С. Д

Предисловие

Экономика и общество России переживают период глубоких преобразований. Непрерывная перестройка организационных структур, децентрализация управления, обновление технологий, стиля и методов руководства усиливают значение деятельности менеджера, развивая в нем качества творца и лидера инноваций. Эффективный труд руководителя – это органический сплав науки и искусства, тесное сочетание мастерства, которому можно и нужно научить, и таланта организатора, с которым нужно родиться и который нужно развивать и совершенствовать.
Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента представляет читателю новое издание первого систематизированного учебника по персональному менеджменту, подготовленного творческим межрегиональным коллективом авторов.
Персональный менеджмент (selfmanagement) – наука о самоорганизации и самоуправлении человека – представляет собой специальную дисциплину, являющуюся составной частью обширного научного направления, целого комплекса наук, связанных с организацией труда и управления.
Как показывает практика, недостатки в организации личного труда руководителей в конечном счете сводятся к неэффективному использованию ими важнейшего ресурса – времени.
В свою очередь это приводит к неэффективной организации труда менеджеров и их подчиненных.
Основной замысел учебника направлен на формирование целостной системы организации личной жизнедеятельности менеджера. Это очень важно, ибо любому менеджеру необходимо знать, как управлять своей личной деловой карьерой, собственным временем, как планировать свои дела и принимать конкретные решения, когда и кому делегировать полномочия, как организовать свое рабочее место и рационализировать собственный труд, как выступать публично, готовить и проводить индивидуальную беседу с подчиненными, деловые переговоры, деловые совещания, взаимодействовать с секретарем, как, наконец, поддерживать и повышать свою работоспособность и контролировать результаты собственной деятельности, как создавать и улучшать свой имидж, заботиться о собственной репутации.
Обо всем этом идет речь в 23 главах нового издания.
К достоинствам учебника, бесспорно, следует отнести то, что большая часть представленного материала является не только теоретическим обоснованием системы самоорганизации менеджера, но прежде всего результатом серьезных научных исследований, проведенных авторами, представляющими вузы крупных регионов России: Пензенского, Нижегородского, Волгоградского. К положительным качествам учебника следует отнести также доступный стиль изложения материала, наличие практических примеров, развивающих навыки самоуправления менеджера.
Курс «Персональный менеджмент», для изучения которого подготовлен настоящий учебник, широко изучается и давно применяется в зарубежной практике подготовки управленческих кадров. В России же определенный пробел в специальной литературе по данному направлению постепенно преодолевается.
Уверен, что использование учебника «Персональный менеджмент» в высших учебных заведениях будет способствовать повышению профессиональной культуры будущих менеджеров в сфере личной самоорганизации.
Это очень важно, ибо совершенно очевидно, что если человек будет не в состоянии хорошо управлять собственной жизнью и собственными делами, то очень трудно надеяться, что он сможет эффективно управлять другими людьми.
Усилиями межрегионального авторского коллектива под руководством профессора С.Д. Резника продолжается реализация идей Учебно-методического объединения по консолидации интеллекта и опыта ведущих ученых и преподавателей в сфере менеджмента, широкой реализации передовых педагогических идей в вузах объединения.
Э.М. Коротков,
заведующий кафедрой «Менеджмент» Государственного университета управления, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор

