Татьяна мужицкая нлп. Татьяна мужицкая

Перцепция – латинское слово, означающие восприятие, которое используется для описания когнитивных процессов, что тесно взаимосвязаны с отображением различных жизненных ситуаций, явлений или объектов. В том случае, когда подобное восприятие направлено на социальные сферы, для характеристики этого явления используется термин «социальная перцепция». Каждый человек, ежедневно сталкивается с проявлениями социальной перцепции. Давайте разберем различные психологические механизмы социальной перцепции.

Перцепция, в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие»

Понятие социальной перцепции берет свое начало со времен античного мира. Многие философы и деятели искусства того времени внесли немалый вклад в формирование этой сферы. Также следует отметить, что данное понятие имеет важное значение в сфере психологии.

Перцепция – является одной из важных функций в психическом восприятии, что проявляется в виде процесса, имеющего сложную структуру. Благодаря этому процессу человек не только получает различную информацию от органов чувств, но и преобразовывает её. Воздействие на различные анализаторы приводит к формированию цельных образов в сознании индивида. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что перцепция характеризуется как одна из форм сенсорного воспроизведения.

Перцепция основывается на характеристике отдельных признаков, которые помогают сформировать информацию на основе точных сенсорных образов.

Рассматриваемая когнитивная функция тесно взаимосвязана с такими навыками, как память, логическое мышление и концентрация внимания. Данное понятие зависит от силы влияния жизненных стимулов, которые наделены эмоциональным окрасом. Перцепция состоит из таких структур, как осмысленность и контекстность.

Перцепция активно изучается представителями различных сфер, включая психологов, кибернетиков и физиологов. Во время дифференциальных экспериментов используются различные методики, включая моделирование разных ситуаций, эксперименты и эмпирическую форму анализа. Понимание механизма работы социальной перцепции имеет важное значение в сфере практической психологии. Именно этот инструмент выступает в роли фундамента при разработках различных систем, затрагивающих сферу человеческой деятельности.


Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития

Влияние перцептивных факторов

Перцептивные факторы подразделяются на две категории: внешнее и внутреннее воздействие. Среди внешних факторов следует выделить такие критерии, как движение, количество повторений, контраст, размер и глубину проявления. Среди внутренних факторов, специалисты выделяют следующие:

  1. Стимул – мотивация достижения целей, которые имеют высокую важность для индивида.
  2. Установка восприятия индивида – попадая в определенные жизненные ситуации, человек основывается на ранее полученном опыте.
  3. Опыт – различные пережитые жизненные трудности, оказывают влияние на восприятие окружающего мира.
  4. Индивидуальные особенности восприятия – в зависимости от типа личности (оптимизм или пессимизм), человек воспринимает одни и те же жизненные трудности в позитивном или неблагоприятном свете.
  5. Восприятие собственного «Я» - все происходящие события в жизни человека, оцениваются на основе личностной призмы восприятия.

Влияние психологического восприятия на взаимодействие с социумом

Социальная перцепция в психологии - это термин, использующийся для описания процесса оценивания и понимания индивидуумом окружающих людей, собственной личности или социальных объектов . Подобные объекты состоят из социальных обществ и различных групп. Рассматриваемый термин начал использоваться в психологии в сороковые года прошлого столетия. Впервые это понятие было использовано американским психологом Джеромом Брунером. Благодаря труду этого ученого, исследователи получили возможность рассмотреть различные проблемы, связанные с восприятием окружающего мира под другим углом.

Каждому человеку присуща социальность. На протяжении всего своего жизненного пути, человек выстраивает коммуникативные связи с окружающими людьми. Формирование межличностных взаимоотношений приводит к образованию отдельных групп, что связаны одним мировоззрением или схожими интересами. Исходя из этого, можно сказать о том, что человек как личность, участвует в различных видах взаимоотношений между людьми. Характер отношения к социуму зависит от степени личностного восприятия и того, как человек оценивает окружающих людей. На начальном этапе построения коммуникативной связи происходит оценивание внешних качеств. Вслед за внешностью, оценивается модель поведения собеседника, что позволяет сформировать определенный уровень отношений.

