, Частухина Ю. Организационное поведение

Менеджмент. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.

М.: 2008. - 440 с.

Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса современного менеджмента, структурированного в соответствии с основными функциями менеджмента (организация, планирование, координация, мотивация и контроль). Такое изложение систематизирует материал и позволяет читателю сконцентрировать внимание на главных вопросах управления. В дополнение к традиционным темам авторы рассматривают такие важнейшие аспекты современного менеджмента, как основные направления развития менеджеров предприятий, институт качества управления, командный менеджмент предприятия, системный подход к оценке операционной эффективности управления предприятием и др.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей, специалистов организаций, испытывающих потребность в освоении основ современного управления в условиях рыночной экономики.

Формат: pdf / zip

Размер: 3 Мб

Скачать:

RGhost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО РАЗВИТИИ 10
ГЛАВА 1. ПРИ РОДА УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ 10
1.1. Этапы и школы в истории менеджмента 10
1.1.1. Исторические предпосылки создания и развития менеджмента 10
1.1.2. Модели рациональных целей 12
1.1.3. Модели внутренних процессов 17
1.1.4. Модели человеческих отношений 23
1.1.5. Модели открытых систем 28
1.2. Ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент 33
1.3. Менеджмент на пороге XXI в. - различные аспекты образования 37
1.4. Перспективы менеджмента: основные направления развития управленческих кадров предприятий 43
1.5. Институт качества управления - среда взаимодействия российских менеджеров 50
Контрольные вопросы 56
Литература 57
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 59
2.1. Менеджменте Японии 59
2.1.1. Система контроля 60
2.1.2. Управление трудовыми ресурсами 61
2.1.3. Система управления качеством 62
2.1.4. Профсоюзы в Японии 63
2.2. Характеристика американской модели менеджмента 64
2.3. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента в России 67
2.3.1. Методологические принципы формирования российского менеджмента 67
2.3.2. Инфраструктура и особенности развития российского менеджмента 69
Контрольные вопросы 74
Литература 74
ГЛАВА З. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 76
3.1. Методология менеджмента 76
3.2. Общая теория управления 77
3.3. И нфраструктура менеджмента 78
3.4. Объекты управленческой деятельности 81
3.4.1. Метафункции 81
3.4.2. Закономерности управления различными системами 88
3.5. Принципы управления 89
3.6. Методы управления 90
Контрольные вопросы 99
Литература 100
РАЗДЕЛ 2 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 101
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 101
4.1. Образование организации 101
4.1.1. Признаки организации и организационные процессы 101
4.1.2. Законы организации 105
4.2. Организационно-правовые и экономические основы управления организацией 117
4.2.1. Образование юридического лица и его признаки 117
4.2.2. Организационно-правовая форма хозяйствования 118
4.2.3. Экономические основы управления и хозяйствования фирмы 122
4.3. Управление социально-экономическими системами (организациями) 124
4.3.1. Система управления и понятие управленческой структуры 124
4.3.2. Принципы построения управленческих структур 126
4.3.3. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой 131
4.3.4. Виды бюрократических структур управления организациями 135
4.3.5. Виды органических структур управления организациями 139
4.3.6. Типология организаций по взаимодействию с человеком 144
4.3.7. Тенденции эволюции организационных структур 148
4.3.8. Коммуникационные каналы и сети в структуре управления 150
Контрольные вопросы 154
Литература 155
ГЛАВА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ 157
5.1. Методы прогнозирования 157
5.2. Сущность, принципы и способы планирования и разработки планов 159
5.3. Стратегическое планирование 161
5.3.1. Миссия организации 161
5.3.2. Цели организации, оценка условий функционирования организации и определение ее производственно-коммерческого потенциала 165
5.3.3. Управление по целям 173
5.3.4. Бизнес-план как основа стратегического планирования 175
5.3.5. Способы привлечения капиталовложений в инвестиционные проекты 179
5.4. Текущее планирование 182
5.4.1. Формы текущего планирования 182
5.4.2. Оперативное планирование 183
Контрольные вопросы 185
Литература 185
ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ 187
6.1. Сущность, основные понятия, цели управленческого учета 187
6.2. Методология постановки управленческого учета 195
6.2.1. Анализ существующей системы (As Is) 196
6.2.2. Постановка требований к системе управленческого учета 199
6.2.3. Построение системы управленческого учета (То Be) 200
6.3. Управленческий учет издержек 204
6.3.1. Классификация издержек 204
6.3.2. Таксономия учета издержек 206
6.4. Бюджетирование 215
6.5. Поведение затрат при изменении уровня деловой активности и их распределение при расчете себестоимости про дукци и 218
6.6. Ценовая политика 220
Контрольные вопросы 225
Литература 225
