Палубные истребители Второй мировой войны. Палубные истребители Великобритании

Неудача с первым самолётом “Firefly” не сильно расстроило самолётостроительное КБ фирмы Fairey. Выданная в 1939 году спецификация N.5\40 предусматривала создание двухместного истребителя-разведчика для ВВС флота. Задуманный как развитие истребителя “Fulmar” новый самолёт должен был иметь усиленное вооружение, более совершенное оборудование, новый двигатель и увеличенную скорость. Концепцию, предложенную Х.Е. Чаплином, утвердили в сентябре 1939 года, а первый заказ на 200 истребителей выдали 12 июня 1940 года. “Перепеченый” “Fulmar” получил обозначение “Firefly” , как и старый истребитель-биплан 10 лет назад. Fairey “Firefly” представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, имел традиционное хвостовое оперение, трехопорное убирающееся шасси с хвостовым колесом и раздельные закрытые кабины для пилота и штурмана/бортрадиста. Тяга создавалась двигателем Rolls-Royce “Griffon” IIB мощностью 1730 л.с., но на более поздних серийных машинах “Firefly” F.Mk I устанавливался двигатель Грифон XII мощностью 1990 л.с.. Первый из четырех опытных самолетов поднялся в воздух 22 декабря 1941г., а первый серийный “Firefly” F.Mk I был собран в марте 1943 г. В процессе производства истребитель претерпел и некоторые другие изменения, в частности, были установлены обтекатели на пушки, усилено лобовое стекло и, в дополнение к индивидуальным спасательным лодкам, в задней части фюзеляжа установили ещё одну двухместную. Всего таких машин было построено 459.

Обозначение “Firefly” FR.Mk.I самолет получил после установки под его двигателем радара обнаружения подводных целей ASH. Было построено 236 таких машин, кроме того, множество самолетов “Firefly” F.Mk I были модифицированы под стандарт FR.Mk I и получили обозначение “Firefly” F.Mk.1A .

Разрабатывалась модель ночного истребителя “Firefly” NF.Mk.II , но программа выпуска 328 самолетов была прекращена. Вместо этого 140 самолетов “Firefly” FR.Mk I были модифицированы на сборочной линии в вариант “Firefly” NF.Mk I, а 37 построенных самолетов “Firefly” NF.Mk.II были вновь переделаны в стандарт Mk I.

Послевоенные варианты модели Mk I включают: пилотажно-тренировочный самолет “Firefly” Т.Mk.I , функционально-тренировочный и оснащенный пушкой“Firefly” Т.Mk.2 и самолет “Firefly” Т.Mk.3, который использовался для отработки противолодочных операций (ASW). Несколько самолетов использовались в качестве буксировщиков мишеней и имели обозначение “Firefly” ТТ.Mk 1. Модель “Firefly” F.Mk.III , оснащенная двигателем “Griffon” 61, была построена только в виде опытного самолета. “Firefly” F.Mk.IV имел двигатель “Griffon” 74 мощностью 2100 л.с. и новые гондолы на консолях крыла, в каждой из которых могло размещаться топливо или радар ASH (на левой консоли) и топливо (на правой консоли). Всего построено около 160 таких самолетов, а в июле 1946 года был поставлен первый самолет “Firefly” FR.Mk.4. Некоторые из них позднее были переделаны в стандарт “Firefly” ТТ.Mk.4 . Модели “Firefly” Mk.5 и “Firefly” Mk.6 внешне походили на модель Mk.4. Около 352 самолетов модели Mk.5 было построено в вариантах “Firefly” FR.Mk.5, “Firefly” NF.Mk.5 и “Firefly” AS.Mk.5. Последний вариант имел американские акустические буи и американское оборудование, что отличало его от самолетов “Firefly” AS.Mk.6 с британским оборудованием, которых было построено 133 экземпляра. Несколько тренировочных самолетов “Firefly” Т.Mk.5 и самолетов-буксировщиков мишеней “Firefly” ТТ.Mk.5 и “Firefly” ТТ.Mk.6 были переделаны в Австралии из самолетов “Firefly” AS.Mk.5. Первый серийный самолет “Firefly” AS.Mk.7 , оснащенный двигателем “Griffon” 59, совершил полет в октябре 1951 г. На нем вновь стал использоваться подвесной радиатор под носовой частью фюзеляжа. Новая модель предназначалась для противолодочных операций (ASW) и имела в составе экипажа двух операторов радаров. Большинство самолетов “Firefly” Т.Mk.7 в окончательном виде использовались в качестве тренировочных для противолодочных операций. Всего был построен 151 самолет модели Mk.7. Позднее компания Fairey разрабатывала беспилотные самолеты-мишени. Среди них были 34 самолета“Firefly” U.Mk.8 , переделанных из “Firefly” T.Mk.7, и 40 подобных самолетов “Firefly” U.Mk.9 , переделанных из моделей Mk.4 и Mk.5.

