Гений плагиата, или Как Стив Джобс создал бизнес из «плохих идей. Стив джобс - яблочный гений

24 февраля 1955 года родился Стив Джобс — человек, чье имя сегодня знает, наверное, каждый. И не только благодаря его заслугам в IT и продвижению корпорации Apple. Рассказов о деспотичном характере этого человека не меньше, чем о гениальности..

1. Авто без номеров

На серебристом Mercedes-Benz SL55 AMG Джобса не было номерных знаков. Как, спросите вы? Он тщательно проанализировал правила дорожного движения, действовавшие в Калифорнии, и обнаружил, что владелец нового автомобиля обязан прикрепить на него номерные знаки в течение 6 месяцев с момента покупки. Тогда Джобс договорился с лизинговой компанией и каждые полгода менял свой Mercedes на точно такой же новый.

А причина этой причуды вполне в стиле Джобса: он считал, что шрифт номерных знаков уродливый. Кстати, Стив мог смело занять парковочное место для инвалидов возле офиса Apple.


Джобс ездил без номерных знаков и парковался на местах для инвалидов

2. Одежда как униформа

Изо дня в день один из богатейших людей мира носил одно и то же: синие джинсы Levi’s, кроссовки New Balance и черную водолазку. По одной из версий, делал он это для того, чтобы не тратить время на выбор одежды.


Однако Джобс был более гибким, чем принято считать. Там, где его рабочая униформа была явно неуместна, он появлялся одетым, как подобает. На 2001 MacWorld Expo в Токио он был замечен в черном костюме и надел смокинг на церемонию вручения Оскара.


В гардеробе Джобса были не только черные водолазки, но и белые

3. Дьявол в деталях

Джобс был перфекционистом. Если что-то выполнялось без его личного согласия, он был безжалостным — мог даже остановить работу, утвержденную им же изначально.

Известна история: когда Стиву не понравились заголовки в командной строке первых Macintosh, он заставил разработчиков придумывать один вариант за другим. Когда же сотрудники возразили, что есть дела и поважнее, Джобс вышел из себя: «Вы представляете, каково смотреть на это убожество изо дня в день! Это не просто мелочь! Это то, что нам нужно сделать на отлично».


Джобс с женой потратили 8 лет на выбор мебели для дома

4. Восемь лет на выбор мебели

Джобсу всегда было трудно обставить собственное жилье. Ещё холостяком он жил в доме с одним матрацем, столом и парой стульев. И даже когда у него появилась семья, изменилось немногое. «Восемь долгих лет мы обсуждали нашу будущую мебель в теории, — рассказывает жена Джобса Лоурен Пауэлл. — Например, Стив долгое время задавался вопросом, зачем нужен диван».

Станки и автоматы на его фабрике NeXT перекрашивались многократно. В итоге там были белоснежные стены, черные кожаные кресла за 20 тыс. долларов и изготовленная на заказ лестница.

По инициативе Джобса оборудование на линии сборки iPhone было установлено неестественно и неудобно для рабочих. Но зато каждый посетитель фабрики мог наблюдать за процессом.


5. Люди как источник разрушения

В офисе Apple он потребовал сделать окна закрытыми. Джобс был убежден, что простым людям нельзя давать возможность открывать что-либо, иначе они могут все сломать. Этот же принцип заложен в структуру программного обеспечения Apple. По мнению Джобса, его творения были совершенны, и не профессионалам не стоило их портить.

6. Кастинг медсестер

Даже в конце жизни, находясь в больнице, он пересмотрел 67 медсестер, прежде чем выбрать трех, которым позволил ухаживать за собой.


В больнице Джобс пересмотрел 67 медсестер, прежде чем выбрать трех

Когда пульмонолог попытался надеть Джобсу, находящемуся под действием сильнейшего успокоительного, маску, он сорвал ее, сказав, что ему не нравится дизайн, и попросил принести пять других вариантов.

24 февраля 1955 года родился Стив Джобс - человек, чье имя сегодня знает, наверное, каждый. И не только благодаря его заслугам в IT и продвижению корпорации Apple. Рассказов о деспотичном характере этого человека не меньше, чем о гениальности. Diletant.media вспомнил причуды и выходки Джобса.