ГЛАВА 7. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ 227
7.1. Сущность и задачи контроля 227
7.2. Виды управленческого контроля 230
7.3. Внешний и внутренний контроль 231
7.4. Управление по отклонениям 232
Контрольные вопросы 233
Литература 233
ГЛАВА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ 234
8.1. Виды полномочий 234
8.2. Делегирование управленческих полномочий 237
Контрольные вопросы 242
Литература 242
ГЛАВА 9. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА 243
9.1. Понятие управленческого решения 243
9.2. Классификация решений 246
9.3. Принципы обоснования решений 254
9.4. Технология и организация процесса принятия решений 255
9.5. Реализация решений 260
9.5.1. Организация и контроль исполнения решений 260
9.5.2. Оценка эффективности управленческих решений 262
9.6. Принятие решений в условиях неопределенности и риска 263
9.6.1. Понятие и классификация рисков 263
9.6.2. Обоснование рисков в процессе управления 270
9.6.3. Измерение величины риска (степени риска) 273
9.6.4. Методы оценки предпринимательского риска 274
9.6.5. Методы управления рисками 276
Контрольные вопросы 280
Литература 280
ГЛАВА 10. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТИМУЛЫ В УПРАВЛЕНИИ 281
10.1. Генезис теории мотивации 281
10.2. Модель мотивации и мотивационные побуждения 284
10.3. Содержательные теории мотивации 287
10.3.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу 287
10.3.2. Теория мотивации Д. Мак-Клелланда 289
10.3.3. Двухфакторная мотивация Ф. Герцберга 289
10.3.4. ERG-теория Альдерфера 291
10.3.5. Сравнение моделей А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Альдерфера 293
10.4. Процессуальные теории мотивации 294
10.4.1. Теория ожиданий В. Врума 294
10.4.2. Теория справедливости 294
10.4.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера 295
10.4.4. Современные российские мотивационные разработки 295
10.5. Экономические и неэкономические способы мотивации человека 297
10.5.1. Экономические способы мотивации 297
10.5.2. Неэкономические способы мотивации 299
10.6. Мотивационная система персонала 300
Контрольные вопросы 302
Литература 302
РАЗДЕЛ III РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ И СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 305
ГЛАВА 11. ЧЕЛОВЕК, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 305
11.1. Человек в организации 305
11.2. Характеристика личности и социальные основы ее поведения....307
11.3. Трудовой потенциал как социально-экономическая система 316
11.3.1. Основные компоненты трудового потенциала 316
11.3.2. Риск управления трудовым потенциалом 320
11.3.3. Системная модель управления трудовым потенциалом 322
Контрольные вопросы 323
Литература 324
ГЛАВА 12. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЕЕ ДИНАМИКА 325
12.1. Характеристика коллектива 325
12.2. Формирование коллектива и отношений внутри его 327
12.3. Программа создания коллектива 331
12.4. Ограничения эффективной работы коллектива 333
12.5. Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами 337
12.6. Социофакторы и этика менеджмента 343
Контрольные вопросы 353
Литература 353
ГЛАВА 13. КОНФЛИКТЫ И СТРАТЕГИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 354
13.1. Определение конфликта 354
13.2. Позитивные функции конфликта 355
13.3. Классификации конфликтов 356
13.4. Причины конфликтов и их компоненты 358
13.5. Стадии конфликта 360
13.6. Процесс управления конфликтом 361
13.7. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 363
13.8. Типичные ошибки при разрешении конфликтов 365
Контрольные вопросы 368
Литература 369
ГЛАВА 14. ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА, ВЛАСТИ, ЛИДЕРСТВА И СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ 370
14.1. Руководитель и его функции 370
14.2. Власть и способы ее реализации 373
14.3. Основы и концепции лидерства 376
14.3.1. Теория личностных качеств 376
14.3.2. Поведенческий подход к лидерству 378
14.3.3. Ситуационный подход 379
14.4. Влияние лидера на психологический климат предприятия 382
14.5. Стиль управления 385
14.6. Деловое общение 391
Контрольные вопросы 394
Литература 394
ГЛАВА 15. КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ 396
15.1. Командообразование как условие формирования самообучающихся компаний 396
15.2. Руководители 5-го уровня 402
15.3. Мотивация сотрудников в консолидированной команде 407
Контрольные вопросы 409
Литература 410
ГЛАВА 16. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ 411
16.1. Формирование и развитие системного подхода к оценке качества и эффективности менеджмента предприятий 411
16.2. Системный подход к оценке операционной эффективности управления предприятием 423
Контрольные вопросы 432
Литература 433

Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса организационного поведения. Пособие содержит анализ вопросов, связанных с поведением человека в процессе труда, а также с различными ситуациями в организациях.
Пособие предназначено для широкого круга читателей: от студентов, изучающих дисциплину «Организационное поведение», до практических менеджеров, руководителей и предпринимателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