Введение

Множество способных и даже талантливых людей не достигли вершин и серьезных успехов в жизни, не сделали хорошей карьеры по одной лишь причине: не смогли наилучшим образом распорядиться ни своим временем, ни своими способностями и как следствие – правильно организовать свою жизнь и свою деятельность.
Временем как ресурсом любой человек располагает изначально в равном количестве. Но результаты его использования у разных людей различны.
Постоянный дефицит времени при возрастающей интенсивности труда – явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. И перед каждой экономически развитой страной сегодня стоит вопрос: как научиться экономить время тех, кто реализует функции управления?
Переход российской экономики на рыночные рельсы потребовал резкого повышения интенсивности труда руководителей предприятий, фирм, организаций.
Как показывают многочисленные исследования, руководители из-за нехватки времени увеличивают свой рабочий день. В итоге им не остается времени и сил на повышение своей квалификации, рост культуры, отдых и сохранение здоровья, семью, личностное развитие. Следует иметь в виду, что нехватка времени – не причина, а следствие плохой самоорганизации руководителя.
Если руководитель постоянно занят «горящими делами», поддается стихийному ходу событий, не управляет собственным временем, а зависит от обстоятельств, то со временем он теряет способность отличать главное от второстепенного, выделять из множества конкретных ситуаций важные проблемы. Его действия все больше приобретают авральный характер оперативного погашения конфликтов, ликвидации сбоев, а в общем – «латания дыр». В силу огромной перегруженности наиболее важные, проблемные задачи он уже не решает. Остаются в стороне перспективные вопросы, а это, в свою очередь, порождает массу новых текущих проблем, которыми приходится заниматься, тратя на это большое количество времени.
Можно смело утверждать: организация собственной жизнедеятельности руководителя – не только его личное дело. Если подчиненные не знают, когда смогут попасть на прием к руководителю, то стремятся попасть к нему как со срочными, так и с менее срочными делами. Никто не уверен, что для рассмотрения его дел у руководителя найдется время, поэтому вопросы не выносятся заранее на рассмотрение руководителю, а «пробиваются». Никто заранее не знает, когда его вызовут для доклада о проделанной работе, и поэтому постепенно утрачивается потребность в планировании и контроле своей работы. Система беспорядочного использования рабочего времени нередко исходит от самого руководителя и возвращается к нему в виде необходимости непрерывно тратить время на решение «горящих» проблем.
Конечно, организация личного труда руководителя не может не учитывать индивидуальные особенности людей. Тут нельзя руководствоваться жесткими правилами и нормами.
Вместе с тем и наука, и практика управления убедительно доказывают возможность и необходимость эффективной организации личного труда руководителей. Ведь в деятельности успешно работающих руководителей есть общие черты, которые можно обобщить, сформулировать в виде принципов, практических советов, целесообразных для данной сферы менеджмента.
Опыт показывает: жизнь, личный труд руководителя на работе и в собственном доме могут и должны быть организованы в систему.
Персональный менеджмент (самоменеджмент) – это целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Систему персонального менеджмента можно образно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять собой. Эта модель складывается из семи блоков качеств:
1) способность формулировать и реализовывать жизненные цели;
2) личная организованность;
3) самодисциплина;
4) знание техники личной работы;
5) способность делать себя здоровым;
6) эмоционально-волевой потенциал;
7) постоянный самоконтроль личной деятельности.
Многие выдающиеся хозяйственные, военные, научные, политические руководители добивались и добиваются успехов в своей работе во многом благодаря четкой организации своей жизнедеятельности.
Главные потери времени мы несем из-за нашего собственного промедления, нерешительности, отсутствия самодисциплины, неумения вовремя сказать «нет», неправильного делегирования части своих полномочий подчиненным, из-за неумения отделить главное от второстепенного, от постоянной жизненной расхлябанности и неорганизованности, неспособности поддерживать свою работоспособность, незнания техники личной работы.
Мы, естественно, не можем управлять самим временем. Но мы можем управлять своими делами с учетом фактора времени. Отметим, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, то есть планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать. Максимально использовать отпущенное время поможет специальный набор управленческих приемов и навыков. Необходимо продумать заранее, что делать, как делать и кому поручить дело. По существу, «количество» времени у всех одинаково, только одни используют его лучше, а другие хуже.
Менеджер должен овладеть искусством и наукой управления самим собой, освоить приемы персонального менеджмента. Это позволит ему:
более эффективно организовывать свой личный труд и труд своих подчиненных;
кратчайшим путем достигать профессиональных и жизненных целей;
постоянно повышать квалификационный уровень;
избегать стрессовых ситуаций, повышать и сохранять высокую работоспособность;
достигать наилучших результатов труда;
получать удовлетворение от выполняемой работы.
Основной целью изучения дисциплины «Персональный менеджмент» является овладение будущими менеджерами искусством и наукой самоуправления, методами и приемами управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техникой и приемами убеждения, методами и навыками повышения и сохранения своей работоспособности.
Учебник состоит из шести разделов, включающих 23 главы.
В первом разделе «Сущность, содержание и история персонального менеджмента» рассматривается развитие науки об организации труда и управления в России и за рубежом, сущность и содержание персонального менеджмента. Здесь представлены общая модель качеств менеджера и место персонального менеджмента в этой системе.
Второй раздел учебника «Управление личной карьерой» посвящен технологии управления жизнедеятельностью и личной карьерой менеджера. Речь идет об определении жизненных целей, технологии выбора карьеры, поиска и получения работы, способах адаптации в коллективе и методах достижения успеха на этой работе.
Третий раздел «Управление собственным временем» основное внимание уделяет проблеме управления и эффективного использования личного времени руководителя. Здесь обоснованы правила и приемы экономии времени, технология планирования личной работы и др.
Главы четвертого раздела «Рабочее место и информационное обеспечение работы менеджера» посвящены совершенствованию условий и методам интенсификации труда, роли информации в личной работе менеджера. Здесь рассматриваются проблемы делопроизводства и пути рационализации работы с информацией, система деловых записей руководителя и др.
Пятый раздел «Коммуникации в работе менеджера» раскрывает составляющие элементы проблемы современного делового общения: публичное выступление руководителя, индивидуальная беседа, деловые переговоры, деловое совещание, взаимодействие с секретарем.
Шестой раздел учебника «Работоспособность и личный самоконтроль деятельности менеджера» посвящен проблеме повышения работоспособности менеджера и самоконтролю его деятельности. Кроме того, в этом разделе внимание уделено имиджу и личной привлекательности менеджера, а также организации презентаций.
Методическими особенностями учебника являются комплексный подход к проблеме управления руководителем процессами своей жизнедеятельности, использование большого библиографического аппарата, наличие практических примеров и контрольных вопросов, закрепляющих теоретический материал.
Принципы, рекомендации и практические приемы, изложенные в учебнике, являются общеприменимыми и могут быть использованы как руководителями, так и рядовыми сотрудниками. Их можно использовать не только на работе, но и при управлении личной жизнью и домашним хозяйством.
В основу написания учебника положен российский и зарубежный опыт личной организации менеджеров, учтены также результаты научных исследований, выполненных авторами на предприятиях Пензенской, Нижегородской и Волгоградской областей.
В новое издание дополнительно включены материалы по ведению домашнего архива, по технологиям самоконтроля личной деятельности и др.
Авторский коллектив выражает искреннюю благодарность рецензентам: д.э.н., проф. Е.А. Неретиной, д.ф. – м.н., проф. С.Р. Филоновичу, д.э.н., проф. Н.С. Яшину.
Особую признательность авторский коллектив выражает заведующему кафедрой «Менеджмент» Государственного университета управления, заслуженному деятелю науки РФ, д.э.н., проф. Э.М. Короткову за постоянное внимание и поддержку при подготовке учебника к печати.
Выражаем благодарность за помощь в обработке и оформлении учебника, оказанную издательским редактором Т.Г. Берзиной, редактором Пензенского ГУ АС В.М. Хлебушкиным, ст. лаборантом кафедры «Менеджмент» Пензенского ГУАС Л.С. Зябловой.

