Менеджер социально культурной деятельности. Современный статус менеджера скд

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Специалисты направления являются профессионалами, обладающими фундаментальными теоретическими знаниями в отрасли, высоким уровнем общей культуры и широким кругозором. Выпускники умеют эффективно использовать в своей профессиональной деятельности инновационные социально-культурные методики и технологии с целью обеспечения сохранности культурного наследия и его преумножения. Деятельность будущего специалиста основывается на наиболее актуальных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом профессиональной деятельности выпускника направления становится человек, рассматриваемый как объект социализации и просвещения, инкультурации и воспитания.

Условия поступления

Специалисты сферы СКД осуществляют отбор, хранение, производство и последующее распространение ценностей культуры в рамках региона деятельности на государственном и международном уровне. В задачи будущего специалиста входит планирование, организация и практическая реализация культурной и досуговой деятельности. Абитуриентам, выбравшим данное направление в качестве последующей профессиональной деятельности, необходимо подготовится к сдаче вступительных экзаменов по дисциплинам:

  • русский язык:
  • литература (профильный);
  • история, обществознание (по выбору учебного заведения);
  • иностранный язык (по требованию вуза).

Будущая профессия

Профессиональная деятельность будущих бакалавров реализуется в области культурной политики, социально-гуманитарного знания, маркетинга, менеджмента и культурно-воспитательного образования.

Объектами деятельности специалистов выступают:

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой специалистов направления занимаются следующие вузы страны:

  1. Международный университет в Москве (МУМ).
  2. Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства.
  3. Московский городской педагогический университет (МГПУ).
  4. Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы).
  5. Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, заочной – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В задачи будущего специалиста входит организация культурной и просветительской деятельности в соответствии с социально-культурными интересами и потребностями людей разных возрастов, профессий. Разработка инновационных технологий развития досуговой области требует от будущего специалиста фундаментальных знаний культурологии, педагогики, психологии, политологии, социологии, теории управления и права. Основными дисциплинами курса являются:

  • педагогика досуга;
  • литература;
  • методология и методика скд;
  • основы культурной политики;
  • история и теория СКД;
  • история искусств;
  • история кино;
  • история музыки;
  • информатика и основы информационной культуры;
  • социальная и культурная работа за рубежом.

Приобретаемые навыки

Основными средствами реализации социокультурной деятельности будущего специалиста выступают:

  • слово;
  • технические и наглядные средства;
  • художественная самодеятельность;
  • художественные произведения;
  • произведения культуры.

Реализация профессиональной деятельности требует наличия таких компетенций, как:

  1. Руководство учреждениями культуры (центрами отдыха и развлечений, парками культуры), организация и планирование их деятельности, поиск источников финансирования и подбор кадров.
  2. Организация досуговой деятельности различных социальных и возрастных групп.
  3. Разработка методических указаний относительно проведения культурных мероприятий.
  4. Осуществление подготовки и внедрение в практику рекреационных и анимационных программ.
  5. Формирование общественного мнения в отношении культурных произведений и культурного наследия государства.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники направления успешно осуществляют профессиональную деятельность в качестве продюсеров, директоров концертных и промоушен-организаций. В задачи специалистов входят переговоры с концертными агентствами, теле-, радиостанциями, звукозаписывающими организациями и пр.

Данное направление представляет широкий ряд возможностей для трудоустройства после завершения обучения. Выпускники – бакалавры могут выбрать профессию:

  • аниматора;
  • имиджмейкера;
  • арт-менеджера;
  • культуролога;
  • инструктора-методиста;
  • менеджера СКД;
  • менеджера по туризму;
  • организатора праздников;
  • организатора досуга;
  • педагога-организатора;
  • социального педагога.

Чаще всего начинающие специалисты получают от 25 до 30 тыс. рублей. По мере повышения компетенции специалиста и уровня его самосовершенствования заработная плата возрастает: руководители отдельных подразделений могут рассчитывать на доход до 50 тыс. руб.

Руководители продюсерских центров, добившиеся успехов на выбранном поприще, измеряют собственные гонорары шестизначными цифрами.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, заработная плата будущего специалиста зависит от уровня его профессионализма. Обучение в магистратуре предоставляет будущему выпускнику возможность продолжить процесс собственного самосовершенствования в научной и исследовательской сфере, углубить теоретические знания дисциплин цикла и повысить уровень навыков организации. Диплом магистра не требует переаттестации при осуществлении профессиональной деятельности за пределами нашей страны, что также важно для специалистов данного направления. Продолжение обучения возможно также в аспирантуре и докторантуре.

  • Административно правовой статус предприятий и учреждений.
  • Административно-правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы
  • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Менеджер - это профессиональный управляющий, субъект управления, организатор. Профессионал,

    задача которого - организация конкретной производительной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.

    Статус - это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением.