Именно на основе вышеперечисленных качеств составляется образ восприятия окружающих людей. Социальная перцепция имеет множество форм проявления. В большинстве случаев, этот термин применяется для характеристики личностного восприятия. Каждый человек воспринимает не только собственную личность, но и социальную группу, в которую он входит. Помимо этого, существует форма восприятия, которая характерна только для участников таких групп. Именно восприятие, основывающееся на рамках социальной группы, является второй формой проявления перцепции. Последняя форма перцепции является групповым восприятием. Каждая группа воспринимает как собственных членов, так и участников других групп.


Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации

Функции социальной перцепции заключается в оценке деятельности окружающих людей. Каждый индивид подвергает тщательному анализу индивидуальные особенности темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа формируется представление об окружающих людях и их манере поведения.

Механизм социальной перцепции

Социальная перцепция – процесс, на основе которого осуществляется прогноз модели поведения и реакции социума в различных жизненных условиях. Представленные ниже механизмы межличностной перцепции позволяют изучить тонкость этого процесса:

  1. Аттракция – изучение окружающих людей, которое основывается на позитивном восприятии. Благодаря этому механизму, люди получают способность близко взаимодействовать с окружающими, что оказывает положительное влияние на формирование чувственных взаимоотношений. Ярким примером этой функции является проявление любви, симпатии и дружеских чувств.
  2. Идентификация – этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций. Основываясь на собственных убеждениях, человек производит анализ внутреннего состояния окружающих. Пример: при выдвижении предположений о состоянии собеседника, человеку свойственно мысленно представлять себя на его месте.
  3. Казуальная атрибуция – является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов поступков окружающих, он начинает прогнозировать модель поведения других людей, основываясь на собственных чувствах, стимулах и других индивидуальных свойствах.
  4. Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме. Данный «инструмент» базируется на навыках представления собственной личности, «глазами» собеседника. В качестве примера следует представить себе диалог Васи и Паши. В этом виде коммуникации принимают участие как минимум шесть «личностей»: личность Васи, его представление о собственной личности и представление личности Васи глазами Паши. Точно такие же образы воссоздаются в сознании Паши.
  5. Стереотипизация – механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений. Важно отметить, что подобные образы имеют особенности в зависимости от социальных факторов. В качестве примера стереотипизации можно привести устойчивое представление о том, что большинство внешне привлекательных людей склонны к нарциссизму, представители Германии отличаются педантичностью, а работники силовых ведомств думают прямолинейно.
  6. Эмпатия – способность эмоционального сочувствия, оказание психологической поддержки и участие в жизни окружающих людей. Данный механизм является ключевым навыком в работе специалистов из области психологии, медицины и педагогики.

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями

Вышеперечисленные виды познания личности окружающих, основываются не только на физических особенностях человека, но и нюансов модели поведения. Построению тесных коммуникативных связей способствует участие в беседе обоих партнеров. Социальная перцепция находится в зависимости от стимулов, чувств и образа жизни каждого из участников межличностных взаимоотношений. Важной составляющей этой когнитивной функции является субъективный анализ окружающих индивидов.

Важность первого впечатления

Углубленное изучение социальной перцепции позволило выявить ключевые факторы, которые оказывают влияние на силу впечатлений о человеке. По словам специалистов, во время знакомства большинство людей уделяют повышенное внимание прическе, глазам и мимике. Основываясь на этом, можно сказать, что дружелюбная улыбка во время знакомства воспринимается как знак радушия и позитивного настроя.

Существует три главных момента, которые являются определяющими в процессе формирования первых впечатлений о новой личности. К таким факторам специалисты относят степень превосходства, привлекательности и отношения.

