Как подготовить изложение. Эти советы помогут девятикласснику подготовиться к изложению по русскому языку

Методика подготовки к сжатому изложению.

Итоговая аттестация в 9-м классе является важнейшим этапом в подготовке учащихся к единому государственному экзамену в 11-м классе. Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей к речевой подготовке школьников. Трудно переоценивать значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования и как средства установления межличностного и группового контакта, воздействия и влияния друг на друга. Процесс овладения связной письменной речью достаточно сложен и требует от ученика комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно.

Для того чтобы речь была точной, необходимо, во-первых, знать предмет речи, во- вторых, достаточно хорошо ориентироваться в языковой системе и, в-третьих, иметь такие речевые навыки, которые помогли бы соотнести знание предмета со знанием языковой системы в конкретном речевом акте. Лаконичность (краткость) речи предполагает чёткое изложение мысли и выражается в умении передать её наименьшим количеством слов, а нарушение логичности ведёт к многословию.

Всё вышесказанное обусловливает структуру и содержание экзаменационной работы, первой частью которой является сжатое изложение, направленное на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме, пользуясь приемами компрессии (сжатия) текста.

Известный методист М. Чистяков, подчёркивая значение сокращений (так назывались сжатые изложения), писал о том, что это занятие будет учить школьника «отличать красоты выражения от занимательности содержания, мелкие подобности предмета, важные для живости его изображения, от существенных, характеристических линий, его составляющих, отличия, будет приучать давать приобретённым мыслям свою оболочку; следовательно, здесь опять многосторонняя работа для памяти, для соображения, для чувств и стиля»

Однако сжатое изложение, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно для школьников, поэтому к данному виду работы их необходимо тщательно готовить, так как формирование речевых умений у учащихся является первостепенной задачей в обучении русскому языку.

1.Особенности подготовки к сжатому изложению

Итак, к 9-му классу учащиеся должны понимать, что текст – это законченная последовательность предложений, связанная по смыслу в рамках общего замысла автора, что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью. Немаловажным в работе над текстом является и оперирование понятиями «тип речи» и «стиль речи». Поэтому при выполнении задания 1 части школьники должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

Верно понимать и передавать основную мысль текста.

Правильно выбирать микротемы.

Владеть навыками компрессии текста.

Логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы сжатия.

Выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы.

Строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.

Однако сжатому изложению обучить за один год невозможно. Поэтому начинать эту работу целесообразно уже с пятого класса . Ученики с пятого класса должны знать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Перед написанием сжатого изложения в первую очередь необходимо напомнить, что главная информация - это то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел.

На уроках подготовки к сжатому изложению следует говорить о том, что в тексте может быть одна главная тема , которая реализуется через несколько микротем (подтем), подчиненных этой главной теме. Членимость текста в соответствии с темами и микротемами - одно из важных свойств текста. Напоминается учащимся о соблюдении абзаца. В абзаце выражается одна из микротем текста, подчиненная главной теме.

2.Комплексный анализ текста_- одно из средств саморазвития учащихся и приём подготовки к сжатому изложению…

Оптимальной формой работы при подготовке к написанию сжатого изложения является регулярное обращение к комплексному анализу текста, который формирует умение извлекать основную информацию из текста, аргументировать свои высказывания и одновременно готовит учащихся к выполнению всех частей экзаменационной работы.

При подготовке важно знать, понимает ли ученик текст, его тему и основную мысль. Работа с текстом проходит всегда по – разному. Но всегда обязательно нужно прочитать текст вслух, записать ключевые слова, обсудить его тему и основную мысль

Комплексный анализ текста требует от учащихся теоретических знаний по орфографии, пунктуации и синтаксису, позволяет применять их на практике. Для успешного выполнения всех частей экзаменационной работы необходимы навыки работы с текстом, навыки комплексного анализа текстов различных стилей и типов.

Комплексный анализ текста – это востребованная форма всесторонней подготовки учащихся кОГэ, которую необходимо начинать в пятом классе. Систематическая и планомерная работа с текстом стимулирует интеллектуальное развитие учащихся и их усилия по преодолению пробелов в знаниях, активизирует речемыслительную деятельность, рождает стремление к саморазвитию учащегося.

