Ту 22м3 военное обозрение.

Есть такая русская поговорка: «Старый конь борозды не испортит, но и новую не вспашет». Если применить ее к дальнему сверхзвуковому бомбардировщику-ракетоносцу Ту-22М3, то этот «конь», рожденный в конструкторском бюро Туполева еще в 1975 году (его предшественники – Ту-22 и Ту-16), и сейчас способен вспахать новую «борозду».Возраст ему не помеха - заложенные технические характеристики позволяют этому «дальнику» и по сей день успешно решать боевые задачи. К слову, небезызвестный американский В-52 бороздит воздушное пространство уже 50 лет, и его планируется использовать еще 30 лет. Так что на этом фоне наша «тушка» (Backfire по натовской классификации) более чем боеспособный воздушный боец.«Нынешняя модификация Ту-22М3 существенно отличается от своих предшественников, – говорит эксперт ВВС России Александр Дробышевский. – Это совершенно другая машина, по сути, новый самолет. И по двигателям, и по вооружению. На сегодняшний день этот бомбардировщик, наряду с действующими «коллегами» Ту-160 и Ту-95, обеспечивает подавляющее преимущество российской стратегической дальней авиации. На смену им придет ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации), но сейчас эти действующие дальние бомбардировщики вполне оправдывают свое предназначение. И по совокупной боевой возможности им нет равных в мире».Что же представляет собой Ту-22М3? Скорость на высоте – 2 300 километров в час. Высота полета – 13 тысяч метров. Дальность полета – до шести тысяч километров, соответственно, зона боевого применения в два раза меньше, чтобы вернуться на аэродром вылета, но и это две с половиной или даже три тысячи километров.Ту-22М3 – машина большая. Размах крыла самолета составляет порядка 35 метров, по ширине практически половина футбольного поля. Запас только топлива на борту – под 50 тонн. Плюс оборудование и вооружение. По сути, это летающий ракетоносец.На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающий инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток.Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части фюзеляжа размещена РЛС и телевизионный прицел, которые включают системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса отражателей и тепловых ловушек.Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из управляемых ракет, предназначенных для поражения крупных морских и наземных целей на дальности до 500 километров. Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми ракетами малой дальности, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаться в фюзеляже, еще четыре ракеты подвешиваются под крылом и фюзеляжем. Бомбовое вооружение располагается в фюзеляже и на четырех узлах внешней подвески. Предусмотрено вооружение самолета высокоточными корректируемыми бомбами.Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам управляемыми ракетами и авиационными бомбами как одиночно, так и в составе группы самолетов, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии современных средств ПВО и применении радиоэлектронных помех.«Этот самолет был продуктом своего времени и не имел аналогов по своим возможностям, – говорит экс-главком Дальней авиации ВВС Петр Дейнеко. – В конце 80-х годов прошлого века он превосходил по своим возможностям все подобные самолеты этого класса. Бомбовая нагрузка для столь скоростного бомбардировщика была потрясающая – Ту-22М3 мог одним точечным ударом уничтожить крупный объект противника. Он мог сровнять горы с землей».Первое боевое применение Ту-22М3 произошло в Афганистане, уже на этапе вывода советских войск из этой страны. Тогда бомбометание осуществляла стратегическая 326-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия, дислоцированная в городе Тарту в Эстонии. По замыслу, девятитонные бомбы должны были обрушиться на отряды «пандшерского льва» – Ахмад Шаха Масуда.Подобный удар, способный в прямом смысле слова сложить горные ущелья (эквивалент бомб, сбрасываемых с Ту-22М3, равняется взрыву атомной бомбы), вызвал бы активные действия моджахедов против уходящих советских солдат. Тогдашний командарм 40-й армии, находившейся в Афганистане, генерал-лейтенант Борис Громов дал координаты для бомбометания в горных и незаселенных районах страны. Горы сложились, люди не пострадали. Ахмад Шах Масуд оценил поступок противника и не произвел ни одного выстрела при выводе советских войск.Сейчас в России осталось порядка 130 самолетов Ту-22М3 из 497 построенных в советские времена. Около 100 законсервированы, остальные после модернизации успешно летают. А вот на Украине, которой после раздела имущества СССР, досталось 60 действующих Ту-22М и Ту-22М3, эти стратегические бомбардировщики банально пустили в утиль.Много ли выгоды извлекли от металлолома дорогостоящих самолетов власти Киева неизвестно, но стратегической авиации Украина лишилась навсегда. В отличие от того же Казахстана, где эти бомбардировщики пусть в незначительном количестве, но по-прежнему составляют ударную часть дальней авиации.Россия от своих «старичков» отказываться не собирается. Самолет надежный и проверенный, а при современной «начинке», так и вообще уникальный. По крайней мере, способный надежно заполнить свой сегмент на рынке вооружений дальней авиации. Сейчас мы возвращаем Ту-22М3 в Крым, где в 2016 году должен появиться полк «стратегов» на авиабазе «Гвардейский». Подобное усиление позволит российской боевой авиации контролировать акваторию Черного моря и близлежащие районы.Понятно, что замена такому бойкому «старичку» все же планируется. Программа ПАК ДА ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для перевооружения ВВС России.«Требования к новому самолету предельно просты, – говорит Александр Дробышевский. – Это незаметность, дальность и точность. Новые характеристики должны превзойти возможности и Ту-22М-3, и Ту-160, и Ту-95МС. В разработках принимают участие практически все авиационные конструкторские бюро, а что касается АНТК им А.Н.Туполева, то там сейчас ведутся работы по дальнейшей модернизации бомбардировщика Ту-22М3. Предусматривается оснащение самолета новыми системами высокоточного оружия, совершенствование, снижение радиолокационной заметности».

А сегодня вот появилась новость по еще одной модификации ТУ - 22. Давайте почитаем:

Самолеты дальней авиации ВВС России Ту-22М3 привлекли к уничтожению морских целей. Как сообщил "Известиям" источник в главкомате ВМФ России, дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 успешно поразили учебные цели во время учений на Северном флоте. Теперь их вернут к выполнению одной из основных боевых задач для самолетов данного типа — это уничтожение с воздуха кораблей противника, в первую очередь авианосцев.

— Раньше эти самолеты были в составе морской авиации ВМФ. Но в 2011 году их передали в ВВС. Теперь "сухопутные" летчики стали выполнять морские задачи уже в новом качестве, — пояснил представитель в главкомате ВМФ.

При этом в Главном штабе ВВС "Известиям" пояснили, что под противокорабельные задачи будут заточены все имеющиеся на вооружении Ту-22М3 — около 40 машин.