1-го октября 1943 года истребители “Firefly” Mk.I поступили на вооружение 1770-й эскадрильи, базировавшейся на авианосце “Indefagitable”. В июле 1944 года это подразделение приняло активное участие в охоте за немецким линкором “Tirpitz”, подавляя огневые зенитные точки, прикрывавшие корабль. В августе “Firefly” привлекали для ведения разведки. В конце 1944 года авианосец направили на Тихий Океан, где 2 января 1945 года лейтенант Д.Левитт добился первой воздушной победы, сбив японский истребитель Ki-43. На следующий день лейтенанты Рединг и Скотт совместными усилиями уничтожили ещё один истребитель. Все эти победы происходили в ходе налетов на острова, захваченные японцами. 1772-я эскадрилья смогла даже поучаствовать в атаках на непосредственно японскую территорию. 24 июня 1945 года они, первыми из британских самолётов, пролетели над Токио. После окончания Второй Мировой Войны тихоокеанские “Firefly” до начала 1950-х гг. участвовали в боях против повстанцев в Бирме и Малайе

1771-й эскадрилье (авианосец “Impecsible”) так и не дали себя реализовать в качестве истребителей. Её самолёты выполняли вооруженную разведку и противокорабельные операции у берегов Норвегии, а затем их перебросили на Тихий Океан, где “Firefly” принимали участие в налетах на Каролинские острова.

Ночные истребители “Firefly” NF. Mk.I первыми поступили в 746-ю эскадрилью. С мая 1943 года, базируясь в Форде, пилоты отрабатывали тактику применения “ночников”. С конца 1944 года, летая с базы в Колтишел, это подразделение отражало налеты ракет V-1, запускаемых над Северным морем с бомбардировщиков Не-111Н.

Последние три эскадрильи получили свои “Firefly” уже в самом конце войны. 1791, 1792 и 1793-я эскадрильи были отправлены на Тихоокеанский ТВД, где и дождались окончания боевых действий, так и не успев принять в них участия.

Тактико-технические данные палубного истребителя Fairey “Firefly” Mk.I:

Длина – 11,46 м
Размах крыла – 13,57 м
Площадь крыла – 30,50 м.кв.
Высота – 4,14 м
Вес пустого – 4432 кг
Вес взлётный – 6373 кг
Скорость максимальная – 509 км\ч на высоте 4300 метров
Скорость крейсерская – км\ч
Скороподъёмность – 3050 метров за 5 минут 45 секунд
Дальность – 2092 км
Потолок – 8530 метров
Экипаж – 2 человека
Двигатель – один Rolls-Royce “Griffon” 74, мощностью 2250 л.с.
Вооружение – четыре 20-мм пушки Hispano Mk.II \ Mk.V в крыле
Бомбовая нагрузка – до 16 27-кг РС, или две 454-кг бомбы, или 227-кг бомбы под крылом

Королевский флот потребовал создания двухместного палубного истребителя с более высокими летными характеристиками. В 1939 г. конструкторы «Фэйри» во главе с Х.Е. Чаплиным проработали два варианта компоновки такой машины - аналогичный «Фулмару» и с оборонительным вооружением в задней кабине. В итоге пришли к выводу, что первый вариант является предпочтительным, поскольку обеспечит гораздо более высокие летные качества. Для будущей машины выбрали мощный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Гриффон».

