Десантный корабль прибой. «Катран» уйдет в «Лавину» – какие вертолетоносцы построит Россия

Несмотря на последние заявления, очень сложно говорить о перспективах появления в составе ВМФ РФ новых десантных кораблей – считает сотрудник Центра анализа и технологий, капитан второго ранга в отставке Максим Шеповаленко.

Здесь имеются в виду универсальные десантные корабли «Прибой»

Дело в том, что появилась информация, что Минобороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация приняли решение начать строительство новых российских вертолетоносцев на заводе «Северная верфь» в городе Санкт-Петербурге, причем работы над первым кораблем должны начаться в 2020 году, а в 2022 году данный проект пойдет уже в серийное производство.

Нет точной информации, что это будет за проект, но основой вооружения кораблей должны стать ударные вертолеты Ка-52К, а в качестве двигателя на нам будет использоваться новейшая дизель-газотурбинная установка.

Все это коррелирует с заявлением главы ОСК Алексея Рахманова , что на заводе «Северная верфь» полным ходом идет подготовка к масштабному государственному заказу и строится эллинг высотой в 75 метров. Новые мощности должны позволить этому питерскому заводу производить корабли размерами в 250 на 70 метров. При этом, в ОСК уже есть настрой на то, что после строительства вертолетоносцев на этом заводе будет реализовываться проект 23560 атомных эсминцев «Лидер».

Все это позволяет сделать вывод, что речь здесь идет об универсальных десантных кораблях(УДК) «Прибой», которые были разработаны Невским проектно-конструкторским бюро на замену французских вертолетоносцев «Мистраль».

Этот военно-морской проект станет самым крупным для России

Макет УДК «Прибой» был представлен широкой публике на выставке «Армия-2015», причем тогда на официальном уровне говорилось, что Россия собирается получить не менее 4 кораблей подобного класса, а их строительство должно начаться не ранее 2018 года, что полностью совпадает с данной информацией о начале реализации проекта новых российских вертолетоносцев.

Эти корабли будут иметь водоизмещение в 24 тысяч тонн, мощную зенитную артиллерию в виде морских вариантов систем «Панцирь-М» и «Палаш», а также авиационную группу, которая будет включать в себя 16 боевых вертолетов.

Естественно, представленный макет и реальное исполнение данных судов на практике будут кардинально различаться, но, в целом, ясно, что будут представлять собой новые российские вертолетоносцы. В любом случае, это будет самый крупный отечественный военно-морской проект, начиная со времен развала Советского Союза.

Сотрудник Центра анализа и технологий, капитан второго ранга Максим Шеповаленко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что очень сложно сейчас рассуждать о тактико-технических характеристиках данного проекта.

Новые десантные корабли необходимы России

«Сложно говорить о том, насколько такие суда станут для нас заменой «Мистралей». Тем более, «Мистрали» – это не столько десантные корабли, сколько корабли управления десантным подразделением. Десантные возможности, плавучий госпиталь и прочее в этом духе в данном проекте идут уже дополнением», - констатирует Шеповаленко.

По словам Максима Юрьевича, сложно сравнивать новые российские вертолетоносцы и французские корабли типа «Мистраль», но необходимо сделать вывод, что десантные суда в российском ВМФ на сегодня чрезвычайно сильно изношены.

«На это обстоятельство очень сильно повлиял «сирийский экспресс», т.е. поставка военных грузов из России в Сирию, из-за чего многие суда должны будут быть поставлены на капитальный ремонт», - резюмирует Шеповаленко.

По этой причине, как считает эксперт, новые десантные корабли России нужны, но сложно сказать, насколько приоритетным является данный проект в рамках государственной программы вооружений. К тому же, здесь идет речь о вертолетоносцах, которые на практике являются более глубоким и сложным проектом, чем обычные десантные корабли.

Данный проект является для нашей страны технологическим вызовом

«У нас сегодня существуют определенные бюджетные ограничения, и в контексте перспектив данного проекта необходимо оценивать его приоритетность, как для ВМФ РФ, так и вообще для российских вооруженных сил», - заключает Шеповаленко.

