Рабочее время а также. Режим рабочего времени: что нужно знать работодателю

Добрый день, уважаемые коллеги!

Аттестация педагога – это один из поводов для осмысления и систематизации опыта работы.

    Слайд 2.

Наиболее приемлемой ее формой считаю защиту педагогического портфолио, которое всесторонне раскрывает систему работы в аттестационный период.

    Слайд 3.

Мое портфолио содержит анализ и результаты деятельности за один отработанный 2013-2014 учебный год в МКОУ ГСОШ Тазовского района ЯНАО и за 2009-2010, 2011-2012 учебные года в БОУ «Соускановская ООШ» Тарского района, Омской области. Данные материалы не использовались во время предыдущей аттестации.

    Слайд 4.

Не знаю, как давно я поняла, что моя профессия – это дело всей моей жизни. Поначалу было немного трудно. Отсутствие прочной воспитательной концепции не только в школе, но и в стране, изменившаяся социокультурная среда, отсутствие практических навыков, опыта – все это привело к некоему моральному неудовлетворению. Но, несмотря на трудности, сил придавало непосредственное общение с детьми, раскрытие их талантов, совместный рост и развитие.

    Слайд 5.

Дети помогали мне осознать сущность профессии. Глядя на них, я понимала, что не зря ступила на эту нелегкую тропу. Все мы знаем, что профессия учителя – одна из самых трудных.

    Слайд 6.

Так часто мы сталкиваемся с несправедливостью, социальным унижением, непониманием окружающих. Но теперь я точно уверена в том, что я не напрасно перешагнула порог школы февральским утром 1999 года.

    Слайд 7.

Мою педагогическую концепцию очень сложно отделить от жизненной. Я и сама порой не могу определить, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Или это жизнь так органично вплетается в мою работу? Но тем не менее это факт: их нельзя разделять.

    Слайд 8.

На протяжении всех лет работы в школе у меня формировалась определенная внутренняя концепция. Во-первых, я живу под девизом: н а месте не надо стоять никогда - работать, творить и учиться всегда!

    Слайд 9.

Принципы жизни:

    Век живи – век учись

    Приноси людям пользу

    Будь социально-активной

    Занимайся творчеством

    Люби свою Родину

    Слайд 10.

Школа – это ствол моей жизни, она формирует распорядок нашей жизни, график труда и отдыха. Это основа, стержень, образ мыслей. Именно в школе мы проводим большую часть времени, это наш второй дом!

    Слайд 11.

Несмотря на то, что я очень дорожу своей профессией, самое главное в жизни для меня – это семья. Очень многое из семейных ценностей помогает в работе учителя. На примере собственной семьи можно воспитывать любовь к близким, прививать уважительное отношение к семье, браку как социально-важным элементам общества. Это еще одно подтверждение неразрывности жизни и профессии.

    Слайд 12.

В связи с введением ФГОС второго поколения, существенно изменились требования к организации учебно-воспитательного процесса.

Основная задача современной школы – перевод учащегося в режим саморазвития. Она требует принципиальных изменений в деятельности педагога, реализующего ФГОС. В данных условиях многие учителя-словесники столкнулись со следующими вопросами: Как работать по-новому?

    Слайд 13.

Как сохранить собственное лицо и учесть при этом требования ФГОС? Выявилось и отсутствие четкого понимания того, как организовать деятельность учителя русского языка и литературы. Р усский язык и литература среди других школьных предметов занимают уникальное место , ведь их задача – обеспечить речевое развитие учащихся.

    Слайд 14.

В требованиях ФГОС сформулированы новые профессиональные задачи учителя – словесника в условиях внедрения ФГОС основного общего образования.

Духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием ФГОС , а предметы филологического цикла обладают огромным воспитательным потенциалом. Таким образом, в условиях современного образования роль учителя-словесника значительно возрастает.

    Слайд 15.

Словесник должен стать носителем духовно-нравственных основ воспитания, сформировать представления о базовых национальных ценностях российского общества.

    Слайд 16. Цель.

Формировался этот подход в моей работе задолго до внедрения ФГОС.

Национально-патриотическое воспитание призвано формировать в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ.

    Слайд 17. Задачи.