Часть 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 6

Глава 1. ДИНАМИКА ИНДИВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Что такое организационное поведение? 6
1.2 Основополагающие концепции организационного поведения 11

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 16
2.1 Подход, ориентированный на человеческие ресурсы 16
2.2 Ситуационный подход 16
2.3 Подход, ориентированный на результаты 17
2.4 Системный подход 18

Глава 3. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ 20
3.1 Система организационного поведения 20
3.2 Модели организационного поведения 22

Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ 26
4.1 Основы коммуникаций 26
4.2 Нисходящие коммуникации 28
4.3 Восходящие коммуникации 29
4.4 Другие формы коммуникаций 30
4.5 Электронные коммуникации 31
4.6 Неформальное общение 33

Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 36
5.1 Понятие социальной системы 36
5.2 Социальная культура 37
5.3 Роль индивида в организации 37
5.4 Статус 38
5.5 Организационная культура 39

Часть 2. МОТИВАЦИЯ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ 41

Глава 6. ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ 41
6.1 Модель мотивации 41
6.2 Мотивационные побуждения 42
6.3 Типы потребностей 43

Глава 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ 51
7.1 Организационное поведение и аттестация по результатам деятельности 51
7.2 Материально - денежное стимулирование 54
7.3 Целостная система вознаграждения 56

Часть 3. РУКОВОДСТВО И НАДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ 59

Глава 8. РУКОВОДСТВО 59
8.1 Природа руководства 59
8.2 Поведенческие подходы к стилям руководства 60
8.3 Ситуационные подходы к руководству 62

Глава 9. НАДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ И УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ 66
9.1 Основы наделения властью и участия в управлении 66
9.2 Механизм участия в управлении 67
9.3 Программы участия в управлении 68

Часть 4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 71

Глава 10. УСТАНОВКИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 71
10.1 Природа установок работника 71
10.2 Влияние удовлетворения трудом на работу сотрудников 72
10.3 Изучение уровня удовлетворения от труда 81

Глава 11. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДАМИ 84
11.1 Области легитимного влияния организации 84
11.2 Право на частную жизнь 87
11.3 Дискриминация 90
11.4 Дисциплинарные воздействия 97

Глава 12. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 99
12.1 Конфликты в организациях 99
12.2 Ассертивное поведение 102
12.3 Трансакционный анализ 104
12.4 Проблемы власти и политики организации 105

Часть 5. ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 109

Глава 13. НЕФОРМАЛЬНЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 109
13.1 Групповая динамика 109
13.2 Природа неформальных и формальных организаций 109
13.3 Управление групповой динамикой 114
13.4 Потенциальные недостатки работы в группах 115

Глава 14. КОМАНДЫ И ИХ СОЗДАНИЕ 119
14.1 Работа в команде 119
14.2 Командное строительство 121
14.3 Самоуправляемые команды 122

Часть 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ 124

Глава 15. СТРЕСС И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 124
15.1 Что такое стресс? 124
15.2 Крайние формы реакции на стресс 125
15.3 Причины стресса 128
15.4 Стресс и показатели выполнения рабочих заданий 132
15.5 Методы управления стрессом 134
15.6 Психологические консультации работников 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 142

Формат: PDF
Язык: Русский

В.Д. дорофеев а.н. Шмелева Н.Ю. Шестопал

менеджмент

Учебное пособие

Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»

Москва ИНФРА-М 2008

УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 Д69

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» Пензенской государственной технологической академииБ.Н. Гами-

дуллаев;

д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой «Управление инновациями» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (филиал в г. Пенза)В.И. Чернецов

Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.

Д69 Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 440 с. - (Высшее образование»).

ISBN 978-5-16-003281-8

Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса современного менеджмента, структурированного в соответствии с основными функциями менеджмента (организация, планирование, координация, мотивация и контроль). Такое изложение систематизирует материал и позволяет читателю сконцентрировать внимание на главных вопросах управления. В дополнение к традиционным темам авторы рассматривают такие важнейшие аспекты современного менеджмента, как основные направления развития менеджеров предприятий, институт качества управления, команд­ ный менеджмент предприятия, системный подход к оценке операционной эффективности управления предприятием и др.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей, специалистов организаций, испытывающих потребность в освоении основ современного управления в условиях рыночной экономики.

УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73

Предисловие

В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно-командной системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в мире в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников к высокопродуктивному труду в условиях либерализации экономики.

