Вертолетоносец типа «Мистраль». Состоит на вооружении

Ка-52 «Аллигатор»

Изделие «800.06», по кодификации НАТО - Hokum B

Российский ударный вертолёт. Машина может уничтожать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».

До прекращения серийного производства Ка-50 - командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.

История

Создание

25 июня 1997 года осуществился первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).

27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» произошёл первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.

29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» стартовало серийное производство «Аллигаторов». В месяц авиазавод может собирать до 2 Ка-52.

Первый этап государственных совместных испытаний (ГСИ) был закончен в декабре 2008 года, было дано разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.

В 2011 году закончены ГСИ вертолёта.

В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575 авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка)

История производства

2008 год - собрано два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)

2009 год - построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.

2010 год - собрано 4 Ка-52

В 2010-м году государственные совместные испытания Ка-52 были провалены, сроки испытаний не выдержаны.

20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».

26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.

2011 год - поставлено 9 Ка-52 на сумму 9,504 млрд руб (без НДС). На последних четырёх вертолётах впервые была оборудована БРЛС «Арбалет».

За 2012 год производство Ка-52 увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2011, а в 2013 году планируется снижение производства в 2,2 раза.

7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов проинформировал о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».

Заказы

31 августа 2011 года - заключён контракт между Вертолёты России и Оборонпром на постройку и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года. При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт. В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.

8 апреля 2014 года министерство обороны России заключило контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны были войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Мистраль». Однако после обострения политических отношений с Францией, реализация этих планов маловероятна.

30 декабря 2015 годa в новогоднем обращении гендиректора холдинга «Вертолёты России» Александра Михеева было заявлено, что Россия поставит Египту 46 корабельных вертолёта Ка-52К «Аллигатор».

«Завод чувствует себя устойчиво, имеет длительный контракт на поставку 146 вертолётов Ка-52 «Аллигатор» до 2020 года, в планах 32 вертолёта корабельной версии» - сообщил 24 июня 2014 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов

Вооружение

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 способен дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР Штурм-ВУ разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В будущем планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», созданные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», разработанные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части - 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является применение на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2. В будущем планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).

Модификации

Название модели
Краткие характеристики, отличия.
Ка-52 «Аллигатор» Базовая версия.
Ка-52К «Катран» Проектируемая модификация вертолета Ка-52 «Аллигатор» специально для корабельного базирования. Будет отличаться наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. В сентябре 2011 года в Баренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52 (прототип, б/н 061), во время которых он впервые осуществил посадку на палубу большого противолодочного корабля. Предполагалось, что корабельная версия Ка-52 станет главной ударной силой вертолётоносцев типа «Мистраль» и других кораблей Военно-морского флота России. Первые опытные образцы ожидаются в 2014 году. Некоторые источники информируют, что вертолет имеет название «Катран», однако официального подтверждения этой информации не поступало. 8.4.2014 появилась информация о подписании контракта на поставку 32 Ка-52К. 5.8.2014 обещают, что 3 первые Ка-52К будут переданы ВМФ России до конца 2014 года. Совершил первый полет 7 марта 2015 года.


Происшествия

12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (б/н 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва-Санкт-Петербург (шоссе М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.

29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт проводил испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта

Состоит на вооружении

Россия: Более 81 вертолета - по состоянию на 2016 год

Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации - 8 Ка-52
-575-я авиабаза армейской авиации (Черниговка) - 20 Ка-52
-393-я авиабаза армейской авиации (Кореновск) - 16 + 20 Ка-52
-15-я бригада армейской авиации (Остров) - 16 Ка-52
-573-я авиационная база армейской авиации (Хабаровск) - 12 Ка-52

ТТХ

Технические характеристики

Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
-Длина: 16,0 м
-Длина фюзеляжа: 14,2 м
-Диаметр несущего винта: 14,5 м
-Размах крыла: 7,3 м
-Высота: 5 м
-Площадь, ометаемая несущим винтом:
-Максимальная взлётная масса: 12 200 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
-Силовая установка: 2 х турбовальных ВК-2500 производства «ОАО "Климов"»
-Мощность двигателей: 2 х 2400 л. с. (на взлётном режиме)
-на чрезвычайном режиме: 2 х 2700 л. с.
-на крейсерском режиме: 2 х 1750 л. с.

Лётные характеристики

Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
-Максимальная скорость: 300 км/ч
-Крейсерская скорость: 260 км/ч
-Практическая дальность: 460 км
-Перегоночная дальность: 1110 км
-Статический потолок: 4000 м
-Динамический потолок: 5500 м
-Скороподъёмность: 12 м/с MCA (H=0)
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g

Вооружение

Стрелково-пушечное:
-1 х 30-мм пушка 2А42 (боезапас - 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
-Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
-Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)
-Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР Штурм-ВУ (6 км) (с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная)
-ракеты «воздух-воздух»: Игла-В - 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);
-Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)

Ка-52, или как его еще называют, «Аллигатор» — российский боевой ударный вертолет, предназначенный для уничтожения живой силы и техники противника на поле боя. Ка-52 – это модернизация Ка-50 .

