Составляющей теории принятия решений не является. Подходы к принятию решений

  • 2.3. Содержание конкретных функций при рур
  • 2.4. Содержание процедур и общих функций процесса рур
  • 2.5. Общие сведения о теории принятия решений
  • 3.2. Управленческое решение как явление и как процесс
  • 3.3. Задача принятия управленческих решений
  • 3.4. Обобщенная схема цикла принятия управленческих решений
  • 3.5. Проблемы принятия решений
  • 4.2. Парадигмы разработки управленческих решений
  • 4.3. Методология процесса разработки управленческого решения
  • 4.4. Этапы процесса принятия решений
  • Swot-анализ
  • Процедура оценки сильных и слабых сторон
  • Наличие патентов Корпоративные традиции
  • 0 Имидж
  • Swot-анализ
  • Pest-анализ
  • ПРиМ-анализ
  • 5.2. Понятия «неопределенность» и «риск»
  • Неопределенности
  • 5.3. Принятие решений в условиях определенности
  • 5.4. Принятие решений в условиях неопределенности
  • 5.5. Принятие решений в условиях риска
  • Тема 6.
  • 6.2. Эксперты и базы экспертных знаний
  • 6.3. Подсознательный характер процедурального знания и специфика его передачи
  • 7.2. Этапы переработки информации и типы памяти
  • Классическая трехуровневая модель памяти человека
  • Голографическая модель работы мозга человека
  • 7.3. Мышление человека и его виды
  • 7.4. Поведение человека в процессе принятия решений
  • 7.5. Феномены поведения человека в процессе принятия решений
  • 7.6. Специфика и феномены индивидуальных решений
  • 7.7. Специфика и феномены групповых решений
  • Информация с позиции теории систем и теории управления знаниями
  • Связь между данными, информацией и знаниями
  • 8.2. Метод экспертного оценивания
  • Подсистема формирования субъектного состава процесса экспертной оценки
  • Методы формирования эксперт-групп
  • Определение компетентности эксперта методом самооценки
  • Методы сбора экспертной информации
  • Типы анкет и типы применяемых вопросов по кругу решаемых задач
  • Виды и типы вопросов
  • Методы обработки экспертной информации
  • Вычисление усредненных весов параметров
  • Матрица парных сравнений для четырех объектов
  • 8.3. Методы оптимизации решений
  • 8.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации
  • 8.5. Модели систем
  • 8.6. Единство анализа и синтеза как метод познания
  • Организация и окружение (дальнее и ближнее):
  • Аналитики:
  • 8.8. Аналитический метод рур
  • 8.9. Статистический метод рур
  • 8.10. Метод математического программирования рур
  • 8.12. Исследование решений на множестве Парето
  • Раздел 3. Методы разработки рациональных решений
  • 9.2. Моделирование проблемной ситуации
  • 9.3. Типология проблем
  • Матрица организационных проблем
  • 9.4. Методы организационной самодиагностики Предварительные замечания
  • Организационная патология
  • Патология в руководстве и персонале
  • Патология структуры
  • Метод «метафора» (образ организации)
  • Коллекция ошибок
  • Классификация ошибок руководителей
  • Выделенные ошибки
  • Ориентация организации
  • 9.5. Методы организационной диагностики
  • Анализ решений
  • Диагностическое интервью
  • Развивающее интервью
  • Наблюдения
  • 9.6. Методы определения наиболее значимых проблем
  • Структуризация проблемного поля
  • Сравнение коэффициентов важности проблем
  • Сравнение коэффициентов важности проблем методом суммирования
  • Тема 10
  • 10.2. Целеобразование в организациях
  • Модель состава целей
  • 10.3. Стратегическая система целей
  • Тема 11
  • 11.2. Показатели и критерии эффективности
  • Тема 12
  • Эвристические методы
  • Метод «синектики»
  • Аналогии для озарения
  • Метод Дельфи
  • Метод ассоциаций
  • Ассоциации
  • Метод сценариев
  • Метод Гордона
  • Метод целевых обсуждений
  • Метод контрольных вопросов
  • Интегральный метод «Метра»
  • Метод дерева целей
  • 12.2. Методы тестирования, тренинга и проведения имитационных игр Тестирование в процессе консультационной деятельности
  • Типология тестов
  • Имитационные игры
  • Параметры интерактивных игр
  • Этапы имитационной игры
  • Организационно- деятельностные игры
  • Деловые игры
  • Классификация деловых игр
  • Тренинги
  • По типу ожидаемого результата:
  • По типу организации процесса:
  • Тема 13
  • 13.2. Эффективность управленческого решения
  • Система показателей эффективности, применяемая в отечественной практике производства и управления
  • 13.3. Эффективность операции
  • 13.4. Виды эффективности и методы оценки
  • Профиль эффективности реализации функциональной стратегии фирмы в сфере управления инновациями
  • Классификация эффективности в зависимости от целей организации
  • 13.5. Эффективность стратегических управленческих решений
  • Тема 14
  • 14.2. Типология концепций стратегических перемен
  • 14.3. Сопротивление изменениям в организациях
  • Причины сопротивления изменениям
  • Факторы преодоления сопротивления
  • 14.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям
  • Сравнение методов внедрения перемен
  • Методы преодоления сопротивления изменениям
  • Тема 15
  • Сравнение процессов разработки стратегического и оперативного управленческих решений
  • 15.2. Этапы разработки ур в стратегическом планировании
  • Взаимосвязь этапов разработки управленческого решения и стратегического плана развития
  • 15.3. Конкуренция и сотрудничество
  • 15.4. Конфигуратор стратегий
  • Детализация сущности «стратегия» до атрибутов по трем аспектам
  • 15.5. Стратегические управленческие решения
  • Описание анализируемых категорий морфологической матрицы
  • 15.6. Определение элементов философии развития
  • 15.7. Анализ сегмента swot-матрицы решений
  • Матрица анализа сильных и слабых сторон
  • Матрица ресурсы-проблемы
  • 15.8. Матрица анализа сочетаний синергии
  • Матрица анализа сильных и слабых сторон
  • 15.9. Анализ показателей стратегического развития системы
  • 15.10. Разработка альтернатив стратегического решения
  • 15.11. Реализация философии с использованием эталонных стратегий
  • Реализация философии с использованием факторов внутренней и внешней среды
  • 15.12. Проекция выделенных (приоритетных) стратегий на факторы среды
  • Реализация философии с использованием эталонных (генерических) стратегий
  • 15.13. Альтернативы тактических решений и использования эталонных стратегий
  • Оценка целесообразности выбора эталонных стратегий и применимости факторов среды для их реализации
  • 2.5. Общие сведения о теории принятия решений

    Ускоряющиеся темпы развития цивилизации, процессов обмена информацией, а также появление новых технологий управления, основанных на гибком взаимодействии с внешней средой, - те факторы, которые привели к возникновению новых трудностей в принятии деловых решений. Наряду с существовавшими критериями принятия решений появились новые: влияние на окружающую среду, здоровье нации, завоевание лидерского положения на внутреннем и конкуренция на мировом рынках, укрупнение и централизация, корпоративное устройство организации производств и многие другие.

    Спрос рождает предложение - ответом на возросшие потребности в применимых на практике научных методах стало возникновение новой научной дисциплины - теории принятия решений.

    Одна из задач теории принятия решений - изучение того, каким образом человек или группа людей принимает решения. Другая задача - разработка специальных методов принятия решений, помогающих выявлять проблемы, формулировать цели и критерии их достижения, генерировать альтернативы, оценивать их и обосновывать решения. Исходя из этих задач, теорию принятия решений можно разделить на две части, не связанные между собой функционально: дескриптивную (описательная функция) и прескриптивную (предписывающая функция).

    Дескриптивная составляющая описывает реальное поведение и мышление людей в процессе принятия решений и называется психологической теорией решений. Прескриптивная составляющая, наоборот, предписывает людям, как им следует принимать решения, и называется нормативной теорией решений.

    Психологическая теория принятия решений . Система утверждений, которая раскрывает внутреннее содержание деятельности и поведения людей в процессе принятия решений, называется психологической теорией принятия решений.

    Психологическая теория решений состоит из системы утверждений.

    1. Представление о ситуации принятия решений. Одну и ту же ситуацию люди воспринимают и представляют по-разному. Представление, возникающее в сознании конкретного человека, - это субъективная модель ситуации. Субъективность означает, что реальные факты, преломляясь через призму сознания, искажаются. Часть фактов теряется или не принимается во внимание.

    2. Оценка последствий принимаемых решений. Оценка последствий принимаемых решений также субъективна, как правило, она отражает личные предпочтения Л ПР. Субъективная оценка полезности альтернатив оказывает решающее воздействие на процесс принятия решений и определяет окончательный выбор.

    3. Оценка вероятностей наступления событий и их влияния на реализацию принятого решения. При оценке вероятностей наступления различных событий люди используют эвристические правила и подвержены влиянию психологических «ловушек». Психологи, например, обнаружили, что люди часто переоценивают вероятности наступления более понятных и желаемых для них событий, хотя реально эти события маловероятны и влияние их незначительно.

    4. Правила и стратегии, используемые людьми, для принятия решений в различных ситуациях. При выборе альтернативы люди также пользуются разнообразными эвристиками, не имеющими строгого обоснования. Например, часто применяется адаптивная модель, когда каждая альтернатива оценивается в виде суммы полезностей различных исходов, умноженных на их вес, т.е. важность того или иного результата.

