Рекламные слоганы маяковского. Анализ «Хозяйственных агиток» как нового жанра торгово-промышленной рекламы

Вроде бы все знают талантливого поэта-футуриста Владимира Маяковского , многие помнят фотографа Александра Родченко . Именно они были первыми советскими рекламщиками.
Представьте, что сегодня поэту Дмитрию Быкову предложили написать стихи к рекламному ролику быстрорастворимой лапши, снятому Тимуром Бекмамбетовым. Взрыв? Тогда, в 1920-е гг., творческий союз Родченко с Маяковским был такой же ядерной смесью.

Главным рекламодателем, начиная с 1921 г. -– времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т.д.,т. д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Иностранные компании и частные фирмы все еще пользовались дореволюционными инструментами рекламы. Имея в своем арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в борьбу с конкурентами и не прогадало.

Вот что писал в своих воспоминаниях А. Родченко о работе с Маяковским:

Еще в годы работы в «Окнах РОСТА» Владимир Маяковский писал тексты для политических плакатов, в том числе совместно с дизайнером, фотографом и художником Александром Родченко. За десятилетие они определили лицо советской рекламы, выполняли заказы крупных торговых предприятий – создавали вывески и журнальные рисунки, рекламу для витрин и плакаты.

Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается уменье и сила нашей агитации. Буржуазия знает силу рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать. Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой «буржуазной штучке». При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Здесь еще мы щенки. Надо поучиться. Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т. д. Но до чего это неумело. Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»: «Московское коммунальное хозяйство извещает...» «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...», «Уполномоченный доводит до сведения...», «Правление «Боркомбинат» извещает», и т. д. и т. д. до бесконечности. Какая канцелярщина - извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!

Вспоминается европейская реклама. Напр., какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, - бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.
Вот это реклама! Такую не забудешь.

«Реклам-конструкторы» -– так подписывались на плакатах художники-авангардисты. У каждого из участников тандема были свои фунции -– Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации.
Причем у обоих мастеров были свои творческие инструменты.

Владимир Маяковский совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст.

И Родченко для его выделения пользуется типографными средствами – шрифтами, восклицательными знаками, стрелками, вопросительными знаками по принципу «минимум средств – максимум целесообразности». В его работах четко обозначены границы явности: если текст, то он выделен и разделен по смыслу, а если графика – то хорошо читаемая, понятная, геометрически упрощенная.

На рекламных плакатах изображен облик советского человека - современника, причем излюбленным элементом в рекламной продукции у Родченко стала фотография. Так, в документальных образах типа советского человека запечатлены рабочие, простые люди в советской повседневной одежде. Например, на плакате Госиздата изображена модель Лилия Брик (муза Маяковского) в красной косынке, передающая энергию и оптимизм. Тем самым подчеркивалось, что реклама приближена к действительности, что на плакате может быть изображен каждый советский человек 20-х годов, «строящий социализм», жизнерадостный, красивый и грамотный.

За годы сотрудничества Родченко и Маяковким были созданы десятки агитационных торговых плакатов. Условно разделим их по государственным предприятиям, для которых была сделана эта реклама.

[ГАЛОШИ] 1 Резинотрест - защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе - сидеть и плакать. 5 Раскупай, восточный люд, - лучшие галоши привез верблюд. [ШИНЫ] Победительница всех шин на всероссийском пробеге легковых машин.
2 Дождик, дождь, впустую льешь - я не выйду без галош. С помощью Резинотреста мне везде сухое место. 6 Наши галоши носи век, - не протрет ни Эльбрус, ни Казбек. [МЯЧИКИ] Товарищи девочки, товарищи мальчики! Требуйте у мамы эти мячики.
3 Безгалошные люди, покупайте галоши, скидок не будет. 7 "Без галош элегантнее" - это ложь! Вся элегантность от наших галош. [СОСКИ] Лучших сосок не было и нет - готов сосать до старости лет.
4 В дождь и сороконожка не двинется с места без галош Резинотреста. 8 Галоши Резинотреста - просто восторг. Носит север, запад, юг и восток. [ИГРУШКИ] От игр от этих стихают дети. Без этих игр ребенок - тигр.