Очевидно, что десантные корабли в ВМФ РФ нужно менять, но, во-первых, они сами по себе очень дорого стоят, а, во-вторых, мы здесь имеем дело с расширенным проектом, который на практике обойдется в гораздо большую сумму.

«Мы сегодня не можем окончательно разобраться c фрегатами проекта 22350 в лице «Адмирала Горшкова», а здесь идет речь о совершенно новом для нас классе кораблей, что будет сделать еще сложней», - констатирует Шеповаленко.

Если брать советскую практику, то в плане десантных кораблей самое большое, что мы делали, так это проект 1174 «Носорог» с полным водоизмещением в 14 тысяч тонн. За пятнадцать лет в СССР было построено три таких корабля – «Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», а здесь речь идет о гораздо более крупных судах, которые согласно плану нужно будет построить и поставить на вооружение в рекордно сжатые для нашей страны сроки.

«На сегодня приоритет таких сложных кораблей не очевиден, хотя понятно, что новые десантные суда, причем в самое ближайшее время, нашему флоту точно понадобятся для замены проектов 775 и 1171», - резюмирует Шеповаленко.

Впрочем, до 2020 года нужно еще дожить и, учитывая то обстоятельство, что военная стратегия Россия сегодня в силу всех известных обстоятельств динамично развивается, за это время в эти планы могут быть внесены изменения.

Крыловский государственный научный центр разработал проект универсального десантного корабля «Лавина» на замену вертолетоносцам типа «Мистраль». Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса. «В ЦНИИ имени Крылова разработан альтернативный “Мистралям” проект вертолетоносца “Лавина” водоизмещением 24 тысячи тонн, еще большим, чем французский корабль », — сказал собеседник агентства. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном (??? вот названьице-то... почти что "недоперепил":)) ...

Его дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость — 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники. По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».


Ранее отмечалось, что Невское проектно-конструкторское бюро также разработало проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн, который может стать альтернативой французским «Мистралям». Корабль несет восемь вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники. В декабре 2014 года источники «Ленты.ру» в оборонной промышленности заявляли, что новый десантный корабль для ВМФ должен приблизительно соответствовать основным параметрам голландских универсальных десантных кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», выбранных в качестве образца. Те имеют водоизмещение 14-16 тысяч тонн, перевозят до 500-600 морских пехотинцев и несут на борту шесть вертолетов и набор плавучих десантно-высадочных средств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ «ЛАВИНА». В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015″ 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина». Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.


Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ». Одновременно на форуме «Армия-2015″ была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот». Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут. Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.

Военно-морской флот России к 2025 году планирует получить два перспективных десантных корабля в рамках новой госпрограммы вооружений 30 Июнь 2017, 14:58

Проектирование и строительство двух вертолетоносцев, основу авиагруппы которых составят морские вертолеты Ка-52К "Катран", уже включено в проект новой госпрограммы вооружения до 2025 года. Планируется, что первый появится примерно к 2022 году и будет стоить около 40 млрд рублей (с учетом всех этапов разработки, постройки и проведения испытаний).

Новые десантные корабли будут иметь дизель-газотурбинную установку, в которой дизель - главный двигатель, а турбина необходима для форсирования мощности. Кроме "Катранов" на кораблях будут базироваться Ка-27, Ка-29 и Ка-31 (вертолет радиолокационного дозора, другое обозначение - Ка-35. - Прим. ТАСС).

Как рассказал на VIII Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) в Санкт-Петербурге генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов, десантный корабль нового поколения, создаваемый для Военно-морского флота РФ, находится на стадии предпроектной проработки и уже создано несколько вариантов таких кораблей.

"Десантники" есть разные. Может быть вертолетоносец, может быть универсальный десантный корабль, десантный вертолетоносный корабль-док. Полагаю, что, скорее всего, это будет универсальный десантный корабль - что-то похожее на "Мистраль", но немного другого вида Сергей Власов

гендиректор Невского ПКБ

Облик перспективного "десантника" выберет заказчик. Внешний вид будет совершенно новым по сравнению с традициями классического военного кораблестроения. Также, согласно годовому отчету Невского ПКБ, проработан вариант перспективного десантного корабля, предназначенного для Арктики.

