Старт в науке. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Труд

Очень многие авторы текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку поднимают проблему труда и его важности для человека и общества. У этого вопроса много аспектов, которые мы постарались осветить в данной подборке аргументов. Под каждым заголовком вы найдете нужные литературные примеры для сочинения.

  1. Для Матрены, героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор» , труд – смысл жизни. Она постоянно что-то делает, помогает близким и знакомым. К сожалению, ее добротой часто пользуются. Матрена постоянно работает на колхоз, на соседей, на знакомых, выполняет и тяжелую работу, не требуя денег. Даже погибает героиня, помогая соседям перевозить собственную избу. В этом отношении к жизни, по мнению автора, заключена праведность, на которой держится весь мир.
  2. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , вынужден почти всю жизнь воевать: Первая Мировая война, потом бесконечная Гражданская война. Его тянет домой, к мирному труду пахаря, к земле. Труд – основа жизни Григория, он чувствует землю, природу, скучает по созидательности всех хозяйственных работ (в то время, как на войне одно лишь разрушение). Желание защитить свою землю, свое право трудиться на ней и руководит Мелеховым в его метаниях между красными и белыми.

Правильное отношение к труду

  1. Маленького героя автобиографического рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» приучают к труду с детства. Бабушка дает внуку задание: насобирать ягод на продажу. Рассказчик, попав под влияния друзей, съедает ягоды и идет с ними на речку. А бабушке отдает туесок, набитый травой, с ягодами лишь сверху (посоветовал один из приятелей). Герой мучается из-за обмана, который раскрывается при продаже ягод. Бабушка срамит и обличает внука, но подарок из города все же привозит, а рассказчик на всю жизнь запоминает, что трудиться надо добросовестно.
  2. Сергей Крылов, герой романа Д. Гранина «Иду на грозу» , преклонялся перед наукой, научный труд для него – смысл жизни, а ученые — боги. Кроме беспрерывной работы, герою ничего не нужно для счастья. Несмотря на неудачи в карьере, Крылов не сдается и трудится, ведь работа ученого особенная: он двигает вперед не только человека, но и человечество. И поэтому герой трудится даже над закрытой темой во имя науки, и ему дают разрешение на эксперименты.

Высокий смысл труда

  1. Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина , постоянно скучает и живет, будто по привычке. От скуки он и решил поухаживать за Ольгой, возлюбленной своего друга Владимира Ленского, и Владимир вызывает Евгения на дуэль, а затем погибает от его рук. А вся эта мрачная хандра, ведущая к катастрофическим последствиям, не прекращается потому, что нет у Евгения дела, которым он будет заниматься. Без труда жизнь уныла и не приносит удовлетворения.
  2. Герой рассказа В. Распутина «Красный день» привык к труду с малолетства, ведь матери больше помочь никто не мог, кроме детей. Труд для него – необходимость, которую он ощущает как обыденность. После того как мальчик натаскал воды в баню вместо матери-банщицы, причем сделал это тайно, чтобы она не могла отказаться от помощи, мать расплакалась, высоко оценив этот поступок. Именно такие люди, которые с детства при деле, и смогли возродить из руин огромную страну в период послевоенной разрухи.

Можно ли оправдать пренебрежительное отношение к труду?

  1. Шухов, герой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , занимается не свободным, а подневольным трудом в лагере. Заключенные должны сохранять баланс в работе: не перенапрягаться и не отлынивать. Перенапрягаться нечего – премии не дадут, а отлынивать – время долго идет и пайку могут урезать еще больше. Заключенные могли бы относиться пренебрежительно к их тяжелому труду, но для них это – необходимость, особенно холодной зимой.
  2. Нельзя оправдать пренебрежительное отношение к работе врача. Такое, как в рассказе М.Зощенко «История болезни» . Врачам и сестрам абсолютно плевать на больных: героя привели к ванне с какой-то старухой, его случайно положили у окна, а посуду мыли настолько плохо, что рассказчик заразился коклюшем от ребенка из соседнего отделения. Также от небрежности жене героя сообщили, что он умер. Это была ошибка, но разве можно оправдать такие неточности?