3Система упражнений по теме при подготовке к сжатому изложению

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо трени­роваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записы­вать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе, начиная с 5-го класса. И хотя на экзамене ученики должны будут воспринять текст на слух, большинство упражнений, во всяком случае на первых порах, правильнее и удобнее выполнять, когда дети не только слышат, но и видят текст.

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:

    восстановить смысловую связь между предложениями или аб­зацами;

    правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

    исправить нарушенную логику;

    подобрать вступление или заключение.

Пересказывая тексты, ученики сокращают содержание, либо исключая слишком подробную информацию, либо обобщая частную.

Стоит познакомить школьников с основными приемами сжатия и потрени­ровать их, предложив для этого специальные упражнения.

Основные способы сжатия текста: моя презентация

Однако при работе над сжатым изложением необходимо уделять внимание тому, чтобы у учеников в результате сжатия исходного текста получился не его более или менее удачный тезисный план или конспект, а связный, логичный текст, обладающий всеми признаками текста. Сжимая прослушанный текст, ученик создает на его основе собственный, который, как и любой другой, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. Следует, основываясь на работе с текстом, сформировать у учащихся представление о том, что сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, а также тип речи и, по возможности, стиль речи оригинала.

На экзамене ученики должны продемонстрировать не тео­ретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регуляр­ными упражнениями: сначала простыми – потом все более сложными.

Например:

1.Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

2.Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нуж­но, измените форму согласующихся слов) (5 – 6-й классы).

Совершенствовать умение писать помогут упражнения, которые целесообразно использовать в 7-8 классах

1. По данному началу определите основную мысль текста.

2. Письменно продолжите текст, озаглавьте его.

3. Отредактируйте текст.

По информа­ционной переработке текста могут быть использованы следующие варианты упражнений (8-9 классы)

1.Упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста

2. Упражнения для работы над языковыми приёмами компрессии исходного текста (приложения 1,2)

4.Словарная работа при подготовке к изложению

Большую роль при подготовке к изложению играет и словарная работа.

Из-за малого объема чтения учащиеся плохо усваивают даже специально вводную на уроках развития речи лексику. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные оттенки значения или значений, особенно сочетаемости слов. Так у учеников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему. Это способствует развитию умения опознавать такие слова в незнакомых текстах и, зная их назначение в тексте, сохранять их в изложении, что помогает сделать пересказ близким к тексту.

5.Последовательность работы над изложением:

При работе над изложением на экзамене учащийся следует правилам его написания, которые он усвоил за годы обучения. Поэтому технология написания изложения должна быть хорошо известна старшекласснику и доведена до автоматизма. Если схема работы с текстом не была хорошо усвоена, ребенок тратит много ценного экзаменационного времени «на раскачку», выбирая, с чего начать работу.

Последовательность работы над изложением :

1.Внимательно прослушайте текст.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея).

4.Установите причинно-следственные связи в содержании текста.

5.Определите, к какому типу речи относится текст, и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.

6.Разделите текст на композиционные и смысловые части.

7.Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.

8.Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении. Перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Вот такие рекомендации, по моему мнению, можно дать учащимся при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сжатое изложение в современном обучении школьников является одним из трёх элементов итогового экзамена в девятом классе. Оттого, как учитель обучает своих учеников писать сжатое изложение, зависит успех сдачи этого вида экзамена.

В ОГЭ представлены задания, которые большей частью охватывают именно работу с текстом, поэтому связь между сжатым изложением и работой над текстами очевидна. Учителю важно сочетать в подготовке к экзамену эти два элемента, так как работа над текстом необходима ученикам. Прежде всего, учителю необходимо уделять внимание типу, стилю текста, так как вопросы часто связаны именно с этими понятиями, а сокращение текста не всегда возможно, потому что не все стили могут быть подвергнуты таким изменениям.

Несмотря на то, что сжатое изложение – это устоявшийся вид экзамена за последнее время, в школьных программах по русскому языку и развитию речи объём упражнений узок. Ученики не могут самостоятельно подготовиться по этой теме, так как нет систематизированных упражнений и заданий.

Существуют несколько методов на современном этапе в обучении сжатому изложению, каждый учитель сам определяет, что необходимо знать его ученикам и на что делать акцент.