В связи с переездом на новое место работы, мною было проведено наблюдение и сделаны выводы об актуальности моей концепции в многонациональном селе в условиях Крайнего Севера. При всем многообразии культур и наций, объединенных Российской территорией, при всем уважении и бережном отношении к самобытности каждой народности, населяющей нашу страну, в последнее время также актуально понятие единой отечественной культуры , в основе которой заложены традиции русского народа.

    Слайд 18.

Необходимо сформировать у детей представление о главных ценностях отечественной культуры, цивилизации, развивать единое социокультурное пространство России.

Уверена, что преподаватель русского языка и литературы способен организовать такую систему работы, которая обеспечила бы достижение высшей цели образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.

    Слайд 19.

В соответствие с требованиями ФГОС обучение, развитие и воспитание обучающихся осуществляется в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

    Слайд 19.

Структура моей педагогической деятельности представляет собой единую систему уклада жизни, все звенья этой цепи очень прочно переплетаются между собой, имеют единую цель и общие задачи для ее достижения.

Обновление системы работы словесника – процесс длительный и непростой. Решаю эту задачу через следующие направления:

    систему непрерывного повышения квалификации (курсы и межкурсовой период);

    изучение опыта работы учителей, работающих по новым стандартам ;

    самообразование.

    Слайд 21.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Стараюсь включать в урок 6 основных этапов.

    Слайд 22.

Стараюсь соблюдать требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как возможности класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

    Слайд 23.

Стараюсь на каждом занятии усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Слайд 24.

В своей работе уделяю большое внимание развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы. На уроках применяю различные технологии обучения:

    Слайд 25.

При построении урока чаще всего применяю технологию развития критического мышления , считаю, что она наиболее приближена к системно-деятельностной парадигме. Активно изучаю (системно-деятельностный) компетентностный подход в обучении.

    Слайд 26. УУД.

Успех в работе с детьми по формированию УУД зависит также и от выбора УМК. На данный момент использую УМК следующих авторов. Современные издания этих авторов, по их утверждению, соответствуют требованиям ФГОС.

    Слайд 27. 5б.

Следует отметить, что далеко не каждый мой ученик на данном этапе способен работать в рамках системно-деятельностного подхода, ведь эти учащиеся не обучались в НШ в соответствии с требованиями ФГОС, а перешли на них только на ступени ООО. Не многие ребята способны к самоорганизации, целеполаганию. Стараюсь организовать урок таким образом, чтобы каждый принял участие в открытии нового знания, создаю ситуации успеха.

    Слайд 28. 6б.

Необходимо работать над повышением языковой грамотности, используя разнообразные формы: изучение программного материала, проведение конкурсов, олимпиад, викторин, нетрадиционных уроков по предмету. Уделять внимание вдумчивому чтению заданий, развитию самостоятельности, логического и критического мышления.

    Слайд 29. Качество.

Несмотря на все трудности, наблюдается положительная динамика результатов моей педагогической деятельности. В течение многих лет особое внимание уделяю работе со слабоуспевающими. У учащихся имеются индивидуальные тетради отработок пропущенных тем, налажено взаимодействие с другими учителями-предметниками.

    Слайд 30. КРО.

Особое внимание следует уделить работе в классах КРО. В прошлом не имела опыта работы в классах данного вида, поэтому много времени уделила вопросам самообразования по этой теме. Обращаюсь за помощью к более опытным педагогам, администрации. В дальнейшем планирую прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению.

    Слайд 31.

В этом году планирую проведение занятий школьного факультатива по русскому языку в 7б классе «Лингвистическая лаборатория». В среднем звене основная задача подобных занятий - развитие ключевых лингвистических компетенций учащихся, повышение познавательной активности, интереса к предмету, получение основ научно-исследовательской деятельности.

    Слайд 32.

С этого учебного года в 5-6 классах веду элективный курс «Социокультурные истоки», целью которого является приобщение учащихся к истокам отечественной культуры. В содержании курса присутствует не только общекультурный аспект, но и лингвистические, литературоведческие темы занятий.

    Слайд 33. Внеурочная деятельность.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

    Слайд 34. НИД.

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся связана с изучением лексики русского языка. Имеется опыт работы по следующим темам: «Диалектная лексика русскоязычного поселения», «Просторечия в речи жителей села», «Жаргонизмы в речи школьников и студентов».