В период экономического реформирования в нашей стране становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал во всей совокупности его составляющих, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости в обозримой перспективе. Возможность реализации данных задач обусловлена рядом факторов, к которым относится и совершенствование системы управления российскими предприятиями, входящими в состав единого социально-экономического комплекса федерального уровня. Именно осуществляемая в России радикальная экономическая реформа, сложные и во многом еще неизведанные пути перехода к хозяйственному механизму нового типа вызывают интерес к мировому опыту обеспечения экономического роста, выхода из кризисных ситуаций, эффективного использования различных форм собственности. Главное в изучении этого опыта и применении на практике его достижений - выявить методы и механизмы управления, обеспечивающие удовлетворение спроса потребителей, высокую окупаемость и надежность эффекта от инвестиций, ориентацию на современные новейшие технологии и способы высокопродуктивного ведения хозяйства.Можно без преувеличения утверждать, что самым главным достижением в

ХХ в. и самой высокой ценностью для всего мира стал менеджмент - наука, искусство и практика управления.

Двадцатый век по праву называется эпохой глобальных перемен. В социально-политической жизни это связано с переходом от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административнокомандной системы к рыночной, в жизни отдельного человека - с превращением его из придатка к некой механизированной системе в самостоятельного субъекта социально-экономической системы общества. Все перемены, особенно глобальные, несут для личности, организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с ними, нужны новые знания и практика.

Мировой опыт показывает, что одной из ключевых задач в этом смысле является постижение науки и искусства менеджмента. Значимость менеджмента наиболее полно была осознана в 1930-е гг. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельный предмет, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Начиная с XIX в. не было случая, когда бы новый социальный институт, новая ведущая группа появились бы так быстро и заняли бы ведущие позиции в обществе, как институт менеджеров.Менедже-

ры - это особое профессиональное сообщество, обеспечивающее максимальную продуктивность ресурсов и несущее ответственность за организацию научно-технического прогресса и эффективность всей экономической жизни.

Растущая роль этой общественной силы заставила говорить о «революции менеджеров » в связи с появлением таких крупных транснациональных компаний (ТНК), как «Дженерал моторс», «Ай-Би-Эм», «Кока-Кола» и др., обладающих огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом, сопоставимых по мощи с отдельными государствами. Сегодня ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли.

В связи с новыми реалиями времени, а именно: глобализацией экономики; совершенствованием электронных средств информации, моментально передающих любую информацию во все концы земного шара; образованной рабочей силой; быстрыми переменами в технологии, рынках и потребительском спросе и т.д., парадигмы управления устаревают и им на смену приходят новые, отвечающие духу времени и смене формаций. В большинстве случаев именно руководитель-менеджер представляет собой самую серьезную проблему. Тем, как он относится ко всему, что происходит вокруг него и во внешнем окружении, как он мыслит и как ведет себя, определяется успех организации в целом.

Роль менеджеров не ограничивается работой в крупных корпоративных структурах. В рыночной экономике их роль неоценима

в малом и среднем бизнесе, который составляет в большинстве стран, таких, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю - около 95%. В России потребность в организации предприятий малого и среднего бизнеса составляет около 15 млн. Именно эта цифра называется аналитиками той критической массой, при которой могут начать работать рыночные механизмы в нашей стране. Не случайно в 1997 г. в России была объявлена одна из уникальных президентских программ подготовки менеджеров. Для этих целей были выделены огромные средства,

в том числе для оплаты стажировок за рубежом.

В США - стране с самой развитой в мире управленческой инфраструктурой только официально зарегистрированных и имеющих соответствующий сертификат школ бизнеса свыше 1300. В стране действуют свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых управленческих консультантов. Наиболее престижной программой школ бизнеса в США является программа МБА (магистр делового администрирования). Европейцы также имеют школы бизнеса. В их ведущей ассоциации - Европейском фонде развития менеджмента (EFMD ) зарегистрировано около 300 центров обучения менеджеров.

В культуре развитых стран понятие «менеджмент» часто сосед­ ствует с понятием «бизнес». Однако это не одно и то же. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли, а, следовательно, бизнесмен - это человек, который «делает деньги», причем он может не занимать никакой должности в организации, а лишь быть владельцем ее акций или состоять членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении находятся люди.

В чистом виде менеджер - это наемный работник, занимающийся управлением.

Если в одном лице объединяются два понятия - менеджера и бизнесмена, то такая деятельность условно может быть отнесена к предпринимательской, а субъекта этой деятельности условно можно называть предпринимателем. Предприниматель - это личность, которая на свой страх и риск затевает собственное дело и, вкладывая собственные средства, на первых порах самостоятельно несет основную нагрузку в управлении организацией и бизнесом.

Управленческая деятельность в многообразии факторов функционирования и развития любой организации занимает одно из

важнейших мест. Она пронизывает все подразделения и сотрудников, которые адекватно реагируют на принимаемые управленческие решения, и это в конечном счете определяет состояние и развитие организации в настоящем и будущем. Производственная деятельность и ее управленческая надстройка находятся в непрерывной адаптивной взаимосвязи, обусловленной теми изменениями, которые происходят на макро- и микроуровнях развития общества. Эта взаимосвязь проходит через неизбежное преодоление противоречий, возникающих на пути научно-технического прогресса.

