Японский самолет 5 поколения. В японии появился еще один истребитель пятого поколения

Япония перенесла первый полет своего новейшего самолета пятого поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin на конец 2015 года.

Первоначально полет первого летного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin был назначен на 2014 год, но в связи с возникшими трудностями был отменен.

По имеющейся неофициальной информации, проект затормаживается из-за трудностей с двигателем Ishikawajima XF5-1. Поставкой двух турбореактивных двухконтурных двигателей XF5-1 с тягой в 15 тысяч килограммов-силы каждый, занимается компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries. IHI Corporation, ранее называвшаяся Ishikawajima-Harima Heavy Industries Co., Ltd. является одной из ведущих японских компаний, производящая корабли, авиационные двигатели, турбонаддувы для автомобилей, промышленные машины, котлы для электростанций и другое оборудование. Но специалисты компании не смогли подготовить первый полностью рабочий двигатель на испытания.

По этой причине было принято решение о закупке импортных двигателей для установки на первый летный прототип, в то время как серийные истребители получат двигатели XF5-1. Наибольший интерес японская компания проявляла к двигателям General Electric F404, Snecma M88-2 и Volvo Aero RM12. Такие силовые установки используются на истребителях Boeing F/A-18 Super Hornet, Dassualt Rafale и Saab JAS 39 Gripen соответственно. Ни один из упомянутых самолетов не оснащен управляемым вектором тяги.

Сам самолет будет построен с использованием стелс-технологией и с широким использованием композиционных материалы. Согласно представителю Минобороны Японии, эффективная площадь рассеяния у ATD-X будет не больше чем у птицы средних размеров.

Сборка первого летного образца ATD-X началась в марте 2012 года. Разработка истребителя ведется Японией с 2004 года; к настоящему времени было создано два статических прототипа самолета для отработки компоновки и размещения оборудования и три малоразмерных летных прототипа для испытания аэродинамических характеристик. Помимо MHI в проекте также участвуют компании Fuji Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Они отвечают за фюзеляж, крыло, кабину пилота и ее оснащение.

Окончательное решение о судьбе проекта власти Японии пока не приняли. По окончании разработки истребителя он может быть утвержден к серийному производству и заменит в войсках устаревшие Mitsubishi F-2 (японская версия американского боевого самолета F-16 Fighting Falcon). В качестве еще одного варианта рассматривается возможность использования полученных в результате разработки технологий в других японских боевых самолетах.

Японский истребитель Х-2 / Фото: avianews.info

В конце апреля впервые поднялся в воздух японский истребитель Х-2, созданный с использованием технологий «Стелс». Рядовое по меркам современной военной авиации событие стало тем не менее вехой в развитии самолетостроения и ВВС страны. Япония присоединилась к элитному клубу стран - производителей истребителей пятого поколения.

Японский Х-2 по факту, как считают некоторые аналитики, «является ответом на американский F-35, российский T-50 и китайские J-20 и J-31». С последним утверждением можно и поспорить. Даже поверхностный взгляд на Х-2 позволяет сделать вывод о том, что по конструкции он ближе к классическому F-22 Raptor, нежели к многоцелевому «летающему компьютеру» F-35.

Х-2 стал продуктом трех явлений. Первое - обида Страны восходящего солнца, второе - ее амбиции, а третье - меняющаяся военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке. Обида заключалась в отказе США продать Японии F-22. Впрочем, никакой дискриминации по сравнению с другими тут не было: Raptor вообще не поставляется на экспорт. Подняв в воздух Х-2, Япония доказала, что способна сама создать истребитель пятого поколения.


Японский Х-2 / Фото: dailytechinfo.org

Что же касается амбиций, то, по мнению научного сотрудника Фонда мира имени Риочи Сасакавы Джеффри Хорнунга, «Токио пытается четко дать понять мировым державам, что японскую военную промышленность нужно воспринимать серьезно». Также стоит отметить, что, несмотря на внешнюю схожесть Х-2 с F-22 и Т-50, по своим весовым характеристикам он ближе к F-16 и МиГ-29. Конфигурация сопел позволяет сделать вывод, что Х-2 имеет функцию управляемого вектора тяги, что увеличивает его маневренность. Данная особенность позволит ему более эффективно противостоять китайским истребителям.

