Проект 12150 мангуст.

Патрульные катера, способные действовать в прибрежной морской зоне, представляют собой один из самых востребованных классов судов на сегодняшний день. Благодаря высокой скорости хода, современным средствам связи и легкому вооружению подобные малые суда прекрасно справляются с задачами по охране прибрежных акваторий и несению дежурства в территориальных водах. Оптимальным представителем этого класса в современных условиях являются патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, которые сегодня несут морскую службу на разных морских театрах.

Основное назначение малых кораблей проекта 12150 «Мангуст»

Охрана береговых объектов и прибрежной морской зоны относится к компетенции сторожевых кораблей. Сторожевики всегда были и остаются самыми быстрыми и маневренными судами, способными мгновенно выйти в море и действовать нестандартно, с учетом сложившейся море обстановки. В современных условиях роль сторожевых судов прибрежной морской зоны играют патрульные катера, стоящие на вооружении Федеральной Пограничной службы ФСБ России. Именно к такому классу малотоннажных судов относятся катера «Мангуст», созданные конструкторами Санкт-Петербургского ЦКПБ «Алмаз».

Проект 12150, родившийся в стенах проектного бюро был реализован металле на верфи Рыбинского судостроительного завода «Вымпел». Несмотря на небольшие размеры и водоизмещение мангусты имеют на оснащении скорострельное вооружение, оборудованы мощными двигателями и современным навигационным оборудованием. Основной задачей для боевых судов является охрана границы в прибрежных акваториях и территориальных водах и борьба с контрабандой. Эти стремительные корабли способны контролировать передвижение судов и соблюдение режима судоходства в установленных районах. Вести поисковые и спасательные работы на внутренних и внешних рейдах портов, на небольшом расстоянии от зоны несения дежурства.

По своим эксплуатационным характеристикам и широты сферы применения российские катера не имеют аналогов в истории строительства судов подобного класса. Патрульный катер «Мангуст» является одной из лучших разработок отечественных кораблестроителей в этом классе кораблей. Тактико-технические характеристик катеров проекта 12150 во многом превосходят аналогичные суда, стоящие на вооружении флотов и береговой охраны иностранных государств.

Основные особенности конструкции проекта 12150

Эскизный проект патрульного катера глиссирующего типа и вся техническая документация создана питерскими кораблестроителями. Конструкторская фирма «Алмаз» является одной из ведущих отечественных проектных организаций, на счету которой разработка и создание кораблей самых разных классов, начиная с больших сторожевых кораблей, корветов и фрегатов, заканчивая малым морскими судами. Проект 12150 получил свой индекс в конце еще 90-х годов. С 2000 года строительство катеров начато на Рыбинском ССЗ «Вымпел». Заводские мощности завода имеют все необходимые технические возможности и оснащение на строительство кораблей данного класса.

Как показала практика, рыбинская судоверфь успешно справляется с поставленной задачей, выполняя условия контракта. Ежегодно со стапелей завода сходит 5-6 малотоннажных судов, среди которых основная часть приходится на патрульные катера «Мангуст».

В основе проекта лежали самые передовые на то время технологии строительства малотоннажных скоростных судов прибережной морской зоны. Так корпуса катеров проекта 12150 изготовлены с использованием специального алюминиевого сплава, который легче обычных алюминиевых конструкций, но при этом отличается высокой прочностью. Основная конструктивная особенность корпуса – это его «V» образная форма, характерная для глиссирующих плавсредств. Благодаря такой форме корпуса во время движения катера создается идеальное гидродинамическое сопротивление, способствующее резкому увеличению скоростных характеристик. Внутри алюминиевый корпус разделен на 6 отсеков, расположение и конструкция которых обеспечивают судну необходимую живучесть. При затоплении 1-2 отсеков судна остается на плаву. Следует отметить, что во много благодаря именно такой конструкции патрульный катер проекта 12150 многие считают непотопляемым.

На днище корпуса имеется слой электрохимической защиты, которая вместе с антикоррозийным покрытием гарантирует минимальный износ днища корабля во время эксплуатации.

Корпус катера оборудован дополнительными интерцепторами, механизмами призваными снизить подъемную силу V-образного корпуса на большой волне. Такая конструкция позволяет действовать кораблю в штормовом море при волнении до 4 баллов.

Отдельно следует отметить силовую установку патрульного катера. Все, выпускаемые на Рыбинском ССЗ «Вымпел» катера сегодня оснащаются отечественными дизельными двигателям М470 марки «Звезда». Суммарная мощность двух двигателей составляет 2600 л.с. В проекте предусматривалось установка немецких дизелей фирмы MTU. Начиная с 2018 года по программе импортозамещения, все последующие суда оснащаются отечественными моторами.

Бортовое электропитание обеспечивается работой дизельного электрогенератора и аккумуляторными батареями.

Основные тактико-технические характеристики корабля «Мангуст» и его вооружение

Патрульный катер проекта 12150 типа «Мангуст» имеет совершенно уникальные эксплуатационные характеристики для кораблей своего класса. Задача конструкторов питерского КБ «Алмаз» заключалась в том, чтобы создать мощный, скоростной корабль небольших размеров. Новый катер должен был иметь большую дальность плавания, экономичность и высокий эксплуатационный ресурс. В дополнение к высоким технологическим параметрам, корабль оснащен мощным вооружением и несет совершенное радиотехническое и навигационное оборудование.

При спуске на воду головного судна проекта 12150 удалось получить следующие данные:

  • водоизмещение стандартное – 23,6 тонны;
  • длина корпуса более 18 м.;
  • осадка судна составляет 1,1 м.

Катер может развивать максимальную скорость до 35 узлов и находиться в море до 2 суток. Рыбинские корабелы вместе с конструкторами ЦКБ «Алмаз» сумели создать три модификации патрульных катеров типа «Мангуст».