Раздел I
Сущность, содержание и история персонального менеджмента

Глава 1
Сущность и содержание персонального менеджмента

Не может управлять другими тот,
кто не в состоянии управлять самим собой.
Английская пословица

Модель качеств современного менеджера – Сущность и значение персонального менеджмента – Что должен знать и уметь менеджер в сфере личной организации

1.1. Модель качеств современного менеджера

В развитых странах мира господствует убеждение, что основа успеха любой фирмы – высококлассные менеджеры.
В книге «Курс для высшего управленческого персонала» одна из классификаций требований к руководящему персоналу содержит следующие качества:
1. Высокий интеллект.
2. Способность к достижению поставленных целей.
3. Готовность принимать на себя ответственность.
4. Способность выступать в роли мудрого советчика и консультанта.
5. Способность чувствовать себя уверенно в путанице организационных взаимоотношений и событий.
Сюда же добавляются:
большая выдержка, крепкие нервы и целенаправленность;
дружественное, приветливое, но деловое обращение с людьми. Конечно, требования к качествам руководителя возникли не вдруг.
Один из первых сводов требований к руководителю сформулировал античный автор Оносандро Византиец Маврикий (VI столетие). Этот свод гласит: «Руководителя хотели видеть благочестивым и справедливым, опытным в своем деле, умным и решительным. Ко всему относиться спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности и корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги.
Руководитель должен оберегать права подчиненных, спать мало и в ночное время думать о том, что надлежит сделать в будущем.
Решившись, действовать быстро, так как благоприятный случай выпадает редко и его надобно ловить, не возноситься при удаче и не падать духом от неудач – приметы твердого и непреклонного ума.
Предвидение – одно из наиценнейших качеств. Люди больше ценят счастливого, чем храброго, ибо первому дается все без труда, а другому с большими потерями.
Нужно уметь точно определить, кому что можно поручить. Хитрых надо избегать больше, чем злых, ибо если злые что-нибудь захотят сделать, то не сумеют скрыть, замыслы же хитрых очень трудно отгадать. Дисциплина и наказание вызывают доверие к начальству и надежду на возможные награждения.
За непомерную строгость ненавидят, снисходительность вызывает презрение».
Фредерик Тейлор, которого считают отцом современной науки организации и управления, утверждал, что хороший управляющий должен обладать следующими качествами: умом, образованием, опытом, тактом, энергией, сообразительностью, честностью, здравым смыслом, здоровьем. В то же время Ф. Тейлор говорил, что очень трудно найти человека, обладающего всеми девятью качествами.
А вот как трактуется перечень качеств, присущих хорошему руководителю, в книге Б. Карлофа «Деловая стратегия».
Хороший руководитель – это человек: экстравертный, открытый; любознательный; восприимчивый на результат; решительный; критически настроенный; опытный, терпеливо относящийся к ошибкам; обаятельный; внушающий доверие и энтузиазм; спокойный; готовый выслушать других; добросердечный и внимательный; свободный от предрассудков; смелый; невозмутимый; гибкий; готовый способствовать развитию других.
В течение долгого времени господствовало убеждение, что успешное руководство в бизнесе немыслимо без интеллекта, образования и аналитических способностей.
В середине 70-х годов прошлого века произошла переоценка ценностей и было выявлено, что для успеха в бизнесе важны и другие качества. Это, в первую очередь, деловой опыт, творческий подход, напористость и кругозор.
А вот какие требования к руководителям предъявил Ричард Герстенберг – человек, стоявший в 70-е годы прошлого столетия у руля самой крупной в мире капиталистической корпорации «Дженерал моторз».
Первое требование – компетентность.
«Каждый менеджер, – говорил Р. Герстенберг, – должен профессионально знать, как выполнять свою работу. Он не обязательно должен делать это теми же приемами, как кто-либо другой, но он должен знать, как это делать наилучшим образом, хотя и своим путем, в своей манере. Знания по управлению могут быть получены, если вы достаточно прилежны и усидчивы, чтобы добыть их из книг, достаточно проницательны и самокритичны, чтобы усвоить их из вашего опыта, и достаточно восприимчивы и скромны, чтобы извлечь их из опыта других. Никто здесь, в «Дженерал моторз», не может рассчитывать на то, чтобы сначала получить работу, а только потом узнавать, как ее выполнять. У каждого руководителя так много обязанностей и они так тяжелы, что он не может себе позволить роскошь учиться на ошибках».
