Тренинговое занятие для младших школьников. Комплексный учебный метод

Мы учимся общаться!

Цель: предупреждение и преодоление разногласий в учебном коллективе.

Задачи:

Развивать коммуникативные навыки и социально-психологические свойства личности;

Формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей;

Воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.

1. Приветствие

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь видеть всех вас! Сегодня необыкновенное занятие: у нас в гостях замечательные и удивительные люди – психологи и социальные педагоги школ нашего района. Каждое утро наши гости идут на работу для того, чтобы подарить детям спокойствие, радость, уверенность в своих силах, помочь разрешить конфликты и недоразумения, которые иногда случаются у школьников.

А в вашем классе случаются разногласия? (ответы детей: да). Почему?

Хотите научиться сегодня на занятии быть более дружными? (ответы детей: да).

Давайте поприветствуем друг друга по- особенному. Я предлагаю вам образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из вас пойдёт по кругу и будет здороваться со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Обсуждение:

Вам понравилась игра?

Чье приветствие особенно понравилось?

Какие чувства выражены в приветствии европейцев, японцев, африканцев?

2. Упражнение «Доброе животное»

А теперь, ребята встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое очень доброе животное. Прислушайтесь, как оно дышит…А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, а на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, также ровно и четко бьётся его большое доброе сердце, стук шаг вперед, стук –шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого доброго животного себе.

Обсуждение:

    Сложно ли было придерживаться обозначенных правил?

    Понравилось ли вам животное, частью которого вы были?

    Что-нибудь удивило вас в этой игре?

Мы становимся дружнее!

4.Упражнение «Пазлы»

Я знаю ещё один секрет настоящей дружбы, но для этого вам необходимо преодолеть небольшое препятствие - собрать пазлы. Я предлагаю вам объединиться на команды и немного поиграть в игр. Каждому из вас я выдам по одному фрагменту - пазлу. Ваша задача: из имеющихся пазлов каждая команда должна собрать одну картинку, как можно быстрее. (во время работы звучит весёлая музыка)

А теперь, вам необходимо объединиться в одну большую команду и из 14 элементов создать одну картинку, как можно быстрее.

Обсуждение:

Как было легче работать в команде из семи человек или из четырнадцати?

2.Что помогало выполнению задания?

3. Что мешало?

4. Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия? (терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться).

Психолог: дорогие ребята, одним из секретов настоящей дружбы взаимопонимания является умение внимательно слушать и слышать друг друга! Вы хотите проверить как у вас это получается?

    Упражнение «Рассказчик»

Чтобы начать эту игру, мне необходимо определить игроков - рассказчиков (5 человек), остальные ребята будут судьями.

Рассказчикам нужно будет передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать рассказ и передавать его следующему. Первому рассказ расскажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. (рассказчики выходят за дверь).

Господа судьи: «Сейчас сюда будут заходить по одному рассказчики, первому я сообщу текст, которой он передаст второму, второй - третьему и так далее. Наша задача - запоминать, кто и как точно будет передавать текст».

Начинаем?

Я слышала, что Петя завтра собирается праздновать день Рождения, но он не хочет приглашать всех. Костю Петя решил не звать, потому что он дерется. Борю тоже не позовёт на День Рождения, потому что он двоечник и с ним неинтересно. А вот Рому обязательно позовет, потому что Рома умеет дружить и помогает делать домашние задания.

Обсуждение с судьями:

Отличается ли последний рассказ от первого?

Были ли искажена информация?

За счет чего это произошло?

Что «своего» каждый внес в рассказ?

Всегда ли нужно верить всему, что вам говорят?

Психолог: очень важно доверять и оправдывать доверие одноклассников, важно поддерживать друг друга в разных ситуациях. Чтобы это понять, давайте поиграем ещё в одну игру. Она называется «Пчёлы и змеи». Нам необходимо снова объединиться в команды по 7 человек. Те, кто хотят стать пчелами, отходят к окну, а те, кто хотят играть в команде змей, подходят к стене напротив. Каждая команда должна выбрать своего капитана команды. После того как я объясню правила игры наши капитаны выходят за дверь и ждут, пока их позовут. В это время я спрячу два предмета: для капитана пчёл – цветочек, а для короля змей – ящерицу. Капитаны должны отыскать эти предметы с помощью своей команды. Все пчелы будут жужжать: жжжжжжж... Чем ближе их капитан подходит к премету, тем громче должно быть жужжание, чем дальше – тем тише. А змеи помогают своему капитану шипением: шшшшшш... Чем ближе змеиный капитан, чем дальше – тем тише. приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Понятно ли вам задание? Капитаны, вам необходимо не надолго выйти из зала. Дорогие пчелки и змейки, рассаживайтесь по своим местам. Необходимо помнить, что во время этой игры никто не имеет право ничего говорить.

Обсуждение.

Твоя группа хорошо помогала?

Как вы взаимодействовали друг с другом?

Как ты чувствовал себя в роли капитана?

Что для тебя было самым трудным в этой роли?

Что мешало?

Психолог: дружба- это добрые слова и пожелания (я беру в руки коробочку)

Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на эту коробочку. Сейчас я потрясу её, а вы определите на слух, что в ней находится. (варианты ответов). На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле (Дети берут по одной конфете и желают доброты, здоровья, долголетия, мира, достатка, дружбы, счастья). Каждый из вас сейчас совершил маленькое чудо. От ваших пожеланий мир стал добрее. Спасибо вам! Вы большие молодцы, мне очень понравилось наше занятие, но к сожалению оно подходит к завершению.

Понравилось ли занятие вам?

Что понравилось больше – что понравилось меньше?

Что было самым трудным?

Я очень надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы будете самым дружным классом. Вы будете стараться?