Человек - только с часами. Часы только Мозера. Мозер только у ГУМа. Не уговариваем, но предупреждаем вас: голландское масло - лучшее из масл. Для салатов, соусов и прочих ед лучшего масла не было и нет. Дайте солнце ночью! Где найдешь его? Купи в ГУМе! Ослепительно и дешево.
Самый деловой, аккуратный самый, в ГУМе обзаведись мозеровскими часами. Нет места сомненью и думе - все для женщины только в ГУМе. Тому не страшен мороз зловещий, кто в ГУМе купит теплые вещи.
Все, что требует желудок, тело или ум, - все человеку предоставляет ГУМ. Комфорт - и не тратя больших сумм. Запомни следующую строчку: лучшие ковры продает ГУМ - доступно любому, дешево и в рассрочку. Нечего на цены плакаться - в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!
Где и как достать английский трубочный табак? Сообщаем, чтоб вас не мучила дума, - только в ГУМе и отделениях ГУМа. Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук. Приезжий с дач, из городов и сёл, нечего в поисках трепать подошвы - сразу в ГУМе найдешь всё аккуратно, быстро и дешево!

[ПАПИРОСЫ "ИРА"] Нами оставляются от старого мира только - папиросы "Ира". [ОБЕДЫ НА ДОМ] Долой кухарок! Кухарок нет. Я в Моссельпроме заказывало обед. Убедись сам - иди по этим адресам. [ФРУКТОВЫЕ ВОДЫ] Пейте моссельпромовские фруктовые воды. Хороши для жаркой и для холодной погоды.
[ПАПИРОСЫ "ПРИМА"] Стой! Ни шагу мимо! Бери папиросы "Прима". Выкуришь 25 штук - совершенно безвредно: фильтрующий мундштук. [ТРЕХГОРНОЕ ПИВО] Долой запивающих до невязания лык, но пей Трехгорное пиво - пей "Двойной золотой ярлык".
[МОНПАНСЬЕ] Где наилучшее производство монпансье? Запомните все: нигде кроме как в Моссельпроме. [МАКАРОНЫ] Раз поешь этих макарон, - и ты навсегда покорён. Этого чуда нет нигде, кроме как в Моссельпроме.

С середины 20-х годов начинается постепенное свертывание НЭПа. Роль рекламы в экономике и художественной жизни становится менее значительной, завершают работу в торгово-промышленном плакате В. Маяковский и А. Родченко. Советский рекламный плакат возвращается постепенно, как ни странно, к дореволюционной традиции - укрупнению одного товарного изображения.
Таким образом, роль художников-конструктивистов (а сюда смело можно включить и самого Маяковского, рисунки которого были довольно неплохие для плакатного искусства) неоценима в попытке найти для рекламы в молодой Советской стране свой фирменный стиль и свое новое лицо.


Столетие тому назад в западной Европе и США реклама развивалась стремительными темпами, а в СССР она только зарождалась. Одним из первых и самых известных «копирайтеров» 1920-х годов стал Владимир Маяковский – автор не только замечательных стихов и пьес, но и гениальных рекламных плакатов . Его работы стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ ст.


В СССР в рекламе не было острой экономической необходимости – монополия государственных предприятий на производство товаров не предполагала конкурентной борьбы. Советская реклама существенно отличалась от западной – ее основной задачей была агитация и пропаганда. Нужно было убедить всех в том, что советские товары – самые лучшие. А других нет именно поэтому – зачем еще что-то, когда есть самое лучшее?




В. Маяковский был автором политической, коммерческой и социальной рекламы. В 1919-1921 гг., в годы Гражданской войны и военной интервенции, он работал в «Окнах сатиры РОСТА» – плакатном отделе Российского телеграфного агентства. Основной задачей сатирических плакатов было высмеять и уничтожить врагов молодой республики и поддержать «Советскую власть плюс электрификацию всей страны». Первые плакаты создавались вручную, потом – с помощью трафаретов.