В работе я предприняла попытку, используя свой педагогический опыт и опыт других учителей и методистов, представить систему упражнений, которая способствовала бы успешному развитию навыков и написания сжатого изложения

Список использованной литературы

    Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- М: «Экзамен», 2006.

    Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение в обучении филологическим дисциплинам//Электронный журнал Психологическая наука и образование.- 2009. № 1. С.1-93.

    Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// РЯШ.2006. №6. С.3-10

    Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // РЯШ. – 2008. - №8. – С. 11-17.

    Кобзарева Л.А Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» //Волгоград: Учитель, 2008. – 138 с.4.

    Корчагина Е.В., Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/,..-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010

    Куманяева А.Е. Изложение на экзамене.- М., 2005.

    Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М, 1984.

    Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе //РЯШ.- 2010.- №1, с.3-16

    Пахнова Т.М., Материалы для подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе (Комплексная работа с текстом).//РЯШ.- 2010.- №1, №2, с. 19-24; №3, с. 14-18).

    Степанова Л.С., Цыбулько Г.И. Готовимся к новому формату экзамена в IX классе // Русский язык в школе. – 2007. - №3. – С. 17-19.

    Сенина Н.А.. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред..-Ростов н/Д: Легион –М., 2010

    Сидорова Г.А. Об одном из приемов сжатия текста // РЯШ.- 2010.- №1, с.8-

    Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методическое письмо: Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях. – М: 2009.- 15 с.

    Учебники по русскому языку 5-9 классы / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

    Фалина Т.М. Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов./ Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско-проектных работ.//М.:2011,с.2-6

    ФалинаТ.М.Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Юность»._М.,2005.с.7-8арченко И.Г. Сборник текстов для изложений.- М., 1972.

    Хаустова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению 1Х классе //РЯШ.- 2010.- №1,с.17-21

Как научиться писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать?

Содержательные приемы компрессии текста: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Основные языковые приемы компрессии исходного текста: 1. Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; . замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов.

Упражнение 1 Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Проверь себя

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя

Упражнение 2 Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. Проверь себя

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Ответ: 1. Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (20 слов) Используется прием исключения ненужной информации (3 -е предложение, второстепенные члены в 4 -м предложении исходного текста).

Языковая компрессия текста Упражнение 3 а) Трансформация словосочетаний Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные» . Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование -. . . ; совершать вращение -. . . ; проявлять интерес -. . . ; выдвинуть предположения -. . . Процесс реакции - реакция; свойство упругости -. . . ; месяц март -. . .

Упражнение 4 б) Трансформация предложений Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …; для того чтобы изменить -. . . ; для того чтобы соединить -. . . ; для того чтобы распределить - . . . ; для того чтобы рассмотреть -. . . В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Проверь себя

Ответ: В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.

Упражнение 5 Замените придаточное условия предложнопадежной конструкцией или деепричастным оборотом. Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. Проверь себя

Задания, направленные на сжатие текста: 1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти. . .). 2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. 4. Составьте на основе текста «телеграмму» , т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Правила построения абзаца: 1) В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема. 2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. 3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца. 4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

«Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте существенные (т. е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. 10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Прежде чем приступить к написанию изложения, следует внимательно прочитать формулировку самого задания и постараться понять, что необходимо сделать для его выполнения.

Для написания сжатого изложения текст читают два раза с перерывом в 5-10 минут. За это время нужно определить и сформулировать основную тему текста, записать ключевые слова и постараться структурировать последовательность событий или рассуждений, т. е. схематично, тезисно записать микротемы или абзацы прослушанного (или прочитанного во время подготовки) текста.

Необходимые термины

Текст — это несколько последовательно расположенных предложений, которые связаны общей темой, одной мыслью и характеризуются смысловой завершённостью.

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста — отражённое в тексте отношение автора к предмету, явлению или содержанию речи, это то, что он доказывает, в чём хочет убедить читателя.

Микротема — это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью, которые формально отражены в одном абзаце. Обычно каждая микротема при прочтении вслух отделяется интонационной паузой.

Тезис — это группа нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью, заключённой в одном абзаце.

Абзац — часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Иными словами, это часть текста между двумя красными строками.