Сегодня у нас есть отличная возможность поблагодарить друг друга. Для этого образуем круг. Я предлагаю поблагодарить друг друга, пожать руку и сказать: «Спасибо, что ты рядом!». (Психолог тоже в кругу, начинает или заканчивает упражнение «Спасибо, что все вы рядом»).

Обсуждение:

    Какие чувства вы испытали, играя в эту игру?

    Сложно ли было говорить слово «спасибо»?

    Часто ли вы произносите добрые слова в классе, дома.

А теперь, давайте прощаться. Ребята, покладите свои ладошки на мою руку.

Давайте вместе произнесём: «До новых встреч!»

ШАГИ К УВЕРЕННОСТИ
Тренинговое занятие для учащихся 7-8-х классов

Цель: формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед агрессивным и неуверенным.
Задачи:
создать доверительную атмосферу в среде подростков;
развивать умение анализировать поступки и желания, дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, агрессивности в поведении людей;
развивать творческое мышление учащихся.
Материалы: мяч, маски или костюмы сказочных персонажей, чистые листы и фломастеры.

I. ВВЕДЕНИЕ В ТРЕНИНГ

Упражнение 1. Приветствие
Давайте сейчас поприветствуем друг друга. Предлагаю приветствовать друг друга пожати¬ем рук. Однако это будет не простое рукопожатие. Пусть каждый из участников группы подойдет по очереди ко всем остальным, скрес¬тит свои руки, возьмет в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия скажет ему что-то очень приятное (комплимент, пожелания и т. п.).
Упражнение 2. Правила поведения в группе
Поскольку мы проводим наше занятие в форме тренинга, то преж¬де, чем мы начнем, давайте познакомимся с основными правилами поведения в группе.
1. Я говорю «я», а не «мы» или «все». Когда я говорю «мы», то не несу ответственности за свои слова, а кроме того, делаю их поверхностными и менее ценными.
2. Я не использую общие фразы и штампы. Чем больше я говорю отвлеченно и не конкретно, тем менее эффективными становятся мои слова. Общие фразы являются формой защиты. Вместо фразы «Все девочки - эгоистки» следует сказать «Сандугаш, ты ведешь себя слишком эгоистично».
3. Я говорю о том, что мешает мне принимать участие в работе группы. Если в какой-то ситуации я внутренне не готов принимать участие в выполнении задач, но не говорю этого, то тем самым лишь мешаю себе продуктивно работать. Я должен сам сказать, что мне мешает: «Я не могу сейчас сосредоточиться на нашей теме, так как мне тяжело отвлечься от своих проблем».
4. Я не говорю о других в третьем лице (он, она), а обращаюсь непосредственно к ним. Если в присутствия человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают или не уважают.
5. Я избегаю закулисных разговоров. Закулисные разговоры приводят к снижению группового единства, а в конце концов, и взаимного доверия участников группы. Поэтому я ни с кем не перешептываюсь. Если это делают другие, я спрашиваю их, готовы ли они вынести свои закулисные разговоры на групповое обсуждение.
6. Я всегда могу сказать «нет». Человек лишь тогда ощущает в себе силы попробовать новые способы поведения, когда имеет возможность сам решать, что он может делать и о чем говорить.
7. Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за границы группы. Каждому участнику группы легче и проще открыться, если он уверен, что потом никто никому постороннему об этом не расскажет.
8. Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь». Если человек сосредоточен на своих прошлых или будущих проблемах, он не может сконцентрироваться на том, что происходит в группе. Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о прошлом, я говорю о том, что происходит со мной именно сейчас в группе.
Упражнение 3. Знакомство
Поскольку мы не все знаем друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Каждый поочередно дела¬ет шаг в центр и говорит свое имя в той форме, в которой оно ему больше всего нравится. После этого по моему сигналу мы все делаем шаг вперед и вместе повторяем это имя.
Имя многое может рассказать о человеке, однако намного больше о нем могут сообщить другие люди. Поэтому продолжим наше зна¬комство.
Давайте снова встанем в круг. Пусть одна половина круга будет под номером 1, а вторая половина - под номером 2. Посмотрите на центр. Каждый из нас должен пройти через центр этого круга как можно больше раз. Начали.
А теперь каждый номер 2 должен схватить кого-то из команды 1!
Итак, мы разбились на пары. Пусть каждая пара отойдет подаль¬ше от других и удобно разместится. Можете сесть. Каждому участни¬ку дается 2 минуты, на протяжении которых вы молча смотрите друг на друга. Не обязательно сохранять контакт глаза в глаза, можете де¬тально рассмотреть вашего партнера. Время пошло.
Теперь вам дается по 5 минут на каждого. Расскажите своему парт-неру о себе все, что только захотите (конечно, только правду). Парт¬нер может задавать вопросы, и вы должны либо на них честно отве¬тить, либо объяснить, почему не можете дать ответ. По прошествии 5 минут поменяйтесь ролями.
Давайте снова сядем в круг. Пусть каждый расскажет группе о сво¬ем партнере, однако не от своего, а от его имени. То есть вы будете говорить не «Айгерим - человек очень воспитанный», а «Меня зовут Айгерим. Я очень воспитанный человек».
Обсуждение. Какие у вас впечатления? Узнали ли вы что-то новое о себе? А о других? Что вы ощущали, когда говорили от вашего име¬ни? А когда вы говорили от лица партнера?
Упражнение 4. Высказывания ожиданий
Итак, мы с вами познакомились. Теперь запишите в своих блокнотах, с какой целью вы сюда пришли и что вы ожидаете от занятий в этой группе. Сформулируйте свои цели и ожидания максимально четко.
Вообразите себе, что перед вами в любом месте аудитории стоит наиболее решительный человек в мире. Вообразили? Теперь станьте на это место и сообщите свои цели остальным участникам группы.
Обсуждение. Что вы ощущали, когда говорили о своей цели?