— Фактически этот самолет и разрабатывался как "убийца авианосцев". Просто после распада СССР эти задачи отошли на второй план и вообще у флота авиация была как падчерица.

Напомним, что Ту-22М был создан в 1969 году, в разгар холодной войны с США, как носитель сверхзвуковой ракеты Х-22 ("Ха"-22, а не "Икс"-22), предназначенной для поражения американских авианосцев. Для поиска массивного корабля на водной глади в ракету была встроена система самонаведения по радиоконтрастной цели. Через несколько лет ракету доработали для уничтожения наземных целей.

Однако до 2012 года противокорабельная функция самолетов практически не использовалась — последние стрельбы по морским целям проводились в 1989 году. Поэтому все летчики Ту-22М3, в том числе и те, кто перешел вместе с самолетами из ВМФ в ВВС, учатся "работать" по кораблям противника с нуля.

— До 2012 года у пилотов нашей авиационной группы не было даже теоретических навыков полета над морем. Мы отрабатывали удары только по наземным целям. Сейчас мы уже умеем ориентироваться и искать корабли противника. В апреле этого года отрабатывали пуски ракет Х-22Н по надводным целям, — рассказал "Известий" один из пилотов Ту-22М3.


По словам летчика, с начала 2012 года Ту-22М3 каждый месяц совершают учебное патрулирование над Японским и Баренцевым морями.

— В дальнейшем предполагается, что дальняя авиация будет работать против военно-морских целей противника комплексно и сразу всеми типами своих самолетов. Ту-22М3 будут охотиться за кораблями, а стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160 — уничтожать порты и военно-морские базы, — пояснил "Известиям" представитель главного командования ВМФ России.

По его словам, Ту-22М3 может обнаруживать и наносить удар по кораблям противника в радиусе 2 тыс. км от своего аэродрома, а Ту-95МС и Ту-160 с новыми крылатыми ракетами Х-101 смогут уничтожить даже хорошо защищенную военно-морскую базу противника на расстоянии до 10 тыс. км от места пуска. У надводных и подводных сил ВМФ такой возможности нет, если не считать ядерное оружие, которое в локальных конфликтах применяться не будет.

По мнению главного редактора профильного издания "Взлет" Владимира Щербакова, самолеты дальней авиации ВВС в несколько раз увеличат боевые возможности ВМФ России.

— В ВМФ СССР уничтожать корабельные группировки противника в дальней морской зоне должны были подводные лодки и ракетоносная авиация. Сейчас подводный флот значительно сократился и не может решать эти задачи. После передачи морских ракетоносцев из ВМФ в ВВС России бомбардировщики дальней авиации остались единственным элементом, который может решать эту задачу, — пояснил "Известиям" Владимир Щербаков.

По данным британского справочника Military Balance, на вооружении ВВС России сейчас находится 16 самолетов ТУ-160, 32 Ту-95МС (из них около 60 на хранении), а также 115 бомбардировщиков Ту-22М3, из которых способно летать только 40. (ссылка )

Посмотрим на этот самолет подробнее:


В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принимает решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. В ходе проработки возможных путей модификации ОКБ, основываясь на своих наработках, предлагает не ограничиваться только заменой двигателей, а провести дополнительные улучшения в конструкции и аэродинамике самолета.

В результате 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР П 534-187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками. Новая модификация Ту-22М получила официальное обозначение Ту-22МЗ.

Помимо применения НК-25, по предложению ОКБ провело следующие конструктивные мероприятия значительно изменившие самолет. Заменили воздухозаборники с вертикальным клином на воздухозаборники с горизонтальным клином. Увеличили максимальный угол отклонения поворотной части крыла до 65З, убрали в контур обтекателя гидравлические агрегаты узла поворота. Ввели новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки. Заменили спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенной аэродинамической формой.


Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили обтекатели и т.д. Провели мероприятия по снижению массы пустого самолета: облегчили основные стойки шасси (перешли на другой тип колес, отказались от раздвижной системы средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и укороченный руль направления, конструкцию средней части крыла сделали неразъемной, перешли на титан в конструкции противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, изменили тип теплоизоляции и герметиков, ниппельные стыки труб заменили на паяные, заменили гидронасосы и генераторы на более легкие, отказались от тяжелых и громоздких однофазных электромашинных преобразователей, перешли на более теплостойкие электропровода, облегчили агрегаты СКВ, элементы изготовлявшиеся штамповкой и литьем стали делать с минусовыми допусками. Все мероприятия по уменьшению массы, даже с учетом увеличившейся массы новых двигателей, должны были обеспечить общее снижение массы пустого самолета на 2300-2700 кг.

Важным отличием Ту-22МЗ от предыдущих модификаций стало использование в системе электроснабжения бесконтактных генераторов постоянного тока и интегральных гидромеханических приводов-генераторов переменного тока стабильной частоты, применение которых, помимо снижения массы агрегатов, позволило поднять надежность энергосистемы и качество бортового электропитания. Провели изменения в элементах навигационного комплекса. Рассматривали вопросы по расширению вариантов ударного вооружения и модернизации РЭП. В результате всех проведенных улучшений в конструкции самолета его летно-тактические характеристики наконец должны были достичь значений, соответствующих требованиям постановления 1967 года. Слаженная работа всех подразделений ОКБ и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести глубокую модернизацию самолета и подготовить к летным испытаниям первый опытный Ту-22МЗ, который совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения программы летно-доводочных испытаний Ту-22МЗ с 1978 года запускается в серийное производство. До 1983 года Ту-22МЗ строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в серии идет только Ту-22МЗ. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО) построили 268 Ту-22МЗ. Серийное производство было завершено в 1993 г.



Кликабельно

Испытания первых Ту-22МЗ показали, что по своим летно-тактическим характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2: максимальная скорость увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы действия — на 14-45 % в зависимости от режима полета. Суммарная боевая эффективность Ту-22МЗ возросла по сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные государственные испытания Ту-22МЗ завершились в 1981 году и самолет был рекомендован к принятию на вооружение. С 1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями. Новые системы вооружения потребовали дополнительного времени на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22МЗ официально принимается на вооружение только в марте 1989 года.


Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика вооруженного бомбами и ракетами Х-22М. ОКБ подготовило и передало в производство несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых составом вооружения и оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Еще в 70-е годы применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению самолета аэробаллистическими ракетами малой дальности типа Х-15. В 80-е годы эти работы увенчались успехом — Ту-22МЗ получил вариант ракетного вооружения с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на крыльевых катапультных установках.