Предложение «Фэйри» встретило понимание у заказчика, и в июне 1940 г. была издана спецификация N.5/40, предусматривавшая создание многоцелевого палубного самолета - истребителя, разведчика и ударного.

Первый прототип «Файрфлая» вышел на испытания 22 декабря 1941 г., а к сентябрю 1942 г. было построено ещё 3 прототипа. Выпуск серийных самолетов начался в январе 1943 г.

До конца войны успели выпустить 658 самолетов, общий объем выпуска (включая прототипы) превысил 1700 единиц.

Основные модификации Fairey «Firefly»

  • «Файрфлай» Mk.I - двигатель «Гриффон» IIB (1730 л.с), с 471-й машины - «Гриффон» XII (1990 л.с). Вооружение - 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II в крыле (боекомплект 160 снарядов на ствол); возможна подвеска 2 454-кг бомб или 8 НАР. Выпускался в двух модификациях: истребитель F Mk.I (429 единиц) и истребитель-разведчик FR Mk.I (дополнительно комплектовавшийся РЛС ASH в подкрыльевом контейнере; 376 самолетов). Часть FR Mk.I переоборудована в ночные истребители NF Mk.I путем установки РЛС AI Mk.V, а некоторые F Mk.I, получившие радар ASH, обозначались F Mk.IA. В послевоенный период часть самолетов переоборудована в учебные Т Mk.1, Т Мк.2 и Т Мк.З, а также буксировщики мишеней ТТ Mk.1. Самолет выпускался до конца 1946 г.; изготовлено 835 машин, из них фирма «Фэйри» выпустила 703 самолета (в т.ч. все FR Mk.I), а «Стандарт Эйркрафт» - 132.
  • «Файрфлай» NF Mk.II - ночной истребитель с РЛС AI Мк.Х (антенны устанавливались в двух обтекателях на крыле, аппаратура - в удлиненном на 46 см фюзеляже. Построено 37 экземпляров, впоследствии приведенных к стандарту Mk.I (летные качества NF Mk.II оказались слишком низкими).
  • «Файрфлай» FR Мк.4 - двигатель «Гриффон» 74 (2250 л.с), вооружение и оборудование соответствуют FR Мк.1. С мая 1945 г. по февраль 1948 г. выпущено 160 самолетов (из них 43 переделано из Mk.I).
  • «Файрфлай» Мк.5 - послевоенный вариант. Выпущено 352 самолета в вариантах ночного истребителя NF Мк.5, истребителя-разведчика FR Мк.5 и противолодочного AS Мк.5.
  • «Файрфлай» AS Мк.6 - противолодочный самолет без пушечного вооружения. Построено 133 единицы.
  • «Файрфлай» AS Мк.7 - трехместный противолодочный самолет. Построено 151 машина.
  • «Файрфлай» U Мк.8 - дистанционно управляемые самолеты-мишени на базе Мк.7. В 1953-1956 гг. выпущено 34 самолета.

В послевоенное время многие самолеты переоборудованы в учебные (Т Мк.5, Т Мк.7), буксировщики мишеней (ТТ Мк.4, ТТ Мк.5, ТТ Мк.6), дистанционно управляемые самолеты-мишени (U Мк.9)

Технические характеристики самолетов Фейри «Файрфлай» F Mk.I

  • Двигатель: Роллс-Ройс «Гриффон» IIB4
  • мощность, л.с.: 1730
  • Размах крыла, м.: 13,6
  • Длина самолета, м.: 11,46
  • Высота самолета, м.: 4,14
  • Площадь крыла, кв. м.: 30,47
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4423
  • взлетная: 6360
  • Максимальная скорость, км/ч (на высоте 4720 м): 508
  • Скороподъемность, м/с: 8,83
  • Практический потолок, м.: 8535
  • Дальность полета, км (с ПТБ): 1720(2090)