Рациональное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов и мощнейшей конкуренции предъявляет к системе управления такие требования, как логика, гибкость и эффективность. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, помимо декларирования целесообразности развития всех слагаемых рыночной экономики и прямого копирования зарубежного опыта, целесообразно применить следующее правило. С одной стороны, необходимо учитывать реалии промышленного, социального и национального развития, а также менталитет общества, с другой - вести практическую отработку известного опыта с учетом реальных стадий трансформирования деятельности предприятий. В этом смысле зарубежный опыт - не панацея, а ключ к анализу собственного опыта и практики, а также потенциальных возможностей российской экономики.

В основе менеджмента лежит система и организационная правовая форма собственности, которая генетически закладывает основу и методы управления, и поскольку она сама подвержена непрерывному изменению, то и совершенствование принципов управления - процесс непрерывный. Через развитие системы и форм собственности происходит и развитие менеджмента как науки о становлении организационной культуры и творческого инновационного климата.

Сегодня наиболее характерны и заметны для управленческой мысли в теоретическом и практическом плане две новые тенденции. Во-первых, это интернационализация менеджмента, коллективное осмысление новых реальностей, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитием ТНК, созданием международных систем информации, других структур интегрирующего свойства. Посредством издания огромного количества работ по управлению, распространения программ обучения ме-

неджменту, доступных миллионам людей, обобщения управленческого опыта разных стран через обследования, разработку «ситуаций», широких международных контактов ученых-практиков управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается.

Во-вторых, особенность последних лет - все большее обращение к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто только несет нелегкое бремя управления или кто только встает на этот путь. Менеджмент как наука во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Однако в настоящее время даже широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов, как Д. Карнеги, У. Оучи, Т. Питерс, Р. Уотермен, мемуаров Л. Якокки - президента автомобильного гиганта «Крайслер», А. Мориты - президента и одного из основателей электронной фирмыSony и целого ряда других. Появился даже термин «управление по бестселлерам» по аналогии с «управлением по целям», «управлением по отклонениям».

Не следует забывать, что в настоящее время не только качества менеджеров и способы их обретения, но и сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя являются предметом серьезных дискуссий. Хотя американцы и выступают родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности, в 1980-е гг. даже они вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении «наукой управления». Ведь японцы - пожалуй, самая обучаемая нация - так и не пришли к идее формирования системы профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего на практике посредством приобретения опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю.

Европейцы занимают промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управле-

нию, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой - управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например,

в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие «школы бизнеса», фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают, даже в условиях спадов производства. Просто необходимо управлять эффективно, тем более, необходимо учить этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.

За последние 20 лет в структуре и деятельности как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения. Возможно, наиболее существенное из них - рост международной конкуренции, ведущий к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы. В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами. К примеру, экономические и политические надстройки Европейского экономического сообщества вызывают к жизни особые законы, которые создают одни возможности, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. Часто слышатся мрачные предсказания о будущем уровне жизни и перспективах деловой активности в Европе. Многие наблюдатели высказывают мнение, что деловой мир проходит через этап, который можно охарактеризовать падением прибыли, нехваткой энергии, безудержной инфляцией, безработицей, общественными беспорядками и повышенной политической нестабильностью. Однако предсказатели судного дня упускают одну важнейшую характеристику человека: способность к инновациям и преодолению трудностей. Пессимистические точки зрения зачастую очень наивны, а могут и сами приближать негативные ситуации, которые они предсказывают. Растущие изменчивость и враждебность жесткой внешней среды означают, что все организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим руководителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми в обращении с непредсказуемым будущим. Как говорится: «Неизменно только постоянство изменений». Менеджеры должны развивать

в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление в наступающие годы.

Сегодня, в начале XXI в. весь цивилизованный мир продолжает идти по пути быстрых перемен и преобразований, которые характеризуются технологическим и социальным прогрессом, усилением конкуренции внутри стран и между ними, а также стремлением

к свободе и демократии. В свою очередь бизнес изыскивает новые методы, программы, концепции и лидеров, способных справиться с реальным темпом перемен. Организационные структуры, методы управления людскими ресурсами, системы мотивации и стили управления, которые срабатывали в ХХ в., не всегда будут соответствовать нынешним условиям и тенденциям, которые сложатся в

При рассмотрении эффективного менеджмента на предприятиях различного профиля в качестве основных целей ставятся рационализация хозяйственной деятельности, адаптированной к ресурс­ ным ограничениям, стремление к получению высоких конечных результатов при минимизации затрат. Их достижение требует последовательного решения ряда актуальных задач: формирования механизмов целесообразного использования ресурсного потенциала; создания замкнутых планово-управленческих циклов в соответствии с принципами системного моделирования; сочетания административных методов управления с экономическими, позволяющими конструктивно использовать преимущества, даваемые самостоятельностью и свободой в выборе решений. Задачи, связанные с эффективным управлением, последовательно и комплекс­ но рассмотрены в настоящем учебном пособии.