По словам начальника отделения перспективного строительства кораблей Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) Владимира Пепеляева, "если в ближайшее время будет принято решение о строительстве, то до конца года центр совместно с Невским ПКБ смогут завершить работу над аванпроектом, и бюро может начать проектирование корабля".

Потенциал судостроения

По словам советника начальника Генерального штаба ВС РФ адмирала Игоря Касатонова, вертолетоносцы будут универсальными кораблями, для которых имеются задачи.

Они нужны флоту. Сейчас вот развивается инфраструктура на острове Котельном, на Тихоокеанском флоте ближе к северу. Поэтому задач для вертолетоносцев будет больше чем достаточно Игорь Касатонов

советник начальника Генштаба ВС РФ, адмирал

Касатонов рассказывает, что решение по водоизмещению этих кораблей еще не принято, будет несколько вариантов проектов. Из них, по словам адмирала, выберут оптимальный вариант для дальнейшей проработки.

Предприятия ОСК приступили к проработке этого проекта: есть задел с точки зрения проектов, есть понимание всех базовых технологий. У ОСК имеются площадки, на которых готовы построить такой корабль: "Северная верфь" после модернизации, а также Балтийский завод и "Севмаш", который имеет богатый опыт строительства больших надводных кораблей Игорь Пономарев

вице-президент ОСК

Военный эксперт Александр Мозговой считает, что в отличие от авианосцев вертолетоносцы построить нашей современной судостроительной промышленности под силу.

Это можно сделать и на Балтийском заводе, который еще дополнительный опыт получил, строя кормовые части "Мистраля". Поэтому это посильная задача для отечественного судостроения. Другое дело, сколько на это уйдет времени и денег Александр Мозговой

военный эксперт


Модель универсального десантного корабля "Прибой"

При этом эксперт говорит о другой проблеме - приоритеты. "Мы сейчас стоим, как говорится, на краю - практически все корабли советской постройки в ближайшие годы надо будет списывать как устаревшие. Они не просто морально, а физически устарели. Их опасно будет выпускать в море ", - делает вывод он.

И конечно, хотелось бы, чтобы в первую очередь строились боевые корабли класса фрегат из надводных, увеличивалось строительство подводных лодок - их явно недостаточно Александр Мозговой

военный эксперт

Универсальный "Прибой"

Впервые модель универсального десантного корабля (УДК) "Прибой" водоизмещением 14 тыс. тонн была продемонстрирована еще в 2015 году на международном форуме "Армия". Концептуальный проект этого корабля разработал Крыловский научный центр. Его специалисты заверяют, что их концепция превосходит французские корабли типа "Мистраль".

В ходе работы над проектом мы применили нетрадиционные технические решения для наиболее оптимального выполнения задач по высадке десанта с этого корабля. Они относятся и к форме корпуса, и к радиоэлектронному оборудованию. В нашем проекте предусмотрены, например, иные, чем у "Мистраля", движители, с другими возможностями Владимир Никитин

генеральный директор КГНЦ, доктор технических наук

Про "Мистраль"

Россия и Франция в 2011 году заключили соглашение о строительстве двух вертолетоносцев типа "Мистраль" для ВМФ России. Первый корабль должен был быть передан Москве в 2014 году, но в 2015 году на фоне ухудшения отношений с Западом и введения антироссийских санкций Париж отказался передавать корабли. Позднее вертолетоносцы были куплены Египтом, а Париж вернул российской стороне порядка €1 млрд.

В Крыловском научном центре отмечают, что "Прибой" создан с учетом особенностей российских условий эксплуатации подобных кораблей на флоте. Концепция не претерпела изменений с момента первого представления в 2015 году, но по желанию заказчика в конструкцию корабля могут быть внесены определенные дополнения. По словам гендиректора КГНЦ, это касается применения носовой аппарели или размещения ракетных комплексов.

Перспективный "Прибой" предназначен для приема, перевозки морем и высадки во взаимодействии с другими силами флота войск и техники на необорудованное побережье в ходе морской десантной операции.

Кроме того, он сможет обеспечивать морские войсковые перевозки, участвовать в постановке оборонительных минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буев для позиционных систем подводного наблюдения. Корабль предполагается оснастить газотурбинной главной энергетической установкой.