Штатное вооружение катеров основного проекта составляет пулеметная установка тумбового типа калибром 14,5 мм. В помощь к основному автоматическому оружию на катерах устанавливаются 1-2 пулемета калибром 7,62 мм. Артиллерийское вооружение корабля представлено автоматическим гранатометом АГС -17 и гранатометом ДП-64. Противовоздушная оборона осуществляется с помощь ПЗРК «Игла».

Самый основной заказ на строительство патрульных катеров в боевом варианте для нужд Пограничной службы. Далее появилась модификация судна с усиленным вооружением. На катерах проекта 12150В установили ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь», в комплект которого входят ракетная установка и автоматическое 30-мм орудие. Комплекс может осуществлять лазерное целеуказание. Дальность стрельбы ракетным оружием составляет 10 км.

Следом за боевыми модификациями со стапелей Рыбинского ССЗ сошли катера проекта 12150М. Эти суда созданы для нужд спасателей службы МЧС России. Именно эти катера призваны вести спасательные и поисковые работы в зоне стихийных бедствий, при кораблекрушениях и авариях на море.

Дополнительно катер оснащается резиново-надувной лодкой и механической краном-стрелой грузоподъемностью 140 кг.

Начиная с 2000 года, всего построено и введено в строй 69 судов этого проекта. Основная серия патрульных катеров – это суда, строящиеся по контракту для Федеральной Службы Безопасности России. Большая часть судов первой серии отправлена служить на Черное море. Место базирования на сегодняшний день ВМБ Балаклава. Суда, которые стали поступать в строй, начиная с 2018 года, отправляются на Дальний Восток для несения Пограничной службы на острове Сахалин.

Часть судов передана Пограничной службе ФСБ России на Каспийском море для управлений ФСБ в Астраханской области и в Республике Дагестан.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Абхазский морпорт Очамчиры принял два российских сторожевика типа «Мангуст», которые прибыли, согласно международных договоренностей, на усиление пограничной морской группы, которая осуществляет охрану черноморских рубежей республики. Встреча кораблей началась с торжественной церемонии. Два сторожевика серии «Мангуст» теперь пришвартованы в порту Очамчиры. Ожидают в скором времени прибытия корабля проекта «Соболь», который дополнит российскую пограничную группировку, насчитывающую в данное время 8 кораблей. "Соболь" станет последним судном и полностью укомплектует российских морских пограничников.
Данные сторожевики – современные корабли, способные быстро маневрировать и развивать скорость до 90 км/ч. Они имеют на борту современное скорострельное вооружение и оборудование.

Усиление корабельной группировки завершено и в городе Сочи – корабли призваны обеспечивать безопасность будущих олимпийских игр. Кроме кораблей серии «Мангуст», в мероприятиях будут задействованы корабли серий «Соболь» и «Охотник». Так, самым крупным сторожевым кораблем сочинской группировки стал корабль класса «Охотник» - сторожевой корабль с вертолетами на борту, вооруженный современным вооружением и оборудованием.

Корабль проекта 12150 «Мангуст»
Сторожевой патрульный катер класса «Мангуст» разработан санкт-петербургским ЦМКБ «Алмаз» специально для Федеральных пограничников РФ. Производством сторожевиков занимает Рыбинский завод «Вымпел», который может создавать для пограничников около 5-ти катеров данного класса в год. При острой необходимости эта цифра может быть увеличена почти вдвое. Таких катеров не производят больше нигде в мире. Эти катера, если сравнивать их с аналогичными зарубежными кораблями, не уступают им по своим характеристикам. Основной задачей сторожевиков «Мангуст» является осуществление патрулирования российских территориальных вод, охраны морской государственной границы, выполнение функций таможенной службы, охрана морских ресурсов, борьба с незаконным выловом рыбы, контрабандой и морской нелегальной транспортировкой.

Устройство катера класса «Мангуст»
Корпус пограничного катера изготовлен из алюминиевых сплавов с примесями магния. Внешние обводы корабля придают ему форму глубокого «V», которая обеспечивает катеру возможность набора большой скорости до 50 узлов. Корпус катера поделен на 6 отсеков, и при затоплении одного из них он сможет продолжить движение и выполнять поставленные задачи. Подводная часть катера получила электрохимическую протекторную защиту, поверх которой нанесен слой антикоррозийного покрытия – краска и грунт от фирмы «Хемпелс».

Силовая катера состоит из двух дизельных двигателей М470 «Звезда» общей максимальной мощностью 2.6 тысячи кВт с приводами «ACD-14». Для обеспечения подачи бортовой электроэнергии катер оснастили дизельным генератором имеющим мощность 16 кВт и аккумуляторными батареями 12-24 В. Кроме того, катер получил комплекс интерцепторов, которые будет обеспечивать сохранение им высокой скорости и ходовой при волнении моря до 4-х баллов.

Оборудование катера – современный комплекс навигации и связи, обеспечивающий современный уровень безопасного кораблевождения. Он состоит из радиолокационной станции, электронного прокладчика, гирокомпаса, магнитного компаса, системы спутниковой связи, лага, эхолота, УКВ радиостанций и аварийного радиобуя от системы «КОСПАС-САРСАТ». По требованию возможна установка на борт катера КВ радиостанции.

Вооружение
Сторожевой катер класса «Мангуст» может нести различное вооружение, в зависимости от решаемых задач или по требованию заказчика его устанавливают еще на заводе. Стандартный вариант оснащения «Мангуста» вооружением:
- 14.5 мм тумбовая стационарная пулеметная установка;
- один-два пулемета калибра 7.62 мм;
- ПЗРК «Игла»;
- гранатомет противодиверсионного типа «ДП-64»;
- гранатомет АГС-17.

Кроме пулеметов, заказчику сразу предлагают установить ракетный комплекс «Вихрь». Он обладает возможностью лазерного наведения и дальностью применения ракет до 10-ти километров. Из дополнительного оборудования, можно отметить наличие надувной лодки, имеющей жесткий корпус и собственный мотор и стрелу для принятия/отдачи грузов весом до 140 килограмм.