Второе требование, хотя его теперь многие считают старомодным, – это достоинство и высшая ответственность во всех делах. У каждого руководителя эта черта должна быть обращена и к себе, и к большому числу людей, с кем он ежедневно взаимодействует: поставщикам, потребителям, коллегам. Это больше, чем деловая этика, – требование подходить к каждой ситуации ответственно и с достоинством. Требование такое же простое, как и мучительно трудное.
Третье требование – это чувство нового и умение рисковать. Мы хотим иметь работников, которые идут впереди того, что делаем сегодня, всегда ищут новые возможности, прислушиваются к их зову, готовы и способны использовать их.
«Никакая другая компания на Западе, – говорил Ричард Герстенберг, – не имеет больше ресурсов, чем мы, для использования любых новых возможностей. Вот почему мы хотим, чтобы наши менеджеры всегда были готовы практически и эффективно использовать эти ресурсы, были готовы рисковать. Воля, способность к риску должны сочетаться с умением планировать, смотреть вперед. Планирование не исключает риска, как это многим кажется. Хорошее планирование вооружает тех, кто способен рисковать. Да, мы хотим самых лучших, делающих крупные ставки, менеджеров».
Четвертое требование – чувствительность и подвижность. Это подлинно великое качество руководителя, которое должно «работать» постоянно. Чувствовать окружение, возникающие нужды, время, события – это значит уважать мнение других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям. Некоторые люди так никогда и не приобретают этого качества, другие могут обладать им и затем потерять его, но никто не может осуществлять руководство без этого качества.
Пятое и последнее требование – высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом. Именно это отличает сегодня лучших людей в «Дженерал моторз».
В 1987 г. на русском языке вышла книга японского автора Тоёхиро Хоно «Стратегия и структура японских предприятий». В разделе «Качества управления, которые необходимы менеджерам высшего уровня» представлены мнения 41 президента промышленных фирм. Главными качествами они считают: широкий взгляд, способность предвидеть перспективу, инициативность, настойчивость и способность рисковать, целенаправленность в работе, желание учиться, умение свободно и четко ставить перед подчиненными цели, беспристрастность, умение максимально использовать возможности подчиненных, личное обаяние, способность сплотить группу, здоровье.
Промышленные лидеры нашего столетия уже работают в тех компаниях, которые они позднее возглавят. Сегодня проблема в том, чтобы удержать их в фирме и заставить проявить свои организаторские возможности. Как это сделать? «Не так уж и сложно!» – считают нынешние руководители. Во-первых, надо разработать программу подготовки управляющих высшего звена. Во-вторых, не следует бояться возлагать на них большую ответственность, в том числе и финансовую. Не стоит строго карать за промахи, лучше показывать верный путь решения проблемы. В-третьих, целесообразно включать на какое-то время молодых управляющих в состав корпорационных комитетов по стратегическому планированию с тем, чтобы они могли получать представление о деятельности фирмы. Наконец, заинтересовать их материально.
Из отношения руководителя к самому себе прежде всего следует выделить необходимость быть примером для подчиненных.
Руководитель должен быть в одежде зеркалом простоты, в образовании – зеркалом бдительности и прилежания, в поступках – зеркалом умеренности и искусности, в речах – зеркалом разговора и молчания, в частной и общественной жизни – зеркалом благоразумия.
Быть примером для подчиненных очень непросто, но вполне возможно. Люди стремятся походить на нравственный идеал – эмоционально окрашенный, внутренне принятый образ руководителя, который становится регулятором поведения подчиненного.
Руководитель современного (предпринимательского, лидерского) типа, менеджер – это лицо, осуществляющее руководство предприятием или его подразделением, направляющее, организующее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения определенных экономико-производственных и социально-психологических целей в условиях различных форм собственности.
Классифицировать качества современного менеджера можно исходя из конкретных критериев, определяемых следующими сферами деятельности менеджера (рис. 1).