Он будет вооружен зенитными комплексами "Клинок" и "Панцирь-МЕ", а также артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм. В его составе два катера типа "Серна" или четыре типа "Дюгонь".


Морской зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Панцирь-МЕ"

Как на МВМС-2017, морская версия "Панциря" сможет поражать цели на расстоянии до 20 км. Он сможет сбивать различные объекты, включая беспилотники и самолеты, а также ракеты данного комплекса могут применяться против кораблей. Как отмечают разработчики, главная особенность комплексов в том, что возможен обстрел цели сначала ракетным вооружением, затем в мертвой зоне зенитной управляемой ракеты, если по каким-то причинам цель не поражена или недостаточно поражена, возможно поражение противокорабельной ракетой.

Кроме того, на "Прибои" установят универсальную артиллерийскую установку калибра 76 мм, РЛС общего обнаружения, навигационный комплекс, подсистему РЭБ, интегрированный комплекс связи и станцию обнаружения подводных диверсионных сил и средств.

На корабле могут быть размещены 12 вертолетов различного назначения. Совершенным оружием для кораблей станут вертолеты Ка-52К "Катран". Они "адаптированы" к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на них установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской среде.

Про "Прибой"

Водоизмещение - 23 000 т, длина - 200 м, ширина - 34 м. Скорость полного хода - 20 узлов, экономического - 14 узлов, дальность плавания - 6000 миль, автономность - 30 суток. Экипаж корабля - 400 человек, при этом он сможет вместить еще от 500 до 900 морских пехотинцев, 50 боевых машин пехоты и 10 танков. Срок службы корабля рассчитан на 50 лет