С 1923 г. в сотрудничестве с художником-авангардистом А. Родченко Маяковский начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты – а что еще нужно для эффективной рекламы?






Классикой, вошедшей во всенародный оборот, стал слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме». На все претензии автор отвечал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». И если по поводу эстетической ценности подобных стихов возникают вопросы, то в маркетинговой эффективности их нельзя усомниться.


В. Маяковский хорошо понимал экономическую необходимость рекламы, еще в 1923 г. он писал: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».

Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном - только если это отстоялось словом.

Важнейшее для меня время.

Начало мастерства. Думалось - стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского...Поэт почитаемый - Саша Чёрный.

Так ежедневно. ...Я написал первое -"Багряный и белый" и другие.

Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук.

Август, 17 год. Задумываю "Мистерию-Буфф". Январь, 18 год. Пишу киносценарии. Играю сам. Рисую для кино плакаты. 21-год. Стал писать в "Известиях". 25-год. Еду вокруг земли. Начало этой поездки - последняя поэма на тему "Париж. Хочу и перейду со стиха на прозу. "Вокруг" не вышло...обокрали в Париже...Изъездил Мексику, С.А.С.Ш. и куски Франции и Испании. Результат - книги: публицистика-проза - "Моё открытие Америки" и стихи - "Испания", "Атлантический океан", "Гаванна", "Мексика", "Америка".

1926 год Пишу в "Известиях", "Труде", "Рабочей оскве", "Заре Востока", "Бакинском рабочем" и других...Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тифлис, Берлин,Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта, Евпатория, Вятка, Уфа и т.д.
1927 год. Основная работа в "Комсомольской правде", и сверхурочно работаю "Хорошо". Ещё: написаны - сценарии и детские книги.

1928 год. Пишу поэму "Плохо". Пьесу и мою литературную биографию. Многие говорили: "Ваша автобиография не очень серьёзна". Правильно. Я ещё не заакадемичился и не привык нянчится со своей персоной, да и моё дело меня интересует, только если это весело. Подъём и опадание многих литератур, символисты, реалисты и т.д., наша борьба с ними - всё это, шедшее на моих глаза: это часть нашей весьма серьёзной истории. Это требует, чтобы об нём написать. И напишу.

В.В.Маяковский Сочинения в двух томах. том 1. Москва Издательство "Правда" 1987 год

Именно талант художника проявился в Володе Маяковском раньше всех остальных.

В семье Маяковских рисовали все: отец Владимир Константинович (по его рисункам в доме были сделаны многие предметы мебели), мать Александра Алексеевна, сестры Людмила и Ольга. Людмила готовилась поступать в Строгановское училище и брала уроки рисования у художника С. Краснухи. Она показала своему учителю и рисунки брата.

О результатах В. Маяковский писал в автобиографии: «Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника . Учит даром». В семье стали привыкать к мысли, что Володя будет художником...

Маяковский в мастерской РОСТА. 1941 г.
Художник А. Дейнека


К поэме "Облако в штанах"

Так уж нас учили в школах, что мы знаем о плакатном творчестве Маяковского по его хлестким строчках на советских плакатах «Окна РОСТА» (Российское Телеграфное агентство).

Однако советская пропаганда умалчивала о том, что первые плакаты Маяковский начал делать с 1914 года, причем, в сотрудничестве с Казимиром Малевичем. Вполне ожидаемо, что произошло это на волне начала Первой Мировой войны, и поэтому тематика текстов и рисунков «ура-патриотическая», высмеивающая Германскую и Австро-Венгерскую армии.

Малевич и Маяковский совместно сделали не менее 30 плакатов на эту тему в рамках проекта издательства «Русский лубок». В работе над поднятием боевого духа русского народа принимали участие и другие авангардисты.


Жираф (1913г.)





Санплакат
[Лозунги для журнала "Даешь"]
[Лозунги "Трудовая дисциплина" и "Агитационно-производственные"]
[Лозунги к плакату "На трудовом фронте"]
Лозунги Электрозаводу
[Лозунги для выставки "20 лет работы Маяковского"]
Исцеление угрюмых
Дополнения
"Распрабабкиной техники скидывай хлам…"
"300 миллионов в год уходит в дым, в потери…"

САНПЛАКАТ


Убирайте комнату, чтоб она блестела.
В чистой комнате – чистое тело.

