Усложнение (Склонность всё усложнять).

Однажды мне позвонила одна женщина из Нью Йорка, дочка которой берет уроки фортепиано и не смотря на успехи в техническом развитии и запоминании, имеет серьезные проблемы с чтением музыки (типичный случай музыкальной ʼʼинвалидностиʼʼ вызванной буквенной системой обучения). Купив нашу программу и установив ее дома, мама и дочь принялись наверстывать упущенное, принявшись читать один за другим сборники пьес из раздела ʼʼДжентл Пианоʼʼ - программы, которая соединяет фортепиано с компьютером и обучает игре пьес и чтению с листа.

Женщина позвонила мне, чтобы выразить признательность и восхищение программой. В процессе разговора я спросила ее, занимаются ли они с девочкой другими упражнениями, и если занимаются, то какими. Женщина очень удивилась. За годы частных уроков в ее сознании теория и практика разделились как два параллельных мира, в которых нет никакой линии пересечения.

Зачем учить теорию? – настороженно спросила меня женщина. Моя дочка уже знает всœе правила!

Это не совсœем теория, мэм! Это упражнения на знание нотных последовательностей, зрительное восприятие музыкальных нот и развитие слуха – необходимых компонентов при чтении нот с листа.

А зачем знать последовательность нот? – продолжает недоумевать женщина

Хм… Нас никто не учил этому! Вот еще у меня вопрос: а зачем та игра, в которой линœейки как деревья?

Чтобы уметь распознавать каждую линœейку из 10, конечно! Ведь читая ноты, вашей дочке это нужно щелкать как семечки!

Как замечательно и логично у вас всœе устроено! Вы просто разбили всœе, что нужно для музицирования на мелкие, хорошо усваиваемые кусочки!

Спасибо, мэм! А как же иначе? Вы же не кушаете раз в неделю весь запас, чтобы не случился заворот кишок? В освоении сложных навыков игры по нотам должно быть точно так же!

В музыкальном прочтении всœе важно: и координация, и способность зрения немедленно прочитывать текст, и развитие голоса, и слуховые тренировки. Только с помощью компьютера можно не только соединить всœе эти компоненты в одно целое, но и развивать их одновременно, облегчая одно, чтобы понять другое.

Как компьютер может воссоздать самые естественные и эффективные методы обучения

Я видел вашу программу на канале 2 в Хьюстоне и был просто поражен как хорошо играет совсœем еще малышка! Но я думаю, что вы наверное должны быть чересчур зависимы от этой новой системы. Я так предполагаю, потому что я тоже играл на форепиано около 7 лет и был звездой класса у моего учителя. К примеру, в случае если вы приходите в гости к вашим друзьям и они просят этого ребенка сыграть на фортепиано, он не сможет, потому что он чересчур зависит от системы (компутера? прим мои). Так случалось когда нибудь или я просто дурак?

Искренне,

Бен, 12 лет

Мальчику Бену, ʼʼзвездеʼʼ класса трудно себе представить, что результатов нотного чтения и игры на фортепиано двумя руками можно добиваться гораздо быстрее и проще, чем ʼʼстарым проверенным путемʼʼ в классе ʼʼтрадиционного обучения музыкеʼʼ и при этом не за счёт качества самого обучения. Моя трехлетняя ученица Грейси, которая попала в программу Новостей, с легкостью исполняя пьесу, которую не всякий ученик сыграет после пары лет обучения, с помощью программы достигла тех же результатов, что и ребенок, который 7 лет учился в классе ʼʼтрадиционного учителяʼʼ, но гораздо более быстрым путем.

Потому что Грейси, начиная с первого урока данный Менуэт активно и успешно ИГРАЕТ, в то время как всœе остальные дети его ʼʼразбираютʼʼ от ноты к ноте. Так, по аналогии с обучением языка, Грейси просто вынуждена на этом языке ʼʼразговариватьʼʼ постоянно и она осваивает его, как любой ребенок осваивает язык своих родителœей. В то время, как другие дети ʼʼучат его по учебникамʼʼ, говорят на нем нечасто, в связи с этим с трудом и не могут расстаться с ʼʼакцентомʼʼ

Компьютерная интерактивность – идеальное средство обучения прочитыванию и запоминанию музыки посредством ʼʼпогруженияʼʼ в сам язык, потому что способна немедленно оценивать действия и давать ʼʼценные указанияʼʼ во время живого общения. Это – самый древний и проверенный способ обучения, которым выучился каждый из нас! При ʼʼтрадиционномʼʼ же подходе, добывание информации происходит гораздо сложнее, а ʼʼживаяʼʼ интерактивность доступна только во время уроков с учителœем.