Плоская палуба, надстройка - островного типа и вертолеты Ка-52 «Катран». Таким станет новейший российский большой десантный вертолетоносец «Лавина». Два корабля этой серии Военно-морской флот планирует получить в рамках новой госпрограммы вооружений до 2025 года. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, они заменят на нашем флоте так и не поставленные Францией Mistral.Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов и начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников анонсировали, что в Крыловском центре сформирован облик большого десантного корабля нового проекта, который носит кодовое наименование «Лавина». В отличие от БДК проекта 11711 типа «Петр Моргунов», которые сегодня получает Военно-морской флот.Корабль, больше похожий на французский Mistral, - голая «авианосная палуба» под базирование ударных вертолетов Ка-52К и противолодочных Ка-32 плюс мощная система ПВО на основе морского варианта комплексов «Панцирь-С». Корабль сможет доставить к берегу 60 единиц легкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков. Если нет возможности подойти к береговой зоне, это будет сделано с помощью четырех десантных катеров проекта 11770М или двух проекта 12061М.«Лавина» существует только в макете. По своим характеристикам это корабль водоизмещением 14 тыс. т. Имеет длину 165 м. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме - до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. Впервые его показали на форуме-выставке «Армия-2015» в рамках экспозиции Военно-морского флота. На фоне нового авианосца «Шторм», атомного эсминца «Лидер» корабль остался практически незамеченным. Хотя именно он из всей тройки новичков рассматривался командованием флота как главный претендент на включение в программу вооружений. И именно потому, что Париж не отдал оплаченные и построенные на российские деньги большие десантные корабли типа Mistral. Но нет худа без добра.
«У нас есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения, - сообщил телеканалу "Звезда" советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин. - Мы приобрели полезный опыт при строительстве кормовых частей для Mistral - основных кораблей с точки зрения базирования и развертывания вертолетной группировки. Так что мы готовы предложить заказчику более универсальный корабль».Вертолеты Ка-52 уже сами по себе - совершенное оружие. А «Катран» не просто «адаптирован» к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на вертолете установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Это первый вертолет в мире, способный применять противокорабельные ударные ракетные комплексы - крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого их размещали только на палубных истребителях МиГ-29К/КУБ. То есть камовская машина, признанная летающим танком на суше, становится настоящим истребителем кораблей на море. А при условии, что на «Катран» в перспективе могут поставить ракету «воздух - воздух» Р-77 (РВВ-АЕ), вертолет сможет освоить все типы операций как на море, так и в прибрежной зоне.
Для понимания: уникальность ракеты Х-31 заключается в том, что это фактически уменьшенная версия противокорабельной сверхзвуковой ракеты 3М-80 «Москит», стоящей на вооружении эсминца 956 проекта типа «Современный». Ракета имеет сверхзвуковую скорость, летит практически над поверхностью моря на высоте 3-5 м, из-за чего ее невозможно обнаружить средствами радиолокации, и доставляет к цели 100-килограммовую фугасную боевую часть. А может, и ядерную.Х-35 также базируется на кораблях или береговых мобильных комплексах «Бастион». Ее особенность - в пассивной головке самонаведения. Во время полета ракета не «сканирует» пространство в поиске цели, а принимает сигнал от цели, фактически проводя весь полет в режиме «радиомолчания», из-за чего ракету (как и ее напарницу Х-31) невозможно обнаружить средствами радиолокации. В свое время Х-35 даже хотели купить американцы. В США планировали ставить головки наведения от Х-35 на собственные ракеты AGM-84 Harpoon. Еще одна особенность Х-35 с индексом «У» в том, что она способна поражать не только корабли, но и наземные цели.
В отличие от Mistral «Лавина» - еще и хорошо защищенный корабль. Проект предусматривает создание на нем мощной системы противовоздушной обороны за счет размещения новейших комплексов «Панцирь-М» и артиллерийской установки АК-176МА. Последняя - новейшее изделие Петербургского машиностроительного завода «Арсенал». Орудие управляется цифровой системой наведения.
В артиллерийском погребе под артустановкой размещен арсенал из 152 76-мм снарядов. Автоматика и средства подачи боеприпасов позволяют стрелять с темпом до 125 выстрелов в минуту. Благодаря системе охлаждения ствола возможна стрельба длинной очередью, вплоть до 75 выстрелов. При стрельбе по надводным или береговым целям дальность эффективной стрельбы составляет 16 км.«Панцирь-М» известен нам больше по своей сухопутной версии. Хотя на Параде Победы 9 Мая на Красной площади мы впервые фактически увидели его «оморяченную» версию. Его показали на арктических двухзвенных гусеничных вездеходах ДТ-30 «Витязь». По сравнению с сухопутным аналогом морской ЗРАК имеет увеличенную вдвое дальность обнаружения и поражения целей. Локатор видит все, что происходит воздухе и на воде на расстоянии до 75 км, а зенитный комплекс поражает цели на расстоянии до 40 км.
Как объясняют специалисты, традиционный морской локатор состоит из огромного вращающегося на крыше ходовой рубки антенного полотна-паруса. Новая РЛС «Панциря» на «Лавине» станет продолжением рубочной надстройки, с трех сторон которой будут размещены плоские антенны. Каждая из них состоит из множества объединенных в одно целое приемо-передающих модулей, по которым в доли секунды перемещается сканирующий пространство электронный луч. Он обнаруживает в секторе 180 градусов по курсу корабля воздушные и надводные цели, селектрует их, наводит оружие и еще может работать в роли средства радиоэлектронного подавления.
В апреле 2014 года Минобороны подписало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К. Всего же до 2020 года по госпрограмме вооружений армия должна получить более 120 таких вертолетов. Собственно, по этим параметрам, а также зная количество заказанных Минобороны «Катранов», легко можно представить, какую группировку кораблей типа «Лавина» планирует в ближайшее время развернуть Военно-морской флот. Серия более чем серьезная, что говорит о новых геополитических взглядах руководства Минобороны на обеспечение безопасности нашего государства.

Несколько лет назад развитие отечественного флота десантных кораблей было одной из главных тем для обсуждения. Впоследствии произошли известные события, в результате которых кардинальное обновление флота было отложено на неопределенный срок. В дальнейшем судостроительная промышленность предложила новые способы модернизации военно-морского флота. В случае их реализации ВМФ России получит некоторое количество новых десантных кораблей, пока известных под общим названием «Прибой».

