Труд в современном обществе. Специфика трудовой деятельности

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ

ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ТРУДА

1.1. Методологические основы изучения труда

1.3. Концепции пространства-времени и трансформация труда

ГЛАВА ВТОРАЯ. ТРУД В

СОВРЕМЕННОМ ДИНАМИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Новые высокие технологии и изменение труда

2.2. Глобализация и индивидуализация труда

2.3. Творчество и труд в формирующемся обществе 99 знания

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Коваль, Виктор Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие результаты.

Все более широкое применение новых технологий (информационных, генных, компьютерных, телекоммуникационных, нанотехнологий и пр.), процессы экономической и культурной глобализации, трансформирующих современное общество, жесткая конкуренция, становление глобальной производственной системы, интеллектуализация многих сфер общества обусловили появление новых тенденций трудовой деятельности, являющихся характерной особенностью современного общества. Растущее значение предпринимательства, стремление индивида реализовать свои творческие потенции, повышают ценности знания, что трансформирует взаимоотношения между организациями и отдельными индивидами и порождает новые тенденции труда.

Широкое распространение персональных компьютеров, которые теперь выступают в качестве основного средства производства, присущего «экономике знания» имеет немаловажное значение для появления новых тенденций изменения труда. Доступность ПК влечет за собой возможность для человека конструировать в своем воображении различного рода миры, воплощаемые затем в реальность, стирание различий между рабочим местом и домашней средой, что способствует формированию нового образа жизни.

Анализ тенденций изменения труда в социально-философском аспекте позволил выявить особенности труда и тенденций его изменения в современном обществе, что оказалось возможным в результате использования определенного концептуально-методологического инструментария. Первой концептуально-методологической основой выяснения особенностей труда и тенденций его развития является аксиологический метод, в качестве которого выступает аксиология как философская теория общезначимых принципов, которые определяют направленность и мотивацию деятельности и поведения человека.

Вторая концептуально-методологическая основа исследования особенностей труда и тенденций его изменения - это системный подход. Системное осмысление действительности, системный подход на современном уровне познания показывает тенденцию изменения характера V труда в сверхиндустриальном социуме, представляющую собой переход от системности труда к системам труда, прежде всего к системам интеллектуального труда. Сейчас немаловажной характеристикой интеллектуальных систем труда, носителем и субъектом которых выступает человек, является их внутреннее время - виртуальное время. Это виртуальное время и есть источник создания воображаемых миров человеком, затем опредмечиваемых в системе общественного производства.

Третьей концептуально-методологической основой исследования труда и тенденций его изменения выступает синергетическая парадигма, представляющая собой новое восприятие мира. Ее использование показало, что развитие современной глобальной экономики, основанной на смене системы труда, отличной от систем труда традиционного и индустриального общества, в перспективе должна испытать бифуркацию, связанную с ориентацией на человека и осуществление его творческих возможностей и целей. Четвертой концептуально-методологической основой изучения труда и тенденций его изменения является фрактальный подход, выросший в рамках синергетической парадигмы. В науке начинают использовать фрактальные исчисления, которые влекут за собою весьма непривычные для человека пространственные и временные представления и которые позволяют описывать новый уровень познаваемости окружающего мира и самого человека. Фракталы, фрактальные множества используются в теории труда, где они выступают в качестве обозначений субъектов труда, характеризуя качественно новую систему труда - интеллектуальную систему труда. На основе фрактального подхода выделяются среди многообразия субъектов труда четыре уровня: индивидуальный, локальный (групповой, фирменный, организационный и т.д.), глобальный (региональный, если иметь в виду пространство, чьи границы определены, вековой в случае времени) и суперглобальный (мировой, наивысший). Фрактальный подход показывает новые изменения в характере труда, связанные с развитием современного общества.

Пятая концептуально-методологическая основа исследования труда и тенденций его изменения представляет собой теорию сетевого общества. Особенности феномена труда и тенденций его изменения объясняются с позиции теории сетевого общества. Посредством социальной сети человек как субъект труда получает возможность принимать участие в совместной работе с другими индивидами, находящимися в разных местах и общающихся друг с другом в режиме реального времени. Другой существенной особенностью, которую придает сеть феномену труда и вызывает его изменение, является обеспечиваемая сетью свобода, необходимая для поиска знаний, информации и обучения. Социальные сети (особенно при выполнении знаниеемких работ) помогают человеку решать сложные и часто неоднозначные проблемы, что оказывает большое влияние на эффективность труда.

В качестве шестой концептуально-методологической основы исследования труда и его изменения плодотворной оказывается концепция глобализации, особенность которой состоит в том, что в ней зафиксировано «сжатие пространства/времени». Именно эта особенность феномена глобализации является существенной при анализе тенденций изменения характера труда в современном обществе. Именно появление над обычным пространством и временем жизнедеятельности общества глобальной информационной магистрали (всемирной информационной паутины) дает возможность интеллектуализировать трудовую деятельность человека, использовать виртуальные методы управления фирмами и корпорациями, эффективно управлять глобальными производственными системами.

