тренинга: формирование навыков межличностного общения, самопознания. Данный тренинг регулярно проводился мной на предыдущем месте работы и показал хорошие результаты, по отзывам детей в нем участвовавших и их педагогов.

Цель: школьников преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, владеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.
Ведущим типом деятельности, по классификации Д.Б. Эльконина, в юношеском возрасте является общение и становление межличностных отношений. Поэтому очень актуальным, на данном этапе развития, для наиболее полной и глубокой реализации жизненного потенциала и гармоничного развития личности является овладение навыками эффективного социального взаимодействия.
Структура тренинга: Тренинг состоит из пяти занятий в основу организации, которых положены представлениях о механизме групповой динамики.
Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:
1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.
2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.
3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.
4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.
Организация тренинга: данный тренинг рассчитан на 2 занятия включающие по 3 блока продолжительностью по 2 – 2,5 часа каждое (в зависимости от особенностей группы). Занятия должны проводиться в отдельном, теплом помещении, желательно имеющем звукоизоляцию и запирающимся изнутри. Так же желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла и свободное пространство для перемещений, что способствовало бы повышению эффективности проведения занятий.
Количественные и качественные характеристики группы: тренинг рассчитан на подростков и юношей в возрасте от 15 лет и старше, желающих расширить свой социальный опыт, обрести чувство уверенности в себе, научиться чувствовать и понимать окружающих.
Оптимальной является группа из 6 – 12 человек. Снижение количества участников тренинга меньше оптимального ведет к замедлению групповой динамики по причине качественного снижения активизирующего опыта в обсуждениях. Увеличение числа членов группы больше оптимального, делает группу неустойчивой из-за снижения возможности контроля, за групповыми процессами со стороны тренера.

Первое занятие «Знакомство и самопрезентация»

Первая часть

Задачи: 1. формирование сплочения группы;
2. выработка групповых правил;
3. мотивирование участников тренинга на работу.

Упражнение 1. «Назови свое имя +визитка»
Цель: знакомство участников тренинга.
«Мы начинаем наше занятие с традиционной процедуры знакомства. Сейчас каждый из вас оформит свою визитку, в ней он укажет свое имя».
Назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что тебе больше всего нравится в себе?»
«Трудно ли было находить в себе хорошее качество?»
«Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?».

Упражнение 2. «Мои цели»
Цель: выявить ожидания от тренинга у участников группы, сформировать осознанное отношение к занятиям.
Материал: ватман, маркер, листья (зеленые и красные)
Ведущий рассказывает о целях и задачах тренинга.
Участникам раздаются листки из цветной бумаги (зеленого цвета) на которых предлагается написать то, что они хотят получить от занятий. Затем листья с помощью скотча приклеиваются на заранее приготовленный ватман с изображением дерева.
Каждый из участников называет свои ожидания и приклеивает листочек к ватману. Предполагается ответить на следующие вопросы: "Что я хочу получить от тренинга?"; "Что я готов для этого сделать?". "Как мне группа может помочь в этом?".
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Для чего необходимо конкретизировать цели и ожидания от тренинга?»
«Трудно ли было охарактеризовать свои ожидания от тренинга?»
«Какой полезный опыт я извлек из этого упражнения?»

Упражнение 3. «Снежный ком»
Цель: Знакомство
Первый участник называет свое имя и увлечение, следующий повторяет все, что сказал первый и добавляет свое имя и увлечение, третий повторяет все, что было до него сказано и добавляет свое и так до тех пор пока все участники не назовут свои имена и увлечения.

Упражнение 4. «Правила жизни в группе»
Цель: формировать правила взаимодействия в группе на основании личного опыта участников.
I. Ведущий читает вопросы. Участники думают: могли бы они ответить на эти вопросы в группе?
Вопросы:
Что мне в себе не нравиться?
Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?
Что такое счастье и счастлив ли я?
Хороший ли я человек или неочень?
II. Группа разбивается на микрогруппы по следующей шкале безопастности:
Я бы не хотел отвечать на вопросы в группе Я мог бы ответить на некоторые вопросы Я бы мог ответить на все вопросы в группе

Может получиться 2 или 3 группы (5 минут).
III. Ведущий предлагает обсудить в группах и записать на листке ответы на следующие вопросы:
Что делают или говорят вокруг тебя люди, что мешает тебе говорить о своих переживаниях;
Что делают вокруг тебя люди, что помогает тебе говорить о своих переживаниях?
IY. По одному участнику из группы зачитывают ответы, можно записать их на доске (15 минут).
V. Ведущий предлагает создать некоторые общие правила, выполнение которых дало бы возможность свободно общаться, разговаривать о своих чувствах (10 минут).
Предлагаемые правила:
Искренность (говори искренни или молчи);
Конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников группы);
Не оценивать участников;
Поддержка от группы и др.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что тебе лично мешает откровенно говорить или открыто делать что-то в группе?»
«Нужны ли тебе правила группы?»
«Какое правило ты считаешь самым справедливым?»
«Какое правило ты ввел бы дополнительно?»