    5. Влияние различных факторов, управляющих процессом принятия решения. К таким факторам могут быть отнесены:

      внешняя среда;

      личностные качества людей;

      обеспеченность ресурсами.

    Например, чем сильнее у человека выражены потребность в успехе и стремление к превосходству, тем больше он склонен к риску. В психологии также известен эффект «позитивного сдвига риска», когда коллективное принятие решений приводит к выбору более рискованных альтернатив, чем индивидуальное. Это происходит из-за распределения ответственности между членами группы лиц, принимающих решение, «размытости» ответственности каждого за последствия рискованного решения.

    Психологическая теория решений изучает, как люди принимают решения и какие психические явления, парадоксы и «ловушки» сопровождают этот процесс. Психологическая теория выполняет две основные функции - функцию объяснения поведения человека и функцию предвидения его поведения в процессах принятия решений.

    Нормативная теория решений - это система методов, обеспечивающих поддержку принятия решений. В настоящее время разработано большое число разнообразных методов и процедур, «организующих» мышление человека и предписывающих ему, как следует себя вести в процессе принятия решений, и помогающих людям разобраться в:

      сложных ситуациях;

      своих предпочтениях;

      целях принятия УР;

      ограничениях на УР;

      оценке альтернатив;

      окончательном выборе решения.

    В основе нормативной теории решений лежат две концепции: концепция максимизации полезности и концепция ограниченной рациональности.

    Концепция максимизации полезности . Суть данной концепции заключена в рассмотрении «экономического» человека как субъекта, принимающего решения, наделенного рациональным мышлением и осуществляющего выбор оптимального решения. Оптимальным считается решение, обладающее максимальной полезностью. Полезность той или иной альтернативы определяется в соответствии с функцией полезности, отражающей индивидуальную систему предпочтений лица, принимающего решение. Сравнивая альтернативы, ЛПР явно или неявно сопоставляет их полезности по определенным критериям, составляющим функцию полезности.

    В теории принятия решений разработаны специальные методы построения и максимизации функции полезности, которые действительно помогают определить наилучшее решение. Применение этих методов на практике связано с большими затратами времени и поэтому не всегда возможно и целесообразно.

    Концепция ограниченной рациональности . На практике люди редко ведут себя рационально. В большинстве случаев они, как правило, ограничиваются удовлетворительными решениями, которые, хотя и уступают оптимальным по оценке, вполне приемлемы с точки зрения достижения поставленных целей.

    Руководители ограничиваются удовлетворительными решениями по следующим причинам:

    1) в силу ограниченности времени, опыта и знаний ЛПР принимает во внимание лишь ограниченное число альтернатив;

    2) из-за ограниченности времени часть альтернатив не принимается к рассмотрению и оценке как признанные неудовлетворительными при первом рассмотрении;

    3) предвидение всех возможных исходов требует многокритериальной оценки, сложных математических расчетов и разработки сценариев, что связано с затратами времени и привлечением к процессу разработки специалистов (часто руководитель считает, что принятие решений - это исключительно его прерогатива и что привлечение специалистов будет означать признание собственной некомпетентности);

    4) руководителю часто приходится принимать решения в условиях неопределенности (недостаточно достоверной информации об организационных проблемах; латентном характере действительных проблем, являющихся причинами тех, которые решаются; незадействованном потенциале организации, ее сильных сторонах, возможностях, которые находятся во внешней среде и могут быть использованы для решения задач организации; угрозах внешней среды);

    5) оценка рисков сопряжена с применением специальных методов теории вероятностей, что накладывает ограничения на их использование;

    6) принятие решений происходит постоянно, в режиме «хронической нехватки времени», поэтому возможны ошибки;

    7) отсутствие стратегии или ее четкой формулировки, а также детализации до политик, проектов, программ и конкретных мероприятий приводит к «размытости целей» организации. Неясно, «во имя чего» принимается решение, что должно быть результатом не только конкретной операции, но и функции конкретной подсистемы и деятельности организации в целом.

    Все перечисленные причины обусловлены психическими и организационными факторами: ограниченными возможностями человека по переработке информации; искажением информации в процессе передачи ее ЛПР; наличием скрытых организационных процессов, организационных патологий и т.п.

    ТЕМА 3

    Сущность и содержание управленческого решения

    3.2. Управленческое решение как явление и как процесс

    3.3. Задача принятия управленческих решений

    3.4. Обобщенная схема цикла принятия управленческих решений

    3.5. Проблемы принятия решений

    3.1. Сущность принятия решений

    Сущность разработки и реализации управленческих решений - многоаспектность данных процессов.

    Экономическая сущность УР проявляется в том, что для его разработки и реализации требуются финансовые, материальные и другие ресурсы. Поэтому каждое УР обладает реальной себестоимостью. Результатом реализации управленческого решения должен быть прямой или косвенный доход. Таким образом, эффективность принятого решения может быть выражена отношением прямого или косвенного дохода от реализации решения к его себестоимости (затратам на разработку и реализацию).

    Организационная сущность УР состоит в том, что для его разработки и реализации должны быть привлечены соответствующие ресурсы и организационные возможности, в том числе:

      персонал компании;

      инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников;

      система контроля.

    Правовая сущность УР заключается в том, что на разработку и реализацию решения влияют законодательные акты Российской Федерации, международные обязательства, содержание уставных и иных нормативных актов предприятия. Проверка решений на соответствие нормам законодательства - важная составная часть этапов разработки РУР, а следовательно соответствие решения законодательству - критерий допустимости решения.

    Технологическая сущность УР проявляется в необходимости обеспечения УР исполняющим его персоналом, техническими и информационными средствами и ресурсами. Оценка существующего и формирование необходимого технологического обеспечения - необходимые этапы РУР.

    Многоэтапная сущность РУР проявляется в необходимости разбиения процесса РУР на этапы, потому что сложность процесса РУР предполагает применение различных инструментов и технологий, служащих для выявления, определения и даже генерирования различных сущностей и их атрибутов.

    Многоэтапная сущность РУР будет подробно рассмотрена далее. Здесь покажем лишь объективность отнесения многоэтапности к сущности РУР и рассмотрим значения входов и выходов процесса РУР и промежуточные преобразования.

    На входе процесса РУР:

      информация (о проблемной ситуации, о ресурсах в наличии, о возможностях и угрозах внешней среды, о сильных и слабых сторонах организации, о тенденциях возможных изменений в отрасли);

      ресурсы (в первую очередь интеллектуальные);

      инструменты, методы и технологии РУР (общенаучные, специализированно-научные, эмпирические и комплексные).

    На выходе процесса РУР: управленческое решение (планы, распоряжения, указания, инструкции, служебные записки, указы, постановления, иные нормативные акты или документы с содержанием предписывающего характера).

    В процессе переработки информации с использованием ресурсов происходит трансформация сущностей, например, сущность «проблема» трансформируется в сущность «цель» (как антипод сущности «проблема»). В сущности «цель» выделяются такие количественные атрибуты, как критерии ее достижения. Проекция сущности «цель» на сущности «внутренняя среда» и «внешняя среда» дает комбинации атрибутов этих сущностей, позволяющих генерировать новые сущности - мероприятия по приведению в целевое взаимодействие этих сущностей. В ходе таких трансформаций применяются различные инструменты и технологии, позволяющие получать результаты по этапам и по процессу в целом.

    Приведем последовательность этапов разработки и реализации УР:

      анализ проблемной ситуации (определение того, что, собственно, нужно решать);

      постановка целей принятия решения (чего хочется достичь в результате реализации решения);

      формулирование критериев достижения целей принимаемого решения;

      разработка и оценка вариантов решения (альтернатив);

      принятие и реализация решения (внесение в систему необходимых изменений).

    Если проблем несколько (чаще так и бывает), то необходимо оценить их важность и приоритет решения. Выявление взаимосвязей между проблемами позволяет понять, какие проблемы - причины других (такие проблемы необходимо решать в первую очередь).

    При выработке альтернатив и их оценке нужно считаться с мнением подчиненных, потому что даже достаточно эрудированный руководитель не может быть квалифицированным специалистом во всех областях деятельности организации.

    При принятии решений важно учитывать:

    Качество решения зависит от компетентности руководителя, глубины знания им дела, опыта управления. Для руководителя очень важно обладать широким кругозором, хорошо знать экономическую политику страны, уметь принимать решения с социально-экономических позиций.

    При решении проблем важно сформировать такую творческую группу, которая включала бы специалистов, новаторов производства и сотрудников аппарата управления. В случае организации подобных групп важно обеспечить координацию усилий сотрудников, направить весь потенциал команды в «творческое русло», сориентировать на решение проблемы и достижение поставленных целей.

    Еще один важный момент в ходе разработки УР - выбор метода его обоснования. Процесс принятия оптимального решения очень сложен из-за невозможности формализации всего процесса принятия решения. При оценке альтернатив оценки по качеству зависят от личных предпочтений экспертов, оценивающих альтернативы. Например, мнения экономиста и технолога могут значительно расходиться. Экономист предпочтет альтернативу, оцененную выше по критерию рентабельности, в то время как технолог предпочтет альтернативу с более высокой оценкой по критерию качества.

    Важно, чтобы процесс РУР «протекал в одном русле», был подчинен одной цели или группе целей, что позволит решать не столько частные аспекты проблемы, сколько проблему в целом.

    При РУР необходимо учитывать фактор времени.

    Эффективность деятельности любого руководителя определяется не только тем, какие решения и какими методами он принял, но и тем, насколько своевременно и полно эти решения были реализованы и как они повлияли на выполнение задач, стоящих перед коллективом.