Седьмая концептуально-методологическая основа исследования тенденций изменения труда в современном обществе - это теории информационного общества, отображающие эмпирическую реальность социума, где знание, информация и информационные технологии играют решающую роль. Здесь создание, передача и хранение информации оказывает значительное влияние на деятельность человека, особенно на его трудовую деятельность. Сущностью современного общества является то, что оно не может существовать и развиваться без теоретического знания. Этим объясняется то эмпирическое обстоятельство, согласно которому современный труд носит преимущественно интеллектуальный характер. Восьмой концептуально-методологической основой изучения особенностей труда и его изменений служит идея виртуальной реальности. Виртуальная реальность представляет собой особый тип реальности; ее освоение оказывает мощное воздействие на современного человека и социум. Переход к использованию цифровых, информационных технологий как этап информационной революции требует более тщательно исследовать природу виртуальной реальности, физически не существующей, но имеющей психологический статус. Это имеет колоссальное значение потому, что в трудовой деятельности современного человека все чаще используются виртуальные технологии. В настоящее время успешно развивается такая ветвь виртуальной реальности, как добавленная реальность - технология «погружения» виртуального объекта в реальный мир. Данная технология уже применяется в хирургии, проектировании, промышленности, в дистанционном управлении мобильными объектами, в том числе для управления космическими и подводными роботами-манипуляторами, что кардинально изменяет характер трудовой деятельности.

Труд как социально-философская категория в контексте фрактального подхода - это саморазвивающаяся многоуровневая система преобразовательной предметной деятельности человека, направленная на получение материальных и духовных ценностей, сочетающая в себе порядок и хаос и характеризующаяся целесообразностью, индивидуализацией, интеллектуализацией, творчеством, виртуализацией, интерактивным характером, включенная в общественное производство.

В-третьих, труд в современном обществе определяется концепцией пространства-времени, причем, сейчас именно фактор времени лежит в основе механизмов изменения труда, что влечет за собой трансформацию образа жизни и имеет социальные последствия.

Основополагающим обстоятельством является положение о том, что труд детерминирован фактором времени (концепцией времени и пространства), который определяет образ жизни и влияет на социальные отношения. В современной теории труда немалое внимание уделяется значимости различных картин миропонимания, придающим системам труда не только познавательную, но и ценностную функцию. Составляющими этих различных картин миропонимания являются категории пространства и времени, которые имеют свои социокультурные основания. Концепции пространства и времени имеют познавательное и ценностное измерения, играющие немаловажную роль во влиянии на труд в целом.

Обусловленные производственными революциями качественные изменения в принципе производства влекут за собой существенные перемены в картине миропонимания и связанной с ней концепцией времени и пространства, в характере труда, в образе жизни, в других сферах жизни общества. Показана корреляция принципа производства и соответственно характера труда с концепцией социального времени (и пространства) и их изменениями в результате производственной революции. Это дало возможность выявить, что интеллектуальные системы труда имеют свое внутреннее время, которое имеет отношение к креативной, инновационной деятельности человека в сфере труда. Все большее применение находит в теории и практике современного общества концепция компьютерного времени, выступающей в виде модели виртуального времени.

Концепция времени определяет разнообразие видов человеческой деятельности, в том числе деятельность социальных групп и общества в целом, она детерминирует восприятия временных характеристик окружающего мира, что оказывает воздействие на поведение субъектов деятельности, особенно субъектов трудовой деятельности. Для интеллектуальной системы труда существенно то обстоятельство, что человек реализует свои творческие потенции посредством виртуального времени. Именно виртуальная реальность кардинально изменяет характер труда в современном обществе потому, что человек в качестве субъекта трудовой деятельности конструирует воображаемые миры, получающие практическое воплощение в реальной жизни.

Одной из тенденций изменения труда в современном обществе является высокая значимость творчества в трудовой деятельности человека. Творчество современного человека, использующего новейшие высокие технологии, дает ему возможность создавать воображаемые миры, что влечет за собой изменение труда, расширяя его креатосферу. В общем случае показывается, что труд по своей сути носит двойственный характер в зависимости от социокультурных условий: его можно выразить в виде формулы «благо=проклятье». «Проклятье» - это принудительный труд, «благо» - это труд по внутреннему побуждению, в ряде случаев труд совершается по принуждению и по внутреннему побуждению. Творческий труд проявляется в генерировании новых идей, в новых технологиях, видах продукции, энергии, которые обусловливают развитие потребностей. В современных условиях значительно возрастает значимость именно творческого труда, который по преимуществу является интеллектуальным.

Интеллектуальный труд в современном обществе пронизывает все сферы деятельности, начиная от педагогической и кончая экономической. Благодаря широкому распространению информационных, компьютерных, виртуальных и телекоммуникационных, технологий творчество человека как субъекта труда приводит к изменению труда. Теперь компьютеры и электронные сети, в первую очередь, глобальная сеть Интернет, стали неотъемлемой частью нашего повседневно мира. Перечисленные новые технологии и связанные с ними технические средства влекут за собой серьезные социальные последствия. К таким последствиям относится использование виртуальной реальности и перенесение в нее (виртуализация) ряда ключевых областей современного общества, в том числе промышленности, финансов и пр. Воздействие виртуальной реальности на экономическую, социальную, научно-техническую и культурную сферы жизни современного общества оказывается столь сильным, что влечет за собой радикальные изменения не только в сфере производства и соответственно трудовой сфере и деловой активности людей, но и во всех сферах современного общества. Сейчас творческий, креативный труд получает новые возможности благодаря постоянному новых технологий.