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. Беседа «Пути самоутверждения»
Представляю вам результаты социологического опроса, проводимого в школе: «Где и с кем я чувствую себя комфортно?» Заметьте, что наибольшее количество ответов - «на дискотеке», «в общении с одноклассниками», «работая в кружках», «на спортивных соревнованиях». Обратите внимание на то, что многие подростки, пробуя алкоголь и табак, также ощущают себя комфортно.
Как вы думаете, по какой причине ваши сверстники начинают курить, пробовать алкоголь, а также изменяют свой внешний облик (красят волосы в неестественные тона, прокалывают разные части тела)? Обратите внимание на проявлении неуверенности у этих ребят, на их желание самоутвердиться с помощью, например, курения. Расскажите о своих чувствах и ощущениях от общения со сверстниками, сделавшими подобный выбор, согласитесь, что поведении возникает агрессию.
Сейчас каждый участник занятия сделает свой выбор, по итогам которого мы разделимся на три группы: уверенные, неуверенные, агрессивные. Для этого попробуйте почувствовать себя уверенным, прочувствуйте неуверенность, побудьте немного агрессивным. В какой роли вам более комфортно?
Упражнение 2. «Вхождение в роль»
Вам предлагается обыграть небольшой отрывок русской народной сказки «Колобок», переделав ее так, чтобы Колобок у ребят первой группы был неуверенным; у второй - агрессивным и, соответственно, у третьей группы - уверенным.
Вопросы для обсуждения:
- что чувствуют другие герои сказки, встречая «разных Колобков» - с разным типом поведения?
- какого Колобка (уверенного, неуверенного, агрессивного) может быстро «съесть» Лиса? Какой ей покажется особенно «невкусным»? А какой может смело продолжить свой путь дальше?
Упражнение 3. «Зеркало»
Сейчас все мы образуем 2 круга - внутренний и внешний. По сигналу ведущего один из стоящих во внутреннем круге должен изобразить без слов - с помощью жестов, позы и мимики - уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и оказавшись перед другим участником, пытаются понять, кого изобразил тот.
После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем - отгадывают. Ведущий фиксирует количество правильных ответов каждого участника.
Затем проводится краткое обсуждение: какие позы загадывались чаще, почему? Какие легче угадывались, почему?
Упражнение 4. «Город уверенности»
Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на земле. Один из нас первым скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по кругу, по часовой стрелке, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои предложения.
Упражнение 5. «Круг уверенности»
Представьте себе невидимый круг на полу диаметром около 60 см примерно в полуметре от себя. Войдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были «на гребне успеха». В той ситуации максимально проявились ваши способности. Все было хорошо, удача способствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кино или книги, которым вы восхищаетесь. Удивительная способность нашего мозга - это то, что для него нет разницы между историей воображаемой и реальной. Фантазируйте смело!
Что вы чувствовали?
Упражнение 6. «Я- хозяин»
Каково ваше представление о хозяине? (Возможные варианты: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими.)
Одна из главных черт хозяина - уверенность в себе. Кто из вас уверен в себе, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!
Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь хозяином кого-нибудь из желающих - «хозяином будешь ты!»; новый хозяин должен произнести какую-нибудь фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли - это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и в этом помещении хозяином

III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Упражнение 1 . «Ассоциации»
Участникам каждой группы предлагается записать все слова, ассоциирующиеся со словами: «уверенность», «неуверенность», «агрессивность». Листы вывешиваются, и происходит обсуждение.
- Что находится в душе, в сердце у агрессивных подростков? (Учащиеся все вместе ищут подходящие слова на листе.)
- Может ли агрессивный человек быть лидером? Если «да», то чем характеризуется его группировка?
- Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состоянии неуверенности добиться чего-либо?
- Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом с собой?
- Какое поведение самое успешное?
Упражнение 2. «Рефлексия»
Ведущий снимает листы «Неуверенность», «Агрессивность» и оставляет только лист «Уверенность». Предлагает участникам подумать, насколько они близки к уверенному типу поведения. Затем ребята располагаются так, как считают они сами (рядом, в нескольких шагах, далеко от листа со словом «Уверенность»).
Вопрос для обсуждения:
- Трудно было оценить собственное поведение?
Заключение
Ведущий говорит, что шаг к уверенности - это всегда маленький шаг к успеху!

Андронова Ольга Ефимовна, педагог-психолог ГУ СОШ №29 «Пальмира», г. Семей

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"

Цель:

    Сплочение классного коллектива.

    Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию

Участники тренинга расположены по кругу.

Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»

1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.

Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?

2 упражнение. «Салфетка»

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

3 упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»

Беседа

– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса.

Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь своим товарищам?

Зачем ходят в школу? Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм (способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека), уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

4 упражнение «Понятия»

Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четырех человек сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку.

На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.

Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:

1. Нарисовать эмблему, символ

2. Написать понятие этого слова

3. Девиз, лозунг к этому слову

4. Плюсы и минусы этого понятия

Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.

5 упражнение «Пожелания»

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга

– Кому, что понравилось, что не понравилось?

– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)

Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Приложение

Анкета

1. Самочувствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;

Б) есть отдельные друзья и товарищи;

В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;

Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;

В) хотел бы перейти в другой класс.

3. Психологическая атмосфера в классе



Поделиться

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Увлеченность

Равнодушие

Продуктивность

Непродуктивность

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Безразличие

17.05.2011 18160 1420

Наблюдая первоклассников видно, что проблемы адаптации и коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждом классе присутствуют дети с высоким уровнем тревожности при низком уровне коммуникации.