Часто приходится слышать такое возражение, что ничего не может заменить ʼʼживого общенияʼʼ с учителœем – и я с этим совершенно согласна!

Давайте, тем не менее, разберемся, где ʼʼживостьʼʼ учителя необходима, а где является бездарным разбазариванием человеческих сил, времени и денеᴦ. Так ли уж необходим неповторимый талант учителя, чтобы

Помочь координировать обе руки при игре

Подыграть правую руку, пока ученик разучивает левую и наоборот

Подсказать, где звучит фальшиво, почему и что нужно сделать, чтобы было всœе правильно

Разбить пьесу на небольшие секции и помочь ученику справиться с ʼʼлокальнымиʼʼ сложностями

Помочь в разучивании произведения наизусть, анализируя текст на слух и указывая ученику на ошибки

Своими объяснениями и попытками ʼʼвнести что-то человеческоеʼʼ в ваше обучение навыкам элементарной координации и способности считывать текст учитель сам того не желая… замедляет процесс вашего развития, разговорами подменяя ценнейшее время практики. В случае если с компьютером мой ученик проигрывает произведение за урок как минимум 15-20 раз, совершенствуя технику каждой руки, координацию обеих рук, отделяя и безостановочно совершенствуя сложный пассаж бесконечное количество раз, получая при этом слуховое развитие и развитие памяти, то в классе ʼʼтрадиционногоʼʼ учителя большую часть урока занимают объяснения ʼʼкак это нужно игратьʼʼ, а оттачивание координации самой игры должно происходить дома, по воспоминаниям прослушанной лекции. Именно в связи с этим никакого прогресса обычно за неделю и не происходит, потому что без учителя проигрывание материала вообще становится невозможным.

Совсœем другое дело, когда ʼʼживое присутствиеʼʼ учителя помогает выбрать подходящий репертуар, продумать стратегию развития ученика, разобраться в штрихах и оттенках, в тонкостях интерпретации и передаче характера произведения. Никакой компьютер тут не сможет заменить живого общения. Но для этого же нужно дорасти!

Я не знаю, насколько реально сделать программу, обучающую иностранным языкам, которая могла бы контролировать голос ученика, его мелодику и артикуляцию и вовремя поправлять ошибки в произношении и грамматике. Но в обучении владению музыкальному языку осуществление такого контроля значительно проще, потому что точкой опоры в нем является координация пальцев и рук в совокупности с клавишами инструмента͵ а развитие голоса и слуха происходит как результат этого действия.

Как утверждают психологи, зрительная память ʼʼсхватываетʼʼ быстрее, зато слуховая дольше помнит.

В случае если ребенок делает ошибку во время урока с ʼʼтрадиционнымʼʼ учителœем, то учитель ребенка останавливает, показывает где неправильно, почему, и как это нужно поправить. На это как правило уходи т несколько минут. Хорошо, в случае если ошибка некординационная и ее можно легко исправить. Но если не сознание начинающего, а его мышцы не желают ʼʼсотрудничатьʼʼ, то объяснения мало способны исправить ситуацию. Οʜᴎ просто забирают время. Видя ту же самую ошибку на мониторе компьютера с помощью компьютерной графики, начинающий может быстро понять, что именно не так и попробовать сыграть то же самое множество раз до тех пор, пока навык не установится и не закрепится. Прослушивая при этом звучание разучиваемого фрагмента͵ слух запоминает ʼʼкак нужно, чтобы звучалоʼʼ и в последствии является точкой опоры при проигрывании музыкального произведения. По этой причине, в случае если выбирать между зрительным объяснением компьютера и речевым преподавателя, то выигрывает всœе-таки графика. Но при этом слух человека получает самую важную информацию – он доносит до ученика музыкальную мысль.