Рис. 1. Интегрированная система (модель) сфер деятельности менеджера: I – общая организационно-управленческая деятельность (организация, фирма, предприятие) – самая массивная область; II – социальная (коллектив); III – производственная (собственно производство); IV – личность самого менеджера (самоменеджмент), стержневая для перечисленных сфер деятельности

Таким образом, общая интегрированная модель качеств менеджера может быть представлена как система качеств личности менеджера, каждое из которых предназначено для управления в перечисленных областях его деятельности.
Рассмотрим смысловое значение указанных сфер деятельности и соответствующих им моделей качеств менеджера.
Модели качеств менеджера могут рассматриваться как различные уровни (оболочки или кольца) интегрированной модели (рис. 2).


Рис. 2. Интегрированная система (модель) качеств менеджера: I – организационно-управленческая; II – социально-психологическая; III – производственная; IV – модель качеств персонального менеджмента (самоменеджмента), умения управлять самим собой

Менеджер – руководитель всех сфер жизнедеятельности коллектива, например руководитель фирмы, предприятия (рис. 1, сфера I). Этой сфере соответствует организационно-управленческая классификация, отражающая общие управленческие требования к менеджеру (табл. 1).

Таблица 1
общая (организационно-управленческая) классификация и критерии оценки управленческих качеств руководителя современного (предпринимательского) типа


Таким образом, интегрированная модель качеств менеджера может быть представлена как система качеств личности менеджера, состоящая из критериев первого и второго уровней, каждый из которых предназначен для управления всеми вышеназванными сферами его деятельности.

Умение формулировать свои жизненные цели. Постановка жизненных целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с индивидуальными ценностями. Умение определять цели предопределяет выражение в виде четких формулировок явных и скрытых потребностей и интересов.

Умение принимать решения. Многие ли из Вас задумывались над вопросом: «Умею ли я правильно подходить к принятию решений?» Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел. То есть, другими словами, – умение принимать решение заключается в правильном установлении приоритетов. Это поможет Вам укладываться в установленные сроки, получать удовлетворение от рабочего дня и избегать стрессовых перегрузок.

Умение планировать свою карьеру. Для достижения индивидуальных жизненных целей в профессиональной сфере необходимо уметь составлять «План карьеры», в котором указываются основные цели, задачи, сроки их реализации.

2. Личная организованность

Приверженность системному подходу. Предполагает комплексный учет и взаимодействие многих факторов, влияющих на личную организацию.

Умение ценить и эффективно использовать время. Каждый здравомыслящий человек понимает, что время жизни, отпущенное нам, ограничено, однако многие стараются не думать об этом. В связи с этим полезно помнить ряд правил при составлении бюджета своего времени.

Следует: использовать время исключительно для решения проблем, представляющих наибольший интерес; избегать людей, отнимающих у Вас время или стремящихся выиграть его за Ваш счет; никогда не откладывать работу на потом, а решать вопросы немедленно.

Умение сосредоточиться на главном. Необходимо уметь выявлять наиболее значимые текущие и перспективные проблемы, требующие эффективного решения.

Умение все делать по порядку. Не следует стараться «перепрыгивать» какие-то ступени в уже запланированных делах, «подстегивать» время, а необходимо стремиться переходить от простого к сложному.

Умение не упускать из виду мелочи. Многие люди не уделяют мелочам должного внимания, считая, что исполнение мелочей только крадет время. На самом же деле любая незаконченность, пусть даже в мелочах, больно бьет по престижу руководителя, представляя его с невыгодной стороны и, в конечном счете, отнимает столь дефицитное время.

Умение учитывать и анализировать затраты времени. Менеджер должен знать, на что расходуется бюджет его рабочего и внерабочего времени. Для этого необходимо уметь применять методы учета и контроля использования времени.

3. Самодисциплина

Самодисциплина – это личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе.

Критерии второго уровня этого блока качеств содержат пять первичных качеств.

Обязательность, способность и умение держать слово. Другими словами, это качество индивида, проявляющееся в безусловном выполнении своих обязанностей, как предписываемых ему официально, так и диктуемых ему чувством долга, моральными принципами, а также в готовности оказать помощь, содействие.