1. Авто без номеров

На серебристом Mercedes-Benz SL55 AMG Джобса не было номерных знаков. Как, спросите вы? Он тщательно проанализировал правила дорожного движения, действовавшие в Калифорнии, и обнаружил, что владелец нового автомобиля обязан прикрепить на него номерные знаки в течение 6 месяцев с момента покупки. Тогда Джобс договорился с лизинговой компанией и каждые полгода менял свой Mercedes на точно такой же новый.

А причина этой причуды вполне в стиле Джобса: он считал, что шрифт номерных знаков уродливый. Кстати, Стив мог смело занять парковочное место для инвалидов возле офиса Apple .

2. Одежда как униформа

Изо дня в день один из богатейших людей мира носил одно и то же: синие джинсы Levi’s, кроссовки New Balance и черную водолазку. По одной из версий, делал он это для того, чтобы не тратить время на выбор одежды.

Однако Джобс был более гибким, чем принято считать. Там, где его рабочая униформа была явно неуместна, он появлялся одетым, как подобает. На 2001 MacWorld Expo в Токио он был замечен в черном костюме и надел смокинг на церемонию вручения Оскара .

3. Дьявол в деталях

Джобс был перфекционистом. Если что-то выполнялось без его личного согласия, он был безжалостным - мог даже остановить работу, утвержденную им же изначально.

Известна история: когда Стиву не понравились заголовки в командной строке первых Macintosh, он заставил разработчиков придумывать один вариант за другим. Когда же сотрудники возразили, что есть дела и поважнее, Джобс вышел из себя: «Вы представляете, каково смотреть на это убожество изо дня в день! Это не просто мелочь! Это то, что нам нужно сделать на отлично».

4. Восемь лет на выбор мебели

Джобсу всегда было трудно обставить собственное жилье. Ещё холостяком он жил в доме с одним матрацем, столом и парой стульев. И даже когда у него появилась семья, изменилось немногое. «Восемь долгих лет мы обсуждали нашу будущую мебель в теории, - рассказывает жена Джобса Лоурен Пауэлл. - Например, Стив долгое время задавался вопросом, зачем нужен диван».

Станки и автоматы на его фабрике NeXT перекрашивались многократно. В итоге там были белоснежные стены, черные кожаные кресла за 20 тыс. долларов и изготовленная на заказ лестница.

По инициативе Джобса оборудование на линии сборки iPhone было установлено неестественно и неудобно для рабочих. Но зато каждый посетитель фабрики мог наблюдать за процессом.

5. Люди как источник разрушения

В офисе Apple он потребовал сделать окна закрытыми. Джобс был убежден, что простым людям нельзя давать возможность открывать что-либо, иначе они могут все сломать. Этот же принцип заложен в структуру программного обеспечения Apple. По мнению Джобса, его творения были совершенны, и не профессионалам не стоило их портить.

Если после прочтения заголовка ваше лицо позеленело, под ногами откуда не возьмись появилась груда красного кирпича, и вы уже занесли руку с одним из них над полем комментария – скорее закройте браузер, эта новость не для вас. Для остальных журнал о современных технологиях Wired проанализировал действия Стива Джобса, а именно его внезапную доброту и по отношению ко входящей корреспонденции. Дело, по мнению издания, не в вышеперечисленных “качествах”, а в великолепной сноровке и профессионализме CEO Apple.

Большинство из 500 лучших CEO, недавно выделенных деловым изданием Fortune, так же “легкодоступны”, как Ким Чен Ир (лидер КНДР). Однако Стив Джобс сильно выделяется из этой молчаливой братии. За последние несколько месяцев он ответил на десятки писем, отправленных на его личный почтовый ящик. Не сказать, что во всех них он был крайне дружелюбен. Скорее, Стив осторожно пересматривает свою роль как CEO компании.

На любых мероприятиях, если это не , Стиви избегает внимания общественности. Однако, отвечая на эти письма, в глазах получателя его образ становится более публичным. Такая коммуникация между “пастырем” и “паствой” запоминается людьми, привыкшими к каменной молчаливости элиты бизнеса. Брайан Солис, эксперт в сфере public relations, говорит:

Он [Стив] стратегически отсеивает нужных людей, которые могут дословно передать его сообщение другим. Посредством одного лишь письма, он может общаться со всем миром

Джобс и ранее был избирателен в отношении СМИ, с которыми он контактирует. Его “любимчиками” являются The New York Times и The Wall Street Journal . В прошлом были редкие моменты, когда CEO Apple отвечал на вопросы простых пользователей со своего ящика. Но с момента запуска iPad, Стив стал отвечать на письма в несколько раз чаще. Вице-президент крупнейшей независимой PR-компании Edelman Digital Стив Рубел объяснил, что на самом деле стоит за этим.