    Объектом внимания ЛПР должны стать три цепочки.

    1. Цели - Объективная оценка - Принятие оптимального решения.

    2. Альтернативы достижения целей - Объективная оценка - Принятие оптимального решения.

    3. Способы использования ресурсов (люди, материальные средства, время, деньги, энергия, оборотные средства) - Объективная оценка - Принятие оптимального решения.

    Теория принятия решений

    Тео́рия приня́тия реше́ний - область исследования, вовлекающая понятия и методы математики , статистики , экономики , менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений.

    Принятие решения - это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив , имеющий целью достижение осознаваемого результата. Различают нормативную теорию , которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию , описывающую практику принятия решений.

    Процесс выбора альтернатив

    Рациональный выбор альтернатив состоит из следующих этапов:

    1. Ситуационный анализ;
    2. Идентификация проблемы и постановка цели;
    3. Поиск необходимой информации;
    4. Формирование альтернатив;
    5. Формирование критериев для оценки альтернатив;
    6. Проведение оценки;
    7. Выбор наилучшей альтернативы;
    8. Внедрение (исполнение);
    9. Разработка критериев (индикаторов) для мониторинга;
    10. Мониторинг исполнения;
    11. Оценка результата.

    Иррациональный выбор альтернатив включает все те же составляющие, но в таком «сжатом» виде, что трассирование причинно-следственных связей становится невозможным.

    Проблема эргодичности

    Для того чтобы делать «строгие» статистически достоверные прогнозы на будущее, нужно получить выборку из будущих данных. Так как это невозможно, то многие специалисты предполагают, что выборки из прошлых и текущих, например, рыночных индикаторов равнозначны выборке из будущего. Иными словами, если встать на такую точку зрения, то получится, что прогнозируемые показатели - лишь статистические тени прошлых и текущих рыночных сигналов. Такой подход сводит работу аналитика к выяснению, каким образом участники рынка получают и обрабатывают рыночные сигналы. Без устойчивости рядов нельзя делать обоснованных выводов. Но это вовсе не значит, что ряд должен быть устойчив во всем. Например, он может иметь устойчивые дисперсии и совершенно нестационарные средние - в этом случае мы будем делать выводы только о дисперсии, в обратном случае только о среднем. Устойчивости могут носить и более экзотический характер. Поиск устойчивостей в рядах и есть одна из задач статистики.

    Если лица, принимающие решения, полагают, что процесс не является стационарным (устойчивым), а следовательно, эргодическим , и даже если они считают, что вероятностные функции распределения инвестиционных ожиданий все-таки могут быть просчитаны, то эти функции «подвержены внезапным (то есть непредсказуемым) изменениям» и система, по существу, непредсказуема.

    Принятие решений в условиях неопределённости

    Условиями неопределённости считается ситуация, когда результаты принимаемых решений неизвестны. Неопределённость подразделяется на стохастическую (имеется информация о распределении вероятности на множестве результатов), поведенческую (имеется информация о влиянии на результаты поведения участников), природную (имеется информация только о возможных результатах и отсутствует о связи между решениями и результатами) и априорную (нет информации и о возможных результатах). Задача обоснования решений в условиях неопределённости всех типов, кроме априорной, сводится к сужению исходного множества альтернатив на основе информации, которой располагает лицо, принимающее решение (ЛПР). Качество рекомендаций для принятия решений в условиях стохастической неопределённости повышается при учёте таких характеристик личности ЛПР, как отношение к своим выигрышам и проигрышам, склонность к риску. Обоснование решений в условиях априорной неопределённости возможно построением алгоритмов адаптивного управления

    Выбор при неопределённости

    Эта область представляет ядро теории принятия решений.

    Термин «ожидаемая ценность» (теперь называется математическое ожидание) был известен с XVII века . Блез Паскаль использовал это в его известном пари, (см. ниже), который содержится в его работе «Мысли о религии и других предметах », изданной в . Идея ожидаемой ценности заключается в том, что перед лицом множества действий, когда каждое из них может дать несколько возможных результатов с различными вероятностями, рациональная процедура должна идентифицировать все возможные результаты, определить их ценности (положительные или отрицательные, затраты или доходы) и вероятности, затем перемножить соответствующие ценности и вероятности и сложить, чтобы дать в итоге «ожидаемую ценность». Действие, которое будет выбрано, должно давать наибольшую ожидаемую ценность.

    Альтернативы теории вероятностей

    Очень спорная проблема - можно ли заменить использование вероятности в теории решения другими альтернативами. Сторонники нечёткой логики , теории возможностей , теории очевидностей Демпстера-Шафера и др. поддерживают точку зрения, что вероятность - только одна из многих альтернатив и указывают на многие примеры, где нестандартные альтернативы использовались с явным успехом. Защитники теории вероятностей указывают на:

    • работу Ричарда Трелкелда Кокса по оправданию аксиом теории вероятностей;
    • парадоксы Бруно де Финетти как иллюстрацию теоретических трудностей, которые могут возникнуть благодаря отказу от аксиом теории вероятностей;
    • теоремы совершенных классов, которые показывают, что все допустимые решающие правила эквивалентны байесовскому решающему правилу с некоторым априорным распределением (возможно неподходящим) и некоторой функции полезности . Таким образом, для любого решающего правила, порожденного невероятностными методами, либо есть эквивалентное байесовское правило, либо есть байесовское правило, которое никогда не хуже, но (по крайней мере) иногда и лучше.

    Действительнозначность вероятностной меры под сомнение была поставлена только однажды - Дж. М. Кейнсом в его трактате «Вероятность» (1910 год). Но сам автор в 30-х годах назвал эту работу «самой худшей и наивной» из его работ. И в 30-х годах стал активным приверженцем аксиоматики Колмогорова - Р. фон Мизеса и никогда не ставил ее под сомнение. Конечность вероятности и счетная аддитивность - это сильные ограничения, но попытка убрать их, не разрушив здания всей теории, оказались тщетными. Это в 1974 году признал один из самых ярких критиков аксиоматики Колмогорова - Бруно де Финетти.

    Более того, он показал фактически обратное - отказ от счетной аддитивности делает невозможными операции интегрирования и дифференцирования и, следовательно, не дает возможности использовать аппарат математического анализа в теории вероятностей. Поэтому задача отказа от счетной аддитивности - это не задача реформирования теории вероятностей, это задача отказа от использования методов математического анализа при исследовании реального мира.

    Попытки же отказаться от конечности вероятностей привели к построению теории вероятностей с несколькими вероятностными пространствами на каждом, из которых выполнялись аксиомы Колмогорова, но суммарно вероятность уже не должна была быть конечной. Но пока неизвестно каких-либо содержательных результатов, которые могли бы быть получены в рамках этой аксиоматики, но не в рамках аксиоматики Колмогорова. Поэтому это обобщение аксиом Колмогорова пока носит чисто схоластический характер.

    С.Гафуров полагал, что принципиальным отличием теории вероятности Кейнса (а, следовательно, и мат. статистики) от колмогоровской (Фон Мизеса и пр.) является то, что Кейнс рассматривает статистику с точки зрения теории принятия решений для нестационарных рядов…. Для Колмогорова, Фон Мизеса, Фишера и пр. статистика и вероятность применяются для существенно стационарных и эргодичных (при правильно подобранных данных) рядов - окружающего нас физического мира…


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Изучая процесс принятия решений, необходимо брать во внимание два нюанса. Во-первых, принимать решения вообще не так сложно, как кажется, но вот принять именно правильное решение действительно сложно. Во-вторых, принятие решений является процессом психологическим, но, как известно, поведение человека не всегда поддается логике - иногда им управляют чувства. По этой причине и решения могут быть как спонтанными и нелогичными, так и логичными и обдуманными.

    Ниже мы поговорим о рациональном подходе к принятию решений во всех деталях, однако нужно понимать, что человек часто находится под влиянием всевозможных психологических факторов, например, личностных ценностей, опыта или установок. Поэтому начнем мы с рассмотрения воздействия на принятие решений психологических и поведенческих факторов. Таким образом, далее речь пойдет о решениях интуитивного, основанного на суждениях и рационального характера.

    Интуитивные решения

    Интуитивные решения можно описать как выбор, делающийся на основе ощущений о его правильности. Человек, принимающий решение, не анализирует все ЗА и ПРОТИВ, и зачастую даже не оценивает детально ситуацию. Он просто выбирает. Интересно, что интуитивные суждения - это распространенное явление. Более того - многие люди зависят от своей интуиции, склонны доверять ей и всячески , т.к. она помогает находить верные решения и эффективные выходы из сложных ситуаций.

    Несмотря на это, если дело касается серьезных решений, где есть множество вариантов выбора, человек лицом к лицу сталкивается с таким явлением как случайность. И если посмотреть на вопрос выбора с позиции , шансы принять верное решение очень невысоки. Отсюда и вывод: к интуиции нужно прислушиваться и даже следовать ей, но правильный выбор возможен лишь тогда, когда тщательно анализируются все плюсы и минусы ситуации.

    Решения на основе суждений

    Решения, принятые на основе суждений, могут на первый взгляд показаться интуитивными. Причиной тому - неочевидность логики. Но в действительности такие решения - продукт знаний и накопленного опыта. Люди применяют знания о том, что происходило в подобных случаях в прошлом, для поиска альтернативных выборов в настоящем и прогнозирования их результатов в будущем. Беря за основу здравый смысл, человек принимает решение, успешное ранее. Суждение выступает основой решения, и это полезно, ведь многие жизненные ситуации зачастую повторяются. Поэтому то, что принесло пользу тогда, может принести ее и сейчас.