Умение держать слово – свойство того человека, на которого, как говорят, можно положиться. Для него это вопрос долга и самоуважения. Эти качества формируются на основе безусловного выполнения работником своих обязанностей. Формированию этих качеств способствует также готовность, при необходимости, временно отказаться от выполнения личных дел с целью выполнить данное обещание.

Пунктуальность, точность исполнения. Трудно представить себе современного преуспевающего менеджера, попирающего такие ценности в деловом мире, как обязательность, точность в выполнении данных кому-либо обещаний, аккуратность в исполнении чего-либо.

Собранность, умение не разбрасываться. Чтобы добиться успеха, нужно уметь управлять самим собой, не браться за новое дело, пока не закончено предыдущее.

Наличие чувства ответственности. Прежде всего, это внутреннее чувство ответственности за порученное дело, понимание необходимости, общественной полезности и четкое выполнение своих обязанностей, подкрепляемое внутренними моральными принципами.

Умение отказаться от удовольствий ради главного. Предполагает тщательное планирование личных дел. Не стоит забывать старую пословицу: «Делу время, потехе – час».

4. Знание техники личной работы

Критерием второго уровня этого блока являются пятнадцать первичных качеств.

Умение организовать рабочее место. Организация рабочего места, а следовательно, и личного труда – это не столько личное дело руководителя, сколько исходное звено организации работы всего аппарата управления. Руководитель, овладевший навыками самоорганизации труда, рабочего места, как правило, рационально использует свое время, рассматривая его как часть рабочего времени всего аппарата управления.

Умение пользоваться организационной и вычислительной техникой. Данное качество предполагает наличие знаний о современной вычислительной и организационной технике в системе управления, умение ею пользоваться.

Умение работать с информацией. В современном деловом мире считается, что нужная и своевременная информация – это ключ к успеху. Поэтому руководитель должен иметь хорошую осведомленность по решаемому кругу вопросов.

Сама по себе информация не является отрицательным фактором, без ее притока мозг деградирует. В то же время нервное напряжение возникает в связи с тем, что в наш мозг нередко поступает за единицу времени больше информации, чем он может переработать. Необходимость быстро мобилизовать все личностные возможности, все ресурсы организма и создает ситуацию нервного перенапряжения. Особенно велика вероятность появления такой ситуации при ответственной работе руководителя, осознающего в полной мере возможные последствия своих решений.

Умение составлять документы. Подразумевает овладение процессом ведения делопроизводства.

Умение говорить по телефону. Часто руководителю поговорить с кем-либо лично удается не всегда. Поэтому первейшим средством связи является телефон. Никогда не следует упускать из виду то обстоятельство, что телефонный разговор – это своего рода визитная карточка. Следовательно, когда менеджер должен что-либо обсудить по телефону, перед звонком следует создать выгодную для разговора атмосферу: подчеркнуть общие точки соприкосновения интересов, упомянуть общих партнеров или друзей, не забыть подтвердить собеседнику свои обязательства, в заключение поблагодарить его за разговор.

Умение слушать. Как правильно слушать своего собеседника? Наверное, мало кто задавался таким вопросом. Для начала проверьте себя, дав ответы на следующие вопросы:

Внимательно ли Вы слушаете говорящего?

Не пытаетесь ли часто перебивать его?

Всегда ли у Вас хватает терпения внимательно выслушать собеседника?

Не теряете ли самообладание во время неприятной для Вас информации?

Готовитесь ли Вы заранее к важным переговорам?

Ответы на эти вопросы помогут руководителю сделать правильные выводы, после чего эффективность переговоров, бесед, несомненно, возрастет.

Умение планировать свои дела. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Приступая к планированию, составьте для себя обзор возможных условий и факторов, которые могут оказать на Ваш план то или иное влияние. Выявленные условия и воздействующие факторы следует скомбинировать и адаптировать таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали потребностям поставленной цели.

Название : Персональный менеджмент.

