«Со мной никто не говорил, не пытался помочь». Исповедь «синего кита

Что делать, если у вашего малыша совсем нет друзей и с ним никто не хочет играть?

Дружба – это и первые секретики с ребятами от родителей, и первые клятвы верности, первые ссоры и эмоциональные примирения. Через дружбу мы познаём людей, учимся общаться, делиться, думать о других… С другом мы чувствуем себя нужными и уникальными. Дружба – это сокровище в жизни каждого. Но, как и многие сокровища, для некоторых дружба оказывается сокрытой.

Тревожные признаки

Нередко дети не признаются в том, что не ладят с коллективом. По большей части из-за того, что не верят, будто кто-то может им помочь. Мама и папа не должны упустить эту проб­лему из виду. Обратите внимание, если:

  • кроха неохотно посещает детский коллектив;
  • малыш возвращается из сада или школы как выжатый лимон и не хочет туда идти;
  • ребёнок часто плачет, хотя никаких видимых на то причин нет;
  • ваше чадо практически никогда не говорит о своих одноклассниках;
  • малыш ничего не рассказывает о жизни в саду или школе, будто её и нет;
  • сын или дочь никого не зовёт на день рождения, не ходит гулять с одноклассниками.

Есть, конечно, и другие симптомы, например такие физиологические недомогания, как энурез, нервный тик, ночные кошмары. У ребёнка может часто меняться настроение, могут появиться агрессивные нотки в поведении (эти «нарывы» будут хорошо видны, если использовать в беседе с ребёнком какую-либо проективную методику, например, попросив нарисовать цветок или несуществующее животное).

Алгоритм помощи

Как помочь детям, которые пока ещё не познали радости дружбы и чувст­вуют себя одинокими и непонятыми сверстниками?

Одинокие дети нуждаются в психологической поддержке. И хорошо, если такую поддержку окажут самые близкие люди – родители. Сказать: «Не обращай внимания!» – значит посчитать проблему пустяшной и этим обидеть ребёнка. Дайте малышу понять, что полностью принимаете его чувства, вторите его эмоциям и поддерживаете его всеми силами. Может, и у вас в дет­стве была история, когда вы чувствовали себя никому не нужным? Поделитесь ею с ребёнком.

Придётся разобраться в том, почему ваше драгоценное чадо превратилось в «белую ворону». Нередко причины этого явления лежат на поверхности. Возможно, насмешки вызваны нетитульной национальностью, физическими пороками или отставанием в психическом развитии. Поговорите об этом с классным руководителем или воспитателем детского сада. А ребёнку объясните, что настоящие друзья не обращают внимания на эти признаки. И попросите не злиться на других детей, а простить их, потому что некоторые вещи мы понимаем только с возрастом, и они тоже, когда вырастут, обязательно всё поймут.

Подумайте, какие особенности в поведении вашего сына или дочери отталкивают сверстников? Почему сверстники, в свою очередь, отталкивают его? Чем он выделяется из толпы? А также какими хорошими качествами обладает ваш малыш и как ему проявить свои достоинства в коллективе? А подумав, поговорите с ним об этом. Ответы на эти вопросы, возможно, и не сделают вашего кроху лидером в своём обществе, но уж точно выведут со скамьи аутсайдеров.

Обратитесь к детскому психологу. Есть немало практик, занятий и методик, которые помогут раскрыть суть ситуации и скорректировать её. А в групповых занятиях дети как раз учатся навыку дружбы.

Мнение первого читателя:

Анна Барсукова: Для начала родителям нужно понять причину, по которой с ребёнком никто не дружит. Также можно прибегнуть к помощи профессионального психолога, которой даст рекомендации. Важно не пускать ситуацию на самотёк, поскольку все наши ком­плексы родом из дет­ства.

Детям нужно общение, это способствует их развитию и становлению, иначе они не научатся чувствовать себя комфортно в своём внутреннем мире. Если ответа нет, это может вызывать разные реакции, начиная от тоски и заканчивая обидой на всех окружающих. Маленькому ребёнку трудно самостоятельно разобраться в проблеме и тем более решить её, если нет поддержки со стороны взрослых.

Впрочем, этот вопрос актуален и для зрелых людей. Его редко задают вслух, но отсутствие друзей косвенно снижает рейтинг человека. Признаться в столь деликатной проблеме тяжело. Поэтому взрослый человек ищет оправдание в объективных причинах, и пытается ответственность переложить на других. Ему при желании легче, чем ребёнку, решить проблему и выйти из неё. Для начала нужно просто осознать данный факт и самому себе сказать: «У меня нет товарищей. Наверное, со мной просто не хотят дружить». Чтобы устранить проблему, малышу необходима помощь старших.