2


Воды – не бойся, ежедневно мойся.

3


Зубы чисть дважды, каждое утро и вечер каждый.

4


Курить – бросим.
Яд в папиросе.

5


То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты.

6


Ежедневно обувь и платье чисть и очищай от грязи и пятен.

7


Культурная привычка, приобрети ее – ходи еженедельно в баню и меняй белье.

8


Долой рукопожатия!
Без рукопожатий встречайте друг друга и провожайте.

9


Проветрите комнаты, форточки открывайте перед тем как лечь в свои кровати.

10


Не пейте спиртных напитков.
Пьющим – яд, окружающим – пытка.

11


Затхлым воздухом – жизнь режем.
Товарищи, отдыхайте на воздухе свежем.

12


Товарищи люди, на пол не плюйте.

13


Не вытирайся полотенцем чужим, могли и больные пользоваться им.

14


Запомните – надо спать в проветренной комнате.

15


Будь аккуратен, забудь лень, чисть зубы каждый день.

16


На улице были?
Одежду и обувь очистьте от пыли.

17


Мойте окна, запомните это, окна – источник жизни и света.

18


Товарищи, мылом и водой мойте руки перед едой.

19


Запомните вы, запомни ты – пищу приняв, полощите рты.

20


Грязь в желудок идет с едой, мойте посуду горячей водой.

21


Фрукты и овощи перед едой мойте горячей водой.

22


Нельзя человека закупорить в ящик, жилище проветривай лучше и чаще.

23


Вытрите ноги!!! забыли разве, – несете с улицы разную грязь вы.

24


Хоть раз в неделю, придя домой, – горячей водой полы помой.

25


Болезни и грязь проникают всюду.
Держи в чистоте свою посуду.

26


Во фруктах и овощах питательности масса.
Ешьте больше зелени и меньше мяса.

27


Лишних вещей не держи в жилище – станет сразу просторней и чище.

28


Чадят примуса, – хозяйки, запомните: нельзя обед готовить в комнате.

29


Держите чище свое жилище.

30


Каждое жилище каждый житель помещение в сохранности держите.

31


Товарищ! да приучись ты держать жилище опрятным и чистым.

32


С одежды грязь доставляется на дом.
Одетому лежать на кровати не надо.

33


Хозяйка, помни о правиле важном:
Мети жилище способом влажным.

34


Раз в неделю, никак не реже, белье постельное меняй на свежее.

35


Не стирайте в комнате, могут от сырости грибы и мокрицы в комнате вырасти.

ЛОЗУНГИ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

1


Товарищи, бросьте раскидывать гвозди!
Гвозди многим попортили ноги.

2


Не оставляй на лестнице инструменты и вещи.
Падают и ранят молотки и клещи.

3


Работай только на прочной лестнице.
Убьешься, если лестница треснется.

4


Месим руками сталь, а не тесто, храни в порядке рабочее место.
Нужную вещь в беспорядке ищешь, никак не найдешь и ранишь ручища.

5


Пуская машину, для безопасности надо предупредить товарища, работающего рядом.

6


На работе волосы прячьте лучше: от распущенных волос – несчастный случай.

7


Электрический ток – рабочего настиг.
Как от смерти рабочего спасти?
Немедленно еще до прихода врача надо искусственное дыхание начать.

8


Нанесем безалаберности удар, образумим побахвалиться охочих.
Дело безопасности труда – дело самих рабочих.

[ЛОЗУНГИ

ДЛЯ ЖУРНАЛА "ДАЕШЬ"]

1


Кузница коммунизма, раздувай меха!
Множьтесь, энтузиастов трудовые взводы: за ударными бригадами – ударные цеха, за ударными цехами – ударные заводы!

2


Нефть не добудешь из воздуха и ветра.
Умей сочетать практику и разум.
Пролетарий, даешь земным недрам новейшую технику и социалистический энтузиазм.