Именно для таких детей была разработана данная программа. Это десять занятий с использованием изо- и сказкотерапии. Проводятся они во второй четверти по два занятия в неделю. Продолжительность занятия - 40 минут.

Когда ребенок работает в группе в непринужденной обстановке, сочиняя сказки о своих трудностях и рисуя их он становится более общительным, преодолевает тревогу и застенчивость.

ЗАНЯТИЕ 1

1. Упражнение «Добрый клубок»

Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.

Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.

2. Упражнение «Какая рука у соседа»

Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, нежная).

3. Установление правил

Цель: регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств. Совместно вырабатываются правила поведения на занятии:

говорить по одному

не перебивать того, кто говорит

не применять физическую силу

никого не оскорблять, не дразнить.

Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на доске во время всех последующих занятий.

4. Упражнение «Аппликация»

Цель: развитие навыков эффективного общения.

Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать по несколько заготовок и составить из них какую-то картинку. Фигурка выкладывается на парте. Ее можно наклеить на лист обоев, предварительно договорившись о том, где что наклеивается, «чтобы было красиво». Аппликация остается в помещении группы.

5. Рефлексия

Дети встают в круг. По очереди говорят,что им понравилось на занятии и что не понравилось и почему.

ЗАНЯТИЕ 2.

Упражнение «Сделай как я»

Повышение сплоченности группы.

Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.

Упражнение «Перечисли правила»

Цель: закрепление правил и принятие детьми ответственности за их соблюдение. Каждый участник получает листок бумаги. Задача - пиктографически изобразить правила работы группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Правила комментируются детьми по принципу объяснения их целесообразности. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.

З.Упражнение «Мне нравится...»

Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке. Таким образом, в кругу должны побывать все желающие.

4.Прощание

Дети благодарят друг друга за совместную работу. Прощаются, подбирая для этого самые теплые слова для

всех участников группы.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Упражнение «Ласковое имя»

Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.

Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится в центр круга.

2.Упражнение «Назови слово»

Цель: развитие познавательных процессов, формирование уверенности в себе.

Дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву.

2. Упражнение «Мои школьные трудности»

Цель: вербализация личных целей участия в группе.

Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей» первоклассника: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем получают по листу бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему, даются советы, как поступить ребенку, попавшему в ту или иную ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы.

3. Прощание Упражнение «Настроение»

Цель: создание между участниками доверительных отношений.

Дети встают в круг. По очереди они говорят, с чем можно сравнить их настроение. Затем прощаются друг с другом.

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: переживание чувства радости, создание атмосферы принятия.

Дети сидят в круге. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом игра продолжается, пока не будет охвачены все дети.

2. Упражнение «Зеркало»

Цель: формирование желания общаться, быть активным.

Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.

З.Упражнение «Сказка»

Цель: вербализация участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной форме.

Ребятам предлагается картинка, по которой необходимо сочинить сказку. Сказка сочиняется по кругу -каждый говорит по одному предложению. Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа может быть продолжена в индивидуальном режиме: «В сказках всегда счастливый финал. Кто может придумать счастливый финал нашей сказки?». Дети со страхом самовыражения нуждаются в помощи ведущего.

4.Упражнение «А вот бы...»

Цель: развитие фантазии, доверительных отношений. Дети стоят в круге. Ведущий произносит фразу: «А вот бы..». Дети продолжают ее: «Стать невидимкой, найти волшебную палочку...» и т.д.

З.Прощание

Дети высказывают по кругу пожелания всем участникам на завтрашний день.

ЗАНЯТИЕ 5.

1. Упражнение «Комплимент»

Цель: формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом

Дети сидят в круге. Приветствуют друг друга и говорят что-нибудь приятное любому участнику группы. Если кто-то из детей не получил комплимент, то психолог его сам или просит об этом детей.

2. Упражнение «Отгадай»

Дети садятся в круг, ведущий каждому по очереди кидает мяч. Поймавший мяч должен отгадать загадку о лесе: о животных, о деревьях, насекомых, цветах.

3. Упражнение «Иностранец в школе»

Цель: дать возможность участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться».

Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает русского языка, и никто не знает того языка, на котором говорит он. Он хочет узнать что-нибудь о нашей школе. Нужно рассказать о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», «иностранцы» угадывают. Ведущий контролирует выполнение правил.

4.Прощание

Стоя в кругу, дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, а что нет и почему.

ЗАНЯТИЕ 6. .

1. Упражнение «Понять состояние»

Цель: развитие у детей умения понимать эмоциональные состояния людей через мимику, походку, позу.

Дети сидят в круге, выбирается водящий. Он показывает любое эмоциональное состояние с помощью мимики, походки, позы. Остальные угадывают это состояние. Угадавший становится водящим.

2.Упражнение «Пылесос и пылинки»

Цель: развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.

Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос, и пылинки закружились. Пылесос выключили и пылинки остановились.

3.Упражнение «Сочинение сказок»

Цель: вербализация и проработка школьной тревожности в безопасной форме.

Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает набор картинок. Необходимо придумать сказку по этим картинкам, расположив их в произвольном порядке. Обязательное условие: сказка должна закончиться хорошо. По завершении работы сказки представляются другим участникам группы.

4.Упражнение «Поймай комара»

Цель: разрядка остаточного напряжения.

По помещению как будто летает комар (участники на выдохе произносят звук «ззз»). Комар то приближается, то удаляется (показывается силой голоса).

З.Прощание

Стоя в кругу, дети прощаются друг с другом и благодарят за совместную работу.

ЗАНЯТИЕ 7.

1.Упражнение «Ветер дует на....»

Цель: развитие у детей умения замечать особенности людей, называть их, устанавливать доверительные

отношения с окружающими.

