Производство материальных благ. Способ производства материальных благ

1. Понятие производства и его факторы. Производительные силы.

2. Общественное производство. Общественный продукт и его формы.

3. Производственный потенциал общества и предел производственных возможностей.

Понятие производства и его факторы. Производительные силы

Процесс обмена веществ между человеком и природой, как это уже было отмечено в первой главе, осуществляется путем приспособления элементов природы к человеческому потребления. В процессе труда, а в общем определении - в процессе производства, происходит создание необходимых человеку материальных благ. Следовательно, производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для обеспечения обмена веществ между человеком и природой для самого существования человека.

Производство, независимо от уровня его развития, всегда включает определенные факторы или компоненты. К этим факторам относятся: рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Рабочая сила - это способность человека к труду. Это, другими словами, совокупность физических, умственных и интеллектуальных способностей, которыми обладает человек и которые она использует каждый раз, когда создает необходимые для своего существования блага. С развитием общества происходит и развитие рабочей силы. Человек формирует и развивает все новые и новые свои способности. Каждый новую ступень развития производства формирует и усложняет требования к человеку. В современных условиях человек имеет способность к управлению сложными технологическими процессами, самолетами, космическими аппаратами и т.

Но следует подчеркнуть, что развитие способностей, а значит, и развитие рабочей силы, обусловливается не только развитием вещественных факторов производства. Общественная форма организации последнего тоже способствует таким изменениям в рабочей силе. Скажем, рыночная экономика ставит на повестку дня и делает очень актуальным формирование у человека совокупности умений, которые реализуются в предпринимательских способностях. Огромное значение наличия данной способности, ее уровня и массового проявления в функционировании всего общественного производства даже подталкивает некоторых исследователей к выделению предпринимательской способности как особого фактора производства. Однако это, несомненно, является преувеличением, потому что такая здибнисть- лишь одна из форм проявления человеческих способностей, хотя и играет в рыночной экономике огромную роль.

Каждый человек является носителем рабочей силы, но если взрослый человек имеет, как правило, в полной мере развиты способности к труду, то ребенок или пожилой человек имеют ограниченные способности. В первом случае они еще недостаточно развиты, потенциальные, во втором - уже в значительной степени исчерпаны. Для того чтобы иметь определенные ориентиры в процессе использования рабочей силы, общество в законодательном порядке устанавливает возрастные границы человека, когда он полностью готовой, способной к труду. В нашей стране этот срок установлен от 18 лет до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин.

Рабочую силу еще называют личным фактором производства, подчеркивая, что именно человек, конкретное лицо является носителем способности к труду, то есть носителем рабочей силы. Довольно часто, особенно в трудах западных исследователей, рабочую силу называют еще человеческим ресурсом.

Этот ресурс, как и любой другой ресурс, тоже всегда ограничен. При этом с развитием человечества происходят определенные как положительные, так и отрицательные изменения этого ресурса. Они обусловлены многими причинами как планетарного, так и локального характера. Так, постепенно растет численность населения и в целом повышается его способность к труду через рост квалификации, образования, умений и тому подобное. Однако имеют место и такие негативные факты, как ухудшение общих условий существования человека (загрязнение окружающей среды, перенаселенность отдельных территорий и т.д.). Еще более заметным могут быть эти изменения на локальном уровне, где общепланетарные процессы усиливаются действием тех факторов, которые присущи конкретному обществу.

Рабочая сила является главным движущим элементом производства. Именно она в процессе своей реализации обеспечивает развитие всего общественного производства.

Предметы труда - это все то, на что направлена деятельность человека в процессе создания материальных благ. К предметам труда относятся как те элементы природы, которые человек впервые включает в процесс производства, так и те, которые уже были косвенные человеческим трудом. Примером последних может быть уголь, потребляющих для отримайня тепла, электроэнергии и т. Таким примером может быть металл, который используют во многих отраслях хозяйства для создания определенных материальных благ. Такие предметы труда называются сырье.

В целом же предметы труда или, как часто говорят, природные ресурсы постепенно исчерпываются. Уже в прошлом веке человечество столкнулось с нехваткой многих из них. Так, сегодня население многих стран страдает от недостатка воды, все чаще ученые говорят об ограниченности и не очень отдаленную для человечества перспективу исчерпания нефти, газа, угля и других энергоносителей. Все это ставит перед человечеством на повестку дня вопрос о рациональном использовании всех природным ресурсам.

Средства труда - это все то, что человек размещает между собой и предметом труда, или все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда в процессе создания материальных благ. К средствам труда можно отнести, например, инструмент, станки, оборудование и т. др. К общим средствам труда относятся также производственные помещения, дороги, железные дороги и т.

В совокупности тех предметов, которые принадлежат к средствам труда, как правило, выделяют особую их группу, а именно орудия труда. Они представляют ту часть средств труда, с помощью которых человек непосредственно воздействует на предметы труда. Именно они играют решающую роль в создании материальных благ и именно от них зависит эффективность человеческого труда. От уровня развития орудий труда зависит уровень взаимоотношений между человеком и природой. Именно эта их особая роль позволила К. Марксу высказать мнение о том, что экономические эпохи отличаются между собой не тем, что производится, а тем, как, какими орудиями труда производятся материальные блага.

Особым средством труда является земля. В сельскохозяйственном производстве она выступает и главным объектом, по поводу которых возникают производственные отношения.

Земля, как всеобщее средство производства, имеет не искусственное, а естественное происхождение. За очень редким исключением (например, создание польдеров в Голландии), она не является продуктом человеческого труда и к тому же всегда количественно ограничено. Часть земли используется человечеством в сельскохозяйственном производстве, которое без земли, по сути, невозможно. Земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, не так уж и много на земном шаре. Более того, с увеличением численности населения земного шара антропогенное давление на землю растет и ее определенная часть навсегда выходит из сельскохозяйственного оборота.

С этой точки зрения наша Родина щедро одаренная Божьей милостью, потому что мы имеем большую территорию (в Европе Украина самая большая по территории государство), значительная часть которой представлена равниной с благодатными условиями для сельскохозяйственного производства. При этом в Украине земли сельскохозяйственного назначения - это в основном черноземы, плодородные земли в мире. Этот дар следует хранить и очень экономно и бережно использовать.