Представители компании Mitsubishi Heavy Industries подчеркивают, что Х-2 - только прототип, обладающий «планером, двигателями и прочими современными системами и оборудованием, которые смогут быть использованы в будущих истребителях». Боевой вариант получит обозначение F-3 и, вероятно, будет принят на вооружение не раньше 2030 года. Но в любом случае уже сейчас можно говорить о том, что авиационная отрасль Страны восходящего солнца поднялась на новый уровень. Япония пытается догнать и Россию, и Соединенные Штаты. А с точки зрения военно-политической, истребитель явно выглядит как сигнал для Китая. По мнению Хорнунга, в противостоянии Токио и Пекина вокруг островов в Южно-Китайском море создание истребителя Х-2 должно четко дать понять Поднебесной, что Япония не намерена отступать.

По данным газеты Christian Science Monitor, в 2015 году силы самообороны Японии вынуждены были 571 раз поднимать свои истребители в воздух на перехват китайских самолетов, вторгавшихся в воздушное пространство страны. По сравнению с 2014-м количество таких инцидентов выросло на 23 процента. Видимо, Япония уже не считает свои нынешние истребительные силы, состоящие из 190 устаревших F-15J, адекватной защитой от китайского воздушного вторжения.


Mitsubishi Heavy Industries начала на аэродроме в Нагое наземные испытания самолета X-2 / Фото: defence.ru

Основная нагрузка по проекту ляжет на три компании. Mitsubishi Heavy Industries будет заниматься финальной сборкой и проверкой качества. На IHI Corporation будет возложено производство 17 видов деталей и вооружения. Mitsubishi Electric Corporation займется созданием радаров. Общая сумма контракта составляет 87,7 миллиарда иен (около 914 миллионов долларов).

Япония стала четвертой страной в мире, поднявшей в воздух собственный самолет, выполненный с использованием технологии Stealth. Экспериментальный истребитель X-2 оторвался от земли на аэродроме города Нагоя и на глазах десятков собравшихся фанатов авиации и споттеров взял курс на военно-воздушную базу на территории префектуры Гифу. После 25-минутного перелета одноместный самолет благополучно приземлился, испытание прошло «без специфических проблем», сообщил источник в министерстве обороны страны.

Раскрашенный в красно-белые цвета самолет в полете сопровождался двумя истребителями, которые собирали данные о полете. После тестового полета летчик заявил, что самолет был «чрезвычайно стабилен» и управление мало отличалось от продемонстрированного на тренажерах. «X-2 — это первый в Японии прототип самолета с технологией Stealth, снижающей детектирование радаром, обладающий исключительно высокой маневренностью, — заявили в компании-производителе. — Прототип интегрирует в себе корпус, двигатели и другие передовые системы и оборудование, адаптированные для самолетов будущего».

Несмотря на конституционные ограничения на использование вооруженных сил, наложенные на Японию по итогам Второй мировой войны,

эксперты признают, что в настоящее время Япония входит в число мировых лидеров по развитию военных технологий.

Истребитель X-2, разработанный известной компанией Mitsubishi Heavy Industries и еще порядка 200 подрядчиками, имеет в длину 14,2 метра, размах крыльев — 9,1 метра и является наследником истребителя-бомбардировщика F-2, разработанного ранее совместно с США, уже снятого с производства. Ожидается, что передача образца в войска произойдет уже в следующем месяце, в то время как в войсках продолжат оценивать и проверять заявленные характеристики малозаметности.

Сообщается, что испытанный образец, который принадлежит к истребителям пятого поколения, создан с целью отработать ноу-хау при создании истребителей будущего. Если Япония решит построить на основе этой разработки полноценный истребитель,

его оснастят двигателями, в три раза более мощными, чем IHI XF5-1, установленные на нем сейчас.

Япония начала разработку собственной «невидимки» еще в 2009 году, на ее создание было потрачено почти 40 млрд йен ($332 млн).

В настоящее время в узкий клуб стран, успешно применяющих технологию снижения заметности самолетов в радио- и инфракрасном диапазонах, входят три страны: США, Россия и Китай.

Согласно принятой классификации, самолеты пятого поколения имеют уменьшенную заметность, многофункциональность вооружения, возможность лететь на сверхзвуковых скоростях без форсажа и другие продвинутые характеристики.