Рассматриваются история, сущность и содержание персонального менеджмента, управление собственной карьерой, организация своего рабочего времени и технология планирования личной работы руководителя, информационное и коммуникационное обеспечение, пути рационализации менеджерского труда, работоспособность и личный самоконтроль в работе менеджера и др.
Учебник подготовлен межрегиональным коллективом авторов - преподавателями ВУЗов, входящих в Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента, и предназначен для студентов специальности `Менеджмент организации`. Может быть использован студентами других экономических и технических специальностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 9
ВВЕДЕНИЕ. 11
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 16
1.1. Общая модель качеств современного менеджера. 16
1.2. Моделирование системы персонального менеджмента. 22
1.3. Что должен знать и уметь менеджер в сфере персонального менеджмента. 39
Практическое задание. 42
Контрольные вопросы. 44
Рекомендуемая литература. 45
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА. 46
2.1. Становление НОТ за рубежом. 46
2.2. Становление НОТ в России. 60
2.3. Принципы поиска резервов в управлении. 66
Практическое задание. 71
Контрольные вопросы. 71
Рекомендуемая литература. 72
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРОЙ
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. 73
3.1. Значение постановки целей. 73
3.2. Технология поиска жизненных целей. 76
3.3. Формулирование целей. 83
Практическое задание. 90
Контрольные вопросы. 90
Рекомендуемая литература. 91
ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ. 92
4.1. Самомаркетинг. 92
4.2. Влияние личных особенностей на выбор карьеры. 106
4.3. Управление профессиональной карьерой. 110
Практическое задание. 120
Контрольные вопросы. 122
Рекомендуемая литература. 122
ГЛАВА 5. ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ РАБОТЫ. 123
5.1. Поиск работы. 123
5.2. Самореклама. 129
5.3. Собеседование с работодателем. 136
5.4. Заключение контракта. 149
5.5. Работа за рубежом. 152
Практическое задание. 156
Контрольные вопросы. 156
Рекомендуемая литература. 156
ГЛАВА 6. ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА НА НОВОЙ РАБОТЕ. 157
6.1. Адаптация в коллективе. 157
6.2. Освоение новой работы. 164
6.3. Закрепление успеха. 167
Практическое задание. 173
Контрольные вопросы. 173
Рекомендуемая литература. 174
РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ ВРЕМЕНЕМ
ГЛАВА 7. ВРЕМЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 175
7.1. Значение фактора времени. 175
7.2. Типичные ошибки руководителей. 177
7.3. Принципы эффективного использования времени. 181
7.4. Правила личной организованности н самодисциплины. 184
7.5. Методы учета и анализа использования времени руководителя. 190
Практическое задание. 199
Контрольные вопросы. 199
Рекомендуемая литература. 199
ГЛАВА 8. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ПРИОРИТЕТАХ. 201
8.1. Значение, особенности и виды принимаемых решений. 201
8.2. Методы принятия решений. 207
8.3. Принцип Парето как основа принятия собственных решений. 211
8.4. Выявление приоритетов с помощью анализа АБВ. 212
8.5. Реализация решений на основе принципа Эйзенхауэра. 215
Практическое задание. 218
Контрольные вопросы. 218
Рекомендуемая литература. 218
ГЛАВА 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ. 220
9.1. Истоки эффективного управления временем. 220
9.2. Система планирования личного труда руководителя. 223
9.3. Техника планирования личного времени руководителя. 228
9.4. План и распорядок рабочего дня. 235
Практическое задание. 242
Контрольные вопросы. 243
Рекомендуемая литература. 243
ГЛАВА 10. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ. 244
10.1. Основы делегирования. 244
10.2. Основные цели и ситуации делегирования. 253
10.3. Преимущества и недостатки делегирования. 256
Практическое задание. 260
Контрольные вопросы. 261
Рекомендуемая литература. 261
РАЗДЕЛ 4. РАБОЧЕЕ МЕСТО И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА
ГЛАВА 11. РАБОЧЕЕ МЕСТО РУКОВОДИТЕЛЯ. 262
11.1. Организация рабочих мест. 263
11.2. Планировка рабочих мест. 266
11.3. Техническое оснащение рабочих мест. 268
11.4. Совершенствование условий труда. 271
Практическое задание. 275
Контрольные вопросы. 275
Рекомендуемая литература. 275
ГЛАВА 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА. 276
12.1. Значение и роль информации в работе менеджера. 276
12.2. Виды служебных документов. 278
12.3. Требования к служебным документам. 282
12.4. Текст документов. 288
12.5. Организация работы с документами. 289
12.6. Использование ЭВМ в работе с документами. 293
Практическое задание. 296
Контрольные вопросы. 296
Рекомендуемая литература. 297
ГЛАВА 13. МЕТОДЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ. 298
13.1. Работа над текстом. 298
13.2. Тренировка памяти. 305
13.3. Записная книжка руководителя. 309
13.4. Умение слушать собеседника. 312
13.5. Разговор по телефону. 315
13.6. Служебная командировка. 319
Практическое задание. 326
Контрольные вопросы. 326
Рекомендуемая литература. 326
РАЗДЕЛ 5. КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА
ГЛАВА 14. ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ. 328
