Что такое боке. Съемка боке для новичков

Я уверен, что вы уже видели достаточно снимков с мягкими, круглыми, красивыми огоньками на заднем плане. Многие из вас задаются вопросом, как лучше всего достигнуть такого мягкого эффекта боке ?

Сейчас вы находитесь в правильном месте, ведь в этой статье мы как раз постараемся объяснить, что такое боке и как Вы сможете достичь этого эффекта на фотографиях самостоятельно.

Что такое боке

Нарастающая популярность термина «боке » в последние годы отчасти обусловлена его изначальным смыслом. Как говорят многие фотографы Москвы , сейчас термин «боке » используется для описания размытых оттенков и форм на фотографии. Точнее, это то, как еще точнее фотограф подчеркивает эстетические особенности расфокусированной области снимка.

Поэтому, возможно существование «хорошего » и «плохого » боке (несмотря на то, что это чисто субъективно ), но, по существу, все это касается области снимка, вышедшей за пределы глубины резкости.

Получить красивое боке достаточно просто: нужно всего лишь выставить правильные , которые позволяют получать превосходный образ естественного света на фотографии, создавая мягкие округлые узоры из огоньков света . Именно их мы и будем пытаться достичь в рамках данной статьи!

Где начать

Сначала, Вам нужно освоить несколько параметров настройки фотокамеры. Для создания эффекта «боке» понадобятся максимально открытая диафрагма и короткое фокусное расстояние. Лучше всего переключиться в режим приоритета диафрагмы (Aperture Priority mode ), что позволит управлять экспозицией.

В зависимости от способностей Вашего объектива, который Вы используете, выбирайте наименьшее число диафрагмы (число f), где-то между f/1.4 и f/4 , или даже f/5.6 , но чем меньше, тем лучше. Такая диафрагма будет также обеспечивать уменьшение глубины резкости.

Наиболее подходящими объективами, которые позволяют «рисовать » красивое боке, являются фикс-объективы (т.е. объективы с фиксированным фокусным расстоянием ), например 50mm , 85mm и т.п. С их помощью можно выставить число f, равное 1.4 , 1.8 и получить красивейший эффект боке.

Глубина резкости

Следующим шагом будет достижение правильной глубины резкости , с целью достичь эффекта размытия. Убедитесь, что Вы оставили достаточное расстояние между собой и источником света и удостоверьтесь, что на Вашей зеркальной камере выбрана ручная фокусировка .

Чтобы достичь наилучшего эффекта боке, необходимо, чтобы фотографируемый объект располагался настолько близко к объективу, насколько это возможно. Это обеспечит превосходное размытие огоньков света на заднем плане.

Передний план и силуэт

Как только Вы справились со всей технической стороной дела, Вы можете начинать использовать боке в своей повседневной работе. Старайтесь использовать боке на заднем плане изображения, у которого есть альтернативный фокус на переднем плане, например, человек или натюрморт.

Теперь попытайтесь увеличить расстояние между объектом на переднем плане и светом на заднем плане. Вы увидите, что результат будет меняться и сможете выбрать наиболее лучший снимок.

Теперь Ваша очередь

Итак, теперь Ваша очередь. Все, что Вам требуется – это зеркальная камера с объективом и коллекция маленьких источников света. К примеру, рождественская гирлянда будет прекрасным объектом для тренировки. Отдаленные уличные огни также подойдут для создания красивого боке .

Вам придется потратить не мало времени, чтобы попрактиковаться, подбирая необходимые параметры настроек Вашей фотокамеры . Но затем, как только вы наберетесь достаточно опыта, снимки у вас будут получаться всё лучше и лучше.

Если не перестараться, это умение может быть эффективно использовано для создания действительно превосходной мягкости и глубины изображения, не привлекая слишком много внимания. Это в огромной степени повысит ценность и красоту Ваших фоторабот!