Предметы труда, если их объединить со средствами труда, образуют средства производства. Это один из базовых и очень распространенных терминов политической экономии и экономической науки в целом. Но наряду с этим средства производства часто называют еще материальным, или вещественным, фактором производства. В западной литературе этот фактор еще часто определяют как материальные ресурсы. Отметим, что понятие или термин ресурсы все-таки более приемлем, чем факторы, ибо он указывает на их ограниченность.

Средства производства в сочетании с человеком, с его знаниями, умениями, навыками и т.д. образуют производительные силы. В этой совокупности рабочий, как носитель рабочей силы, является главным элементом. Именно он создает средства труда, открывает все новые и новые предметы труда, совершенствует процесс производства и, вообще, ведет себя как определяющий творческий и движущий элемент производительных сил.

Все составляющие производительных сил находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействия, а следствием функционирования производительных сил выступает все многообразие материальных благ, необходимых отдельному человеку и обществу в целом для обеспечения их нормального существования. Схематично составляющие элементы производительных сил представлены на рис.1.

Элементы, которые входят в структуру производительных сил, имеют определенный компенсирующий характер по отношению друг к другу, и это очень важный момент их взаимодействия. Скажем, та или иная страна, которая не имеет больших природных ресурсов, а следовательно, будет ограничена в предметах труда, может иметь высокоразвитые производительные силы. Такой их состояние обеспечивается тем, что средства труда и человеческий фактор могут быть очень развитыми, а это компенсирует определенную ограниченность такой составляющей производительных сил, как предмет труда. Ярким примером ситуации может быть современная Япония. Эта страна имеет очень небольшие природные ресурсы, но, обладая передовыми средствами производства (современные станки, оборудование, средства коммуникации, передовые технологии и т.д.) и высокоразвитым человеческим фактором, "производственные" характеристики которого (уровень образования, квалификации, дисциплины труда, мотивация к труду и т.д.) очень высокие, зато имеет высокоразвитые производительные силы, которые обеспечивают ей одно из ведущих мест среди самых могущественных государств мира.

Другим и, в определенной степени, противоположным примером может быть наша Родина. По сравнению с Японией, и с многими странами Европы, Украина является одной из самых богатых по своим природным ресурсами стран мира. В нашем государстве существует также высокоразвитый человеческий фактор. Его признаками выступают высокий уровень образования, высокий уровень квалификации и другие показатели. Однако средства труда, прежде всего, орудия труда и технологии, преимущественно устаревшие и еще и очень изношены. В большинстве ведущих отраслей износ оборудования достигает 60-70%. Такое положение этого элемента приводит к довольно невысокого уровня производительных сил. Низкий уровень развития производительных сил в Украине является следствием и действия других факторов. К ним, например, можно отнести то, что взаимосвязь и взаимодействие всех элементов производительных сил через неустойчивость и начальный характер развития рыночных отношений еще не отлажены в оптимальном для общественного производства варианте.

Производительные силы входят в перечень важнейших категорий политической экономии. Это обусловлено тем, что прогресс общества всегда связан с развитием производительных сил. Только они создают базу для увеличения производства количества материальных благ, необходимых для существования человека, открывают возможности для решения тех проблем, которые возникают в процессе развития человечества.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

1. Понятие производства. Материальное и нематериальное производство. Продукт труда, его виды

2. Ресурсы и факторы производства. Ограниченность ресурсов

и проблема выбора. Кривая производственных возможностей.

Альтернативная стоимость.

Для удовлетворения все возрастающих потребностей людей

необходимо наличие определенных ресурсов. Ресурсы это сово-

купность всех необходимых условий, используемых при создании

благ; это возможности, которыми обладает и которые применя-

ет общество в конечном счете для удовлетворения своих потреб-

ностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые ,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выде-

ляют экономические, рассматриваемые с точки зрения ограничен-

ности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и

ее недра, леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностя-

ми в трудоспособном возрасте); капитальные (средства производ-

ства – средства и предметы труда) (схема 2.4).

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают фор -

му факторов производства. Существует такие факторы произ-

водства , как труд , земля, капитал, предпринимательская спо-

и информация (схема 2.5).

Процесс труда сознательная целесообразная деятельность

человека, направленная на преобразование вещества природы ради

удовлетворения своих потребностей. Понятие «труд» тесно связа-

но с такими понятиями, как «рабочая сила» и «человек». Рабочая

сила – это способность человека к труду, совокупность физических

и интеллектуальных способностей, реализуемых в процессе трудо-

вой деятельности. Человек – носитель рабочей силы. Все эти три

понятия характеризуют труд как фактор производства.

Капитал как фактор производства – это средства производ-

ства , используемые в процессе производства. Они включают пред-

меты и средства труда. Средства труда – это вещь или комплекс

вещей, чем или с помощью чего человек производит блага. Сред-

ства труда включают в себя орудия труда , то, чем человек непосред-

ственно воздействует на предметы труда (машины, оборудование,

инструменты). Второй элемент средств труда – материальные усло-

вия труда (здания, сооружения, дороги, мосты). Третий – емкости

(цистерны, ящики, бочки), используемые для хранения сырья и го-

товой продукции.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, или

то, из чего производятся блага. Предметы труда включают в себя

предметы труда, данные природой (земля и полезные ископаемые),

и сырье (предметы, подвергшиеся обработке человеком и предна-

значенные для дальнейшей переработки). Сырье, в свою очередь,

делится на готовую продукцию (годную к конечному потреблению

и предназначенную для дальнейшей переработки), и полуфабрика-

ты (предметы труда, для конечного потребления обязательно тре-

бующие доработки). К полуфабрикатам можно отнести макароны,

пельмени, муку, к готовой продукции – молоко, хлеб, яблоки.

Предпринимательская способность – это способность челове-

ка заниматься предпринимательской деятельностью. Предприни-

мательская способность включает в себя такие характерные черты:

идти на риск собственным капиталом; способность соединить во-

едино факторы производства; принимать решения и нести за них

ответственность; всегда быть в творческом поиске.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены.