    Слайд 35. Еж.

Творческая деятельность заключается в у частии в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, интернет-проектах.

    Слайд 36. Я помню…

Традиционно провожу акции: День русской словесности, Неделя русского языка, конкурсы сочинений, чтецов и др.),

    Слайд 37. Чтобы помнили.

Провожу «Нескучные уроки»: праздники русского языка, дискуссии, фестивали, нетрадиционные уроки, утренники.

    Слайд 38. УрФО.

Цель данных занятий – показать значение, характер и функции великого русского языка, обратить особое внимание на связующую роль русского языка, помогающую формировать взаимоуважение культур и языков.

    Слайд 39. Родное слово.

В работе с творческими конкурсами и проектами отдаю предпочтение научно-познавательным, развивающим, требующим от учащихся не просто в форме теста, среза, олимпиады показать имеющиеся знания по предмету, а приложить усилие для создания некоего творческого продукта.

    Слайд 40. Пушкиниана.

Примером такого проекта может быть сетевой научно-познавательный проект «Пушкиниана», в котором мы с ребятами Соускановской школы в 2009 году принимали активное участие.

    Слайд 41. Грамотей.

Считаю, что подобные телекоммуникационные проекты имеют большое значение в развитие навыков познавательной, творческой деятельности учащихся.

    Слайд 42. Эдукон.

Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Слайд 43. Лингвисты.

В течение аттестационного периода руководила двумя кружками: «Лингвисты» и «Культура русского народа». Любовь к родному языку – черта нравственного облика человека. Мы считаем, что «народная речь» представляет огромный интерес для исследователей русского языка, ведь, по словам М.Горького «язык создается народом».

    Слайд 44. Лексика.

Именно с этой целью был организован кружок «Лингвисты». Диалектизмы, просторечия и другие речевые явления - неотъемлемая часть жизни русского народа, заслуживающая изучения и сохранения.

По каждой из данных тем мы писали научные работы учащихся. Есть выходы на районные уровни.

    Слайд 45. НПК.

У ребят начал формироваться познавательный интерес к русскому языку как к предмету. Но самое главное, у них воспитывается любовь к родному языку, интерес к его истории. А это значит, что дети любят не только язык своего народа, но и искренне любят свою Родину.

    Слайд 46. Поступившие.

Они понимают, что их скромный вклад в сохранение истории маленького уголка России послужит делу сохранения истории всей страны. Работа кружка «Лингвисты» - важное звено в деле национально-патриотического воспитания!

    Слайд 47. Кружок.

Несколько лет вела кружок «Культура русского народа».

Традиционная народная культура, дает нам бесценный народный опыт миропонимания и закладывает основу для решения ребенком важных жизненных вопросов. Дети учатся проектировать свое будущее – семейное и гражданское, ощущая себя носителем духовно-нравственного потенциала народа.

В течение 2013-2014 учебного года мною был сделан вывод об актуальности внедрения данной программы в УВП школы. Переезд в условия Крайнего Севера не разрушил концепции работы педагога, а, напротив, показал, насколько важно использовать данный опыт в северной школе. Большинство ребят даже не представляют, как растет хлеб, не видели пашню. Наша задача – сформировать представление об историко-культурном наследии русского народа.

    Слайд 48. Знать.

Деятельность членов объединения строится по 3 разделам:

В основном знакомство происходит с миром русской деревни на временном срезе 18-начала 20 века. Именно этот исторический период наиболее доступен для изучения и характеризуется сложившимся укладом жизни, обычаями, традициями, обрядами, насчитывающими сотни лет. Многие из них сохранились до наших дней.

    Слайд 49. Уметь.

Программа восстанавливает утраченные исторические связи, возвращая логику различным формам современного этикета и традициям. Стараюсь также включить в содержание работы объединения занятия, направленные на формирование филологических компетенций.

    Слайд 50. Действовать.

Воспитанники учатся общаться с людьми, систематизировать и обобщать материал, выступать на сцене с песнями, играми, сценками, композициями, плясками. Деятельность объединения основана на традициях русской народной культуры. Однако мы не ограничиваемся рамками только этого направления и ведем постоянную пропаганду достижений науки, техники, литературы, искусства вне зависимости от культурной или национальной принадлежности авторов открытий.