История

В 50-60 годы минувшего столетия вертолеты показали свою высокую эффективность на поле боя. Сначала в качестве транспортного средства, а затем и в качестве грозного оружия, способного эффективно работать непосредственно над полем боя, бороться с партизанами и уничтожать бронетехнику противника. Опыт Корейской войны, а затем и результаты конфликтов во Вьетнаме и на Ближнем Востоке был учтен советскими военными, и вскоре у СССР появился отличный ударный вертолет – Ми-24 , знаменитый «крокодил».

Это прекрасный вертолет был задуман не только как ударный. Благодаря наличию десантного отсека он также мог доставлять бойцов на поле боя и эвакуировать раненых в тыл — своего рода «летающая БМП». Потом была Афганская война, и не только она. Советские «крокодилы» участвовали в конфликтах по всей планете, и всюду показали себя с наилучшей стороны. Но и у этого вертолеты были свои недочеты. Не совсем удачной оказалась сама концепция вертолета: Ми-24 почти очень редко использовали для доставки бойцов, и десантный отсек был явно лишним. Военные поставили перед конструкторами новую задачу: построить новый полностью ударный вертолет, который бы исключительно занимался уничтожением противника на поле боя.

В то же время в США началась разработка ударного вертолета второго поколения, и в середине 80-х уже появился серийно выпускаемый «Апач ». Этот вертолет существенно превосходил по ТТХ Ми-24.

За время эксплуатации милевской машины обнаружились ее недостатки, которые предстояло устранить в новой машине, был накоплен огромный опыт производства и применения вертолетов в реальных боевых условиях. Появились изменения и в тактике использования винтокрылых машин. В 1973 году израильские вертолеты за один день уничтожили с помощью управляемых ракет 90 египетских танков и без потерь вернулись на базу. Советские военные учли этот факт. Поэтому одним из основных требований к новому вертолету стала способность бороться с бронетехникой противника.

В конкурсе приняли участия конструкторское бюро Миля и Камова. Милевцы пошли по уже проторенному пути и предложили глубокую модернизацию все того же Ми-24, на котором убрали грузовой отсек и серьезно модернизировали носовую часть корпуса, установили новые системы управления и вооружение. В обновленном вертолете появилось много современной электроники, в общем, он теперь сильно напоминал американский «Апач » — только стоил дешевле.

Конструкторское бюро Камова пошло по иному пути. Они представили чертежи вертолета, сделанного по соосной схеме (любимое решение камовцев), управляемого одним пилотом, имевшего мощную броневую защиту и вооруженного управляемыми ракетами с дальностью поражения более десяти километров. Во многом машина Камова оказалась революционной — возможно, даже слишком. Более того, конструкторы предлагали изменить саму тактику использования вертолетов в бою. Один из вертолетов (более легкий и маневренный) должен был выполнять функции разведчика и наводчика-корректировщика, а позади него ударные вертолеты должны были вести огонь с недосягаемого для огня ПВО противника расстояния. Увы, эти замыслы так и не стали реальностью.

Черная акула и Аллигатор

В середине 80-х был объявлен победитель конкурса: им оказалось КБ Камова и его вертолет К-50 «Черная акула». Соосная схема этой машины имеет как свои преимущества, так и недостатки. Такие вертолеты сложнее и дороже классических, дороже стоит и их обслуживание. С другой стороны, применение двух несущих винтов дает возможность убрать рулевой винт и тем самым серьезно повысить эффективность работы двигателя, сделать вертолет более маневренным и подвижным. Вес машины также становится меньше по сравнению с вертолетами классической схемы. Но управлять таким вертолетом сложнее, требуется высокое мастерство пилота.

Проблема К-50 заключалась в том, что этим вертолетом управлял всего один человек. Эффективно вести машину и одновременно наводить оружие — очень непросто, особенно в сложных условиях (горы, полет на малой высоте), поэтому в середине 90-х годов началась разработка новой машины – ею и стал боевой вертолет Ка-52. По сути, эта машина является модернизацией «Черной акулы», и многие узлы и агрегаты у этих вертолетов идентичны.

Рождение «Аллигатора»

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «Аллигатор». В 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. На новый вертолет установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине появилось место для второго пилота.

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его силуэт выше. Хотя это еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

ТТХ вертолета

Ударный вертолет Ка-52 создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500 мощностью по 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, рассеивающими выхлоп машины и снижающими ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.

Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, он может бороться и против вражеских вертолетов. Этим целям отлично соответствуют системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.

На Ка-52 установлена гидростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь». Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб.
Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже в таблице приведены ТТХ вертолета Ка-52.

Общие данные
Экипаж, чел 2
Масса, кг:
максимальная взлётная 10800
нормальная взлётная 10400
Скорость, км/ч:
Максимальная 310
Крейсерская 250
максимальная на пикировании 350
Максимальная вертикальная перегрузка 3
Потолок, м 3600
Дальность действия, км 520
Диаметр несущих винтов, м 14,5
База шасси, м 4,92
Колея шасси, м 3,67
Основное вооружение 30-мм пушка 2А42, ПТУР «Вихрь»
Дополнительное вооружение блоки НУРС, пушечные контейнеры, ракеты Р-73 и «Игла-В»
Максимальная перегрузка 3,5
Двигатель ВК-2500
Мощность, л.с.:
чрезвычайный режим 2700
взлётный режим 2400
Размеры
Длина, м 14,2
Ширина, м 7,3
Высота, м 5

В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К – корабельный вариант машины. Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой. Планировалось, что именно эти вертолеты должны стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хотела закупить во Франции.