3


Верхоглядство – брось!
"Д_а_е_ш_ь" зовет знать наскрозь свой завод!
Кто стоит за станком?
Как работает рабочий?
Чем живут рабочие?
Какие интересы у рабочих?

4


Профессорская братия вроде Ольденбургов князьям служить и сегодня рада.
То, что годилось для царских Петербургов, мы вырвем с корнем из красных Ленинградов.

5


Чтоб фронт отстоять, белобанды гоня, пролетариат в двадцатом сел на коня.
Чтоб видеть коммуну, расцветшую в быль, садись в двадцать девятом на трактор и автомобиль.

[ЛОЗУНГИ

"ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА"

И "АГИТАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ"]

1


Из-за неполадок на заводе несознательный рабочий драку заводит.
Долой с предприятий кулачные бои!
Суд разберет обиды твои.

2


Притеснения на заводе и непорядок всякий выясняй в месткоме, а не заводи драки.

3


Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми.
Молодого рабочего обучим и подымем.

4


Долой безобразников по женской линии.
Парней-жеребцов зажмем в дисциплине.

5


Антисемиту не место у нас – все должны работой сравняться.
У нас один рабочий класс и нет никаких наций.

6


Хорошего спеца производство заботит.
Товарищ спецу помоги в работе.

7


Надо квалификацию поднять рабочему.
Каждый спец обязан помочь ему.

8


Не спи на работе!
Работник этакий может продрыхнуть все пятилетки.

9

Долой того, кто на заводе частную мастерскую себе заводит.

10


Заводы – наши.
Долой кражи!
У наших заводов встанем на страже.

11


Болтливость – растрата рабочих часов!
В рабочее время – язык на засов!

12


Прогульщика-богомольца выгоним вон!
Не меняй гудок на колокольный звон!

13


Долой пьянчуг!
С пьянчугой с таким перержавеют и станут станки.

14


В маленьком стакане, в этом вот, может утонуть огромный завод.
Из рабочей гущи выгоним пьющих.

15


Разгильдяев с производства гони.
Наши машины портят они.

16


Чтоб работа шла продуктивно и гладко, выполняй правила внутреннего распорядка.

17


Перед машиной храбриться нечего – следи за безопасностью труда человечьего.

18


В общей работе к дисциплине привыкни.
Симулянта разоблачи и выкинь.

19


Не опаздывай ни на минуту.
Злостных вон!
Минуты сложатся – убытку миллион.

20


Долой хулиганов!
Один безобразник портит всем и работу и праздник.

21


Непорядки надо разбирать по праву, долой с предприятий кулачную расправу.

22


Каждый должен помочь стараться техническому персоналу и администрации.

23


Не издевайся на заводе над тем, кто слаб,
Оберегайте слабого от хулиганских лап.

24


Вызов за вызовом, по заводам лети!
Вступай в соревнование, за коллективом коллек тив!
Встают заводы, сильны и стройны.
Рабочий океан всколыхнулся низом.
Пятилетка – это рост благосостояния страны.
Это пять километров по пути в коммунизм.

25


Хулиганство на производстве наносит удар всей дисциплине нашего труда.

26


Больше дела!
Меньше фраз!
Напряжем в соревнованьи силищу масс!
Но мало одних человеческих сил – рационализацию в производство вноси!

27


Поднять квалификацию требует пятилетка!
Учись работать – точно и метко!

28


Праздник прошел – настал понедельник.
Работать пора!
Вставай, бездельник!

29


Идут рабочие кадры молодежи на смену уставшим в трудовом бою.
Отдохни, если ты до старости дожил, государство обеспечит старость твою.

30


На заводе симулянт-ловкач работу гонит чуть не вскачь.
Заработав побольше, открывает склянку, кислотой растравляет пустяковую ранку.
Калека такой, получив бюллетень, правит для себя и хату и плетень.
Симулянта-бюллетенщика с предприятия вон!
Нашу страхкассу обкрадывает он!

31


Заметил неправильность – не трепли языком.
Кончил работу – сообщи в завком.