Развитие современного динамичного общества неразрывно связано с эволюцией труда, что обусловлено распространением таких новых высоких технологий, как информационные, компьютерные, виртуальные, генные, коммуникационные, водородные технологии, нанотехнологии, выступающих технологическим срезом социума, определяющего функционирование социальной системы, социальных институтов. Принципиальное изменение труда в современном обществе обусловлено тем, что применение данных технологий породило новый тип экономики - информационной, или «информациональной», экономики и изменения социальной структуры, изменяется и структура труда, включающая в себя:

Целесообразную деятельность работников, обладающих способностями оперировать информационным потоком, как выполняющих узко определенные функции, так и тех, кто способен генерировать новые идеи и воплощать их в реальный мир;

Человеческое сознание, выступающее качественно новым предметом труда;

Научные знания, порождающие креативность труда;

Средства труда, способствующие накоплению, обработке, реализации и генерированию инновационных идей;

Новые высокие технологии;

Глобальная интерактивная информационная сеть, которая выступает одновременно как средство и предмет труда.

Этот новый тип экономики - информационной экономики - принципиально изменяет труд: он становится интеллектуальным трудом со всеми его особенностями, который детерминирует модель социальной реальности, или социальной матрицы. Новые высокие технологии создают не только новый тип экономики, но и новый тип социальной структуры, которые органически связаны с институциональной матрицей как целостной системы базовых экономических, политических и идеологических институтов общества. Именно тип институциональной матрицы формирует особенности феномена труда и детерминирует тенденции его изменения.

Существенным свойством институциональной матрицы является ее инвариантность, однако сейчас эта инвариантность нарушается, так как в мире происходят фундаментальные процессы, которые будут иметь разнообразные последствия, когда в силу нарастания неопределенности и накопления кардинальных перемен наступает «конец знакомого мира» (И. Валлерстайн). К этим фундаментальным процессам относятся тенденции изменения труда новыми высокими технологиями, которые в своей совокупности образуют технологический срез современного общества. Именно этот технологический срез общества определяет функционирование социальной системы и ее институтов потому, что он пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. В зависимости от той сферы деятельности, в которой проявляется творческий интеллектуальный труд, детерминированный высокими технологиями, выделяются следующие изменения: технологические изменения, экономические изменения, политические изменения и социальные изменения. Каждый из этих вариантов имеет большое количество разновидностей и по-разному описывает области воздействия высоких технологий на тенденции изменения труда.

Фундаментальные тенденции изменения труда в современном социуме - это глобализация и индивидуализация общества, которые источником своего генезиса и постоянного развития имеют новые высокие технологии (информационные, компьютерные и коммуникационные). С позиций глобализации теория труда должна ориентироваться прежде всего на систему интеллектуального труда, связанного с диагностирующими и планирующими системами. Дальнейшее совершенствование системы интеллектуального труда идет по пути передачи различным системам искусственного интеллекта, интеллектуальным роботам, наноустройствам чисто человеческих, интеллектуальных функций. Эти искусственные интеллектуальные системы приобретают совершенно новые качества, они будут способны к самоорганизации и саморазвитию, чтобы эффективно использоваться человеком в своей творческой деятельности. С этим тесно связан вопрос о связи потока предстоящих социальных инноваций с появлением принципиально новых видов человеческого труда, что представляет собой сверхсложный процесс. Данный круг вопросов включает в себя как технико-экономические, так и интеллектуально-психологические аспекты вырисовывающихся тенденций изменения труда.

Существенным является взаимосвязь глобализации и индивидуализации общества, которая присуща идущим тенденциям изменения труда. Глобализация «сжимает пространство и время», что приводит к виртуализации общества, раскрытию творческих возможностей человека, к изменению характера труда. В данной формулировке содержится идея непрерывной многоаспектной трансформации состояния человеческого общества. Сама глобализация невозможна без компьютеров с их коммуникационными возможностями и мирового кибернетического пространства Интернет. Сейчас Интернет имеет колоссальные возможности изменения всех видов человеческой деятельности, так как в результате его функционирования осуществляется виртуальная коммуникация между индивидами и организациями. В аспекте изменения труда это означает возможность для человека реализации своего творческого потенциала, который выступает необходимым компонентом креативного труда. Так как теперь в системе интеллектуального труда все большее значение приобретает виртуальные технологии, виртуальная реальность, то именно в виртуальном пространстве происходит творческий процесс. В более широком плане это означает виртуализацию общества, когда оно дематериализуется, социальные институты превращаются в образы и социальные взаимодействия становятся взаимодействиями виртуальных образов. Данная концепция виртуализации общества плодотворно используется для решения проблемы исследования тенденций изменения труда в современном обществе. Раскрытие потенциала креативного труда сейчас в основном осуществляется благодаря виртуальному общению индивида с другими индивидами.

Анализ специфики труда в формирующемся обществе знания с присущим ему духом инноваций и предпринимательства показывает, что существующие тенденции изменения характера труда тоже подвержены коррекции под влиянием внедрения новых технологий высокого порядка. В этом обществе специфика труда состоит в том, что труд будет представлять собой инновационное по своей природе социальное творчество, имеющее свои антропологические основания. Инновационная природа креативной деятельности в области организационно-экономических инноваций весьма четко просматривается в предпринимательской деятельности, которая представляет собой трудовую деятельность. Труду предпринимателя присуща высокая степень самостоятельности в принятии решений, их осуществления и высокая мера ответственности за результаты.