14.1. Способы управления собеседником. 328
14.2. Основные правила в искусстве убеждения. 330
14.3. Виды убеждающих воздействий. 339
Практическое задание. 345
Контрольные вопросы. 345
Рекомендуемая литература. 345
ГЛАВА 15. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. 347
15.1. Подготовка к выступлению. 347
15.2. Техника выступления. 353
15.3. Основы ораторского мастерства. 361
15.4. Самоанализ качества выступления. 365
Практическое задание. 367
Контрольные вопросы. 368
Рекомендуемая литература. 368
ГЛАВА 16. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. 369
16.1. Значение делового общения. 369
16.2. Подготовка и проведение деловой беседы. 372
16.3. Правила проведения переговоров. 381
16.4. Национальные стили ведения переговоров. 393
Практическое задание. 398
Контрольные вопросы. 398
Рекомендуемая литература. 398
ГЛАВА 17. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ. 400
17.1. Виды деловых совещаний. 400
17.2. Подготовка совещания. 403
17.3. Проведение совещания. 408
17.4. Вспомогательные средства и оборудование для проведения совещаний. 411
Практическое задание. 414
Контрольные вопросы. 414
Рекомендуемая литература. 414
ГЛАВА 18. СЕКРЕТАРЬ РУКОВОДИТЕЛЯ. 416
18.1. Роль и задачи секретаря. 416
18.2. Культура поведения секретаря. 421
18.3. Взаимодействие руководителя с секретарем. 423
18.4. Взаимодействие секретаря с руководителем. 430
Практическое задание. 435
Контрольные вопросы. 435
Рекомендуемая литература. 435
РАЗДЕЛ 6. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЛИЧНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
ГЛАВА 19. САМООРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ. 436
19.1. Физические нагрузки. 439
19.2. Питание. 444
19.3. Сон. 453
19.4. Закаливание и водно-питьевой режим. 454
19.5. Дыхание, тишина, цвет. 463
Практическое задание. 473
Контрольные вопросы. 474
Рекомендуемая литература. 474
ГЛАВА 20. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ РЕЗЕРВЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ. 475
20.1. Мобилизация волевых качеств руководителя. 475
20.2. Эмоциональный потенциал работоспособности. 477
Практическое задание. 488
Контрольные вопросы. 489
Рекомендуемая литература. 489
ГЛАВА 21. ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 490
21.1. Гигиена умственного труда руководителя. 490
21.2. Психологическая подготовка руководителя к работе. 507
Практическое задание. 518
Контрольные вопросы. 518
Рекомендуемая литература. 518
ГЛАВА 22. ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА. 520
22.1. Внешняя привлекательность. 520
22.2. Соблюдение правил делового этикета. 526
22.3. Организация презентаций. 532
22.4. Система «Паблик рилсйшнз». 540
Практическое задание. 547
Контрольные вопросы. 548
Рекомендуемая литература. 548
ГЛАВА 23. САМОКОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ. 549
23.1. Контроль процессов и результатов. 549
23.2. Контроль дня (самоконтроль). 554
Практическое задание. 557
Контрольные вопросы. 557
Рекомендуемая литература. 557
ГЛАВА 24. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. 559
24.1. Критерии оценки уровня организации труда управленческого персонала. 559
24.2. Методы оценки организации управленческого труда. 562
24.3. Показатели экономической эффективности совершенствования научной организации управленческого труда. 570
Практическое задание. 575
Контрольные вопросы. 576
Рекомендуемая литература. 576
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ). 577
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ. 579
ПРИЛОЖЕНИЯ. 589
1. Рейтинг экономических профессий. 589
2. Этапы карьеры менеджера и удовлетворяемые потребности. 590
3. Определение профессиональных склонностей (разработка академика Е.А. Климова). 591
4. Пример профессионального резюме. 594
5. Перечень часто встречающихся вопросов на собеседовании. 596
6. Форма контракта. 597
7. Тест на эффективность слушания. 599
8. Критерии оценки качества выступления. 600
9. Организационная подготовка делового совещания. 601
10. Тест «Умеете ли вы вести совещание?». 603
11. Тест «Умеете ли Вы руководить самим собой?». 605
СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 608
ОБ АВТОРАХ.

Самоорганизация личного здоровья .
Содержание критерия - хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда.
Работа менеджера - это сложный труд, требующий высокого нервного напряжения, значительных умственных и физических сил.

Опыт работы фирм рада наиболее развитых стран мира свидетельствует, что их руководителю приходится работать очень много, интенсивность их личного труда постоянно возрастает. В условиях динамичной деятельности руководитель все чаще становится причастным к ухудшению своего здоровья. Это тяжелым бременем ложится на его нервную и сердечно-сосудистую системы, что. безусловно, может привести к преждевременному и реальному нарушению здоровья.

Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным ресурсом для поддержания своей производительности на должном уровне. Нельзя рисковать своим здоровьем, позволяя проблемам поглощать свою энергию.
Для поддержания хорошей физической формы безусловно необходим здоровый образ жизни. Для того чтобы быть здоровым, особых рецептов не требуется. Прежде всего, нужно уделить внимание ряду факторов.



Поделиться