  1. «Превосходство» наиболее остро выражено в той ситуации, когда личность конкретного индивида в чем-то превосходящая, воспринимается как доминантная и в других сферах. На этом фоне наблюдается глобальное изменение в оценке собственных качеств. Важно обратить внимание, что влиянию «превосходства окружающих» более подвержены люди с низкой самооценкой. Именно этим объясняется тот факт, что в критических условиях люди высказывают доверие тем, к кому ранее относились негативно.
  2. «Привлекательность», являющаяся особенностью социальной перцепции – фактор, на основе которого анализируется степень привлекательности окружающих. Главная ошибка подобного восприятия заключается в том, что уделяя повышенное внимание внешним качествам, человек забывает об анализе психологических и социальных особенностей окружающих.
  3. «Отношение» основывается на восприятии человека, в зависимости от отношения в сторону его личности. Негативный эффект подобного восприятия основывается на том, что при хорошем отношении и разделении жизненной позиции, человек начинает переоценивать положительные качества окружающих.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве

Методика развития перцептивного восприятия

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, для вызова симпатии у окружающих достаточно простой улыбки. Именно поэтому, желая построить прочную коммуникативную связь с окружающими, следует научиться правильной улыбке. На сегодняшний день существует множество психологических приемов для развития мимических жестов, которые помогают усилить передачу испытываемых эмоций. Управление собственной мимикой позволяет не только улучшить качество социальной перцепции, но и получить возможность лучше понимать окружающих.

Одной из самых действенных методик развития навыков социального восприятия является практика Экмана. Основой этого метода является концентрация внимания на трех зонах человеческого лица. К таким зонам относятся лоб, подбородок и нос. Именно эти зоны лучше всего отображают такие эмоциональные состояния, как чувство гнева, страха, отвращения или грусти.

Умение анализировать мимические жесты позволяет расшифровать чувства, которые испытывает собеседник. Данная практика получила широкое распространение в сфере психологии, благодаря чему, специалист получает возможность построить коммуникативную связь с лицами, имеющими психические нарушения.

Перцепция – является сложным механизмом психического восприятия человека. Качество работы этой системы зависит от множества различных внешних и внутренних факторов. К таким факторам относятся особенности возраста, имеющийся опыт и индивидуальные черты личности.

Социальное восприятие или социальная перцепция . Прежде чем рассматривать данное понятие, вспомним, что такое восприятие. Восприятие или перцепция - это сложный психический процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта , воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Социальная перцепция во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепциизаключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Термин социальной перцепции был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности .

Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое, и характеризуется направленностью, каждое из которых обладает своими специфическими особенностями:

· Восприятие другого индивида, принадлежащего к «своей» группе;

· Восприятие другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе;

· Восприятие своей собственной группы;

· Восприятие «чужой» группы;

· Восприятие группой своего собственного члена;

· Восприятие группой представителя другой группы;

· Восприятие группой самой себя;

· Восприятие группой в целом другой группы.

В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.

Субъективное социальное восприятие в определенном смысле – это интерпретация . Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:

1. Идентификация - это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками . Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку;

2. Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку . Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир;

3. Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства, влияющего на глубину познания людьми друг друга . Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах:

a. процесс формирования привлекательности другого человека;

b. результат данного процесса;

c. качество отношений;

4. Каузальная атрибуция связана с приписыванием человеку причин поведения . У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.

5. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования механизма социальной стереотипизации . Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

6. Рефлексия , как форма самопознания посредством общества, и познание общества через призму субъективности. Как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей.

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия .

I. Эффекты стереотипизации . Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, преподаватели, безработные, политические деятели и т.д. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.

i. Эффект предубеждения . Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.

ii. Эффект ореола : общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты. О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Сюда же можно отнести:

i. Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

ii. Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

iii. Эффект каузальной атрибуции : чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны придумывать о нем.

v. Эффект сходства - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.

II. Эффекты заинтересованности . Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает.

i. Эффект самоубеждения . Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. Мы склонны учитывать только ту информацию, которая согласуется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответствует. Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны интерпретировать происходящее так, чтобы свое убеждение подтверждать.

ii. Эффект когнитивного диссонанса . Когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлекательны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, - наилучший. Например, если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить - значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?». Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т.д.

iii. Эффект когнитивного равновесия . Хайдер (Heider, 1958) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Молодой человек, имеющий брата-гомосексуалиста, будет поддерживать с ним такие же взаимоотношения, какие сложились прежде, систематически избегая, например, обсуждения с ним больного вопроса или же говоря себе, что его брат, должно быть, ужасно страдает от того, что с ним приключилось, и что он, безусловно, сделает все возможное, чтобы изменить свою ориентацию .

iv. Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.