Огра ниченность ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все

субъекты хозяйствования – и бедные, и богатые, и отдельные люди,

и предприятия, и страны. Однако эта проблема имеет относитель-

ный, а не абсолютный характер. Во-первых, в будущем количество

ресурсов может измениться, а во-вторых, какова бы ни была ве-

личина ресурсов, их все равно не хватит, чтобы удовлетворить все

неограниченные потребности человека. В условиях ограниченности

ресурсов субъект всегда стоит перед проблемой выбора. Но, выбрав

один вариант использования ресурса, субъект должен отказаться

от других, альтернативных вариантов его использования. Альтер-

нативная стоимость – это наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось от-

казаться .

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производ-

ственных возможностей (КПВ) (схема 2.6). Кривая производствен-

ных возможностей это геометрическое место точек (E, L, M,

F и др.), показывающее множество альтернативных вариантов

максимального производства двух товаров при полном использо-

вании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий вид, т. к. для увели-

чения производства одного товара, при неизменных ресурсах, надо

уменьшить производство другого товара. Кривая имеет выпуклый

вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы. И при большем

увеличении производства одного товара надо отказываться все от

большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый

при данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С

характеризует вариант неполного использования ресурсов, когда су-

ществует хроническая недогрузка производственных мощностей, без-

работица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изме-

нится, кривая производственных возможностей может сместиться

влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране увеличива-

ется (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), кривая производственных возможно стей

сдвигается вправо, показывая увеличение производства товаров.

В случае сокращения численности применяемых ресурсов в резуль-

тате войн, стихийных бедствий, эпидемий, исчерпанности залежей

полезных ископаемых кривая производственных возможностей

сдвигается влево, что свидетельствует о сокращении объемов про-

изводства.

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удов-

летворять свои потребности, для чего необходимы определенные

ресурсы. Ресурсы ограничены, их всегда не хватает, чтобы удовлет-

ворить неограниченные потребности людей. Поэтому человек всег-

да стоит перед проблемой выбора. Раскрытию этих вопросов пос-

вящена данная тема.

Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности

следует отличать от желаний. Существуют классификации потребно-

стей по различным признакам. По степени первоочередности удов-

летворения потребности подразделяют на первичные (в продуктах

питания, одежде, обуви, мебели) и вторичные (в образовании, ме-

дицинском обслуживании, туризме и т. д.). По форме по требности

разделяются на материальные (одежда, обувь, жилище), духовные

(книги, музыка), социальные (в уважении, в труде). По призна-

ку насыщаемости потребности можно разделить на насыщаемые

(в продуктах питания, предметах потребления длительного пользо-

вания) и ненасыщаемые (в туризме, спорте, саморазвитии). С точ-

ки зрения субъекта выделяют потребности индивидуальные (от-

дельного человека), коллективные (группы людей, предприятия)

и общественные (потребности общества в целом в общественных

товарах – музеях, парках, маяках). По направленности потреб-

ности подразделяют на личные (отдельных субъектов в предметах

по требления) и производственные (потребности предприятий в

сред ствах производства), Предметы потребления – это блага, ко-

торые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, пред-

меты по требления длительного пользования). Средства произ-

водства – это совокупность средств труда (машин, оборудования,

с помощью которых происходит производство благ) и предметов

труда (сырья, материалов, из которых производятся блага). Средс-

тва производства потребляют предприятия (фирмы) в процес-

се производства благ. По положению в иерар хической системе

потребности подразделяют на абсолютные, действительные, по-

тенциальные, реальные, фактические. Абсолютные потребности

(высший уровень) представляют собою идеальный, внутренний

побудительный мотив к потреблению. Это общие потребности в

одежде, еде, духовном развитии, пр. Они существуют на протяже-

нии всей истории существования человечества. Действительные

потребности (второй уровень) имеют относительный характер

и от ображают объективную, то есть сознательно осмысленную,

потребность человека в конкретных потребительских благах

(предметах потребления и услугах), необходимых для расширен-

ного воспроизводства рабочей силы и всестороннего развития

личности. Они характе ризуют общие потенциальные возмож-

ности общества. Реальные потребности (третий уровень) могут

быть удовлетворены в каждый данный момент имеющимися воз-

можностями производства и социальными условиями. Платеже-

способные потребности (четвертый уровень) - это те потреб-

ности, которые в рыночных условиях могут быть реально удовлет-

ворены определенными объемами предложения товаров и услуг,

и они обязательно обеспечены денежным покрытием. Фактичес-

кие потребности (самый низкий, пятый уровень) определяют-

ся объемом средств существования, который практически может

обеспечить физическое выживание человека (схема 2.1).

Наиболее распространенной в экономической литературе явля-

ется классификация потребностей по А. Маслоу (схема 2.2). Са-

мые низшие потребности – физиологические. Это базовые потреб-

ности. Потребности более высокого уровня – в безопасности. Эти

два вида потребностей имеют все живые организмы. Потребности

в социальных контактах, в уважении – более высокого уровня, они

присущи только человеку. Потребность в саморазвитии является

наивысшей.

Величина потребностей регулируется всеобщим экономичес-

ким законом возвышения потребностей (схема 2.3). В соответ-

ствии с этим законом величина и структура потребностей опреде-

ляется уровнем развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил в свою очередь зависит

от уровня развития человека (его образования, квалификации, куль-

туры) и средств производства.

Величина потребностей также зависит от образования людей,

уровня их доходов, окружения, возраста, пола и т. п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Производство материальных благ Основы жизни человеческого общества

2. Производство и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов

3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

4. Пути и факторы повышения эффективности общественного производства РБ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.

Вместе с тем расширение капиталистических отношений сковывалось многочисленными феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.

Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита.