Труд как образ жизни

  1. Для Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов» , труд – это не обязанность, не блажь, это способ существования. Он нуждается постоянно в какой-то деятельности, иначе не чувствует себя полезным. Кипучая энергия Штольца фонтанирует и распространяется на все вокруг. И своего друга Илью Обломова он на некоторое время вывел из его бездействия. Именно такие люди, которые стремятся к труду, а не бегут от него, двигают общество вперед.
  2. Господин из Сан-Франциско из одноименного рассказа И.Бунина всю жизнь наживал капитал. Причем это не благородный труд, это эксплуатация других людей. Он губил рабочих тяжелыми условиями и нищенской зарплатой ради собственной роскоши и богатства. Для Господина труд – это не образ жизни, а необходимость для бедных. Но что дало ему богатство? Когда герой умер, его практически выбросили из шикарной гостиницы и отправили тело в ящике из-под лимонада. Полезность жизни измеряется пользой для окружающих, а Господин никогда не трудился, и эту пользу обществу не приносил, поэтому он никому не нужен.
  3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наступила осень. Время близится к выпускным экзаменам и поступлению в университет. Но вот вопрос: С чем связать своё будущее? Куда направить свои силы? Как сделать правильный выбор и не ошибиться? Ведь этот вопрос очень серьёзный, и к нему нужно подходить капитально. Думаю, большинство людей в юности долго думали о своей будущей профессии, так же, как и я не могли определиться с факультетом. Представьте только, от этого выбора зависит ваша дальнейшая жизнь и судьба. Самое главное - твёрдо понять и решить, что тебе нужно, что будет доставлять тебе удовольствие. Максим Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Ведь работа, которая приносит радость - это самый великий и первосортный труд в мире. А когда на работу ходишь с неохотой, от этого никому не будет пользы!

Только с помощью труда человек становится мудрее, умнее и культурнее. Работая, человек учится, а учиться нужно всегда! Как сказал однажды великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». С каждым днём трудящийся человек познаёт всё больше, идёт всё на новые и новые высоты.

И вот я хочу привести в пример интереснейшую профессию, профессию-призвание, учителя. Расскажу об этом деле с двух сторон.

Кто сказал, что быть учителем - легко? Бессонные ночи над тетрадями, потеря здоровья, нервы.…А время? Трудно представить, как у них хватает времени на собственную семью, увлечения, отдых, в конце концов? Но с другой стороны, есть много педагогов, которые вкладывают душу в каждую минуту за рабочим столом. Многие говорят, что учитель становится действительно хорошим, как только набирается опыта (не люблю слово «стаж»). Я с этим мнением не согласна. Учитель может быть настоящим, «подлинным» и добросовестным и в не столь зрелом возрасте. Здесь главное - любить свою работу и понимать, что она приносит пользу не только тебе, но и другим людям. Вот я расскажу историю о моей маме как об учителе.

Тогда я была ещё совсем малышкой. Мама в спешке допивает свой кофе, оперативно причесывается и бегом отводит меня в детский сад. «До встречи, дочка! Сегодня я нас будет праздник!» - радостно сказала она. Почему же праздник? Я точно знаю, что на нашем календаре нет красных дней в ближайшее время.…Но уже вечером я узнала, что мама сдала свой последний экзамен по педагогике. Я видела искрящиеся глаза мамы, глаза сбывшейся мечты! И я понимала, что скоро мама получит диплом и будет работать в настоящей школе!

И вот, прошло несколько лет. Первое сентября. Я с мамой стою у школы. У той школы, где она будет работать. Праздник, цветы, музыка! Так радостно и волнительно, ведь сегодня у меня и у моей мамы первый день в школе. Она будет в роли учителя, я - ученика. Проходит время, мама души не чает в своих учениках. Но однажды она приходит грустная, сама не своя. Я, как всегда, подбегаю к ней с дневником, где всё пестрит пятерками. Я сразу заметила перемену в лице мамы. «Новенькая.…Ну что я ей сделала? Представляешь? Замазала замочную скважину жвачкой.… А я получила выговор от директора…» Нежным поцелуем я сняла всю печаль с лица мамы, и мы вместе пошли ужинать.

Эх, то весеннее время было незабываемым. Мы с её 9 В классом ходили на субботник. Помню, как мы вместе смеялись, шутили, не могли распилить этот огромный пень, красили клумбы. Постоянно рвались мусорные мешки. И вот, вечером мы идем домой уставшие и грязные, но довольные и веселые. Я спросила у мамы, какие учителя ей запомнились больше всего из школьных лет. Она, недолго подумав, начала свой рассказ:

« В шестом классе нас взяла Ситникова Татьяна Александровна. Чудесный учитель и человек! Только подумай, мы были первыми, чьим классным руководителем она была! И она до сих пор работает в нашей школе! Бессменный учитель русского языка и литературы! Помню, как постоянно устраивала чаепития, конкурсы, праздники. У Татьяны Александровны была занимательная методика обучения: у каждого была специальная тетрадочка, где собраны различные правила русского языка в интересной форме. В обычных тетрадях в то время нельзя было рисовать и писать цветными карандашами. А здесь мы могли представлять правила в рисунках, цветных картинках. Если кто-то что-то забыл, учительница говорила: «А ну-ка вспоминай ёжика!» или «Что у нас там с зайчиком?». Уроки проходили весело и расслаблено. Таких учителей, как Татьяна Александровна ещё нужно поискать!