Основные характеристики:
- водоизмещение норма/макс -23.6/30 тонн;
- длина – 18.7 метров;
- ширина – 4.4 метра;
- осадка – 1.1 метра;
- скорость эконом/макс – 35/71 км/ч;
- автономность плавания до 2 суток;

Модификации катера
- проект 12150 – базовый вариант катера класса «Мангуст»;
- проект 12150В – катер с предустановленным ракетно-артиллерийским комплексом «Вихрь» - пусковая ракет и 30 мм скорострельное орудие. Боезапас – 4 ракетных выстрела и 500 боеприпасов для орудия;
- проект 12159М – специальная модификация катера для МЧС России. Основное предназначение – выполнение поисковых и спасательных работ. Основное оборудование аварийно-спасательного назначения. Производится серийно, первый катер уже сошел со стапелей.

Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049055057053124049052049048.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.vympel-rybinsk.ru/12150.htm

HIGH-SPEED PATROL BOAT «MANGUST» PROJECT 12150

18.03.2015


Экспорт скоростных российских катеров проекта 12150 (шифр «Мангуст») может начаться в 2015 году. Такую точку зрения в беседе с корр.ТАСС на международной авиационной и военно-морской выставке LIMA-2015 выразил генеральный директор судостроительного завода (ССЗ) «Вымпел» Олег Белков.
«Надеюсь, что в этом году», — сообщил Белков о предполагаемой дате начала экспорта, отметив в качестве потенциального рынка страны Африки. «Ведем активно работу с Вьетнамом, Индией, Бразилией. Какая-то из стран согласится заказать («Мангусты»)», — добавил он.
Белков отметил, что российским заказчикам к настоящему времени поставлено около 60 катеров «Мангуст». «Ведем переговоры с министерством обороны и пограничниками, которым предложили новый облик катера. Рассчитываем на производство еще порядка 30 единиц. Серия этих катеров для российских заказчиков закончится, полагаю, в пределах 100-120 единиц и мы в этот момент перейдем на пассажирские корабли разной вместимости.
Объем экспортного рынка катеров проекта 12150 глава «Вымпела» оценил примерно в 50 единиц. «Не исключено, что это будет совместное производство с кем-либо», — подчеркнул он. «Корабль хороший, конкурентов на рынке у него немного. Тем более, мы с ЦМКБ «Алмаз» его постоянно модернизируем, — подытожил Белков. — Путевка в жизнь у него большая».
ТАСС


LIMA 2015 – 13-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ И ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ

28.08.2015


26 августа 2015 года состоялся спуск на воду скоростного патрульного катера «Мангуст» проекта 12150 с заводским номером 02641.
Это первый «Мангуст», построенный на АО «ССЗ «Вымпел» по программе импортозамещения. В связи с введёнными санкциями, была произведена замена главного двигателя MTU (Германия) на М470МК производства ОАО «Звезда» (г.Санкт-Петербург).
Под дизели ОАО «Звезда» была переделана корпусная часть машинного отделения, фундаменты главных двигателей, электронасыщение.
После швартовных, ходовых и приёмо-сдаточных испытаний катер отправится в г.Выборг в Службу Пограничного управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В общей сложности в этом году судостроительный завод «Вымпел» спустит на воду 7 патрульных катеров «Мангуст» с двигателями ОАО «Звезда».

16.09.2015


14 сентября, 2015. Рыбинск. На АО «Судостроительный завод «Вымпел» состоялся спуск на воду скоростного патрульного катера «Мангуст» проекта 12150 с заводским номером 02642.
Это второй «Мангуст» производственной программы 2015 года. На катере вместо немецких дизелей установлены двигатели ОАО «Звезда» (г.Санкт-Петербург).
После швартовных, ходовых и приёмо-сдаточных испытаний катер отправится в г. Корсаков в Пограничное Управление ФСБ России по Сахалинской области.
В общей сложности в этом году судостроительный завод «Вымпел» спустит на воду 7 патрульных катеров «Мангуст».
ОАО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

24.09.2015


22 сентября состоялся торжественный спуск на воду скоростного патрульного катера «Мангуст» проекта 12150 с заводским номером 02643. Это третий «Мангуст» производственной программы этого года. Был совершён чин освящения корабля. О борт катера разбита бутылка шампанского.
С торжественным спуском коллектив поздравил генеральный директор АО «ССЗ «Вымпел» Олег Белков: «Я надеюсь, этот корабль, который мы будем доставлять на остров Сахалин, будет отлично нести службу, покажет себя. Сегодня мы выходили на ходовые испытания «Мангуста» с заводским № 02641. Дизели «Звезды» позволили развить скорость 50 узлов».
Скоростной патрульный катер «Мангуст» с заводским номером 02643 после швартовных, ходовых и приёмо-сдаточных испытаний отправится к месту несения службы.
ОАО «КБ «Вымпел»

14.10.2015


АО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская область) 12 октября 2015 года спустил на воду четвёртый скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» производственной программы 2015 года с заводским номером 02644.Об этом сообщает пресс-служба завода.После швартовных, ходовых и приемо-сдаточных испытаний «Мангуст» с заводским номером 02644 отправится к месту несения службы – на Сахалин.