Основы менеджмента и эволюционные

преобразования в его развитии

Природа управления и исторические тенденции его развития

1.1. Этапы и школы в истории менеджмента

Анализ учебной и научной литературы показал, что не существует единого подхода к выделению периодов развития менеджмента, его классификации, определению типов школ. Поэтому в зависимости от превалирования ценности какого-либо процесса, вида деятельности, объекта организации для управляющей системы предлагается следующее видение истории возникновения и становления менеджмента (рис. 1.1).

1.1.1. Исторические предпосылки создания и развития менеджмента

Первый этап, который можно охарактеризовать как исторические предпосылки становления менеджмента, охватывает длительный исторический период, начиная с древнейших обществ до времен Великой индустриальной революции XVII–XVIII вв.

Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, отличной от непосредственного производства, связаны с кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе: как простое соединение усилий многочисленных работников. Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах - Шумере, Египте, Аккаде. Тогда происходила трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, а по сути говоря, менеджеров. Этому способствовало изменение религиозных

Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса современного менеджмента, структурированного в соответствии с основными функциями менеджмента (организация, планирование, координация, мотивация и контроль). Такое изложение систематизирует материал и позволяет читателю сконцентрировать внимание на главных вопросах управления. В дополнение к традиционным темам авторы рассматривают такие важнейшие аспекты современного менеджмента, как основные направления развития менеджеров предприятий, институт качества управления, командный менеджмент предприятия, системный подход к оценке операционной эффективности управления предприятием и др.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей, специалистов организаций, испытывающих потребность в освоении основ современного управления в условиях рыночной экономики.

Ранний менеджмент.
Начало второго этапа становления менеджмента (раннего) связано с таким историко-экономическим событием, происшедшим в Шотландии и Англии, как промышленный переворот, который заключался в резком ускорении развития производительных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству.

Великая индустриальная революция XVII-XVIII вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Возникла новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Единственного руководителя-собственника заменили несколько наемных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только из привилегированных классов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО РАЗВИТИИ 10
ГЛАВА 1. ПРИ РОДА УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ 10

1.1. Этапы и школы в истории менеджмента 10
1.1.1. Исторические предпосылки создания и развития менеджмента 10
1.1.2. Модели рациональных целей 12
1.1.3. Модели внутренних процессов 17
1.1.4. Модели человеческих отношений 23
1.1.5. Модели открытых систем 28
1.2. Ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент 33
1.3. Менеджмент на пороге XXI в. - различные аспекты образования 37
1.4. Перспективы менеджмента: основные направления развития управленческих кадров предприятий 43
1.5. Институт качества управления - среда взаимодействия российских менеджеров 50
Контрольные вопросы 56
Литература 57
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 59
2.1. Менеджменте Японии 59
2.1.1. Система контроля 60
2.1.2. Управление трудовыми ресурсами 61
2.1.3. Система управления качеством 62
2.1.4. Профсоюзы в Японии 63
2.2. Характеристика американской модели менеджмента 64
2.3. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента в России 67
2.3.1. Методологические принципы формирования российского менеджмента 67
2.3.2. Инфраструктура и особенности развития российского менеджмента 69
Контрольные вопросы 74
Литература 74
ГЛАВА З. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 76
3.1. Методология менеджмента 76
3.2. Общая теория управления 77
3.3. Инфраструктура менеджмента 78
3.4. Объекты управленческой деятельности 81
3.4.1. Метафункции 81
3.4.2. Закономерности управления различными системами 88
3.5. Принципы управления 89
3.6. Методы управления 90
Контрольные вопросы 99
Литература 100
РАЗДЕЛ 2 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 101
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 101