Стив не всегда был лысым и седым

Apple – одна из редких компаний, где работает система “командуй-и-контролируй”. В компании не принято общаться с общественностью через такие сервисы, как Twitter или Facebook. А письма от Джобса показали себя как эффективный инструмент коммуникации с огромной потребительской аудиторией. Я бы не назвал Apple “открытой” компанией, но сейчас они “открыты”, как никогда ранее.

Рубел так же назвал неубедительной точку зрения, по которой на письма отвечает PR-команда Джобса.

Конечно, там работают настоящие профессионалы, но он [Стив] – маркетинговый гений. Он отвечает на правильные письма в нужное время, отталкиваясь лишь от того, что он сам считает правильным.

Что ж, всё вполне понятно. Конечно, некоторым было бы приятно думать, что Стив Джобс отвечает на письма потому, что он очень заботится о потребителях. Всё равно получается, что в этом роде CEO Apple уникален. Не увидим ли мы через пару месяцев в своих ящиках ворох входящих писем от Google или Microsoft?… [wired.com ]

сайт Если после прочтения заголовка ваше лицо позеленело, под ногами откуда не возьмись появилась груда красного кирпича, и вы уже занесли руку с одним из них над полем комментария – скорее закройте браузер, эта новость не для вас. Для остальных журнал о современных технологиях Wired проанализировал действия Стива Джобса, а именно его внезапную доброту и отзывчивость...

Описание

1 апреля 1976 года Стив Джобс вместе со школьным другом Стивом Возняком основал компанию Apple Computer Inc. (с 2007 года - Apple Inc.). Вместе они изготовили свой первый персональный компьютер - Apple I. На фото: Стив Джобс на фоне собственной фотографии со Стивом Возняком во время презентации, Сан-Франциско, 27 января 2010 года

В 1977 году был создан компьютер Apple II, который до 1982 года был одним из самых популярных персональных компьютеров на мировом рынке. На фото: Стив Джобс презентует компьютер Apple II в Купертино, 1977 год

Под руководством Стива Джобса Apple раньше других разработчиков ввела в широкий обиход графический интерфейс пользователя и компьютерную мышь. Следующие модели, Apple III и Apple Lisa, не имели коммерческого успеха. На фото: Стив Джобс и американский миллионер, обладатель акций NeXT Росс Перо (справа) во время презентации новой компьютерной станции компании NeXT, Сан-Франциско, 12 октября 1988 года

По этой причине, а также из-за разногласий внутри компании Джобс объявил об уходе и основал компанию NeXT, которая занималась созданием программного обеспечения для компьютерных терминалов. На фото: глава NeXT Стив Джобс во время пресс-конференции в Сан-Франциско, 1989 год

В 1986 году Джобс купил компанию The Graphics Group, позже переименованную в студию Pixar. В 2006 году Walt Disney Company приобрела студию Pixar за $7,4 млрд, а Джобс стал членом совета директоров Walt Disney Company и ее крупнейшим частным акционером. На фото: исполнительный директор Pixar Стив Джобс и президент Pixar Эд Кэтмелл в штаб-квартире компании в Калифорнии, 24 января 2006 года

В 1996 году Apple, в то время находившаяся на грани банкротства, пригласила Джобса в качестве исполняющего обязанности генерального директора и члена совета директоров. Под его руководством разработанная операционная система NeXT стала основой для новой операционной системы OS X, было свернуто несколько неудачных проектов компании, в том числе связанный с карманным компьютером Newton. На фото: Стив Джобс, 1993 год

Под руководством Стива Джобса компания Apple создала карманный музыкальный проигрыватель iPod (2001), смартфон iPhone (2007), планшетный компьютер с сенсорным экраном iPad (2010). На фото: Стив Джобс во время презентации iPod, 28 апреля 2003 года