III. Эффекты последовательности . Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее.

i. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация переоценивается по отношению к последующей.

ii. Эффект новизны : новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

iii. Эффект повторения . Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. "Все говорят - значит, правда!". Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.

iv. Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

v. Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

IV. Другие эффекты

i. Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

ii. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

iii. Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

iv. Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

v. Эффект игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

vi. Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

vii. Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

viii. Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Социальное познание . Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Познание как таковое осуществляется посредством высших психических функций, в число которых входит процесс восприятия, привнося субъективность и последствия его эффектов в процесс познания. Особенно это актуально в период социальной нестабильности. Индивид нестабильного общества зачастую имеет и проявляет такие особенности восприятия:

  • абсолютная неопределенность ситуации, что делает невозможным ближайший прогноз собственной судьбы, карьеры;
  • чувство тревоги, растерянности, неготовности жить и работать в новых условиях;
  • представление о том, что любой контроль в обществе отсутствует;
  • восприятие новых механизмов социальной регуляции как неэффективных;
  • отсутствие уверенности в том, что от рядового человека что-то зависит;
  • чувство негативизма, неудовлетворенности;
  • на фоне осмысления и переосмысления ситуации возникает состояние когнитивного диссонанса в связи с несоответствием представлений и ожиданий, что уже сложились у людей, с реальными изменениями социальной действительности;
  • незнание людьми критериев оценок новых способов социальных действий и поступков.

Эти и другие проявления восприятия людьми нестабильного социального мира имеют очень серьезные последствия, прежде всего в связи с тем, что индивид не чувствует себя субъектом действий и поступков в обществе. В лучшем случае он не может, а иногда и не хочет или отказывается видеть и понимать (познавать) социальные проблемы. В худшем - же познает, интерпретирует, транслирует социальные явления другим, опираясь на субъективный опыт, провоцируя цепную реакцию. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.

Социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:

1. Динамика . Общество является самым сложным объектов познания по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;

2. Предмет . Социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;

3. Самостановление . Общество выступает и как объект и как субъект познания , так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;

4. Метод . Ограниченные возможности методов изучения социальной действительности. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо противоположным) результатам. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция на фоне исторического опыта и наблюдение общественной практики.

Социальное познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, - их объективные закономерности. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляет сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге является одной из целей социального познания.

Другой целью социального познания является социальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Из этого вытекает более глобальная цель – регулирование социальных процессов и социальной деятельности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Татьяна Мужицкая - профессиональный психолог (закончила факультет психологии МГУ), бизнес-тренер, международный сертифицированный тренер НЛП, писатель, бард, телеведущая.

С 1993 года вся жизнь Татьяны связана с тренингами. Тренинг для нее - это язык, на котором можно говорить обо всем: о любви, о бизнесе, о времени, о себе, о чудесах и о миссии, да вообще о чем угодно. Именно этот принцип, воплощенный в жизнь привел к тому, что Татьяна провела более 1000 тренингов на разные темы. Однако, будь то тренинг профессиональных деловых коммуникаций или танцевальный тренинг, всегда у Татьяны в группе царит дружелюбная атмосфера творчества и юмора.
Татьяна является автором и соавтором более пятидесяти тренинговых программ.

Основные места работы - где Татьяна задерживалась надолго, они же основные партнеры - ибо Татьяна вечный фрилансер - это: Тренинговая компания «Пролог», «Центр НЛП в образовании», Российский Университет Дружбы Народов«, «Московский Центр НЛП», Консалтинговая группа «СЭТ», Казанский центр развития персонала «Бизнес-Инсайт», Телеканал «Домашний», Журнал «Эгоист Generation», Журнал «Наша психология».