28.10.2015


26 октября 2015 г. на судостроительном заводе «Вымпел» состоятся спуск на воду скоростного патрульного катера «Мангуст» проекта 12150 с заводским номером 02646.
В торжественном событии приняли участие работники предприятия, команда катера, директор департамента промышленной политики Администрации Ярославской области Олег Игоревич Соколов. Представитель областной администрации, поздравляя рыбинских судостроителей, назвал спуск скоростного патрульного катера «Мангуст» важным событием в промышленной жизни региона: «Разрешите мне от имени Губернатора Ярославской области, Правительства региона поздравить со спуском шестого в серии «Мангуста». Ваше предприятие – одно из лучших не только в Ярославской области, но и в России. И сегодняшнее событие означает, что ваш коллектив способен решать самые сложные задачи».
Генеральный директор АО «ССЗ «Вымпел» Олег Юрьевич Белков, обращаясь к коллективу, сказал: «Поздравляю вас не только со спуском, но и ещё и с тем, что в следующем году мы будем продолжать строительство серии «Мангустов». Но это будут принципиально новые корабли с улучшенной обитаемостью, с изменённой формой, с другими дизелями и вооружением. Программа ближайших 5-ти лет по «Мангустам» будет 5 - 10 единиц в год».
После прохождения швартовных, ходовых и приёмо-сдаточных испытаний «Мангуст» отправится в Каспийск, в Пограничное управление ФСБ России по Республике Дагестан.
ОАО «Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

10.05.2016


Как сообщает пресс-служба Судостроительного завода «Вымпел» 6 мая 2016 года, в городе Высоцке в отряде пограничных сторожевых кораблей состоялся торжественный подъём флага на скоростном патрульном катере «Мангуст», построенном на АО «ССЗ «Вымпел» (заводской № 02641).
Перед подъёмом флага состоялся торжественный митинг, был зачитан приказ начальника Пограничного управления ФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области о вводе катера в строй. Командиру «Мангуста» вручили флаг береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, который вместе с флагами расцвечивания был торжественно поднят на катере под гимн России.
«Подъём флага – это официальный день рождения катера, после которого он приступает к несению службы» — говорится в сообщении.
ВТС «БАСТИОН»

17.05.2016

ФГКУ «Войсковая часть», подведомственная Федеральной службе безопасности Российской Федерации, разместила на официальном сайте госзакупок информацию о заключении договора на поставку четырех пограничных сторожевых катеров проекта 12150 (шифр «Мангуст»). Контракт будет заключаться на условиях закупки единственного поставщика, которым, вероятнее всего, выступит АО «Судостроительный завод «Вымпел» из Рыбинска (Ярославская область), включенное в реестр единственных поставщиков Распоряжением Рособоронзаказа от 21 августа 2013 года № 268-р. Пограничное ведомство намерено получить до 1 декабря 2016 года четыре катера проекта 12150 (вероятные заводские номера – с 02648 по 02651), два из которых будут нести службу на Сахалине в Невельске, один – в Крыму с базированием на Балаклаву, и один — в Астрахани. Объем финансирования на закупку катеров определен в 788,4 млн рублей, — таким образом каждый катер обойдется федеральному бюджету в 197,1 млн руб. Судя по сайту закупок, еще с конца прошлого года завод «Вымпел» ведет контрактацию на поставку комплектующих и выполнение субподрядных работ для этих катеров. К настоящему времени заключены договора с соисполнителями более чем на 55 млн.руб., в том числе на поставку арматуры гидравлики, выполнение электромонтажных работ и работ по обстройке интерьера внутренних помещений.
По данным реестра государственных контрактов, в настоящее время ССЗ «Вымпел» исполняет контракт на поставку ФСБ России семи пограничных сторожевых катеров «Мангуст» (с заводскими номерами с 02641 по 02647), подписанный еще 12 августа 2014 года.
http://bmpd.livejournal.com

КОНТРАКТ ЕЩЕ НА ЧЕТЫРЕ ПОГРАНИЧНЫХ КАТЕРА «МАНГУСТ» И ПРОБЛЕМЫ С ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ

27.05.2016
Из-за проблем с дизельными двигателями завода «Звезда», которые были установлены вместо немецких MTU, погранслужба ФСБ не досчиталась шести сторожевых катеров проекта «Мангуст», сообщается в годовом отчете судостроительного завода «Вымпел». Они должны были быть переданы в 2015 году, однако из-за возврата силовых установок производителю их сдача перенеслась на июнь 2016 года.
«В процессе строительства катеров данного проекта в результате мероприятий по импортозамещению изменена их комплектация. В соответствии с решением заказчика «Об изменении состава главной энергетической установки пограничных сторожевых катеров проекта 12150 «Мангуст» на катерах установлены дизели М-470МК производства ОАО «Звезда» вместо двигателей MTU», — говорится в документе.
«Кроме того, в период проведения испытаний заказов 02642-02647 на акватории Рыбинского водохранилища в них (двигателях — ред.) выявлены неисправности. Обнаружено большое количество алюминиевой и стальной стружки в путевых фильтрах. Двигатели демонтированы и отправлены на завод-изготовитель. Учитывая ледовую обстановку, катера будут спущены на воду, испытаны и представлены на приемо-сдаточные испытания в июне 2016 года», — сообщается в отчете.
Вместо семи катеров сдаточной программы 2015 года, на сегодняшний завод успел передать пограничникам только один «Мангуст», уточняется в отчете. Объем неосвоенного «Вымпелом» финансирования составил свыше 96 млн рублей.
http://flotprom.ru

07.09.2016


Два скоростных патрульных катера «Мангуст» проекта 12150, построенных на АО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская область) для Пограничной службы, отправлены на Сахалин на транспортном самолёте Ан-124-100 «Руслан». Об этом сообщает пресс-служба предприятия.Накануне катера привезли в ярославский аэропорт «Туношна» из Рыбинска и погрузили в самолет.
Отмечается, что в общей сложности на Сахалин самолетом отправят четыре «Мангуста». Отправка следующей пары катеров запланирована на 8 сентября.
Скоростные патрульные катера «Мангуст» проекта 12150 судостроительный завод «Вымпел» выпускает с 2001 года. За это время построено 69 катеров для различных ведомств: Министерства обороны, МЧС, МВД России, Федеральной таможенной службы и других.
http://portnews.ru