Ударный вертолет Ка-52 впечатляет своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, он может исполнять маневры, недоступные для одновинтовых машин. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычного винтокрыла. Ка-52 довольно удобен для технического обслуживания.

Видео о Ка-52

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вечером 12 марта 2012 года близ Торжка в Тверской области, штурман погиб, командир экипажа скончался от полученных ранений спустя несколько часов после крушения.

26 декабря 2008 года госкомиссия по итогам рассмотрения испытаний вертолета Ка-52 первой партии вертолетов Ка-52 "Аллигатор" на Арсеньевском заводе (ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И.Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край).

Вертолет Ка-52 имеет соосную схему расположения винтов - у него два несущих винта установлены на одном приводном валу над кабиной, которые вращаются в разных направлениях. Ка-52 отличается от предшествующей модели расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены "бок о бок". Пилотирование вертолета могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована. Вертолет пригоден для использования в учебном варианте. Высокие летные данные соосной машины в сочетании с уникальной маневренностью позволяют Ка-52 выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.

Вертолет оснащен многодатчиковой прицельной системой, работающей в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Радиоэлектронное оборудование вертолета объединено мультиплексными шинами в единый интегральный комплекс с высокой степенью автоматизации решения задач пилотирования, навигации, управления оружием и координации действий вертолета на поле боя.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях противотанковых управляемых ракет, неуправляемых авиационных ракет, ракет "воздух-воздух", стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия "Аллигатор" не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 килограмм.

Бортовой многофункциональный радиоэлектронный комплекс обеспечивает пилотирование, навигацию, решение боевых задач и применение средств поражения круглосуточно в любое время года. Структурно комплекс представляет собой мультиплексную многоуровневую систему на базе бортовой цифровой вычислительной машины с большим объемом памяти и быстродействия. Обзорно-поисковая и прицельная системы, включающие нашлемные индикаторы информации и целеуказания, обеспечивают круглосуточное и всепогодное обнаружение заданных целей и их атаку с помощью оптической, телевизионной, лазерной, тепловизионной и радиолокационной аппаратуры.

Вертолет снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия. Жизненно важные системы и агрегаты Ка-52 дублированы и защищены, элементы несущей системы и трансмиссии имеют дополнительный запас прочности, топливные баки взрывобезопасные, установлена автономная система пожаротушения. Катапультируемые кресла с ракетно-парашютной системой позволяют обоим членам экипажа в аварийной ситуации покидать вертолет на всех режимах полета, во всем диапазоне скоростей и высот полета. Вертолет имеет встроенные средства контроля и эксплуатируется в полевых условиях в режиме автономного базирования в течение 15 суток.

Основные тактико-технические характеристики Ка-52:

Масса взлетная - 10800 кг
Максимальная скорость - 310 км/ч
Крейсерская скорость - 250 км/ч
Скорость полета вбок - 80 км/ч
Скорость полета назад - 90 км/ч
Практическая дальность полета - 520 км
Статический потолок - 3600 м
Длина (включая винты) - 16 м
Диаметр несущего винта - 14,5 м
Экипаж - 2 человека
Вертолет имеет два двигателя - ВК-2500

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ударные вертолеты в современных армиях - машина незаменимая и по-настоящему универсальная. Необходимо разведать скопление сил врага - пожалуйста! Скоординировать боевые части с воздуха - нет проблем. А уж подбить пару-тройку танков и БТР - легче легкого. Как всегда, когда речь заходит о заочном соперничестве в вооружении, представляются ведущие армии - России и США. Поэтому в этом материале мы рассмотрим все плюсы и минусы российского Ка-52 "Аллигатор" и его заокеанского коллеги - AH-64 "Апач".

Российский многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолёт Ка-52 предназначен для решения широкого круга боевых задач днём и ночью в любое время года с применением всех средств поражения.
. Ка-52 («Hokum B» по классификации НАТО, также известен как «Аллигатор») —командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя.

Ка-52 «Аллигатор» представляет собой дальнейшее развитие модели вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». При создании вертолёта было использовано до 85% узлов и агрегатов Ка-50, что не только упрощает организацию его серийного производства, но и облегчает его освоение лётными частями. Первый испытательный полёт опытного образца Ка-52 состоялся 25 июня 1997 года.

С октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось мелкосерийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В настоящее время на вооружении ВВС России находится 10 вертолётов КА-52 «Аллигатор».

Вертолёт Ка-52 выполнен по соосной схеме, от своего предшественника Ка-50 отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок». Пилотирование вертолёта могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована, обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23 мм, как и на Ка-50.

Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг. Стоимость вертолёта 16,1 млн. долларов США или 484 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :

Максимальная взлётная — 11300 кг
Масса боевой нагрузки — 2800 кг
Экипаж — 2 человека
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Максимальная скорость — 350 км/ч
Дальность полёта — 520 км
Статический потолок — 3600 м
Динамический потолок — 5500 м
Максимальная скороподъёмность — 10 м/с
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 3,5g
Допустимый угол крена — ±70 град.
Допустимый угол тангажа — ±60 град.