4.1. Образование организации 101
4.1.1. Признаки организации и организационные процессы 101
4.1.2. Законы организации 105
4.2. Организационно-правовые и экономические основы управления организацией 117
4.2.1. Образование юридического лица и его признаки 117
4.2.2. Организационно-правовая форма хозяйствования 118
4.2.3. Экономические основы управления и хозяйствования фирмы 122
4.3. Управление социально-экономическими системами (организациями) 124
4.3.1. Система управления и понятие управленческой структуры 124
4.3.2. Принципы построения управленческих структур 126
4.3.3. Типология организаций по взаимодействию с внешней средой 131
4.3.4. Виды бюрократических структур управления организациями 135
4.3.5. Виды органических структур управления организациями 139
4.3.6. Типология организаций по взаимодействию с человеком 144
4.3.7. Тенденции эволюции организационных структур 148
4.3.8. Коммуникационные каналы и сети в структуре управления 150
Контрольные вопросы 154
Литература 155
ГЛАВА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ 157
5.1. Методы прогнозирования 157
5.2. Сущность, принципы и способы планирования и разработки планов 159
5.3. Стратегическое планирование 161
5.3.1. Миссия организации 161
5.3.2. Цели организации, оценка условий функционирования организации и определение ее производственно-коммерческого потенциала 165
5.3.3. Управление по целям 173
5.3.4. Бизнес-план как основа стратегического планирования 175
5.3.5. Способы привлечения капиталовложений в инвестиционные проекты 179
5.4. Текущее планирование 182
5.4.1. Формы текущего планирования 182
5.4.2. Оперативное планирование 183
Контрольные вопросы 185
Литература 185
ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ 187
6.1. Сущность, основные понятия, цели управленческого учета 187
6.2. Методология постановки управленческого учета 195
6.2.1. Анализ существующей системы (As Is) 196
6.2.2. Постановка требований к системе управленческого учета 199
6.2.3. Построение системы управленческого учета (То Be) 200
6.3. Управленческий учет издержек 204
6.3.1. Классификация издержек 204
6.3.2. Таксономия учета издержек 206
6.4. Бюджетирование 215
6.5. Поведение затрат при изменении уровня деловой активности и их распределение при расчете себестоимости продукции 218
6.6. Ценовая политика 220
Контрольные вопросы 225
Литература 225
ГЛАВА 7. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ 227
7.1. Сущность и задачи контроля 227
7.2. Виды управленческого контроля 230
7.3. Внешний и внутренний контроль 231
7.4. Управление по отклонениям 232
Контрольные вопросы 233
Литература 233
ГЛАВА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ 234
8.1. Виды полномочий 234
8.2. Делегирование управленческих полномочий 237
Контрольные вопросы 242
Литература 242
ГЛАВА 9. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА 243
9.1. Понятие управленческого решения 243
9.2. Классификация решений 246
9.3. Принципы обоснования решений 254
9.4. Технология и организация процесса принятия решений 255
9.5. Реализация решений 260
9.5.1. Организация и контроль исполнения решений 260
9.5.2. Оценка эффективности управленческих решений 262
9.6. Принятие решений в условиях неопределенности и риска 263
9.6.1. Понятие и классификация рисков 263
9.6.2. Обоснование рисков в процессе управления 270
9.6.3. Измерение величины риска (степени риска) 273
9.6.4. Методы оценки предпринимательского риска 274
9.6.5. Методы управления рисками 276
Контрольные вопросы 280
Литература 280
ГЛАВА 10. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТИМУЛЫ В УПРАВЛЕНИИ 281
10.1. Генезис теории мотивации 281
10.2. Модель мотивации и мотивационные побуждения 284
10.3. Содержательные теории мотивации 287
10.3.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу 287
10.3.2. Теория мотивации Д. Мак-Клелланда 289
10.3.3. Двухфакторная мотивация Ф. Герцберга 289
10.3.4. ERG-теория Альдерфера 291
10.3.5. Сравнение моделей А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Альдерфера 293
10.4. Процессуальные теории мотивации 294
10.4.1. Теория ожиданий В. Врума 294
10.4.2. Теория справедливости 294
10.4.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера 295
10.4.4. Современные российские мотивационные разработки 295
10.5. Экономические и неэкономические способы мотивации человека 297
10.5.1. Экономические способы мотивации 297
10.5.2. Неэкономические способы мотивации 299
10.6. Мотивационная система персонала 300
Контрольные вопросы 302
Литература 302
РАЗДЕЛ III РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ И СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 305
ГЛАВА 11. ЧЕЛОВЕК, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 305