Мировое освоение самолетов пятого поколение связывают с принятием на вооружение в США истребителя F-22 в 2005 году. Разработка этого самолета была начата еще в 1981 году, до 40% веса самолета приходится на композиционные материалы. По оценкам специалистов, самолет является самым дорогим истребителем в мире.

В России в настоящее время лишь проходит государственные испытания истребитель КБ Сухого ПАК ФА, впервые поднявшийся в воздух в 2010 году.

Для экспортных поставок в России совместно с Индией разрабатывают экспортную модификацию самолета на базе ПАК ФА, получившую обозначение FGFA.

«При всех наших победных реляциях мы всегда в нашей боевой авиации отставали, западная авиация всегда была на шаг, а теперь, наверное, уже на два впереди нас. И можно сколько угодно рассказывать про то, что наш самолет пятого поколения самый лучший, только наш самолет только учится летать, а американцы уже завершили производство своих тяжелых F-22, а легкий доводят «до звона», — рассказал «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Впрочем, что касается американского истребителя F-22, то на днях от конгрессмена США Рэнди Форбса прозвучало предложение возобновить производство этого самолета, прекращенное еще в 2011 году. По словам конгрессмена, на фоне усиления технологических позиций России и Китая ВВС США стоит провести «всесторонний анализ» ситуации, чтобы поддержать американское превосходство в воздухе в будущем.

Mitsubishi X-2 - японский истребитель пятого поколения.

Фото Mitsubishi X-2.

Фото Mitsubishi X-2.

Фото Mitsubishi X-2 и Mitsubishi F-2A.

Фото Mitsubishi X-2.

Этот истребитель также называют Mitsubishi X-2 Shinshin, от использует технологию малой радиолокационной заметности. Основные работы по созданию нового истребителя ведёт Технический проектно-конструкторский институт (TRDI) японского министерства обороны.

История разработки

Работы над новым самолётом Япония начала примерно в 2004 году. Первоначально были созданы дистанционно управляемые уменьшенные прототипы в масштабе 1:5, их испытания начались в 2006 году. Вместе с этим Япония активно вела с США переговоры о продаже ей новейших американских истребителей пятого поколения F-22 . Но в 2007 году США окончательно отказались продавать Японии эти истребители и страна восходящего Солнца стала развивать свою программу истребителя пятого поколения более мощно. До этого момента программа была лишь козырем в торге с США в вопросе возможной сделке по покупке F-22 . Программа разработки нового истребителя получила название ATD-X. На эту программу приходится около трети человеко-часов, которые в Японии тратятся на разработку новых типов военных самолетов.

Первый экземпляр Mitsubishi X-2 Shinshin был продемонстрирован публике в январе 2016 года, когда в сети появилось видео выкатки нового истребителя пятого поколения из цеха.

Первый полёт

Первоначально планировалось что первый полёт будет совершён в 2014 году, но из-за возникших трудностей первый полёт состоялся 22 апреля 2016 года.

В прототипе нового японского истребителя реализованы несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму и использование радиопоглощающих материалов. Эти технологии являются неотъемлемой частью любого истребителя пятого поколения.

На апрель 2016 года есть данные, что разработка нового самолёта обошлась в $366 млн.

По размеру Mitsubishi X-2 близок к шведскому истребителю Saab Gripen, а по форме - к американскому истребителю пятого поколения F-22 Raptor и российскому ПАК ФА Т-50 . Это не удивительно, ведь на истребителях пятого поколения используется рассеивающая геометрическая форма, что делает их внешне похожими.

На истребителе Mitsubishi X-2 установлены двигатели со всеракурсным управляемым вектором тяги.

В дальнейшем Mitsubishi X-2 оснастят многорежимным радаром с активной фазированной антенной решеткой, оптико-волоконную системой дистанционного управления с многократным дублированием каналов, системой радиоэлектронной борьбы и противодействия и единой системой обмена информацией.

Mitsubishi X-2 Shinshin (Мицубиси Х-2 Синсин - Дух) - истребитель — демонстратор технологий, разрабатываемый центром TRDI и концерном Mitsubishi Heavy Industries. Первый истребитель-невидимка, созданный в Японии.

История

К началу XXI века ВВС Японии испытывали потребность в модернизации устаревающего парка истребительной авиации, представленной, в основном, японскими модификациями истребителей , и . Изначально, планировалось заключить специальный договор с США по поставке , но запрет Конгресса США на экспорт этих истребителей был категоричным и даже ближайшие союзники не добились исключения для них.