Упражнение 5. «Поделись радостью»
Цель: научиться устанавливать контакт
Нужно подойти к максимально большему количеству людей со словами «раздели мою радость со мной» и установить контакт на 4 уровнях:
Эмоциональном
Глаз
Прикосновения
Вербальном
ОБСУЖДЕНИЕ:
«что больше понравилось, когда подходишь ты или подходят к тебе? »
«Какие встретились сложности»
«Что получилось лучше всего»

Упражнение 6. «Корреспондент»
Цель: знакомство и сплочение группы
Игра проводится в два этапа: на первом этапе ("интервью") участники делятся на пары и в течение трех минут беседуют на тему "мои интересы и увлечения". После того, как время первого этапа истечет, начинается второй этап ("заметка"). Один из участника пары должен как можно лучше и интереснее представить второго игрока группе.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что было сложнее сделать выяснить какие-либо сведения о человеке или рассказать о нем группе?»
«Что вызвало большее волнение: когда рассказывали о вас или вы рассказывали о ком-то?»
«Какой полезный опыт можно извлечь из этого упражнения?»

Упражнение 7. «Огонек» (с комплиментами)

Материал: коробка спичек
Группа, включая тренера, усаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. Тот, у кого в руках спичка погаснет, делает себе комплимент. Далее зажигает спичку и передает следующим участникам. Затем задача усложняется: у кого погаснет спичка – тому участники тренинга говорят три комплимента.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что чувствовали?»
«Что было приятнее говорить или получать комплименты?»

Упражнение 8 «Никто не знает»
Цель: формирование навыка самопрезентации
Ведущий: «Сейчас мы будем по очереди завершать фразу: «Все знают что я…»
Второй круг: «Никто из вас не знает что я…» (что у меня…)
Третий круг: «На самом деле я…»
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Легко ли было рассказывать о своих секретах?"

Упражнение 9 «Подарок»
Цель: сплочение группы.
Ведущий: « Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его соседу справа.
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Сложно ли было понимать другого без слов?";
- "Что помогало \ мешало понять другого?"
- "Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

Упражнение 10 «Обратная связь по блоку»



Вторая часть

Цель: продолжить знакомство, отработать и закрепить достигнутые на вводном занятии навыки и состояния.
Упражнение 1 «Пожелание»
Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.
Материал: мяч
Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день».

Упражнение 2 «Сказка на новый лад»
Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.
Ведущий: "Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ".
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Как вы думаете, что дает данное упражнение?"
«Что было интереснее слушать других или придумывать самому?»

Упражнение 3. «Зеркало»
Цель: развитие психологического контакта
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».

Упражнение 4. «Мое имя – мой характер»
Цель: закрепление навыка самопрезентации
Материал: бумага, ручки
Ведущий: «Напишите на листке бумаги свое имя. Распишите ваши положительные качества на первые буквы вашего имени
ОБСУЖДЕНИЕ:
- Что понравилось в этом упражнении?
- Что было трудно сделать в этом упражнении?
- Что почувствовали?

Упражнение 5. «Какой Я?»
Цель: оценить взгляд на себя со стороны
I.Заполняется анкета:
Я хочу быть________________ (3-5 черт характера)
Я не хочу быть_____________
Читаются анкеты в кругу (15 минут). Затем участники по желанию объединяются в пары. Работа в парах.
А. Используя анкету, поставить около черт характера баллы от 1 до 10 – сколько по вашему мнению, в вас уже есть этой черты.
Б. Поменяться анкетами и поставить партнеру, сколько, по вашему мнению в нем есть тех черт, которые он поставил в своей анкете.
Проанализировать свои собственные анкеты, где баллы совпадают, где есть разница. Можно в кругу кто захочет рассказать о своем состоянии.
II. Используя анкеты написать о себе 5-7 фраз. Последняя фраза будет: «Основная черта характера, которой я горжусь, - это….». (для позитивного отношения к своим чертам характера).
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Трудно ли говорить о себе?»
«Что мы имеем в виду когда называем человека «хорошим» или «плохим»?»

Упражнение 6. «Рисунок себя»
Цель: формирование навыков самопрезентации
Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Но только один фрагмент рисунка. Далее передайте рисунок соседу справа. Он должен дорисовать еще один фрагмент и т.д. Таким образом, вы получите свой портрет глазами группы».
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Насколько соответствует ваше представление о себе представлению группы?»
«Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?»
«Что нового вы узнали из этого упражнения?»

Упражнение 7. «Суд: Самопрезентация: за и против»
Цель: формирование осознанного отношения к самопрезентации
1. Выбираются три победителя в игре «камень, ножницы, бумага». Они будут судьями.
2. Судьи игрой «пусто – густо» делят остальных членов на 2 подгруппы. Принцип: «пусто» – обвинители, «густо» – защитники.
3. Каждая сторона в течении 5 минут готовит речь и вопросы противнику цель отстоять свою позицию.
4. Проводится турнир между противниками.
5. Судьи выносят приговор.