    Учитывая то, что решение на основе суждения принимается в сознании человека, оно всегда будет отличаться быстротой и невысокой «ценой». Однако здравый смысл в чистом виде - явление очень редкое, т.к. у каждого есть свои потребности, задачи, убеждения и т.д. Так что одних суждений для принятия решений маловато в уникальных и сложных ситуациях, где проблемы лишь кажутся очевидными.

    Если ситуация новая и у человека еще нет опыта, он не может обосновать свой выбор логически. Суждения здесь могут оказаться плохими, т.к. факторов, которые нужно учитывать, очень много, и разум не способен обработать их все сразу в силу ограниченности своих возможностей. Исходя из того, что суждение берет за основу опыт, слишком большая ориентация на последний может смещать решения в стороны, знакомые человеку по действиям в прошлом. В такой ситуации очень просто не заметить хороших альтернатив. Но еще важнее то, что человек, слишком уповающий на суждения и опыт, может осознанно или неосознанно избегать нового. А это в свою очередь может стать причиной больших проблем в будущем, ведь актуальность практически любой информации со временем снижается.

    Адаптироваться к новому и тем более сложному никогда не бывает слишком просто, ведь всегда существует вероятность принятия неверного решения. Но во множестве ситуаций человек вполне может повысить свои шансы на правильный выбор - если только он попробует принять решение рационально.

    Рациональные решения

    Рациональные решения отличаются тем, что не зависят от прошлого опыта, а обосновываются посредством процесса объективного анализа. Он состоит из нескольких этапов:

    • Диагностика проблемы
    • Выявление альтернатив
    • Оценка альтернатив
    • Окончательный выбор
    • Реализация решения

    Разберем каждый из этапов, чтобы было понятнее, что и как нужно делать.

    Диагностика проблемы

    На эту тему мы подробно говорили в прошлом уроке, поэтому здесь лишь приведем самую общую информацию. Диагностика проблемы - первый этап решения любой проблемы. Но идти в процессе диагностики можно двумя путями.

    В первом проблемой выступает ситуация, когда не удалось достигнуть целей. Не происходит того, что, как рассчитывал человек, должно было произойти. Во втором случае проблема представляет собой возможность. Человек осознает ее, когда понимает, что можно что-то сделать для улучшения конкретной ситуации.

    Определить проблему полностью сложно, т.к. на нее воздействует сразу несколько факторов. Как показывает опыт, успешное определение проблемы - это уже 50% ее решения. Поэтому и диагностированию проблемных ситуаций в деловой сфере принято уделять большое внимание и немало времени. Этот процесс в некотором смысле можно назвать самостоятельным, т.к. он сам подразделяется на ряд своих этапов:

    • Диагностирование (выявление и принятие того, что появилась проблема)
    • Понимание (необходимо вникнуть в суть проблемы)
    • Выявление причин (анализ внешней и внутренней информации)
    • Фильтрация данных (отбрасывается все, что не относится к делу, для получения релевантной информации)

    Касаемо релевантной информации, нужно отметить, что это сведения, которые относятся к текущей проблеме, вовлеченным в нее лицам, целям ее разрешения и периоду, в течение которых их требуется достичь. Обладая этими данными, можно переходить ко второму этапу принятия рационального решения.

    Формулировка критериев и ограничений

    Диагностируя проблему для принятия решения, человек должен понимать, что конкретно он может с ней делать, т.е. как решить. Часто решения бывают нереалистичными, ведь ресурсы для реализации могут быть ограничены, в особенности, если речь идет об одном человеке. Также проблема может быть обусловлена внешними причинами, повлиять на которые нет возможности.

    На этом этапе нужно беспристрастно определить ограничения, в которых будут искаться альтернативы. Это позволяет существенно сэкономить время и найти осуществимое решение. Ограничения всегда зависят от конкретной ситуации и вовлеченных лиц.

    Помимо границ важно установить и критерии для оценки альтернатив. Это так называемые рекомендации к оценке принимаемого решения. Они включают в себя все, что может помочь отсечь нереалистичные варианты и остаться в рамках вышеназванных границ.

    Определение альтернатив

    На третьем этапе нужно составить и сформулировать комплекс альтернатив, способных решить проблему. Рекомендуется фиксировать все варианты действий, которые могут положительно повлиять на результат. Но учитывая то, что люди редко располагают знаниями и ресурсами для оценки всех альтернатив, следует определить наиболее серьезные варианты.

    Альтернативы рассматриваются до тех пор, пока не найдется одна, удовлетворяющая все потребности. Для этого следует учитывать большой спектр вариантов. Трудные проблемы нужно анализировать как можно глубже, чтобы иметь возможность разрабатывать сразу несколько путей решения.

    Оценка альтернатив

    Перед выбором окончательного варианта решения проблемы нужно оценить все многообразие вариантов, рассматривая плюсы и минусы каждого и прогнозируя возможные последствия. Почти всегда все варианты сопряжены с негативными аспектами, но в то же время в большинстве ситуаций можно найти компромисс.

    Чтобы сопоставить решения, необходимо иметь стандарты для оценки эффективности (о чем мы и говорили ранее). Ориентироваться нужно как на количественные, так и на качественные параметры. Иногда, конечно, не получается сравнить варианты в полной мере, но решение в любом случае должно обрести конкретную форму, причем лучше, чтобы она отражала и цель, ради которой принимается решение.

    Давая альтернативам оценку, эффективно использовать систему баллов, чтобы понять, какой выбор лучше. Желательно также брать во внимание и прогнозировать развитие событий. Чем больше баллов и чем выше вероятность осуществления будет у какого-то варианта, тем больше это указывает на правильность выбора.

    Окончательный выбор

    Если все предыдущие этапы были пройдены успешно, сделать выбор будет достаточно просто - остается лишь определиться с более всего устраивающим вариантом. Но если значение имеет множество факторов, а также, если данные и анализ чисто субъективны, может быть так, что ни один вариант так и не подойдет. Если это случилось, требуется привлечь опыт и суждения. Они позволят составить более объективную картину сложившейся ситуации и продвинуться в ее разрешении.

    Важно сказать также, что поведение человека при принятии решения должно быть не максимизирующим, а удовлетворяющим. Т.е. требуется выбирать наиболее очевидное и приемлемое решение, пусть оно и не самое лучшее, чем искать эфемерный идеальный вариант, которого может и не быть вовсе.

    Реализация решения

    Мало - просто определиться с направлением действий. Намного важнее реализовать решение, чтобы решить проблему или получить выгоду. Наиболее успешными считаются те решения, которые одобрены всеми вовлеченными в решение вопроса сторонами. Если сторон несколько и есть разногласия, не стоит тратить время на убеждение людей в своей позиции и настаивание на ее правильности. Намного лучше все-таки постараться найти компромисс, удовлетворяющий всех и каждого.

    В результате всех вышеперечисленных действий нужно получить обратную связь. Для этого следует измерить и оценить последствия своего выбора или сопоставить полученные результаты с прогнозируемыми. Под обратной связью нужно понимать поток информации о том, что было перед принятием решения и что стало после.

    На этом тему принятия рациональных решений можно считать закрытой. Однако вопрос о методах принятия решений все еще открыт, т.к. мы не сказали о подходах к этому процессу. Их не следует соотносить с уже рассмотренной классификацией, т.к. они рассматривают данный феномен в ином ключе.

    Подходы к принятию решений

    Всего есть четыре пары подходов к принятию решений:

    • Централизованный и децентрализованный
    • Групповой и индивидуальный
    • Участия и неучастия
    • Демократичный и совещательный

    Давайте разберемся, в чем их особенности.

    Централизованный и децентрализованный подходы

    Централизованный подход берет за основу то, что максимальное количество решений принимается какой-либо высшей инстанцией, например, советом директоров в компании. А в децентрализованном ответственность за принятие решений распространяется на все уровни, включая самые низкие. Величина и характер децентрализации в каждом конкретном случае определяются отдельно.

    Групповой и индивидуальный подходы

    В групповом подходе к принятию решения привлекается несколько сторон, сообща работающих над проблемой. Индивидуальный подход допускает только единоличный выбор. Первый вариант целесообразнее, т.к. коллективное решение реализовать проще. Но второй вариант более предпочтителен, если есть ограниченность во времени или другая вовлеченная сторона не может принимать участие в принятии решения физически.

    Подходы участия и неучастия

    Если ориентироваться на подход участия, нужно узнать мнение по поводу принимаемого решения всех сторон. Если выбор делается с учетом мнений заинтересованных лиц, вероятность его успеха повышается. Не следует путать этот подход с групповым, т.к. в нем решение принимается коллективно, а в подходе участия идет лишь опрос - окончательное решение принимает ответственное лицо. Когда же речь идет о подходе неучастия, только один человек производит сбор информации и анализ альтернатив, а затем сам делает выбор.

    Демократичный и совещательный подходы

    Демократичный подход предполагает принятие решения в сторону большинства. Он не очень эффективен для организаций, т.к. зачастую делит людей на два лагеря - «победителей» и «проигравших», что может привести к конфликтным ситуациям и сбоям в управлении и работе. Совещательный же подход приобщает к принятию решений все стороны, что позволяет найти компромисс, устраивающий всех.