Слово боке вошло в широкий обиход не так уж и давно, примерно в конце 1990-х годов. Оно пришло из японского языка, где обозначает "размытость" или "нечеткость". Боке называют рисунок, который формируется на снимке из объектов, находящихся за границами зоны резкости путем размытия. Человек не способен своими глазами увидеть боке таким, какое оно получается на фотографии. Мы лишь слегка можем расфокусировать взгляд, получив нечеткое изображение, но это будет и близко не похоже на художественный эффект, получаемый благодаря объективам, способным создавать этот чудесный рисунок.

Для простого боке сгодится практически любой объектив, но действительно красивый рисунок создают не все. Производители оптики постоянно стараются уменьшить искажения, создаваемые линзами, исключить рассеивание света, добавляя просветляющее покрытие на оптические элементы и борются с аберрациями и прочими вредителями, но это всё делает рисунок боке более скудным.

На рынке можно встретить оптику не отличающуюся хорошей резкостью. Такие объективы дают мягкую картинку и замечательный рисунок боке. К примеру, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus или Canon EF 50mm 1:1.2L.

Оптика, способная создавать действительно красивый рисунок боке иногда стоит дороже самых топовых объективов. 100 тысяч рублей - это не предел. Конечно же, можно найти и более дешевые объективы подходящие на роль боке-художников. Главное разобраться, каким должно быть размытие, чтобы оно дополняло, а не портило снимок.

Стоимость оптики для боке

Красивый рисунок можно получить и на дешевой оптике. К примеру, старые советские объективы.

Очень достойный рисунок можно получить используя "Гелиос" 44-го семейства. Сколько такой раритет может стоить? Примерно 3000 рублей обойдется объектив в хорошем состоянии. Ещё 1000 рублей придется отдать за переходник. Снимки, получаемые на Helios 77 M4 могут соперничать с дорогими аналогами.

Также неплохие результаты можно получить используя любительскую недорогую оптику от современных производителей.

У многих объективов боке начинает раскрываться на диафрагме 1,8. При этом детализация зоны резко изображаемого пространства оставляет желать лучшего. Практически всегда боке недорогой оптики будет хуже, чем у топовых стёклышек, но если учесть разницу в цене в десятки раз, то на это можно закрыть глаза.

Боке на зум-объективах

Объективы с изменяемым фокусным расстоянием не способны создавать оригинальное и уникальное боке. К примеру, можно взять китовый объектив 18-55mm f/5.6 на максимальном фокусном расстоянии. Он будет размывать фон без какой-либо доли искусства и оригинальности.

Возьмем объектив 18-55 мм. Максимально увеличим фокусное расстояние и на максимум откроем диафрагму. Уменьшим дистанцию до объекта съемки на максимум (около 30 см). Рисунок боке получается унылым и невыразительным. Даже самый дешевый Гелиос сделает более интересную картинку. У более дорогой оптики творческий потенциал выше. К примеру, возьмём Canon EF 24-105mm 1:4L.

При тех же условиях съёмки рисунок начинает обретать диски нерезкости. Выглядит это более эффектно, но сами диски создают не очень приятную картинку. Они отвлекают внимание от переднего плана.

Всегда придётся искать максимально качественный результат в том, что есть в наличии. Следующий снимок демонстрирует рисунок боке полученный при съёмке на фокусном расстоянии 105 мм при диафрагме 7.1:

На что влияет количество лепестков диафрагмы?

Всегда в характеристиках оптики есть указание количества лепестков диафрагмы. Чем больше количество, тем форма кружков боке будет более приближённой к кругу. Но стоит знать, что открытая диафрагма на форму дисков не влияет.

Можно найти очень интересные объективы, такие как Зенитар МЕ1. Его диафрагма выполнена в форме ромба.

Естественно, рисунок получается оригинальный.

Зеркально-линзовые объективы, такие как MC 3M-5CA 8/500, дают боке в форме бубликов:

Оценка боке

Выбрать объектив с наилучшим боке трудно. По-хорошему, их нужно все попробовать. Тогда можно распознать "вкус" каждого и определиться с выбором. На деле нужно обращать внимание на некоторые нюансы. Например, если вам демонстрируют фотографии с размытым фоном, сделанные при помощи конкретных объективов следует задуматься о том, как они были получены и какие ошибки допустил фотограф. К примеру, если задний фон полностью размыт и нет плавного перехода от резкой части к зоне размытия - это плохо.