Упражнение 8 «Обратная связь по блоку»
Цель: поддержание групповой традиции.
Ведущий: «Сейчас мы обсудим опыт, полученный в данном блоке».
- Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Третья часть

Цель: отработка и закрепление достигнутых на предыдущих занятиях навыков и состояний
Упражнение 1. «Импульс»
Цель: сплочение и разогрев группы.
Участники садятся в круг. Правую руку ладонью вверх кладут на левое колено участнику справа, а свою левую руку ладонью вниз кладут на ладонь соседа. Необходимо хлопнуть по ладони соседа, как только почувствуешь хлопок по своей ладони.
Обсуждение:
-"Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

Упражнение 2. «Я очень хороший, мы очень хорошие»
Цель: формирование уверенности в себе, сплочение группы
Один из участников (а затем все остальные) выходит в центр круга и произносит по очереди слова: «я» «очень» «хороший» сначала шепотом, потом громко, затем очень громко. Участники расширяют круг и, держась за вытянутые руки, повторяют то же самое только вместе говоря вместо "я" "мы" «очень» «хорошие».

Упражнение 3 «Скульптура»
Цель: сплочение группы
Ведущий выбирает трех добровольцев. Первый – скульптор; второй –глина; третий – критик. Суть игры: критик выходит за дверь, а скульптор должен придумать и изобразить из глины любой предмет, например статую свободы, черепаху и т.д. После того, как скульптура будет готова, приглашают критика, который должен угадать что получилось.

Упражнение 4. «Доверительное падение»
Цель: снятие механизмов психологической защиты, формирование доверия к группе.
Ведущий: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный, так как дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда ….. падает в вашу сторону, вы должны его понять и осторожно вернуть в исходное положение.
ОБСУЖДЕНИЕ:
- как ты себя чувствовал в центре круга?
- Доверял ли товарищам?

Упражнение 5. «Кинофестиваль»
Группа делится на зрителей и актеров, а актеры на подгруппы по 3 человека. Каждая группа вытягивает листок с заданием подготовить (10мин) и продемонстрировать (5мин) сценку следующих жанров:
Боевик
Кинокомедию
Мелодраму
Ужасы
Зрители голосуют, какой фильм им больше понравился. Победители получают приз зрительских симпатий.
Потом зрители становятся актерами, актеры зрителями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Кем больше понравилось быть, актером или зрителем?»
«что дает это упражнение?»

Упражнение 6. «Глаза в глаза»
Цель: получение обратной связи по само презентации
По принципу «горячего стула» двое напротив друг друга.

Упражнение 7. «Прощание»
Цель: поддержание групповой традиции.
Ведущий: «Сейчас у вас есть время попрощаться. Подойдите друг к другу и пожелайте что-нибудь приятное, подержитесь за руки, посмотрите в глаза».

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:


- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Второе занятие «Сплочение и взаимодействие»

Первая часть
Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе

Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: поддержание групповой традиции
Ведущий: «Нашу работу на первом занятии мы начали со знакомства и обмена приветствиями, теперь эта процедура станет для нас традицией и будет открывать все наши занятия».

Упражнение 2 Волшебная палочка
Цель: разогрев и сплочение группы
Участники движутся по кругу и ведущий дает задание: "У меня в руках волшебная палочка и я хочу, чтоб мы превратились в стадо бегемотов". После того как участники проиграли один круг, ведущий передает палочку следующему и т.д.

Упражнение 3 «Отгадай прикосновение»
Цель: создание доверительной атмосферы.
Участник закрывает глаза и отворачивается. Он должен отгадать, кто к нему подходит и каким-либо образом прикасается.

Упражнение 4 «Выбор»
Цель: определение взаимных предпочтений в группе
Участники рассаживаются в круг. По команде ведущего, каждый из них должен указать пальцем на одного из своих товарищей по группе – допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих – добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Упражнение 5 «Рефлексия»
Цель: возможность поставить себя на место другого
Ведущий: «Разбейтесь на пары. По моему сигналу начинайте по слогам произносить какое-либо слово. Например, СА-МО… третьим слогом может быть –КАТ-, -ЛЕТ-. Задача одного из участников – подстраиваться под партнера, т.е. добиваться совпадения своего третьего слога с его третьим слогом. Задача другого участника – уходить от подстройки, добиваться несовпадения. Произносить третий слог вы должны одновременно».

Упражнение 6 «Узкий мост»
Цель: отработка взаимодействий в группе
Ведущий чертит линию. Это мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста.
Обращается внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют ли вежливо разойтись или один столкнет другого.

Упражнение 7 «Разведчик»
Цель: развитие социальной перцепции
Ведущий: «Чтобы понять другого человека и предугадать его замысел, нужно уметь наблюдать. Ведь человек говорит не только языком – глазами, лицом, всем телом. Необходимо научиться читать эти проявления».
Выбирается один участник – разведчик. Ведущий произносит команду «замерли» и вся группа неподвижно застывает. Разведчик старается запомнить позы всех участников. Затем он выходит из комнаты. В это время участники делают несколько изменений в позе. Задача разведчика – обнаружить все перемены.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что понравилось?»
«Что полезного можно извлечь из этого упражнения?»