За годы работы тренинги Татьяны прошли в самых разных городах и странах. Лучше всего ее знают в Москве, Казани, Тольятти, Владивостоке, Сочи, Одессе, Афинах, Тель-А-Виве, Алматы, Анталии, Киеве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Наиболее известными среди корпоративных заказчиков являются: «Яндекс», «Мегафон», «Внешторгбанк», Центробанк, «Пфайзер», «Каспийский Трубопроводный Консорциум», «СУАЛ», «Ростелеком», «Ландата» «Мерк Шарп и Доум», «Домо», «Совтех», «Аптеки 36.6», рестораны «Грабли», «Колбасов», «Гудман» и многие другие. Как шутит сама Татьяна: «Когда я смотрю на рекламные плакаты, то вижу за ними не брендовые товары, а сияющие лица участников моих тренингов и мысленно машу им рукой!».

Взаимодействие со СМИ у Татьяны Мужицкой уже стало второй специальностью. Многие постоянно видят ее лицо в передачах Первого канала. Ее часто приглашают в качестве психолога-эксперта телеканалы: Домашний, ДТВ, РТР, Рен-тв, Столица, ТНТ и другие. Ее голос часто звучит на волнах радиостанции «Сити-фм». А ее публикации можно найти в журналах «Наша психология», «Управление компанией», «Работница», «Наружная реклама России», «Цитрус» (Кипр). Постоянное сотрудничество с журналом «Эгоист Generation» привело к созданию серии книг, выпущенных издательством «Время»: «Божий дар согласно штанному расписанию», «Быть правым или быть эффективным?» и «Маленькие рецепты большого счастья». Все, кто начинал их читать, не могли оторваться, очарованные легким и юмористическим стилем изложения серьезных психологических идей и технологий.

Регалии

Отсутствуют. Татьяне искренне жалко времени на мероприятия, связанные с регалиями. Заказчики рекомендуют ее коллегам, участники спустя много лет бросаются на шею при встрече - этого вполне достаточно.

Личная жизнь

Татьяна уже много лет счастливая жена и мама двух сыновей. Технологии эффективной коммуникации и исполнения желаний проверены в боевых условиях.

Книги

Маленькие рецепты большого счастья
В этой книге речь пойдет о том, как слушать свой внутренний голос и принимать решение, о вечной игре "иди сюда - иди отсюда" и о методе "Зато".

Божий дар согласно штатному расписанию
Эта книга посвящена работе. Как сделать предложение, от которого невозможно отказаться, как распределить ответственность среди подчиненных, у кого искать поддержку, а главное, что делать, если вы и ваш начальник - люди с разных планет.

Быть правым или быть эффективным
Как научиться читать чужие мысли? Как управлять гневом и не поддаваться манипуляциям родственников и коллег? Как подать себя окружающим в лучшем виде и "сбывать мечты"? Об этом вы и прочитаете в этой книжке.

Сам поход на тренинг изменил полностью моё окружение, и соответственно путь профессионального развития. На самом деле это были постоянные инсайты, постоянные открытия и очень большое интеллектуальное удовольствие - это приключение.
Тренинг у Татьяны Мужицкой будет полезен взрослой аудитории. Если говорить о представителях бизнеса, например, среди профессиональной аудитории нередко встречается эмоциональное выгорание. И если хочется снова почувствовать ток жизни, стать активным, то тренинги у Татьяны - верный способ вернуть "открытый взгляд на жизнь".
Татьяна очень внимательна. Она отмечает детали, которые ей заметны как психологу, у неё мягкая методика, она человечна и честна. Татьяна сама человек многогранный и большой, поэтому и тренинги у неё такие получаются: живые, зажигательные, драйвовые. Если говорить об использовании в жизни методов, полученных на тренинге, то я давно уже об этом не задумываюсь, потому что они стали частью меня - они встроились тогда, я уже так живу и общаюсь

Екатерина Прокопенкова

директор по развитию Агентства "Деловой протокол"

Татьяна умеет создавать атмосферу, которой окутываешься, обволакиваешься, и зарождается творчество и игра. Приобретаешь друзей и знакомых, именно благодаря тому, что создается атмосфера дружеская, веселая, приятная. И все это на фоне серьёзных психологических концепций!
Наблюдать за процессом, как она ведет тренинг, это уже интересно. И даже более скучные темы, более технологичные, она умеет упаковать весело и провести с повышенным интересом от аудитории, всегда умеет увлечь людей - я не видел, чтобы кто-то спал не её тренингах.
Я бы не ограничивал круг людей, кому может быть полезно НЛП. Если человек открыт к новым знаниям, открыт к постижению самого себя, других людей, этот тренинг поможет ему сделать дополнительный шаг в этом направлении. Это не такого прикладного характера тренинг, когда прошёл и стал лучше забивать гвозди, быстрее бегать. Нет. Это больше понимания, которое позволит достигать цели быстрее.