1. Производство материальных благ. Основы жизни человеческого общества

Понятие «способ производства материальных благ» впервые ввели в социальную функцию Маркс и Энгельс. Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе. Способ производства матер благ -- это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения матер. и духовных потребностей. Способ производства матер благ -- диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Производительных силы -- это те силы (ч-к, средства и предметы труда), при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Средства труда (машины, станки) -- есть вещь или комплекс вещей, которые ч-к помещает между собой и предметом труда (сырье, вспомогательные материалы). Разделение и кооперация общественных П. С. способствует развитию матер. производства и общества, совершенствованию орудий труда, распределению матер. благ, оплаты труда.

Производственные отношения -- это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Материальность П. О. выражается в том, что они складываются в процессе матер производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер.

Общество представляет собой определенное множество взаимодействующих людей, имеющих целью поддержание своей жизни, производство и воспроизводство условий своего существования. Единичный индивид не мог бы составить общественную группу, какой бы она ни была, не мог и быть "обществом", а его сознание - социальным, т. е. он не был и человеком. Общество возникает исторически при наличии известного минимума взаимодействующих индивидов, имеющих, несмотря на свое своеобразие, общие потребности, интересы и цели. Одной из таких целей является совместная трудовая деятельность, посредством которой добывается пища, строится жилье и т.п., и одновременно с этим развиваются первоначальное мышление и средство коммуникации - язык. Труд явился источником появления и развития общества. Труд (как целостный социальный феномен) относится к материальной деятельности, к материальной сфере общества.

Труд человека включает в себя несколько моментов, в том числе и духовный компонент - целенаправленность. Деятельность, вообще-то, свойственна и многим представителям животного мира, например, бобрам, строящим плотины, птицам, создающим гнезда. Но трудовая деятельность человека отличается от подобной "работы" тем, что она основывается не столько на инстинкте, сколько на осознании цели, на идеальном. Труд человека неотрывен от начинающегося исторически или от развивающегося в дальнейшем сознания, от постановки все более и более разветвляющихся целей. Трудовая деятельность, связанная с освоением не только новых явлений, но и сущностей предметов, формирует новые идеальные модели и побуждает к их реализации. Целенаправленность деятельности (хотя она бывает порой и хаотичной, и инстинктивной) есть характерная черта человека.

Созидательно-культурологическое понимание труда нисколько не преуменьшает роли его экономической трактовки. Если не завершать характеристику труда его культурологическим масштабом, а, наоборот, начинать с него и идти в своем рассмотрении вглубь и в соотношение видов труда, то мы придем в конечном итоге к тому, что первая концепция (а точнее сказать - первый подход) есть изначальный, исходный рубеж понимания труда, да и общества в целом. Действительно, чтобы писать романы, создавать музыкальные произведения, управлять людьми и т.п., нужно, чтобы писатель, музыкант или управленец имели пищу, одежду и многое другое из материальных вещей, а все это, как известно, не выпадает из облаков, как дождь, а производится людьми в их материально-производственной сфере. Для ученых необходимы многие приборы (микроскоп, энцефалограф и т.п., даже бумага или карандаш, которыми они пользуются и которые они получают из материально-производственной деятельности. Но если и выводить другие виды труда из этой деятельности, что допустимо, то сводить их к ней нельзя; необходимо видеть и своеобразие разных видов трудовой деятельности, характеризующих многоаспектность общества, его материальной и духовной культуры.

Какой бы концепции трудящихся мы ни придерживались (а надо все же признать, что с философской точки зрения более верной является вторая, которая, кстати, включает в себя при определенных оговорках и ограничении и первую), понимание труда остается в принципе одинаковым. Труд есть материальная основа функционирования и развития общества.

Познакомимся теперь непосредственно со структурой материального производства (духовное производство относится к духовной сфере общества). Здесь традиционно выделяются производительные силы и производственные отношения.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Отдавая дань традиции, можно указать, что производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т.п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Отмечая, что люди есть главная производительная сила, мы имеем в виду их потенциальную возможность стать таковой силой; а главное - их соединение, взаимодействие со средствами труда и производства (в процессе такого взаимодействия) материальных благ, средств обеспечения услуг (в том числе в здравоохранении, науке, образовании) и средств производства. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда. Таковы две стороны, или подсистемы, производительных сил, как они были представлены в большинстве учебников по философии вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Однако такое представление, опирающееся на марксистскую традицию, оказывается недостаточно полным. Все чаще к подсистемам производительных сил присоединяют технологию (или технологический процесс), управление производственным процессом, в том числе с включением в него компьютеров. Эта третья подсистема дополняется еще четвертой подсистемой - производственно-экономической инфраструктурой. К ней относятся части, или элементы, экономического процесса, носящие подчиненный, вспомогательный характер, обеспечивающие нормальное функционирование конкретного предприятия, совокупности предприятий в пределах того или иного региона или народного хозяйства в целом. В производственно-экономическую инфраструктуру включаются транспорт, железные и шоссейные дороги, производственные и жилые (относящиеся к тому или иному ведомству) здания, коммунальное хозяйство, обеспечивающее производство, и т.п. К производительным силам следует отнести также знание (или науку). Уже К. Маркс отмечал, что наука становится (это относилось к XIX столетию) производительной силой общества. Он считал, что научное знание является "всеобщей производительной силой"; накопление знаний и навыков, по К. Марксу, суть "накопления всеобщих производительных сил общественного мозга". Впоследствии ортодоксальные марксисты вплоть до конца XX столетия продолжали заявлять, видимо, опасаясь обвинений в ревизионизме, что производительные силы состоят только из двух подсистем, а наука якобы и в XX веке продолжает лишь "становиться" производительной силой. Между тем, уже с начала новейшей научно-технической революции, т. е. примерно с середины XX столетия, стало очевидным историческое по своей значимости явление, каковым стало превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Д. Белл, например, в 1976 году писал, что к основным чертам постиндустриального общества относится прежде всего "центральная роль теоретического знания". Он пояснял: "Каждое общество всегда опиралось на знания, но только в наши дни систематизация результатов теоретических исследований и материаловедения становится основой технологических инноваций. Это заметно прежде всего в новых, наукоемких отраслях промышленности - в производстве компьютеров, электронной, оптической техники, полимеров - ознаменовавших своим развитием последнюю треть столетия".