    Совещательный подход, как правило, служит одной из форм группового подхода, но внимание фокусируется на том, чтобы выяснить точки зрения максимального количества заинтересованных лиц (с помощью совещаний, собеседований, собраний и т.п.), и после это сделать выбор.

    Интересно то, что на практике применения группового подхода было замечено следующее:

    • Активизируется групповое мышление, при котором большинство оказывает социальное давление на меньшинство, вследствие чего отдельные люди соглашаются с тем, что выгодно массе, даже если их интересы никак не учитываются.
    • Групповой подход служит почвой для столкновения личных мнений участников в гораздо большей степени, чем все остальные подходы.

    Одновременно с этим нужно учитывать, что применение группового подхода обладает рядом серьезных преимуществ:

    • Группа эффективнее решает проблемы, имея более широкой взгляд на нее и ее причины
    • Группа намного шире видит перспективы, а значит и способна найти лучшее решение
    • Групповой энтузиазм (особенно поощряемый) гораздо сильнее индивидуального
    • Группа менее склонна к и недоверию к новым решениям

    Руководствуясь всем, сказанным выше, можно сделать вывод, что если разрешаемая проблема касается нескольких сторон, принимать решения эффективнее всего коллективно и с учетом мнений каждого. Если же проблема касается одного человека, он может принимать решения сам, но при этом свободен использовать любые другие подходы и средства поиска решений.

    Все, о чем мы успели поговорить, носит более рекомендательный характер, нежели является системой. Однако эта информация универсальна - она поможет вам принимать эффективные решения в любых простых и сложных ситуациях. Но всегда следует оглядываться на особенности проблемных ситуаций, интересы вовлеченных сторон и другие факторы, воздействующие на принятие решений. Именно об этих факторах и пойдет речь далее.

    Факторы, влияющие на принятие решений

    На самом деле объем темы факторов, влияющих на процесс принятия решений, очень велик, поэтому мы осветим только наиболее важные на наш взгляд тонкости, самым прямым образом воздействующие на совершение выбора и его эффективность.

    В первую очередь это личностные факторы. К ним относятся , состояния и процессы. Далее идут факторы ситуационные: внешние и внутренние. Внешняя среда - это экономические и политические условия, правовые нормы, социокультурные факторы и технологии, природно-географические факторы. Деловая сфера здесь также дополняется потребителями, поставщиками, конкурентами, инфраструктурой - все это имеет значение. Внутренняя среда - это цели и структура организации, корпоративная культура, организационные процессы и имеющиеся ресурсы. Говоря о среде принятия решений, не менее важно упомянуть о рисках, определенности и неопределенности, времени и изменениях самой среды.

    Есть также и неопределенные факторы (они различаются по источнику неопределенности (неопределенность среды или личная неопределенность), по природе (случайные или неслучайные)), информационные и поведенческие факторы, а также отрицательные последствия и взаимосвязанность решений.

    Как вы и сами видите, тема факторов, влияющих на принятие решений, не только очень интересна, но и широка. Чтобы лучше разобраться в ней, а также вообще в том, как люди принимают решения, можно (настоятельно рекомендуется тем, кто хочет стать специалистом в этой области), обратить внимание на теорию принятия решений. Она способна дать ответы на многие вопросы.

    Теория принятия решений: основные положения

    Теория принятия решений - это особая область исследований, оперирующая математическими, статистическими, экономическими, психологическими и управленческими терминами, для изучения закономерностей выбора людьми путей принятия решений и разрешения проблем и способов достижения поставленных целей.

    Есть нормативная теория, описывающая рациональный процесс выбора, и дескриптивная теория, описывающая его практические аспекты. С рациональной позиции принятие решения состоит из нескольких этапов:

    • Анализ проблемы
    • Идентификация проблемы и определение задач
    • Сбор информации
    • Определение альтернатив
    • Определение критериев оценки альтернатив
    • Определение показателей для мониторинга осуществления решений
    • Оценка альтернатив
    • Выбор лучшей альтернативы
    • Создание плана действий
    • Реализация плана действий
    • Мониторинг реализации плана действий
    • Оценка результатов

    Проходить эти этапы, в зависимости от специфики ситуации, можно параллельно, одновременно или с возвратом к пройденным этапам. Прохождение всех этапов должно быть рационально обоснованно. Теория принятия решений говорит и о том, что нужно уметь статистически прогнозировать развитие событий. Но для этого необходимо располагать выборкой из будущих данных. Невозможность этого и указывает на необходимость применения статистики из прошлого опыта.

    Ядром теории принятия решений служит отдельная область - принятие решений в условиях неопределенности, т.е. в таких ситуациях, когда результат выбора неизвестен. Неопределенность может быть стохастической (когда есть данные о распределении вероятности на группу результатов), поведенческой (когда есть данные о влиянии на результат поведения вовлеченных лиц), природной (когда есть данные от вероятных результатах и нет сведений о связи решений и результатов) и априорной (когда нет данных даже о возможных результатах).

    То, что мы сегодня называем математическим ожиданием, раньше называлось ожидаемой ценностью. Ее суть в том, что с учетом разных вариантов поведения, каждый из которых может привести к нескольким возможным результатам, рациональный подход должен выявлять все возможные итоги, устанавливать их ценность и вероятность, и указывать на основе их совокупности общую ожидаемую ценность. Это сокращает негативное воздействие на принятие решения эффекта неопределенности.

    Впоследствии появилась теория субъективной вероятности, существенно расширяющая теорию ожидаемой ценности, и продвигающая теорию реального человеческого поведенческого принятия решений при рисках (также советуем почитать о теории перспектив Канемана и Тверски).

    Что касается разницы между риском и неопределенностью, то ситуации с неизвестным исходом описываются либо посредством риска, либо посредством неизвестности. Выбор в условиях риска означает, что вероятные итоги известны, но часть из них благоприятна более, а часть - менее. А выбор в условиях неопределенности основывается на неизвестном множестве итогов. Опытные деловые люди всегда стремятся следовать правилу , т.е. приводить неопределенность к рискам. Достичь этого можно через сбор дополнительной информации о проблеме и ее применение.

    Согласно теории принятия решений, ошибочные решения разделяются на ошибки первого и второго ряда. Это связано с тем, что результаты неправильных выборов принципиально отличны по части того, что нереализованный благоприятный исход намного меньше влияет на проблему, нежели реализованный неблагоприятный. Но разделение на ошибки первого и второго порядка возможно лишь тогда, когда учитываются и анализируются все риски.

    Если коснуться теории вероятностей, имеющей самое непосредственное отношение к теории принятия решений, можно сказать, что заменить использование вероятности альтернативами достаточно проблематично. Одни специалисты утверждают, что вероятность является лишь одной из множества альтернатив. Другие говорят, что отказ от теории вероятностей может породить теоретические трудности и т.д.

    Несложно заметить, что теория принятия решений таит в себе огромное количество полезной информации, изучение которой позволит намного глубже вникнуть в поведенческую психологию. В общем и целом она определяет нормы поведения для человека, принимающего решение. Она устанавливает указатели, по которым нужно идти, чтобы избежать противоречий со своими же предпочтения, суждениями и принципами.

    Но теория вовсе не диктует поведение человека. Она лишь помогает ему, обеспечивает методологией, позволяющей принимать решения, включающие в себя элементы субъективизма. Интересно, что по мере роста сложности проблем ослабевает способность человека неформально обрабатывать информацию, основываясь на собственных суждениях. Именно здесь теория принятия решений проявляет себя во всей красе, предлагая преимущества перед любым другим аналитическим подходом к решению проблем. Она включает в себя множество субъективных аспектов проблем, что особенно важно при принятии решений в индивидуальном порядке.

    Повторимся, что на освоении теории принятия решений мы не настаиваем. В большей степени это нужно специалистам, к примеру, управленцам, психологам, социологам и профессионалам из других областей науки. Однако изучение этой теории даже ради интереса способно поднять эффективность принимаемых вами решений на качественно новый уровень. Впрочем, вы, наверное, заметили, что процесс принятия рациональных решений, описанный нами в первом блоке, зиждется на основах теории принятия решений. Поэтому, так или иначе, вы будете сталкиваться с ней постоянно.

    Итак, мы с вами уже успели изучить два важных вопроса - поговорили о проблемах, их видах и методах работы с ними и разобрались с тем, как люди принимают решения, заодно познакомившись и с теорией принятия решений. Но решения, как и следует полагать, могут быть более или менее эффективными. Наша с вами задача - научиться находить и разрабатывать именно эффективные решения, и для этого существует немало практических методов.

    В третьем уроке мы расскажем о методах поиска новых идей и решений: мозговом штурме, технике созидательного сотрудничества, методе 635, конференции идей, методе «Дискуссия-66», синектике и синектической конференции, методе Дельфи, идейной инженерии и других. У вас в распоряжении появится довольно солидный арсенал приемов повышения личной эффективности в жизни, обучении и работе.

    Хотите проверить свои знания?

    Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

    0. и. Ларичев

    Теория U методы принятия решений, а также

    Хроника событий в Волшебных Странах

    Москва «Логос» 2000

    УДК 519.816+338.24 ББК 65.050.2

    Федеральная программа книгоиздания России

    Рецензенты:

    Доктора физико-математических наукА. П. Афанасьев, А. В. Лотов Доктор философских наукВ. Н. Садовский

    Ларичев О. И.

    Л25 Теория и методы принятия решений, а Т£1кже Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. - М.: Логос, 2000. - 296 с: ил.