Дети сидят в круге, приветствуют друг друга. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто.... Любит читать, любит мороженое, помогает маме... Если ребенок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего выполняют все дети.

2.Упражнение «Кто пройдет лучше»

I Цель: развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения.

5.Прощание

ЗАНЯТИЕ 8.

5.Прощание

ЗАНЯТИЕ 9.

1.Упражнение «Волны»

Цель: создание положительного настроения

4.Прощание

Дети встают в круг. Каждый участник на память о прошедшем занятии должен подарить всем улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день. Цель: развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения.

Дети встают в шеренгу напротив ведущего и имитируют ходьбу по разным поверхностям, которые предлагает ведущий (по льду, снегу, грязи, горячему песку, луже).

3.Упражнение «Школа для животных»

Цель: помочь развитию гибкости поведения в ситуации урока.

Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т.д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется, каждый демонстрирует доставшееся поведение.

4.Упражнение «Полянка» Цель: обучение приемам саморегуляции Релаксация с визуализацией (под музыку)

5.Прощание

Дети встают в круг и делятся мнениями о прошедшем занятии.

ЗАНЯТИЕ 10

1.Упражнение «Волшебная палочка»

Цель: развитие творческого воображения.

Дети сидят в круге. Ведущий волшебной палочкой дотрагивается до одного из детей, и он в кого-либо превращается. Остальные должны узнать, кого ребенок изображает. В превращении участвуют все дети. 2.Упражнение «Да- нет» Цель: формирование быстроты реакции при ответе на вопросы, создание хорошего настроения.

Выбирается водящий. Каждый из детей должен задать ему вопрос, предусматривающий ответ «да» или «нет».Водящий должен отвечать молча, кивком головы.

3.Упражнение «Урок - перемена»

Цель: развитие эмоционального самоконтроля.

Ведущий называет какое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, отвечают все хором, если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного, - отвечает этот ребенок.

4.Упражнение «Школа для людей»

Цель: закрепление позитивного отношения к школе.

Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют на тему: «Что мне нравится в школе». Устраивается выставка рисунков, которые комментируют авторы и зрители.

5.Прощание

Дети прощаются друг с другом и благодарят за работу.

ЗАНЯТИЕ 10

1.Упражнение «Волны»

Цель: создание положительного настроения

Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, как выглядит море в разную погоду. Дети изображают волны разной высоты, взявшись за руки. Море во время ветра... Море во время шторма... 2.Упражнение «Морские коньки» Цель: развитие равновесия, создание радостного настроения от подвижных игр.

Дети изображают морских коньков, подгибая одну ногу, вытягивая руки вдоль туловища. Прыгая на одной ноге, надо толкать друг друга плечами, чтобы заставить встать их на обе ноги.

3.Упражнение «За что меня любит учитель»

Цель: создание рабочей атмосферы, повышение самооценки

Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любит учитель. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или психолог.

4.Прощание

Дети встают в круг. Каждый участник на память о прошедшем занятии должен подарить всем улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Пояснительная записка

Данная программа направлена на формирование умения взаимодействовать с другими людьми, на овладение навыками общения.

Данная программа предназначена для учащихся 2 - 4 классов , имеющих повышенный уровень школьной тревожности и трудности в общении со сверстниками. Дети с эмоциональными и поведенческими нарушениями испытывают трудности в процессе социализации. Им требуется помощь, чтобы преодолевать возникающие преграды.

Цель.

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками в окружающем социуме.

Задачи:

Формировать чувства психологической защищённости; развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе ; закреплять навыки бесконфликтного общения в детском коллективе; повышать коммуникативную компетентность учащихся.

Наполняемость группы.

Учащиеся 2 - 4 класса имеющие повышенный уровень школьной тревожности и учащиеся, у которых есть трудности в общении со сверстниками. Общее количество детей в группе 10 человек.

Режим занятий.

Цикл включает в себя 10 занятий продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: октябрь - декабрь.

Методы и формы работы.

Беседа Ролевая игра Упражнения по межличностной коммуникации Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа) Анкетирование

Ожидаемый результат.

Снижение уровня школьной тревожности; Овладение способами взаимодействия со сверстниками; Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1. Давайте познакомимся

2. Чем я отличаюсь от других

3. Я в мире людей

4. Общение в моей жизни

5. Конфликт - как быть?

6. Без друзей меня чуть-чуть

7. Теперь я другой!

Тема № 1 “Давайте познакомимся”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет участникам группы познакомиться друг с другом. Учит работать в группе.

Тема № 2 “Чем я отличаюсь от других”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет осознать ценность и уникальность личности каждого.

Тема № 3 “Я в мире людей”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений. Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тема № 4 “Общение в моей жизни”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет формировать навыки эффективного общения.

Тема № 5 “Конфликт – как быть?”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет обучить поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Тема № 6 “Без друзей меня чуть-чуть”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет совершенствовать навыки эффективного повседневного общения. Воспитывать культуру общения .

Тема № 7 “Теперь я другой”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет обобщить полученные знания, умения, навыки. Проверить результативность данных занятий.

Структура занятий:

    Ритуал приветствия. Разминка. Основное содержание занятий, включающее в себя различные упражнения. Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

Методическое обеспечение

Занятия проходят с использованием следующих форм и методов работы:

На последнем занятии проводится диагностика школьной тревожности. (Метод неоконченных предложений).

Список литературы

Гилёва Т. Шихова Т. Тайны островов Внутренних Сил // Школьный психолог. – 2007. № 22. Зарипова Ю. Поверь в себя // Школьный психолог. – 2007. № 4(16). Никушкина Н. Социализация детей-сирот // Школьный психолог. – 2007. - №1(13). Рудякова О. Маленький волшебник // школьный психолог. – 2007. - №21. Овчарова психология в начальной школе. – М., 2004г. Юдина Н. Программа “Навстречу” // Школьный психолог. – 2007. - №12.