Михаил Носов

консультант PwC, марафонец Ironman и Ultraman

Татьяна с лёгкостью умеет рассказывать о достаточно серьёзных вещах. Изучать нечто совершенно новое, и тут же применять полученные навыки на практике было очень необычно, при этом ты как будто заново знакомишься с собой, изучаешь свои возможности, открываешь в себе новые таланты. И, кажется, нет ничего невозможного: и в личностном, и в профессиональном плане открывается множество дверей, которые ты прежде считал закрытыми или просто никогда и не пытался открыть.
Во многом начинаешь видеть глубину, которую раньше не видел, и это даёт тебе представление о том, тех ли целей ты на самом деле ищешь, тех ли целей добиваешься. И что самое приятное - инструменты эти применимы в любой сфере деятельности. По итогам тренингов впечатления можно описать примерно так: "Неужели это работает? Это точно работает!"

Елена Алеева

руководитель отдела внутренних коммуникаций в коммерческом банке

До тренинга Татьяны Мужицкой я уже несколько лет изучала НЛП у других тренеров. НЛП при этом представлялось интересным и полезным направлением психологии. После тренинга Татьяны, НЛП предстало совсем в другом свете. Оно обрело фантастическую лёгкость в изучении и применении. Стало совершенно очевидно, что применением этих навыков невозможно навредить ни себе, ни другим.
Благодаря Татьяне и её НЛП я, наконец, поняла, чем именно хочу заниматься в этой жизни. Менее чем за год, моя профессиональная деятельность "встала на ноги", стала востребованной среди крупных компаний и начала приносить хороший доход. Я как будто "поверила в себя", перестала сомневаться в своём профессионализме, что позволило выполнять проекты быстрее, качественнее и легче для их участников.

Екатерина Горохова

проектный менеджер, бизнес-тренер

Волшебные штуки, которые я ТЕПЕРЬ УМЕЮ ДЕЛАТЬ!!!

Ненавистным делом для меня был спорт. Ну реально ненавижу места скопления потного народа, ненавижу любые прыжки, подскоки, швыряния, поднимания! После них голова болит, лицо бордовое. Товарищей, которые утверждают: «Спорт - это удовольствие!», считаю лицемерами… Ничего хорошего в спорте не нахожу. Каждый период из серии «надо подкачаться, надо-надо подкачаться» мученически преодолеваю, вешая внутри звезду героя посмертно.
Тело вдруг стало требовать движения. Просто вот нельзя «жить колодой!» и все тут, надо покружиться, надо телу попрыгать со скакалкой, надо растягивать резинки и надо, ну очень надо много гулять… Надо так надо, сказало тело, значит делаем). И я две недели много гуляю, прыгаю со скакалкой, танцую, делаю планку и все удивляюсь - отчего же мне все это нормально, легко и радостно делать…
Только сегодня утром поняла, что три недели назад сходила я на занятия по НЛП. И на этих занятиях надо было какое-то нелюбимое тобой дело превратить в приятное, если уж не в удовольствие. И потренировавшись в мастерстве на курсе я и забыла об упражнении, а оно то обо мне и не забыло, а вот какие результат дало… Так что…
И навыки отрабатываются на ком? На близких! И вот человек, который терпеть не мог контактные виды спорта, радостно несется заниматься боксом, да еще и стал нахваливать!
Очень важно не только чему учиться, но и у КОГО учиться!

Татьяна Карпова принадлежит к тому же поколению актеров, что и народный артист СССР Владимир Зельдин. И так же, как и он, она приехала покорять Москву из провинции — уроженка Харькова со школы участвовала в спектаклях харьковского театра-студии «Березиль» (сейчас — Харьковский украинский академический драматический театр имени Шевченко), училась в местном музыкально-театральном техникуме и работала в молодежном рабочем театре малых форм «Темафор».