    ISBN 5-88439-046-7

    Рассматриваются понятия и методы, определяющие процессы принятия решений, а также инструменты их обоснования и поддержки. Освещаются аксиоматические теории рационального поведения, многокритериальные ре­ шения при объективных моделях, методы оценки и сравнения многокрите­ риальных альтернатив, особенности переработки информации человеком в связи с принятием решений. Раскрываются современные подходы к построе­ нию экспертных баз данных, анализу и принятию решений, деятельности консультативных фирм и консультантов по проблемам принятия решений.

    Для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям управления (менеджмента) и экономики, вычислительной техники и информа­ тики. Представляет интерес для широкого круга специалистов.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Свапландия (краткая географическая справка)

    Сложный выбор супругов из Монтландии

    ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    1. Люди, принимающие решения

    2. Люди и их роли в процессе принятия решений

    Особая важность проблем индивидуального выоора

    4. Альтернативы

    Критерии

    6. Оценки по критериям

    7. Процесс принятия решений

    8. Множество Эджворта-Парето

    9. Типовые задачи принятия решений

    10. Пример согласования интересов ЛПР и активных

    и. Многодисциплинарный характер науки о принятии решений

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Университет Власти в Монтландии-.

    Можно ли научить искусству вершить историю?

    ЛЕКЦИЯ 2. АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕ­

    1. Рациональный выбор в экономике

    2. Аксиомы рационального поведения

    3. Задачи с вазами

    4. Деревья решений

    5. Парадокс Алле

    6. Нерациональное поведение. Эвристики и смещения

    7. Объяснения отклонений от рационального поведения

    8. Должны ли экономисты принимать во внимание

    отклонения

    поведения людей от рационального?

    9. Теория проспектов

    Ю. Теория проспектов и парадокс Алле

    }1. Новые парадоксы

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Компьютерная игра в Университете Власти

    ЛЕКЦИЯ 3. МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ОБЪЕКТИВ­

    НЫХ МОДЕЛЯХ

    2. Подход исследования операций

    3. Появление многокритериальности

    4. Первые многокритериальные

    решения: сколько строить ракет?

    5. Разные типы проблем

    6. Два пространства

    7. Многокритериальный

    экономической

    политики

    8. Две трудности для ЛПР

    9. Исследование решений

    на множестве Э-П

    10. Постановка многокритериальной

    задачи линейного программиро­

    и. Человекомашинные процедуры

    12. Весовые коэффициенты важности критериев

    13. Классификация

    14. Прямые человекомашинные

    процедуры

    15. Процедуры оценки векторов

    16. Процедуры поиска удовлетворительных

    значений

    критериев

    17. Пример применения метода STEM: как управлять

    персоналом

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Подарок студентам Университета Власти

    ЛЕКЦИЯ 4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И СРАВНЕНИЯ МНОГОКРИТЕРИАЛЬ­

    НЫХ АЛЬТЕРНАТИВ

    1. Задачи принятия

    решений с субъективными

    моделями

    2. Снова об этапах процесса принятия

    3. Различные группы задач принятия

    5. Многокритериальная

    теория полезности

    5.1. Основные этапы подхода MAUT

    5.2. Аксиоматическое обоснование

    5.3. Следствия из аксиом

    5.4. Построение однокритериальных функций полезности

    5.5. Проверка условий независимости

    5.6. Определение весовых коэффициентов (коэффициентов важности)

    критериев

    5.7. Определение полезности альтернатив

    5.8. Общая характеристика подхода MAUT

    6. Подход аналитической

    иерархии

    6.1. Основные этапы подхода АНР

    6.2. Структуризация

    6.3. Попарные сравнения

    6.4. Вычисление коэффициентов важности

    6.5. Определение наилучшей альтернативы

    6.6. Общая характеристика подхода АНР

    7. Методы ELECTRE ранжирования многокритериальных альтернатив..

    7.1. Основные этапы в методах ELECTRE

    7.3. Бинарные отношения. Выделение ядер

    7.4. Общая характеристика подхода

    8. Системы поддержки принятия решений

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Модель человеческого мозга «Грандом», созданная в Монтландии...

    ЛЕКЦИЯ 5. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМА­

    ЦИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ

    1. Этапы переработки информации, типы памяти

    2. Модель памяти

    3. Кратковременная

    3.1. Три этапа переработки информации в кратковременной памяти..

    3.2. Кодирование

    3.3. Хранение

    3.4. Магическое число

    3.5. Денежный насос

    3.6. Последовательная обработка информации

    3.7. Извлечение

    4. Дескриптивные исследования многокритериальных

    4.1. Прослеживание процессов принятия решений

    4.2. Результаты дескриптивных исследований

    5. Долговременная память

    5.1. Кодирование

    5.2. Хранение

    5.3. Извлечение

    6. Психологические

    теории человеческого

    поведения

    при принятии

    6.1. Теория поиска доминантной структуры

    6.2. Теория конструирования стратегий

    7. Исследование возможностей человека в задачах классификации мно­

    гомерных объектов

    7.1. Схема экспериментов

    7.2. Параметры, используемые для оценки поведения испытуемых в

    задачах классификации

    7.3. Описание экспериментов

    7.4. Результаты экспериментов

    7.5. Обсуждение результатов первой серии экспериментов

    7.6. Анализ и обсуждение результатов второй серии экспериментов...

    7.7. Общее обсуждение

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Компьютерные двойники

    ЛЕКЦИЯ 6. ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ РЕШЕНИЯ. ПОСТРОЕНИЕ БАЗ

    ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ

    1. Процесс мышления

    как манипулирование

    символами

    2. Два типа знания

    Время и условия становления

    эксперта

    Трансформация системы переработки информации

    5. Иерархические структуры

    хранения знаний

    Черты поведения эксперта

    Подсознательный характер

    экспертных знаний

    8. Трудности получения экспертных знаний

    Экспертные знания в задачах

    классификации с явными признаками..

    10. Формальная постановка задачи классификации

    11. Основные идеи метода экспертной классификации

    11.1. Структуризация проблемы

    11.2. Классификация состояний объекта исследования

    11.3. Гипотеза о характерности

    11.4. Проверка информации эксперта и гипотезы о характерности.... 163

    11.5. Определение последовательности состояний для предъявления

    эксперту в процессе классификации

    11.6. Трудоемкость построения баз знаний

    11.7. Проверка качества баз знаний

    12. Граничные элементы классификации

    13. Решающие правила экспертов

    14. Система диагностики заболеваний группы

    «Острый живот», пост­

    на основе метода экспертной классификац ии

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Компьютерная демократия Монтландии

    ЛЕКЦИЯ 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

    1. Парадокс Кондорсе

    З.-МетодБорда

    4. Аксиомы

    5. Попытки

    пересмотра аксиом

    6. Теорема невозможности и реальная

    7. Принятие

    коллективных решений

    8. Организация и проведение конференций по принятию решений

    9. Метод организации работы ГПР

    9.1. Предварительные этапы

    9.2. Анализ собранной информации

    9.3. Проведение конференции по принятию решений

    9.4. Практический пример

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Военный переворот в Свапландии

    К событиям в Свапландии

    ЛЕКЦИЯ 8. МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ....

    1. Определение и особенности

    Постановка многокритериальной задачи о назначениях

    2.2. Критерий оптимальности решения МЗН

    2.3. Формальная постановка задачи

    Различные типы задач о назначениях

    Основные алгоритмы решения МЗН

    5.1. Различные индексы соответствия

    5.2. Поиск решения многокритериальной задачи о назначениях

    Этап анализа

    данных и проверки существования идеального

    Формирование области допустимых решений

    8. Выявление предпочтений ЛПР

    8.1. Статистические оценки сложности задач выявления предпочтений

    8.2. Основная процедура выявления предпочтений ЛПР

    8.3. Выявление предпочтений ЛПР: вспомогательная: процедура

    Поиск окончательного решения МЗН

    9.1. Поиск решения МЗН типа А

    9.2. Поиск решения МЗН типа В

    9.3. Поиск решения МЗН типа С

    9.4. Поиск решения МЗН типа D

    10. Практическое

    применение

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Стратегия правления в Свапландии

    Прыжок в никуда

    ЛЕКЦИЯ 9. ВЕРБАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ

    1. Особый класс задач принятия решений:

    неструктуризованные

    проблемы с качественными

    переменными

    2. Качественная

    модель лица,

    принимающего решения

    2.1. Черты человеческой системы переработки информации

    2.2. Особенности поведения человека при принятии решений

    Какими должны быть методы анализа

    неструктуризованных

    Измерения

    4.1. Качественные измерения

    4.2. Сравнительные качественные оценки

    Построение решающего правила

    Проверка информации ЛПР на непротиворечивость

    Обучающие процедуры

    8. Получение объяснений

    9. Основные характеристики методов вербального анализа решений.. 254

    10. Метод ЗАПРОС (ЗАмкнутые Процедуры у Опорных Ситуаций) .. 255

    10.4. Сравнение альтернатив

    10.5. Преимущества метода ЗАПРОС

    10.6. Практическое применение метода ЗАПРОС

    11. Сравнение трех СППР

    Список литературы

    Контрольное задание

    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

    Желтый, бурый, зеленый

    ЛЕКЦИЯ 10. КОНСУЛЬТАНТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕ­

    НИЙ И МЕТОДЫ ИХ РАБОТЫ

    1. Всегда ли успешна работа ЛПР?.