Тренинговые занятия

Тренинговое занятие №1

“Давайте познакомимся!”

Цель: знакомство с группой.

Задачи:

    совершенствовать умения действовать по правилам; развивать навыки правильного взаимодействия; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: плакаты с правилами.

1 Упражнение « Приветствие в кругу» (3 мин)

Психолог: Когда люди знакомятся друг с другом, что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Давайте встанем в круг. Я сейчас приветствую вас движением, а вы в ответ также приветствуйте меня.

Психолог приветствует детей кивком головы, ладошкой, поднятием плеча, носком ноги и т. п. Дети встают в круг и приветствуют друг друга.

2 Объяснение темы и целей занятий (3-5 мин)

Мы начинаем цикл занятий, который проведём в течение двух месяцев. Занятия будут проходить по … на … в кабинете … . Цель наших занятий выработать умения и навыки доброжелательных отношений с другими людьми. Эти умения и навыки пригодятся вам в дальнейшей жизни. Надеюсь, что наши занятия станут для вас полезными и интересными, помогут вам общаться и дружить.

3 Упражнение «Блиц – знакомство» (3- 5 мин)

Назови свое имя и свой любимый цвет.

4 Принятие правил группы(3 -5 мин)

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.

Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите “Да-да-да” и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите “Нет-нет-нет” и топайте ногами.

Правила группы.

Внимательно слушать, когда говорят другие – “Да”

Драться – “Нет”

Уважать чужое мнение – “Да”

Шуметь – “Нет”

Шутить и улыбаться – “Да”

Дуться и быть “букой” - “Нет”

Говорить по одному – “Да”

Перебивать говорящего – “Нет”

Смотреть на того, к кому ты обращаешься – “Да”

Смеяться над говорящим – “Нет”

Сформулированные правила написаны на листах ватмана и вывешиваются на стену.

5 Игра «Снежный ком»

Психолог: Продолжим знакомство друг с другом. Давайте встанем в круг. Сейчас мы будем знакомиться, называя свои имена по очереди. Получая мячик от соседа, каждый сначала называет имена предыдущих соседей, а только потом - свое.

6 Упражнение “Знакомство” (5 – 7 мин)

Распределитесь на группы по признакам:

Цвету волос (светлые, тёмные)

Росту (от высокого до низкого)

Имени (сколько имён столько групп)

Цвету глаз (голубые, карие, серые, зелёные)

По дате рождения (весна, лето, осень, зима).

7 Упражнение “Вот я какой!” (7-10 мин)

Детям предлагается заполнить анкету.

Анкета “Вот я какой!”

Дети садятся в круг. Каждый зачитывает свои ответы по каждому пункту.

Ведётся обсуждение.

С кем из детей у тебя больше всего общего?

Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

На какой вопрос тебе было сложно ответить? Почему?

8 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше первое занятие? Чем?

Каждый высказывается.

9 Прощание (5 мин)

Каждый произносит фразу.

Тренинговое занятие №2

“Чем я отличаюсь от других!”

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать навыки самосознания; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: мяч, магнитофон, анкеты, карандаши.

1 Приветствие (2-3 мин)

2 Упражнение “Ласковое имя” (5 мин)

Дети стоят в кругу. Психолог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют своё ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передаётся в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаёшь мяч.

3 Упражнение «Визитка» (10 мин)

Психолог: Сейчас мы с вами будем делать визитки. Возьмите фломастеры или цветные карандаши и изобразите любой рисунок, значок, символ, по которому вас можно будет узнать, определить. Это может быть какой либо предмет, игрушка, растение, животное, явление природы.

Психолог: Давайте сядем в общий круг и рассмотрим визитки друг друга, каждый по очереди объяснит свой рисунок.

4 Упражнение “Бинго! ” (10-15 мин)

Каждому участнику выдаётся бланк (“бинго” - формуляр). Утверждения, представленные в таблице, подходит, по крайней мере, одному из участников.

Играет на музыкальном инструменте

Занимается спортом

Единственный ребёнок в семье

Пишет левой рукой

Умеет плавать

Летал на самолете

Умеет играть в шахматы

Любит мороженое

Любит математику

Легко заводит друзей

Имеет домашнее животное

Любит поспать

Играет в компьютерные игры

Каждый игрок опрашивает всех участников и делает пометки в своей таблице. Если опрашиваемый ребёнок соглашается с утверждение, то в таблице делается пометка. Первый, кто справится с заданием, должен крикнуть: “Бинго!”

Дети садятся в круг и подводя итоги опроса.

5Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Каждый высказывается.

7 Прощание (3 мин)

Тренинговое занятие №3

“Я в мире людей”

Цель:

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать коммуникативные навыки; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений; вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: магнитофон, бумага, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру психолог. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

3 Упражнение “Подарок” (10 мин)

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

4 Упражнение “Продолжи рисунок” (10 – 12 мин)

Детям выдаются листы бумаги и фломастеры.

По сигналу “начали” дети начинают рисовать на своём листке. По сигналу “поменялись” дети меняются листами по часовой стрелке и продолжают начатый рисунок другим ребёнком. По следующему сигналу меняются листами. Игра продолжается пока рисунок не возвратиться к хозяину.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить задание?

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше занятие? Чем?

Что нового вы узнали?

Каждый высказывается.

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу.

Тренинговое занятие №4

“Я в мире людей”

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; совершенствовать умение работать в группе.

Материалы: магнитофон, карточки в виде листка, фломастеры, плакат с изображением дерева.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2Упражнение “ Дерево дружбы” (5 мин)

Дети садятся за стол.