Боевое применение Fairey «Firefly» в годы Второй мировой

Ввод в строй «Файрфлаев» растянулся во времени: хоть первый серийный самолет был принят флотом в марте 1943 г., первая часть на этих самолетах (1770-я АЭ) была сформирована только в октябре, а боевой дебют состоялся летом следующего года. В июле-августе 1944 г. 1770-я АЭ с палубы «Индефатигейбла» участвовала в нескольких налетах на «Тирпиц». В октябре-декабре 1944 г. у берегов Норвегии действовал авианосец «Имплекейбл», в составе авиагруппы которого была 1771-я АЭ «Файрфлаев», привлекались к таким операциям и эскортные авианосцы.

В общей сложности до мая 1945 г. «Файрфлаи» приняли участие в 45 боевых операциях у норвежского побережья. Их главной задачей было сопровождение ударных самолетов - «Барракуд» и «Авенджеров».

На Тихоокеанском ТВД «Файрфлаи» появились в январе 1945 г., когда 1770-я АЭ с «Индефатигейбла» участвовала в налетах на нефтеперерабатывающие заводы на о. Суматра. Самолеты действовали, главным образом, в качестве ударных, подавляя при помощи НАР позиции ПВО. В марте 1945 г. «Файрфлаи» наносили удары по аэродромам на островах Сикисима, в июне - сражались над Труком, а в июле действовали по целям на Японских островах. К концу войны на Тихом океане находилось 4 АЭ «Файрфлаев», в т.ч. одна - ночных истребителей.

В 1950-1953 гг. британские «Файрфлаи» участвовали в войне в Корее, применяясь исключительно в качестве ударных машин. В качестве противолодочных «Файрфлаи» эксплуатировались в Великобритании до 1955 г., а как учебные и вспомогательные - гораздо дольше.

В послевоенное время «Файрфлаи» эксплуатировались морской авиацией Канады (Mk.I, 4, 5), Австралии (Мк.5; на борту авианосца «Сидней» участвовали в войне в Корее), Нидерландов (Mk.I, 4, 5; в 1947-1949 гг. участвовали в противопартизанских операциях в Индонезии), Таиланда (Mk.I), ВВС Эфиопии (Mk.I, 5). Кроме того, ВМС Индии, ВВС Дании и Швеции применяли такие машины как буксировщики мишеней.

Изначально задумывавшийся как многоцелевая машина, «Файрфлай» таким на поверку и оказался: будучи неплохим истребителем сопровождения, он с успехом применялся в качестве разведчика и ударного самолета, а в послевоенные годы - и как противолодочный.

Британский Fairey Firefly был двухместным палубным истребителем периода второй мировой войны. Являлся одномоторным цельнометаллическим свободнонесущим монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Под руководством Г. Чаплина был спроектирован в конструкторском бюро фирмы "Фэйри авиэйшн". 22 декабря 1941 года совершил первый полет опытный образец Fairey Firefly. Серийное производство было организовано в январе 1943 года на заводах "Фэйри" в Хэйсе и "Дженерал эйркрафт" в Фэлтхэме. За время второй мировой было выпущено с учетом разведчиков - 706 самолетов "Файрфлай", а общее количество построенных самолетов составляет 1702 единиц. Выпуск был прекращен в апреле 1956 года.

британские самолеты Fairey Firefly" cellspacing="1" cellpadding="1" align="center" border="1" style="width: 500px;"> Фото самолетов Fairey Firefly
Нажмите на фотографию для увеличения

Палубный истребитель Фэйри "Файрфлай" во время второй мировой войны (с 1943 года) находился на вооружении только английского флота . В послевоенный период поставлялся в такие страны, как Австралия, Канада, Нидерланды, Швеция, Индия, Таиланд и Эфиопия. Снят с вооружения в Великобритании в 1958 году, как боевой перестал использоваться с 1955 года.