    2. Консультанты и консультативные

    3. Некоторые характерные черты деятельности консультативных

    3.1. Внимание к нуждам заказчика

    3.2. Конфиденциальный характер результатов работы

    3.3. Независимость от заказчика

    3.4. Высокая квалификация консультантов

    3.5. Совместная работа с заказчиком

    4. Примеры практических задач

    4.1. Планирование развития городов

    4.2. Календарное планирование работы полиграфического предприятия..

    5. Роли ЛПР и консультанта

    6. Моральные критерии в деятельности

    ЛПР и консультанта

    7. Методы принятия решений и искусство их применения

    Список литературы

    Контрольное задание

    Моей жене Эмме посвящаю

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В десяти лекциях по принятию решений представлены ре­ зультаты исследований, проводимых в таких научных дисцип­ линах, как экономика, прикладная математика, когнитивная психология, информатика и вычислительная техника. Объеди­ няющей их и центральной для этого учебника проблемой явля­ ется то, как человек принимает решения и как ему помочь в сложных задачах выбора, используя методы и компьютерные системы поддержки. Школьник, поступающий в университет, премьер-министр, проводящий реформы, или брокер, скупаю­ щий и продающий акции, - все они решают задачи выбора лучшего варианта действий. В этих задачах есть много общего. Речь идет прежде всего о возможностях и ограничениях чело­ веческой системы переработки информации. Общими являются и методы анализа вариантов действий, которые принято назы­ вать методами принятия решений.

    Автор стремился написать эту книгу доступно и просто. Каждая из лекций представляет собой введение в обпхирный мир, где работают ученые, издаются книги, созываются конфе­ ренции. И все эти меры связаны одной общей проблемой ис­ следования - проблемой выбора, осуществляемого человеком.

    Учебник предназначен для студентов самых разных специ­ альностей. К примеру, будущему экономисту адресована вторая лекция (теории полезности и проспектов). Ценные сведения об исследовании операций он может почерпнуть из третьей лек­ ции, знания о вербальном анализе решений - из девятой, зна­ ния о коллективном выборе - из четвертой.

    Будущему математику-прикладнику необходимы знание проблем исследования операций (третья лекция), сведения об экономических моделях (вторая лекция) и о моделях коллек­ тивного выбора (четвертая лекция).

    Студентам, изучающим проблемы искусственного интел­ лекта, адресована шестая лекция (построение баз экспертных

    знаний). Для них также будут полезны пятая (человеческая система переработки информации) и девятая (качественные ме­ тоды принятия решений) лекции.

    Для студентов, изучающих теорию организаций, предна­ значены в первую очередь десятая лекция (о консультативных фирмах), а также восьмая (задача о назначениях) и седьмая (коллективный выбор) лекции.

    Учебник полезен и для будущих психологов, которым ад­ ресованы пятая лекция (человеческая система переработки ин­ формации) и шестая лекция (имитация экспертных суждений).

    И, наконец, студентам, изучающим теорию и методы при­ нятия решений, будущим консультантам по задачам принятия решений необходимо знание всех разделов учебника.

    Изложение материала проиллюстрировано конкретными примерами, взятыми из опыта практической работы автора и его коллег. В конце каждой лекции приводится список ключе­ вых понятий, знание которых определяет понимание содержа­ ния лекции.

    Непосредственной основой для создания учебника послу­ жил курс лекций, который автор читает в Московском физикотехническом институте. При написании учебника автор учиты­ вал, что восприятие материала при чтении существенно отли­ чается от его слухового восприятия. Опытный педагог знает, как интересный пример, неожиданное сравнение поддерживают внимание аудитории. Поэтому в учебнике каждую лекцию предваряет вымышленная история, происходящая в двух вол­ шебных странах: Свапландии и Монтландии. Воспитывая своих детей, автор убедился, что сказки могут пробудить интерес к серьезным предметам. Не следует искать в вымышленных ис­ ториях сходство с реальностью: сказка развивается по своим законам и в ней должен быть счастливый конец.

    Автор считает приятным долгом выразить благодарность своим коллегам. Восьмая лекция написана совместно с М. Ю. Стерниным. При подготовке книги весьма полезными были советы и замечания Е. М. Фуремс и А. В. Лотова. Боль­ шую помощь при подготовке рукописи к печати оказали Н. В. Морозова, В. И. Вишневская, А. А. Асанов, Е. В. Нарыжный, В. М. Афанасьев.

    2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 392 с.

    Рассматриваются понятия и методы, определяющие процессы принятия решений, а также инструменты их обоснования и поддержки. Освещаются аксиоматические теории рационального поведения, многокритериальные решения при объективных моделях, методы оценки и сравнения многокритериальных альтернатив, особенности переработки информации человеком в связи с принятием решений. Раскрываются современные подходы к построению экспертных баз данных, анализу и принятию решений, деятельности консультативных фирм и консультантов по проблемам принятия решений. В отличие от первого издания (М.: Логос, 2000 г.) книга содержит главы по принятию решений в организациях и анализу риска. Изложены методы аналитической иерархии сравнительного превосходства альтернатив по индексам согласия и несогласия в многокритериальной теории полезности.

    Для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям менеджмента, экономики, информатики и вычислительной техники. Представляет интерес для широкого круга специалистов.

    Формат: djvu / zip (2-е изд ., 2002, 392с.)

    Размер: 2,3 3Мб

    / Download файл

    Формат: pdf / zip (1-е изд ., 2000, 296с.)