Упражнение 8. «Обратная связь по блоку»
Цель: поддержание групповой традиции.
- Что вам запомнилось (понравилось) В данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Вторая часть

Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе.
Упражнение 1. «Букет»
Цель: разогрев группы
Ведущий стоит в центре круга сидящих на стульях участников. Участники группы выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или участниками, например, роза ландыш и пион. По команде водящего меняются местами те участники, чей цветок он назвал, а по команде "букет" меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на место одного из участников, который становиться следующим водящим.

Упражнение 2. «Огонек»
Цель: расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности
Материал: коробок спичек
Группа, включая тренера, рассаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. У кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три вопроса. Отвечающий на вопросы снова зажигает спичку и передает ее по кругу.

Упражнение 3. «Гомеостат»
Цель: выявление взаимоотношений между участниками.
Ведущий: «Сожмите правую руку в кулак, и по моей команде все выбрасывают пальцы. Вы должны стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и тоже число, при этом не договариваясь».

Упражнение 4. «Слепой и поводырь»

Ведущий: «Сейчас вам необходимо разделится на пары. Один из вас пусть закроет глаза, а другой водит его по комнате, так чтобы не столкнуться с другими парами и препятствиями. Поменяйтесь ролями».
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Как ты чувствовал себя, когда был слепым?»
«Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?»
«Было ли желание полностью довериться партнеру?»
«Когда тебе было лучше: когда ты вел или тебя?»

Упражнение 5. «Контакт»
Цель: отработка навыка кинестетического воздействия
Участники распределяются на пары: один ведущий - другой ведомый. Ведомый закрывает глаза, а ведущий ведет его. Контакт между ними поддерживается через ручку, которая свободно упирается в открытые ладони игроков. Через минуту они меняются ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какая роль для вас была сложнее ведущего или ведомого?»
«Насколько удачно удавалось поддерживать контакт?»

Упражнение 6 «Ассоциации»
Цель: сплочение коллектива
Один из участников выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, и его задача – угадать этого человека с помощью наводящих вопросов. Например, «если бы это был цветок (животное, погода, мебель) то какой…»
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Трудно ли было подбирать ассоциацию?»
«Что помогло отгадать?»

Упражнение 7. «Испорченный телефон»
Цель: развитие внимания к тому, как мы слушаем друг друга.
Участники сидят полукругом, Ведущий первому игроку говорит шепотом на ухо то пожелание, которое он хотел бы услышать сегодня. После этого он пересаживается в конец ряда. Пожелание шепотом передается до конца ряда, пока его не скажет последний человек в ряду. Первый игрок становится ведущим и все повторяется снова, до тех пор пока каждый из игроков не пересядет в конец ряда.

Упражнение 8. «Невербальный телефон»
Цель: выявить особенности невербального языка.
Как «глухой» только общение жестами.

Упражнение 9. «Анабиоз»
Цель: научиться распознавать и удовлетворять скрытые потребности собеседника
Ведущий: наверное, каждому знакомо чувство отчуждения встающее между двумя людьми: партнеры перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание. Прелагаемое упражнение позволяет решить задачу перехода от отчуждения к контакту.
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права не прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словами. Все чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы можно считать смех, улыбку и др.

Часть третья

Упражнение 1. «доверительное падение» (сложное)
Цель: Разогрев группы
Выполняется как обычное, но участники падают с небольшого возвышения.
Упражнение 2. «Надстройки»
Цель: знакомство с разными видами общения в игровой форме.
В театральном искусстве выделяют 3 надстройки:
Сверху – все поза человека говорит о том, что он презирает окружающих, смотрит свысока, плечи расправлены;
Снизу – он презираем, его не зачто любить, окружающие лучше, умнее его, - так думает человек с этой надстройки;
Наравне – не натянутые, товарищеские отношения с товарищами.
Походить по залу, меняя позы.
Делимся на пары, обратитесь к собеседнику с просьбой о чем-либо используя надстройку сверху, затем снизу, наконец, на равнее. Поменяйтесь ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какой тип надстройки для вас был удобнее?»
«Какой вид настройки был наименее удобен?»
«Как полученные знания можно использовать в жизни?»

Упражнение 3. «Подари мне цветок»
Цель: повышение интереса к возможностям разговора
Участники рассаживаются в общем кругу. Желающий берет цветок, все по очереди просят подарить этот цветок именно ему. Цветок дариться тому, чья просьба больше понравилась. Причем человек объясняет почему он предпочел именно эту просьбу (10минут).

Упражнение 4. «Караул»
Цель: знакомство с этапами разговора
Участники встают в общей круг, каждый поворачивается к своему правому соседу. Задание для каждого: привлечь внимание этого человека (5 минут).
Упражнение 5 «Разожми кулак»
Цель: учет позиции собеседника в сложной ситуации (проводится в парах).
Один сжимает кулак, другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!), затем партнеры меняются ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Учитывалось ли позиция и желание партнера при выполнении упражнения?»
«Использовались ли не силовые методы – просьбы, уговоры, хитрость».
«Какой вывод можно сделать из этого упражнения?».