Гаджеты стали основными источниками прибыли корпорации и культовыми аксессуарами во всем мире. На фото: Стив Джобс презентует новый iPhone 4, Сан-Франциско, 7 июня 2010 года

Со второй половины 2000-х годов Apple начала задавать моду на внешний облик и характеристики большинства компьютерных устройств и стала одной из самых дорогих в мире компаний по капитализации ($370 млрд в октябре 2011 года). На фото: глава Aplle Стив Джобс во время презентации новой линейки компьютеров MacBook Pro, Сан-Франциско, 10 января 2006 года

В 2004 году Джобс объявил, что у него обнаружена злокачественная опухоль поджелудочной железы, перенес несколько операций, однако продолжал работать. На фото: глава компании Apple Стив Джобс, 2005 год

В августе 2011 года Джобс заявил об уходе с поста главы компании и занял пост председателя совета директоров. Компанию возглавил Тимоти Кук. На фото: всемирная конференция разработчиков WWDC, где компания Apple анонсировала облачный сервис iCloud и новую операционную систему MacOS X Lion, 6 июня 2011 года

Стив Джобс скончался 5 октября 2011 года. Похоронен 7 октября в безымянной могиле, предположительно согласно собственному завещанию, на кладбище Альта-Меса в городе Пало-Альто, штат Калифорния. На фото: цветы около дома Стива Джобса в Пало-Альто, 7 октября 2011 года

Мы расскажем о том, как учиться на опыте других, используя информацию об их успешных и неудачных попытках для принятия собственных решений, а затем сформировать и протестировать гипотезы и создать свой бизнес. Прелесть этого метода в том, что, опираясь на опыт других людей при принятии своих решений, вы пользуетесь преимуществами их ошибок, крови, пота и слез. Они уже бросились в воду, чтобы проверить, нет ли там медуз, в то время как вы наблюдаете за этим с берега с бокалом джин-тоника в руке.

Таким образом, что бы вы ни собирались предпринимать, не начинайте с нуля. Существует огромное количество примеров, способных пролить свет на ключевые неизвестные, и риски, с которыми вам предстоит справиться. ... Ну что ж, начнем учиться.

Apple идет дальше

Если спросить у человека, появившегося на свет после 1990 года, чем известна компания Apple, скорее всего, он ответит: « ». Учитывая факт, что половина выручки Apple 2006 года пришлась на продажи iPod и других связанных с музыкой товаров, этот ответ будет не таким уж неверным. Но рожденные до 1990 года помнят, что когда-то Apple была . Apple создала первый в мире компьютер с клавиатурой. Apple разработала элегантные компьютеры с инновационным дизайном и интуитивным интерфейсом. Постоянно предлагая миру новый и лучший компьютерный опыт, Apple вырастила поколение своих активных сторонников, которые жили и молились на продукты Apple, которые были готовы встать в очередь, лишь бы одним глазком взглянуть на новое творение Apple.

iPod стремительно перенес Apple с компьютерной родины в мир потребительской электроники. Пользующееся огромным успехом портативное музыкальное устройство и связанный с ним музыкальный магазин вовсе не волшебным образом появились в недрах эппловского ДНК — музыкальная политика Apple восходит к ряду ключевых аналогов и антиподов .

В 2000 году Apple находилась в поиске своего очередного прорывного продукта. В течение нескольких лет компания отчаянно боролась на высококонкурентном рынке персональных компьютеров, и ей необходимо было во что бы то ни стало укрепить свои позиции — найти что-то не менее революционное, чем Apple II для компьютерного мира 1977 года. Итак, вместо того чтобы искать средства к существованию, легендарный лидер Apple Стив Джобс решил, что настало время сделать ставку на новое музыкальное явление. Музыка и потребительская электроника не были отраслями, в которых Apple могла похвастаться каким-либо преимуществом. Необходимо было придумать что-то кардинально новое .

В 2000 году музыкальная индустрия переживала эпоху активности и перемен. Napster, новая пиринговая сеть по обмену музыкой, лишала звукозаписывающие компании какой-либо прибыли. В рамках того, что можно назвать лишь массовой воровской операцией, пользователи Napster — незаконно, как позже признал суд, — скачивали пиратским образом миллионы песен на свои компьютеры. Неудивительно, что звукозаписывающие бренды с каждым днем все враждебнее относились к цифровой музыке и в итоге решили подать на Napster в суд за нарушение авторских прав.