Суть дружбы

В действительности дружба – это отношения как минимум двоих человек. Действует она по неписаным законам, которые касаются только приятелей и выработаны ими в результате длительного общения. Эти правила в течение жизни меняются, они никем и нигде не зафиксированы: ни товарищем, ни тобой. Чтобы начать дружить нужно обоюдное желание, общность интересов, ценностей и стремлений.

Почему часто не хотят дружить даже с разносторонними личностями? Вариантов ответов на этот вопрос много. Приведём наиболее распространённые:

  • непрезентабельный внешний вид;
  • неуважение к окружающим;
  • отсутствие ответного желания идти на контакт;
  • неумение общаться;
  • подсознательная боязнь дружбы.
Для начала нужно просто осознать данный факт и самому себе сказать: «У меня нет товарищей. Наверное, со мной просто не хотят дружить».

Пути решения проблем в общении

Внешний вид и поведение, как уже было отмечено, – важная составляющая общения. Редко кто решится дружить с человеком, если тот имеет непрезентабельный облик или некрасиво поступает. Известная поговорка, гласящая, что о человеке судят по его друзьям, вполне справедлива.

В понятие внешнего вида включено много параметров. Это могут быть отклонения от идеалов общества в весе и росте, неопрятность, неприятный запах изо рта…. С одной стороны, такие недостатки могут вызывать определённые комплексы у их обладателя и затруднить контакт с окружающими. С другой стороны, это способно отталкивать потенциальных приятелей.

Если проблемы легко решаемые, то необходимо их устранить. Погладить одежду, почистить зубы, правильно питаться и делать зарядку может каждый. Достаточно привести себя в порядок, и начнется полноценное общение. Но стоит учитывать, что в один день отношения не изменятся. Дружба теряется за секунду, если появляется неприязнь, а создаётся годами. После корректировки внешнего вида необходим период адаптации. За это время окружающие поверят в изменения и проявят готовность идти на контакт.

Труднее что-то делать, если нежелание завязывать связано с комплексом неполноценности. Нет иного пути, как поверить в свою исключительность, повысить свою самооценку и просто полюбить себя. Всевозможные тренинги, чтение соответствующей литературы помогут решить проблему, но этот процесс длительный. Начинающему подобный путь можно сказать в поддержку то, что саморазвитие – занятие очень увлекательное, оно кардинально меняет человека и никогда не вызывает сожаления о потраченном времени и деньгах.

Желание общаться и находить друзей может быть реализовано через социальные сети. В этих случаях дружба быстро развивается, не требует больших обязательств от сторон. Она легко может быть прервана, так как обещаний никто никому не давал. Тем не менее, заменять реальное общение не рекомендуется. Приятель в сети – тот же незнакомец, о котором вы ничего наверняка не знаете. Вырабатывая навыки общения в Интернете, важно не переступить грань: подобные диалоги должны делать вас более коммуникабельным, а не тем, кто не замечает реальной жизни и окружающих.

Часто отсутствие товарищей объясняется боязнью их завести. Дружба – это обоюдные обязательства, гораздо более содержательные, чем просто приятельские отношения. К товарищам обращаются по большому кругу вопросов, ожидают от них помощи и взаимности. Боязнь брать на себя высокие обязательства или быть обманутым недобросовестным людьми тормозит развитие отношений. Решение вопроса заключается в понимании одного важного момента: дружба не сложится, если вы не готовы рисковать, доверять и отдаваться процессу полностью. Сделать первый шаг в этом случае крайне важно.

Дружба в детском возрасте

Решение проблемы отсутствия друзей взрослому человеку доступно. Но что делать, если страдает маленький родной человечек? Невозможно этот вопрос решить силовым методом. Малышу необходимо расти и учиться заводить дружеские отношения самостоятельно. Задача взрослого – делать все необходимое, чтобы помочь ребёнку устанавливать контакты со сверстниками.

Прежде всего, следует быть объективными и постараться посмотреть на проблему со стороны. Понаблюдать за поведением ребёнка, когда он в детском коллективе. Можно поговорить с учителем или воспитателем, если для вас важна их точка зрения.