Боке не должно резко отделять задний план от переднего. Оно должно быть частью композиции. Лучше всего, когда за объектом съемки располагаются, уходя вдаль однотипные объекты и те, что дальше, размываются сильнее, чем те, что ближе. Это правильная демонстрация размытия

На данном снимке видно, как по мере удаления степень размытия увеличивается. Лучший способ оценить боке конкретных объективов - это найти в интернете художественные работы фотографов, сделанные именно с интересующим вас объективом. Нужно смотреть работы в разных жанрах. Тогда можно будет оценить потенциал и качество работы оптики.

Как имитировать боке в Фотошопе?

Создать боке в Photoshop можно. Для этого есть несколько инструментов. Фильтр "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) может моделировать боке в Adobe Photoshop.

Для понимания качества программного метода просто сравним работу фильтра и реального объектива.

Подопытный снимок:

Проведём размытие в Фотошопе. Выбираем фильтр "размытие при малой глубине резкости", устанавливаем 8-лепестковую диафрагму. Получаем вот это:

Гелиос 44М (58 мм, 1:2) размыл изображение иначе:

Оптическое размытие создаёт совершенно другую фактуру. Края дисков чёткие и не такие структурированные, как при программном размытии.

22.02.2015 7714 Советы по фотографии 0

Боке́ (от яп. ボケ бокэ — «размытость», «нечёткость», «дымка») — термин, появившийся в нашем лексиконе в конце 1990-х годов и описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки. Особенно этот эффект визуализирует появление бликов, которые повторяют форму диафрагмы объектива (яркие кружочки, которые так любят многие).

Для создания боке нет четких настроек и системы измерения. Единственное, что действительно важно - это качество размытия. И, конечно же, надо понимать, что не существует четких границ между хорошем боке и плохим - на этот счет у каждого свое мнение.

Дмитрий Маркелов

Я же постараюсь кратко дать несколько советов, которые могут прояснить картину с этим эффектом у начинающих фотолюбителей.

1. Используйте широкую диафрагму

Фотографируйте на максимально возможной открытой диафрагме (если не при самом маленьком значении (оптические характеристики объектива на крайних значениях диафрагмы не оптимальны), которое позволяет ваш объектив, то на 1-2 стопа меньше). При широко открытой диафрагме глубина резкости уменьшается, а фокус сосредотачивается на небольшой части предмета съемки. Все пространство, окружающее точку фокуса, будет размыто, и соответственно будет образовано боке.

Дмитрий Маркелов

2. Фотографируйте на светосильные объективы

3. Не пренебрегайте зум-объективами

Очень часто зум-объективы подвергаются критике за недостаточно высокое качество боке в сравнении с объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что максимальная светосила зум-объектива чаще всего ограничена значением f/2.8, тогда как это значение у "фиксов" значительно больше (f/1.8, f/1.4 и больше). Однако, если в вашем арсенале имеется зум-объектив, особенно длиннофокусный, вы можете также использовать его с целью создания боке. Увеличив объект съемки, вы отделите его от остальной сцены, тем самым создав выразительное боке.

И не забывайте, что недорогие зум-объективы имеют малые значения максимальной диафрагмы на "длинном" конце (при диапазоне, например, f/3.5-5.6 при крайнем значении ФР значение диафрагмы составит f/5.6), что может оказаться недостаточным для получения боке и приведет к увеличению выдержки для получения нормально экспонированного снимка (что, при низкой освещенности, потребует применение штатива).

Дмитрий Маркелов

Чем ближе вы располагаете камеру относительно объекта съемки, тем более размытым получается фон, а соответственно вероятность появления боке выше. У каждого объектива есть минимальная дистанция от объектива до предмета съемки, при которой возможно наведение фокуса. Макро объективы позволяют фотографировать при самых минимальных расстояниях, размывая большую часть кадра. Конечно, такая техника неприменима к портретной съемке, и достаточно дорогая.