32


Увидел недостатки – про себя не таи.
Недостатки товарища – недостатки твои.
Дружбу – так понимать нужно: общие недостатки исправим дружно.

33


Долой пьяниц!
– заявим громко. -
От пьяниц только хулиганство и поломка.

34


Где прогульщик?
Жив Курилка!
В табачной гуще сидит в курилке.
Без лишних слов бросайте курево,
Миллионы часов за зря не прокуривай!

35


Видишь этих ждущих кучки?
Это рабочие ждут получки.
Требуй каждый, кто с этим знаком, чтоб лучше получки наладил завком!

36


Только белогвардейской своре выгодно рабочий класс поссорить.
Грязные пятна, погромщики и антисемиты будут с предприятий счищены и смыты.

37


Без техники втрое над работой потеем.
Товарищ, и в технике будь грамотеем.

[ЛОЗУНГИ К ПЛАКАТУ

"НА ТРУДОВОМ ФРОНТЕ"]

1


А
Коммунизм без учебы не выстроишь никак.
Даешь обученного кадровика.
Б
С неграмотным социализма не построишь и в века, даешь обученного кадровика.

2


В хвосте у техники не волочись для стройки великой учись и учись!

ЛОЗУНГИ ЭЛЕКТРОЗАВОДУ

1


Следи за временем, за материалом, за собой!
На все – экономии отсвет .
И это будет последний и решительный бой с потерями в производстве.

2


Каждая работница, каждый рабочий – береги материалы! борись с порчей!

3


Где прогульщик?
Жив Курилка!
В дымной гуще торчит в курилке.

4


Лентяев и разгильдяев сметайте начисто!
Даешь работу высшего качества!

5


Того, кто любит водкой нализаться, не проймет никакая рационализация.

6


Богомольных прогульщиков с Электрозавода вон.
Не меняй гудок на колокольный звон.

7


Смотри, чтоб время болтовней не тратили.
После работы наговоришься с приятелем.

8


Болтливость – растратчик рабочих часов.
В рабочее время – язык на засов.

[ЛОЗУНГИ ДЛЯ ВЫСТАВКИ

"20 ЛЕТ РАБОТЫ МАЯКОВСКОГО"]

1


Помните – мы работали без красок, без бумаги и без художественных традиций в десятиградусном морозе

10 и


в дыму "буржуек" с единственной целью – отстоять Республику советов, помочь обороне, чистке, стройке.

2


Чтоб эта выставка
20 стала полной – надо перенести сюда трамваи и поезда, расписанные боевыми строками.
Атаки, горланившие
30 частушки.
Заборы
Стены и флаги, проходившие под
Кремлем, раскидывая огонь
40 лозунгов.

ИСЦЕЛЕНИЕ УГРЮМЫХ

Хочется посмеяться.
Но где да как?
Средство для бодрости – подписка на Чудак .
Над кем смеетесь?
Смеетесь над кем?
Это подписчики
10 узнают в Чудаке .
В бюрократа, рифма, вонзись, глубока!
Кто вонзит?
Сотрудники Чудака .
Умри, подхалим, с эпиграммой в боку!
Подхалима
20 сатирой распнем по Чудаку .
Протекция держится где и на ком?
Эту протекцию бомбардируем
Чудаком .
Иди
30 на вредителя лавой атак.
Кто застрельщик?
Застрельщик -
Чудак .
В поезде, в трамвае, на лыжах, на коньках, тысячи
40 угрюмых читателей и читах, спешите!
Просите контору "Огонька":
"Скорей подпишите нас на Чудака! "