22.12.2016


Два новых пограничных сторожевых катера «Мангуст» пополнили состав подразделения береговой охраны Пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области. В конце ноября на катерах были подняты флаги, и они со своими экипажами полностью готовы приступить к охране российских рубежей.
Торжественное мероприятие, посвященное прибытию «Мангустов» к месту постоянной дислокации, состоялось на территории Службы Пограничного управления в городе Невельске и совпало с ещё одним знаменательным событием – Днем работника органов безопасности Российской Федерации.
Всего в 2016 году в состав Пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области поступили 4 катера «Мангуст», построенных на АО «ССЗ «Вымпел». Они выполнили программу заводских ходовых и государственных испытаний, и в сентябре были доставлены на Сахалин транспортным самолётом Ан-124-100 «Руслан». Катера проекта 12150 качественно усилят Пограничное управление и помогут Сахалинским пограничникам и дальше эффективно выполнять задачи по охране морских границ России.

15.05.2017


11 мая 2017г. на АО «Судостроительный завод «Вымпел» состоялся спуск на воду скоростного патрульного катера проекта 12150 шифр «Мангуст» заводской номер 02648. Это первый «Мангуст» производственной программы 2017 года, кроме того, это 70-й катер проекта 12150, сошедший со стапелей «Вымпела».
Головной катер проекта был спущен на воду в 2001 году. Проектант – Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Заказчики катеров «Мангуст»: Пограничная служба ФСБ России, МЧС, МВД, Федеральная таможенная служба.
Катер с заводским номером 02648 должен быть сдан заказчику до 30 июня 2017 года. Нести службу он будет в Пограничном управлении ФСБ России по Республике Крым.

15.05.2017


12 мая 2017г. на АО «Судостроительный завод «Вымпел» состоялся спуск на воду скоростного патрульного катера проекта 12150 «Мангуст» заводской номер 02649.
Это 49-й катер, построенный в интересах Пограничной службы ФСБ России.
Катера «Мангуст» выполняют задачи по охране государственных границ в разных регионах: от Сахалина до Калининграда.
Генеральный директор предприятия Олег Юрьевич Белков, открывая церемонию торжественного спуска, сказал: «Завод «Вымпел» построил большую серию катеров проекта 12150. В этом году мы достраиваем «Мангусты» в таком облике. Надеемся в ближайшее время утвердить решение с Пограничной службой ФСБ России о строительстве абсолютно нового «Мангуста», планируем развивать серию дальше».
После проведения швартовных, ходовых и государственных испытаний катер с заводским номером 02649 будет нести службу в Пограничном управлении ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области.
Судостроительный завод «Вымпел»

19.05.2017


17 мая 2017 года в Рыбинске на судостроительном заводе «Вымпел» состоялся торжественный спуск на воду скоростного патрульного катера проекта 12150 «Мангуст» заводской номер 02650.
В спуске участвовали начальник отдела Береговой Охраны ПС ФСБ России, капитан 1 ранга Виктор Денисенко, начальник 3 отдела 1 службы в/ч 55056 ФСБ РФ Александр Бекренёв.
Приветствуя коллектив, Александр Бекренёв сказал: «Серия катеров проекта 12150 «Мангуст» строится только на заводе «Вымпел». Эти катера используются в охране государственной границы, её биоресурсов. За время эксплуатации они зарекомендовали себя с лучшей стороны».
Катеру с заводским номером 02650 предстоит пройти швартовные, ходовые и государственные испытания. После сдачи заказчику катер будет нести службу в Пограничном управлении ФСБ России по Сахалинской области (г.Невельск).
Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

25.05.2017


23 мая 2017 года в Рыбинске на Судостроительном заводе «Вымпел» состоялся спуск на воду скоростного патрульного катера проекта 12150 «Мангуст» заводской номер 02651.
На церемонии спуска в полном составе присутствовала команда катера во главе с командиром, мичманом Денисом Викторовичем Арискиным.
По традиции крёстная мать катера с заводским номером 02651 менеджер управления по закупкам Яна Панюшина разбила о борт бутылку шампанского. Катеру предстоит пройти швартовные, ходовые и государственные испытания. После сдачи заказчику катер будет нести службу в Пограничном управлении ФСБ России по Сахалинской области, порт приписки город Невельск.
Судостроительный завод «Вымпел»

20.05.2018


18 мая 2018 года на судостроительном заводе «Вымпел», входящем в Концерн «Калашников», состоялся спуск на воду скоростного патрульного катера проекта «Мангуст» для Пограничной службы ФСБ России. Это первый спуск в рамках производственной программы предприятия на 2018 год.
ССЗ «Вымпел» - строитель самой большой серии катеров в современной России. Спущенный «Мангуст» является 75-м катером серии и 50-м, построенным в интересах береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. После прохождения швартовных, ходовых и государственных испытаний катер будет нести службу на Чёрном море.
Судостроительный завод «Вымпел»

23.06.2018


Скоростной патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» с заводским номером 02654 постройки АО «ССЗ «Вымпел» (предприятие входит в Концерн «Калашников») передан заказчику – Пограничной службе ФСБ России.
После прохождения швартовных, заводских ходовых и государственных испытаний, во время которых «Мангуст» подтвердил соответствие тактико-техническим характеристикам, комиссия, назначенная приказом ПС ФСБ, подписала приёмный акт.
Катер будет доставлен к месту несения службы на Чёрное море и приступит к выполнению задач по охране государственной границы.
«Мангуст» с заводским номером 02654, спущенный на воду 18 мая, является 75-м в серии и 50-м, построенным в интересах береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
Судостроительный завод «ВЫМПЕЛ»