Упражнение 6. «Нахал» (ролевая игра).
Цель: осознание поведения в ситуации отстаивания собственных интересов.
Группа делится на две команды: активные и наблюдатели. Для активных ситуация в магазине. Роли – «продавец», «нахал», «очередь». Затем группа меняется местами.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какие эмоции, чувства испытывали?»
«Что такое собственные интересы, и для чего их необходимо отстаивать?»
«Поведение кого из актеров вам больше всего понравилось и почему?».

Упражнение 7. «Активное слушание»
Цель: Овладеть навыками активного слушания
I. Участники сидят парами. Один человек рассказывает что-нибудь (2минуты), другой слушает его очень внимательно (1мин), а затем по знаку ведущего не слушает его. Партнеры меняются ролями затем обсуждают это упражнение.
II. В общем кругу участники показывают плохое и хорошие слушание. Общее обсуждение увиденного и своего опыта в парах. Обратить внимание участников тренинга, что режим активного слушания имеет следующие признаки: к вам подходит человек, он взволнован, у него что-то случилось он хочет рассказать вам, а вы хотите его выслушать.
III. Алгоритм записывается ведущем на доске, а участниками в тетрадях

Активное слушание Что мешает вашему собеседнику говорить

Сидеть напротив
Смотреть на собеседника
Поддакивать «угу», «да-да».
Прямой повтор слов, эхо
Уточнение деталий
Заниматься посторонним делом
Пристально смотреть в глаза
Употреблять следующие фразы: «Это у тебя от того…»
«А у меня тоже было…»
«Не переживай»
«Врешь ты все..»
«Ну и что из этого..»
«Я бы на твоем месте..»
«Давай рассуждать логически..»

Упражнение 7. «Секретный алгоритм отказов»
Цель: отработка навыков говорить «нет».
I. Участники парами расходятся по залу, договариваются о том, какая у них будет ситуация, желательно из реальной жизни (может быть, когда-то у них были проблемы чтобы отказать кому-то).
II. Один человек уговаривает другого, а тому надо отказаться. Затем они меняются ролями и обсуждают свой опыт.
III. На общем кругу два человека показывают всем свою сценку (сценку можно обсудить).
IV. Ведущий интригует участников секретным алгоритмом отказов, а затем разбирает его вместе с участниками (30минут).

ТВЕРДЫЕ ОСНОВАНИЯ
Действительно ли тебе нужно отказаться или ты кокетничаешь

Да, надо нет, может, меня уговорят

Создай себе пространство этот алгоритм тебе не подходит
(например, не сиди, если тот, кто тебя
уговаривает, стоит) и помни, ты
Имеешь право отказаться

ЯДЕРНОЕ ПОСЛАНИЕ
«Я не могу это сделать, потому что…
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА»

ПОМОГИ ТОМУ, КОМУ ОТКАЗЫВАЕШЬ,
Ведь ему сложнее, чем тебе!
«не обижайся, я правда не могу..»
Важный секрет и вся сложность отказа состоит как раз в том, чтобы найти именно главную причины отказа, т. к. если причина придумана, это легко проверить, если это не ряд главных причин, их легко разбить.
V. Те два человека, которые показывали сценку всему кругу, повторяют её, используя алгоритм и помощь ведущего группы.
VI. Группа повторяет свои сценки, используя алгоритм.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Насколько увереннее стало поведение?»
«Удалось ли найти главную причину?»
«Что нового нашли для себя?»

Упражнение 8. «Ролевая карусель»
Цель: навыки начинать, поддерживать и завершать разговор.
Участники сидят, образуя два круга, лицом друг к другу. Ведущий читает ситуацию и задание: начать разговор и вести его в течении 1 минуты. Прослушав ситуацию, внешний круг начинает разговор, а внутренний поддерживает его. Затем внешний круг перемещается на одно место вправо. Ситуация та же, но теперь разговор начинает внутренний круг, а внешний его поддерживает. Внутренний круг перемещается на одно место влево. Ведущий читает вторую ситуацию и т.д. (20 мин).
Ситуации:
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но очень долго не видели, вы рады этой встречи.
2. Перед вами не знакомый человек, познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учиться и т.д.
3. Перед вами маленький ребенок, он испугался чего-то, и вот-вот расплачется, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе, вы оглянулись и увидели пожилого человека.
5. перед вами неприятный человек, но вы в гостях у вашего общего друга, и в разговоре вам надо сохранить приличие.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какие у вас возникали ощущения?»
«Какие возникали трудности?»
«Что давалось легко?»
«Что сложно?»