11.1. Человек в организации 305
11.2. Характеристика личности и социальные основы ее поведения 307
11.3. Трудовой потенциал как социально-экономическая система 316
11.3.1. Основные компоненты трудового потенциала 316
11.3.2. Риск управления трудовым потенциалом 320
11.3.3. Системная модель управления трудовым потенциалом 322
Контрольные вопросы 323
Литература 324
ГЛАВА 12. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЕЕ ДИНАМИКА 325
12.1. Характеристика коллектива 325
12.2. Формирование коллектива и отношений внутри его 327
12.3. Программа создания коллектива 331
12.4. Ограничения эффективной работы коллектива 333
12.5. Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами 337
12.6. Социофакторы и этика менеджмента 343
Контрольные вопросы 353
Литература 353
ГЛАВА 13. КОНФЛИКТЫ И СТРАТЕГИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 354
13.1. Определение конфликта 354
13.2. Позитивные функции конфликта 355
13.3. Классификации конфликтов 356
13.4. Причины конфликтов и их компоненты 358
13.5. Стадии конфликта 360
13.6. Процесс управления конфликтом 361
13.7. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 363
13.8. Типичные ошибки при разрешении конфликтов 365
Контрольные вопросы 368
Литература 369
ГЛАВА 14. ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА, ВЛАСТИ, ЛИДЕРСТВА И СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ 370
14.1. Руководитель и его функции 370
14.2. Власть и способы ее реализации 373
14.3. Основы и концепции лидерства 376
14.3.1. Теория личностных качеств 376
14.3.2. Поведенческий подход к лидерству 378
14.3.3. Ситуационный подход 379
14.4. Влияние лидера на психологический климат предприятия 382
14.5. Стиль управления 385
14.6. Деловое общение 391
Контрольные вопросы 394
Литература 394
ГЛАВА 15. КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ 396
15.1. Командообразование как условие формирования самообучающихся компаний 396
15.2. Руководители 5-го уровня 402
15.3. Мотивация сотрудников в консолидированной команде 407
Контрольные вопросы 409
Литература 410
ГЛАВА 16. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ 411
16.1. Формирование и развитие системного подхода к оценке качества и эффективности менеджмента предприятий 411
16.2. Системный подход к оценке операционной эффективности управления предприятием 423
Контрольные вопросы 432
Литература 433.

АННОТАЦИЯ

Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса организационного
поведения. Пособие содержит анализ вопросов, связанных с поведением человека в процессе труда, а также с различными ситуациями в организациях.
Пособие предназначено для широкого круга читателей: от студентов, изучающих
дисциплину «Организационное поведение», до практических менеджеров, руководителей и предпринимателей.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Организационное поведение: Учеб. пособие. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142 с. :16 ил., 9 табл., библиогр. 9 назв.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Глава 1. ДИНАМИКА ИНДИВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Что такое организационное поведение?
1.2 Основополагающие концепции организационного поведения
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Подход, ориентированный на человеческие ресурсы
2.2 Ситуационный подход
2.3 Подход, ориентированный на результаты
2.4 Системный подход
Глава 3. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1 Система организационного поведения
3.2 Модели организационного поведения
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ
4.1 Основы коммуникаций
4.2 Нисходящие коммуникации
4.3 Восходящие коммуникации
4.4 Другие формы коммуникаций
4.5 Электронные коммуникации
4.6 Неформальное общение
Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
5.1 Понятие социальной системы
5.2 Социальная культура
5.3 Роль индивида в организации
5.4 Статус
5.5 Организационная культура
Часть 2. МОТИВАЦИЯ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Глава 6. ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ
6.1 Модель мотивации
6.2 Мотивационные побуждения
6.3 Типы потребностей
Глава 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
7.1 Организационное поведение и аттестация по результатам
деятельности 51
7.2 Материально – денежное стимулирование
7.3 Целостная система вознаграждения
Часть 3. РУКОВОДСТВО И НАДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ
Глава 8. РУКОВОДСТВО
8.1 Природа руководства
8.2 Поведенческие подходы к стилям руководства
8.3 Ситуационные подходы к руководству
Глава 9. НАДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ И УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ
9.1 Основы наделения властью и участия в управлении
9.2 Механизм участия в управлении
9.3 Программы участия в управлении
Часть 4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Глава 10. УСТАНОВКИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
10.1 Природа установок работника
10.2 Влияние удовлетворения трудом на работу сотрудников
10.3 Изучение уровня удовлетворения от труда
Глава 11. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДАМИ
11.1 Области легитимного влияния организации
11.2 Право на частную жизнь
11.3 Дискриминация
11.4 Дисциплинарные воздействия
Глава 12. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
12.1 Конфликты в организациях
12.2 Ассертивное поведение
12.3 Трансакционный анализ
12.4 Проблемы власти и политики организации
Часть 5. ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Глава 13. НЕФОРМАЛЬНЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
13.1 Групповая динамика
13.2 Природа неформальных и формальных организаций
13.3 Управление групповой динамикой
13.4 Потенциальные недостатки работы в группах
Глава 14. КОМАНДЫ И ИХ СОЗДАНИЕ
14.1 Работа в команде
14.2 Командное строительство
14.3 Самоуправляемые команды
Часть 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Глава 15. СТРЕСС И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
15.1 Что такое стресс?
15.2 Крайние формы реакции на стресс
15.3 Причины стресса
15.4 Стресс и показатели выполнения рабочих заданий
15.5 Методы управления стрессом
15.6 Психологические консультации работников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 909.8 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.



Поделиться