Как подготовиться к написанию изложения

Под изложением принято понимать воспроизведение основного содержания или главных идей текста с одновременным исключением второстепенных деталей.

Как же следует писать краткое изложение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте критерии, по которым будет оцениваться подобная работа.

Чтобы правильно написать краткое изложение, необходимо уметь:

1) выделять в исходном тексте самое существенное, важное, т. е. главные мысли и идеи;

2) используя различные приёмы сжатия текста, сокращать текст, не меняя при этом его тему и не пропуская микротемы;

3) находить в тексте средства выразительности речи, отражающие характеристики предмета или явления и служащие аргументацией для выражения отношения автора.

При написании изложения необходимо учитывать следующие требования и принципы:

  1. Сохранять композицию текста , т. е. построение, соотношение и взаимное расположение частей, а также учитывать, что композиция включает три части: вступление, основную часть и заключение.
  2. Не допускать логических ошибок , т. е. ошибок, связанных с нарушением или несоблюдением законов логики. Например, это могут быть какие-либо противоречивые или бездоказательные суждения, в результате которых происходит нарушение причинно-следственных связей или наблюдается отсутствие достаточного основания для приведённого вывода, это может быть нарушение последовательности изложения, лексические или смысловые повторы, а также пропуски чего-то важного.
  3. Речевая связность — один из необходимых признаков текста, который заключается в том, что пишущий выражает свои мысли и оформляет их на письме таким образом, что адресату становится важной и понятной связь между отдельными частями речи или отрезками текста.
  4. Фактическая точность — это приведение точных фактов, соответствующих действительности, т. е. тексту, во время изложения которых любое искажение мысли автора при интерпретации текста во время написания краткого изложения, а также при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию, недопустимо и рассматривается как ошибка.
  5. Лицо в изложении менять нельзя . Изложение следует вести от того лица, от которого написан текст.

Приёмы сжатия текста

Способы сжатия текста

Исключение

Обобщение

Упрощение

Можно опустить подробности, детали

Исключить повторы, примеры, иллюстрации, числовые данные, отступления

Не упоминать цитаты

Не использовать причастные обороты

Сократить число определений

Сократить количество однородных членов или синонимов

Исключить предложения с описаниями или рассуждениями

Вместо ряда однородных членов можно использовать лишь одно обобщающее слово

Образовать сложное предложение из двух предложений, связанных по смыслу

Заменить прямую речь косвенной

Разбить сложное предложение на сокращённые простые предложения

Заменить придаточное предложение причастным оборотом

Заменить сложноподчинённое предложение на простое

Заменить часть текста кратким синонимичным выражением

Сформулировать какую-либо идею текста своими словами

Выбор каждого способа компрессии в конкретном случае всегда зависит от коммуникативной задачи, а также от особенностей текста и уровня готовности учащихся. При сжатии текста следует помнить, что все предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, иначе получится просто набор самостоятельных предложений. Следует обязательно сохранять членение текста на абзацы.

Кроме того, выделяют комбинированный и сочетаемостный приёмы. Под комбинаторным приёмом мы понимаем приём, основанный на комбинировании фрагментов текста с возможной перестановкой его отдельных частей.

Сочетаемостный приём основан на комбинации или сочетании отдельных частей текста, полученных в результате компрессии или сжатия.

Примеры поэтапного сжатия текста

Приведём конкретный пример поэтапного сжатия художественного текста:

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

(К. Паустовский)

Пример 1

1. Сначала выделим микротемы:

2. Затем добавим комментарии и ключевые слова:

3. Дополним микротему:

Микротемы
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: “Приемы сжатия текста”;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Конспект урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

2. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Слово учителя:

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста . В этом нам помогут специальные упражнения.

3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации, 2 cлайд)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно )

Что такое микротема? (3 слайд)

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (4 слайд)

(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме )

Каков алгоритм сжатия текста на экзамене? (5 слайд)

(- Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.

Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить)

Давайте вспомним этапы работы с текстом. (6 слайд)

  1. Определение темы текста
  2. Формулировка идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Выделение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

4. Выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений.

Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом.