Дмитрий Маркелов

5. О лепестках диафрагмы

Количество лепестком диафрагмы обязательно указывает производитель объектива в его характеристиках. Некоторые утверждают, что диафрагма с большим количеством закругленных лепестков дает более качественное боке. Однако лепестки диафрагмы влияют исключительно на форму боке, которое в большей степени зависит от оптической конструкции объектива.

Дмитрий Маркелов

6. Используйте эффект боке правильно

Боке не должно выходить на передний план (если это не является художественным приемом в конкретной ситуации). Если вы снимаете портрет - глубина резкости должна быть по всему лицу модели, а не только на кончике носа. Поэтому для начала продумайте фотографию, составьте композицию и уж только тогда для большей выразительности прибегайте к использованию этого эффекта, грамотно выставив значение диафрагмы для каждого конкретного случая съемки.

Каждый фотограф и фотолюбитель в тот или иной момент стремится получить красивое боке. Создание эстетичного боке на фотографии – это, пожалуй, не столько умение, сколько творчество. С точки зрения техники, все, что вам необходимо сделать, чтобы получить боке – перейти в режим ручной фокусировки, и вращать фокусировочное кольцо на объективе по или против часовой стрелки. Но красивое боке – это не просто размытый фон и размытые окружности. Мы приготовили несколько советов, которые помогут вам улучшить боке на ваших фотографиях.

В наших предыдущих статьях (см. статьи и ) мы уже затрагивали вопрос о получении боке. В этой статье мы рассмотрим дополнительные способы придания вашим фотографиям большей эстетичности.

Камера: Canon EOS 400D. Выдержка: 1/30с. Диафрагма: f/1.8. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 800. Экспокоррекция: 0. Вспышка: отключена.

Как улучшить боке: Передний и задний план

Вместо того, чтобы использовать неброский фон, не отвлекающий внимание от переднего плана (или наоборот), попробуйте найти способ объединить их. Сделайте так, чтобы каждый элемент фотографии нес вклад в общую привлекательность изображения. Если на заднем плане есть огни не в фокусе – оцените, как они соотносятся с передним планом? Представляют ли они собой еще один элемент фотографии, или выступают в качестве удачного случайного дополнения?

Часто этот прием доводится наблюдать на свадебных фотографиях, когда, например, невеста находится в фокусе ближе к камере, в то время как на заднем фоне размещается размытое изображение фигуры жениха. Либо, когда на переднем плане мы видим пару в фокусе, а гости находятся в размытом фоне.

Камера: Canon EOS 400D. Выдержка: 1/160с. Диафрагма: f/4.5. Фокусное расстояние: 35 мм. ISO: 200. Экспокоррекция: +1/3 EV. Вспышка: отключена.

Как улучшить боке: Источники света

Для того чтобы на фотографии получить не только размытый фон, но и красивые светящиеся окружности, вам нужно отыскать источники света, например, уличные фонари, фары, свечи и т.д. — именно источники света, находящиеся вне фокуса, создают эффектные световые круги. Определившись с источниками света, вам нужно расположить объект съемки достаточно далеко от них, либо использовать объектив с широкой диафрагмой и уменьшить расстояние между камерой и объектом съемки.

Много полезной информации вы можете найти в нашей статье .

Как улучшить боке: Хорошее и плохое боке

Гладкое, «сливочное» боке без резких краев, как правило, называют «хорошим боке». С другой стороны, боке с ярко выраженными краями или недостаточно размытое принято считать «плохим».

Нужно помнить, что боке рисуют объективы, а не камера. И если вы хотите добиться красивое боке, то вам следует ориентироваться на выбор портретного или телеобъектива – они обычно рисуют более эстетичное боке, нежели дешевые зум-объективы.

Пример хорошего боке:

Камера: Canon EOS 400D. Выдержка: 1/160с. Диафрагма: f/2.8. Фокусное расстояние: 100 мм. ISO: 100. Экспокоррекция: 0. Вспышка: отключена.

А вот пример плохого:

Камера: Canon EOS 400D. Выдержка: 1/250с. Диафрагма: f/3.2. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 100. Экспокоррекция: 0. Вспышка: отключена.