Напомним, макет перспективного десантного корабля типа «Прибой» впервые был показан на военно-техническом форуме «Армия-2015» два года назад. Тогда же были объявлены расчетные характеристики корабля. В дальнейшем проект десантного корабля неоднократно становился темой официальных заявлений и публикаций в прессе. Недавний Международный военно-морской салон, прошедший в Санкт-Петербурге, стал новым поводом для появления сообщений о ходе и будущем проектов создания десантных кораблей.

28 июня о ходе работ в направлении создания новых десантных кораблей рассказал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев. По его словам, руководство судостроительной промышленности уже имеет некоторые соображения насчет дальнейших работ. Имеется понимание всех основных технологий, а также стартовала проработка. Кроме того, был определен круг возможных строителей перспективных кораблей. Корабли типа «Прибой» могут строиться на предприятии «Северная верфь», на «Балтийском заводе» или на «Севмаше». Все эти заводы имеют большой опыт строительства надводных кораблей.

Вскоре стали известны новые подробности текущих работ. 29 июня информагентство ТАСС опубликовало интервью с генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро Сергеем Власовым. Темой беседы, прошедшей на салоне МВМС-2017, стал перспективный проект десантного корабля, рассматриваемый в качестве возможного дополнения или даже замены для существующих кораблей. Руководитель проектной организации раскрыл некоторые подробности ее работы в области перспективных десантных кораблей.

По словам С. Власова, перспективный десантный корабль пока находится на стадии предпроектной проработки. При этом точный облик нового корабля еще не был определен. Рассматривается множество вариантов корабля, а окончательный облик будет выбран заказчиком. Также руководитель Невского ПКБ отметил, что возможно использование разных вариантов десантного корабля. Можно создать корабль-вертолетоносец, универсальный десантный корабль или десантный вертолетоносный корабль-док. С. Власов предполагает, что наиболее вероятным вариантом выглядит универсальный десантный корабль, напоминающий французские «Мистрали», но имеющий некоторые отличия от них.

Интервьюер издания ТАСС напомнил о новых разработках Невского ПКБ, упоминавшихся в отчетной документации. Так, в годовом отчете конструкторского бюро упоминались работы по созданию новой модификации перспективного вертолетоносного корабля-дока, приспособленного для работы в условиях Арктики и способного высаживать десант прямо на лед. Водоизмещение такого корабля, как и базового образца, должно достигать 15 тыс. т. С. Власов отметил, что конструкторское бюро действительно разрабатывает подобные корабли.

Десантные корабли арктического класса создаются в инициативном порядке с учетом перспектив развития флота. Невское ПКБ не может стоять на месте, и потому занимается новыми проектами, которые предлагаются военно-морскому флоту. По словам гендиректора конструкторского бюро, в проекте десантного корабля для Арктики нет ничего сложного с точки зрения техники. Во избежание печальных последствий корабль должен отличаться усиленной конструкцией ледового класса.

В том же отчете упоминались существующие проекты десантных кораблей, построенных на основе универсального проектного модуля с водоизмещением от 10 до 35 тыс. т. Прежде всего, на базе такого изделия предлагается разрабатывать универсальный десантный корабль водоизмещением 30 тыс. т или десантный вертолетоносный корабль-док вдвое меньшего водоизмещения. Как пояснил С. Власов, подобные результаты могут быть получены путем использования имеющихся объемов разными способами. Именно это и приводит к разному водоизмещению.

С. Власов также отметил, что некоторые разработки Невского ПКБ включены в новую госпрограмму вооружений. В то же время, он не уточнил, какие именно проекты получат развитие в обозримом будущем.

30 июня появились новые сведения о возможных путях развития отечественных десантных кораблей. На этот раз важную тему затронул начальник отделения перспективного строительства кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев. В данном случае речь шла об уже известном проекте «Прибой», который может получить развитие и даже дойти до строительства кораблей. Научно-исследовательская организация уже оценила некоторые особенности нового проекта, а также определила примерные сроки выполнения и стоимость требуемых работ.

По словам В. Пепеляева, перспективный десантный корабль обойдется заказчику примерно в 40 миллиардов рублей. В такую «смету» включены все требуемые проектные работы, строительство головного корабля и его последующие испытания.