В Москве она оказалась в начале 1930-х, прошла через несколько тогдашних театральных институций — пыталась устроиться в Вахтанговский театр и МХАТ, прошла — успешно — прослушивание у знаменитого Всеволода Мейерхольда и даже стала, как тогда говорили, «вольнослушательницей» в МХАТ-2. Но еще в училище ей рассказывали о Марии Бабановой — ученице Мейерхольда, главной сопернице по сцене Зинаиды Райх, которая к тому времени уже получила режиссерское образование, работала в Театре Революции и преподавала. И Карпова добилась перевода на курс своего кумира, а по окончании — в 1939 году — оказалась в одной с Бабановой труппе; сейчас этот театр носит имя Маяковского.

Успех на сцене к ней пришел после войны.

В театре собирались ставить спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия»; Бабанова должна была играть Любовь Швецову, но незадолго до премьеры заболела — и по ее совету эта роль досталась Татьяне Карповой. Спектакль имел оглушительный успех, авторы и актеры в 1947 году получили Сталинские премии первой степени — ну а для Карповой, которая тоже, конечно, стала лауреатом, постановка открыла двери к другим большим ролям.

В послужном списке главной актрисы Маяковки — более 50 разноплановых и характерных ролей, среди них — Таня (спектакль «Таня»), Диана («Собака на сене»), Шура Азарова («Питомцы славы»), Реджина («Королева-мать»), Катрин («Мамаша Кураж и ее дети»), Сонька («Аристократы»), Алевтина («Весенние скрипки»). При Андрее Гончарове (возглавил театр в 1967 году) Карпова сыграла свои более зрелые роли — Большая Ма в спектакле «Кошка на раскаленной крыше», Клавдия в «Детях Ванюшина», Сваха в «Банкроте». Карпову называли актрисой широкого диапазона и мастером «золотого века российского театра» — ей одинаково блестяще удавались лирические, драматические и комедийные роли.

Актриса перестала выходить на сцену в 2003 году после неудачного перелома ноги.

Владимира Зельдина, прошедшего примерно тот же путь в 30-е, вся страна узнала про комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». У Карповой такого прорыва не случилось, она, по большому счету, так и осталась исключительно театральной актрисой, а киноролей у нее вообще было чрезвычайно мало — всего полтора десятка. Дебют ее состоялся очень поздно — в 1956 году вышел фильм «На подмостках сцены», экранизация водевиля «Лев Гурыч Синичкин», в котором партнерами Карповой были Василий Меркурьев и Лилия Юдина, а также Юрий Любимов — еще один представитель того же поколения, что и Карпова с Зельдиным.

В фильмографии Карповой есть и «Ольга Сергеевна» Александра Прошкина, и одна из частей детектива «Следствие ведут знатоки», и даже роль в сериале середины 90-х «Мелочи жизни». Главная роль в кино у нее, впрочем, была всего одна — в мелодраме 1973 года «Теща».

При этом звания и награды ее стороной не обходили. Заслуженной артисткой РСФСР она стала еще за «Молодую гвардию» 1947 года, в 1960-м получила звание народной артистки республики, а в 1990-м — одной из последних — получила и звание народной артистки СССР. Впрочем, это была просто констатация — к тому времени Татьяна Карпова провела на сцене более шестидесяти лет и стала одним из символов Театра имени Маяковского.

Сообщение о смерти актрисы появилось на сайте театра.

«Не стало легендарной актрисы, народной артистки СССР Татьяны Михайловны Карповой. Светлая память и соболезнования всем родным и близким!», — говорится в сообщении.

Причины смерти пока не называются; дата и место похорон будут объявлены позже. Уже известно, что прощание с Татьяной Карповой пройдет в театре имени Маяковского — об этом РИА «Новости» сообщил директор театра Олег Ошарин.

«Дата гражданской панихиды и прощания будет известна позже», — сказал Ошарин.



Поделиться