В декабре 1985 года начались летные испытания дальнего самолета-разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. Новый разведчик предназначался для замены в строевых частях самолетов Ту-22Р. Самолет-разведчик, предназначенный для для действий на сухопутных и морских ТВД, оснащался современным комплексом разведывательного оборудования, который в сочетании с высокими летными качествами самолета-носителя, обеспечивал значительное увеличение эффективности воздушной разведки. В оборудование входили РЛС бокового обзора, размещенная в гондоле под фюзеляжем, система радиотехнической разведки, тепловизионная разведывательная система, а также средства фоторазведки. В 1989 году самолет-разведчик под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство. Построено или переоборудовано в разведывательный вариант из бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов. Аналогичным образом с 1994 г. модернизируется в самолеты-разведчики и часть бомбардировщиков Ту-22М2.

Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД, в 70-е годы была предпринята попытка создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переоборудовали в постановщик серийный Ту-22М2. Самолет, получивший обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в серию и на вооружение не передавался из-за недоведенности комплекса РЭП. Как отмечалось выше, на Ту-22МЗ предполагалось устанавливать двигатели НК-32, тем самым улучшить его характеристики. Для испытаний новой силовой установки переоборудовали один из серийных Ту-22МЗ, но до установки новых двигателей дело не дошло, в дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 году ОКБ совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22МЗ создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для проведения широкого круга натурных летных аэродинамических исследований.


Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М в ОКБ прорабатывались несколько проектов модификаций и модернизацией самолета, работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации ВМФ подготовило техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М. Проект получил обозначение «45М». Согласно проекта, «45М» должен был оснащаться двумя двигателями НК-25 и по своей аэродинамической компоновке в какой-то степени напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение — две ракеты Х-45. Существовали проекты создания на базе различных модификаций Ту-22М дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с ударными самолетами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов («рейдеры»), а также выполнять ударные функции.


Описание
Конструкция ОКБ им. А.Н.Туполева
Обозначение Ту-22М3 («45-03»)
Тип Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик
Первый полет 20 июня 1977
Принятие на вооружение 1983
Объем выпуска 268
Экипаж, чел 4
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 42,46
Высота самолета, м 11,05
Размах крыла, м x = 20 град 34,28
x = 65 град 23,3
Площадь крыла, м 2 x = 20 град 183,57
x = 65 град 175,8
Взлетная масса, кг максимальная 124000
со стартовыми ускорителями 126000
нормальная 112000
Посадочная масса, кг максимальная 88000
нормальная 78000
Масса топлива, кг 53550
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ НК-25
Тяга двигателя, кгс максимальная 14500
форсажная 25000
Удельный расход топлива на дозвуке, кг/кгс*час 0,76
Летные данные (расчетные)
Скорость, км/ч (М=) максимальная 2000-2300
макс. у земли 1050
крейсерская 930
взлетная 370
посадочная 285
Практический потолок, м 13300
Дозвуковая дальность полета, км 7000
Радиус действия с боевой нагрузкой 12 т, км на сверхзвуковой скорости 1500-1850
на дозвуковой скорости у земли 1500-1650
на дозвуковой скорости по смешанному профилю 2410
Длина разбега, м 2000-2100 (370)
Длина пробега, м 1200-1300
Вооружение
Крылатые ракеты 1-3 Х-22М
Аэробаллистические ракеты 10 Х-15
нормальная 12
максимальная 24
Оборонительное пушка ГШ-23 23 мм


Настоящее Ту-22М3.

В строю ВС Российской Федерации находятся около 165 бомбардировщиков-ракетоносцев дальнего действия. Большая часть находится на длительном хранении. Еще 3 самолета имеется в ВВС Индии. Украинские Ту-22М3 были ликвидированы при выполнении Украиной обязательств по отказу от ядерного оружия.
Перспективное будущее - создание коммерческого проекта для вывода на орбиту малых спутников и другого оборудования, и создание перспективного проекта для вывода на заданную высоту новейших гиперзвуковых аппаратов.
Использование сегодня на вооружении Ту-22М3 возможно благодаря отработанной годами системе эксплуатации, в которую входит:
-обеспечение живучести - поставка техсредств, средств НО, ГСМ, ЗиП, боезапаса, дополнительных материалов для успешного проведения работ по обслуживанию и боевому применению самолета;
- радиотехническое обеспечение полетов в заданном районе;
- остальные виды обеспечения для поддержания самолета в полной боеготовности.

Ту-22М3 может быть передислоцирован с основной базы на оперативный аэродром, вооружение может быть перемещено в неснаряженном виде, внутри самолета. Снаряжение самолета на оперативном аэродроме выполняется с помощью мобильного оборудования обслуживания самолетов дальнего действия и техаптечек, которые используют ИТС при совершении перебазирования.

Это позволяет использовать Ту-22М3 в любом заданном районе.
Конструкторские работы по модернизации бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 практически никогда не прекращались.
Настоящие работы по продлению срока эксплуатации данных самолетов на ближайшие 25 лет являются работами по модернизации Ту-22М3.


источники
http://topwar.ru
http://www.testpilots.ru
http://nechtoportal.ru

Самолет Ту-22М (по классификации НАТО: Backfire) – сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Свой первый полет опытный Ту-22М3 выполнил 20 июня 1977 года. После окончания программы по летно-доводочным испытаниям машины самолет Ту-22М3 с 1978 года был запущен в серийное производство. При этом с 1981 по 1984 год ракетоносец проходил серию дополнительных испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями машины, в частности, на самолете отрабатывалось использование ракет Х-15. В окончательном варианте бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 был принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года. За все годы производства на Казанском авиационном производственном объединении было собрано 268 бомбардировщиков Ту-22М3.

В феврале 2012 года появилась официальная информация о том, что Минобороны России подписало контракт на проведение модернизации около 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. В этом варианте бомбардировщик должен получить абсолютно новое радиоэлектронное оборудование и возможность применения современного высокоточного класса «воздух-поверхность», к примеру, новых крылатых ракет Х-32. Всего в России на данный момент из 115 Ту-22М3 полностью боеспособными являются порядка 40 машин. Модернизацию 30 бомбардировщиков планируется провести до 2020 года. На 2012 год был переоборудован 1 самолет данного типа, который в настоящее время проходит комплекс испытаний.