К концу 2000 года потребности в цифровой музыке еще явно не были удовлетворены. Обнаружилось, что каждый молодой человек в возрасте до двадцати пяти загружал из сети мелодии. Процветало пиратство. Казалось, не было иного способа заставить людей покупать, а не воровать музыку, кроме как обращаться в суд. К тому же, по мнению Джобса, на рынке не существовало продуктов с хорошим дизайном для проигрывания цифровой музыки. Это был идеальный момент для того, чтобы ворваться на рынок с новым продуктом. Что Apple и сделала.

Аналоги и антиподы Apple

Решение начать атаку на абсолютно новую для сложившегося бизнеса индустрию требует не только мужества — необходимо соображать, что работает, а что нет. К счастью для Apple, путь освещали несколько аналогов, и одним из главных был Walkman от Sony. Этот революционный продукт, появившийся в 1979 году, был первым по-настоящему портативным персональным музыкальным . Генеральный директор Sony Акио Морита как-то сказал:

— Хотя изначально мне казалось, что прослушивание музыки одним человеком в отдельности будет расценено как невоспитанность, покупатели стали воспринимать свои маленькие портативные стереоустройства как нечто очень личное. Мы обнаружили, что каждому хотелось иметь свой плеер.

Неудивительно, что спустя двадцать пять лет после выхода на рынок Sony продала более 330 миллионов Walkman’ов. Плеер доказал, что людям в любой стране нравится слушать музыку самим по себе и они готовы за это платить. Более того, он доказал, что такое персональное прослушивание музыки в пути является социально допустимой деятельностью.

Далее. Примерно 26 миллионов пользователей Napster по всему миру, сидя перед компьютерами в джинсах и футболках и обмениваясь музыкальными файлами, продемонстрировали, что отдельные песни настолько же, если не более, интересны для потребителей музыки, как и целые альбомы. Napster доказал всему миру, и Apple в том числе, что скачивание музыки из Интернета было более привлекательным, чем поход в местный музыкальный магазин. Он также доказал, что пользователей не пугают трудности, связанные со скачиванием цифровой музыки, если она бесплатна. Согласятся ли они за это платить, это был другой вопрос.

На этот вопрос кое-какие ответы уже дали звукозаписывающие компании. Еще до того, как Napster открыл шлюзы, музыкальная индустрия экспериментировала с продажами цифровой музыки, которую можно было загружать онлайн. Несколько музыкальных брендов запустили сайты, с которых можно было скачивать музыку (за определенную плату, разумеется). Первые такие сайты, MusicNet и Pressplay, действовали по системе подписки, собирая с пользователей ежемесячные взносы за доступ к песням.

В случае с MusicNet пользователи могли загружать песни на один компьютер, а по мере истечения срока подписки или из-за просрочки платежа эти песни удалялись. MusicNet не предоставлял пользователям возможности загружать песни на портативные устройства: они либо могли прослушивать свою музыку с компьютера, либо никак. Сайт Pressplay позволял пользователям записывать небольшое количество песен на компакт-диск для прослушивания в пути, но пользователи обоих сервисов не владели по-настоящему музыкой, которую покупали. Плюс каждая из звукозаписывающих компаний предоставляла только те песни, которые сама записывала. В результате ни на одном сайте не было полного собрания музыки, и пользователям приходилось переходить от сайта к сайту в поисках интересующих их исполнителей и композиций. Потребительский интерес к этим сайтам был в лучшем случае прохладным.

Apple могла извлечь уроки из опыта еще одного антипода. В 1998 году компания Diamond Media Systems выпустила на рынок Rio — первый массовый MP3-плеер. Но его неуклюжий интерфейс затруднял пользователям поиск и организацию песен. Места хватало лишь для хранения шестидесяти минут музыки, а ее передача с компьютера на Rio была мучительно медленной.

— Эти продукты никуда не годились, — вспоминает Грег Джозвиак, вице-президент Apple по маркетингу . — Невыгодные позиции Rio на рынке убедили Джобса в том, что там нет места слабым или сложным портативным цифровым плеерам. Если Apple хотела выйти на рынок MP3-плееров, ей нужно было решить проблему хранения и пользовательского интерфейса, с которыми столкнулся Rio.