В обществе знания интеллектуальный труд имеет инновационный потенциал, раскрытие которого придает ему особенности, связанные, прежде всего с тем, что в его процессе осуществляется не преобразование «косной материи», а - человеческого сознания. В интеллектуальном труде немалое значение имеет игровое поведение индивида, коренящееся в природе человека и выражающая жизненные ценности человека и общества. Именно на игровые мотивы во многом опираются активные стратегии современного предпринимательства, именно они лежат в основе освоения виртуальной реальности, именно они придают труду игровой характер. Человек постоянно живет в мире игровой деятельности, реализующей его игровой интерес и способствующей приумножению его интеллектуального потенциала. В общем, специфика труда в формирующемся обществе знания с его инновационным и предпринимательским духом связана с особенностями интеллектуального труда и интеллектуальным потенциалом человека. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований феномена труда и тенденций его изменения в динамично развивающемся современном обществе.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду - все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, использует материалы природы, которые позволяют ему добиться более удобных условий существования. Эти материалы он преобразует себе на пользу.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов. Сначала человек ставит цель своих действий. Наличие цели отличает труд сознательного существа, каким является человек, от работы, например, лошади или машины. Имея цель и используя материалы природы, человек создает новый продукт, т. е. сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма. Уровень энергетических затрат человека зависит от вида деятельности и используемых средств труда. Таким образом, процесс труда включает три основные составляющие:

    сырьевой материал,

    средства труда,

    затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Труд - источник богатства. Он является первым и обязательным условием существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнился:

    человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить, перед собой и достигать более высокие цели;

    труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.

Изменяется и организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое звучание. Защитить окружающую природную среду от сиюминутной пользы - одно из основных требований организации труда, которая в настоящее время серьезно озабочена проблемами восстановления и сохранения природы.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества. Человек, осваивая материальные и культурные ценности, созданные до него, совершенствует свои потребительские привычки. Создавая и потребляя продукты труда, проявляя свои способности, человек совершенствуется сам, развивается и общество.

ВВЕДЕНИЕ

1. Трудовая деятельность человека

1.1 Специфика трудовой деятельности

1.2 Материальное производство

1.3 Труд как вид человеческой деятельности

1.4 Роль труда в развитии общества

2. Современный работник

3. Проблемы гуманизации труда

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Труд является основным, историческипервичным видом человеческой деятельности. Труда является предметом изучения различных общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. П равоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.

Таким образом, понятие «труд» имеет определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Следовательно, актуальной данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы: изучение и обобщение вопросов на тему трудовой деятельности. Для чего необходимо: рассмотреть основные понятия по теме; охарактеризовать труд как вид человеческой деятельности; выявить особенности труда современного человека и обозначить проблемы гуманизации труда.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Трудовая деятельность человека

Из курса истории мы знаем, какую роль играл труд в становлении и историческом развитии человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности?

1.1 Специфика трудовой деятельности

Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат (рис.1).

Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества (рис.2).

Рисунок 2 - Характеристика деятельности

Основные формы деятельности : игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд.

Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

1. 2 Материальное производство

Трудовая деятельность людей, как процесс материального производства - представляет собой одну из форм человеческой деятельности, направленной на преобразование природного мира и создание материальных благ. Это необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может. Столь же необходимы для жизни человека и разнообразные услуги, так невозможно представить жизнь, к примеру, без транспортных или бытовых услуг. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся. 10 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.186.

Когда говорят «материальное производство», то имеют в виду, что существует и нематериальное (духовное) производство . В первом случае - это производство вещей , например, произведены телевизоры, приборы или бумага. Во втором - это производство идей (точнее, духовных ценностей). - актеры, режиссеры создали телепередачу, писатель написал книгу, ученый открыл нечто новое в окружающем мире. Различие между ними - в создаваемом п родукте.

Результат материального производства- разнообразные предметы и услуги. Но это не означает, что в материальном производстве не участвует сознание человека. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют и руки, и голова. В современном производстве роль знаний, квалификации существенно возрастает.

В готовом виде природа дает нам лишь очень немногое, без труда нельзя собрать даже дикорастующие плоды и ягоды; без значительных усилий невозможно взять у природы уголь, нефть, газ, древесину. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной переработке. Таким образом, производство предстает как процесс активного преобразования людьми природы (природных материалов) с целью создания необходимых материальных условий для своего существования . Там же.- С.186.

Для производства любой вещи необходимы три элемента: предмет природы, из которого эту вещь можно изготовить; средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется; целенаправленная деятельность человека, его труд. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей .

1. 3 Труд как вид человеческой деятельности

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Бесцельные занятия чем бы то ни было не имеют смысла. Такая работа показана в древнегреческом мифе о Сизифе. Боги обрекли его на тяжелый труд - вкатывать большой камень на гору. Как только конец пути был близок, камень срывался и катился вниз. И так снова и снова. Сизифов труд - символ бессмысленной работы.

Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной , когда в ней реализуется сознательно поставленная цель. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, в созидании материальных и духовных благ.

К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги и т.п. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии и т.п.

Труд - основная форма жизнедеятельности общества и этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характера труда» и «содержания труда» (Приложение 1).

В процессе трудовой деятельности, постоянно напрягая свои физические и духовные силы, преодолевая сопротивление сил природы, решая все более сложные цели, непрерывно развивается и сам человек. Таким образом, труд не только создал человека, но и постоянно развивает, совершенствует его, т.е. человек - субъект и продукт своей трудовой деятельности.