Упражнение 9. "Титаник"
Цель: завершение занятий в группе
Группа делиться на две подгруппы: одна –отъезжающие, другая – провожающие. Участников просят представить что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано "ТИТАНИК"

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Основные этапы становления личности ребенка приходятся на школьные годы. Маленький человек активно познает окружающий мир, ищет место в жизни, учится различать тонкости взаимоотношений между людьми и взаимодействовать с социальной средой. Период взросления с 10 до 13 лет сам по себе таит множество проблем психологического характера, которые в школьных стенах только усугубляются. Причинами замкнутости, депрессивного неадекватного поведения могут быть:

  • низкая самооценка;
  • страх перед общением с учителями и сверстниками;
  • чрезмерные учебные нагрузки;
  • конфликты с родителями.

В результате ребенок теряет мотивацию к обучению, в некоторых ситуациях может вовсе отказаться посещать школу. В таком случае, важно не ждать, что проблемы решатся сами собой, а записаться на психологические тренинги для школьников.

Как тренинги для школьников могут помочь ребенку?

Тренинг позволяет ребенку в игровой форме проработать основные внутренние проблемы и научиться в будущем справляться с ними самостоятельно. В занятия входят:

Все это призвано помочь ребенку смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения. Занятия проводят дипломированные опытные психологи, специализирующегося на работе с детьми и их родителями.

Что ребенок получит в результате тренинга?

Перед началом занятий стоит определить проблемы, тревожащие подростка, обозначить вопросы, над которыми стоит поработать особенно внимательно. Во время тренинга, проведенного профессионалом, решается несколько важных задач, главные среди которых:

  • научить подростка справляться с внутренним волнением и стрессом, путем применения различных методик релаксации;
  • сформировать у ребенка правильную самооценку и научить адекватно оценивать свои возможности;
  • развить навыки работы в коллективе;
  • правильно мотивировать школьника на учебу.

Все навыки, приобретенные на тренинге, усваиваются ребенком в естественной игровой форме и закрепляются во время обсуждения с тренером. Они позволяют школьнику увереннее чувствовать себя на занятиях и легче справляться с учебной нагрузкой. В процессе коллективных занятий он освоит азы гармоничного взаимодействия с группой, что бесспорно пригодится ему и во взрослой жизни.

Психологический центр образования и развития «Инсайт» проводит различные тренинги для школьников, которые помогут ребятам стать более собранными и внимательными на занятиях, научиться решать конфликтные ситуации, возникающие в коллективе.

Занятия ведет подростковый психолог-консультант Ульяна Александровна Иванова .

Продолжительность тренинга: 3 часа с двумя перерывами по 10 минут.

Стоимость тренинга: 2000р.

В нашем центре проводятся тренинги профориентации школьников, которые не только позволят подросткам примерно определиться с будущей профессией, но и выявят их природные склонности и таланты. Записаться на любой тренинг вы можете у нашего администратора, заполнив специальную форму на сайте, либо позвонив по телефону. Пусть ваш ребенок будет уверен в себе!

Цель: Проведение тренинга, как средство получения участниками новой информации, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, чувств и состояний человека в определённых ситуациях.

Задачи: 1. Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.

2. Развивать способности к пониманию других.

3. Создать условия для снятия внутриличностных конфликтов и напряжений.

4. Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов в общении, анализе ситуаций.

5.Провести диагностику исходя из личного опыта участников, выделяющую ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты.

6.Создать условия для рефлексии участников обработки результатов тестирования и соотношения агрессивных детей с видами классификации нарушений поведения.

На доске написаны афоризмы: (5 мин)

Обсуждение афоризмов.

1.Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

Радищев А.Н.

2.Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все

Смайлс Самюэл

Антуан де Сент - Экзюпери

4.Уважение других дает повод для уважения себя самого.

Рене Декарт

Игра «К солнцу»

Участники встают и берутся за руки, они должны поднять руки вверх, крепче сплести их и потянутся к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца

Упражнение «Выслушай - верни».

Участники, устанавливая контакт глазами, объединяются в пары (партнер и партнер Б). Партнер рассказывает все, что он хотел бы сообщить на этот момент о себе (2 мин.). Партнер Б слушает и, по окончании отведенного времени, пересказывает все, что услышал, говоря: «Я услышал, что ты.». На «возвращение» информации партнеру Бы также отводится 2 мин. Далее партнеры меняются ролями (партнер Б рассказывает партнеру А, а партнер А пересказывает услышанную информацию партнеру Б).

Во-первых, предоставить детям возможность подумать над вопросами:

Мои одноклассники - какие они?

Какой я?

Как нам можно жить вместе?

Хорошо или плохо, что все мы такие разные?

Во-вторых - принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе.

Люблю - не люблю

Все сидящие в кругу сообщают, что они больше всего любят и что они больше всего не любят.

Обсуждение сводится к выяснению, что же любит большинство участников. Некоторые любят то, что не нравится другим. Ведущий задает вопросы типа: «Можно ли утверждать, что если ты любишь мороженое, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то плохо?»

(Пятиклассники часто повторяют высказывания предыдущих участников. В таких случаях нужно обращать на это их внимание и просить еще подумать и ответить по-своему.)

Инопланетяне-близнецы

Для проведения этого упражнения детей «наряжают» в белые простыни так, чтобы не было видно ни одежды, ни обуви. Специально оговаривается, что простыни у всех должны быть исключительно белые. На лицо надевают маску, сделанную из листа ватмана. Маски у всех должны быть одинаковыми: с прорезями для глаз и носа.