В военные годы выпускались основные серийные модификации:

  • "Файрфлай" F. I - основной серийный вариант, дневной истребитель ;
  • "Файрфлай" FR.I - истребитель-разведчик с фотоаппаратурой, поздние серии оснащались РЛС в подфюзеляжном контейнере, самый массовый вариант , второй мировой войны;
  • "Файрфлай" NF.II - ночной истребитель с удлиненной носовой частью фюзеляжа и антенной РЛС в обтекателе на крыле.

Некоторое количество F. Mk I было переоборудовано в стандарт FR. Mk I с обозначением F. Mk IA, но они не эксплуатировались, поэтому самолеты списали после прекращения боевых действий.

Fairey Firefly Mk.IA, февраль 1946 год

Фюзеляж монококовой конструкции состоял из 21 шпангоута U-образной формы, к которым крепилась обшивка из легкого сплава. Стрингеров не было, фюзеляж "Файрфлая" строился в виде двух половин, соединявшихся затем в вертикальной плоскости. Кабина пилота находилась в носовой части, а сразу за задней кромкой крыла размещалась кабина наблюдателя. Фонарь кабины пилота был из трех прозрачных панелей и открываясь сдвигался назад по направляющим. Наблюдатель попадал на свое место через откидывающуюся прозрачную панель по левому борту, которая крепилась на шарнирах к фюзеляжу.

Для запуска с катапульты в передней части фюзеляжа были установлены два убирающихся ролика. Пара задних роликов тоже убиралась, если в них не было нужды. Однако, в случае взлета с катапульты, их невозможно было убрать. Посадочный крюк имел А-образную форму и крепился снизу к фюзеляжу в районе 19-го шпангоута. В убранном положении крюк крепился с помощью быстродействующего замка, открывавшегося пилотом при посадке с помощью ручки в кабине. В фюзеляже, между кабинами пилота и наблюдателя, был размещен топливный бак емкостью 549 литров. В передней кромке центроплана находились еще два бака емкостью по 174 литров.

Цельнометаллическое двухлонжеронное крыло состояло из трех секций - центроплана и пары складывающихся консолей. Кроме топливных баков в центроплане были размещены маслорадиаторы и колодцы основных стоек шасси, складывающиеся по направлению к фюзеляжу, полностью убираясь в крыло, и закрываясь щитками.

20-мм пушки Бритиш Испано были установлены в консолях. Перезарядка пушек осуществлялась с помощью пневмоэлектрической системы. Боезапас пушек состоял из: 175 снарядов внутренней пушки и 145 - внешней. Механизация крыла состояла из элеронов и закрылков Фейри-Юнгмена, имевших гидравлический привод. В полете закрылки как правило убирались, но их можно было выдвинуть в промежуточное положение с целью увеличения маневренности самолета. Консоль крепилась к центроплану с помощью универсального шарнира, располагавшегося в районе 7-й нервюры, и складывалась, поворачиваясь назад вверх. Уборка осуществлялась вручную, и в сложенном положении консоли крепились с помощью фиксаторов в хвостовой части фюзеляжа.

Узлы подвески давали возможность нести под крылом 150 или 340 - литровые подвесные топливные баки или до 907 кг бомб. На каждой консоли имелись также по четыре узла подвески 76-мм НУРСов.

Кроме четырех 20-мм пушек в крыле, самолет мог нести пару 454-кг бомб. Позднее появились узлы для подвески восьми НУРСов калибром 76-мм.

Мотор Роллc-Ройс "Грифон" IIВ мощностью 1735 л.с. на уровне моря и 1495 л.с. на высоте 4267 м, вращал трехлопастной винт изменяемого шага диаметром 3,96 м. Начиная с 470-го серийного "Файрфлая" I, начали устанавливать мотор "Грифон" XII, аналогичной мощности, но с более производительным турбокомпрессором и редуктором усиленной конструкции.