    Размер: 3 ,04 Мб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Предисловие ко второму изданию 11
    Предисловие к первому изданию 12
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Свапландия (краткая географическая справка) 17
    Сложный выбор супругов из Монтландии 18
    Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 19
    1. Люди, принимающие решения 19
    2. Люди и их роли в процессе принятия решений 20
    3. Особая важность проблем индивидуального выбора 22
    4. Альтернативы 22
    5. Критерии 23
    6. Оценки по критериям 25
    7. Процесс принятия решений 26
    8. Множество Эджворта-Парето 26
    9. Типовые задачи принятия решений.. 28
    10. Пример согласования интересов ЛПР и активных групп 29
    11. Многодисциплинарный характер науки о принятии решений 31
    Выводы 33
    Библиографический список 33
    Контрольное задание 34
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Университет Власти в Монтландии 37
    Можно ли научить искусству вершить историю? 38
    Лекция 2. АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 39
    1. Рациональный выбор в экономике 39
    2. Аксиомы рационального поведения 40
    3. Задачи с вазами 41
    4. Деревья решений 43
    5. Парадокс Алле 47
    6. Нерациональное поведение. Эвристики и смещения 48
    7. Объяснения отклонений от рационального поведения 51
    8. Должны ли экономисты принимать во внимание отклонения поведения людей от рационального? 51
    9. Теория проспектов 53
    10. Теория проспектов и парадокс Алле 55
    11. Новые парадоксы 55
    Выводы 56
    Библиографический список 57
    Контрольное задание 58
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Компьютерная игра в Университете Власти 61
    Лекция 3. МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИ ОБЪЕКТИВНЫХ МОДЕЛЯХ 63
    1. Модели 63
    2. Подход исследования операций 64
    3. Появление многокритериальное 65
    4. Первые многокритериальные решения: сколько строить ракет? 67
    5. Разные типы проблем 69
    6. Два пространства 71
    7. Многокритериальный анализ экономической политики 72
    8. Две трудности для ЛПР 74
    9. Исследование решений на множестве Э-П 74
    10. Постановка многокритериальной задачи линейного программирования 75
    11. Человекомашинные процедуры 75
    12. Весовые коэффициенты важности критериев 76
    13. Классификация ЧМП 77
    14. Прямые человекомашинные процедуры 78
    15. Процедуры оценки векторов."..... 79
    16. Процедуры поиска удовлетворительных значений критериев 80
    17. Пример применения метода STEM: как управлять персоналом 83
    Выводы 87
    Библиографический список 88
    Контрольное задание 88
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Обращение ректора Университета Власти к студентам 91
    Лекция 4. ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ 92
    1. Снова об этапах процесса принятия решений 92
    2. Различные группы задач принятия решений 93
    Задачи первой группы 93
    Задачи второй группы 93
    3. Пример 94
    4. Многокритериальная теория полезности (MAUT) 95
    4.1 Основные этапы подхода MAUT 96
    4.2. Аксиоматическое обоснование 96
    4.3. Основные теоремы 98
    4.4. Построение однокритериальных функций полезности 99
    4.5. Проверка условий независимости 100
    4.6. Определение весовых коэффициентов (коэффициентов важности) критериев 102
    4.7. Определение полезности альтернатив 104
    5. Метод SMART - простой метод многокритериальной оценки 104
    6. Первый эвристический метод 105
    7. Веса критериев 106
    8. Как люди назначают веса критериев 107
    9. Практическое применение 108
    Выводы 109
    Библиографический список 109
    Контрольное задание 110
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Компьютерная генетика 113
    Лекция 5. ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: ПОДХОД АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ 115
    1. Основные этапы подхода аналитической иерархии 115
    2. Структуризация 116
    3. Попарные сравнения 116
    4. Вычисление коэффициентов важности 118
    5. Определение наилучшей альтернативы 118
    6. Проверка согласованности суждений ЛПР 119
    7. Система поддержки принятия решений Expert Choice 120
    8. Контрпримеры и противоречия 120
    9. Мультипликативный метод аналитической иерархии 122
    10. Пример практического применения подхода АНР 127
    Выводы 128
    Библиографический список 129
    Контрольное задание 129
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Подарок студентам Университета Власти 133
    Лекция 6. ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: МЕТОДЫ ELECTRE 134
    1. Конструктивистский подход 134
    2. Два основных этапа 135
    3. Свойства бинарных отношений 135
    4. Метод ELECTRE I 136
    5. Метод ELECTRE II 139
    6. Метод ELECTRE III 140
    7. Пример 141
    8. Пример практического применения метода ELECTRE III 143
    9. Некоторые сопоставления 144
    Выводы 145
    Библиографический список 146
    Контрольное задание 146
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Модель человеческого мозга «Грандом», созданная в Монтландии 149
    Лекция 7. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ 151
    1. Этапы переработки информации, типы памяти 151
    2. Модель памяти 152
    3. Кратковременная память 152
    3.1. Три этапа переработки информации в кратковременной памяти.. 153
    3.2. Кодирование 153
    3.3. Хранение 154
    3.4. Магическое число 155
    3.5. Денежный насос 157
    3.6. Последовательная обработка информации 158
    3.7. Извлечение 158
    4. Дескриптивные исследования многокритериальных проблем 159
    4.1. Прослеживание процесса принятия решений 159
    4.2. Результаты дескриптивных исследований 161
    5. Долговременная память 163
    5.1. Кодирование 164
    5.2. Хранение 164
    5.3. Извлечение 164
    6. Рабочая память 165
    7. Психологические теории человеческого поведения при принятии решений 166
    7.1. Теория поиска доминантной структуры 166
    7.2. Теория конструирования стратегий 167
    8. Исследование возможностей человека в задачах классификации многомерных объектов 168
    8.1. Схема экспериментов 168
    8.2. Параметры, используемые для оценки поведения испытуемых в задачах классификации 170
    8.3. Описание экспериментов 172
    8.4. Результаты экспериментов 173
    8.5. Обсуждение результатов первой серии экспериментов 174
    8.6. Анализ и обсуждение результатов второй серии экспериментов... 177
    8.7. Общее обсуждение 178
    Выводы 180
    Библиографический список 181
    Контрольное задание 182
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    История бюрократии в Монтландии 185
    Лекция 8. ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: ВЕРБАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ 187
    1. Особый класс задач принятия решений: неструктуризованные проблемы с качественными переменными 187
    2. Качественная модель лица, принимающего решения 188
    2.1. Черты человеческой системы переработки информации 188
    2.2 Особенности поведения человека при принятии решений 189
    3. Какими должны быть методы анализа неструктуризованных проблем 189
    4. Измерения 190
    4.1. Качественные измерения 190
    4.2. Сравнительные качественные оценки 193
    5. Построение решающего правила _ 194
    6. Проверка информации ЛПР на непротиворечивость 195
    7. Обучающие процедуры 196
    8. Получение объяснений 197
    9. Основные характеристики методов вербального анализа решений 197
    10. Метод ЗАПРОС (Замкнутые Процедуры у Опорных Ситуаций) 198
    10.1. Постановка задачи 198
    10.2. Пример: как оценить проекты? 198
    10.3. Выявление предпочтений ЛПР 200
    10.4. Сравнение альтернатив 207
    10.5. Преимущества метода ЗАПРОС 209
    10.6. Практическое применение метода ЗАПРОС 210
    11. Сравнение трех СППР 210
    Выводы 213
    Библиографический список 213
    Контрольное задание 214
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Компьютерные двойники 217
    Лекция 9. ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ РЕШЕНИЯ. ПОСТРОЕНИЕ БАЗ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ 219
    1. Процесс мышления как манипулирование символами 219
    2. Два типа знания 220
    3. Время и условия становления эксперта 221
    4. Трансформация системы переработки информации 221
    5. Иерархические структуры хранения знаний 222
    6. Черты поведения эксперта 223
    7. Подсознательный характер экспертных знаний 223
    8. Трудности получения экспертных знаний 224
    9. Экспертные знания в задачах классификации с явными признаками 225
    10. Формальная постановка задачи классификации 226
    11. Основные идеи метода экспертной классификации 227
    11.1. Структуризация проблем 227
    11.2. Классификация состояний объекта исследования 228
    11.3. Гипотеза о характерности 229
    11.4. Проверка информации эксперта и гипотезы о характерности 231
    11.5. Определение последовательности состояний для предъявления эксперту в процессе классификации 232
    11.6. Трудоемкость построения баз знаний 232
    11.7. Проверка качества баз знаний 233
    12. Граничные элементы классификации 233
    13. Решающие правила экспертов 234
    14. Система диагностики заболеваний группы «Острый живот», построенная на основе метода экспертной классификации 236
    Выводы 240
    Библиографический список 241
    Контрольное задание 242
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Компьютеры на страже безопасности 245
    Лекция 10. АНАЛИЗ РИСКА 247
    1. Типы риска 247
    2. Особая сложность задач анализа риска 249
    3. Направления исследований 251
    4. Измерение риска 252
    4.1. Инженерный подход 252
    4.2. Модельный подход 254
    4.3. Восприятие риска 255
    4.4. Сопоставление разных способов измерения риска 259
    5. Установление стандартов 260
    6. Человекомашинное взаимодействие 262
    7. Риск катастрофических событий как независимый критерий 266
    8. Распределения «с тяжелыми хвостами» 267
    9. Аварии и их анализ 268
    10. Управление риском 269
    11. Практический пример: выбор месторасположения нового объекта с учетом факторов риска 269
    11.1. Конкретная задача: альтернативы 270
    11.2. Активные группы 270
    11.3. Критерии 271
    11.4. Особенности задачи выбора с точки зрения теории принятия решений 271
    11.5. Анализ вариантов 272
    11.6. Конструирование нового варианта. 273
    Выводы 274
    Библиографический список 275
    Контрольное задание 276
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Компьютерная демократия Монтландии 279
    Лекция 11. КОЛЛЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 281
    1. Парадокс Кондорсе 281
    2. Правило большинства голосов 282
    3. Метод Борда 283
    4. Аксиомы Эрроу 284
    5. Попытки пересмотра аксиом 286
    6. Теорема невозможности и реальная жизнь 287
    7. Принятие коллективных решений в малых группах 288
    8. Организация и проведение конференций по принятию решений 290
    9. Метод организации работы ГПР 292
    9.1. Предварительные этапы 293
    9.2. Анализ собранной информации 294
    9.3. Проведение конференции по принятию решений 297
    9.4. Практический пример 297
    Выводы 299
    Библиографический список 299
    Контрольное задание _300
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Военный переворот в Свапландии 303
    К событиям в Свапландии 304
    Лекция 12. МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ 305
    1. Определение и особенности 305
    2. Постановка многокритериальной задачи о назначениях 307
    2.1. Содержательная постановка задачи 307
    2.2. Критерий оптимальности решения МЗН 308
    2.3. Формальная постановка задачи 309
    3. Пример 311
    4. Различные типы задач о назначениях 312
    5. Основные алгоритмы решения многокритериальной задачи о назначениях 314
    5.1. Различные индексы соответствия 314
    5.2. Поиск решения многокритериальной задачи о назначениях 315
    6. Этап анализа данных и проверки существования идеального решения 316
    7. Формирование области допустимых решений 320
    8. Выявление предпочтений ЛПР 323
    8.1. Статистические оценки сложности задач выявления предпочтений ЛПР 324
    8.2. Основная процедура выявления предпочтений ЛПР 325
    8.3. Выявление предпочтений ЛПР; вспомогательная процедура 328
    9. Поиск окончательного решения многокритериальной задачи о назначениях 334
    9.1. Поиск решения МЗН типа А 334
    9.2. Поиск решения МЗН типа В 334
    9.3. Поиск решения МЗН типа С 335
    9.4. Поиск решения МЗН типа D 337
    10. Практическое применение 338
    Выводы 338
    Библиографический список 339
    Контрольное задание 340
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Стратегия правления в Свапландии 343
    Прыжок в никуда 345
    Лекция 13. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 346
    1. Личные и деловые решения 346
    2. Модель ограниченной рациональности 346
    3. Эскалация решений 348
    4. Тактические и стратегические решения 349
    5. Модель «игра влияний» в руководстве организации 350
    6. Модель обеспечения профессионального качества подготовки решений 351
    7. Голографическая модель организации 353
    8. Государственные или частные организации: что эффективнее? 354
    9. Централизация в принятии решений: попытка административной революции 355
    10. Система «ринго» 357
    11. Планирование выполнения решений 359
    12. Виртуальные организации 359
    13. Управление знаниями в организациях 361
    14. Метод МИЛС (Многоуровневые Информационно-Логические Структуры) 362
    15. Таблицы решений. 365
    Выводы 366
    Библиографический список 367
    Контрольное задание 368
    ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ
    Желтый, бурый, зеленый 371
    Лекция 14. КОНСУЛЬТАНТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И МЕТОДЫ ИХ РАБОТЫ 372
    1. Всегда ли успешна работа ЛПР? 372
    2. Консультанты и консультативные фирмы 373
    3. Некоторые характерные черты деятельности консультативных фирм.. 377
    3.1. Внимание к нуждам заказчика 377
    3.2. Конфиденциальный характер результатов работы 378
    3.3. Независимость от заказчика 378
    3.4. Высокая квалификация консультантов 379
    3.5. Совместная работа с заказчиком 380
    4. Примеры практических задач 381
    4.1. Планирование развития городов 381
    4.2. Календарное планирование работы полиграфического предприятия 384
    5. Роли ЛПР и консультанта 385
    6. Моральные критерии в деятельности ЛПР и консультанта 387
    7. Методы принятия решений и искусство их применения 389
    Выводы 390
    Библиографический список 390
    Контрольное задание 391



    Поделиться