ВАРИАНТЫ, РАЗНОЧТЕНИЯ и ЧЕРНОВЫЕ НАБРОСКИ
Санплакат
Беловой автограф:
Лозунг 1 Строфа, не вошедшая в текст плаката:
За целостью комнат – сами следите.
Не будешь следить, будешь вредитель.
Лозунг 2 Воды – не бойся.
Мойся ежедневно, хотя бы до пояса.
Лозунг 5 Никогда не берите в рот того, что в рот и другой берет.
Лозунг 8 Долой рукопожатья
Лозунги по безопасности труда
Черновой автограф:
Порядок записи: лозунги – 1, 3, б, 5, 7, 2, 8, 4
После лозунга 4 записаны две относящиеся к нему строки, не вошедшие в окончательный текст.
Лозунг 4
I Нужную вещь по ящикам ищешь
II Нужную вещь в беспорядке ищешь
I Вещь не найдешь а ранишь ручища
II Никак не найдешь и ранишь ручища
Строки, не вошедшие в окончательный текст:
Если вещи беспорядочно валятся
Можно лишиться руки и пальца
Лозунг 6
I На работе волосы прячьте лучше
II На работе волосы прячь лучше
Лозунг 8
I Нанесите безалаберности удар
Образумьте бахвалиться охочих
II Нанесем безалаберности удар
Образумим побахвалиться охочих

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. МАЯКОВСКОГО,

ВОШЕДШИХ В ДЕСЯТЫЙ ТОМ

Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий. М. изд. "Московский рабочий", 1925, 25 стр. Рисунки Н. Купреянова.
Что такое хорошо и что такое плохо? Л. изд. "Прибой", 17 стр. Рисунки Н. Денисовского.
Гуляем. Л. изд. "Прибой", 1926, 14 стр. Рисунки И. Сундерлан.
Эта книжечка моя про моря и про маяк. М. изд. "Молодая гвардия", 1927, 11 стр. Рисунки Б. Покровского.
Конь-огонь. Детская сказка. Л. ГИЗ, 1928, 10 стр. Рисунки Л. Поповой.
Что ни страница, – то слон, то львица. Тифлис, изд. "Заккнига", 1928, 12 стр. Рисунки К. Зданевич.
Прочти и катай в Париж и Китай. М. Госиздат, 1929, 15 стр. Рисунки П. Алякринского.
Кем быть? М. Госиздат, 1929, 20 стр. Рисунки Н. Шифрина.
Сочинения, т. 4, ГИЗ, М.-Л. 1929, 325 стр.
Сочинения, т. 6, ГИЗ, М.-Л. 1930, 253 стр. (Вышел в свет в январе 1930 г.)
Сочинения, т. 8, ГИЗ, М.-Л. 1931, 333 стр. (Сдан в издательство 16 декабря 1929 г. Вышел после смерти Маяковского в 1931 г.)
Туда и обратно. М. изд. "Федерация", 1930, 95 стр. (Вышел в декабре 1929 г.)
Без доклада не входить. М.-Л. Госиздат, 1930, 112 стр. (Сдан в издательство 12 февраля 1929 г., вышел после смерти Маяковского в конце апреля 1930 г.)

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1929.


Печатаются по текстам плакатов с разбивкой строк по автографу.
Лозунг 11. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат без номера работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", 1929.
Лозунг 12. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат без номера работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 13. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ). Был ли текст использован для плаката – не установлено.
Лозунг 14. Беловой автограф строк 1-4 (ЦГАЛИ); плакат без номера работы художников Я.Ч.В. (Янга, Черномордика, Волхонского), М. "Гострудиздат",

1929.


Печатается по тексту плаката.
Лозунг 15. Беловой автограф (ЦГАЛИ); плакат No 9 работы худ. Яна Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката с разбивкой строк по автографу.
Лозунг 16. Беловой автограф (ЦГАЛИ), Был ли текст использован для плаката – не установлено.
Печатается впервые, по автографу.
Лозунг 17. Беловой автограф (ЦГАЛИ); плакат No 11 работы худ. Яна Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 18. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат No 12 работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 19. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат No 13 работы худ. Янга, Черномордика; М. изд. "Вопросы труда"* "Гострудиздат", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Передавался по радио (в "Рабочей радиогазете") 17 июля 1929г.
Лозунги 20, 21, 22, 23. Беловой автограф с поправками к лозунгам 21, 23 (ЦГАЛИ). Были ли тексты использованы для плакатов – не установлено.
Печатаются впервые, по автографу.
Лозунг 24. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); беловой автограф (БММ); плакат No 17 работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 25. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ). Был ли текст использован для плаката – не установлено.
Печатается впервые, по автографу.
Лозунги 26, 27. Передавались по радио (в "Рабочей радиогазете") 17 июля 1929 г. Приведены в воспоминаниях бывшего начальника Московского радиоцентра А. Садовского "Поэт у микрофона" (БММ), на основании которых они были впервые опубликованы в Полном собрании сочинений В. В. Маяковского в 12 томах, т. 12, М., ГИХЛ, 1949. Были ли тексты использованы для плакатов – не установлено.
Лозунг 28. Плакат без номера работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", 1929.
Лозунг 29. Плакат No 19 работы неизвестного художника, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Лозунг 30. Плакат No 20 работы худ. Яна Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Лозунги 31, 32, 33. Плакаты без номеров работы неизвестного художника, М. "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1930.
Лозунг 34. Беловой автограф (БММ); плакат без номера работы неизвестного художника, М. "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина",