    Слайд 51. Творчество.

Кроме того деятельность кружковцев заключается в написании сочинений, участии в художественных, литературных конкурсах. Здесь же мы занимаемся традиционными народными промыслами, так как это неотъемлемая часть русской культуры и отличный способ сменить деятельность, отдохнуть. В последнее время очень популярна компьютерная графика, создание мультимедийных презентаций и фотографий о родном крае.

    Слайд 52. Музей.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Являюсь инициатором создания и руководителем музейной комнаты «Русская старина», однако статус музея пока получить не удалось, так как не было достаточного количества экспонатов для регистрации.

    Слайд 53. Музей 2.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Планирую в новых условиях продолжить работу по формированию музейной экспозиции.

    Слайд 54. Классное руководство.

В течение аттестационного периода я два учебных года выполняла функции классного руководителя: являлась классным руководителем 5 класса в 2009-2010 учебном году в МОУ «Соускановская ООШ» и 6б класса в МКОУ ГСОШ в 2013-2014 учебном году.

    Слайд 55. Соусканово.

Во время работы в Соускановской школе как классный руководитель использовала различные формы и методы работы, способствующие достижению максимального результата в деле воспитания школьников. Концепция воспитательной работы в классе строилась на общечеловеческих ценностях, православных народных традициях.

    Слайд 56. Соусканово 2.

Целью данной системы являлось формирование гражданственности, патриотизма, чувства уважения к законам государства, готовности выполнять их, умения владеть и распоряжаться собой.

    Слайд 57. Соусканово. Родители.

Семья и школа – равноправные партнеры в деле воспитания подрастающего поколения. Именно их взаимодействие способствует достижению наиболее высоких результатов в этой области. Помня об этом, старалась привлекать родителей, других членов семьи к работе школы на различных этапах учебно-воспитательного процесса.

    Слайд 58. МКОУ ГСОШ 6б.

Во время работы в МКОУ ГСОШ в качестве классного руководителя я сохранила основные положения моей концепции учебно-воспитательной работы – воспитание подрастающего поколения на основе национального воспитательного идеала.

    Слайд 59. МКОУ ГСОШ 6б.

Основными ценностными приоритетами класса является: Учеба, Спорт, Внеурочная деятельность

    Слайд 60. МКОУ ГСОШ. Родители.

Сохранился и подход к вовлечению родителей в учебно-воспитательную деятельность класса. Сейчас родители – активные участники многих мероприятий, соратники и единомышленники.

    Слайд 61. МКОУ ГСОШ. 6б.

Стараюсь привлекать ребят к подготовке мероприятий, развиваю ответственность, самостоятельность, умение работать с информацией. Развиваю у воспитанников навыки публичных выступлений.

    Слайд 62. МКОУ ГСОШ. 6б.

Ребята моего класса – активные участники многих общешкольных мероприятий: «Посвящение в пятиклассники», «Новый год» , «Чтобы помнили», «День здоровья», «Олимпийские веселые старты», «Конкурс классных уголков, «Новогодний класс», «Зарница», «За честь школы» и других.

    Слайд 63. МКОУ ГСОШ. 6б.

Яптунай Никита стал обладателем стипендии Главы района «Будущее Тасу’ Ява” в номинации «Спортсмен года».

За прошлый год удалось провести множество разнообразных по форме, направлению мероприятий. Старались посещать классом и сельские мероприятия. Посетили спектакль «Город дураков», множество концертов, выставок.

    Слайд 64. МКОУ ГСОШ. 6б.

Необходимо в - дальнейшем работать над развитием коммуникативных навыков, творческих способностей. По вопросам развития творческих способностей учащихся выступала на МО классных руководителей в январе 2014 года по теме « Развитие творческих способностей и социальной активности учащихся на личном примере». Мастер класс «Канзаши».

    Слайд 65. МКОУ ГСОШ. 6б.

Среди показателей духовно-нравственного развития можно уже отметить рост личных достижений обучающихся и рост социальной активности.

Планирую мероприятия, направленные на дальнейшую профессиональную ориентацию, стремление к успешности, активной жизненной позиции.

    Слайд 66. Общественно значимая деятельность.

Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать в новом веке. Для села наибольшую ценность представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду.