Для трудовой деятельности характерно:

Употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; целенаправленность процессов труда.

Подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий.

Общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности.

Направленность труда на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Для достижения цели в трудовой деятельности используются разнообразные средства: различные технические устройства, необходимые для производства; энергетические и транспортные линии; другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда . В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда , т.е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями . Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда. Она определяется величиной времени, затраченного на единицу продукции.

Итак, в структуре трудовой деятельности выделяют элементы (рис. 3): Там же. - С.18.

1) сознательно поставленные цели -- производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда -- те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда -- все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии -- приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Рисунок 3 - Структура трудовой деятельности

Для характеристики трудовой деятельности используют следующие параметры: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа; 2004. - С.20.

1) производительность труда -- количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда -- соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов -- с другой;

3) уровень разделения труда -- распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые расчленяются на трудовые приемы, действия и движения. В зависимости от особенностей того или иного вида труда, обусловленных предметом труда, средствами труда, совокупностью выполняемых работником операций, их соотношением и взаимосвязью, от распределения функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения и наладки) на рабочем месте можно говорить о содержании индивидуального труда . В него входят степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности, уровень технической оснащенности, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень творческих возможностей и т.д. Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда.

Рисунок 4 - Содержание индивидуального труда

В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: Дикарева А.А. Социология труда / А.А.Дикарева, М.И.Мирская. - М.: Высшая школа, 1989. - С.110.

1) энергетическую , когда работник приводит в движение средства труда;

2) технологическую - наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования;

3) управленческую , связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями

Главный фактор, обусловливающий изменение трудовых функций - научно-технический прогресс.

1.4 Роль труда в развитии общества

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество, которая представлена на рис. 5.

Рисунок 5 - Схематическая роль труда в развитии человека и общества

При этом данные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Каким должен быть работник, соответствующий характеру современного производства? Этот вопрос рассмотрим в следующей главе.

2. Современный работник

Разделение труда и его усложнение ведет к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. На основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединенные общим названием (например, токарь, водитель, зоотехник, врач, учитель и др.).

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма );

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации );

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины ).

Мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определенной профессии называют профессионализмом . Когда работа сделана качественно, нередко говорят, что она выполнена профессионально. Если человек допускает в своем деле брак, то говорят о непрофессиональной работе. Профессионализм -- это результат обучения и опыта работы.

Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ. Квалификация работника подтверждается документом о присвоенном ему разряде, категории, звании. Тот, кто хочет больше заработать, должен приложить усилия для получения более высокой квалификации. Квалифицированному работнику легче найти хорошую работу.

Для характеристики трудовой деятельности недостаточно представления о квалификации. Очень важным является и понятие дисциплины .

Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина . Современное производство требует соблюдения определенного технологического режима (способов обработки материала, скорости, температуры, давления и т. д.), который обеспечивает достижение цели производства, т.е. получение продукта с заданными качественными показателями. Строгое выполнение технологических норм называется технологической дисциплиной . Когда предприятия связаны между собой договором, определяющим, например, поставки сырья, полуфабрикатов, деталей, узлов для производства готового продукта, строгое следование условиям договора называют договорной дисциплиной . Ее несоблюдение вызывает нарушение трудового ритма предприятия, сбои в отлаженной производственной деятельности многих людей. Выполнение правил, норм, договоров, приказов, распоряжений руководителей производства называют также исполнительностью . Но исполнительность невозможна без инициативы . Невозможно в правилах, приказах, инструкциях предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен в конкретных условиях найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему предписание. Инициатива и исполнительность взаимосвязаны. Наряду со специальной подготовкой на современных производствах большое значение имеет общая культура работника , способность к самостоятельному решению творческих задач.

Культура труда проявляется в его научной организации. Научно-технический прогресс радикально меняет положение человека в системе производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Еще раньше человек передал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую. Теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение опосредованных видов труда, связанных с выполнением контрольно-управленческих и логических функций все более высокого уровня, с принятием ответственных решений.

Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. При этом коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность. Разделение труда внутри предприятий определяется выделением в технологическом процессе его составных элементов. В соответствии с ними обособляются трудовые функции, происходит технологическая специализация .

Общение участников трудового процесса позволяет им координировать свою деятельность, передавать накопленный производственный опыт и мастерство. В масштабе всего общества тоже существует разделение труда, образующее различные сферы трудовой деятельности: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание и т. п. Оно воплощено в многочисленных отраслях современного производства, в специализации предприятий разного профиля.

Научно-технический прогресс - компьютеризация, комплексная автоматизация, унификация оборудования - ведет к интеграции производственных процессов внутри предприятия и к расширению разделения труда в масштабе общества. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности.

Существенно меняетсясоотношение между физическим и умственным трудом, физическими и интеллектуальными способностями. Если прежде рабочий реализовывал в процессе труда преимущественно физические способности, то создание машин, выполняющих логические операции, математические расчеты и т.д., выдвигает на первый план такие человеческие способности, как умение анализировать обстановку, сопоставлять данные, ставить цели и т.п.