    Социо -культурная деятельность - это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.

    Особенности Социо -культурной деятельности формируют особый тип менеджера - это высокий
    уровень общественной культуры, эрудиция. Так же должен хорошо ориентироваться в экономике,
    хозяйственной деятельности, в области психологии, педагогике, имиджелогии, этикете,
    предпринимательстве.

    Основные социальные роли в которых выщупает менеджер Социо -культурной деятельность
    заключаются в следующем:


    1. Менеджмент, предпринимательство, продюссерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи семейных объединений.

    2. Посредничество в двух «ипостасях» в сфере общения людей (роль ведущего) и в коммерческих отношениях (роль импресарио).

    3. Реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией творческих идей и проектов в сфере досуга.

    4. Лидерство в малой группе, формальной или не формальной общности, связанное с выполнением функции педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи, взрослых.

    Функции менеджера Социо –культурной деятельности:

    1. Организаторская функция- это участие в создании необходимых социально -экономических условий ирекреаций форм досуговой деятельности жителей социума. Эта функция менеджеров, Социо -культурной деятельности являются определяющей. Менеджер -это организатор клубной работы, руководитель художественной самодеятельности.

    2. Правовая функция - эта участие в нормативно-правовой обеспеченности и защите конституционных свобод личности в условиях досуга, т.е. знание нормативных и правовых актов, имеющих отношение к сфере свободного времени.

    3. Управленческая функция – это финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга, т.е. владение механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, распределение бюджета, работа со спонсорами.



    4. Криативная функция - это обеспечение досуговых форм самодеятельности населения, разработка, корректировка реализации Социо - культурных, досуговых инициатив, программ, проектов.

    Особую роль менеджер СКД играет в Социо- культур ной сфере, которую можно определить как организацию групповой, семейной, личностной службы досуга в социуме, т.е. рациональное использование свободного времени и решение досуговых проблем людей.


    Профессиональная компетентность менеджера Социо -культурной деятельности определяется в двух аспектах:

    1. объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры,

    2. субъективная сторона- в профессионализме самого менеджера.

    Профессионализм менеджера Социо -культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами Социо -культурной деятельности, которые служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.

    Профессиональная компетентность менеджера - это результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления.



    В силу своего служебного статуса менеджер несет ответственность за людей, с которыми он
    работает. Вот почему для него существуют следующие этические нормы:

    1. Обязанность убедиться в отсутствии контактов, соглашений и обязательств с другими менеджерами.

    2. Не допускать переманивание сотрудников у других менеджеров.

    3. Предельно ясно в письменной форме составлять контракты, указывая обязательства и ответственность (возмещение расходов, срок выплаты гонорара, затраты и т.д.).

    Таким образом, доминирующими признаками в современном статусе менеджера являются: его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной и групповой досуговойдеятельности. А современный статус менеджера определяется социальнойролью специалиста, о которой говорилось выше.


    Билет № 22 вопрос № 2

    Общая характеристика этнокультурных и этнонаправленных технологий СКД.

    Определение понятий: технология, СКД, этнос.

    Роль данных технологий в сохранении, развитии и воспитании национального самосознания личности, в освоении ценностей духовной культуры народа. В качестве генераторов, носителей, пользователей данных технологий прекрасно зарекомендовали себя национально-культурные, культурно-образовательные центры, Дома национального творчества, студии, самодеятельные объединения этнокультурной направленности. Их цель: культурное самоопределение, саморазвитие, сохранение больших и малых этнических групп населения.

    Этнонаправленные технологии включают в себя формы и средства
    социокультурной деятельности, способству возрождению национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов и ремесел. Проведение мероприятий в рамках культурных программ национальных общин, проживающих в регионе, создание телевизионных проектов, например, «Многообразие народов и земель российских», организация телемостов, книжных ярмарок, этнографических празднеств, фестивалей, народных гуляний, смотров народных кухонь, «Дней открытых сердец», юбилейных торжеств, связанных с важнейшими историческими датами в истории конкретных этнических групп населения. Роль данных технологий в воссоздании национальной культурной среды, приобщении детей и молодежи к ценностям национальной культуры, вовлечение в творческую деятельность по созданию национальных культурных ценностей. Создание, например, центра народной татаро-башкирской культуры в Челябинске, способствует созданию этнокультурной среды «проживания» детей и взрослых, объединенных в соответствующих досуговых объединениях. Воспитание детей и молодежи духовными ценностями «малой родины», места, где родился и вырос. Роль этнокультурных программ и проектов в социализации, саморазвитии и самореализации личности как субъекта культурной деятельности. Примеры этнокультурных мероприятий на местном уровне.