Как улучшить боке: Текстуры

Добавьте к вашим фотографиям с боке текстуры и вы увидите, как преобразится изображение. Самый простой способ сделать это – сфокусироваться на лобовом стекле или окне вашего автомобиля. После этого вы можете разбрызгать воду на стекло и сфокусироваться на текстуре, образуемой каплями и потеками воды. При расположении за стеклом расфокусированных источников света, например, фар или фонарей, вы получите очень интересный эффект.

Камера: Canon EOS 400D. Выдержка: 1/40с. Диафрагма: f/1.8. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 400. Экспокоррекция: 0. Вспышка: отключена.

Кроме добавления текстур к фотографиям с боке, вы можете использовать сами изображения с боке в качестве текстур для своих фотографий. Просто наложите одно из них на свою фотографию и увидите какой интересный эффект получится.

Камера: Canon EOS 400D. Выдержка: 1/400с. Диафрагма: f/2.8. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 100. Экспокоррекция: 0. Вспышка: отключена.

Как улучшить боке: Город в расфокусе

Популярные достопримечательности были сфотографированы 100500 раз во всех мыслимых ракурсах и во все доступные часы дня и ночи. Если вас тяготит делать «обязательное фото перед Эйфелевой башней», попробуйте взглянуть на городские достопримечательности с точки зрения расфокусированного изображения.

Камера: Canon EOS 400D. Выдержка: 1/20с. Диафрагма: f/5.6. Фокусное расстояние: 18 мм. ISO: 200. Экспокоррекция: 0. Вспышка: отключена.

Дорогие друзья, в преддверии праздников мы публикуем советы о том, как создавать волшебные праздничные фотографии с эффектом боке. В комментариях будем ждать ваши фотографии с боке и дополнительные советы.

Многие фотографы применяют эффект боке, фотографируя красочные огни праздника. Если вы выставляете настройки вручную, вы можете расфокусировать объектив для создания подобного эффекта. Этот снимок был снят при выдержке в 1/80, диафрагме F/4, ISO 5600, при приоритете диафрагмы.

Хотите знать, как фотографировать освещение на празднике, чтобы получить даже лучшее боке, чем на фотографиях профессионалов? Лучше всего использовать съёмку в приоритете диафрагмы или вручную установить экспозицию, чтобы проконтролировать диафрагму и выдержку.

Свет как главный объект
Для изображения, где единственным объектом съёмки являются праздничные огни, лучше всего сосредоточится на снимке ёлки или большого скопления фонариков. Если у вас есть штатив, установите камеру на него или поместите фотоаппарат на устойчивую поверхность. Если вы держите Nikon в руках, включите систему стабилизации изображения в объективе, активировав VR.

Используйте широкую диафрагму в f/4 или больше. Если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, вам понадобится самая маленькая выдержка. Вам также нужно установить убедиться, что экспозиция установлена правильно. Не бойтесь увеличивать ISO. Секрет удивительных снимков мягких разноцветных шаров света в том, чтобы вручную сфокусировать камеру, оставив огни вне фокуса.


Используя только окружающий свет, фотограф смог направить всё внимание на фигурку Санта-Клауса. Игрушка солдата на заднем плане оказывается вне фокуса из-за большого значения отверстия диафрагмы, выставленного фотографом. Это позволяет усилить эффект боке, созданный праздничными огнями. Настройки: выдержка 1/20, диафрагма f/5,7, ISO 640, приоритет диафрагмы .

Свет как фоновый эффект
Для изображения, где вы хотите сохранить эффект боке для фона, настраивайте камеру почти так же. Единственная разница - главным предметом должен стать человек или объект, находящийся близко к камере.

Используя широкую диафрагму и сосредоточившись на главной теме, вы оставите свет на заднем плане вне фокуса. Для более мягкого, сияющего эффекта, переставьте фонари подальше.


Эта фотография является примером того, как фокусироваться на объекте на переднем плане. Свет на заднем плане позволяет создать классический эффект боке, а фон помогает выделить объект съёмки. Настройки: выдержка 1/80, диафрагма f/4, ISO 4500, приоритет диафрагмы.

Статья была переведена с сайта



Поделиться