Научно-техническая революция во всем мире влечет за собой усиление умственных функций труда, при всём этом возрастает творческое начало -- способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Новейшие техника и технология стимулируют развитие способностей человека и в то же время предъявляют высокие требования к личности работника. Так, следствием ошибка оператора на АЭС может обернуться тягчайшими последствиями, т.к. здесь усиливаются эмоциональное напряжение, психические нагрузки, возрастает чувство ответственности, самодисциплины, самоконтроля.

Рост информационного компонента в трудовой деятельности происходит и в связи с возросшими темпами старения информации в различных сферах человеческой деятельности. Отсюда - требование к работнику быть способным непрерывно в течение своей трудовой жизни обновлять и пополнять свои знания.

Таким образом, наряду с преобразованием технического фактора производства значительно увеличивается роль человеческого фактора . Появляются новые квалификационные требования к современным профессиям, имеющим дело с высокотехнологическим оборудованием. Среди них:

Способность к абстрактному мышлению и умение свободно пользоваться языком информатики;

Умение анализировать статистическую и графическую информацию, логически мыслить, гибко и быстро реагируя на всякое изменение производственной ситуации;

Знание некоторых общеобразовательных дисциплин (математики, физики, программирования) в объеме, превышающем уровень средней школы.

В данной главе мы говорили о том, какой работник нужен производству: трудовая деятельность требует от человека профессионализма, квалификации, общей культуры, дисциплинированности, исполнительности, инициативы и т. д.

В следующей главе мы узнаем: насколько трудовая деятельность соответствует природе человека, как способствует (или препятствует) развитию в нем подлинно человеческих качеств.

3 . Проблемы гуманизации труда

С развитием индустриального производства человек освободился от многих физических усилий при выполнении трудовых операций. При этом если ремесленник создавал законченную вещь, которая была воплощением его личного мастерства, как бы представляла его личные качества, работник индустриального труда наряду со средствами труда рассматривается лишь как фактор производства. Это нарушает гармонию труда с основными биологическими и психологическими чертами, свойственными развитию человеческой жизни. Т.е. в процессе индустриального развития человек превратился в придаток машины - произошло превращение человека в «фактор производства». Этот результат индустриального производства называется дегуманизацией труда .

Наиболее полно дегуманизация труда, проявилась в его организации по системе американского инженера Ф.У.Тейлора (1856-1915). Тейлор разработал систему организационных мер, включавшую хронометраж трудовых операций, инструкционные карточки и т.п., которые сопровождались системой дисциплинарных санкций и стимулированием труда. Дифференциальная система оплаты труда означала, что трудолюбивый рабочий дополнительно вознаграждается, а лодырь не может получить незаработанные деньги.

Система Тейлора характеризовалась исключением рабочих из подготовки и контроля трудового процесса; определением сверху рабочего ритма, норм и перерывов; исключением рабочих из творческих ролей и ограничением их деятельности исполнением. Сам Тейлор писал: «...Развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего...» «Труд каждого рабочего целиком учитывается в плане дирекции по меньшей мере на один день вперед, и каждый отдельный рабочий получает в большинстве случаев подробную письменную инструкцию, регулирующую во всех деталях урок, который он должен выполнить, как равно и средства, подлежащие с его стороны использованию в работе» «Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных приемов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привыкнуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и крупных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное усмотрение».Тейлор Ф.У. Научная организация труда // Научная организация труда и управления / Под ред. А.Н.Щербаня. - М.: Просвещение, 1965. - С.217.

Хотя система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в., однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд?

Такой вид трудового процесса вызывает у его участников чувство, что над ними как личностями доминируют машины, чем отрицается их индивидуальность. У них возникает апатия, негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости.

Большое значение имеют условия труда . В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Выделяются следующие группы элементов условий труда :

1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т.п.).

2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т.п.).

3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики).

4. Эстетические элементы (художественно-конструкторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера и т.п.). Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. ак. РАН Г. В.Осипова. - М.: Наука, 1998. - С.843.

Потенциально опасными являются факторы :

Физические, такие как шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и другие излучения;

Химические - газы, пары, аэрозоли;

Биологические, это могут быть вирусы, бактерии, грибки.

Особо вредные, экстремальные условия труда (например, добыча угля в шахтах) опасны возможностью крупных аварий, серьезных травм, тяжелых профессиональных заболеваний, и даже гибелью людей.

«очеловечивания » - т.е. улучшение условий труда, повышение его культуры, создание условий для творческой самореализации работника. Прежде всего, необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью в технизированной среде. Опасные для здоровья человека функции, операции, связанные с большими усилиями, монотонным трудом, на современных предприятиях перекладываются на робототехнику. Современные технологические процессы предполагают максимальную интеллектуализацию труда, такую его организацию, когда личность не низводится до простого исполнителя отдельных операций. Иными словами, речь идет об изменении содержания труда, который на современном этапе научно-технического прогресса может стать более многообразным, более творческим.

Особое значение имеет и культура труда . Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Таким образом, гуманизация зависит от объективности труда в процессе трудовой деятельности, условий труда и отношений к человеку.

Трудовая деятельность -- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; - М.: Просвещение, 2008. - С. 190-191.

Заключение

Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности используют параметры:

1) производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям , которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Содержание труда зависит от особенностей того или иного вида труда. Изменение состава необходимых операций и соотношения трудовых функций означает изменение содержания труда. Главный фактор такого изменения - научно-технический прогресс.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности зависит от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда Характер труда это отношения между участниками трудового процесса, влияющие на отношение работников к труду и на его производительность:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма );

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования (требование квалификации );

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств (требования дисциплины ).