Предложенный американцами закрывал часть потребности и был заказан. Однако, многофункциональность, в данном случае, оказалась вредна — она идет в ущерб возможностям самолета в завоевании превосходства в воздухе. Геополитически, Япония не стремиться нападать или бомбить кого-то (во время Второй Мировой уже наделали дел), а вот защищаться ей надо — усиливающиеся ВВС Китая сулят проблемы в будущем и Страна восходящего Солнца должна доминировать в воздухе у своих границ. Было решено создать собственный истребитель для решения этой задачи.

Исследования были развернуты в начале века. В 2006 году TRDI (Technical Research & Development Institute - Институт технических исследований и разработок) создал несколько масштабных летающих моделей (масштаб 1/5) для определения оптимального облика самолета. В 2007 году Минобороны страны официально запустили исследовательский проект нового истребителя, получившего обозначение ATD-X (Advance Technology Demonstrator-X).

В 2009 году главным промышленным исполнителем проекта был выбран концерн Mitsubishi Heavy Industries, который сразу приступил к подготовке производственной площадки для будущего истребителя. Через несколько лет в интернете начали появляться первые фотографии модели демонстратора.

Прототип X-2 совершил свой первый полет 22 апреля 2016 года на аэродроме Нагоя. Вообще, самолет в Японии известен под именем Shinshin - Дух, хотя официально Министерство обороны страны это имя не признает, называя проект ATD-X или X-2.

Планируется, что все необходимые технологии и решения будут отработаны на самолете уже к 2018 году и на их основе начнутся работы по созданию первого японского истребителя F-3. Предполагается, что F-3 появится к 2027 году и будет одним из первых в мире истребителей пятого, а по ряду технологий — шестого поколения.

Mitsubishi X-2 Shinshin — японский истребитель 5 поколения. Видео канала Skyships

Конструкция

Mitsubishi X-2 - цельнометаллический моноплан с среднерасположенным ромбовидным крылом и V-образным хвостовым оперением. Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой. Самолет создан с учетом требований концепции Стелс.

Габаритно X-2 близок к шведскому истребителю , но конструкционно имеет множество общих черт с американскими истребителями пятого поколения. Самолет имеет длину около 14,2 метров и размах крыла в 9,1 метр. При этом Японские СМИ в разное время сообщали о взлетной массе самолета от 9 до 13 тонн.

Силовая установка - два турбореактивных двигателя с форсажными камерами. Оснащены отклоняемым в любой плоскости вектором тяги. Отклонение осуществляется давлением на реактивную струю лопатками, закрепленными возле сопел двигателей (нечто похожее когда-то имелось на демонстраторе Rockwell X-31).

Японские двигатели IHI XF5 создают совокупную максимальную тягу в 10 тс, что делает их одной из самых мощных силовых установок при учете малой массы самого самолета (13-тонный ATD-X имеет тягу 10 тс, близкий ему 14-тонный JaS-39 Gripen имеет максимальную тягу в 8,2 тс). В первую очередь это, естественно, позволяет самолету иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость.

X-2 — один из первых истребителей, на котором отрабатывается оптико-дистанционная система управления (fly-by-optics). Большинство кабелей этой системы заменена на оптоволокно, что позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации, а так же защитить систему от электромагнитных помех.

В дополнение к методикам пассивного обеспечения концепции Стелс, на самолете отрабатывается комплекс Multifuction RF Sensor — фактически, все покрытие самолета содержит в себе микроантенны, анализирующие сигнал локаторов и создающие сигнал противодействия и подавления. Активная Стелс-технология позволит самолету быть невидимым в намного более широком спектре в сравнении с современными истребителями пятого поколения.

Кроме того, одной из самых крупных инноваций, отрабатываемых на самолете является комплекс Self-Repairing Flight Control Capability. Ее суть в том, что вся конструкция самолета наполняется огромным количеством датчиков и анализаторов, следящих за состоянием всех систем и элементов. В случае отказа или повреждения, бортовой компьютер перестраивает систему так, что бы функции потерянного элемента были переложены на остальные. Предполагается, что это значительно повысит живучесть будущих истребителей.

Схема Mitsubishi X-2



Поделиться