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

    БОУ СПО (ССУЗ) «КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

    Методическая разработка

    по предмету:

    «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»

    Выполнила: Драпеко Татьяна Валерьевна, преподаватель ГОУ СПО (ССУЗ) «Карельский колледж культуры и искусств»

    Петрозаводск


    Пояснительная записка. 2

    Экономика, основные понятия. 2

    Планирование. 2

    Финансовый менеджмент сферы культуры.. 2

    Менеджмент социально-культурной деятельности. 2

    Маркетинг социально-культурной сферы. 2

    Бизнес-планирование. 2

    Принципы расчета заработной платы.. 2

    Социально-творческий заказ. 2

    Фандрайзинг и проектирование. 2

    Ценовая политика. 2

    Источники, используемые в подготовке методической разработки. 2


    Пояснительная записка.

    В современных условиях функционирования культурно-досуговых учреждений одним из основных направлений деятельности является привлечений дополнительных ресурсов посредством осуществления платных услуг. Это целенаправленный процесс, вытекающий из потребности общества, обеспечивающий рентабельность учреждений культуры и творческий коллективов.

    Одной из основных задач учреждений сферы культуры является выполнение Федеральной целевой программы «Развитие сферы культуры Российской Федерации», сохранение культурного наследия, научно-проектное и инфраструктурное обеспечение деятельности по сохранению объектов культурного наследия, широкое использование целевых культур, программ, созданных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения, учитывая творческие, экономические и организационные возможности персонала учреждений культуры.

    Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время выстраиваются в основном в коммерческой форме. Самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. В связи, с чем предпринимательская деятельность учреждений культуры обеспечивает привлечение дополнительных финансовых средств в отрасль.

    В современных условиях хозяйствования коммерциализация становиться неотъемлемой частью деятельности учреждений социально-культурной сферы. Так же в практике применения экономических механизмов в сферы культуры, расширяются возможности и приоритеты.

    Важной задачей для формирования профессионалов данной сферы является изучение важных вопросов организации и управления сферы.

    В связи с этим возникла необходимость создания сборника лекций и опорных конспектов по предмету «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы».

    Экономика, основные понятия.

    Определения:

    1. Ойкос и номос – экономика – законное ведение хозяйства.

    2. Экономика – производство материальных и нематериальных благ.

    3. Экономика – правильное и грамотное разделение труда

    4. Экономика – осуществление производственного процесса в условиях ограниченности ресурсов.

    Ресурсы экономики:

    · Труд – совокупность физических и интеллектуальных способностей, вся рабочая сила создающая продукт;

    · Капитал – вся материально-техническая база предприятия, т.е. имущество применяемое для производства продукта;

    · Природные ресурсы - все естественные блага природы, используемые в производственном процессе;

    · Предпринимательская способность;

    Части экономики

    · Макроэкономика – часть экономики, изучающая экономику в мировом понимании; показатели макроэкономики – ВНП, ВВП, экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.;

    · Микроэкономика – внутреннее строение отрасли и конкретно организации и включает, следующие ресурсы: Кадровый; Финансовый; Материально-технический; Технологический; Инструментальный; Административный; Информационный; Временной;


    Планирование

    Клубное учреждение – УК - (Б, К, А) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов.

    Планирование по классификации.

    • По уровню государственного регулирования (Ф, Р, М, Л);
    • Планы внутри организации(О, СП, Сотр)
    • По срокам(крат., сред.долг-страгег)
    • По содержанию деятельности(Э, Креативное, Соц)
    • По административному назначению (Директивное, Рекомендательное, Прогнозное)

    Принципы планирования

    • Системный
    • Пропорциональный
    • Перспективный

    Этапы планирования

    • Административно-командная система (до 1986 г. админитративно-командная)
    • Перестроечный период (1986 – 1991- система норм и нормативов)
    • Пост перестроечный период (1991 г. до наших дней – программно-целевое планирование)

    Другие виды (по важности)

    Финансовый менеджмент сферы культуры.

    Финансирование-выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отрасли, строительство объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий.

    Две составные части - Формирование и использование финансовых средств.

    Каналы и источники.

    · Прямое;

    · От предпринимательской деятельности;

    · По Федеральной целевой программе «Развитие сферы культуры до 2020 г. » - целевое;

    Примерная смета

    Источники финансирования:

    • Ассигнования Учредителя;
    • Сборы от продажи билетов и доходы от реализации сопутствующих услуг;
    • Поступление по договорам (СТЗ);
    • Добровольные пожертвования;
    • Кредитные отношения;
    • Доходы от предпринимаемой деятельности;

    Финансирование обеспечивает:

    Менеджмент социально-культурной деятельности

    Менеджмент - это управление, организация и создание (творческой) продукции.

    Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организация деятельности, реализация продукции.

    Менеджмент – умение добиться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Создание системы управления кадрами, контроль над всеми изменениями, происходящими внутри учреждения культуры. Четкие обязанности, планирование финансовой деятельности.