Задание 1. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

(Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

(Каждый ученик работает самостоятельно)

5. Проверка выполненных работ

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное . Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов)
Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость , хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину . Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок . Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести , как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)
Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека , который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы . Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама , что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)
Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным . (27 слов)

(По Л. Корочкину)

1 микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

2 микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

3 микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

4 микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

5 микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

Прием активизации познавательной активности учащихся на уроке

Ребята, давайте составим синквейн по тексту (8 слайд)

(Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вариант ответа: (9 слайд)

Кошка
Загадочная, таинственная,
Привлекает, радует, успокаивает,
Нужно завоевать доверие кошки,
Животное.

Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Коллективная практическая работа

Упражнения на исключение второстепенной информации (10 слайд)

1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы; кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением.

2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста: (11 слайд)

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой.

Упражнения на обобщение частной информации. (12 слайд)

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили

Ответы учащихся:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным)

Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми)

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

Ответы учащихся: (13 слайд)

(Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё ;

Не всегда легко идут на контакт с человеком контактируют ;

Очень явно – чутко , сильно ;

Это животное – её ;

самым элементарным вещам – самому элементарному ;

К одному они испытывают полное доверие - доверяют)

Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания)

(в 9 классе имеются сильные и слабые ученики, 1 ученик занимается по коррекционно-развивающей программе 7 вида, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабому ученику – сокращение 1,2,3 абзацев, ученику-коррекционнику – 4,5 абзацы)

В результате работы над сжатием получился текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов)

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)

Любить кошку - значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)

Всего 118 слов

6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель : Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили?

  • Точно ли передано содержание всех микротем? (7 слайд)
  • Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)
  • Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)
  • Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями (14 слайд) (Обучающимся раздаются листы “Бланк ответов”, куда они ставят баллы, выполняя роли экспертов) - (Рисунок 1)

ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7

На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

8. Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему (Приложение 2)

Используемая литература.

1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010;

2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

Открытый урок по русскому языку в 7-м классе

Тема - подготовка к сжатому изложению 2 час.

Форма работы: урок-практикум №1.

Текст взят из рабочей тетради для учащихся 7 класса. М., «Национальное образование», 2015 г., под редакцией И. П. Цыбулько

Цели урока:

Познавательные - формировать практические навыки проведения многоаспектного анализа текста, необходимые для написания сжатого изложения; содействовать организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению текста

Регулятивные - создать необходимые условия для развития творческого логического мышления учащихся, повышения их познавательной мотивации.

Коммуникативные - совершенствовать различные виды речевой деятельности учащихся на уроке,

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; Образовательные ресурсы: раздаточный материал, тексты, открытка, бланк телеграммы, плакат

1 . Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, ребята!

Сегодня у нас с вами открытый урок, на котором мы будем готовиться к изложению по тексту Н.Журковича, написавшего много замечательных произведений о красоте нашей родной русской природы, о животных и птицах, общение с которыми делает человека зачастую счастливым.

И мне хочется, чтобы урок наш получился как праздник, праздник мысли, праздник познания, праздник нашего совместного творчества.

Давайте улыбнемся друг другу и подарим себе успех!

2. Целеполагание

Перед тем, как начать работу с текстом, давайте вспомним слова великого русского писателя Л.Н. Толстого:

«Если хочешь быть умным, научись внимательно (Учащиеся заканчивают мысль… слушать), разумно…(спрашивать), спокойно…(отвечать) и перестань говорить,…(когда нечего сказать)».

Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам

  1. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы можете предположить, о чем пойдет речь в тексте? На слайде разбросаны слова: синица, рассказчик, привязалась, моя подружка, озорная, бестия, накрывал скатерть-самобранку, прятала, наблюдал, жадина, возлюбленная, субъект

Предположения детей (ответы)

Работа с текстом - учитель читает текст

Слайды №2-3

1. Отъевшись на щедрых харчах , синица привязалась ко мне. 2. Весь день я переходил от лунки к лунке, отыскивая окуня, и весь день за мной сновала синица. 3. Ее попискивание мне казалось не жалобным, а озорным. 4. Раза два мы с моей подружкой устраивали совместные пиршества. 5. Я варил на спиртовке кофе и грел бутерброды, а для синицы накрывал рукавицу-самобранку с ее лакомствами. 6. И тут я заметил, что моя подруга хитрющая бестия .