Так, в нашей программе вначале ноты предсавлены в виде бутонов цветов, каждый из которых распускается в соответствии с тем, какую длительность он представляет. При преждевременном отпускании клавиши цветение цветка останавливается и появляется анимационный характер, который разочарованно разводит руками. Этот графический прием помогает распознавать ошибку за долю секунды. Компьютерная графика может помочь не только научить держать ноту столько, сколько требует музыкальный текст, но также проконтролировать правильность дальнейших действий руки и пальцев. В случае если то же самое объяснять во время урока, то на это уйдет значительно больше времени и сил и результат будет достигнут значительно позже.

В становлении и развитии навыков чтения и игры на фортепиано компьютер обладает значительно более мощным арсеналом средств для воздействия на зрение, слух, мышечное развитие и голос человека, чем учитель, который физически не в состоянии использовать всœе эти средства одновременно. При этом, конечным пунктом при обоих подходах являются навыки считывания нот. Когда они становятся неотъемлимой частью сознания человека и становятся точкой опоры во всœем последующем музыкальном развитии, никого не интересует, добывались ли знания с помощью ʼʼживой силы учителяʼʼ или с помощью ʼʼбездушной машиныʼʼ. По этой причине я не вижу никакого смысла в том, чтобы отстаивать ʼʼтрадиционныеʼʼ методы обучения, при которых точно такие же результаты достигаются гораздо медленнее и с большими усилиями.

В случае если при традиционном обучении запоминание музыки порой мучительно из-за невозможности само-контроля и зависимости от профессионального ʼʼвзгляда со стороныʼʼ, то в программе ʼʼСофт Моцартʼʼ с помощью графики учащийся в состоянии выучить пьесу правильно с идеальной точностью. Для этого музыкальный текст какой-либо руки или обеих рук убирается из поля зрения и появляется только в случае правильного проигрывания, а также в виде подсказки при неправильно нажатой ноте. По этой причине если раньше развитие музыкальной памяти было пущено на самотек, то теперь с помощью компьютера каждый может точно увидеть, насколько близко к тексту он запонил пьесу и как это исполнение можно сделать идеальным.

Усложнять – просто, упрощать - сложно - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Усложнять – просто, упрощать - сложно" 2017, 2018.

Усложнять просто, упрощать - сложно

В интереснейшей заметке М. Арапова «Когда текст обретает смысл» («Знание - сила», 2003, К© 1) отмечается: «Идея «грубой оценки» отсутствует в нашем курсе школьной математики. И органично ввести ее туда - очень сложно».

Затронутый вопрос настолько важен, что хочется продолжить разговор.

Эта проблема актуальна не только для нашей школьной математики и не только математики, и не только школьной. Известный физик Р. Пайерлс настаивал: «В процессе обучения физике мы переоцениваем роль совершенно исключительных проблем, поддающихся точному решению, и не уделяем достаточного внимания гораздо более общей ситуации, в которой используются различные приближенные методы решения. Искусство выбора подходящего приближения, проверки его непротиворечивости и отыскания, по крайней мере интуитивных соображений по поводу удовлетворительности данного приближения, является куда более утонченным, чем искусство нахождения строгого решения уравнения». Так что и в университетских, и в вузовских курсах мы сталкиваемся с такими же проблемами, причем не только в России.

Перед учениками школы встает, на мой взгляд, большая психологическая проблема Действительно, в реальной жизни нет ничего строгого и окончательно известного, с детства нам приходится действовать в условиях неполной информации. Исследования психологов показывают, что наш мозг отдает предпочтение быстрым приближенным алгоритмам, а не точным, но медленным. «Человеческий мозг работает предельно эффективно и экономно. Именно поэтому он совсем не заинтересован в накоплении максимума возможной информации об объекте. У Бонгарда я впервые прочла о том, что принципиальная задача любой узнающей системы - это не получение всей информации об объекте, а наоборот, способность системы выбросить всю несущественную информацию, то есть дать вырожденное описание объекта» (Р. Фрумкина, «Знание - сила», 1996, № 6).

Между тем в школе ничего подобного на уроках математики и физики мы не встречаем. Здесь царствуют законы природы: Ома, Гука, Бойля - Мариотта и т.д. Какова точность этих законов, область их применимости, идеализацией каких реальных процессов они являются - все это остается за кадром.