    Слайд 67. Семья.

Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно-нравственных ценностей.

Необходимо усилие школы и сельских организаций в восстановлении семейных традиций, возрождении семьи с трудовыми традициями.

    Слайд 68.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс. В условиях сельской местности школа становится центром такого комплекса, работа которого направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

    Слайд 69. Соцветие.

По словам А. Шопенгауэра «отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сотрудничестве с другими он может сделать многое». Примером взаимодействия школы, семьи и общественности может послужить комплексная программа «Соцветие» по оздоровлению, отдыху и трудоустройству детей, подростков и молодежи на территории Соускановского сельского поселения, автором которой я являюсь. Только совместными усилиями школы, семьи и других социальных институтов можно добиться успеха в воспитании детей. В единстве – сила!

    Слайд 70. Лидер.

Еще одним общественно значимым проектом, соавтором которого я являюсь, является спортивно-патриотический клуб «Лидер». Именно в единстве мы видим дальнейшее будущее наше страны. Мы – патриоты своей Родины. Мы уверены, что деятельность спортивно-патриотического клуба, несущего здоровые национальные идеи - положительный пример социальной активности и потребности в здоровом образе жизни. За нами – будущее!

    Слайд 71. Досуг.

Помимо реализации комплексных программ и общественно значимых проектов много лет принимаю участие в сельской самодеятельности. На общественных началах провожу субботники, акции, сельские мероприятия.

В 2012 году являлась редактором газеты «Сельский калейдоскоп».

С 2010 года являюсь депутатом Соускановского сельского поселения.

Именно социально-полезный досуг приносит огромное моральное удовлетворение. Здесь также прослеживается взаимосвязь жизненной и педагогической концепций. Личным примером я приучаю детей к творчеству, социальной активности, служению селу, Родине, народу.

    Слайд 71. Досуг.

Считаю, что только активный педагог способен разбудить в детях стремление к бескорыстному служению Отечеству.

    Слайд 72. СДК.

Во время работы в БОУ «Соускановская основная общеобразовательная школа» руководила МО классных руководителей, входила в состав творческой группы по внедрению технологии развития критического мышления, творческой группы по разработке макета портфолио, написанию ООП НОО, ООП ООО. Являлась активным участником и организатором многих семинаров.

    Слайд 73. НМР.

На протяжении нескольких лет, как педагог пилотной школы, являлась участником регионального ИнКО «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС». Материалы технических заданий неоднократно отправлялись на Межрегиональные научно-практические конференции в Омск, БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». 2010 - 2012 г.

    Слайд 74. НМР.

Я вляюсь автором Программы духовно-нравственного развития младших школьников «Мы-россияне», разработанной в рамках введения ФГОС. Соускановская школа и сейчас работает по данным программам, опыт воспитания и социализации учащихся был представлен на многих областных и всероссийских конкурсах.

    Слайд 75. НМР.

В 2012 году, на этапе введения ФГОС ООО в пилотных школах, работала в 5 классе. В 2013-2014 учебном году - в 5б классе МКОУ ГСОШ. В этом учебном году преподавание по новым стандартам продолжаю в 6б классе.

    Слайд 76. НМР.

Соускановская школа и сейчас работает по данным программам, опыт воспитания и социализации учащихся был представлен руководителем на многих областных и всероссийских конкурсах.

    Слайд 77. Печатные работы.

Имею публикации по проблемам обучения, развития, воспитания детей.

Принимала участие в проведении мастер-классов, творческих отчётов,

«круглых столов», конференций, стажировок различных уровней.

    Слайд 78. Конкурсы.

В этом учебном году выступала с докладом на районной педагогической конференции в рамках секции «Учителя русского языка и литературы» по теме «Система работы учителя-словесника в условиях внедрения ФГОС».

    Слайд 79. Самообразование.

Во время аттестационного периода повышала своё профессиональное мастерство через различные виды деятельности.

Таким образом, обучение, развитие и воспитание обучающихся в аттестационный период осуществлялось в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Деятельность всех составляющих учебно-воспитательного процесса осуществлялась на основе русской национальной культуры, система работы была направлена на достижение высшей цели образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. Имеются положительные результаты деятельности в аттестационный период: повышение качества обучения, уровня мотивации, рост личных достижений педагога и учащихся, развитие социальной активности участников УВП.