У нас есть дерево, на котором всего один листок. “Что он чувствует? Каковы его желания?”

Дети пожеланию отвечают на вопросы.

Мы можем помочь листочку, подбодрив его пожеланиями.

Пожелание нужно написать на листочке фломастером, а затем приклеить его на наше дерево.

Дети пишут пожелания. Приклеивают их на дерево. (Звучит музыка)

Что теперь чувствует листок?

3 Упражнение “Только вместе” (7 – 10 мин)

Дети разбиваются на пары и встают спиной к спине. Пробуем сесть на пол, а затем встать, не отрывая своей спины от спины партнёра.

Обсуждение. С кем работать было легче и веселее? Что было самым трудным в этом упражнении?

4Упражнение “Слепой и поводырь” (10 мин)

Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды. Остальные участники делятся на “плохих” и “хороших”. Которые подсказывают “слепому” путь. “Хорошие” говорят верно, “плохие” пытаются навести “слепого” на преграды. “Слепой” должен сам определить кто “хороший”, а кто “плохой”.

Затем меняется участник “слепой”.

5Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

6Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №5

“Общение в моей жизни”

Цель: формирование навыков эффективного общения.

Задачи:

Материалы: листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

3 Игра «Концентрические круги», с элементами активного слушания.

Темы для беседы:

1. Мой любимый сказочный герой.

2. Мое любимое время года.

3. Мой любимый урок.

4. Мое любимое животное.

5. Моя любимая еда.

6. Мое хобби.

Анализ игры.

Что интересного узнал про ребят?

Что нового узнал про ребят?

Какое у тебя настроение после игры?

4 Упражнение “Расшифруй слово” (5 мин)

Детям предлагается разделиться на две группы. Необходимо расшифровать каждую букву слова ОБЩЕНИЕ. Подобрать к каждой букве слово, начинающееся на эту букву, имеющее значение близкое к слову общение.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить это упражнение?

Легко ли было работать в группе?

А теперь с этими словами надо составить предложения. Затем дети по очереди зачитывают свои предложения. Задача остальных – выделить из предложения слова, которые придумали ребята.

5 Упражнение “Ситуация” (10 – 15 мин)

Дети делятся на три группы, две группы– исполнители, и одна– наблюдатели.

Группам по исполнителям предлагается разыграть сцену. Наблюдатели оценивают правильность поведения в ситуации.

Ситуация. Вы сидите в классе. Заходит ученик – “новенький”.

1 группа. Сидящие за партой продолжают разговаривать между собой и не обращают внимания на вошедшего в класс ребёнка. Вошедший ученик тихо садится подальше от них.

2 группа. Сидящие за партой с интересом смотрят на вошедшего. Спрашивают у него “Как тебя зовут? От куда ты к нам пришёл?” Называют свои имена. Приглашают войти и предлагают сесть, указывая какое место свободно. Вошедший активно отвечает на вопросы. Слушает внимательно учеников.

Группа наблюдателей разбирает поведение в ситуации. Даёт свою оценку.

Обсуждение.

В какой ситуации правильное поведение? Почему?

В какой ситуации “новенькому” сложнее?

Что ты чувствовал в роли “новенького”?

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №6

“Конфликт - как быть?”

Цель:

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

Обсуждение.

3 Упражнение “Ситуация” (15-20 мин)

Детям предлагается вспомнить конфликтную ситуацию.

Обсуждение.

Что вы тогда чувствовали?

Как вы вышли из конфликтной ситуации?

Теоретический материал.

Психолог рассказывает о разных вариантах выхода из конфликтной ситуации.

Соперничество.

Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не уступаешь сопернику.

Избегание.

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, всё замечательно.

Сотрудничество.

Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять его.

Приспособление.

Ты отказываешься от собственных интересов ради другого.

Компромисс.

Предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств.

Давайте потренируемся над разрешением конфликтной ситуации.

1. Ты договорился с друзьями идти гулять, а мама говорит, что надо помочь ей по дому вымыть посуду. Давайте разрешим эту ситуацию, используя разные стратегии. На ваш взгляд, какая стратегия самая удачная.

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул, а она нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты и ему домой и напомнил про книгу. А он сказал тебе, что забыл, куда ее положил и теперь не может найти. Подумайте, как можно разрешить эту конфликтную ситуацию.

4 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №7

“Конфликт - как быть?”

Цель: обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения; формировать навыки разрешения конфликтной ситуации.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Толкотня” (5 мин)

Детям предлагается произвольно двигаться по классу. При этом толкать друг друга.

Обсуждение.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

3 Упражнение “Ситуация” (15 мин)

Детям предлагается разыграть ситуации, которые возникают в классе.

Ситуация №1. “Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Как поступить?

Какой вариант выхода из конфликта был избран?

Как ещё можно поступить?

Следующие ситуации предлагают дети.

4 Упражнение “Я – высказывание” (10 мин)

Как высказывать свою точку зрения, не обижая партнёра?

Ситуация: Ваш одноклассник взял у вас ручку и не отдаёт. Вам ручка нужна.

Как вернуть ручку?

Дети предлагают свои ситуации и пути выхода из конфликта.

5 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

Один ученик протягивает кому-нибудь из ребят руку со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 8

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствовать навыки общения.

Задачи:

    развивать умение замечать положительное в неприметном, выражать это в доброжелательной и приятной форме; совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, корзина с карточками, карточки с номером.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок страха” (7 – 10 мин)

На прошлом занятии мы говорили о том, что, переходя в пятый класс, в четвёртом классе появляется тревога, так как мы ещё плохо представляем, что нас там ждёт. Пятый класс уже прошёл этот путь.