Эйнштейн высказывался резко: «Чтобы понять физические законы, мы должны усвоить себе раз и навсегда, что все они в какой-то степени приближенные».

Школьник должен сознавать, что в любой физической теории мы работаем с идеальными моделями реальных вещей и процессов. Здесь не место обсуждать конкретные детали, но, поверьте, накопленный прикладными и особенно асимптотическими математиками опыт позволил бы сделать это без особых проблем!

Речь идет - назовем вещи своими именами! - о введении асимптотических понятий уже в школьные курсы физики и математики. Вот это была бы подлинная революция школьного образования, а не бурбакистско- схоластическая «революция» преподавания математики, нанесшая такой вред. Я не идеалист и понимаю, насколько это сложно осуществить с практической точки зрения, особенно сейчас. Попробуй преодолеть многовековую инерцию преподавания и консерватизм учителей, да еще в то время, когда им приходится регулярно голодать, чтобы получить свои жалкие гроши-зарплаты, и преподавать в холодных школах! В этой части я полностью согласен с М. Араповым. И все же я оптимист и надеюсь, что в обозримом будущем ситуация изменится и понятия, позволяющие примирить реальное представление о мире ученика с его школьной обязаловкой, найдут свое место в российской школе.

Усложнение (Склонность всё усложнять) как качество личности – склонность всё усложнять, накручивать, осложнять, затруднять, запутывать, делать слишком сложным, умничать, чураться простоты.

Шел богатырь Илья Муромец по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал он все оставшиеся силы и пошел к воде.

Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Илья богатырь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный богатырь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил: — Илюша, а ты чего хотел-то? — Воды попить. — Ну, так и пил бы …

Эта притча о том, что не нужно усложнять себе и другим жизнь. Жить надо проще, зная при этом о невидимой руке неопределённости – рисках. Многие усложняют жизнь не себе, а другим и получают от этого удовольствие.

Зачастую человек слишком много анализирует, занимается самокопанием, чрезмерным самоисследованием и тем самым усложняет себе жизнь.

Терри Пратчетт в книге «Мор, ученик Смерти» пишет: «- Вот они - смертные, - продолжал Смерть. - Всё, что у них есть - совсем немного лет в этом мире. И они проводят драгоценные годы жизни за усложнением всего, к чему прикасаются».

По лесу шли Мастер и ученик. Видят впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом корявый ствол старого дерева. - Учитель, какой мне путь выбрать: простой или сложный? - почтительно обратился к старцу молодой человек. Старец важно ответил: - Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…

Юноша тяжело вздохнул, и полез по корявому стволу. Мастер с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику. - Как же так?! - возмутился ученик. - А как же Учение? - И лишь достигнув мастерства, осознаёшь, что только лёгкий путь ведёт к истине, - лукаво усмехнулся Мастер.

Любой глупец сможет без труда усложнить глупостями свою жизнь и только мудрая, зрелая личность знает, как её упростить. Усложняя себе жизнь, мы лишь накапливает проблемы и нерешённые вопросы. Своеобразное горе от ума. Зачастую человек всё усложняет, чтобы ничего не делать, чтобы уйти от практических действий.

Если разобраться - всё возможно
Испытать, достигнуть и понять.
В этом мире всё не так уж сложно,
Если самому не усложнять.

На самом деле жизнь проста, как табуретка и понятна: живи по божьим заповедям, согласно закону справедливости, не делай другим того, чего не желаешь, чтобы делали тебе и всё будет хорошо. Живи, как будто у тебя каждый миг за плечами стоит Бог и всё будет хорошо.

Не нужно всё усложнять. Если я приношу тебе завтрак в постель, достаточно простого «Спасибо». Не нужно этих вопросов «Кто Вы? «, «Что делаете в моем доме, в моей спальне? Почему голая?».

Автогонщик пригласил девушку покататься на своей гоночной машине. За городом на повороте он не справился с управлением, машину занесло, она слетела с откоса, несколько раз перевернулась, но удачно приземлилась на все четыре колеса. — Господи, зачем так все усложнять! — удивилась девушка. — Можно было просто заехать в лес и сказать, что кончился бензин.