Специальное оборудование (вооружение)
Противотанковое вооружение: ПТУР «Вихрь»

— количество — 12 шт.
— скорость полёта ПТУР — 400 м/с
— дальность пуска — 8000 м
— бронепробиваемость — до 950 мм

Стрелково-пушечное вооружение: подвижная пушка 2А42

— калибр — 30 мм
— боекомплект — 460 снарядов
— масса снаряда — 0,39 кг
— начальная скорость снаряда — 980 м/с
— прицельная дальность стрельбы — 4000 м

Неуправляемое ракетное вооружение, количество:

— калибра 80 мм — 80 шт.
— калибра 122 мм — 10 шт.

Управляемые ракеты «воздух-воздух»:

— тип ракет — Р-73 или «Игла-В»
— количество 4 шт.

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 патронов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2000 кг), вертолёт Ка-52 «Аллигатор» может дополнительно принимать на борт управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 и «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность».

ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 950 мм.

Ракеты Р-73 с всеракурсной пассивной тепловой головкой самонаведения, разработанные в МКБ «Вымпел», имеют стартовую массу 105 кг, стержневую боевую часть массой 7,4 кг и обеспечивают поражение воздушных целей, маневрирующих на высотах от 20 м с перегрузкой до 12g и скоростью до 2500 км/ч, на дальности от 700 м до 11 км.

Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения. Масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3500 м, скорость от 0 (вертолет на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6g, дальность пуска от 800 до 5200 м.

Немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолетов фронтовой авиации, ПТРК «Вихрь» вооружён штурмовик Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения.

Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, вертолёту Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

КА-52 оборудован радарной системой «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную капсулу для экипажа. Катапультирование капсулы возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолетом (в том числе одновременное) может осуществлять любой из пилотов.

Так как лопасти машины вращаются в разные стороны, этот вертолёт, как и предшественник КА-50, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку» — сдвигаться в боковом полёте по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на неё, в основном, для активного уклонения от наводимой ПВО.

«Апач»

Вертолет АН-64 (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптерс» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях. Опытный образец YAH-64 поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет «Апач» поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г., а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

Вертолет АН-64А «Апач» выполнен по одновинтовой схеме, с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Крыло выполнено съемным. Фюзеляж обычной конструкции, типа полумонокок, сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости.
Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается второй летчик-стрелок, а на заднем, приподнятом на 0.483 м для улучшения обзора, — летчик. Броня, защищающая кабину экипажа снизу и с боков, и броневая прозрачная перегородка между сиденьями изготовлены из кевлара и полиакрилата и защищает от пуль и снарядов калибра 12,7 и 23 мм соответственно. Конструкция вертолета обеспечивает максимальную защиту и позволяет выполнять задание после серьезного повреждения в боевых условиях. Высокий уровень боевой живучести достигается бронированием кабины, использованием двух независимых гидросистем, про-тектированием топливных баков, а также бронированием основных наиболее важных систем и участков планера.

Силовая установка вертолета АН-64А «Апач» состоит из двух ТВД взлетной мощностью по 1695 л.с., размещенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 1157 л. Один из них расположен за сиденьем летника, другой — за главным редуктором. Максимальная продолжительность полета составляет 3 часа 9 минут. Кроме того, на крыльевых узлах подвески вооружения вертолета могут устанавливаться 4 подвесных топливных бака емкостью по 870 л. Вертолет оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Шасси рассчитано на нормальные посадочные скорости до 3,05 м/с и аварийную посадку со скоростью до 12.8 м/с. Взлет и посадка могут производиться с площадок, имеющих угол наклона до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном.
Вертолет АН-64А оснащен различными видами радиоэлектронного оборудования. насчитывающего в общей сложности около 12 единиц. Основой боевой мощи вертолета «Апач» является система обнаружения и целеуказания TADS, система ночного видения летчика — PNVS и комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Составляющие TADS: лазерный указатель-дальномер со следящей системой. ИК-система обзора передней полусферы и телевизионная система. PNVS — это усовершенствованная система FLIR (бортовая ИК-система обзора передней полусферы), которая снабжает пилота информацией, необходимой для полета в боевой зоне с отслеживанием рельефа местности на высоте, которая препятствует или снижает вероятность обнаружения вертолета противником.

Основным вооружением вертолета «Апач» являются 4 подвески под короткими крыльями, вмещающие до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр». которые обеспечивают стрельбу по точечным целям и имеют автономную систему наведения, или 76 70-мм ракет со складывающимся оперением, или их комбинация. Кроме того, установлена одноствольная автоматическая пушка М230Е1 «Чейн Ган», размещенная в подфюзеляжной турели (калибр 30 мм, боезапас 1200 снарядов). На концах крыла могут быть установлены УР «Стингер». Максимальная масса вооружения на один узел подвески составляет 700 кг.
АН-64А «Си Апач» — вариант для противолодочной обороны сил флота и корпуса морской пехоты, разведки загоризонтных целей. Вертолет «Си Апач» может удаляться на расстояние до 240 км от соединения ВМС для поиска и уничтожения кораблей противника ПКР или НУР. Кроме того, вертолет может обеспечивать прикрытие высадки десанта.
Экспортный вариант АН-64А «Интернэшнл Апач» закупили Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12). ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт.
АН-64В «Апач Браво» — 254 машины АН-64А, минимально усовершенствованные с учетом опыта военных действий в Персидском заливе: увеличен размах крыла, изменена компоновка кабины, увеличена мощность двигателей, подвесные баки увеличивают дальность полета на 200 км.