Также специалист объявил примерные сроки выполнения работ в случае получения заказа. На эскизное проектирование, по оценкам В. Пепеляева, уйдет около года. Примерно полгода займет последующая подготовка технического проекта. На создание рабоче-конструкторской документации тоже понадобится некоторое время, после чего стартует достаточно длительное строительство. В общей сложности от старта проектирования до передачи корабля заказчику пройдет никак не меньше пяти лет.

Тем не менее, Крыловский государственный научный центр или смежные конструкторские организации пока не начинали работы по проекту десантного корабля ввиду отсутствия соответствующего заказа и технического задания. В своем интервью В. Пепеляев раскрыл возможный ход дальнейших событий. Если министерство обороны в самое ближайшее время примет принципиальное решение о старте работ, то уже к концу года Центр в сотрудничестве с Невским ПКБ сможет выполнить аванпроект. Затем Проектно-конструкторское бюро сможет приступить к разработке полноценного проекта, по которому будет вестись строительство.

Сравнительно быстрому завершению предварительных работ могут поспособствовать определенные особенности текущего проекта. В ходе МВМС-2017 генеральный директор Крыловского центра Владимир Никитин заявил, что концепция проекта «Прибой» не претерпела значительных изменений с момента ее представления на выставке «Армия-2015». Тем не менее, по желанию заказчика в проект могут быть внесены те или иные изменения. В соответствии с требованиями военных, может быть изменено положение ракетных комплексов, а также возможно использование носовой аппарели.

Пока представители предприятий судостроительной промышленности рассказывают о существующих планах и возможных путях развития флота, руководство министерства обороны сохраняет молчание. Вопрос строительства новых десантных кораблей в дополнение к имеющимся регулярно поднимается на различных уровнях, но реальные действия в этом направлении пока отсутствуют. Командование признает необходимость таких кораблей, но разработка новых проектов и строительство пока не были начаты. Более того, на данный момент неизвестно, когда должны будут стартовать подобные работы.

Как утверждают руководители судостроительных предприятий, в настоящее время прорабатывается сразу несколько предварительных проектов перспективных десантных кораблей разных классов, отличающихся техническими особенностями и возможностями. В частности, Невское ПКБ проработало ряд вариантов облика таких кораблей, а Крыловский государственный научный центр продолжает демонстрировать материалы по проектам «Прибой» и «Лавина». Какое из предложений будет одобрено и получит развитие в интересах военно-морского флота – пока неизвестно.

Наиболее проработанным и интересным на данный момент выглядит проект под условным обозначением «Прибой». Этот проект, предлагающий строительство универсального десантного корабля, был создан Невским ПКБ несколько лет назад и представлен в 2015 году. С самого начала новые корабли рассматривались в качестве возможной замены «Мистралей», так и не переданных Францией. Впоследствии высказывались предположения о возможном начале строительства новых кораблей, однако пока «Прибои» не закладывались и даже не заказывались.

Задачей кораблей типа «Прибой» является высадка десанта на оборудованном и необорудованном побережье с использованием вертолетов или десантных катеров. Для решения таких задач «Прибой» имеет характерные особенности, заметно отличающие его от других отечественных десантных кораблей. Так, для перевозки и обеспечения работы ударных и транспортных вертолетов предлагалось использовать крупную летную палубу, занимающую почти всю площадь корпуса.

Согласно публиковавшимся данным, корабль должен будет иметь водоизмещение 14 тыс. т, благодаря чему сможет перевозить достаточно большую полезную нагрузку. Во внутренних отсеках корпуса имелись площади, достаточные для перевозки нескольких десятков единиц бронетехники или сотен десантников. Размеры палубы позволяли перевозить до восьми вертолетов и обеспечивать их работу. В авиационную группу планировалось включать как транспортные вертолеты, так и машины ударного или противолодочного назначения. В кормовой части корпуса предлагалось размещение доковой камеры, пригодной для транспортировки двух или четырех десантных катеров существующих типов. Корабль предполагается оснастить газотурбинной энергетической установкой, способной обеспечить достаточно высокие ходовые характеристики.