После всех приготовлений дети садятся в круг, ведущие поправляют костюмы участников. Ребят просят представить, что они на некоторое время стали жителями другой планеты. Все ее представители похожи друг на друга, как близнецы.

Затем при полной тишине дети по очереди встают со своих мест и с позиции, откуда хорошо видно весь круг участников, некоторое время осматривают «жителей планеты». Ведущий просит детей запомнить то чувство, которое они испытывают в этот момент.

Затем ведущий сообщает участникам, что у жителей планеты близнецов не только одинаковая внешность, они и мыслят и говорят одинаково. Предлагается по кругу с одинаковой интонацией сказать всем одну и ту же фразу: «Дружба начинается с улыбки».

После этого ребята снимают с себя костюмы жителей другой планеты, становятся самими собой и высказывают по кругу те ассоциации, которые у них связаны со словом «дружба».

Во время обсуждения учащиеся делятся теми чувствами, которые они испытали, когда рассматривали жителей другой планеты. Детям чаще всего бывает страшно, жутко, скучно, холодно, неинтересно. Только один ребенок из всех классов - участников тренинга сказал, что ему было очень интересно, даже захотелось остаться на этой планете, для того чтобы изучить, «как же они так могут жить?».

Дети приходят к выводу: среди одинаковых людей находиться неприятно.

После обсуждения ведущий задает ребятам провокационный вопрос: «А бывает ли в нашей жизни так, что мы не принимаем тех, кто не похож на нас, делает что-то не так, как мы это представляем?» Дети вспоминают ссоры с друзьями и подругами, ситуации, которые то и дело возникают в школьной жизни (дразнят из-за необычного имени, одежды, ответа и т.п.).

После этого упражнения в тренинге объявляется перерыв на обед и отдых. В нашем случае дети имеют возможность поиграть на улице.

Паровозики

Участники тренинга делятся на три команды и строят различные препятствия. В этом им активно помогают родители. Для сооружения препятствий используются скакалки, обручи, столы, низкие табуретки и т.п.

Команде дается задание: пройти все препятствия, не нарушая инструкции (например, обязательно наступать на табуретку двумя ногами и не отрывать рук от впереди идущего игрока). Игрокам команды предлагается посовещаться в течение одной минуты. Команда начинает выполнять упражнение с первого аккорда мелодии.

Некоторые команды не используют эту минуту. Во время обсуждения выясняется, для чего можно было ее использовать.

После того как все команды выполнят упражнение, участники вместе с ведущими разбирают ошибки и их причины:

Какой команде удалось пройти дорожку препятствий наилучшим образом?

Почему это получилось?

Какому игроку в цепочке приходилось наиболее трудно? Почему?

Нужна ли была минута на обсуждение, для чего ее можно было использовать, какая команда догадалась это сделать?

Сборщики

Для этого упражнения игрокам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке необходимо создать такую конструкцию: игрок, который окажется в центре, должен обхватить руками за талии игроков своей тройки, стоящих от него слева и справа. Крайние игроки тройки одной рукой обхватывают центрального игрока, а свободной рукой могут выполнять те или иные действия.

Суть задания состоит в том, чтобы каждая команда собрала как можно больше предметов, сваленных в кучу посреди комнаты. Обычно мы используем старые детские игрушки, пластмассовые емкости, использованные фломастеры и т.п. Если игроки разъединятся, то тройка выбывает из игры.

Тройки игроков располагаются по периметру комнаты на равном расстоянии от предметов и под музыку начинают движение.

После окончания упражнения команды подсчитывают «трофеи», ведущий записывает результаты.

Обсуждение, как правило, проходит бурно. Участникам задаются следующие вопросы:

Удовлетворены ли вы своим результатом?

Остались ли вы довольны собой, своей группой и другими группами, выполняя совместное задание?

Что вы чувствовали во время выполнения задания?

Могут ли быть недовольны вами другие команды? Почему, как вы думаете?

Начинаем обсуждение с тех групп, которые набрали самое большое количество игрушек. Как и предполагалось, они довольны и результатом, и собой, и своей группой. У ребят из групп-победительниц вызывают затруднения вопросы, касающиеся самочувствия участников из других групп. Скорее всего, в азарте они не заметили, что рядом с ними кто-то еще выполнял такое же задание. В некоторых случаях дети с упоением рассказывают, как ловко им удалось «надуть» других и в результате победить.

Когда очередь доходит до менее успешных групп, те с горечью рассказывают о своих чувствах, когда собранные ими игрушки были кем-то (они не заметили кем) украдены.

Некоторые группы относили свою «добычу» в другую комнату, но сделать им удавалось всего одну ходку, потому что по их возвращении все предметы были уже разобраны.

Каждая группа выбирала свой способ выполнения задания. Например, были такие игроки, которые ложились на пол и загребали игрушки руками, как снегоочистительная машина.