    Управление – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на организационный аспект.

    Менеджер – это исполнительный руководитель, обеспечивающий исполнение всего рабочего процесса в своей организации, создающий рентабельное предприятие на основе кадрового и материального ресурсов.

    Основатель менеджмента американский металлург Фредерик Тейлор (1856-1915), ввел систему подготовки и переподготовки кадров, нормирование рабочего времени, принцип вознаграждения за достигнутые результаты.

    Анри Файоль – единомышленник и продолжатель идей грамотного управления Фредерика Тейлора; создал функциональный подход в менеджменте, на основе, которого в социально-культурной сфере сформировалась специфическая система функций (т.к. работа ведется людьми и для людей функция координация разделилась на координацию и мотивацию).

    11 ограничений менеджера:

    · неумение управлять собой;

    · размытые личные ценности;

    · смутные личные цели;

    · остановленное саморазвитие;

    · недостаточность навыка решать проблемы;

    · недостаток творческого подхода;

    · неумение влиять на людей;

    · недостаточное понимание особенностей управленческого дела;

    · слабые навыки руководства;

    · неумение обучать;

    · низкая способность формировать коллектив.


    Похожая информация.


    Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

    Факультет социально-культурных технологий

    Кафедра социально-культурной деятельности

    Работа по дисциплине: «Методическое обеспечение СКД»

    Выполнила:

    студентка IV курса

    группы № 30402

    Скориченко Екатерина

    Преподаватель:

    Бузене Людмила Владимировна

    Санкт-Петербург

    Менеджер в социально-культурной сфере – это в первую очередь, специалист и профессионал своего дела.

    Социально-культурная деятельность, как и многие другие сферы имеет свои особенности. Менеджер СКД – это управленец, может быть какой-то организации, а может целого коллектива, который воспроизводит культурную и социальную среду. Он должен грамотно самовыражаться, у него должны быть способности к публичной деятельности, креативность мышления. По своему опыту работы, могу сказать, что менеджер СКД не может без знаний в юридической, экономической сферы, поэтому можно смело говорить о том, что работа у менеджера СКД разнообразна и многофункциональна. Работа достаточно специфична и интересна. Требует постоянной мотивации, не может полноценно функционировать при жестком контроле, иногда требуется свобода мыслей и полет фантазии, но не стоит забывать и про запросы потребителей, они должны быть соблюдены в любом случае.

    Менеджер СКД не должен забывать об осуществлении процесса управления через планирование, координацию, контроль, мотивацию; развитию организационного ресурса руководителя; совершенствованию стиля и методов управления в системе менеджмента социально-культурной сферы. Я работаю, менеджером проектов и координатором добровольцев в БОО СПб «Апельсин». Все эти задачи использую в своей работе. При написании различных проектов, мне важен навык планирования и контроля. Координируя добровольцев, я постоянно должна придумывать различные способы мотивации, мне приходится руководить целой группой людей и нести за них ответственность. Мы работаем с детскими домами и интернатами для детей и молодых людей с ограниченными возможностями и, знания в юридической сфере мне просто необходимы, часто встают задачи по защите прав и интересов наших ребят. Проводя различные мероприятия, не обойтись без экономических подсчетов.

    В нашей работе важна культуроохранная функция, в т.ч. по изучению, сохранению и использованию культурного наследия для социальных потребностей и интересов разных групп населения, именно наши ребята нуждаются в этом, поэтому эту функцию мы активно используем.

    Так же, мы стараемся творчески развивать наших ребят, но порой сталкиваемся с тем, что развивать необходимо и взрослых, здесь вступает в свои права культуротворческая функция, без которой менеджер СКД, не может полноценно работать.

    По своему опыту могу сказать о том, что менеджер СКД должен заниматься созданием благоприятной культурной среды, стимулированию инновационных идей в социальной и культурной жизни города, региона, страны, государства. Мы должны проводить информационную, просветительскую и даже воспитательную работу. Это тоже является нашей особенностью.

    Выпускники образовательных учреждений в области социально-культурной деятельности могут сегодня быть успешными только при условии обладания высокой общей и профессиональной компетентностью, способностью к самостоятельному повышению профессиональных знаний и умений, получению в процессе обучения необходимых навыков. Менеджер СКД-это образованный, креативный, увлеченный человек, который должен любить свою работу и быть полностью вовлеченным в процесс развития культуры. Особенность нашей деятельности состоит в том, чтобы быть специалистами в различных областях нашей жизни: экономической, социальной, юридической, политической, культурной.

    Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

    Под социально-культурной сферой будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

    Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

    Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

    Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще - в сфере культуры действуют самые различные организации.

    Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

    В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря - быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

    Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот - в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе - применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

    Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., - тем выше их социальная значимость).

    Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

    Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни - не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.



    Поделиться