Основные характеристики самолета Фэйри "Файрфлай" Mk. I
Экипаж, чел 2
Размах крыла 13,56 м
Площадь крыла 30,47 м 2
Длина 11,45 м
Высота 4,15 м
Двигатель Один 1,730 л.с. Rolls-Royce Griffon IIB или
1,990 л.с. Griffon XII 1730 л.с. (1,290 kW)
Массы
Пустого 4048 кг
Максимальная 6481 кг
Максимальная скорость на высоте 5,180 м 513 км/ч
Практический потолок: 8840 м
Дальность (со сбрасываемыми баками) со скоростью 328 км/ч 2195 км

С октября 1943 года начали получать Фэйри "Файрфлай" строевые части британской морской авиации. Авианосец "Индефатигэйбл" впервые их принял в феврале 1944 года. В апреле 1944 года было первое боевое применение. В Альтен-фьорде в Норвегии самолеты с авианосцев прикрывали удар палубных бомбардировщиков по немецкому линкору "Тирпиц". С октября 1944 года у берегов Норвегии нес службу авианосец "Имплекэйбл" с эскадрильей "файрфлаев". В конце декабря 1944 года новые истребители появились на Тихоокеанском театре. 1 января 1945 года самолеты с авианосца "Индефатигэйб" нанесли ракетный удар по нефтеперегонным заводам на о. Суматра.

С самолетами Японии второй мировой войны первый воздушный бой произошел 4 января, когда английские истребители сбили два Ки.43. "Файрфлаи" принимали участие в боях за Окинаву, штурмовали аэродром Мияко. Они также атаковали цели на Тайване и о-вах Рюкю. В июле 1945 года Фэйри "Файрфлай" стали первыми английскими самолетами, которые атаковали саму Японию. Они работали и против объектов на суше, и против судов в прибрежных водах. На Тихом океане с "Имплекэйбла" с января 1945 года начали действовать ночные перехватчики NF.II. "Файрфлаи" совершали вылеты с некоторых эскортных авианосцев, в частности с "Виндекса".

В 1949 году британские самолеты с авианосца "Триумф" действовали против партизан в джунглях Малайи. В 1950-1952 гг. с английских авианосцев "Глори", "Океан" и "Триумф", а также австралийского авианосца "Сидней" атаковали ракетами и бомбами цели в Северной Корее. Голландские самолеты принимали участие в боевых действиях против повстанцев в Ост-Индии (Индонезии). С июля 1947 года по апрель 1949 года они воевали на о. Ява. Позже они находились в самих Нидерландах и на Антильских о-вах.

Фэйри «Файрфлай»


Разработка самолета «Файрфлай» («Светляк») в соответствии со спецификацией министерства авиации Британии началась в 1940 г. под руководством конструктора самолетов «Бэттл» и «Фульмар» Г. Чэплина. Самолет являлся глубоким развитием «Фульмара» с гораздо более мощным двигателем Ролле Ройс «Гриффон» и усиленным вооружением, состоявшим из четырех 20-мм пушек Бритиш Испано. Запас топлива был увеличен по сравнению с «Фульмаром» за счет установки дополнительных баков в крыле. Само крыло складывалось с поворотом вдоль фюзеляжа посредством карданного шарнира.

Сразу же после приемки макета нового самолета комиссией заказчика в июне 1940 г. был выдан беспрецедентный заказ сразу на 200 самолетов с минимальными изменениями. Опытная серия из трех машин была собрана на заводе фирмы Фэйри в г, Хэйз уже по серийной технологии, так что фактически прототипов «Файрфлая» не строилось. 22 декабря 1940 г. первый самолет опытной серии, управляемый летчиком К. Стэнилэндом, совершил первый полет.


Палубный истребитель «Файрфлай»


Доводка нового истребителя сильно затянулась - второй опытный самолет прошел приемо-сдаточные испытания и был принят ВМС лишь в апреле 1942 г., но вскоре он разбился. Только в июне 1943 г. были проведены испытания нового самолета на авианосце «Иллас-триэс». По результатам этих испытаний был сделан вывод о недостаточном обзоре вперед на посадке, после чего козырек и сдвижная часть фонаря кабины подверглись модернизации, улучшившей обзор. Уже в ходе серийного производства в конструкцию были внесены еще некоторые изменения - внедрен руль без роговой компенсации и дюралюминиевая обшивка элеронов вместо обтяжки полотном. Стволы пушек закрыли обтекателями.