В 2012 году в Центре боевого применения и переучивания летного состава российской Дальней авиации, расположенного в городе Рязани, начались занятия на курсах подготовки молодых пилотов – выпускников 2011 года. На этих курсах они могли освоить не только теоретические вопросы, но и отработать на практике навыки пилотирования на тренажерах, а также совершить настоящие полеты на бомбардировщиках Ту-95МС и Ту-22М3М. Здесь же в Рязанском авиацентре летный состав занимается обучением пилотирования и эксплуатации нового модернизированного бомбардировщик Ту-22М3М. Данная машина отличается от Ту-22М3 расширенной номенклатурой используемых средств поражения противника. На данном самолете используется современное оборудование, построенное на новой элементной базе, одновременно с этим были улучшены эргономические показатели кабины пилотов.

В настоящее время стоимость самолетов и авиационных средств поражения растет лавинообразными темпами, что ведет военную авиацию практически в тупик. Так, к примеру, в ценах 2010 года один истребитель 5-го поколения F-22 обходился бюджету США в 412,7 млн. долларов, «массовая» модель – F-35 стоил всего-то 115,7 млн. долларов, а цена «неприлично дешевого» истребителя Eurofighter составляла всего порядка 85 млн. евро. На этом фоне «классический» F-18E, который обходился заказчику в 50 млн. долларов, кажется совсем «бюджетным» решением. Стоимость российских перспективных разработок пока не разглашается, но вряд ли она будет в разы отличаться от затрат наших вероятных «друзей».

Не менее стремительными темпами растут и цены на авиационные средства поражения, особенно высокоточное оружие. Так в настоящее время на Западе упор делается на применение управляемого вооружения. Только уже сейчас модуль JDAM, который способен превратить обычную бомбу в высокоточную, даже в самой своей дешевой комплектации обходится западному налогоплательщику приблизительно в 30 000 долларов, в то время как цены на специально разработанные управляемые и корректируемые боеприпасы достигают сотен тысяч долларов. Более того, во всех крупных конфликтах последних лет (операция «Буря в Пустыне», бомбардировки Югославии, Ирак, Ливия, в гораздо меньше степени Афганистан) с определенного момента начинал наблюдаться дефицит высокоточных средств поражения, что было обусловлено невозможностью своевременно восполнять затраты высокоточных УР и КАБ.

Выход был найден в снижении стоимости авиационной техники, а также бортовых систем, вместе с пересмотром самой концепции использования авиационного вооружения. Большого ума, чтобы прийти к таким выводам не требуется, ум необходим для того, чтобы на практике реализовать данный подход, так как данная задача в современных реалиях представляется едва ли не фантастической. Однако в России уже существуют наработки в этом направлении. Примером можно считать самолеты Су-24М2, оснащенные БРЭО СВП-24 и модернизированные компанией ЗАО «Гефест и Т».


В 2012 году комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 планировалось установить на 4 сверхзвуковых дальних ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3. Об этом рассказывал гендиректор компании «Гефест и Т» Александр Панин в интервью журналистами ИТАР-ТАСС. Данное предприятие является создателем модификации комплекса СВП-24, который уже достаточно успешно эксплуатируется на модернизации российских фронтовых бомбардировщиков Су-24.

При этом подчеркивается, что установка систем СВП-24-22 предусматривается отдельной программой и будет осуществляться независимо от планов по глубокой модернизации, которой подлежат 30 ракетоносцев Ту-22М3. Новый комплекс СВП-24-22 позволяет с большей эффективностью решать боевые и навигационные задачи, а также добиться улучшения точностных характеристик авиационных систем поражения. Помимо этого комплекс обеспечивает точный заход боевого самолета на посадку в сложных метеоусловиях и без наземных курсоглиссадных систем. Система БРЭО СВП-24 при этом является универсальной и может устанавливаться на многие типы самолетов и вертолетов ВВС России, включая бомбардировщики Ту-22М3, Су-24М или ударные вертолеты Ка-52. Еще одним ее неоспоримым достоинством является тот факт, что данная система позволяет снизить время наземной подготовки и контроля самолета в 4-5 раз. Для Ту-22М3, один летный час которого требует 51 человека-часа инженерно-технического обеспечения, это достаточно важно.

По информации газеты «Известия» из Ту-22М3 могут сделать настоящего убийцу ЕвроПРО, превратив устаревающий стратегический ракетоносец в носителя высокоточного оружия. Для этого самолет оснастят новой электроникой, а также, вероятнее всего, новой крылатой ракетой Х-32. Новая машина получит к названию еще одну букву М и будет называться Ту-22М3, при этом специалисты одного из предприятий, участвующих в модернизации, особо подчеркнули, что Ту-22 и Ту-22М, равно как и Ту-22М3 и Ту-22М3М будут совершенно разными машинами, в первую очередь по своим возможностям. По словам представителей ВВС страны, для того чтобы подготовить летчиков к управлению новым самолетом потребуется 2-3 месяца занятий в Рязанском учебном центре Дальней авиации.


При этом процесс переобучения стандартизован, пилотам необходимо будет изучить электронные приборы, освоить новую систему навигации и управления оружием, контроля обстановки возле самолета. Отныне вся важная информация будет выводиться на жидкокристаллические электронные дисплеи, а летчику останется лишь выбрать режим, цель и осуществить пуск ракет, почти как в компьютерных играх.

Константин Сивков, являющийся доктором военных наук и первым вице-президентом Академии геополитических проблем, отметил, что данная модернизация предполагает под собой полную замену системы навигации, управления вооружением и связи и обойдется от 30% до 50% от стоимости самолета. При этом модернизация 30 самолетов до версии Ту-22М3М улучшит боевые возможности парка Ту-22М3 на 20%. По его словам, модернизация лишь 30 самолетов будет достаточно для того, чтобы вывести из строя 1 американский авианосец, потопив при этом ряд кораблей сопровождения. В то время как модернизация всего парка ракетоносцев Ту-22М3 позволила бы поднять их эффективность на 100-120% по морским объектам и в 2-3 раза при действии по сухопутным целям.

Сивков предположил, что новая крылатая ракета Х-32 будет вести поиск цели «из-под крыла» бомбардировщика, как и ее предшественница Х-22. После пуска ракета сможет на собственном двигателе достичь цели, удаленной на несколько сотен километров и поразить ее, при этом обнаружить и поразить такую ракету крайне сложно.