АН-64С — промежуточный вариант вертолета АН-64А без РЛС Лонгбоу и двигателя Дэш 701 С. Первый из четырех опытных вариантов, прошедших 2000-часовую программу испытаний. Поднялся в воздух 15 апреля 1992 г. Предполагалось модернизировать 308 вертолетов, но в 1993 г. программа была закрыта.
AH-64D «Лонгбоу Апач» — усовершенствованный АН-64А с установленной выше плоскости винта радарной системой миллиметрового диапазона управления огнем компании «Мартин/Вестингауз Лонгбоу» в комбинации с противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» типа «выстрелил-забыл». Поднялся в воздух 11 марта 1991 г. Серийные варианты оснащены более мощным двигателем Дэш 701С и двигателями T700-GE-701 С; в этот стандарт переделаны 227 вертолетов. Первый из 535 усовершенствованных вертолетов AH-64C/D поступил в эксплуатацию в 1996 г.
Вертолеты «Апач» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 г. и в ходе операции «Буря в пустыне- в 1991 г., когда было задействовано 228 вертолетов АН-64.

Экипаж, чел.

Скорость, км/ч

максимальная - 309
крейсерская - 293

Потолок, м

статический - 4570
динамический - 6250

Дальность, км

перегоночная - 1700
действия - 480

Масса, кг

максимальная взлетная - 8006
нормальная взлетная - 6670
пустого вертолета - 4657

Габариты вертолета, м

диаметр несущего винта - 12,63
длина фюзеляжа - 14,68
длина с вращающимися лопастями - 17,76
высота - 4,22

Двигатель

ТВД General Electric T700-GE-701,
2 по 1522 л.с.

Вооружение

30 мм пушка M230 Chain Gun
Ракеты «воздух-поверхность» 4 × 4 × AGM-114.
НАР 4 × 19 × 70 мм Hydra

Экспертное заключение

Так какой же из этих двух летающих танков превосходит своего оппонента ?

  1. Двигатель . Установка «американца» слабее (2*2700 лошадиных сил «Аллигатора» против 2*1890 «Апача). Однако по дальности полёта и скорости КА-52А немного уступает своему аналагу.
  2. Вооружение . В этом сегменте «Аллигатор» наголову превосходит оппонента. «Апач» обладает 30-миллиметровой пушкой и ракетным вооружением из 16 снарядов типа «воздух-земля», 16 ракетами класса «НУР» (крылатые противокорабельные ракеты) или неуправляемых авиационных ракет, а также иногда 4 ракетами класса «воздух-воздух). Начинка оружия «Аллигатора» намного опаснее. "Аллигатор" также имеет 30-миллиметровую пушку, а вот набор ракет другой: 24 противотанковые 9К121 "Вихрь" с лазерной системой наведения и системой захвата нескольких целей. Точно такие же ракетные системы стоят на самолетах-штурмовиках Су-39 и Су-25М. "Вихрь" настоящая беда для танкистов, ведь его снаряд пробивает броню в 900 миллиметров с дальности в 9 километров. Для защиты от возможной воздушной атаки есть 4 ракеты "Игла-В", которые практически идентичны своим наземным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) и позволяет поражать цели на расстоянии до 7 километров. Кроме того на Ка-52 установлены настоящие гиганты - 122-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты С-13. Такие снаряды предназначены для "крепких орешков" - бетонных огневых точек, техники и кораблей.
  3. Броня . Бронирование геликоптеров различается. У АН-64 кабина окружена полиакриловыми и кевларовыми бронеплитами, которые теоретически способны выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов с небольшого расстояния. На практике все куда трагичнее. Широко известна история, когда в 2003 году, во время вторжения армии США в Ирак, обычный крестьянин сбил "Апач" из простой охотничьей винтовки. Позднее американские военные и журналисты настойчиво твердили о том, что все это было пропагандистским ходом иракской армии. Тайна остается тайной, но АН-64, в отличие от Ка-52, и вправду менее живуч даже под огнем автоматического оружия. Например, в Ираке и в Афганистане случаи поражения вертолета из автоматов Калашникова были задокументированы и под сомнение не ставятся. Слабая защищенность экипажа обусловлена малой заметностью вертолета и его повышенной маневренностью, но военные эксперты разных стран сходятся во мнении, что в последнее десятилетие сильные бронированные вертолеты показывают себя в столкновениях с лучшей стороны, чем их легкие "собратья".

Ка-52 также защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек. Если еще говорить про уникальные элементы "Аллигатора", то обойти стороной катапультируемые кресла точно нельзя. Устройства К-37-800М были разработаны специально для данного вертолета, а механика их срабатывания очень проста. В случае необходимости экипаж нажимает на кнопку катапультирования и кресла буквально выстреливают через остекленную кабину, одновременно с этим лопасти "вертушки" складываются и отбрасываются в сторону, чтобы не ранить пилотов. Вообще "Аллигатор" обладает повышенной живучестью: выход одного из двух двигателей - не причина для паники, машина останется управляемой и спокойно сможет выйти из боя. Если же потеряны обе силовых установки, то на помощь придет авторотация - вертолет будет способен планировать и экипаж не пострадает при посадке.

Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии. Бесшумная и незаметная машина, способная с расстояния в несколько километров обнаружить и уничтожить танк или огневую точку и невредимой вернуться домой - чем не идеальное оружие? Если 15 лет назад у АН-64 не было достойного конкурента, то теперь "Аллигатор" вместе с великолепным Ми-28 должны потеснить устаревшего "американца".


«Аллигатор» − это второе имя ударного вертолета Ка-52, который разработан и изготовляется на территории России. Основной задачей вертолета данного типа является уничтожение вражеской бронированной техники и живой силы. Кроме того, машина может вести эффективный воздушный бой. Вертолет Ка-52 является более глубокой и совершенной модификацией вертолета Ка-50. Основным отличием данных аппаратов является то, что Ка-52 имеет не одного пилота, а двух. Также нужно отметить, что компоновка бортового оборудования в данной машине значительно лучше и совершеннее.

История создания боевого вертолета Ка-52

Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме. Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.

Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок. Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52. Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.

Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К. Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде. По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».

Общее описание машины Ка-52

Аппарат Ка-52 − это вертолет, который может выполнить практически все боевые задачи на суше. Кроме того, его используют как учебную машину. Вертолет Ка-52 представляет развитие боевой машины Ка-50, но новая модель значительно доработана и улучшена. Все же 85% всех агрегатов взято от предыдущей модели.

Ка-52 оснащен бронированной кабиной для двоих пилотов, кресла летчиков оборудованы как катапульты для эвакуации. При конструировании было решено использовать двух пилотов для более эффективного ведения боя в ночное время суток. Броня кабины позволяет обеспечить безопасность пилотов даже при попадании 23-миллиметрового снаряда. В кабине пилотов расположены 3 монитора, на которые выводится вся информация о состоянии аппарата и оборудования. Каждый член экипажа имеет шлем со специальным прицелом и системой нашлемной индикации. Управление машиной полностью дублировано у обоих пилотов, за счет этого каждый член экипажа может управлять машиной или же оружием.

Для передачи информации в группе боевых вертолетов они оснащены системой закрытой связи, по которой можно передавать разведывательную информацию. Что касается вооружения, то оно такое же, как и в предыдущей версии вертолета, но в планах конструкторов существует идея по усовершенствованию системы противотанковых ракет под названием «Шквал». Она позволит производить залпы по технике противника с расстояния до 15 километров.

Для поиска цели вертолет оснащен целым комплексом оборудования, сюда входит прицел ППС, который состоит из многоканальной системы типа ГОЭС-451. Данное оборудование установлено сверху кабины пилотов. К этой же системе относится тепловизор, лазер, целеуказатель и система обнаружения и лазерного пятна.

Вертолет данной модели отличается высокой надежностью пилотирования. Даже при отказе одной из систем автоматическая система вертолета мгновенно отреагирует и сообщит об этом пилотам. А самое главное то, что она самостоятельно сделает все возможное для устранения возникших проблем. Встроенные системы контроля и диагностики позволяют снизить человеческий фактор в исправлении неполадок. Подготовка вертолета к полету занимает минимальное количество времени, и не требуется при этом использовать стремянки, как это было раньше. Все системы и их состояние можно проверить из кабины пилотов. Ударный вертолет модели Ка-52 можно использовать в боевых условиях постоянно на протяжении 12 суток, и при этом он нуждается в минимальном обслуживании.

Преимущества вертолета Ка-52

Основными преимуществами «Аллигатора» является то, что он может проводить военные операции в любое время суток и при любых метеорологических условиях. Он может распознавать вражеские объекты с очень большого расстояния и передавать эту разведывательную информацию своим войскам. Он самостоятельно может проводить эффективное уничтожение врага с очень большого расстояния за счет новейшего оборудования и большой огневой мощи.

Ка-52 имеет систему снижения заметности для вражеской техники, он оборудован радиоэлектронной защитой и системами противодействия. Данный боевой аппарат полностью соответствует всем международным стандартам качества и безопасности. Он отличается великолепными летными качествами и высокой маневренностью. В основном это было получено за счет использования соосной системы несущих винтов. Все это позволяет производить быстрые перемещения и быть малоуязвимым для огня противника.

Вертолет может производить полеты на высоте больше 5 километров над уровнем моря. Такие показатели стали возможными при использовании мощной силовой установки, которая состоит из двух газотурбинных двигателей общей мощностью в 5 тысяч лошадиных сил. Кроме этого, вертолет отличается высокой надежностью полетов как в жарких климатических условиях, так и в приполярных зонах.

Вертолет «Аллигатор» оснащен наиболее новым бортовым оборудованием, вооружение машины можно менять в зависимости от поставленных задач.

Аварии Ка-52

Первая авария с участием вертолета Ка-52 произошла в марте 2012 года во время учебного полета неподалеку от города Торжок. Обломки вертолета обнаружили только через десять часов после крушения. В этой аварии погиб штурман, а пилот скончался от множества ранений.

Вторая авария произошла осенью 2013 года на территории комплекса конструкторского бюро Камова. Данная авария произошла из-за поломки тяги несущего винта вертолета. В результате этого машина свалилась, и начался пожар, вертолет был полностью уничтожен. При этой аварии пилоты получили ожоги, но сохранили свои жизни.