Философ Вячеслав Рузов пишет, что самое главное, ничего не усложняйте в жизни. Мы пытаемся всё усложнить. На самом деле это всё метод себя оправдать, поэтому не усложняйте ничего. Всё просто - мы совершаем поступки, к нам приходят очень чёткие за них последствия. Поэтому наша задача осознать, что мы отвечаем за свои поступки, и поэтому совершать только то, что просится от нас в священных трактатах. А там описывается, что нужно делать и как, чтобы больше не попадать под влияние этого закона, вот и всё. Да, очень просто и грустно, очень просто и грустно. Но зато, если мы это поняли, всё будет хорошо, больше станем разбираться и не будем биться головой о стену. Нет в этом никакой тайны больше. Никакого чуда в этом нет. Мы простые, мы не исключительные, у нас действуют простые законы, не сложные. Всё просто. Поэтому не будем усложнять. Давайте хотя бы в простом разберемся. Не в сложном, в простом.

Анекдоты в тему.

Казимир Малевич решил написать «Белый квадрат на белом фоне», но, поразмыслив, решил не усложнять…

Мужик решил завязать. Идет мимо магазина, думает: «Все, не вхожу!» Через 10 метров: «Усложняем эксперимент – вхожу, но ничего не покупаю!» Входит в магазин – видит любимый вермут. «Усложняю эксперимент – покупаю, но не пью!» Купил, принес домой, посмотрел: «Усложняю эксперимент – налью стакан, но не выпью!» Усложнил. Дальше: «Усложняю! В рот наберу – но глотать не буду!» Набрал в рот и … сглотнул. «Вот ведь сила воли! Не хотел пить, а выпил!»…

Даже в философии вообще ничего сложного нет. Главное в философии не усложнять. То есть принцип такой: если вы чувствуете что-то сложное, тут же к кому-то подходите и говорите: объясните мне просто, что это такое. Не пытайтесь сами что-то сложное понять, это ложный путь. Усложнять ничего не нужно, можно как-то попроще. Потому что каждый должен почувствовать свою простоту и не пытаться её ради каких-то наслаждений своего эго увеличивать. Каждый должен почувствовать свою простоту и на этой простоте развиваться. То есть разные лекторы, разные специалисты, разные учёные они говорят на каком-то уровне простоты. И поэтому так можно подбирать кого-то по своему уровню простоты, чтобы было понятно. Поэтому не все объяснения могут быть понятны или не все лекции могут быть понятны, потому что уровень простоты может не совпадать. Поэтому постарайтесь упростить до своего уровня то, что вы слышите или читаете. Это можно легко сделать, подрегулировав под себя. А усложнить это всегда можно, в любую секунду можно усложнить. Вот проблема как раз в упрощении. В усложнении проблем нет. Проблема всегда в упрощении. Упрощать намного сложнее, чем усложнять. Это странно и парадоксально. Упрощать намного сложнее. Усложнять всегда можно. Вот упростить, чтобы было просто и работало. А сложно это всегда, пожалуйста.

Философ Василий Тушкин утверждает, что простая жизнь не означает примитивная жизнь. Простая означает не усложнять. Нынешняя наша жизнь очень усложнённая. Когда, например, человеку от места жительства до места работы нужно ехать час или два – это обозначает сложная жизнь. А там, где человеку от места работы до места жительства 5 минут идти – это обозначает простая жизнь. Большие города – очень сложная жизнь. Когда у каждого есть во дворе колодец, когда у каждого есть свои какие-то продукты и так далее – это простая жизнь. Сейчас искусственная жизнь, неправильная жизнь, сложная жизнь, и поэтому малейшие изменения – сразу проблемы возникают. А простая жизнь обозначает, что всё устроено максимально разумно.

Сейчас если мы предложим людям принять духовную жизнь, какая у них главная отговорка? Нет времени. Почему у них нет времени? Очень сложная жизнь. Кто её так усложнил? Они сами. Гуна страсти. Гуна страсти и невежества – нужно простую жизнь превратить в очень сложную. Когда жизнь сложная, то нет времени. А простая жизнь обозначает, что у человека есть время, что он не является рабом материальных обстоятельств.

Петр Ковалев 2017 год



Поделиться