    Слайд 80. Планы.

В будущем планирую особое внимание уделить следующим направлениям саморазвития. Я уверена в том, что увлеченный человек, любящий свою профессию, способен повести за собой детей, раскрыть им мир своего предмета с интересной стороны, помочь им окунуться в мир знаний, увлечений, науки, культуры и искусства.

    Слайд 81. Учебно-материальная база.

Таким образом, моя жизнь представляет собой цветную карусель из уроков, общения с детьми, внеклассных и общешкольных, сельских, районных мероприятий, семейных дел, общественных поручений.

    Слайды 82-85.

Порой кажется, что ты устал от этой круговерти, хочется остановиться, слезть с этого круга. Но только жизнь начинает сбавлять обороты, становится мучительно грустно и пусто. Словно живешь не в полную силу, словно что-то забыл, кому-то что-то не додал. И понимаешь, что ты не можешь жить без этого, что ты – учитель, друг, и наставник, и пример, и помощник. Профессию учителя не оставишь за закрытой дверью школы, не снимешь вместе с пальто. Потому что это – образ жизни, мыслей. Знать, думать, мечтать – все в этом!

Спасибо за внимание!

ЗАДАНИЕ № К 4: Соберите, оформите и представьте портфолио Тип портфолио: портфолио смешанного типа Проверяемые результаты обучения: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Основные требования Требования к структуре и оформлению портфолио:
  1. титульный лист – включает в себя: наименование образовательного учреждения, фото, ФИО, дата рождения, № группы, код и наименование специальности, ФИО мастера производственного обучения.
  2. «Визитная карточка» - может быть представлена посредством автобиографии, личных фото, видео, поставленных целей и самоанализа достижений;
  3. «Раздел 1. Документы» - материалы участия в профориентационной работе, профильном дополнительном образовании, конкурсах профессионального мастерства (грамоты, дипломы), в семинарах, конференциях и других мероприятиях на различном уровне; удостоверения об обучении по дополнительным профессиональным образовательным программам; справка с места работы; документы, подтверждающие участие в военных сборах, военно-патриотических и спортивных мероприятиях (для юношей), копия военного билета (подтверждающего прохождение службы в вооруженных силах РФ).
  4. «Раздел 2. Работы» - отчет по производственной практике (по профилю специальности), курсовой проект по МДК, работы выполнении как задания внеаудиторной самостоятельной работы в ходе изучения МДК;
  5. «Раздел3. Отзывы» - аттестационный лист с места производственной практики (по профилю специальности), характеристика мастера п/о и преподавателей на различные виды деятельности обучающегося.
При оформлении портфолио следует соблюдать следующие требования: · наличие всех разделов, аккуратность, эстетичность и самостоятельность оформления портфолио; · достоверность сведений портфолио; · высокое качество фото и видео документов; · соответствие стиля оформления содержанию портфолио; · логичность и лаконичность письменных пояснений, завершенность. Портфолио может быть оформлено в электронном виде. Требования к презентации и защите портфолио: Защита портфолио проводится в качестве дополнительного свидетельства (при наличии фактов неправильных ответов или недостаточных по объему и содержанию и наличии ошибок при выполнении ситуационных заданий) публично на экзамене квалификационном: 1. Презентация портфолио (3-5 мин.) 2. Ответ на вопросы по существу представленных документов. (не более 5-7 вопросов) 3 Обсуждение результатов защиты членами экзаменационной комиссии. 4. Доведение до экзаменуемого выводов и рекомендаций членов экзаменационной комиссии. Портфолио представляется экзаменуемым в экзаменационную комиссию перед началом экзамена (квалификационного). Члены экзаменационной комиссии рассматривают представленные материалы и знакомятся с рецензией, подписанной заведующим отделением, в которой подтверждается соответствие представленного материала требованиям оценки результатов освоения профессионального модуля: - полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности студента; - положительные стороны и недостатки в профессиональной деятельности; - оценка работы; - другие вопросы по усмотрению рецензента. На презентацию студент выходит с кратким устным комментарием по содержанию портфолио. Для презентации портфолио студенту отводится 3-5 минут. В ходе презентации экзаменуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности, в короткое время представить основные результаты проделанной работы за весь период обучения. Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям: - соответствие содержания презентации содержанию портфолио; - выделение основных результатов профессиональной деятельности; - качество изложения материала. Оценка представленного портфолио производится экзаменационной комиссией в бинарным способом («+» или «-»).