04.07.2018


30 июня 2018 года государственная комиссия подписала приёмный акт на скоростной патрульный катер. Этот катер участвовал в параде катеров и показательных выступлениях, которые состоялись в Ярославле 16 июня в день 55-летия полёта в космос Валентины Владимировны Терешковой.
«Мангуст» с заводским номером 02652 был спущен на воду 21 мая, прошёл швартовные, ходовые, приёмо-сдаточные испытания, в ходе которых подтвердил соответствие тактико-техническим характеристикам.
Катер будет нести службу на Чёрном море.
К месту базирования «Мангусты» с заводскими номерами 02652 и 02654 будут доставлены автомобильным транспортом.
Судостроительный завод «Вымпел»


СКОРОСТНОЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР «МАНГУСТ» ПРОЕКТА 12150


Патрульный катер «Мангуст» пр.12150 спроектирован Центральным Морским Конструкторским Бюро «Алмаз» (ЦМКБ «Алмаз», г. Санкт-Петербург) по заказу департамента морской охраны Федеральной пограничной службы России. Катер производит ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (ССЗ «Вымпел», г. Рыбинск). В настоящее время на заводе имеются необходимые мощности и технологии (2 стапель-кондуктора) для выпуска не менее 5 катеров в год. При необходимости их производство может быть увеличено.
Катер пр.12150 «Мангуст» не имеет аналогов в мировом кораблестроении, а по основным характеристикам не уступает зарубежным и превосходит лучшие отечественные катера подобного класса.
Скоростной патрульный катер «Мангуст» проекта 12150 предназначен для:
действия по вызову в территориальных водах;
контроля за соблюдением кораблями установленного режима плавания на внешнем и внутреннем рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих прибрежных районах моря;
выполнения задач, входящих в обязанности морской полиции, таможенных служб, рыбоохранных инспекций в прибрежных районах моря.
Патрульный катер проекта 12150 (шифр «Мангуст») обеспечивает пограничный режим на рейдах и охрану государственной границы и морских биологических ресурсов в прибрежных районах моря Рациональное сочетание обводов корпуса катера («глубокое V») с движительным комплексом (два дизеля М470 с приводом Арнесона) позволило в значительной степени достичь высоких скоростных характеристик (свыше 50 узлов), хорошей маневренности и управляемости По своим тактико-техническим характеристикам катер «Мангуст» превосходит лучшие отечественные и не уступает зарубежным аналогам
Энергетическая установка на катерах проекта 12150 может состоять из двух главных двигателей — четырёхтактные десятицилиндровые дизели 10V2000 M93 фирмы «MTU», — работающих на приводы Арнесона ASD-14 с частично-погружёнными винтами фиксированного шага или водомётные движители «KaMeWa А-45» (Rolls-Royce). Дизели оснащены: аккумуляторной системой подачи топлива Common Rail; регистровой системой турбонаддува; водоох­лаждаемым газовыпускным коллектором. Имеется возможность автоматического вывода из работы части цилиндров при малой нагрузке. Суммарная максимальная мощность двигателей — 2240 кВт (3000 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса — 2900 кг. Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 26 кВт.
Максимальная скорость хода — 50 узлов. Дальность плавания при наибольшем запасе топлива с экономичной скоростью 36 узлов составляет около 410 миль.
Серийно выпускаются с 2000 года. Применяются в основном Пограничной службой ФСБ России (4 катера), два из них используются в Каспийском море, один в Азовском море и один в Балтийском море и МЧС России (7 катеров в поисково-спасательной модификации (проект 12150М).
В 2009 году ОАО «Вымпел» сдало 5 катеров для ФСБ РФ (ЧФ и БФ). На 2010 год - заказ 5 катеров. На 2011 и 2012 годы - 8 и 12 соответственно.
В августе 2012 года два патрульных катера «Мангуст» были доставлены во Владивосток. Одной из первых задач для них станет обеспечение безопасности во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке.
Количество 37 единиц Постройка Пр.12150 — Рыбинск, «Вымпел» — 34 единицы (зав.№02625 – 2012, 02626 – 2012, 02628-02631 – 2012) Пр.12150М — Рыбинск, «Вымпел» — 3 единицы.

МОДИФИКАЦИИ

Проект 12150 – базовый вариант катера класса «Мангуст»
проект 12150В — отличается от прототипа пр.12150 наличием ракетно-артиллерийского комплекса «Вихрь» в составе 30-мм скорострельной пушки и пусковой установки для ракет. Боекомплект комплекса – 4 ракеты и 500 30-мм выстрелов.
Проект 12150М (модификация катера пр.12150) — Многоцелевой катер создан по заказу МЧС РФ и спущен на воду 29.06.2006 г. Катер предназначен для выполнения поисково-спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, спасения пострадавших, оказания помощи терпящим бедствие судам и малым плавсредствам. Оснащен специализированным аварийно-спасательным оборудованием. Выпускается серийно.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 27,2
Длина габаритная, м 18,7 — 19,45
Ширина наибольшая, м 4,40
Высота борта на миделе, м 2,2
Осадка при полном водоизмещении, м 1,16
Главная энергетическая установка: Два главных двигателя 10V2000M93 фирмы «MTU», работающих на приводы Арнесона ASD-14 с частично-погруженными винтами фиксированного шага или водометные движители «KaMeWa».
Суммарная максимальная мощность двигателей - 2240 кВт (3000 л.с.).
Электроэнергетическая система
Основная электроэнергетическая сеть – 380 В, 50 Гц.
Источники электроэнергии:
1 дизель-генератора мощностью по 16 кВт
Скорость максимальная, узлов 48 — 50
Скорость экономическая, узлов 30 — 36
Дальность плавания при экономической скорости, миль 410
Мореходность, баллы
— по безопасности плавания 4
— по использованию оружия 2
Автономность по запасам провизии и пресной воды, сутки 2
Экипаж, чел. 3-6