Надо нарисовать свой страх или что-то тревожащее вас (это может быть место или вещь).

Обсуждение. Дети рассказывают, что они изобразили и какой страх заключили в этот образ.

Уничтожение страха. Дети рвут свои рисунки на мелкие части и мусор выбрасывают в мусорное ведро.

4 Рефлексия (3 – 5 мин)

Дети отвечают на вопрос: “Легко ли было изобразить страх”, “Какие трудности встретили при выполнении этого задания?”

5 Упражнение “Кораблекрушение”(10 – 15 мин)

Дети делятся на две команды, согласно номеру при пересчёте на “первый-второй”. Команды работают за столом. Участники получают карточки, изображающие части корабля. Каждая команда выбирает несколько карточек с надписью предмета.

Задача команды: придумать назначение этих предметов на корабле. Ответ должен быть оригинальным.

Командам даётся несколько минут на выполнение этого задания.

Затем команда представляет своё решение.

Набор карточек с названиями предметов.

Нитки, лёд, деньги, канат, игрушечный медведь, платок, тетрадь, мука, ложка, компьютер, телефон, зеркало, компас, шкаф, лыжи, дудка, барабан, слон, лупа, карта, картина, рыба, кости, глобус, перо, куртка, книга, воздушный шарик , шнур от магнитофона, краска синего цвета, сказка “Колобок”, клей, клубок пряжи, кольцо, сундук, надувной бассейн, крем, засушенный жук, клюшка, мяч, пенопласт, учебник “Русский язык”, рулон бумаги, кот “Тимофей”, фотография дома, ролики, свеча, ёжик, медаль, очки, пульт от телевизора, цветок, линейка, скакалка, печка, ботинок, перчатка, золотая цепочка, часы, лак для волос.

Обсуждение.

Легко ли вам было придумать назначение предметам? Если “нет”, то почему?

Дети высказываются по желанию.

6 Завершение (3 мин)

Каждый из вас, как эти части корабля, выброшенные на берег во время шторма, является частичкой большого, общего. Без вас нет возможности двигаться вперёд. Только объединившись – вы сила.

Дети встают в круг. Берутся за руки.

Представьте, что мы корабль, плывущий по волнам.

Звучит музыка.

Дети покачиваются в разные стороны под звуки музыки.

7 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

8 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 9

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствование навыков общения.

Задачи:

    совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок дружбы” (7 мин)

Детям предлагается нарисовать образ дружбы.

Обсуждение.

Легко ли было образно изобразить дружбу?

Какие цвета вы чаще использовали? Почему?

Какие чувства вы испытывали, выполняя задание?

4 Упражнение “Групповая дискуссия” (5 – 7 мин)

Где можно найти себе друга?

Как выбрать друга?

Расскажи о своём друге. Почему ты с ним дружишь?

5 Упражнение “Объявление” мин)

Детям предлагается написать объявление: “Ищу друга”. В нём нужно указать свои основные увлечении, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время ? Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?

Дети зачитывают свои объявления.

Обсуждение.

Кому захотелось ответить на объявление?

Легко ли было составить объявление?

После занятия дети вывешивают на стенд свои объявления.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 10

“Теперь я другой!”

Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры, корзина с карточками.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Ассоциации” (7 мин)

Вспомните, какими вы были в начале наших занятий. С каким предметом вы можете себя сравнить?

Сравните с каким-либо предметом, животным, цветком вас сегодняшнего.

3 Упражнение “Я – хороший, мы – хорошие”мин)

Дети выходят в центр круга по очереди и произносят: “Я – хороший” - сначала шёпотом, потом громче, потом ещё громче. После того как все побывают в центре круга, образуют круг, держась за руки, шёпотом произносят: “Мы – хорошие”. Делают шаг вперёд к центру круга и произносят фразу громче. После этого делают ещё шаг вперёд, образуя плотный круг, и очень громко произносят фразу.

4 Диагностика “Метод неоконченных предложений” (7 мин)

Детям предлагаются листки с неоконченными предложениями, которые нужно закончить.

5 Рефлексия (7 мин)

Что изменилось в вас после наших занятий?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Какие пожелания есть для участников нашей группы?

6 Прощание (5 мин)

Наше дерево Дружбы принесло плоды. Плоды эти необычные – это плоды-пожелания.

Передаём корзину с плодами по кругу и произносим слова, написанные на карточке, обращаясь к товарищу по имени. Карточку отдаём товарищу.

Карточки с пожеланиями.

1 . Ты всегда можешь положиться на меня.

2. У тебя всё получится.

3. Ты прекрасный человек.

4. Чаще улыбайся, всё будет хорошо.

6. Будь смелее.

7. Всё будет хорошо.

8. Ты очень добрый человек.

9. Ты можешь многое.

10. У тебя красивые глаза.

11. У тебя острый ум.

12. Ты просто “душка”.

13. Ты умница.

14. Ты хороший друг.

15. Ты замечательный товарищ.

16. Мы всегда придём тебе на помощь.

17. Мы верим в тебя.

18. Мы доверяем тебе.

19. Все твои желания сбудутся.

20. Помни о друге.

21. Мы всегда будем рядом.

22. Ты замечательный человек.

23. Всегда будь таким весёлым человеком.

24. Ты радуешь нас.

25. Ты наша опора.

26. Ты просто “супер”.

27. Ты замечательный друг.

28. Ты интересный собеседник.

29. Ты настоящий друг.

30. Мне приятно с тобой общаться.

31. Мне приятно с тобой работать.

Психолог благодарит всех за участие в тренинге:

“Вот и подошли к концу наши занятия. Вы учились общаться друг с другом. Теперь вам будет намного спокойнее, ведь вы стали друзьями. И всегда сможете обратиться за помощью к своим новым товарищам”.