Труд - основной источник развития человека , его насущная потребность. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное бытие, материализует замыслы. В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности.

Свойства человеческого фактора в современном мире меняются под влиянием значительных сдвигов в жизни общества , а также по мере его собственного развития (роста образования, общей культуры, качества жизни ). Совершенствование личности труженика - процесс системный. Наиболее ярко эта проявляется в связи с переходом к новому информационно-компьютерному технологическому способу производства. От него требуется, не только высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки, но и высокий морально-нравственный уровень. Последнее требование становится актуальным в связи с увеличением творческих аспектов в трудовой деятельности человека и усилением значимости самоконтроля и самодисциплины работающего человека.

Трудовая деятельность -- это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь он может утвердить себя как личность. Процесс гуманизации труда расширяет эти возможности. Гуманизация труда означает процесс его «очеловечивания» - т.е. улучшение условий труда, повышение его культуры, создание условий для творческой самореализации работника.

Таким образом, труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Список использ уем ой литературы

2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

3. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2003. - 270 с.

4. Дикарева А.А. Социология труда / А.А. Дикарева, М.И. Мирская. - М.: Высшая школа, 1989. - 304 с.

5. Клименко А.В. Обществознание: Учебник / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - 199 с.

Приложение

Принципиальная схема социальной сущности труда

  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • ПРОБЛЕМЫ ТРУДА
  • ОБЩЕСТВО
  • МЕСТО В НАУКЕ
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД
  • ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ОБЪЕКТ
  • СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
  • СОЦИУМ

В настоящее время положение дел в сфере труда как в мире в целом в целом, так в отечественном государстве в частности, сложилось таким образом, что последнее оказалось вынуждено вмешаться в функционирование первой. Связно это с проявлением весьма ощутимых социально-экономических последствий безработицы.

  • Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации в системе субъективных гражданских прав
  • Нормативное регулирование участия общественности в принятии экологически значимых решений

В настоящее время положение дел в сфере труда как в мире в целом в целом, так в отечественном государстве в частности, сложилось таким образом, что последнее оказалось вынуждено вмешаться в функционирование первой. Связно это с проявлением весьма ощутимых социально-экономических последствий безработицы. Государственное вмешательство в область трудовых отношений позволило определенным образом их видоизменить, урегулировать и в некоторой степени ограничить свободу рыночных сил. В качестве одного из немаловажных элементом такой государственной деятельности можно рассматривать мощный импульс государственного правового регулирования рынка труда, благодаря которому стало возможным законодательно на интернациональном и национальном уровнях «отформатировать» трудовые отношения: усовершенствовать продолжительность рабочего дня, определить порядок приема и увольнения, предоставления времени отдыха и т.д.

Актуальность изучения труда обусловлена тем, что современный рынок труда, будучи своеобразным общественным институтом, является определенной системой связей между отдельными участниками общего рынка, к которым можно отнести государство, предпринимателей и трудящихся, по вопросам найма рабочей силы и ее использования в общественном производстве, отличающихся определенной степенью конкурентности. Этим и предопределяются характерные особенности современных трудовых отношений. Рынок труда представляет собой некое «движение» трудовых ресурсов как товара. Стоимость и количественная составляющая труда в данных отношениях определяются как объективное взаимодействие спроса и предложения. Данное взаимодействие является сферой, в которой сотрудники и наниматели обладают правом ведения совместных переговоров по вопросам будущей оплаты и условий труда.

А.Н. Анпилов в своей работе справедливо заметил, что экономическими и политическими трансформациями, происходящими в отечественном государстве в последние годы, породившими ряд проблем социального характера, обусловлено повышенное внимание к теоретическим разработкам, направленным на изучение значения труда в процессе формирования социально-экономической модели общества.

Мало какой объект теоретических исследований может сравниться с человеческим трудом по признаку значительности места в науке, что определяется его значением и необходимостью для существования и развития как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. По этой причине проблемами труда занимаются представители всех общественных и части естественных наук. Человеческий труд представляет собой объект и социологии труда.

По мнению Е.Г. Жулиной и Н.А. Ивановой, труд является источником общественного богатства. Предпосылки существования и дальнейшего развития любого социума создаются в процессе труда. Все общественные достижения созданы прошлым трудом. Все то, что создается в настоящее время, формируется посредством живого труда, при использовании достижений прошлого. Увеличение общественного богатства, удовлетворение общественных потребностей, возрастание общественных возможностей находятся в прямой зависимости от уровня производительности общественного труда.

Рассматривая влияние труда на личность с исторических позиций, Н.И. Есинова отмечает, что в процессе труда наблюдается развитие самого человека, производительных сил, и как следствие – цивилизации в целом. Исторические эпохи различаются не продуктом производства, а его средствами и способами. В свою очередь, средства труда являются своеобразным мерилом человеческого развития, знаний и умений человека, развития рабочей силы.

Итак, человек формируется и развивается посредством труда и благодаря ему. Даже в условиях рабства и эксплуатации процесс труда развивает человека. В конечном счете, выигрывает та общественная формация, которая создает наиболее полные условия, направленные на развитие личности в трудовом процессе. Именно такая формация получает и более высокий уровень производительности.