7. Как бы вам понравилось, если бы вы, к примеру, пригласили кого-нибудь к себе в гости, усадили бы за стол и стали бы потчевать , а этот субъект , вас не стесняясь, стал бы брать еду с тарелок и прятать себе в карманы?

8 … таким субъектом оказалась моя синица. 9. Сколько я ни выкладывал съестных припасов, все постепенно исчезало, и в первую очередь маленькие кубики мороженого сала. 10. Она уносила еду в кустарник и где-то там прятала, видимо, про запас. 11. Нет уж, надуть себя я не позволю. 12. Пока синица ела «за столом», я спокойно наблюдал за ней, а когда она начинала класть еду в «карман», я заворачивал лакомства в кусок газеты. 13. И тут начинался настоящий концерт! 14. Синица, казалось, зло выпискивала: «Жадина!». 15. Но мною овладело чувство, вероятно, схожее с чувством неудачника, который пытается удержать возлюбленную любыми средствами.

(По Н.Журковичу)

Ребята, оправдались ли ваши предположения по содержанию текста?

Какие чувства у вас вызвала услышанная история? (удивление? веселье? беспокойство? заставила задуматься? (над чем?)

(Ответы детей)

Вывод: человек должен жить в гармонии с природой, тогда и в его душе будет жить гармония, человек будет счастливым.

Форма работы учащихся - по группам (их 4);

Метод - практический

А сейчас возьмите тексты, которые лежат у вас на столе, внимательно вчитайтесь в текст и, используя прием «Инсерт», сделайте пометки на полях

Работа с таблицей

Проверка

Теперь, переверните страницу, на которой напечатан текст, и попытайтесь ответить на следующие вопросы

Форма работы - фронтальная, метод - беседа


Как вы думаете, какова главная мысль этого текста?

1.Синица больше всего любила мороженое сало?

2.Показать, что окружающий нас мир хранит много чудес и загадок?

3.Рассказчик настолько сроднился с синицей, что даже научился понимать ее язык?

4.Птицам свойственна благодарная любовь к человеку, но их инстинкты сильнее?


Какое предложение из текста служит доказательством следующего утверждения:

«Рассказчик настолько сроднился с синичкой, что даже как будто бы научился понимать ее язык? Назовите номер этого предложения.

Ответ…(14)


Значение какого слова из текста определено НЕВЕРНО

1) харч (предложение №1) - пища, еда

2) бестия (предложение №2) - плут, пройдоха, обманщик

3) потчевать (предложение №7) -угощать

4) субъект (предложение №7) - хитрый, изворотливый человек

Ответы детей

Выясняем значение слова субъект

Для справки «субъект» -
1. Познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания;

2. Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом)


Какое слово должно стоять первым в предложении №8?

2. Поэтому

4. В то же время

1-я группа - составляет вопросный план с помощью «толстых» вопросов, используя слова: Как? Сколько? Когда? Почему? Зачем? Каким образом? и записывает его на листе ватмана, который прикрепляет на доску.

Примерные вопросы:

Как проводили время синица и рассказчик?

С какой целью рассказчик сравнивает синицу с невоспитанным гостем

Зачем прятала синица еду?

Почему рассказчик не давал птице прятать еду?

2-я группа составляет синквейн на ватмане к образу «синица» и прикрепляет его на доску

Примерный синквейн:

Озорная, хитрая

уносила, прятала, возмущалась

Синица оказалась настоящей бестией

Возлюбленная

3-я группа составляет синквейн на ватмане к образу «рассказчик» и прикрепляет его на доску (Примерный синквейн)

Рассказчик

Наблюдательный, добродушный

Накрывал, угощал, заворачивал

Привязался к синице всей душой

4 группа, используя приём «Ключевые слова » выстраивает лестницу (по горизонтали) к слову «синица»

2. Моя подруга

3. Моя синица

4. Возлюбленная

Проверяем. Оцениваем. Делаем выводы.

Озаглавливаем текст, ориентируясь на синквейны и таблицу-лестницу с ключевыми словами. Какое название отражает главную тему этого текста?

1. Прожорливая синица

2. Приключение на рыбалке



Поделиться