Тема: Понятие о былине. « Вольга и Микула Селянинович» - презентация

В рукописной литературной традиции XVII - начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями».

Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.

Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в.

Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.

Микула Селянинович - пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.

Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

Словарная работа: нравственные ценности, понятие о личности, о чувстве собственного достоинства.

Ход урока.

Оргмомент.
Беседа по вопросам:

Что называется былиной?
Назовите временные рамки возникновения былин?
Почему былины называют героическим песенным эпосом?
Назовите периоды возникновения былин.

Былина о Вольге и Микуле.

Рассказ учителя.

Былина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователь В.Я.Пропп относит её возникновение к 14-15 вв., но основа былины возникла раньше - в 11-12 вв и именно в пределах Новгородской земли. Так думать заставляет идея былины - важнейший критерий исторического и местного приурочения всякого эпического произведения.

Идея былины раскроется во всей ее конкретности в связи с действительностью Новгородской Руси, если разобраться в сюжетной коллизии.

Князь Вольга Святославович, приходящийся в былине дядей Владимиру Красное Солнышко, получил от стольного киевского князя 3 города - гурчевец, ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за данью. В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, какие живут люди в городах, куда едет князь. Был пахарь там, вёз оттуда соль, а местные мужики напали на него и стали требовать «подорожные гроши» («Подорожными грошами» былина именует: а_ пошлину, которую взимают с путников горожане; б) так иронически называют грабеж). Рассказал пахарь и то, как он побил разбойников. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается.

Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Это ясно из того, как дружинники дергают из земли соху пахаря. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.

Многие варианты на этом и обрывают песенное повествование, но это не конец былины. Завершением, которое только и могло раскрыть идею былины, является рассказ о том, как Вольга с Микулой приехали в жалованные города. Выяснилось, что мужики не князя боятся, а того, кто их «третьево дни» побил. И Вольга назначает Микулу наместником.

которые устроили засаду, разобрав мосты. Микула оказался не только сильнее, но и мудрее князя. И тем разительнее его превосходство, что князю с детства «похотелося» много мудрости. Недаром многие варианты былин о Вольге открываются эпическим повествованием о чудесном рождении князя, известном из былины о Волхе Всеславиче. Смысл былины заключается в том, что власть и дары киевского стольного князя не имеют никакого значения в тех местах, где живет Микула. Всё решает местная сила, её отношение к актам пожалования, совершаемым киевским князем. Вольга с дружиной могли воочию убедиться, кто в краю Микулы хозяин положения. Узнав истинное соотношение сил, Вольга почитает за лучшее посадить Микулу наместником и вернуться в Киев.

Такая идея могла принадлежать только Новгородскому краю. Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам, а не те, которые самовластно приняты киевским князем.

Еще одно доказательство новгородского происхождения былины. Вс.Миллер: «Это точная картина северной пахоты - в губерниях Новгородской, Олонецкой, Псковской, где пашня сплошь усеяна валунами…» Только соха чудесного пахаря Микулы Селяниновича могла великие камни перевертывать и в борозду валить.

Былина, поставившая новгородца Микулу над дядей киевского князя запечатлела тот период в истории Великого Новгорода, когда он особенно настойчиво боролся с киевскими князьями за независимость в середине 12 в. Былина противопоставляла родственнику могучего князя не боярина, а пахаря, который на стороне киевской власти лишь тогда, когда она отстаивает порядок и в Новгородской земле, борясь с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан всё необходимое, соль в том числе.

Таким образом, будучи областной, новгородской, былина одновременно оставалась и демократической, т.к.противопоставляла князю пахаря.

Микула Селянинович - эпический герой былины. Работа с текстом.

Найдите в тексте былины приметы русской реальной старины (Князь в истории его княжения, отголоски событий, связанных с междоусобными распрями, описание труда земледельца).
Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы. Найти подтверждение в тексте.
Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца? (Описание сошки, труд оратая - богатырство)
Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?

Примечание: Необходимо напомнить, что Вольга имеет необыкновенное происхождение:

он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные

способности, но эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.

Задание для учащихся сводится к тому, чтобы убедиться в превосходстве

пахаря даже над таким человеком.

Какую роль концовка былины («торжество» богатыря) играет в утверждении образа Микулы Селяниновича как эпического героя?
Что такое эпический герой? (Герой, совершивший подвиги в историческом прошлом, человек необыкновенной физической и воинской доблести)
Что характеризует русского богатыря? (Он человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине).