Учитель начальной школы

МАОУ «СОШ № 77» г. Перми

Зайдулина Гузалия Набиуллаевна

ФГОС НОО и портфолио первоклассника

Организация работы учащихся с портфолио в 1 классе.

С чего начать? Попросить родителей закупить папки с определённым количеством файлов или сказать ребятам, чтобы завтра принесли из дома папку? Современные родители не поймут учителя. Поэтому самым важным, на мой взгляд, является на первом этапе ознакомление родителей с «Положением о Портфолио». На родительском собрании рассказываю о целях, задачах, технологи ведения портфолио согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Сообщаю о том, что «Портфолио – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения учеников в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд), также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющие:

    поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

    формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

    формировать умение и навыки учиться – ставить цели, планировать и организовывать, корректировать и рефлексировать собственную учебную деятельность;

    укреплять взаимодействие с семьёй ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребёнка и совместной деятельности с учебным заведением.

Родителям необходимо знать, что ведение портфолио в начальной школе может повысить образовательную активность их детей, уровень осознания ими своих целей, возможностей и проследить индивидуальный прогресс учащегося, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников. В составлении портфолио – важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

На мой взгляд, одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, ребёнком и педагогом, потому что:

    портфолио для родителей – это возможность видеть рост своего ребёнка, развитие в интеллектуальном плане и творчестве;

    портфолио для ребёнка: свидетельство об активности ребёнка в разных видах деятельности в школе и за её пределами; возможность самостоятельно работать с документацией и развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства; инструмент развития самооценки, самоконтроля; умение рефлексировать свои достижения и успехи;

    портфолио для администрации – внутренняя и внешняя проверка достижений учителя и учащихся;

    портфолио для учителя: контроль над развитием и ростом ученика;

инструмент формирования регулятивных и личностных УУД; возможность отслеживать уровень достижения каждого ребёнка; показатель того, что ребёнок серьёзно увлечён движением вперёд, радуется своим победам. Работа по технологии портфолио позволяет учителю: оценить уровень самостоятельности детей; выявить проблемы в формировании у них самооценки; определить преобладающую мотивацию ребёнка; оценить уровень владения умения и навыками.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению. Портфолио представляет собой одновременно форму, организацию, процесс и технологию работы учащихся с продуктами их собственной деятельности (творческой, исследовательской, проектной), предназначенными для анализа, презентации, оценки и осознания ими результатов своей деятельности.

Самым сложным этапом является знакомство детей с лексическим значением слова «Портфолио» и организацией заполнения вкладышей («Титульный лист», «Содержание» и т.д.)

Первый раздел – ознакомительный, в котором ребёнок рассказывает о себе. «Мой портрет», небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Список долгосрочных и краткосрочных планов учёбы. Вложен безопасный маршрут «Дом – школа – дом». На этот раздел уходит не так много времени. В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику оказывают родители. Во время внеурочной деятельности оформляем первый в жизни первоклассника лист – рефлексии с целями и учебными задачами на этот учебный год.

Второй раздел «Портфолио документов и работ» (Официальные документы, творческие работы, памятки, полезная информация). В этом разделе заголовки вкладышей посвящены конкретному школьному предмету. Второй раздел включает в себя достижения и успехи ребёнка за данный год обучения, заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов. В состав портфолио каждого ребёнка могут входить: подборка работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, глубину знаний; материалы стартовой диагностики, результаты тематического и итогового тестирования, результаты комплексных итоговых работ.

Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. По окончании праздников ребята оформляют отзыв о нём, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

В разделе «Мои достижения» размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Всё располагается в хронологическом порядке. В портфолио могут результаты, достигнутые учащимися не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, оздоровительной, трудовой деятельности. Совокупность всех материалов позволяет дать объективное, целостное представление об основных достижениях, продвижении во всех значимых аспектах обучения в начальной школе, характеризовать ребёнка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.