ВООРУЖЕНИЕ

1 х 14,5 мм МТПУ — 1 компл.(500 патронов)
1-2 пулеметов 7,62-мм калибра
ПЗРК «Игла»;
гранатомет противодиверсионного типа «ДП-64»;
гранатомет АГС-17.
Катер может комплектоваться легким водолазным снаряжением.
Радиотехническое вооружение
Навигационная радиолокационная станция SL72
Навигационное вооружение
Гирокомпас «Гюйс», магнитный компас «Азимут-90-1», навигационная аппаратура ST60 фирмы Raytheon/Autohelm
Средства связи
УКВ радиоустановка Sailor с ЦИВ RT4822
ПВ\КВ радиостанция Sailor 250 Вт
УКВ радиостанция «Гранит-В»
Приемник службы НАВТЕКС NT-900
Аварийный радиобуй «Афалина»


НАЗНАЧЕНИЕ

Береговая охрана, поисковые и спасательные операции, охрана рыбных ресурсов, патрулирование и проведение таможенных операций.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение, тонн 57
Длина наибольшая, м 27,96
Ширина наибольшая, м 4,4
Высота борта до верхней палубы, м 3,27
Скорость максимальная, узлов 47
Дальность плавания при скорости 40 уз., миль 500
Вместимость топливных цистерн, тонн 6,8
Размещение экипажа, чел. 6
Материал корпуса и надстройки алюминиевый сплав

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Главные двигатели - 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт). Два привода Арнесона ASD14.

Вспомогательная энергетическая установка - 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт). Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Интегрированная система навигации ST60.
Система местоуказания VNTsU-UV450.
Система связи и передачи команд.

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетно-артиллерийский комплекс "Вихрь-К", включающий:
4 управляемые ракеты "Вихрь";
одну 30 мм атиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами;
тепло-телевизионную систему и систему управления артиллерийским огнем с системой автоматического сопровождения цели.

14,5 мм морская тумбовая пулеметная установка, предназначенная для поражения воздушных, береговых и надводных целей.

ОСОБЕННОСТИ

Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

"Мангуст", патрульный катер проекта 12150

Скоростной многоцелевой патрульный катер для действий в прибрежной зоне

История создания

Патрульный катер "Мангуст" пр.12150 спроектирован Центральным Морским Конструкторским Бюро "Алмаз" (ЦМКБ "Алмаз", г. Санкт-Петербург) по заказу департамента морской охраны Федеральной пограничной службы России. Катер производит ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" (ССЗ "Вымпел", г. Рыбинск). В настоящее время на заводе имеются необходимые мощности и технологии (2 стапель-кондуктора) для выпуска не менее 5 катеров в год. При необходимости их производство может быть увеличено.

Катер пр.12150 "Мангуст" не имеет аналогов в мировом кораблестроении, а по основным характеристикам не уступает зарубежным и превосходит лучшие отечественные катера подобного класса.

Назначение

Патрульный катер пр.12150 "Мангуст" предназначен для выполнения задач патрулирования территориальных вод и обеспечения пограничного режима государственно границы, несения таможенной службы, охраны биологических ресурсов в прибрежных районах, проведения поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандистами и нелегальной транспортировкой наркотиков.

Особенности

Корпус катера выполнен из алюминиево-магниевого сплава с внешними обводами в форме "глубокое V" м в сочетании с мощной двигательной установкой обеспечивает движение с высокой скоростью (свыше 50 узлов, около 100 км/ч), хорошую маневренность и управляемость. Переборками разделен на 6 отсеков и остается на плаву при затоплении любого из них. Для предохранения подводной части корпуса от коррозии установлена электрохимическая протекторная защита и окрашена лакокрасочным антикоррозийным покрытием (грунт и краска фирмы "Хемпелс").

Двигательная установка включает 2 дизеля "Звезда" модели M470 (2 дизеля MTU16V2000M90, мощность 2х1343 кВт) мощностью 990 кВт каждый при 1550 об/мин с двумя приводами Арнесона ACD-14. Кроме того, для сохранения высоких ходовых качеств в условиях волнения моря силой до 4 баллов катер оснащен комплексом бортовых интерцепторов. Для обеспечения бортовой электросети и потребителей катер оснащен дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Навигационно-связной комплекс обеспечивает безопасное судовождение. В его составе имеются РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный компасы, спутниковую систему, лаг, эхолот, а также стационарная и переносная УКВ радиостанции, предусмотрена возможность оснащения радиостанциями КВ диапазона и аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ.

Вооружение катера пр.12150 "Мангуст" может иметь различную комплектацию, которая определяется решаемыми задачами, спецификой применения и заказчиком. Основной вариант предполагает наличие на катере 14,5-мм стационарную тумбовую пулеметную установку, а также 1-2 пулеметов 7,62-мм калибра. Кроме того, по желанию заказчика, на катере может быть установлен ракетный комплекс "Вихрь" с лазерным наведением и дальностью действия до 10 км, а также укомплектован переносным зенитным ракетным комплексом типа "Игла", противодиверсионным гранатометом ДП-64 и гранатометом АГС-17. Дополнительно катер "Мангуст" имеет надувную шлюпка с жестким корпусом и подвесным мотором, а также грузовую стрелу с грузоподъемностью 140 кг.

Модификации

Катер пр.12150В - отличается от прототипа пр.12150 наличием ракетно-артиллерийского комплекса "Вихрь" в составе 30-мм скорострельной пушки и пусковой установки для ракет. Боекомплект комплекса – 4 ракеты и 500 30-мм выстрелов.

Многоцелевой катер пр.12150М (модификация катера пр.12150) создан по заказу МЧС РФ и спущен на воду 29.06.2006 г. Катер предназначен для выполнения поисково-спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, спасения пострадавших, оказания помощи терпящим бедствие судам и малым плавсредствам. Оснащен специализированным аварийно-спасательным оборудованием. Выпускается серийно.


В абхазском морском порту Очамчира состоялась церемония встречи российских скоростных сторожевиков класса "Мангуст". Военная техника прибыла сюда для усиления морской пограничной группы, охраняющей черноморские рубежи республики на основе межгосударственного договора.