В свою очередь Александр Коновалов президент Института стратегических оценок и анализа отметил, что поражение наземных объектов на сегодняшний день одно из наиболее слабых мест российской армии. Так как у современных российских тактических ракет небольшой радиус действия и достаточно низкая точность. В Грузии бомбардировщик Ту-22М3 был потерян именно по этой причине, самолету пришлось войти в зону организованной ПВО противника, для того чтобы выполнить атаку цели. А выйти из этой зоны после атаки уже очень сложно, отметил Коновалов.

По словам Коновалова, для того чтобы крылатая ракета смогла поразить наземный объект на удалении в несколько сотен километров, она должна иметь его точные координаты и совершать полет, постоянно уточняя свое положение в пространстве с помощью спутника или же поражаемую цель кто-то постоянно должен будет подсвечивать, а ракета будет осуществлять полет по отраженному сигналу. При этом есть и третий способ – корреляционная система, при которой в память ракеты будет загружаться подробная карта маршрута с изображением цели, которую необходимо уничтожить, а ракета в процессе полета будет снимать местность, над которой пролетает, сверяя полученные данные с картой маршрута. Именно такую систему могут получить российские ВВС в лице Ту-22М3М и крылатой ракеты Х-32.

Источники информации:
-http://modernarmy.ru/article/202
-http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10929685@egNews
-http://www.itar-tass.com/c96/497642.html
-http://telegrafist.org/2012/02/06/3401
-http://ru.wikipedia.org


В условиях глобальных провокаций со стороны США в отношении России, возрастает роль оперативно-тактической ракетоносной авиации, точнее, модернизированных самолетов Ту-22М3 . Существует бесконечное количество реальных историй про то, как самолеты аналогичного назначения с помощью грамотного использования боевых возможностей своих летательных аппаратов преодолевали наземные и морские средства ПВО Америки, Японии и стран, противостоявших Советскому Союзу, а потом и России.
В 1986 году два самолета 2-й морской ракетоносной авиационной дивизии Черноморского Флота под командованием майора Березкина во время совместных учений на территории Болгарии незаметно для самолетов НАТО пересекли сразу две границы государств, входящих в этот военный блок. Тренировки экипажей проводились в рамках учений Варшавского договора. И вроде бы, ничего сверхъестественного не произошло.
Самое интересное, что два ракетоносца, оснащенные ракетами для уничтожения авианосных группировок противника в Средиземноморье, на 13 градусов изменили намеченный курс, «проверили» две границы – с Грецией и Турцией и благополучно возвратились в Болгарию. Без особого шума сели на аэродроме «Граф Игнатиево» под Пловдивом! Уже потом летчики рассказывали, что в районе населенного пункта Драма в Греции, их попытался перехватить НАТОвский истребитель F-15. Экипажи даже визуально наблюдали его. Перехватчик шел в эшелоне значительно выше наших самолетов, которые летели ниже уровня гор и оказались невидимыми для иностранного летчика! Тем более, что пилоту истребителя в голову не могло прийти, что тяжелые самолеты, с ракетами на борту, на перехват которых он вылетел, могли находиться между горами. Поистине ювелирная работа.

Подобных историй в авиации гуляет великое множество, их реальность могут оценить только летчики дальней и морской авиации. Я летал в морской ракетоносной авиации и придумывать ничего не буду. Однако, обучаясь на 4-м курсе в славном ЧВВАКУШе, в 1982 году пришлось мне на Ту-95 полгода летать на аэродроме Моздок (лагерных аэродромов в училище не хватало), где тогда базировался 182 гв. Севастопольско-Берлинский тяжелый бомбардировочный авиаполк. Естественно, нас – пацанов, впервые так близко увидевших гиганты Ту-95 (на которых только ракета была размером больше нашего МиГа) интересовало все, что касалось легенд авиации.
Повели нас в музей боевой славы полка. Там под стеклом находилась огромная фотография палубы авианосца с выстроившимся на ней экипажем и группой людей перед строем. Подпись была примерно такая: «Военно-морской министр США принимает парад экипажа авианосца». (Снимок сделан в Атлантике с высоты 200 м. экипажем майора Ефремова). За тот полет экипаж был награжден, а сам Ефремов получил орден Боевого Красного Знамени, награду в то мирное время более чем серьезную. Еще в память врезался его заход на посадку в Моздоке, после возвращения из полета над океаном с отказом 2-х двигателей, в условиях тумана, при очень низкой облачности, как летчики говорят, - при жесточайшем минимуме погоды. Так что, наверное, как исключение, такие случаи были возможны.
Летчики ракетоносцев Ту-95Мр, Ту-22М2 и Ту-22М3 сами фотографировали авианосцы: «Корал-Си», «Энтерпрайз» и «Мидуэй». Это был 1985г. Тогда они давали проходить над палубой, мы их снимали с высоты в 1000м. «Томкэт» F-14, как правило, подвисал под люками аэрофотоаппаратов, но бортовые АФА брали все: и корабль, и волну и даже истребители. Полеты были интересные. Я гордился своей страной, особенно, тем оружием, которое находилось на борту наших самолетов-ракетоносцев. Эта история произошла во времена расцвета советско-кубинской дружбы. Тогда наши дальние стратегические бомбардировщики Ту-95 регулярно кружили вокруг Кубы, проводили аэрофотосъемку всего, что только можно.

Кстати, американцы в этом районе держали свои боевые корабли, в том числе и несколько авианосцев. Случилась однажды такая история: Летит над океаном пара Ту-22М3. ТУ-22 - аппарат не маленький, оперативно-тактический ракетоносец. Размах крыла самолета около 35 метров. По ширине - почти полпалубы авианосца. Два больших современных двигателя на пятьдесят тонн топлива. На ведомом две ракеты Х-22 для уничтожения авианосцев, на ведущем - две Х-28 с пассивными ГСН, предназначенными для поражения работающих наземных и корабельных РЛС.