1930.


Печатается по тексту плаката.
Лозунг 35. Беловой автограф (БММ); плакат No 1, работы худ. В. Кост, М. "Гострудиздат", серия "Агитационно-производственная", 1930.
Лозунги 36, 37. Плакаты No 6, 7 работы худ. В. Кост, М. "Гострудиздат", серия "Агитационно-производственная", 1930.
Перепечатываются впервые, по текстам плакатов.
[Лозунги к плакату "На трудовом фронте"] (стр. 208). Беловой автограф (БММ). Лозунги написаны для "Гострудиздата" (бывшее издательство "Вопросы труда"). Первый лозунг представлен в двух вариантах (А и Б), сверху рукой Маяковского написано: "или или". Был ли текст использован для плакатов – не установлено.
Печатаются впервые.
Лозунги Электрозаводу (стр. 209). Лозунги 2, 3, 4, 5 – беловой автограф (БММ); беловой автограф (полный список) (ЦГАЛИ). Впервые опубликованы в "Литературной газете", М. 1936, No 22, 14 апреля и одновременно в газете "Литературный Ленинград", Л. 1936, No 18, 14 апреля.
Печатаются по автографу (ЦГАЛИ).
Лозунги написаны для Электрозавода в январе 1930 г., по-видимому в то же время, что и стихотворение "Марш ударных бригад" (см. стр. 162 наст. тома).
В "Обращении рабочих электрозаводцев", напечатанном в "Правде" после смерти Маяковского, сообщалось: "Рабочие Электрозавода знают Маяковского как упорного борца за новую жизнь. Электрозаводцы в январе этого года решили начать рационализаторский поход десятидневником борьбы с потерями. Целый ряд толстых журналов на просьбу завода помочь художественно оформить десятидневник ответил молчанием. Но достаточно было одного звонка к Маяковскому, чтобы получить ответ: "С удовольствием приду на помощь заводу. Не смотрите на мой отдых или сон, тяните с постели" ("Правда", 1930, No 105, 16 апреля).

Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9 / 10 сказывается уменье и сила нашей агитации.

Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать.

Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой "буржуазной штучке".

При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой.

Здесь еще мы щенки. Надо поучиться.

Но до чего это неумело.

Вот передо мной случайный клочок объявлений из "Известий":

"Московское коммунальное хозяйство извещает..."

"Правление треста "Обновленное волокно" объявляет..."

"Уполномоченный доводит до сведения..."

"Правление "Боркомбинат" извещает", и т. д. и т. д. до бесконечности.

Какая канцелярщина - извещает, доводит до сведения, объявляет!

Кто ж на эти призывы пойдет?!

Вспоминается европейская реклама. Напр., какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, - бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.

Это самое неверное мнение.

Реклама - это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала "знаменитое" имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.

Даже "Правда", конечно, не нуждающаяся ни в каких рекомендациях, рекламирует себя все-таки: "Каждый рабочий должен читать свою газету" и т. д. На первой странице "Правды" - ежедневная реклама - объявление о журнале "Прожектор".

К Всероссийской с.-х. выставке в Москве выйдет под редакцией т. Брик специальная книга о рекламе, первая в РСФСР.

Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР всё должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!

Примечание



Поделиться