В бухте Очамчиры пришвартовались первые два судна этой серии. А вскоре здесь ожидают прибытие скоростного судна иного типа, построенного по проекту "Соболь". Сейчас группировка российских пограничных кораблей в Абхазии насчитывает восемь судов, и с появлением сторожевика типа "Соболь" она будет окончательно укомплектована.

Дополнительные суда, прибывающие в Абхазию, позволят завершить формирование морской пограничной охраны на этом участке, что отразится на эффективности защиты рубежей республики, - заявил первый заместитель начальника погранслужбы ФСБ РФ по республике Абхазия Дмитрий Королев.

Суда класса "Мангуст" - это современные маневренные сторожевые катера, развивающие скорость до 90 километров в час. Они оснащены скорострельным вооружением и цифровыми средствами локации, поиска и связи.

В последнее время, как уже рассказывала "РГ", была также усилена и группировка кораблей береговой охраны, базирующаяся в Сочи . Это связано с обеспечением безопасности зимних Олимпийских игр-2104. (ха! не стал исправлять опечатку автора статьи, дай Бог, доживем!). В данной группировке при ее окончательном формировании будут задействованы суда проектов "Охотник", "Соболь", "Мангуст" и "Светляк".

Кстати

В числе прибывших в Сочи кораблей самым крупным является вертолетоносный скоростной сторожевик "Рубин" (проект 22-460 "Охотник"), на котором установлено самое современное вооружение и новейшие электронные системы.

Справка

"Мангуст", патрульный катер проекта 12150


История создания

Патрульный катер "Мангуст" пр.12150 спроектирован Центральным Морским Конструкторским Бюро "Алмаз" (ЦМКБ "Алмаз", г. Санкт-Петербург) по заказу департамента морской охраны Федеральной пограничной службы России. Катер производит ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" (ССЗ "Вымпел", г. Рыбинск). В настоящее время на заводе имеются необходимые мощности и технологии (2 стапель-кондуктора) для выпуска не менее 5 катеров в год. При необходимости их производство может быть увеличено.

Катер пр.12150 "Мангуст" не имеет аналогов в мировом кораблестроении, а по основным характеристикам не уступает зарубежным и превосходит лучшие отечественные катера подобного класса.

Назначение

Патрульный катер пр.12150 "Мангуст" предназначен для выполнения задач патрулирования территориальных вод и обеспечения пограничного режима государственно границы, несения таможенной службы, охраны биологических ресурсов в прибрежных районах, проведения поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандистами и нелегальной транспортировкой наркотиков.

Особенности

Корпус катера выполнен из алюминиево-магниевого сплава с внешними обводами в форме "глубокое V" м в сочетании с мощной двигательной установкой обеспечивает движение с высокой скоростью (свыше 50 узлов, около 100 км/ч), хорошую маневренность и управляемость. Переборками разделен на 6 отсеков и остается на плаву при затоплении любого из них. Для предохранения подводной части корпуса от коррозии установлена электрохимическая протекторная защита и окрашена лакокрасочным антикоррозийным покрытием (грунт и краска фирмы "Хемпелс").

Двигательная установка включает 2 дизеля "Звезда" модели M470 (2 дизеля MTU16V2000M90, мощность 2х1343 кВт) мощностью 990 кВт каждый при 1550 об/мин с двумя приводами Арнесона ACD-14. Кроме того, для сохранения высоких ходовых качеств в условиях волнения моря силой до 4 баллов катер оснащен комплексом бортовых интерцепторов. Для обеспечения бортовой электросети и потребителей катер оснащен дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Навигационно-связной комплекс обеспечивает безопасное судовождение. В его составе имеются РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный компасы, спутниковую систему, лаг, эхолот, а также стационарная и переносная УКВ радиостанции, предусмотрена возможность оснащения радиостанциями КВ диапазона и аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ. Вооружение катера пр.12150 "Мангуст" может иметь различную комплектацию, которая определяется решаемыми задачами, спецификой применения и заказчиком. Основной вариант предполагает наличие на катере 14,5-мм стационарную тумбовую пулеметную установку, а также 1-2 пулеметов 7,62-мм калибра. Кроме того, по желанию заказчика, на катере может быть установлен ракетный комплекс "Вихрь" с лазерным наведением и дальностью действия до 10 км, а также укомплектован переносным зенитным ракетным комплексом типа "Игла" , противодиверсионным гранатометом ДП-64 и гранатометом АГС-17 . Дополнительно катер "Мангуст" имеет надувную шлюпка с жестким корпусом и подвесным мотором, а также грузовую стрелу с грузоподъемностью 140 кг.

Модификации

отличается от прототипа пр.12150 наличием ракетно-артиллерийского комплекса "Вихрь" в составе 30-мм скорострельной пушки и пусковой установки для ракет. Боекомплект комплекса – 4 ракеты и 500 30-мм выстрелов.

Многоцелевой катер пр.12150М (модификация катера пр.12150) создан по заказу МЧС РФ и спущен на воду 29.06.2006 г. Катер предназначен для выполнения поисково-спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, спасения пострадавших, оказания помощи терпящим бедствие судам и малым плавсредствам. Оснащен специализированным аварийно-спасательным оборудованием. Выпускается серийно.

Водоизмещение, т:
полное/максимальное ./26,1 (пр.12150В - 30,0)
стандартное 23,6
Главные размерения, м 18,7х4,4х1,16
Скорость хода максимальная, узлы до 71
Скорость движения, км\ч 35-50
Дальность плавания максимальная, мили .
Дальность плавания экономической скоростью, мили 350-430
Автономность, сут. 2 (1)
Электропитание, В 6 (4)
Двигатели, количество, тип и модель 2хМ470 (пр.12150В - 2хMTU16V2000М90)
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 2}

Поделиться