Ключевое место в системе производственных отношений занимает собственность (иногда ее трактуют как "имущественные отношения"). Экономические отношения собственности имеют юридическое оформление, закрепляются юридическими актами.

Отношения собственности бывают разных видов - владения, невладения, совладения, пользования, распоряжения. Особая форма собственности - интеллектуально-духовная: на произведения искусства, научные открытия и т.п.

В самом начале развития общества собственности как таковой (на вещи, на людей) не было; это была, правильней сказать, личностная собственность внутри племени, общины и имеющая название (с учетом того, что люди вынуждены были кооперировать свои средства и усилия при охоте, рыболовстве, земледелии) "общинной", "родоплеменной", "совокупно личностной". При кооперировании использовалось и разделение труда - между женщинами и мужчинами, между взрослыми и детьми, между людьми с разными навыками и т.п., а распределение получаемых благ совершалось с установкой не позволить умереть ни себе, ни своим сородичам. В дальнейшем (при совершенствовании средств труда, разделения трудовых действий и т.п.) стало возникать такое количество пищи и иных благ, что индивиды могли прокормить не только себя, но и некоторых соплеменников или людей другого племени; возникла возможность плененных в столкновениях с другой группой людей не убивать, а использовать как рабочую силу и тем самым накапливать собственность (сами пленные - производители материальных благ - считались вещами).

2. Производство и ресурсы. Проблемы ограниченности ресурсов

Современные проблемы нерационального использования ресурсов

Понятно, что ресурсы действительно ограничены и необходимо относиться к ним экономно. При нерационально использовании ресурсов говорить о проблеме их ограниченности необходимо, ведь если не остановить пустую трату ресурса, в будущем, когда он будет необходим, его просто не будет. Но, хотя проблема ограниченности ресурсов ясна уже давно, в разных странах можно увидеть яркие примеры расходования ресурсов попусту. Важным направлением является сертификация энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств и, конечно, энергетических ресурсов. Все это базируется на сочетании интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов, а также на заинтересованности юридических лиц в эффективном использовании энергетических ресурсов. При этом, даже на примере среднего Урала, ежегодно в области расходуется 25-30 миллионов тонн условного топлива (т у.т.), а нерационально используется примерно 9 миллионов т у.т. . Получается, что в основном нерационально расходуются именно привозные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). При этом около 3 миллионов т у.т. можно сократить за счет организационных мероприятий. Большинство планов по энергосбережению преследуют именно эту цель, но пока не могут ее добиться.

Также примером нерационального использования полезных ископаемых может служить открытый карьер по добыче угля под Ангреном. Кроме того, на ранее разработанных месторождениях цветных металлов Ингичка, Куйташ, Калкамар, Кургашин потери при добыче и обогащении руды достигли 20-30%. На Алмалыкском горнометаллургическом комбинате несколько лет тому назад из обрабатываемой руды не полностью выплавлялись такие сопутствующие компоненты, как молибден, ртуть, свинец. В последние годы, благодаря переходу к комплексному освоению месторождений полезных ископаемых, степень непроизводственных потерь значительно снизилась, но до полной рационализации ещё далеко.

Правительство утвердило программу, направленную на приостановление деградации почв, в результате которой ежегодный ущерб, наносимый экономике, составляет более 200 млн. USD.

Но пока программа только вводится в сельское хозяйство, а в настоящее время процессами деградации различной степени затронуто 56,4% всех сельскохозяйственных угодий. По оценкам ученых, процессы деградации почвы усилились в последние десятилетия в результате нерационального использования земельных ресурсов, уменьшения площадей защитных лесонасаждений, разрушения противоэрозионных гидротехнических сооружений, природных катаклизмов. Финансирование программы на гидромелиоративные противоэрозионные работы предусматривается осуществить за счет внебюджетных фондов заинтересованных министерств и ведомств, денежных средств от купли-продажи земель публичной собственности, от сбора земельного налога, за счет средств хозяйствующих субъектов и государственного бюджета. По мнению экспертов, задействованных в программы поддержки сельского хозяйства, проблема деградации почвы обостряется с каждым днем, но осуществление государственной программы более чем проблематично в условиях финансового дефицита. Государству не удастся собрать необходимые средства, а хозяйствующие субъекты аграрного сектора не располагают средствами для инвестирования в почвозащитные мероприятия. В 2003-2004 гг. правительство разработало 15 концепций, 16 стратегий и 39 государственных или отраслевых программ. Сколько времени пройдёт до того, как программа принесет результаты? И сколько земельных ресурсов успею за это время прийти в негодность?

Принципиально важным свойством биологических ресурсов является их способность к самовоспроизводству. Однако в результате постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую среду и чрезмерной эксплуатации сырьевой потенциал биологических ресурсов сокращается, а популяции многих видов растений и животных деградируют и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому для организации рационального использования биологических ресурсов необходимо прежде всего обеспечивать экологически обоснованные лимиты их эксплуатации (изъятия), при которых исключаются истощение и утрата способности биоресурсов к самовоспроизводству.

3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться. Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары. Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые « слаборазвитые страны » настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты. Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей. Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов. Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

4. Пути и факторы повышения эффективности общественного производства РБ

Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами и производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом. В значительной степени необходимые условия для этого создает рыночная экономика.

При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально- экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Важнейшими факторами повышения эффективности производства здесь выступают:.

Ускорение научно- технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;

Структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

Совершенствование развития диверсификации, специализации и

Кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;

Разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

Усиление социально- психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.

В зависимости от места и сферы реализации пути повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться. Вторая группа факторов - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д.

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

Переход к рыночной экономике вносит ряд существенных корректив в теорию и практику оценки экономической эффективности, отбора и реализации оптимальных вариантов производственно- хозяйственных решений.

Во- первых, существенно повышается экономическая ответственность за принимаемые производственно- хозяйственные решения по сравнению с обоснованием эффективности принимаемых решений в условиях тотального огосударствления экономики, когда преобладало безвозмездное финансирование капитальных вложений и предприятия по существу не несли материальной ответственности за достоверность оценки и фактическую эффективность технических и организационных мероприятий, соответствие проектной и фактической эффективности.