Ка-52 характеристики:

    Модификация Ка-52

    Диаметр главного винта, м 14.50

    Длина,м 13.50

    Высота,м 4.90

    Масса, кг пустого 7800

    Масса, кг нормальная взлетная 9800

    Масса, кг максимальная взлетная 10400

    Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

    Мощность, кВт 2 х 1638

    Максимальная скорость, км/ч 300

    Крейсерская скорость, км/ч 270

    Практическая дальность, км 1160

    Дальность действия, км 520

    Скороподъемность, м/мин 600

    Практический потолок, м 5500

    Статический потолок, м 3600

    Экипаж, чел 1

    Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами

    4х3 ПТУР Вихрь или 4 УР Игла-В воздух-воздух или

    80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР

    или контейнеры с пушками или пулеметами

27.06.2008 – в Арсеньеве (Приморский край) был совершен первый взлет Ка-52.

Серийно производить ударный вертолет начали с конца октября 2008 г. на заводе «Прогресс» им. Сазыкина. Это предприятие способно выпускать до двух экземпляров «Аллигаторов» в месяц.

В декабре 2008 г. завершился первый этап летных испытаний Ка-52, после которого было дано добро на производство опытной партии для завершения ГЛИ.

С 2008 по 2010 г. были выпущены 9 вертолетов.

Летные испытания вертолета полностью завершились в 2011 году.

Начиная с мая 2011 г., Ка-52 эксплуатируется ВВС России.

20.06.2011 глава Рособоронэкспорта г-н Исайкин во время брифинга на авиасалоне в Ле-Бурже рассказал о планах размещать боевые вертолеты Ка-52 на кораблях французского производства «Мистраль».

Общая стоимость производенных самолетов Ка-52 «Аллигатор» в 2011 г. достигла 9,5 млрд. рублей. На четырех экземплярах установили современную бортовую радиолокационную систему «Арбалет».

В течение 2012 г. производство «Аллигаторов» возросло в 2,2 раза сравнительно с 2011 годом.

7.08.2012 представитель предприятия «Вертолеты России» Кирилов Роман заявил о начале изготовления первых опытных экземпляров Ка-52 для вертолетоносцев «Мистраль».

23.10.2012 были завершены испытания навигационно-локационной системы ударного вертолета Ка-52.

Особенности Ка-52 «Аллигатора»

Ка-52 укомплектован устройствами, снижающими его заметность, средствами активного противодействия и радиоэлектронной защиты. Его конструкция в полной мере соответствует требованиям отечественных и международных стандартов к технической эксплуатации ударных вертолетов.

Кабина у «Аллигатора» двухместная. Управлять вертолетом может любой из пилотов. Благодаря соосной системе расположения винтов Ка-52 получил небывалую маневренность, которую можно использовать в бою для занятия более выгодной позиции.

Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями ВК-2500. Их эксплуатация возможна на высотах свыше 5000 м. Для Ка-52 статическая граница высоты – 4000 м, поэтому его можно эксплуатировать в горной местности. Особенности состава «Аллигатора» позволяют его применение в любых метеоусловиях, даже в условиях холодного климата и обледенения.

На боевом вертолете Ка-52 установлена современная авионика и мощное наступательное вооружение, которое можно задействовать при выполнении различных боевых задач.

Кабина вертолета очень эргономична, в ней находится много автоматизированных систем управления, которые позволяют пилотам комфортно вести воздушное судно.

Заказы

31.08.2011 между Оборонпромом и компанией «Вертолеты России» был подписан контракт о производстве и поставке 140 единиц вертолетов Ка-52, общей стоимостью 120 млрд руб. до 2020 года. В контракте не указано, какие именно модификации вертолетов будут выпущены для Минобороны России.

8.04.2014 Министерством обороны РФ был подписан контракт на покупку 32 палубных вертолетов Ка-52. Их планировалось установить на двух кораблях-вертолетоносцах «Мистраль», которые по предварительному заказу производились во Франции для России. В связи с событиями последнего года обострение отношений между РФ и Францией может помешать выполнению договоренностей.

Исходя из слов заместителя министра обороны России Юрия Борисова, до 2020 года имеется заказ на поставку 146 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», 32 из которых – палубной версии.

Вооружение Ка-52

Ка-52 можно укомплектовать следующими видами вооружения:

Пушка 2А42 30 мм калибра с боекомплектом 460 зарядов;

Блоки НАР 80 мм калибра;

ПТУР «Вихрь» (лазерный луч управления);

Управляемые ракеты ПТУР «Атака» с лазерной системой наведения;

Авиабомбы, другое оружие общим весом до 2 т;

Неуправляемые и управляемые ракеты по типу «воздух – воздух»;

Неуправляемые ракеты по типу «воздух – земля».

Ведется разработка системы, которая позволила б использовать в арсенале вооружения Ка-52 управляемые ракеты «воздух − земля».

Стартовая масса ПТУР «Вихрь» составляет 42 кг, ее использование позволяет поражать бронированную технику противника на расстоянии до 8 км. Пробивает бронь до 90 см толщиной.

Масса ракет типа «Игла-В» составляет 10,7 кг, кумулятивная часть – 1,27 кг. Применяются для поражения целей на высотах 10−3500 м. Обладают механизмом самонаведения. В висящем состоянии вертолета скорость ракеты «Игла-1» достигает до 1440 км/час, дальность выпуска – 800−5000 м, перезарядка − 5-6 секунд.