Встречает «нашу пару» над морем американский палубный истребитель. Командир ведущего Ту-22М3 в элементе понимает – недалеко морская авианосная группа. Поищем, поснимаем работу авиации на палубе, изучим дома тактику, - договорились наши экипажи. Не мог же - этот пилот на F-18 так далеко улететь от земли. Найти в Японском море авианосную группу противоположной стороны и вскрыть ее противовоздушную оборону - задача изначально очень сложная, так как американцы эффективно маскируют такие группы в тени многочисленных островов, поэтому даже с воздуха при помощи РЛС обнаружить авианосец трудно. К тому же работающие радары позволяют кораблям засечь приближающиеся самолеты и встретить их «достойно».
Однако наши летчики, проявив высочайший профессионализм, сумели, не обнаружив себя, определить точные координаты «вражеского» авианосца. Встретились «партнеры», истребитель «подошел» к кабине экипажа на расстояние видимости нашлемного забрала. Американец снял маску, поулыбался, подмигнул командиру, а потом показал брюхо своего самолета вместе с ракетами воздух-воздух. На что ракетоносцы привели в готовность и грозно повертели своими спаренными пушечными установками (обмен любезностями, так сказать). Но американец еще и поиграть решил, не успокоился. Шутник. Стал с улыбкой предлагать пилоту садиться на авианосец. Жестами и со смехом показывая типа – садись! Внизу был многоцелевой «Китти Хок»! На палубе авианосца - ряд истребителей, противолодочников и разведчиков – шли полеты.
При этом два самолета-истребителя по тревоге не смогли прорулить к началу взлетной полосы. Один другому в спешке перекрыл рулежку. Суета, которая видимо была связана с приближающейся парой Ту-22М, убийцами авианосцев, сделала свое дело. Надо снимать, чтобы понять, как это организовать в боевых условиях. Но, F-18, сопровождающий наших заходит снизу под фотоаппарат, чтобы ракетоносцы не смогли заснять суету на палубе. Экипажи решают имитировать посадку на палубу.
Как положено - снижаются, выпускают шасси, закрылки сначала 15, потом 25 и наконец 35 градусов. Имитация или нет - разве, разберешь, не находясь в кабине снижающегося на палубу громадного ракетоносца. Американцы поверили, а, значит, что они представили, что надстройка или командный пункт авианосца, все самолеты, находящиеся на палубе реально будут снесены. А пожар от столкновения пятидесяти тонн керосина на борту и двух ракет, каждая из которых по пять тонн, с препятствиями на палубе - тушили бы неделю!
Атака удалась! Хотя, конечно, в реальности Ту-22, прицельно отбомбившись, был бы сразу уничтожен той авиацией прикрытия, которая была уже в воздухе. И, тем не менее, прорыв состоялся, в том же реальном бою авианосцу были бы нанесены повреждения, которые сделали бы невозможным дальнейшее выполнение им боевых задач. Полученные снимки рассматривали специалисты на Дальнем Востоке и в Москве - на фото ярко была запечатлена паника, царившая на американском авианосце. Но эти снимки до сих пор не были обнародованы. Имен летчиков до сих пор мы тоже не знаем. Остается надеяться, что командование ВМФ рассекретит со временем информацию тридцатилетней давности.

Истории из жизни летчиков и штурманов.
Интересную историю рассказал бывший командующий 11-й армией ВВС и ПВО, позднее – зам. начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Наговицын. Встреча американских палубных самолетов с истребителями российских ВВС была «максимально приближена» к боевой.
Американский летчик, ставший очевидцем написал (текст его письма, отправленного по электронной почте с борта авианосца «Китти Хок», помимо воли автора послания, стал достоянием гласности): «…Плавание было довольно легким и интересным: 54 дня в море, 4 - в порту и 45 часов полета в одном только октябре! Так вот, сижу я там и болтаю с моим заместителем, и мы слышим по ящику звонок из БИЦ (боевого информационного центра - «мозга» корабля). Говорят: «Сэр, мы засекли русские самолеты». Капитан отвечает: «Объявляйте тревогу, поднимайте истребители». Из центра сообщают: можно объявить только «Тревогу-30» (вылет через 30 минут (!) с момента объявления). Капитан выругался и потребовал: «Поднимайте в воздух все, что возможно, как можно быстрее!». Я побежал к штурманскому телефону и связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему выяснить, кто дежурит, и сделать так, чтобы они подняли свои задницы и мчались на полетную палубу (только «Тревога-7» предполагает, что вы уже на взлетной палубе и готовы подняться в воздух, «Тревога-30» означает, что вы еще сидите в комнате ожидания). Вскоре Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над мостиком «Китти Хока». Прямо как в фильме «Топ Ган»! Офицеры на мостике расплескали свой кофе и грязно выругались! В этот момент я посмотрел на капитана - его лицо было багровым. Русские истребители сделали еще два крутых виража на малой высоте до того, как мы наконец-то запустили свой первый самолет с палубы. Им был… ЕА-6В «Проулер» (самолет радиоэлектронной борьбы). Да, да, мы запустили несчастный «Проулер» один на один против истребителя прямо над кораблем. Наши летчики уже просили о помощи, когда наконец-то F/A-18 поднялся в воздух, чтобы выполнить перехват. Но было поздно. Вся команда задрала головы и смотрела, как русские делали посмешище из нашей убогой попытки их остановить. Самое смешное, что адмирал и командующий авианосным соединением находились в зале командования на утреннем совещании, которое было прервано гулом турбин русских самолетов, кружащих над рубкой авианосца. Офицер штаба командующего рассказал мне, что они посмотрели друг на друга, на план полетов, убедились, что в этот день запуск предусматривался лишь через несколько часов, и спросили: «А что это было?».
Четыре дня спустя русская разведслужба прислала по электронной почте командиру «Китти Хока» фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе, отчаянно пытаясь поднять самолеты в воздух…». Описываемые в письме события произошли в районе Корейского пролива 17 октября 2000 г. В облете американского многоцелевого авианосца «Китти Хок» участвовали два самолета-разведчика Су-24МР и прикрывающее их звено истребителей-перехватчиков Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО.
Нельзя не отметить, что американские военно-морские маневры проходили всего лишь в 300 км от российского побережья, что само по себе никак нельзя было расценить, как дружественный акт по отношению к нашей стране. Поэтому действия российской авиации были вполне оправданными и правомерными. Результаты разведки были впечатляющими. Су-24МР выполнили несколько заходов на авианосец, фотографируя все, что происходит на полетной палубе. На снимках была зафиксирована паника на борту корабля: моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером, осуществлявшим в то время передачу топлива на борт «Китти Хока».
Истребители F/A-18 удалось поднять в воздух лишь после второго захода российских разведчиков, однако Су-27 их сразу увели в сторону от корабля отвлекающим маневром, что позволило самолетам-разведчикам выполнить еще несколько пролетов над совершенно беззащитным с воздуха авианосцем. Как потом говорил Бэйкон, некоторое время спустя на авианосец по электронной почте пришло письмо, содержащее две фотографии палубы Kitty Hawk, сделанные с русских самолетов во время одной из таких акций российских ВВС.
Самолеты морской авиации, как наши, так и американские, довольно часто совершают облеты чужих боевых кораблей, находящихся в нейтральных водах. И поэтому неудивительно, что действия четверки российских самолетов против авианосца «Китти Хок» не вызвали негативной реакции официальных властей США.
В планах боевой подготовки военно-морских летчиков существует раздел, посвященный отработке приемов преодоления противовоздушной обороны кораблей. Верхом совершенства считается преодоление ПВО авианосной группировки ВМС США. Удается это крайне редко - надо отдать должное американцам, защиту своих авианосцев они строят очень грамотно и в высшей степени надежно. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха.