В октябре 1943 г. была сформирована и приступила к переучиванию на новую технику первая эскадрилья «Файрфлаев». В феврале следующего года она на борту авианосца «Индефатигэбл» была переброшена к берегам Норвегии и поддерживала атаку на немецкий линкор «Тирпиц». отстаивавшийся в Альтен-фьорде. Атака была малорезультативной.

Самолеты, базировавшиеся на авианосце «Индефатигэбл» и оснащенные рельсовыми пусковыми установками для неуправляемых ракет, приняли активное участие в походе этого корабля в Индийский и Тихий океаны в 1945 г. В этом походе «Файрфлаи», сильно уступавшие японским самолетам в маневренности, использовались в основном в качестве штурмовиков в ходе рейда на Суматру и высадки на Окинаву.

Самолеты с авианосца «Имплэкэйбл» участвовали в налетах на базу японского флота в лагуне Трук, а с июля 1945 г. - в рейдах против островов японской метрополии.

В послевоенное время самолет продолжал совершенствоваться и принимал участие в Корейской войне 1950-1953 гг. Самолеты «Файрфлаи» имелись также на вооружении в Голландии, Швеции, Дании, Канаде, Австралии и Индии. Многие самолеты неоднократно меняли хозяев и состояли на вооружении еще во многих странах «третьего мира» вплоть до конца 60-х годов.

Спроектированный под требования спецификации N.5/40 британского Адмиралтейства на двухместный истребитель/разведчик, самолет Firefly на голову превосходил спроектированный до этого специалистами «Fairey» самолет аналогичного назначения Fulmar. Конструктивно Firefly представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, с традиционным хвостовым оперением, трехопорным убирающимся шасси с хвостовым колесом и имел раздельные закрытые кабины для пилота и штурмана/бортрадиста. Самолет оснащался двигателем Griffon ИВ мощностью 1730 л. с. (1290 кВт), хотя на более поздних серийных Firefly F.Mk I устанавливался двигатель Griffon XII мощностью 1990 л. с. (1484 кВт).

Первый из четырех опытных самолетов поднялся в воздух 22 декабря 1941 года, а первый серийный Firefly F.Mk I был передан заказчику в марте 1943 года. Всего было построено 459 таких самолетов. Обозначение Firefly FR.Mk I самолет получил после установки под его двигателем РЛС типа ASH. Были построены 236 таких машин, плюс множество самолетов модификации F.Mk I были переоборудованы под стандарт FR.Mk I и получили обозначение Firefly F.Mk IA.

Разрабатывалась также модификация ночного истребителя Firefly NF.Mk II, но программа, предусматривавшая выпуск 328 самолетов, была прекращена после того, как стало ясно, что РЛС AI.Mk 10 может быть достаточно легко установлена под двигателем машины - по типу РЛС ASH для FR.Mk I. В итоге вместо этого 140 самолетов Firefly FR.Mk I были модифицированы на сборочной линии в вариант Firefly NF.Mk I, а 37 построенных самолетов Firefly NF.Mk II были вновь переделаны в стандарт Mk I. Послевоенные варианты Mk I включают: учебно-трениро-вочный самолет Firefly T.Mk 1 (невооруженный, с двойным управлением), учебно-бое-вой, вооруженный пушкой самолет Firefly Т. Mk 2 и самолет Firefly Т. Mk 3, который использовался для подготовки летчиков к ведению противолодочных операций. Часть самолетов использовалась в качестве буксировщиков мишеней - Firefly TT.Mk 1.