Но в процессе обсуждения участники постепенно, через обвинения, упреки и даже ругань, делают вывод о самом эффективном способе выполнения этого задания, вырабатывают правила совместной работы.

Основные правила выполнения этого задания:

Нужно договориться в группе, как встать в тройке (в центре лучше встать игроку меньшего роста);

Нужно определить место, куда складывать игрушки (это место не должно быть сильно удалено от основной кучи предметов).

Ведущий слово «договориться» выделяет как ключевое. Договариваться нужно при совместном проживании в любой группе: в классе, в семье, в лагере и т.п.

Основные правила совместной работы, сформулированные детьми: не жульничать, не воровать, позволять другому выполнять его работу.

Мой портрет в лучах солнца

Детям предлагается на листочках нарисовать солнышко, лучики которого символизируют те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем именной листочек с солнышком передается по кругу (если участников более 15 человек, то класс делится на 3-4 группы), и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики - качества, которые он видит в этом человеке.

В конце концов листочки возвращаются к авторам, и каждый комментирует те изменения, которые произошли с его солнышком. У кого-то стало значительно больше лучиков. Кого-то приятно удивило, что качество «веселый» подчеркнули все одноклассники. Кто-то не ожидал, что все в классе к нему относятся хорошо, и т.д.

Это - мы!

Последнее упражнение - кульминационное. Дети и родители надувают воздушные шарики, которые дети принесли с собой. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.

Ведущий просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем - несколько и наконец - все шарики.

Ведущий спрашивает детей: «Что у меня в руке?». Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это - мы! Это наш класс!»

Ведущий передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.

Детей просят назвать тему тренинга. Ответы могут быть разные: «играли», «знакомились», «хотели нас подружить», но, как правило, бывает несколько ответов, очень близких к названию нашего тренинга: «Я не такой, как ты, и все мы разные».

Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я».

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

Формировать навыки взаимоуважения;

Формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

Способствовать выработке адекватной самооценки;

Формировать навыки общения без оценок.

Упражнение «Ожидание»

Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

Игра-разминка "Эмоции и ситуации»

Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

Материал: мяч.

Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

Упражнение «Репортер»

Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

Обсуждение:

Трудно было говорить о себе?

Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он - другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т.д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

Упражнение «Я - уверенный человек»

Цель: содействие умению формировать желаемые черты характера, поддержка желание к самосовершенствованию. Участники по очереди называют время года и соответственно объединяются в четыре группы. Каждая подгруппа получает правило (и должна его изобразить) формирование личности на листе А4 в свободной форме.

Правило 1

Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в лучшем виде. В течение дня старайтесь заглянуть в зеркало, чтобы убедиться, что у вас привлекательный вид. Перед сном похвалите себя. Вы-лучший.

Правило 2

Не обостряйте внимание на своих недостатках. Они есть у всех. Ведь большинство людей либо не замечает, или не знает, что они у вас есть. Чем меньше вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.

Правило 3

Не будьте слишком критичны к другим. Если вы часто подчеркиваете пороки других людей, и такая критичность стала для вас привычкой-от нее нужно как можно скорее избавиться. Иначе вы будете думать, что ваша одежда и вид-лучшее основание для критики. Уверенности это не прибавляет.

Правило 4

Помните, что людям больше всего нравятся слушатели. Вам не обязательно говорить много остроумных реплик, чтобы привлечь внимание и вызвать привязанность. Слушайте внимательно других, и они будут уважать вас. Говорите в основном на тему, приятную для вашего собеседника, интересуйтесь его делами и проявляйте искренний интерес к его увлечениям. После окончания подготовки каждая подгруппа представляет свое правило. Участники обмениваются мнениями о том, насколько эти правила характерны для них.

Упражнение «Закончите фразу»

Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:

Сегодня я узнал о том, что я.

Мне было приятно, когда.

Упражнение «Цветок пожеланий»

Цель: релаксация.

Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю.». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.

Упражнение «Я тебя прощаю»

Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Что было самым трудным?

Упражнение «Почтенный стул»

Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.

Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».

Упражнение «Сила дыхания»

Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете

воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

Упражнение «Пословицы»

Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.

Как вы понимаете такие утверждения?

Дерево крепкое корнями, а человек - друзьями.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Птичка красна перьями, а человек - своим знанием.

Берись дружно - не будет трудно.

Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

Ведущий предлагает обсудить пословицы.

Упражнение «Ситуации»

Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.

Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):

Карточка 1. Друг заболел;

Карточку 3. Друг получил плохую оценку;

Карта 4. Кто-то позвонил;

Карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;

Карточка 7. Тебя пригласили в гости;

Карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;

Карточку 10. Друг толкнул тебя;

Карточку 11. Ты заходишь в класс;

Карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;

Карточку 13. Вы встретились после разлуки;

Карточку 14. Сосед тебя обидел;

Карточку 15. Ты утешаешь друга.

Притча Долина и песок.

Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:

Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?

Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала.

Обсуждение:

Как вы думаете, что сказала девочка?

Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

На доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что.».

Обсуждение:

Какие ощущения вызвало упражнение?

Прощание

Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.



Поделиться