На первых этапах в сентябре, практически без помощи родителей, приходится много сил и времени уделять обучению, алгоритму заполнения портфолио. Когда этот алгоритм освоен всеми (примерно через 1-2 месяца), его использование значительно повышает эффективность работы учеников самостоятельно. Учащимся достаточно несколько минут, чтобы оформить лист – рефлексии для определённой работы, занести её в необходимый файл и поставить отметку в чек – листе.

Портфолио хранится в классе на видном и доступном месте, учащийся в любое свободное время может его взять и заполнить. Пополнять содержимое портфолио и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Я же обучаю порядку пополнения портфолио. Важно, что ученик не просто выбирает какую – то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Так, например, если выполнена объёмная работа (поделка), то учащийся может поместить её фотографию.

Необходимо с самого начала построить работу таким образом, чтобы ребёнок сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно произойдёт осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений (количество работ вложенных учащимися 1 класса должно быть не менее двух по предмету за четверть).

В конце года обучения производится анализ личных достижений обучающегося во время трёхсторонней конференции. К данному мероприятию готовимся заранее. Учимся с детьми презентовать своё Портфолио, отвечать на вопросы. Готовимся и с родителями к данному образовательному событию. На собрании информирую их как всё, будет происходить, в чём заключается их функция (активного слушателя, который интересуется всем и задаёт вопросы)

Критерии оценки портфолио определяются индивидуально: творчество; факторы, отражающие развитие ребёнка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материал. Важно напоминать учащимся девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио как инновационный продукт носит системный характер!

Как составить Портфолио ученика?


Портфолио для школьника .

    папка-регистратор,

    файлы… нет, не правильно, мно-о-о-го файлов,

    бумага А4,

    цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком),

    принтер,

    ну и, конечно же, терпение и время.

Задача родителей - помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:



    Титульный лист портфолио ученика

На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.

    Содержание – на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

    Раздел - Мой мир :

В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:

Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.

Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.

Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.

Мой город (Я живу) - в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.

Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.

Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.

Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.


    Раздел - Моя школа :

Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.

Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.

Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).

Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.

Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.

Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.


    Раздел - Мои успехи :

Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы - самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.

Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).

Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.

Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.

Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок

Табель успеваемости за учебный год


Защита портфолио происходит в устной форме и сопровождается демонстрацией выбранных работ. Выступление должно отражать понимание сущности каждого тематического блока.

Краткая характеристика работы должна быть дополнена ясными, педагогически обоснованными аргументами выбора.

При подготовке к экзамену в форме защиты портфолио можно воспользоваться пособием Е.И.Зариповой, Е.Н.Котенко «Аутентичное оценивание. Технология портфолио» (Омск, 2006), в котором представлены образцы портфолио, выполненные студентами ОмГПУ.

4.Экзамен по билетам

В каждом билете 3 вопроса:

1. На знание понятийного и фактического материала (по материалам лекций)

2. Вопрос проблемного характера, который требует осмысленной переработки информации и убедительного представления её в диалоге с преподавателем.

3. Защита реферата.

Вопросы для повторения курса “Практическая педагогика”

    Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология и логика практической педагогической деятельности. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Типы педагогических задач в практической педагогической деятельности. Технологии решения педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций как подготовка решению учебных и воспитательных задач. Педагогическое проектирование.

    Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Организация информационного обмена в образовательном процессе между всеми его субъектами. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Тренинг педагогических умений и развитие стиля педагогической деятельности. Профессиональные объединения и команды педагогов. Социально-ролевые модели педагогической деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.

    Современные педагогические технологии. Технологии обучения, их виды. Конструирование содержания образования. Конструирование методов обучения и воспитания. Технологии проектирования воспитательной системы. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач.

    Организация работы педагога с коллективом. Педагогическое руководство, управление и сотрудничество в работе с детским и юношеским коллективом в современной социальной ситуации. Методика воспитательной работы с детьми.

    Образовательное учреждение как субъект и объект управления. Роль личности руководителя в управлении. Управление персоналом. Управление развитием образовательного учреждения. Аттестация педагогических кадров.

    Стиль педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное мышление педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Оценка и самооценка процесса и результата педагогической деятельности. Оценка выбора решения педагогических задач. Педагогическая и профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога. Анализ результатов, оценка и коррекция в педагогическом процессе.



Поделиться