На основе изложенного представляется возможным подтвердить те основные функции труда, которые выделяются в научной литературе:

  • условия человеческой жизни определяются трудом;
  • источник общественного богатства заключается в труде;
  • элементом развития производительных сил выступает труд;
  • формирование человека и определение его развития как личности обусловлено трудом.

В этой связи отметим, что весьма существенной составляющей государственной экономической политики является государственное регулирование рынка труда. Дело в том, что уровень дохода граждан страны и их покупательная способность зависят именно от условий оплаты труда. Ведь ни для кого не секрет, что более высокий уровень покупательной способности населения определяет повышенный совокупный спрос, являющийся одним из главных стимуляторов экономического развития государства.

Государственная политика на рынке труда характеризуется наличием двух основных аспектов. Во-первых, это обеспечение граждан достаточным уровнем доходов, и, во-вторых, гарантии нормальных (не вредных) условий труда. Влияние первого аспекта на рынок труда можно назвать непосредственным, т.к. использование различных мер, направленных на регулирование рынка, способствует его выводу из состояния равновесия, превращая его более в рынок продавца, нежели рынок покупателя. Влияние второго аспекта – косвенное, что объясняется увеличением расходов предпринимателей на организацию труда, а не на его оплату. Для более четкого понимания образа работы государственного регулирования рынка труда, необходимо уяснить тот момент, что, несмотря на подчинение его функционирования законам спроса и предложения, оно, тем не менее, обладает некоторыми специфическими особенностями, связанными с тем, что линия, характеризующая предложение труда одним человеком, имеет несколько другой вид, нежели обычная кривая предложения.

Государственное регулирование труда выводит рынок из состояния равновесия в силу действия следующих инструментов:

  • введение минимальной заработной платы – повышает рыночную ставку оплаты труда, поскольку люди, которые согласны работать даже за сумму меньшую, чем минимальная зарплата, будут получать доход, превосходящий их ожидания;
  • выплата помощи безработным – некоторым образом сокращает предложения труда на рынке, а также повышает его рыночную цену, поскольку некоторые люди согласны жить на пособие и не желают работать, получая суммы, немногим превосходящие сумму государственной помощи; Введение обязательных отчислений на социальное страхование – приводит к тому, что многие работодатели для того, чтобы уменьшить свои расходы, нанимают работников неофициально (выплачивая так называемую зарплату «в конвертах»), таким образом, вызывая несоответствие между официальной статистикой и реальным состоянием дел.

Таким образом, человек, в силу необходимости, и на этой почве, желания добычи себе пропитания, приобретения и обустройства жилья, а также обеспечения себе предметов одежде, т.е. всего необходимого ему для жизни и защиты от внешних воздействий природы, использует имеющиеся материалы, позволяющие ему добиться более удобных условий его существования. Данные материалы посредством приложения определенных усилий и производства действий преобразуются человеком себе на пользу. В этой связи представляется возможным говорить о том, что труд представляет собой целесообразную деятельность человека, которая направлена на преобразование материалов внешнего мира. Для этого, человек, прежде всего, ставит цель, которой он должен достичь посредством своих действий. Именно наличие данной характеристики отличает труд сознательного существа, такого, как человек, от автоматической работы или труда животной силы. Имея цель, а также используя материалы, личностью создается новый продукт, являющийся результатом его деятельности. Это означает сознательное и последовательное выполнение трудовых действий с использованием физической и умственной энергии своего организма. Уровень человеческих затрат энергии зависит от того вида деятельности, который он выполняет, а также от тех средств труда, которые он при этом использует. Так, если кратко охарактеризовать трудовой процесс, то необходимо отметить наличие в нем трех главных элементов: сырьевого материала, средств труда, затрат живого труда. При этом, реализация трудовой деятельности в современном ее понимании требует места ее приложения, т.е. места работы. Однако, не стоит забывать о некоторых отдельных категориях, граждан, которые в силу определенных причин не имеют такового. И отнюдь не всегда можно сказать, что такие люди ничем не заняты.

Список литературы

  1. Адамчук, В.В., Ромашов, О.В., Сорокина, М.Е. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
  2. Анпилов, А.Н. Формирование российского рынка труда в современной социокультурной ситуации: Дисс… канд. социолог. наук / А.Н. Анпилов. – Курск, 2006. – 155 с.
  3. Герман, М.В. Особенности труда и роль человека в современном обществе / М.В. Герман // Экономика, 2011. - № 4 (16). – С. 21-27.
  4. Есинова, Н.И. Экономика труда и социально трудовые отношения / Н.И. Есинова. – К.: Кондор, 2004. – 462 с.
  5. Жулина, Е.Г., Иванова, Н.А. Экономика и социология труда / Е.Г. Жулина, Н.А. Иванова. – М.: Экзамен, 2009. – 97 с.
  6. Кашепов, А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. / А.В. Кашепов // Экономист, 1993. - № 3. – С. 32-36.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

- Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

- Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

- Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (Рис. 1).

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций.

К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввиду само функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны (нестереотипности, творчества) в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

Достигнутый уровень общественного разделения труда порождает полную взаимосвязь товаропроизводителей и требует всесторонней связи между ними. Труд частного производителя становится общественным тогда, когда при обмене получает признание на рынке.

По отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию.

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и репродуктивный (стереотипный),
  • физический и умственный,
  • простой и сложный,
  • исполнительный и организаторский (управленческий),
  • самоорганизованный и регламентированный.

Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.



Поделиться