В диалоге с ребёнком необходимо акцентировать внимание на правильных вариантах построения общения, постепенно и аккуратно корректировать его поведение. В этом хорошо помогают ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, не имеющих непосредственного отношения к малышу. Постепенно рёбенок сам сможет сориентироваться в обстановке и начнёт заводить знакомства с ровесниками.

Дружба – очень сложный процесс. Для создания приятельских отношений необходимо желание меняться, идти на контакт. Может потребоваться корректировка своего поведения, самокритичность, инициативность. Важно быть доброжелательным, открытым, вежливым и уважительным к окружающим. Такие качества ценятся обществом. Следует помнить, что друзьями за секунды и дни не становятся. Отношения развиваются постепенно, надо запастись терпением и не сворачивать с пути установления контактов с людьми. Удача не заставит себя долго ждать!

Если начать с самого начала...
Самое начало - детство, 4-5-6 лет. Я - не по возрасту начитанная и знающая (в 5 лет я читала совершенно свободно), и одновременно не по возрасту же глупая и беспомощная в социальном плане. У меня очень выраженное расстройство речи, посторонние меня практически не понимают, у детей во дворе любимая забава - предложить мне что-нибудь сказать.При этом я сама себя слышу нормально и не понимаю, почему они смеются. При этом я повышенно обидчива, импульсивна и плаксива, могу в ответ на дразнилку стукнуть обидчика кулаком, а потом разреветься. Понятно,в
се это не прибавляет мне популярности. Сейчас мне, вероятно, поставили бы ММД, в то время такими мелочами не заморачивались.
Дальше - школа. Речь наладилась, все остальное остается. К социальному отставанию добавляется физиологическое\половое - меня значительно позже одноклассниц начинают интересовать наряды и мальчики, они болтают о том, кто кому нравится, а я зову их играть в прятки... Год на год не приходится, но большей частью мне в классе плохо, иногда - до суицидальных мыслей. Отношение одноклассников колеблется от презрения и насмешек до откровенной травли. При этом я в прекрасных отношениях с детьми моложе себя на 2-3 года - я шефствую над младшим классом,
провожу там всякие мероприятия, они меня обожают, и во дворе я дружу с младшими. Та же ситуация повторяется в пионерском лагере (ни одного человека, знавшего меня раньше, там не было,отношения строились с нуля).
Институт. Травли уже нет, но и друзей нет. Я называю "подругой" девушку, которая общается со мной чаще других, но никакой близости у меня с ней нет. Вообще же со мной дружат "по остаточному принципу". Типичная картина - мы выходим из института втроем, но тротуар слишком узкий, троим тесно, и двое идут впереди, а я сзади. При этом если мы выйдем вчетвером - впереди будут идти трое, слегка ужавшись, а я одна сзади.
Работа. Коллектив небольшой, отношения ровные, все доброжелательны, и мне показалось, что теперь я наконец нормально влилась в коллектив, подружилась... Потом я ушла в декрет и родила ребенка. НИ ОДНА из моих коллег мне ни разу не позвонила, и мои звонки явно никого не радовали.
И вот - новая работа. Отношения со всеми ровные, друзей - ни одного. Никто не позовет на свой день рождения и не поздравит с моим. Никто не позвонит, когда болею. Никто не предложит сходит вместе на шашлыки. Никто, никто, никто...
У меня есть 3 человека, которых я считаю подругами (все - не в моем городе). Я дорожу ими, но при этом отдаю себе отчет, что никакие они мне не подруги... Ни одна из них не напишет мне первая (проверено). Ни одна не предложит встретиться (хотя на мои предложения охотно отзываются). Некогда? Но я как бы тоже с 2-мя детьми и работаю на 1,5-2 ставки.
В детстве я верила, что хорошего человека все любят, а если не любят - значит, это плохой человек. Но я правда не вижу, что во мне плохого! Я не сплетничаю, не ною, не отказываюсь помочь, если это в моих силах, никого не подставляю, всегда стараюсь выполнять обещания...
Уж появляются мысли - начать, что ли, курить... ну, потому что самый треп - в курилке, под сигареты.

Прошел год с момента, как в стране впервые широко заговорили о так называемых «группах смерти». «ПУ» публикует монолог школьницы Светланы (16 лет) из Екатеринбурга, которая рассказала, что ее привело в подобное сообщество.

До того, как о «группах смерти» рассказали в СМИ, я о них не слышала. Но как поняла потом: сама была подписана на подобную месяц с лишним. Думаю, что общество нужно спасать от этого зла, ибо действие таких групп очень сильно: проверено на личном опыте.