Внутренние убеждения Apple

Перед Джобсом и командой Apple стояли провокационные вопросы, которые привели к возникновению их внутренних убеждений. Существовала ли другая работающая бизнес-модель? Джобс был уверен, что существовала. Получит ли покупательский отклик сайт, предлагающий огромный выбор музыки за небольшую плату? То, что любители музыки станут платить за мелодии, было настоящим внутренним убеждением. А что если Apple предложит рынку одновременно и устройство, и программу (MP3-плеер и мелодии для проигрывания), да так, что заставит плясать под свою дудку звукозаписывающие компании? Вступят ли они в игру? Джобс был уверен, что вступят.

Первый шаг компания Apple сделала в начале 2001 года. Медиаплеер iTunes Jukebox, выпущенный на рынок в январе 2001 года, позволял пользователям Apple хранить, контролировать и сортировать (иначе это называется «создавать плейлисты») на своих компьютерах Macintosh музыку, полученную из любых источников. Незадолго до этого Джобс также решил, что для Apple пришло время создать свое собственное портативное музыкальное устройство, чтобы пользователи могли носить организованные плейлисты с собой. Он дал своей команде разработчиков восемь месяцев на то, чтобы те придумали и выпустили новое устройство.

Это устройство — для его названия специально придумали слово iPod — появилось на рынке в октябре 2001 года, как раз перед осенними праздниками. С самого первого дня плеер стал бестселлером, принеся Apple 143 миллиона долларов в течение первого года на рынке. Apple официально вошла на рынок потребительской электроники. Но для полноты картины Джобсу еще не хватало способа продавать музыку. Если назвать Gillette аналогом, то можно сказать, что Apple уже начала продавать бритвы (iPod), а Джобсу были нужны и бритвенные лезвия (музыка).

Примерно в это же время, согласно предписанию суда, прекратил свое существование сайт Napster. Опыт Napster показал, что музыкальный интернет-магазин с большим выбором бесплатной музыки может быть успешным . Джобс знал, что Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) готова была уничтожить каждого, кто рискнул бы нарушить авторские права. То есть сайт с пиратской музыкой, подобный сервису Napster, не сработал бы. Однако покупателям нужен был легкий — и законный — способ получать цифровую музыку. Решение Apple было гениальным.

Джобс лично позвонил каждому артисту, в том числе вокалисту и барабанщику Eagles Дону Хенли, чтобы убедить их предоставить свою музыку для размещения на сайте. Apple стала первой компанией, которая провела переговоры и подписала контракты с пятью звукозаписывающими компаниями, что позволило ей продать сотни тысяч песен артистов, представленных пятью основными брендами. На этом революция не закончилась. Apple удалось сделать так, что каждая песня продавалась (а не сдавалась в аренду) за 99 центов. Как только покупатель раскошеливался, он мог хранить свои песни в течение неограниченного периода времени, передавать их на любое количество компьютеров Macintosh, записывать их на бесчисленное множество компакт-дисков и сколько угодно перекидывать их на портативные музыкальные проигрыватели.

Онлайн-магазин iTunes Store появился на свет в апреле 2003 года. В первый же день было оплачено миллион скачиваний. К концу июля эта цифра достигла 7,5 миллиона треков. Журнал Time назвал iTunes самым крутым изобретением 2003 года . Предложение от iTunes было простым. Не требовалось никакой подписки, не было разницы в ценах, любой трек стоил 99 центов. Это было просто и понятно, пользователь с легкостью мог приобрести, загрузить, организовать музыку — и завладеть ею.

Уроки от Apple

Стив Джобс развернул свой хорошо организованный бизнес в принципиально новом направлении — с новыми прибыльными горизонтами, — основываясь на внутреннем убеждении, что люди будут платить за модное портативное музыкальное устройство и купят хотя бы некоторую часть из того, что они раньше просто воровали. Опыт аналогов и антиподов предполагал — как оказалось, верно, — что его тезисы окажутся правильными. Джобс охарактеризовал стратегию своей компании совершенно беззастенчиво: «Пикассо говорил, что хорошие художники копируют, великие — крадут. Мы всегда бесстыдно воровали великие идеи».

сайт благодарит издательство «Манн, Иванов и Фербер» за предоставленный материал.



Поделиться