Итак, Ту – 22М3.

В Дальнюю авиацию Военно-воздушных сил России уже пришли модернизированные машины Ту-22М3, которые теперь уже способны применять новейшие ракеты Х-32. Главной задачей ракетоносной авиации останется уничтожение авианосных ударных группировок (АУГ), десантных соединений, групп надводных кораблей. Модификация М3 – это дальнейшее развитие Ту-22М. Самолеты Ту-22М3 были и остаются важным компонентом противоавианосной войны.
Ту-22М3 часто называют «убийцей авианосцев», но это - некорректный эпитет. Правильнее так называть группу самолетов, а одиночный «Бэкфаир» против авианосной группы - не воин. Основное оружие ТУ-22М3 – ракета Х-32. У нее есть серьезные преимущества перед другими аналогами. Эти ракеты во время полета обмениваются друг с другом информацией - их достаточно запустить, указав минимальный набор параметров цели. Второе – высокая живучесть перед средствами ПВО. По расчетам, одна Х-32 с конструктивной защитой выдерживает очередь 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», попадание одной ракеты типа AIM-7 «Спэрроу» или двух-трех типа AIM-9 «Сайдвиндер».

Сейчас все военные авиаторы четко понимают, что Ту-22М3 – узкоспециализированный самолет, способный относительно эффективно уничтожать авианосцы противника, но неприменим для решения других задач. К тому же в конце нулевых годов многократно возросли возможности ПВО американских ВМС, получивших крейсеры УРО с интегрированной системой ПВО. Поэтому существует современнейший ракетный комплекс для прорыва противовоздушной обороны ордера и гарантированного поражения крупного надводного корабля. И это – модернизированный Ту22М3 с обновленным бортовым локационным и ракетным комплексом.



Ту-22М3 легко поражает даже небольшие наземные цели с помощью свободнопадающих бомб с высоты не менее восьми тысяч метров. Вооружен модернизированными крылатыми ракетами воздушного базирования, которые в отличие от предшественниц Х-22 способны прорывать ПВО на дальности до тысячи километров. Обновлен бортовой прицельный и навигационный комплекс, система вооружения, установлен новый, более мощный двигатель НК-32.
Сегодня до производства довели только модификацию Ту-22-М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32. Она создана на базе Х-22 и опробована в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). До сих пор нет достоверных сведений о серийном выпуске новой модели и количестве переданных ВВС машин. В 2008-м на войне в Закавказье Ту-22М3 наносили удары по грузинским аэродромам и портам обычными свободнопадающими бомбами, а не крылатыми ракетами.
«Бэкфаир» несет бомб в несколько раз больше, чем фронтовой бомбардировщик Су-24 или штурмовик Су-25. В Военно-воздушные силы до 2020 года поступят 30 новых машин этого типа. Не помешало бы, чтобы на каждом из Флотов на Севере, Востоке, Балтике и на Черноморском флоте, появилось хотя бы по 40 машин этого типа.

Самолеты Ту-22М были передовыми для своего времени машинами, реализованные при их проектировании наработки использовались затем в СССР для создания как боевых, так и гражданских самолетов. Впервые в Советском Союзе самолет получил эффективный и сложный комплекс взаимосвязанных цифровых и аналоговых систем авиационного и радиоэлектронного оборудования. Первый опытный бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 совершил первый полет 20 июня 1977 года.

После выполнения программы летно-доводочных испытаний самолет в 1978 году был запущен в серийное производство, при этом в окончательном виде самолет был принят на вооружение лишь в марте 1989 года. Последний самолет Ту-22М3 был построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика данная машина стала памятником, установленным возле Казанского авиационного завода). Всего на КАПО - Казанском авиационном производственном объединении было собрано 268 самолетов данного типа .

Ту-22М3 (изделие 45-03), по натовской кодификации Backfire («встречный пал», способ тушения лесных и степных пожаров), - советский, а затем и российский дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Бомбардировщик Ту-22М3 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низко расположенным крылом изменяемой геометрии. Конструкция планера самолета была выполнена главным образом из легких алюминиевых сплавов.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в нижней его части находится отсек РЛС, который закрыт радиопрозрачным обтекателем. Передняя часть фюзеляжа самолета обладает сечением, близким к овальному. В центральной части фюзеляжа находится отсек вооружения, конструкция створок которого позволяет подвешивать в нем одну управляемую ракету типа Х-22 в полуутопленном положении. Экипаж дальнего бомбардировщика находится в герметизированной кабине, которая состоит из двух отделений: в переднем отделении находятся места командира экипажа и помощника командира, расположенные рядом друг с другом, во втором отсеке - также размещенные рядом находятся места штурмана-навигатора и штурмана-оператора.

Крыло дальнего бомбардировщика состоит из неподвижной части и поворотных консолей (которые могут быть установлены в положение с углом стреловидности 20, 30 или 65 градусов). На носке консолей по всему размаху были смонтированы предкрылки. На задней кромке имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми были размещены трехсекционные интерцепторы. В крыле самолета были расположены топливные баки.

Шасси ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 трехопорное. Основные стойки шасси, оснащенные шестиколесными тележками, в полете убираются в крыло и фюзеляж самолета поворотом по размаху. Носовая двухколесная стойка шасси убирается в фюзеляж бомбардировщика поворотом назад. В шасси самолета используются бескамерные шины. Для сокращения расстояния пробега самолета при посадке с большим весом или в случае посадки на ограниченную по длине взлетно-посадочную полосу используется парашютно-тормозная система ПТК-45, которая включает в себя два крестообразных парашюта. Контейнеры с ними расположены в корме бомбардировщика снизу между двумя двигателями.

Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой НК-25 (тяга на форсаже - 2х25000 кгс), которые были созданы специалистами ОКБ Н.Д. Кузнецова. Данный авиационный двигатель является дальнейшим развитием ТРДДФ НК-144, который был специально создан для сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144. Модификация бомбардировщика Ту-22М3 изначально создавалась именно под этот двигатель.