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тест по содержанию былины 5. Кому принадлежит это описание? А у него кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У него глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. А) оратаю, Б) Вольге, В) дружиннику 6. Как называлась речка, возле которой разбойники поджидают? А) Калиновка, Б) Смородина, В) Малиновка 7. Зачем Микула Селянинович захотел возвратиться обратно в поле? А) забыл шапку, Б) забыл сумку, В) забыл сошку убрать

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Из истории данной былины Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к 14-15 векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в северных княжествах почва после расчистки от леса была усеяна кореньями, которые необходимо было корчевать.

6 слайд

Описание слайда:

Вольга Святославович Микула Селянинович Герои былины Обратитесь к названию былины: кто её герои? Кто такой Вольга? Кто такой Микула? Найдите в тексте описание Вольги и Микулы. Кто по описанию главный герой былины? Князь Вольга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

7 слайд

Описание слайда:

Словарик к уроку. Гужики - петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – значит стальной, с старинной, твёрдой, упругой, узорчатой поверхностью. Сафьян- тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый- о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

8 слайд

Описание слайда:

Тема и основная мысль былины Какой теме посвящена былина? Тяжёлому труду землепашца. Кто или что прославляется в былине? Крестьянский труд. Трудолюбие. Бережливость. Скромность. Щедрость Патриотизм. Готовность помочь в трудном деле. Виды былин по тематике Социально-бытовые Героические (богатырские)

9 слайд

Описание слайда:

Композиция былины Зачин - указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине. Найдите зачин в былине. Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович. Основная часть - дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается. Концовка - подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Есть ли в былине концовка? А тут станут мужички меня похваливати: "Молодой Микула Селянинович!"...

10 слайд

Устное народное

творчество

БЫЛИНА


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Цель урока:


Задачи урока:

  • Дать понятие былины .
  • Познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом.

3. Углубить представления семиклассников о национальном своеобразии русского фольклора.

4. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.


Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.

М.Горький


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Повторение изученного

Жанры унт

Большие жанры:

Малые жанры:

Сказки, былины, предания, исторические песни, лирические песни

Загадки, потешки,

заклички, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки


Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

потешка


Зимой беленький,

летом серенький.

загадка


В некотором царстве, в некотором государстве жил –был царь. И было у этого царя три сына…

сказка


Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

скороговорка


1."Как две капли воды"

2."Как снег на голову"

3. "На помине легок"

1."На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь«

2."На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",

поговорка

выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность

пословица

краткое народное изречение с назидательным содержанием


Изучение нового

материала

Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX-XIII веков.


Социально-бытовые

Героические



Сказители доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями.



  • Запев (для привлечения внимания).
  • Завязка действия (поручение).
  • Развитие действия.
  • Кульминация (подвиг богатыря).
  • Развязка действия (расправа с врагом).
  • Исход.

Выразительное чтение

былины


Художественные особенности былин

1.Гипербола (преувеличение)

2. Прием троичности.

3. Повторы

4. Постоянные эпитеты

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Аналитическая беседа

по вопросам

- Какой теме посвящена былина?

(В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

- Кто ее главный герой?

- Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле?


Что прославляется

в данной былине?

Какова основная мысль? Свяжите с эпиграфом.



Задания по группам:

1 группа. Характеристика Вольги и Микулы Селяниновича в виде кластеров.

2 группа. Отличительные черты былинного эпоса. Привести примеры из текста.


Что должно

примерно получиться

Может превращаться в рыбу, птицу

Описание внешности отсутствует

Наделен богатырской силой

Вольга

Микула Селянинович

князь

пахарь

Занимается крестьянским трудом

Подробное описание внешности самого пахаря, а также его кобылы

Едет по городам собирать «получку»

Даже кобыла оратая сильнее, быстрее, красивее, чем у княжеской дружины


1.Гипербола (преувеличение): вся дружина против одного Микулы Селяниновича

2. Прием троичности.Первый, второй, третий день…Тридцать молодцев в дружине,три города (Курцовец, Ореховец, Крестьяновец) на пути дружины, трижды посылает Вольга дружину, «чтобы сошку из земли повыдернули»

3. Повторы: «…молодой Вольга, молодой Вольга Святославович», «У оратая…, У оратая…»

4. Постоянные эпитеты: солнце красное, синии моря, молодой Вольга и др.

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Рефлексия

  • Былина – это…
  • Каковы композиционные и речевые особенности былины?

3. «Вольга и Микула Селянинович» относится (киевскому, новгородскому) циклу и (социально-бытовому, героическому) типу.

4.Что и кто прославляется в былине?


  • Составление кроссворда по новым понятиям, терминам.



Поделиться