Через два года я нашла ещё одного настоящего учителя! Этим учителем для меня стала Попова Галина Афанасьевна. В истоках, именно благодаря ей я стала учителем истории и обществознания! Каждый урок-опрос, «Ни шагу назад!». Но она не строгая, а требовательная. Некоторые говорят: «Если я не хочу учить - я не буду!». Но здесь начинают нравиться уроки, даже тунеядцы начинают работать! Она постоянно шутила, придумывала собственные словечки, что немного расслабляло нас. При, можно сказать, ключевом моменте в моей судьбе, при сдаче экзаменов я очень сильно заболела. Меня положили в больницу, а на носу экзамен по истории. Я не знала, как быть, ужасные боли сковывали мой живот, но я понимала-сейчас или никогда! К утру мне стало легче, и врач отпустил меня на экзамен: «Туда и обратно!» - строго сказал он. Я вошла в кабинет и сразу обратила внимание на доску - у меня засвербело в глазах от такого количества дат. В классе сидела комиссия, а экзамен принимала Галина Афанасьевна. Я сдала на «отлично»! Любовь к истории поборола во мне физическую боль! Галина Афанасьевна не зря получила награду «Почетный работник общего образования»! Она ее заслужила!

Ну, что ж, дочка. Скоро и ты перейдёшь в старшую школу, время ведь мимолётно! Ты всегда будешь самой лучшей для меня!»

Меня очень впечатлил мамин рассказ. Домой я пришла вдохновленной на новые успехи в учебе. И правда, в труде, и только в труде велик и развит человек!

Но вот пройдёт несколько лет и окажется, что и моим классным руководителем, учителем русского я зыка и литературы будет Ситникова Татьяна Александровна! Представляете? Чаепития и праздники стали ещё интереснее, а обучение - ещё образнее! И вот уже ОГЭ по русскому языку. Так волнительно, но я знаю, что я всё напишу! Приходят результаты: самый высший балл в классе! Ура! Татьяна Александровна такой же хороший учитель и до сих пор. И всё-таки быть учителем - это призвание!

Девятый класс. Упорная подготовка к экзаменам. И знаете, кто у меня учитель по истории и обществознанию? Попова Галина Афанасьевна! И я с твёрдостью знаю, что хорошо напишу экзамен по обществознанию в девятом классе. Та мотивация, которую даёт этот учитель, сильнее любых препятствий.

Профессию учителя часто недооценивают, не видят всех трудов. А ведь за этими усталыми, по-доброму смотрящими глазами скрываются ночи проверки тетрадей, подготовки уроков и отчетов, выявления интересных методик обучения. Глазам не наблюдающим и не интересующимся не будет заметно, какую работу каждый день, вечер и ночь проделывают эти мудрые люди. А для тех, кто хотя бы раз пытался открыть завесу тайн, о которых не говорят учителя, их труд становится более значимым и важным.

Сейчас, в одиннадцатом классе, идёт активная подготовка к ЕГЭ. И я уверена, что с такими преподавателями мне не страшны никакие экзамены, хотя и большая часть результата зависит только от меня. Пока есть такие педагоги, в нашей огромной стране будет образованное, грамотное и культурное поколение!