Сейчас ее название я не помню, потому что оно состояло из непонятных символов типа «~!@». Я просто листала красивые тамблер-фото с порезами, синяками и трупами - хотелось так же, как на картинке, на аву! Представляла, как паду «жертвой этого жестокого мира», ведь как это звучно, красиво, пафосно…

Да, я чувствовала себя частью какого-то одного мощного протеста против системы, против всех! Это чувство – закричать во все горло: «Нам плохо! Посмотрите на нас, подростков!». Что-то подобное.

О том, что сижу в паблике, я не распространялась, и никто не знал о моих суицидальных наклонностях. Родители тоже были далеко: я живу в общежитии при учебном центре – это вроде школы, но с углубленным обучением по программам общего и среднего образования. Я оказалась в изоляции в очень сложный период, когда стала терять одного за другим всех своих хороших знакомых, друзей. Одни находили себе любовь и, естественно, зачем теперь нужна была куча подружек? Другие просто стали негативно относиться к моей внешности и поведению. Я тогда очень… экстравагантно одевалась, красилась. Ох уж этот протест... Вдобавок ко всему этому, у меня были проблемы с учебой. Сейчас я понимаю, что на тот момент я сильно раздула большинство из казавшихся мне катастрофой ситуаций, и сейчас уже тем «проблемищам» не придаю ни малейшего значения.

Со мной никто не говорил, пытаясь спасти. Я сама отказалась от этой идеи, ибо увидела новый смысл жизни, осознала свою глупость. Нет, не струсила. Просто вовремя появился молодой человек, который вернул любовь к жизни. Отказ от идеи самоубийства нельзя назвать сиюминутным озарением. Это осознание пришло как-то постепенно, по мере «влюбления» в человека.

Зная свою излишнюю чувствительность и эмоциональность, – еще чуток бы меня «пообрабатывали», – и не стало бы на свете такой чудной девчули…

Совет, который я хочу дать ребятам, которые испытали то же, что и я: взять себя в руки, понять, что нынешние проблемы вполне разрешимы, если их разбить на маленькие задачи и потихоньку разбирать. И ищите людей, которые вас поймут и поддержат. Они обязательно найдутся.

ПУ поинтересовался, что ещё думают ребята о проблеме:

Катя, 13 лет, Омутнинск:

О таких группах я раньше не знала. На эту тему со мной разговаривали папа с мамой и учителя. Говорили о том, что не надо губить свою жизнь. Общаться только с тем, кого знаешь лично. Думаю, что эти группы – реально опасны. Такие вещи могут сильно повлиять на психику.

Лера, 16 лет, Петербург:

Я слышала о «группах смерти» от знакомых. На эту тему мы только говорили с преподавателем, что зря все это обсуждают, потому что только больше внимания привлекают. Опасность заключается не столько в группах, сколько в привлечении внимания к ним: больше детей узнают об этом явлении и подвергаются риску из-за любопытства.

Дима, 15 лет, Владивосток:

О группах знал. С нами беседовал завуч. Спросила, есть ли кто в школе, кто играет в эту игру. Мы ответили «нет». Она привела пример, где игра закончилась бедой и напомнила, что лучше так не поступать, а просто поговорить с человеком, которому плохо. Одноклассники, между тем, нормально отнеслись к этому разговору. «Группы смерти» в какой-то степени опасны, но многое зависит от воспитания ребёнка. Зажатые в обществе, без друзей, и если их избивают родители – такие подростки в основном попадают под влияние, всё банально.

Диана, 17 лет, Москва:

Информация о существовании «групп смерти» вызывала у меня лишь недоумение. Собственно, и сейчас вызывает. Там состоят дети «потеряшки», думающие, что у них очень много глобальных проблем, которые нельзя решить иначе, чем вот этим. Хотя, не исключено, что многими движет страх. Ведь столько угроз можно получить от людей, которые руководят такими группами. В любом случае, ребятам, которые состоят в «сообществах смерти», нужна помощь.

Мне вообще кажется, что в современных школах не уделяют должного внимания психологической поддержке. В школе на эту тему с нами не разговаривали. Никто не будет замечать страшные вещи, пока они не начнут дышать тебе в затылок. Печально, но факт.

Интернет – это просто отличное оружие. Анонимность, безнаказанность и отсутствие чувства страха. Детей можно легко запугать: для этого надо быть всего лишь хорошим психологом. Потому, на мой взгляд, эти группы – не смешная шутка, а реальная угроза. Всегда можно скрыться за маской.



Поделиться