Совершенно другое положение в условиях рыночной экономики, когда собственник средств несет полную материальную ответственность за конечные финансовые результаты производственной деятельности, т.е. происходит персонализация материальной и финансовой ответственности. В этих условиях расчеты и обоснование экономической эффективности уже не носят формального характера, как это имело место в централизованно управляемой экономике, когда, как правило, проектная и фактическая эффективность принимаемых решений не совпадали.

Во- вторых, усиление ответственности за принимаемые решения тесно связано и с повышением степени риска в инвестиционной деятельности и развитии производства, когда регулятором производства главным образом выступают рыночные отношения, здесь уже необходима целая система страхования, независимой экспертизы проектов, использование услуг консультативных фирм.

В- третьих, учитывая динамичность производства и инвестиций, усиливается значение оценки фактора времени при обосновании и достижении финансовых результатов на основе дисконтирования (формулы сложных процентов)

В- четвертых, в отличие от командно- административной системы управления в условиях рыночных отношений и многообразия форм собственности взамен единых, централизованно утверждаемых экономических норм и нормативов эффективности, применяются индивидуальные нормативы, формирующиеся под влиянием рынка. При этом индивидуальные нормы весьма динамичны, они изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все основные пути повышения эффективности в виде схемы:

Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. До последнего времени НТП проистекал эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП: широкое освоение прогрессивных технологий автоматизация производства создание использование новых видов материалов.

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность использования конструкционных и других материалов, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных малоотходных и безотходных технологических процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения - решающее условие ускорения НТП, реконструкции всего народного хозяйства. Нельзя забывать и об использовании вторичных ресурсов.

В Республике Беларусь согласно замыслам инициаторов рыночных преобразований, решение задачи подъёма национальной экономики должно было произойти автоматически, при переходе от социалистической, государственной формы собственности к капиталистической, частной форме. Предполагалось, что ”крах коммунистической системы” приведет к быстрому улучшению экономических показателей и повышению уровня жизни.

Однако ожидающегося чуда не произошло. В ходе реформ выяснилось беспочвенность надежд на автоматическое решение вопросов оживления производства. Больше того, кампания по разгосударствлению и приватизации государственной собственности во многих случаях обернулась прямым разрушением производительных сил, сокращением выпуска продукции, хищениями государственного (общенационального) достояния. Таким образом, проблема реформирования отношений собственности не столь проста, как казалось, и ее результаты не столь очевидны. Объяснение этому надо искать в том, что рассматриваемая проблема включает два раздельных, хотя и тесно взаимоувязанных аспекта:

Во-первых, это перевод отношений собственности, унаследованных от централизованно планируемой экономики, на либерально- рыночное рельсы;

Во-вторых, это решение вопроса о повышении общей эффективности национальной экономики, обеспечении ее конкурентоспособности, достижении мировых показателей в производительности и качестве продукции.

Что касается первого аспекта (рыночно- капиталистическое реформирование отношений собственности), то здесь все достаточно ясно. На этот счет имеется множество рекомендаций, исходящих как от международных организаций, так и от правительственных экспертов и предпринимательских кругов. Все сходятся на том, что есть незыблемые общие закономерности и принципы политики реформ, пренебрежение которыми означает лишь повторение чужих и собственных ошибок и что существует так называемый порядок мирового рынка, который заставляет все страны подтягивать свою экономику до мировых стандартов.

Существует консенсус и относительно механизма реформирования. В основу его положено радикальное преобразование отношений собственности - разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и муниципальной) собственности, поддержка частного предпринимательства, создание ”настоящего” (”ответственного”) собственника-хозяина. Если говорить о подъеме национального производства, выводе его на мировые рубежи, то, несмотря на принимаемые меры, частую корректировку курса реформ, заметных сдвигов в этом направлении нет.

Бесчисленные рекомендации международных финансово- банковских организаций в части реформирования собственности, а также законодательные акты Беларуси по вопросам разгосударствления и приватизации при неизбежных различиях объединяет одно общее свойство: как правило, их предельными целевыми ориентирами являются закрепление приоритетности приватизации, определение условий и механизмов ее проведения, выработка мер по поддержке частного предпринимательства. Как свидетельствует анализ подобных документов, довлеет формальная- административно- правовая сторона дела.

Однако главное даже не в этом, а в том, что реформирование отношений собственности, реструктуризация экономики мыслятся и осуществляются исключительно на уровне отдельных предприятий. Парадоксально, но в принятом подходе совершенно упускается из вида аспект повышения эффективности национального производства в целом - в его государственном, национальном масштабе. Решение этой ключевой задачи как бы переносится ”на потом”, связывается с бесконечной цепочкой банкротств, санаций, разукрупнения промышленных ”гигантов”, демонополизацией и прямой ликвидацией предприятий.

Повышение эффективности производства рассматривается только применительно к отдельным предприятиям. Причем под эффективностью подразумевается достижение достаточной прибыльности производства безотносительно к сфере деятельности и производимой продукции.

Одной из основных целей приватизации в России (как и в Беларуси) было повышение эффективности предприятий. Однако проведенные исследования, как правило, не позволяют сделать вывод о том, что перелом в эффективности уже наступил и предприятия негосударственного сектора работают лучше государственных.

Однако следует заметить, что результаты получены путем прямого сопоставления показателей хозяйственной деятельности предприятия двух секторов и в этом отношении являются достаточно грубыми. Хотя и по ним можно сказать, что предприятия негосударственной сферы немного обгоняют государственные. А если учесть тот факт, что условия спроса на продукцию последних в данном периоде были значительно благоприятнее, то можно заметить, что, если бы у негосударственных предприятий они были такими же, то их эффективность была бы заметно выше, чем у государственных предприятий.

Чтобы получить больше потребительских благ в будущем, люди вынуждены часть своего текущего труда направлять на создание производственных благ - физического капитала. Инвестиции представляют собой ресурсы, затрачиваемые на создание капитальных благ.