В современном мире труд является одним из самых важных жизненных факторов. Наша жизнь - это сплошной труд, причем трудиться мы начинаем с самого детства. ребенок делает первые шаги - это его труд, школьники получают образование - это их труд, юноши и девушки начинают работать по выбранной специальности - это тоже труд; родители воспитывают детей, бабушки и дедушки делятся с молодыми своим жизненным опытом - и это все тоже труд.
Трудовая деятельность всегда считалась почетным делом. Не случайно крестьяне одевались на полевые работы, как на праздник. И не зря из глубины веков до нас дошли многие пословицы и поговорки о труде. Человек красив и славен своим трудом. В труде - смысл жизни. Так было и будет во все времена. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда.
А для чего же трудится человек? Во-первых, он обеспечивает себе и своей семье достойный уровень жизни, а во-вторых, с помощью труда человек самовыражается. Художники и композиторы, создавая свои произведения, трудятся для того, чтобы передать окружающим свои мысли и чувства, не передаваемые словами. А как же строители, врачи, учителя? Их работа - это тоже труд. В нашем мире важны все профессии, от повара до плотника, ведь все они приносят людям пользу, а значит, делают человека нужным обществу.
Также не случайно во многих произведениях, начиная с устного народного творчества, воспевается жизнь трудолюбивых людей, умеющих с любовью выполнять свою работу. Эти люди были эталоном, поэтому всегда получали награды в конце своих нелегких путей. Они очень много трудились, поэтому обретали свое счастье.
Только в труде человек может проявлять свои лучшие качества, заявлять о себе другим. Все самое полезное и прекрасное на планете сделано с помощью труда. Значительные открытия путешественников, географов и мз мореплавателей - результат упорного труда. Известно, как писатели и поэты трудятся над своими произведениями. Сколько раз они переделывали свои работы, доводя их до совершенства, сколько материалов они собирали для своих произведений?! И недаром говорят, что только в труде велик человек. Чтобы подтвердить это высказывание, достаточно взглянуть на биографии известных исторических деятелей, которые своим трудом добились значительных результатов.
Например, Лев Николаевич Толстой известен нам не только как автор "Войны и мира", но и как человек, который трудился над собой в течение всей жизни, Он не боялся неудач,не боялся работы.Писатель даже не мог представить свою жизнь без труда. По его нению, Праздность - один из двух человеческих пороков, а деятельность - одна из двух добродетелей. Л. Н. Толстой с уважением и почтением относился к труду, он всегда был чем-то занят: работал над своими сочинениями, анализировал все свои поступки, ставил перед собой самые разные задачи и выполнял их. И,казалось бы, к старости уже пора отдохнуть, но писатель же не собирался этого делать. Он помогал крестьянам косить вместе с ними траву, создавал школы и учил их детей грамоте. Л. Н. Толстой - великая личность, и труд ее велик вместе с ней.
Каждый, кто знает историю нашей страны, знаком с императором Петром I Великим. А почему он великий? Потому что любил труд. Император в совершенстве изучил не один десяток наук, освоил судостроение, которого не было в России как науки, сам участвовал в постройке кораблей. Петр I даже ездил в Европу, чтобы не только выучить своих людей, но и самому научиться грамоте. Он спал по четыре часа в сутки, его руки были в мозолях, он сам создал проект новой столицы России. Император заставлял работать всех, сам подавал пример своим подданным. Петр I ценил тех людей, которые много трудились и достигали желаемого результата, хвалил тех, кто ругал его за ошибки (ведь именно такие люди знают свое дело, с любовью относятся к нему). И к чему привела эта деятельность Нашего государя? Россия стала одной из великих держав, с ней стали считаться и другие страны. В государстве улучшалась жизнь, появился свой флот, стала развиваться торговля. Петр I назван Великим за свои великие дела, за свой великий труд. И по сей день он является примером для многих людей.
Закончит же свое сочинение я хочу словами В.Г.Белинского: "Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою". Труд в наше время - Это великое право и великая обязанность.

Именно в труде, и только в труде, велик человек.
Так устроена человеческая жизнь, что труд является основой благополучия, как всякого отдельного человека, его семьи, так и всего государства в целом. Жизнь человека всегда будет зависеть его трудолюбия. Ведь всё то, что нас окружает, создано трудом человека. Без него ничего не дается.
С трудом связана жизнь каждого человека. Человеку необходимо трудиться, чтобы обеспечить не только себе и своей семье, а также и обществу в целом достойный уровень жизни. Стремление и желание работать, а также трудолюбие воспитываются семьей. Родители, бабушки и дедушки, а также другие близкие родственники, служат примером трудолюбия и самоотдачи. Человек начинает понимать: чтобы жить, ему нужно трудиться, ибо труд создает человека.
Человеку приходиться трудиться уже с того момента, как он начинает учиться в школе и получать знания, которые помогут ему в будущем определиться с профессией, чтобы работа стала его любимым делом. Учеба в школе – это тоже труд, умственный труд, при котором раскрываются способности каждого ученика, его личностные качества и его целеустремленность. Все это поможет с выбором любимого дела и профессии.
Трудясь на любимой работе, занимаясь любимым делом, человек будет счастлив тем, что он приносит пользу обществу, то есть другим людям. Человек будет рад, что он нужен кому-то и его работа нужна. За это он получит оплату, которая удовлетворит его потребности и желания. Без труда и отдых не сладок.
Наш поэт Александр Блок сказал: «Труд - священный труд, дающий людям жить, воспитывающий ум, и волю, и сердце». Я полностью с ним согласна.
Человеческая натура всегда раскрывается в труде. Если человек добросовестно трудится, работает с вдохновением и удовольствием, он может многого добиться. Все самые значительные открытия и полезные изобретения сделаны в результате упорного труда, трудолюбия и самоотдачи. Именно в труде у человека проявляются его лучшие качества, его способности и стремления. Каждый человек должен стремиться стать лучшим в своей профессии и быть квалифицированным работником. Всякое умение трудом дается, а умение везде найдет применение.
Личность человека проявляется также в уважении не только своего труда, но и труда других людей. В человеческом обществе любая работа важна и незаменима, ибо она приносит пользу и делает окружающий мир лучше и прекраснее.
Свое сочинение я хочу закончить словами известного российского писателя Максима Горького: «Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа».