Важным фактором при подготовке Ка-52 к боевым вылетам и замены боекомплекта в условиях эксплуатации является использование на нем различного вида вооружений ВВС России. Оружием класса «Вихрь» оснащены ударные самолеты Су-27, а на боевых машинах десанта и пехоты БМД-2 и БМП-2 установлена пушка 2А4А.

В будущем планируют усилить оружейную оснастку «Аллигатора». Помимо военно-разведывательных функций, Ка-52 может выступать в роли учебно-тренировочного вертолета.

На ударнике Ка-52 установлена современная радиолокационная станция «Арбалет». Кабина вертолета бронирована. Катапультирование экипажа можно осуществлять на высотах от 0 до 4000 м. Прицельным огнем может руководить оператор по вооружению и командир экипажа.

Модификации Ка-52

    Ка-52 «Аллигатор» − базовая модель.

    Ка-52К – спроектированная версия вертолета, предназначена для размещения на кораблях-вертолетоносцах. От базовой модели отличается современной антикоррозийной обработкой и усиленными стойками шасси. Осенью 2001 года были проведены испытания в

Баренцевом море, в процессе которых вертолет Ка-52 сумел успешно приземлиться на палубу большого авианосца. Предположительно, именно Ка-52 станет основной ударной мощью новоприобретенных «Мистралей». Переговоры по покупке этих кораблей нынче находятся на грани срыва из-за введения экономических санкций странами Западной Европы против РФ.

8.04.2014 был заключен контракт о производстве 32 палубных версий Ка-52К. Первые из них были переданы в эксплуатацию ВВС России уже в конце 2014 г.

Аварии и катастрофы

12.03.2012. Выполняя плановый учебный полет, разбился вертолет Ка-52 (бортовой номер – 99). Место крушения – Торжокский район Тверской области. Остатки вертолета были найдены за 10 км от аэродрома, вблизи поселка Большая Киселевка. В результате падения штурман скончался на месте, пилот находился в бессознательном состоянии и получил множество травм. Спустя несколько часов после госпитализации он тоже скончался.

29.10.2013 – тестовый вертолет Ка-52 загорелся на территории комплекса, где проводились летные испытания в г. Жулебино. Вертолет сгорел полностью. Экипаж в составе двух пилотов удалось госпитализировать. На этом Ка-52 проводились тестовые плановые работы по проверке систем вертолета, разработанные ОАО «Камов». Как показало расследование, причиной аварии стала поломка тяги верхового винта.

Эксплуатанты на 2015 год.

Всего на вооружении в ВВС России насчитывается 72 экземпляра Ка-52 «Аллигатор». Среди них:

    8 шт. – г. Торжок (используются для летных испытаний и тренировок пилотов);

    20 шт. – г. Черниговка (575-я авиабаза);

    16 шт. – г. Кореновск (393-я авиабаза);

    16 шт. – г. Остров (15-я авиабаза);

    12 шт. – г. Хабаровск (573-я авиабаза).

В 80-х годах ОКБ им. Камова Н.И. выдвинуло идею создания вертолета, оснащенного новейшими радиолокационными устройствами, которые позволяли бы ему вести эффективную разведку и управлять действиями вертолетных групп на поле боя. Такую машину планировали создать на базе вертолета В-60 (впоследствии Ка-60). После развала СССР работа над проектом была приостановлена. В середине 90-х было принято решение возобновить разработку данного комплекса на базе Ка-50. Новый вертолет получил обозначение Ка-52.


В 1996 г. появился первый опытный образец Ка-52 «Аллигатор». В июне 1997 г. начались летные испытания. От Ка-50 он отличался строением передней части фюзеляжа (фонарь новой двухместной кабины получил более обтекаемые очертания). В качестве обзорно-прицельных систем были использованы сразу несколько комплексов. В верхней части фюзеляжа разместили ГОЭС "Самшит-Э" в сферическом корпусе. Этот комплекс состоит из тепловизора, дневной телевизионной системы, лазерного дальномера-целеуказателя и пеленгатора лазерного пятна. В носовой обтекатель первоначально была вмонтирована ОПС «Ротор». Впоследствии ее решили заменить радиолокационным комплексом «Арбалет», который включает системы обнаружения наземных и воздушных целей. Вооружение вертолета аналогично Ка-50.

Новое оборудование и двухместная кабина привели к увеличению массы машины, что негативно сказалось на летных характеристиках. Решить эту проблему разработчики планируют за счет установки нового двигателя ВК-2500 (2500 л.с.).


В современных вооруженных конфликтах требуется вертолет, который мог бы быстро обнаружить и атаковать цель не рискуя попасть в зону действия вражеских средств ПВО. В наши дни военное дело неразрывно связано с разработкой и внедрением высоких технологий. Проект Ка-52 является попыткой по созданию современного вооружения, которое могло бы составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам.

В 2011 г. Министерство обороны России подписало долгосрочный контракт по поставке 140 вертолетов. Также планируется разместить их на вертолетоносцах типа «Мистраль». В связи с этим в августе 2012 г. началась разработка морской модификации Ка-52К.


Вертолетоносец типа «Мистраль»

Вертолет Ка-52. Галерея.



Поделиться