Самолет Firefly F.Mk III, оснащенный двигателем Griffon 61, был построен только в виде одного прототипа. Все усилия конструкторов были перенацелены на модификацию Firefly F.Mk IV, оснащенную двигателем Griffon 74 мощностью 2100 л. с. (1566 кВт) и имевшую новые гондолы на консолях крыла, в которых могли размещаться либо топливо в обеих, либо РЛС ASH на левой консоли и топливо - на правой. Всего было построено около 160 таких машин, а в июле 1946 года заказчику был поставлен первый самолет Firefly FR.Mk 4. Часть данных самолетов позднее была конвертирована в вариант Firefly TT.Mk 4. Модификации Firefly Mk 5 и Firefly Mk 6 внешне по одили на Mk 4, первые полеты самолетов данных двух модификаций состоялись соответственно в декабре 1947 года и марте 1949 года. Было построено 352 Самолета модификации Mk 5 - были построены варианты Firefly FR.Mk 5, Firefly NF.Mk 5 и Firefly AS.Mk 5, последний из которых оснащался американскими гидроакустическими буя ми и оборудованием, отличным от того, которым оснащались британские самолеты Firefly AS.Mk 6D, и был выпущен в количестве 133 штук. Несколько учебно-трени-ровочных самолетов Firefly Т. Мк 5 и самолетов-бук-сировщиков мишеней Firefly TT.Mk 5 и Firefly TT.Mk б были переделаны в Австралии из самолетов Firefly AS.Mk 5. Первый серийный самолет Firefly AS.Mk 7, оснащенный двигателем Griffon 59, совершил первый полет в октябре 1951 года. На нем вновь стал использоваться подвесной радиатор под носовой частью фюзеляжа, вызвавший в свое время проблемы на единственном построенном Mk ill. Новый самолет рассматривался в качестве противолодочного и имел в составе экипажа пилота и двух операторов поисковых РЛС, но широкого распространения в базовом варианте не получил. Большинство данных машин достраивались уже в варианте Firefly Т. Мк 7, предназначенном для подготовки летчиков к ведению противолодочных операций. Всего был построен 151 самолет модификации Мк 7 всех вариантов. Позднее компания «Fairey» разработала на базе своих самолетов беспилотные самолеты-мишени: в вариант Firefly U.Mk 8 были переоборудованы 34 самолета Firefly T.Mk 7, а в вариант Firefly U.Mk 9 - 40 самолетов модификаций Мк 4 и Мк 5. Данные самолеты использовались в рамках разработки ракетного вооружения, а британским флотом - в качестве мишеней для истребителей, вооруженных ракетами Firestreak, и кораблей, вооруженных комплексом Seaslug.

Первые самолеты Firefly поступили 1 октября 1943 года на вооружение 1770-й эскадрильи в Йеовилтоне, а позже самолеты базировались на авианосце «Инде-фатигэбл» и принимали участие в операциях по поиску и уничтожению немецкого линкора «Тирпиц» в Норвегии в июле 1944 года. Самолеты Firefly также принимали участие в налетах на японские нефтехранилища на Суматре, в атаках на объекты противника на Каролинских островах и с целью нарушения вражеского судоходства и уничтожения наземных целей на японской территории. В 1950 году, с началом войны в Корее, самолеты Firefly Mk 5 совершали боевые вылеты с борта австралийских и британских авианосцев, а в 1954 году самолеты данного типа приняли участие в операциях в Малайе. Два года спустя самолеты были отправлены в отставку- после 13 лет безупречной службы.

Тактико-технические характеристики:

Fairey Firefly AS.Mk 5 Тип: двухместный палубный противолодочный разведывательный и ударный самолет Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Griffon 74 мощностью 2250 л. с. (1678 кВт) Летные характеристики: макс, скорость на высоте 4265 м-621 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте-354 км/ч; набор высоты 3050 м-за 6 мин 50 с; практический потолок 8655 м; дальность 2092 км Масса: пустого 4388 кг; максимальная взлетная 7301 кг Размеры: размах крыла 12,55 м; длина 8,51 м; высота 4,37 м; площадь крыла 30,66 м2

Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano в передней кромке крыла, плюс до 907 кг вооружений на подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг бомбы или 16 27-кг реактивных снарядов.



Поделиться