Ту-22М3 в отличие от своих предшественников имел новый, «ковшовый» воздухозаборник с горизонтальным клином, что позволило обеспечить двигателям самолета более комфортные условия работы. Также конструкторам удалось улучшить аэродинамику бомбардировщика за счет придания удлиненной на 0,8 метра носовой части фюзеляжа самолета более острых обводов. Помимо этого с бомбардировщика исчез «аппендикс» штанги топливоприемника системы дозаправки самолета в воздухе, который был демонтирован на всех самолетах Ту-22М в соответствии с протоколом договора ОСВ-2 (впрочем, на первых серийных ракетоносцах-бомбардировщиках Ту-22М-3 штангу топливоприемника успели установить, она была снята уже позднее, после передачи боевых самолетов в строевые части).

Конструкторы самолета также несколько «обжали» хвостовую часть машины, в которой вместо двух установили одну двуствольную 23-мм пушечную установку ГШ-23 (скорострельность до 4000 выст/мин). Максимальный угол стреловидности крыла дальнего бомбардировщика для достижения им более высоких скоростей полета был увеличен с 60 до 65 градусов. При этом специалистам удалось облегчить ряд силовых элементов конструкции планера, с целью уменьшения массы конструкторы отказались и от раздвижения средней пары колес основного шасси (практика эксплуатации самолета показала, что использование бомбардировщиков класса Ту-22М с грунтовых ВПП - дело достаточно сомнительное).

Наряду с этим была несколько усилена конструкция крыла самолета (с учетом накопленного опыта эксплуатации Ту-22М ранних модификаций). Также дальний бомбардировщик оснастили электрической системой переменного тока стабильной частоты, которая включала в себя гидромеханические привод-генераторы постоянных оборотов (это решение позволило отказаться от громоздких электромашинных преобразователей). В системе постоянного тока самолета появились аккумуляторы и бесконтактные генераторы новой конструкции. Более эффективной и компактной стала система кондиционирования воздуха, была улучшена компоновка кабины экипажа бомбардировщика.

Дальний бомбардировщик Ту-22М3 может нести УР класса «воздух-поверхность» типа X-22 с различными вариантами снаряжения боевых частей и систем наведения . Эти ракеты размещаются на балочных держателях внутри бомбового отсека, а также на двух точках внешней подвески под крылом самолета. Также возможна комплектация ракетного вооружения в варианте до 10 гиперзвуковых УР X-15 класса «воздух-поверхность», установленных на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на 4-х внешних крыльевых катапультных установках.

На балочных и кассетных держателях, расположенных внутри бомбового отсека и на внешних узлах подвески, могут подвешиваться авиабомбы калибром 100, 250, 500, 1500 и 3000 кг, а также авиационные мины в габаритах бомб калибра 500-1500 кг. Максимальная бомбовая нагрузка самолета составляет 24 000 кг . Для защиты задней полусферы бомбардировщика от атак истребителей противника он был оснащен пушечным вооружением, в кормовой части самолета находится пушечная установка ГШ-23, а также радиолокационный стрелковый прицел ПРС-4КМ, тепловизионный прицел ТП-1КМ и вычислительный блок ВБ-157А5.

По данным на 2016 год на вооружении ВКС России остается 63 самолета Ту-22М3 и Ту-22МР (самолет-разведчик) . До 2020 года на КАПО планируется провести модернизацию 30 бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 путем установки на них новой элементной базы, а также расширения номенклатуры используемых вооружений, в том числе образцов современного высокоточного оружия. Помимо этого в Казани планируется провести комплекс работ по продлению ресурса эксплуатации самолетов до 40 лет. Детальная информация о проводимых в рамках программы модернизации работах является закрытой.

Боевое применение Ту-22М3

Самолеты Ту-22М3 ограничено применялись во время заключительного этапа войны в Афганистане в 1988-1989 годах, где наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск противника, используя, в том числе, авиабомбы большой мощности ФАБ-3000. Также они использовались на раннем этапе Первой войны в Чечне. Во время чеченской кампании бомбардировщики Ту-22М3 ограниченно использовались для подсветки работы российской штурмовой авиации путем последовательного сброса осветительных авиабомб типа (САБ).

В августе 2008 года дальние бомбардировщики Ту-22М3 наносили ракетно-бомбовые удары по складам с боеприпасами грузинской армии, базам, аэродромам и скоплениям грузинских войск в Кодорском ущелье. Согласно официальным данным один самолет Ту-22М3 был сбит грузинской системой ПВО на высоте примерно 6 тысяч метров. Скорее всего, самолет был сбит ракетой ЗРК «Бук-М1». Сбитый самолет пилотировал экипаж из 52-го тяжелобомбардировочного авиаполка, базировавшегося в Шайковке. Самолет был сбит, возвращаясь с вылета на бомбардировку базы одной из грузинских пехотных бригад, из четырех членов экипажа двое погибли, один пропал без вести, один попал в плен и 19 августа 2008 года возвращен России. После этой потери ВВС России до самого завершения конфликта не использовали самолеты дальней авиации.

Начиная с 17 ноября 2015 года, самолеты Ту-22М3 начали использоваться в рамках проведения военной операции России в Сирии. В этот день бомбовые удары по объектам террористической организации ИГ, расположенным в провинциях Ракка и Дэйр-эз-Зор, нанесли 12 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Усиленная эскадрилья дальних бомбардировщиков Ту-22М3 наносила удары, взлетая с аэродрома Моздок. В ходе выполнения ударов по террористам в Сирии за один вылет, который длился 5 часов 20 минут, бомбардировщики преодолели расстояние в 4510 км, сообщала в тот день пресс-служба Минобороны РФ. Таким образом, самолет вновь доказал свою боевую эффективность и полезность, оставаясь одним из козырей российской дальней авиации.

Летно-технические характеристики дальнего бомбардировщика Ту-22М3:
Габаритные размеры:
— длина - 42,46 м,
— высота - 11,05 м,
— размах крыла - 23,3-34,3 м,
— площадь крыла - 175,8 м 2 (стреловидность 20 градусов) и 183,57 м 2 (стреловидность 65 градусов).
Максимальная взлетная масса - 124 000 кг.
Масса топлива максимальная - 53 500 кг.
Масса полезной нагрузки максимальная - 24 000 кг.
Силовая установка - 2 ТРДДФ НК-25, тяга на взлетном режиме - 245,1 кН.
Максимальная скорость полета - 2300 км/ч.
Крейсерская дозвуковая скорость - 900 км/ч.
Тактический радиус действия - 2200 км.
Практический потолок - 14 000 м.
Экипаж - 4 человека.