Рассматривалась возможность оснащения корабля развитым комплексом вооружений различного назначения. В частности, предполагалось, что противовоздушная оборона в ближней зоне может осуществляться при помощи ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» специальной корабельной модификации. Следует отметить, что несколько дней назад состоялась официальная презентация такого ЗРПК, что привело к новой волне обсуждений сфер его применения, в том числе и в контексте развития десантного флота. Собственное ударное вооружение, вероятно, проектом не предусматривается.

Демонстрируемый с 2015 года макет корабля «Прибой» имеет ряд важных особенностей. Так, для высадки техники могут использоваться носовая аппарель и кормовая док-камера. Первая может использоваться самоходной плавающей техникой, тогда как вторая предназначается для работы с десантными катерами. Кроме того, десант может доставляться с корабля на берег при помощи вертолетов существующих типов. Как неоднократно отмечалось ранее, необходимость применения тех или иных средств высадки десанта будет обсуждаться с заказчиком. В частности, темой такого обсуждения станет носовая аппарель, необходимая для высадки техники в непосредственной близости от берега.

В настоящее время десантный корабль «Прибой» существует только в виде рабочей документации и выставочного макета. Схожим образом дело обстоит и с проектом «Лавина». Этот проект отечественных конструкторов предусматривает строительство более крупного универсального десантного корабля с повышенными характеристиками и увеличенной вместимостью внутренних отсеков.

При длине около 200 м и максимальной ширине более 30-32 м корабль «Лавина» должен иметь водоизмещение на уровне 23-24 тыс. т. При помощи газотурбинной энергетической установки он сможет развивать скорость до 24 узлов, а дальность плавания достигнет 6000 миль при автономности до 25-30 суток. В грузовых отсеках можно будет перевозить до 50 единиц бронетехники тех или иных классов. Также предусматривается перевозка 500-900 десантников с . Авиационная группа будет включать 16 вертолетов разного назначения. Доковая камера позволит использовать катера существующих и перспективных типов. Комплекс вооружения будет включать различные системы для защиты от воздушного нападения.

Согласно последним сообщениям, проектирование и строительство новых десантных кораблей заложено в новую государственную программу вооружений. Согласно разным заявлениям и оценкам, первые корабли нового типа могут быть построены к середине следующего десятилетия. При удачном стечении обстоятельств к 2025 году в боевой состав ВМФ России поступят головной и первый серийный десантные корабли нового типа.

Из последних новостей следует, что командование военно-морского флота, после нескольких лет предварительной проработки вопроса, решило инициировать разработку перспективных десантных кораблей, способных дополнить существующую группировку и заметным образом повысить ее потенциал. При этом, однако, новая программа еще не стартовала, из-за чего масса важнейших вопросов пока не была решена. Работы в этом направлении, вероятнее всего, начнутся в следующем году, вместе со стартом новой госпрограммы, запланированной на 2018-25 годы.

К настоящему времени ведущие предприятия судостроения проработали и предложили военному ведомству целый ряд вариантов облика десантных кораблей того или иного назначения, отличающихся всеми основными параметрами, возможностями и т.д. Таким образом, командование флота имеет возможность сформировать свои требования и выбрать один из предложенных вариантов, лучше всего соответствующий техническому заданию. Кроме того, возможен старт разработки нового проекта с нуля.

По оценкам проектных организаций, при скорейшем начале полноценной разработки одного из предложенных проектов на все требуемые работы, включая строительство и испытания головного корабля, уйдет не менее пяти лет. Таким образом, в рамках новой госпрограммы вооружений удастся построить и передать флоту не более пары кораблей.

Последние о ходе разработки перспективных десантных кораблей для российского флота выглядят оптимистично, однако серьезные поводы для радости пока отсутствуют. Судостроительные и проектные организации проработали вопрос и предложили свои варианты перспективных кораблей, но министерство обороны пока не инициировало полноценные работы, итогом которых станет старт строительства. Тем не менее, последние заявления показывают, что военное ведомство понимает эту ситуацию и уже планирует запустить новый проект. Таким образом, разработка перспективного десантного корабля может начаться в самое ближайшее время.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
https://vpk.name/
https://defendingrussia.ru/
http://bastion-opk.ru/



Поделиться