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Именно в труде, и только в труде, велик человек! Только задумайтесь: труд-основа жизни! Каждый человек во всем мире постоянно и непрерывно трудится. Непрерывный труд сопровождает человека всю его жизнь. Трудиться и ребенок, постигая удивительный и многогранный мир вокруг, трудятся и школьники, изучая школьные предметы, трудятся и взрослые люди, работая на благо своей Родины, трудятся и старики, помогая молодому поколению нужными словами и делами.

А сколько существует пословиц и поговорок, затрагивающих великую силу труда! Мы внимательно прислушиваемся к мудрым словам: труд человека кормит, не бравшись за топор, избы не срубишь, дело мастера боится, деревья смотрят в плодах, а человека в делах, без труда не вынешь и рыбку из пруда. И это, безусловно, не весь список. Как в них точно подмечено значение труда для развития каждого человека как личности, для процветания и всевозможных благ нашей Родины!

Труд - вот смысл жизни каждого из нас! Труд и человек-это единое целое: труд немыслим без людей, а люди-без труда. Для того чтобы чего-то достичь в жизни, что-то построить, что-то создать, что-то оставить после себя детишкам, внукам, правнукам, необходимо постоянно трудиться и оберегать то, что уже есть. А есть у нас удивительный и неповторимый мир вокруг. Как он прекрасен! Это и люди, совершенно непохожие друг на друга, растительный и животный мир, мир неживой природы с чудесными рассветами и закатами солнца, реки, моря, океаны, озера с удивительно чистой и голубой водой, горные хребты с заснеженными вершинами, бескрайние просторы равнин, золотистые знойные пустыни…Сохранить все эти богатства и приумножить может лишь человек трудолюбивый, ответственный, целеустремленный, готовый работать не покладая рук, стремящийся создать условия для счастливой жизни своих детей, внуков.

«Все прекрасное на земле - от солнца, и все хорошее - от человека», - так писал Михаил Пришвин. Только занимаясь любимым делом, человек поистине счастлив. Счастлив, что ощущает радость от ежедневного труда, счастлив, что приносит пользу другим людям, что раскрывается духовно, вкладывает все силы в развитие любимого дела. Мы часто и не задумываемся о том, что приходим домой с работы, где у нас уже есть свет, тепло, вода, необходимая мебель, телевизор, компьютер… А ведь всё это: и дом, и лампочка, излучающая свет, и мебель - создано руками мастеров своего дела. Кто-то построил дом, кто-то провел отопление, а кто-то электричество, но ведь кто-то придумал и саму лампочку! И мы с благодарностью вспоминаем Эдисона, Яблочкова, Менделеева, Эйнштейна, Попова, Ломоносова, Морзе, Мечникова, Можайского, Сикорского, Норберта Винера и многих-многих других, трудившихся на благо человечества! Мы о них будем помнить всегда!

А сколько различных произведений литературы посвящено теме труда! Возьмем для примера «Цветок на Земле» Платонова А.П. В рассказе затронута великая тема труда, где образ цветка сравнивается с образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды, растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то добиться. В. Брюсов, русский поэт, писал о важности трудовой деятельности в своем стихотворении «Труд»:

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова: «труд!».

Писал и Сергей Александрович Есенин:

Каждый труд благослови, удача.

Рыбаку - чтоб с рыбой невода,

Пахарю - чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Человечество-это непрерывная цепочка поколений, результат труда каждого отдельного человека: и рабочего, и учителя, и учёного, и строителя, и шахтера, и писателя, и врача, и повара… От отношения каждого из нас к труду будет зависит, продолжится ли эта цепочка в далекое будущее.



Поделиться