Капитальные блага в процессе их использования изнашиваются и приходят в негодность. Инвестиции могут направляться как на воспроизводство износившихся капитальных благ, что необходимо для осуществления производства потребительских благ в прежнем масштабе (простое воспроизводство), так и на производство дополнительных капитальных благ, что необходимо для расширенного воспроизводства потребительских благ.

Весь объём инвестиций, осуществлённый в экономике за какой-то отчётный период, называется валовыми инвестициями. Часть инвестиций, идущая на воспроизводство износившихся капитальных благ, осуществляется за счёт амортизационных отчислений. Увеличение же объёма капитальных благ происходит за счёт затрат дополнительных ресурсов, называемых чистыми инвестициями.

Каждый раз при осуществлении чистых инвестиций (капиталовложений) действующий производственный физический капитал увеличивается на эту же стоимостную величину в текущих ценах чистых инвестиций.

Однако стоимость всего производственного капитала изменится за этот период ещё и под воздействием инфляционных процессов.

Заключение

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Список использованных источников

1. В.Я. Иохин «Экономическая теория», Москва, ЮРИСТ, 2000

2. Е.Ф. Борисов «Экономическая теория в вопросах и ответах», Москва, ЮРИСТ, 2000

3. Под редакцией Д.Д. Москвина «Основы экономической теории. Политэкономия», Эдиториал УРСС, Москва, 2001

4. Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов.» М. 2005

5. С.В. Мочерный, В.Н. Некрасов, В.Н. Овчинников, В.В. Секретарюк В.В.

6. Э. Райхлин «Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции», Москва 2000

7. «Экономическая теория: Курс лекций», Иркутск, изд-во ИГЭА, 1996 г.

8. «Экономическая теория: Хрестоматия», сост. Е.Ф. Борисов, Москва, Высшая школа,2000

Подобные документы

    Общая характеристика и этапы развития классической политической экономии. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии. Экономические учения представителей классической школы: А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж.С. Милля.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    Классификация экономических благ. Понятие чистого частного блага. Характерные особенности общественных благ. Виды общественных благ и их свойства. Общая характеристика частных благ. Проблема ограниченности благ. Роль экономических благ в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2012

    Материальное и нематериальное производство. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Простое товарное производство, производство централизованной и рыночной экономики.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Исторические условия возникновения новой школы классической политической экономии. Исходный пункт экономической теории Смита, его решающий фактор создания богатства. Анализ разделения труда у Смита. Особенности экономического учения Давида Рикардо.

    реферат , добавлен 02.11.2013

    Сущность и значение общественных благ. Классификация общественных благ и их специфические черты. Производство общественных благ и особенности спроса на них. Предоставление общественных благ посредством рынка и государства в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Возникновение социально-экономических отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Материальное производство - основа жизни и развития общества. Структура экономической системы, ее субъекты.

    лекция , добавлен 05.11.2011

    Состав процесса возобновления общественных благ: воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. Четыре фазы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Простое, суженое и интенсивное воспроизводство.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

    Раскрытие социально-экономической сущности производства и воспроизводства материальных благ. Понятие экономического роста и характеристика его типов. Оценка производственных возможностей и определение факторов роста экономики РФ в условиях глобализации.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Сущность и теоретические основы эффективности в распределении благ и производства. Современное состояние, перспектива эффективности производства и национального продукта. Прогноз эффективности распределения благ в народнохозяйственном кругообороте.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2015

    Предмет, структура, методология и функции экономической теории. Производство – процесс создания материальных благ. Производственные возможности общества. Экономические системы, их основные типы. Сущность рынка, его элементы. Рынки факторов производства.

Человеческая история насчитывает тысячелетия, но во все времена человеку были и остаются необходимы воздух, вода, одежда, жилье. Все, в чем нуждается человек, чем он удовлетворяет свои потребности, называется благами.

Благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек. Для того чтобы разумно организовать свою жизнедеятельность, человеку необходимо разбираться в этих благах. В настоящее время различают блага:

· данные природой и производственные;

· потребительские и инвестиционные;

· частные и общественные;

· воспроизводимые и невоспроизводимые;

· свободные и ограниченные.

Природа дает человеку воздух, воду, землю, и эти блага есть необходимое условие существования человеческого общества. Это природные блага. Человек единственное существо на планете, способное трансформировать, то есть преобразовывать вещество природы в необходимые ему блага. Из дерева человек может сделать стол, стул и все, что ему потребуется. Такие блага называются производственными. В зависимости от того, как мы их используем, различают потребительские и инвестиционные блага. То, что предназначено для потребления в домашних хозяйствах, становится потребительским благом. Это вся совокупность бытовых приборов, мебели, одежды, продуктов питания. Инвестиционные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, которые необходимы для производства других благ. Автомобиль, используемый для перевозок сырья на предприятии, относится к инвестиционным благам, а используемый в быту -- к потребительским.

В зависимости от того, чьи потребности удовлетворяет то или иное благо, различают частные и общественные блага. Домашний автомобиль -- это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане -- общественное благо.

Важнейшей для нас характеристикой благ, которая никак не связана с их физическими свойствами, является разграничение свободных и ограниченных благ. Свободные блага имеются в количестве, превышающем потребности людей в данный момент. Примером может служить воздух. Ограниченными являются блага, потребность в которых больше, чем их имеется, то есть спрос на которые превышает предложение. Именно ограниченность благ становится условием, которое побуждает человека искать возможность получить эти блага и заняться бизнесом. Ограниченные блага возникают потому, что не все блага могут быть произведены. В зависимости от возможности пополнить запасы потребляемых благ их разделяют на воспроизводимые и невоспроизводимые. В природе имеются ограниченные запасы нефти, газа и других природных ресурсов. В процессе своей жизнедеятельности человек потребляет их, но не в состоянии восполнить запасы, которыми располагает наша планета. Это пример невоспроизводимых благ. Образцом воспроизводимых благ может быть бумага, которая потребляется для передачи знаний и постоянно воспроизводится для удовлетворения определенных потребностей людей. Очень важно понимать, что возможность воспроизводить блага ограничена количеством благ, имеющихся в природе. Так, например, бумага может быть произведена из папируса, пергамента, риса, древесины. Запасы сырья для производства папируса редки, пергамент очень трудоемок в производстве, не так много климатически пригодных мест для выращивания риса. Поэтому бумага, произведенная с помощью технологий, использующих дерево в качестве ресурса, -- самая распространенная. Эти обстоятельства характеризуют ограниченные материальные блага по отношению друг к другу с точки зрения редкости. Вторая существенная характеристика ограниченных материальных благ -- недостаточность. Эта черта связана с потребностями общества в благах. А если удовлетворение потребностей идет за счет одного ресурса (запаса), то возникает проблема выбора какую из них удовлетворить и в какой мере. Поэтому выбор становится важным действием в экономике, обусловленным ограниченными материальными благами. Существование человека связано не только с удовлетворением имеющихся потребностей, но и с тем, что потребности постоянно растут, развиваются. Ограниченные материальные блага препятствуют удовлетворению потребностей. Для преодоления этого, естественного в нашей природе ограничения, человек заинтересован или сам произвести необходимые ему блага, или найти возможность получить их каким-либо другим путем.

Стремясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности. При этом есть качества, в той или иной мере присущие всем членам общества.

Человек -- это активная, движущая сила. Ему от природы присущи качества таким образом, которые специфически реализуются в условиях ограниченности материальных благ, что возникает бизнес. Глубинное качество человека, на которое обращал внимание еще основатель политической экономии Адам Смит, -- это природный эгоизм. В условиях рынка это человеческое свойство проявляется особенным образом.

Рынок -- механизм обмена, который сводит продавцов и покупателей продукта.

Мы получаем свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса. Пекарь хочет заработать. Мы хотим хлеба. Мы вступаем во взаимодействие друг с другом по поводу хлеба. Не ради другого, не в порыве заботы о преуспевании другого, а из своих эгоистических побуждений, исходя из своих экономических интересов. Наши собственные интересы побуждают нас находить нужды, потребности других членов общества, так как, удовлетворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.

Такое человеческое качество, как стремление к росту благосостояния, с одной стороны, проявляется во все большем росте потребностей индивидуума, с другой, заставляет его искать неудовлетворенные потребности в обществе и осуществлять то, что нужно другим. Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние, человек делает то, в чем нуждается общество в целом.

Адам Смит писал: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратиться к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, -- таков смысл высказывания всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим о наших нуждах, а об их выгодах».

Выгода движет человеком, когда он вступает в отношения обмена. Обмен -- это ключевое звено бизнеса. Без обмена бизнес не существует. Через обмен человек получает возможность приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своей потребности. Именно в результате обмена индивидуум получает необходимый ему продукт. Выбор, который делает человек при обмене, всегда обусловлен выгодой. Выгода всегда связана с экономией рабочего времени, и поэтому обмен и выгоден, и нужен всем участникам. При этом выгода выступает в форме материальных благ.

Склонность к обмену -- важнейшее человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни общества. Ни одно живое существо в природе не обладает таким качеством. Только человек способен обменяться с другими принадлежащими ему благами.

Отношения обмена делают возможными разделение и специализацию труда, что позволяет добиться экономии рабочего времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, по существу, создают экономическую систему. Адам Смит писал, что экономическая система по сути своей -- это громадная сеть связей между специализированными производителями, которых соединяет «склонность к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой». В разделении труда синтезируется эгоистическая и коллективистская природа человека. Работая на себя, на удовлетворение своих потребностей, индивидуум специализируется на отдельном виде деятельности, предполагая удовлетворить результатами своего труда, теми материальными благами, которые он производит, отдельных членов общества, и, в свою очередь, получить взамен удовлетворение своих потребностей.

Особенным человеческим качеством, лежащим в основе устройства экономической жизни общества, является стремление к совершенству. Все, что бы ни делал человек, он все время совершенствует.

Поэтому растет предложение все более совершенных материальных благ, появляются потребности в них, растет общая совокупность потребностей общества.

Дух соперничества, присущий человеку, проявляется на рынке в форме конкуренции. Все производители стремятся удовлетворить платежеспособный спрос на материальные блага продуктами своего производства и получить от этого выгоду. Поэтому они стремятся сделать качество производимых продуктов выше, чем другие производители, продавать их по ценам, обеспечивающим выгоду, но ниже, чем цены других производителей. Каждый из производителей материальных благ на рынке выбирает для своей деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, он происходит свободно, то чаще всего складывается ситуация, когда несколько производителей занимаются изготовлением аналогичных продуктов. При этом взаимоотношения между производителями принимают настолько резкие формы, за что они получили название «конкурентная борьба».

Склонность к копированию, подражательность делает возможным для отдельных производителей быстро перенимать удачный опыт на рынке, что дает возможность обществу быстрее развиваться, создает условия для технического прогресса.

Все это не мешает участникам рыночных отношений обладать качеством, которое называется «жажда справедливости». Осуществляя обмен произведенных продуктов, каждый стремится добиться эквивалентности, то есть справедливости в его пропорциях. Каждый из участников стремиться защитить свою собственность.

Чувство собственности, присущее человеку, -- одно из основных качеств, на котором базируется экономика. Именно это качество побудило человечество создать сложнейший механизм закрепления за отдельным индивидуумом его собственности. Собственность проявляется через права владения, пользования, распоряжения материальными благами. Стремление иметь собственность является самым сильным побудительным мотивом для трудовой деятельности людей.

Одним из удивительнейших человеческих качеств является природный гуманизм. Настолько сложна природа человека, что наряду с погоней за собственной выгодой, людям не безразлично положение других членов общества, их судьба. Многие оказывают помощь пострадавшим после природных катаклизмов, помогают слабым и больным. По мере насыщения рынка различного рода материальными благами покупатели начинают интересоваться не только самими продуктами, которые они покупают для удовлетворения своих потребностей, но и производителями, их гражданской позицией в обществе.

Все эти качества в совокупности формируют экономическую жизнь общества, принципы взаимодействия отдельных его членов. Их знание позволяет грамотно анализировать происходящие в хозяйственной жизни процессы и правильно организовывать поведение своей фирмы на рынке.



Поделиться